Введение
Используя обстановку глубокого экономического, идеологического и духовного кризиса 90-х годов, а также возросший интерес населения к религии, в Россию внедрились многие нетрадиционные религиозные организации, которые пользуются в мире скандальной известностью и известны как деструктивные культы или тоталитарные секты.
В настоящей работе рассматривается вопрос экономической выгоды существования различных религиозных организаций и сект. Актуальность проблемы состоит в том, что с помощью хорошо отработанных приемов психологического воздействия для вербовки новых членов культы (секты) умело вовлекают в свои ряды тысячи наших обманутых граждан, в основном молодого возраста 15-35 лет, вырывая их из жизни семьи и общества.
У членов культов изменяются ценностные ориентиры и установки, которые были воспитаны с детства, приобретены в процессе обучения и межличностного общения, т.е. меняются свойства личности, связанные с социально-психологической адаптацией к социуму.
Целью настоящей работы является изучение выгоды для государства и руководителей таких организаций при существовании их в России, на основе исследования негативного социально-психологического воздействия деструктивных культов (тоталитарных сект).
В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1. Обзор зарубежной и отечественной информации по деструктивным культам.
2. Изучение вопросов формирования психологически зрелой личности.
3. Исследование вербования в секты на примере наиболее распространившегося в России деструктивного культа «Свидетели Иеговы».
4.Экспериментальные исследования характерных черт личности последователей культов.
5. Рассмотрение вопроса экономической выгоды существования данных организаций.
Объект исследования: деятельность религиозных организаций.
Предмет исследования: воздействие на сознание людей лидеров сект, цели этого воздействия, экономическая выгода и сотрудничество с представителями государственного аппарата.
Выдвигаемые гипотезы:
1) формирование психологической зависимости от культа;
2) изменение черт личности и поведения в связи с изменением направленности жизни на интересы культа.
1.Социально-психологические аспекты культового воздействия
1.1 Основные определения и критерии оценки деструктивности культов
Исследования: «Организация
... как организована воспитательная работа в пенитенциарной системе? Тема исследования: «Организация воспитательной работы в пенитенциарной системе». Объект исследования – воспитательная работа в пенитенциарной системе. Предмет исследования – организация воспитательной работы с осужденными. Цель исследования – на основании теоретического анализа организации воспитательной работы в пенитенциарной ...
Приведем имеющиеся определения понятий: секта, культ, деструктивный культ, тоталитарных секта.
Под словом «секта» в словаре русского языка Ожегова понимается:
1) учение, отколовшееся от традиционной религии.
2) группа лиц, замкнутых на свои узкие интересы.
В Большом энциклопедическом словаре:
Секта — религиозное учение, основанное на смешении вероучений известных мировых религий, ложном их толковании или/и привлечением новых дополнительных элементов, служащих для доказательства «единственно истинной религии». Слово «секта» происходит от латинского слова «отсекать».
Дэвид Майерс в книге « Социальная психология» определяет секту как группу, обычно характеризуемую:
1) особым ритуалом поклонения Богу или человеку;
2) изоляцией от окружающей «злой» культуры:
3) наличием харизматического лидера. (Ересь в отличие от секты есть лишь ответвление официальной религии).
В Большой Советской энциклопедии:
Сектантство — общее название различных религиозных групп, общин и объединений, отделившихся от господствующих направлений в буддизме, исламе, иудаизме, христианстве и находящихся в оппозиции к ним. Сектантство остается антиобщественным и реакционным. Для сектантов характерны религиозный фанатизм, проповедь аскетизма и отказ от мирской жизни, психология избранничества.
Теологи вкладывают в понятие «культ» латинское значение этого слова — «поклоняться», «почитать» что-либо:
1) культ — группа людей, убеждения которых основаны на представлении о превосходстве определенного лидера, трактующего доктрину культа так, что она отрицает центральную доктрину христианства или другой традиционной религии (индуизм, буддизм, ислам и др.).
2) «Культы определяются, как религиозные организации, стремящиеся находиться вне основного потока доминантных религиозных форм, существующего в любом обществе» https://www.k-istine.ru/ .
3) «Культ христианства есть группа людей, которые, называя себя христианами, принимают конкретную систему вероучений, проповедуемую одним человеком, группой людей или организацией и отрицающую (явно или неявно) одно или несколько основополагающих учений христианской веры, изложенных в 66 книгах Библии» Православие и христианские разделения / Под. ред. прот. Иоанна Свиридова. — М.: Изд-во «Центр по изучению религий», 2006..
Там же авторы разделяют внутреннюю и внешнюю деструктивность культа.
Деструктивный культ — разновидность культа, разрушительная по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (в этом заключается внутренняя деструктивность), а также разрушительная к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (в этом заключается внешняя деструктивность).
Из приведенных определений следует, что понятия «культ» и «секта» идентичны. Если подчеркивают наиболее острые формы разрушительного (деструктивного) воздействия на личность человека идеологии культа (секты) и тотального контроля его сознания, то добавляют в названии: деструктивный культ или тоталитарная секта.
Секты и культы, их влияние на человека
... ждут любого человека, который сам избрал для себя путь, без предварительной «обработки» сознания. секта культ религия зависимость 3. Влияние на личность «Бесспорный учитель», гуру, которого боятся и любят, ... той или иной форме. Можно отметить, что принцип работы сект и культов основываются на психологии человека. И только религии и церковь не агитируют, не заманивают, не обещают, а ...
Оценке критериев деструктивности культов посвящены работы главного консультанта Информационно-аналитического центра святителя Марка, епископа Ефесского при Московской Патриархии, доктора философских наук Дворкина Александра Леонидовича, который много лет работал с культами за рубежом.
Оценить деструктивность культа и наличие н его деятельности психологического насилия можно по следующим общим для всех деструктивных культов признакам и критериям Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения. Методические проблемы социальной психологии, 2009,с. 42:
1. По характеру лидерства:
- а) провозглашение божественности и исключительной мудрости и духовности — «богоизбранность», требование беспрекословного согласия с властью и привилегией;
б) полное подчинение руководству (лидерам), даже если оно производит серьезные изменения в идеологии, в доктрине -последователи должны приспособить свои взгляды, демонстрируя таким образом полную преданность руководству (лидерам):
- в) строгая обязанность подражать лидерам, запрещение независимого мышления;
- г) сокрытие криминальных истории, обманов в учении и деятельности. 2. По характеру и структуре доктрины:
- а) наличие «внутренней» доктрины — только для использования внутри культа, и «внешней « — фасадной или чисто рекламной для внешнего окружения;
- б) формулирование убеждения, что цель оправдывает средства, т.е.
любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует достижению целей группы;
- в) индокринация тоталитарного мировоззрения — синдром МЫ -ОНИ. приводящего к преобладанию групповых целей над индивидуальными, к оправданию аморального поведения при претензии на добро:
- г) внушение того, что верования группы представляют абсолютную истину и они выше мирового закона;
- членство в группе (в общине) дает доступ к особым силам и привилегиям.
3. По характеру создания и поддержки членства в группе:
а) активная и пассивная вербовка, включающая в себя разнообразные методы обмана, в том числе агитацию и сбор средств при скрываемых целях и использование техник контроля сознания:
б) использование различных видов манипуляции:
- создание атмосферы секретности и элитарности;
- проведение ритуалов посвящения, включающих меры предосторожности;
- поддержание чувства исключительности:
- поддержание чувства страха и вины.
в) использование техник контроля сознания:
- провоцирован не у личности эмоциональных пиков и спадов:
- создание ситуации отчуждения, отделения от семьи, друзей и общества:
- изменение в ценностях и замещение культом как их новой семьей:
- наличие фактов постепенных или резких личностных изменений, не объяснимых только самостоятельной активностью данного человека.
г) внушение» что чувства выше мыслей — эмоции, ощущения, интуиция заслуживают большего доверия, чем рациональные умозаключения, постоянное манипулирование чувствами рядовых участников со стороны лидеров и других членов культа:
- д) разрыв связей с прошлым — с семьей, с друзьями, прошлыми жизненными целями и интересами;
- изменение в целом во временной ориентации — счастье обещается только через хорошее внешнее поведение в соответствии с тем, как оно навязывается группой:
- е) постоянная клевета на критическое мышление — рациональное мышление и умственная деятельность рассматриваются как нечто чуждое для члена культа;
- ж) ограничение свободы выхода из культа с помощью внушения различных страхов «за отступничество», психологическая и физическая изоляция от члена группы, желающего выйти из культа;
- з) создание прямой и скрытой зависимости (психологической, физической и финансовой), а также эксплуатация члена культа его лидерами.
Психологические особенности культовых систем веры
Религия и воспитание человека
... в глубины сознания и даже подсознания людей. Отсюда поразительное богатство и многообразие религиозных проявлений. [2,27] В духовной жизни человека трудно найти фактор, который играл бы более важную роль, чем религия. В ... слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания ...
Четко разграничивается информация для «внешнего» и для «внутреннего» пользования. Например, содержание книг и журналов для «посвященных» (тех, кто уже доказал свою надежность и входит в т.н. «внутренний круг») очень отличается от литературы для новичков и представителей «внешнего» мира.
В последней обычно публикуются пропагандистские материалы. А литература для опытных членов секты — это, в первую очередь, справочники и пособия по методам вхождения в контакт, инструкции по вербовке, разговорники, в которых собраны ключевые слова и фразы, и т.п. Например, Вы можете сравнить содержание журналов «Сторожевая башня» (для всех) и «Наше царственное служение» (для «своих»), которые можно найти в библиотеках. Они издаются «Церковью Свидетелей Иеговы».
Все новички, как правило, проходят через специализированные центры обучения, где их учат методам установления контакта и способам вербовки новых членов. Культовое учение вколачивается неофиту во время круглосуточных занятий, оно проповедуется непрерывно, пока он или она не начинают использовать его терминологию, словарь и метафорический язык в процессе собственного существования.
Содержание культового послания почти не существенно. Его сила состоит в обеспечении целостности, синтеза, в предложении альтернативы существующему положению вещей. Как только данная структура принята рекрутом секты, это помогает ему организовать большинство хаотической информации, которая бомбардирует его извне.
Сразу ослабевает постоянный стресс от информационной перегрузки и путаницы, которые имеют место быть в современной жизни. Структура обеспечивает не правду, как таковую, а порядок, и, таким образом, смысл существования.
Давая членам секты ощущение, что реальность обладает определенным смыслом и что они должны донести это чувство другим людям, культ предлагает жизненную цель и последовательность в нашем непоследовательном мире. К сожалению, очень часто смысл жизни адептов учения сводиться к многочасовому попрошайничеству на улицах и охоте за новыми членами секты.
Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния. Ф. Зимбардо и М. Лайппе в своей книге «Психология изменения установок и социальное влияние» приводят их перечень, типичный для большинства деструктивных культов и тоталитарных сект:
Технология «Step by step» — небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки: «приходи к нам — проведи у нас выходные — останься еще на недельку — отдай нам свои деньги».
Новичка постоянно уверяют, что принятие идеологии секты наилучшим образом решит любые его личные проблемы.
Человек в философии жизни
... в философии жизни выступает как орудие воли, а познание – как специфическое проявление воли к власти. Конечной целью человека является не истина, польза, красота, благо, а сама жизнь, которая в ... явления, как интуиция, понимание, вживание и др., протекают в сознании личности и не могут быть доступны каждому человеку, возникает проблема «аристократизации» познания. Но познание истины доступно ...
Сила групповой динамики. Здесь имеют значение и количество, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с посвященным. Немаловажное значение имеет сексуальность — часто к новичкам специально приставляются привлекательные представители противоположного пола.
Отсутствие возможности протестовать или спорить: новичка постоянно пичкают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями.
Позитивное подкрепление: улыбки, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые гостю общины и т.п.
Опасность заключается в том, что описанные психологические манипуляции происходят незаметно и членами сект не распознаются. У новичков складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения. Все психологические изменения интерпретируются ими как признаки «духовного выздоровления».
«Бомбардировка любовью» обычно проводится в наилучших психологических условиях — вдали от семьи, от друзей, от искушений. Особенно сильный эффект достигается, когда теплый прием сочетается с красотой окружающей природы. В этом случае отказаться от повторного визита бывает очень сложно.
Куда более скрытно ведется наблюдение за новичками, их проверка, тестирование, оценка. Обычно каждый новичок становится после первого визита объектом глубокого изучения. Вербовщики, миссионеры, проповедники, руководители общин высказывают мнения, иногда противоречивые, по каждому конкретному случаю Выписка из материалов семинара «Тоталитарные секты и проблемы защиты интересов и прав семьи, детей и молодежи России» (7 декабря 2005 г.) — М., 2006..
Контроль сознания
Контроль сознания, как правило, осуществляется незаметно для рядовых членов секты. Это тонкий и изощренный, хитрый и обманчивый прием манипулирования сознанием человека при добровольном участии его в разговорах. Контролеры сознания представляются как добрые друзья, но постепенно, незаметно для неофита, шаг за шагом создают новую идентичность (личность), внедряя новую систему верований.
Характерным для всех тоталитарных сект является привлекательная идея с точки зрения общечеловеческих ценностей, которая и служит для изменения направленности жизни адепта секты.
Например, в секте «Свидетели Иеговы» — это спасение человечества перед надвигающимся концом света для вечной жизни без угнетения, страданий, болезней, войн и преступности.
Манипулирование — это психологическое насилие, т.е. такое воздействие на сознание и органы чувств человека со стороны другого человека или группы людей, которое побуждает его действовать в соответствии со скрытыми целями и интересами манипуляторов, тщательно скрываемыми от жертвы, особенно на первых этапах вовлечения ее в ловушку.
У манипулирования две стороны, неотделимых друг от друга: одновременно эксплуатируется как потребность человека в любви и внимании, так и все его страхи, т.е. насилие осуществляется и в форме «любви», и в форме прямых и косвенных угроз и запугиваний.
Характерным приемом деструктивных культов является активное использование различных видов искусственной «любви» на первых этапах вовлечения жертвы в ловушку и применение угроз лишения «любви» на последующих этапах эксплуатации.
Социология личности: понятия человек, личность, индивид
... общество. 1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. 1.1 Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек - это родовое понятие, указывающее ...
Далее стремятся доказать, что Бог выбрал именно этого человека для того, чтобы он выполнил предназначенную ему высокую миссию для облегчения жизни или спасения человечества. Одновременно производится перегруз вновь обращаемого информацией религиозного содержания, постоянно делая упор на ее истинность.
В результате тонкой психологической обработки, постоянных совместных молитв и песнопений, непрерывного общения с членами секты у человека постепенно разрушается способность критически воспринимать учение религиозной секты и ее практические действия.
Постоянная занятость делами секты (часто и появление стрессового состояния от ожидания скорого конца света), плохое и нерегулярное питание, короткий сон постепенно погружают адепта секты в то состояние, когда им становится легко управлять.
Далее продолжается и завершается разрыв прежних социальных связей адепта. Он практически полностью порывает с прежней работой, семьей и прежними увлечениями. Потребность в самостоятельном определении своей судьбы атрофируется.
Удержанию в секте способствует и основное правило, что «спасение» человека и его «вечная жизнь» ставятся в прямую зависимость от беспрекословного послушания руководству секты и выполнения диктуемых обязанностей. Лидеры секты, как правило, пользуются неограниченным авторитетом, их слова не подлежат сомнению. Для членов культа не существует свободы информации, дискуссий, действий.
Целью контроля сознания является изменение поведения, мышления и эмоций индивида. Разница в поведении вовлеченного в культ человека становится очевидной, когда в структуре его ценностных ориентации произошли существенные изменения, для ликвидации которых необходимо затратить впоследствии значительные усилия.
Синдром зависимости от секты
Профессор Ф.В. Кондратьев из московского Государственного Научного Центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского вводит новое словосочетание «сектомания» для того чтобы показать, насколько много общего между наркоманией и «сектоманией» Признаки и критерии оценки деструктивности культа и наличия в его деятельности психологического насилия. Вестник информационно-аналитического центра святителя Марка епископа Ефесского. Выпуск 17. 2007 г..
Дословно «мания» означает крайнее, болезненное пристрастие к чему-либо, сосредоточение всех представлений и чувств на чем-нибудь одном. Как наркотики бывают разные, так и секты бывают разные, но в основе манийности и в том и в другом случае лежит синдром зависимости.
Синдром зависимости возникает в результате ранее не испытанного (психотропного или психологического — неважно) воздействия на человека, от которого он вначале получает определенное облегчение, а потом незаметно для себя привыкает и оказывается во власти постоянной потребности в этом воздействии.
Когда человек уже не может чувствовать себя комфортно, свободно, самостоятельно без этого воздействия, то это уже синдром зависимости, т.е. психическое расстройство. Оно возникает при отсутствии наркотика или очередного психодавлещего воздействия секты.
Если исходно человек не знал, не предполагал, что он станет зависимой личностью (от наркотиков или от секты), а соблазнители этого знали и этого добивались, то, по мнению Ф.В. Кондратьева, можно говорить о заведомом причинении вреда здоровью в виде формирования «зависимого расстройства личности», что может быть основой соответствующего правового реагирования.
Биологическое и социальное в личности человека
... человека: в понятии организм - структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личности - его включенность в жизнь общества. Как уже отмечалось исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения личности как социальном ...
1.2 Решение проблемы с культами за рубежом
В США проблема вовлечения людей в культы так же остро, как у нас сейчас, стояла в конце 70-х годов. Она возникла благодаря тревожным обращениям родителей и родственников к психотерапевтам и духовенству по поводу неожиданно резкого изменения жизни и мировоззрений близких им людей после вовлечения их в какие-то группы Современные секты в России. Вестник Всецерковного Православного Молодежного Движения. — М., Санкт-Петербург, 2005. — с.12. Обычно это были молодые люди, которые неожиданно бросали учебу, друзей, посвящали все свое время работе для этих странных новых групп и клялись им в абсолютной преданности.
В известной работе Стивен Хассен пишет: «Самый показательный сигнал работы деструктивного культа — это радикальное изменение нового члена. Как правило, люди совершают подвижки в убеждениях и ценностях в ходе естественного развертывания жизненного опыта.
Однако, когда в дело вступает обман и контроль сознания, перемена является бросающейся в глаза, внезапной и созданной искусственно.»
«Культовая жизнь: иллюзия и обман. Люди культа склонны тратить все свое время на вербовку еще большего числа людей. Хотя большинство членов культа говорят, что они счастливее, чем когда-либо в жизни, реальность является иной. Жизнь в деструктивном культе большей частью является жизнью жертвования и боли» Выписка из материалов семинара «Тоталитарные секты и проблемы защиты интересов и прав семьи, детей и молодежи России» (7 декабря 2005 г.) — М., 2006..
На волнения родителей отозвалась группа профессионалов, включая доктора Джона Кларка с Восточного побережья и доктора Маргарет Сингер с Западного побережья, которые начали высказываться публично. Вскоре объединились несколько разрозненных групп родителей из разных частей страны и создали Фонд свободы граждан, переименованный позже в Сеть осведомления о культах (CAN).
CAN превратилась в ведущую организацию широких масс этого движения
Одна неформальная группа в Массачусетсе породила Американский семейный фонд (AFF), который стал ведущей профессиональной организацией, занимающейся культами и психологической манипуляцией.
AFF состоит из небольшого штата профессионалов и сотни добровольцев-специалистов, включая психиатров, психологов, воспитателей, социологов, социальных работников, врачей, юристов, духовенство, журналистов, бизнесменов, работников прокуратуры, администраторов колледжей и университетов, ученых и других, кто вкладывает свои усилия в исследования, в просвещение, в правовую сферу, и поддержку жертв. CAN и AFF были зарегистрированы в 1979 году.
В 80-х годах депрограммирование жертв культового воздействия осуществляли при принудительной изоляции адепта культа от его группы, например, увозили с помощью членов семей в какой — либо дом, где ему сообщали информацию, недоступную в культах.
Через несколько дней после многочисленных воспоминаний адепт соглашался с тем, что его обманывали ранее и принимал решение порвать с культом. Таким образом, депрограммировали, в основном, членов секты Муна.
Критики стали называть эту процедуру принудительным «промыванием мозгов» и стали настаивать на ее запрете, как незаконной.
В последнее десятилетие в США появились специальные службы консультирования о выходе с помощью семейного воздействия при добровольном согласии членов культа.
Социальный статус и качество жизни пожилого человека
... и контактов с людьми [4]. старение пожилой социальный пенсионер В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в ... значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку. Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь, а это возможно ...
Целью консультирования о выходе является содействие развитию способности критически мыслить, особенно в отношении использования контроля сознания. «Консультанты по выходу не нарушат прав клиента на свободное волеизъявление и не окажут неправильного влияния на идеологическую или духовную ориентацию клиента.
Они просто представляют информацию в понятной форме и со скоростью, удобной для клиента. Это терпеливое, настойчивое сообщение истины, честности, уважения и любви — того, что, в конечном счете, разрушает все стены» https://psyfactor.org/ .
В любом случае к клиенту обращаются в очень уважительном тоне, сообщая недоступную ему ранее информацию о том, как производится контроль сознания в культах, и просят принять его собственное решение, основанное на полной информированности.
Консультанты по выходу и семья пытаются представить реальность адепту культа, который «вышел за пределы соприкосновения с реальностью благодаря сложной комбинации эмоционального, психологического и социального манипулирования. Эти манипуляции являются частью движущих сил культовой группы, действующей скрытно от культиста».
Изучением процесса культового контроля сознания в культах (религиозных, политических, психотерапевтических, коммерческих и образовательных) в настоящее время занимаются многие зарубежные ученые.
По сведениям Центра апологетических исследований в Санкт-Петербурге в мире существуют более 700 Центров получения информации по культам и оказания помощи по выведению из них, причем около 500 Центров работают по разоблачению деятельности культа «Свидетели Иеговы».
Таким образом, понятия секты и религиозного культа практически совпадают. Основным является навязывание определенного учения, провозглашенного и распространяемого харизматическим лидером с целью отделения адептов культов (сект) от окружающего мира и использования их в своих корыстных интересах (для дальнейшего распространения учения и обогащения лидеров).
Методы манипуляций рассматриваются в разделе 2, а их использование в деструктивном культе «Свидетели Иеговы» — в разделе 3.
2.Развитие психологически зрелой личности: психологическая защита от негативных манипуляций
2.1 Диспозиционное направление в теории личности
Диспозиционное направление в теории личности разрабатывали персонологи Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттелл, Ганс Айзенк. Основоположником является Гордон Олпорт.
В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две основные идеи. Первая заключается и том, что люди обладают широким набором диспозиций — предрасположенностей, реагировать определенным образом в различных ситуациях. Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта.
Вторая идея основывается на том факте, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга. Гордон Олпорт полагал, что каждая личность уникальна, и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности.
Теория Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения. Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого существа, включая потенциал личностного роста, преодоления себя и самореализацию. Индивидуальный подход отражается в стремлении Олпорта понять и предсказать развитие реальной и конкретной личности.
V002880 Сновидения и его роль в психической жизни человека по Фрейду и Юнгу
... спящего человека в бодрствующего. Фрейд констатирует чутким различие между содержанием сновидения и его потаенными мыслями (сюжетом сновидения), и полагает, что сущность снов является процедурой работы сновидения, а не его источник. Если же путают сновидение с его ...
Олпорт предположил, что поведение человека постоянно эволюционирует и изменяется. Согласно теории Олпорта, личность не является статичной сущностью. Смысл заключается в том, что личность включает определяющие тенденции, которые при появлении соответствующих стимулов дают импульс поступкам, в них проявляется истинная природа индивидуума.
Олпорт охарактеризовал личность как динамическую организацию психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерные для него поведение и мышление. Это означает, что поведение человека постоянно эволюционирует и изменяется.
Согласно Олпорту черты личности не связаны с небольшим числом специфических стимулов, а являются генерализованными и устойчивыми. Черты личности — жизненно важная составляющая нашей «личностной структуры».
Но черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. Люди активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Например, предрасположенный к общению человек проявляет инициативу в поиске контактов, когда он оказывается в одиночестве.
Ситуации, в которых личность оказывается чаще всего это, как правило, те, что личность уникальна, и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности.
Олпорт назвал индивидуальные черты личности индивидуальными диспозициями и выделил три типа диспозиций:
- кардинальные,
- центральные,
- вторичные Ядов В.А.
О диспозиционной регуляции социального поведения. Методические проблемы социальной психологии, 2009,с. 63.
Кардинальная диспозиция настолько пронизывает человека, что все его поступки можно свести к ее влиянию. Наличие кардинальной диспозиции или главной страсти может сделать его обладателя выдающейся фигурой. К таким людям относятся Жанна Д’Арк, Дон Жуан. Поэтому очень немногие люди обладают кардинальной диспозицией.
Центральные диспозиции — наиболее яркие характеристики человека, строительные блоки его индивидуальности Их лучше всего сравнить с качествами, приводимым в рекомендательных письмах (пунктуальность, внимательность, ответственность).
Количество их у человека примерно 5 — 10.
Вторичные диспозиции — черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые. Олпорт отмечал, что надо очень близко знать человека, чтобы обнаружить его вторичные диспозиции. Проприум: развитие самости.
Г. Олпорт первым в США ввел в 1924 году в Гарвардском университете курс: «Личность. Ее психологические и социальные аспекты». Своим популярным курсом лекций он получил признание как «старейшина американских научных исследований по проблемам личности».
Для того, чтобы избежать семантических неясностей таких общих слов как «эго» или «стиль жизни», Олпорт вводит новый термин — проприум. По его мнению проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество осознаваемое, как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъективного опыта , как «мое».Короче, это не что иное, как самость.
Олпорт выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости Исцеление от культов: помощь жертвам психологического и духовного насилия. Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Пер. с англ. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Волков Е.Н.. Волкова И.Н., 2005 — с.68.
1. Ощущение своего тела.
В течение первого года жизни младенцы начинают осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесную самость. В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов
2.Ощущение самоидентичности.
Этот аспект наиболее очевиден тогда, когда посредством языка ребенок осознает себя в качестве определенного и постоянно важного лица. Наиболее важной отправной точкой для чувства целостности «Я» становится с течением времени собственное имя ребенка. Выучив свое имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействиях с внешним миром.
3. Чувство самоуважения.
В течение третьего года жизни начинает проявляться самоуважение по Олпорту, самоуважение — это чувство гордости, которое испытывает ребенок тогда, когда он выполняет что-то самостоятельно. Самоуважение зависит от успешного выполнения ребенком каких-то заданий. Олпорт утверждал, что если родители сводят на нет стремление ребенка исследовать и самостоятельно обращаться с окружающими предметами, тогда чувство самоуважения может быть вытеснено ощущениями стыда и раздражения.
В возрасте 4-5 лет, самоуважение приобретает оттенок соревновательности, что выражается в восхищенном восклицании ребенка: «Я победил тебя!», когда ребенок выигрывает в какой-то игре. В равной мере и признание сверстников становится важным источником повышения самооценки в течение всего периода детства.
4. Расширение самости.
Начиная с 4-6 летнего возраста, проприум человека развивается посредством расширения границ самости. По Олпорту, дети приобретают этот опыт по мере того, как они начинают осознавать, что им принадлежит не только их собственное физическое тело, но также и определенные элементы окружающего мира, включая людей. В течение этого периода дети научаются постигать значение «мой». Вместе с этим наблюдается проявление ревностного собственничества.
5. Образ себя.
Эта форма проприума начинает развиваться в возрасте 5-6 лет. Это время, когда ребенок начинает узнавать, что от него ожидают родители, родственники, учителя, каким они хотят его видеть. Именно в этот период ребенок начинает понимать различие между «я хороший» и «я плохой».
6. Рациональное управление самим собой. Между 6 и 12 годами ребенок начинает понимать, что он способен находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности. Ребенок начинает думать о самом процессе мышления.
Но он не доверяет самому себе настолько, чтобы быть морально независимым, он догматично полагает, что его семья, религия и группа ровесников всегда правы. Эта стадия развития проприума отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.
7. Проприативное стремление.
Олпорт утверждал, что центральная проблема для подростка — выбор карьеры, «определяющие тенденции» при появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется истинная природа индивидуума.
Психологически зрелая личность
Олпорт полагал, что созревание человека — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Он заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами. Зрелый человек имеет широкие границы «Я».
1. Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя со стороны. Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами и всем, что они считают значимым. По Олпорту, любовь к себе — это непременный фактор в жизни каждого индивида, но он не должен быть определяющим в его стиле жизни.
2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным и социальным отношениям
Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.
3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и способны терпимо относиться к недостаткам, в том числе и к собственным.
Они умеют также справляться с собственными эмоциональными состояниями (подавленностью, гневом, чувством вины) таким образом, что это не мешает окружающим.
4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Психологически здоровые люди видят вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. У них здоровое чувство реальности.
Более того, здоровые люди обладают соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности. Чтобы передать смысл этого аспекта зрелости, Олпорт цитирует известного нейрохирурга Гарвея Кушинга: «Единственный способ продлить жизнь — это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить».
5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. Сократ отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, существует одно первостепенное правило: «Знать самого себя». Олпорт называл его самообъективностью.
Тем самым он имел ввиду, что у зрелых людей имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству.
6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни. Олпорт считал, что не нужно быть Аристотелем и пытаться сформулировать интеллектуальную теорию смысла жизни.
Вместо этого человеку просто нужна система ценностей, содержащая главную цель или тему, что и сделает его жизнь значимой. У разных людей могут сформироваться различные ценности, вокруг которых будет целенаправленно выстраиваться их жизнь. Набор ценностей служит объединяющей основой жизни.
В своем описании зрелой личности Олпорт подчеркивал важность объединяющей философии жизни. Ценности являются стержнями в жизни человека. В качестве основных можно выделить следующие:
Теоретическая. Человек, придающий особое значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины. Такой человек характеризуется рациональным, критическим, эмпирическим подходом в жизни. Теоретический тип в высшей мере интеллектуален и чаще избирает для себя деятельность в области фундаментальной науки или философии.
Экономическая. Экономический человек выше всего ценит то, что полезно или выгодно. Он исключительно практичен и прочно придерживается стереотипа преуспевающего бизнесмена. Представители этого типа живо интересуются тем, как делать деньги. Знания, не находящие конкретного применения, они считают бесполезными.
Эстетическая. Такой человек больше всего ценит форму и гармонию, воспринимая любые жизненные явления с точки зрения привлекательности, симметрии и уместности. Относящиеся к этому типу люди трактуют жизнь как ход явлений, при которых каждый индивидуум наслаждается жизнью ради самого себя. Его наклонности проявляются в повышенном интересе к эстетическим сторонам жизни.
Социальная. Наивысшей ценностью для этого типа является любовь людей. Такой человек будет рассматривать теоретические, экономические и эстетические подходы к жизни как холодные и негуманные, считая любовь единственной приемлемой формой человеческих взаимоотношений. В чистом виде социальная установка является альтруистической и тесно связана с религиозными ценностями.
Политическая. Доминирующим интересом этого типа является власть. Профессиональная активность людей этого типа не обязательно ограничивается сферой политики, поскольку лидеры в любой области обычно выше всего ценят власть и влияние.
Религиозная. Представители этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого. Одни религиозные личности находят смысл в самоутверждении и активном участии в жизни. Другие являются трансцендентными мистиками, стремящимися соединиться с высшей реальностью путем отстранения от жизни.
Рассмотренные взгляды Олпорта нашли свое отражение во многих работах зарубежных и отечественных ученых Современные секты в России. Вестник Всецерковного Православного Молодежного Движения. — М., Санкт-Петербург, 2005. — с.25.
2.2 Социально — психологические особенности религиозной личности
Религиозная потребность принадлежит к числу естественных духовных потребностей человека Угринович Д.М. Психология религии. М.: Изд-во ПОЛИТ..ЛИТ., 2006 г. — с.55. Большинство современных психологов — религиоведов понимают под «обращением» только особый и сопровождающийся интенсивными переживаниями процесс перехода на позиции той или иной религии, трактуемый субъективно как приобретение религиозной «истины».
М. Аргайл и Б. Бейт Халлами в своей характеристике обращения подчеркивают особенности как бы внезапного превращения греха и вины в экстатическое ощущение мира и добродетели (при этом они ссылаются на данные от 10 до 30 % опрошенных).
У. Кларк рассматривает следующие этапы обращения Выписка из материалов семинара «Тоталитарные секты и проблемы защиты интересов и прав семьи, детей и молодежи России» (7 декабря 2005 г.) — М., 2006.:
1. Этап беспокойства, духовного кризиса, нравственных и мировоззренческих поисков. Внутренняя психологическая предпосылка обращения — духовный конфликт личности, утратившей прежние ценностные ориентации и ищущей новые ориентиры в сфере мировоззрения и морали.
2. Непосредственное обращение проявляется в чувстве внезапного «мистического обращения». Человек испытывает особенно интенсивные и яркие религиозные переживания. Ему кажется, что он узнал Бога и что Бог указал ему единственный путь к спасению.
3. Третий этап завершает обращение. Бурные эмоции исходят на нет, остаются чувства спокойствия, умиротворенности. Внутренние конфликты исчезли, сменились гармонией, основанной на религиозной вере.
Джеймс отмечает, что религия обладает чудесной властью превращать самые невыносимые страдания человеческой души в самое глубокое и прочное счастье.
Нередко обращение происходит под влиянием проповеди авторитетного религиозного лидера, умело использующего средства психологического воздействия.
Слова баптиста: «я чувствую себя свободным, так как освободился от пороков и постоянно вижу божью любовь и защиту» Признаки и критерии оценки деструктивности культа и наличия в его деятельности психологического насилия. Вестник информационно-аналитического центра святителя Марка епископа Ефесского. Выпуск 17. 2007 г.. Верующие расценивают это как чувство спасения под влиянием любви Христовой. До обращения они чувствовали внутренний моральный конфликт, неудовлетворенность собой и своим поведением.
Итак, внутренняя психологическая предпосылка для религиозного обращения — это духовный конфликт личности, утратившей прежние ценностные ориентации и ищущей новые ориентиры в сфере мировоззрения и морали.
Религиозные потребности можно свести к специфической (религиозной) форме удовлетворения реальных социальных потребностей, которые не были удовлетворены в нерелигиозной, светской форме: потребности в семье, в самоутверждении, в самовыражении, в деятельности и др.
В процессе коллективного богослужения происходит трансформация отрицательных переживаний в положительные, сопровождающиеся эмоциональной разрядкой, успокоением. Эстетическая потребность удовлетворяется благодаря эстетическим компонентам богослужения.
Мировоззренческие, познавательные, нравственные потребности удовлетворяются через систему религиозных догматов и норм поведения, пропагандируемых религиозными организациями.
Потребность в общении, утешении и социальной активности также реализуется в религиозной общине.
Но во всех случаях вера в сверхъестественное является необходимой идейной основой или, по крайней мере «фоном» удовлетворения социальных потребностей человека.
Мотивы поведения личности — важная характеристика направленности личности. Это все то, что побуждает деятельность человека. В роли мотивов могут быть потребности, интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.
Мотивы религиозной веры — факторы, которые делают веру необходимой с точки зрения данной личности, не тождественны мотивам культового поведения, т.е. посещения церкви, молитвенного дома. Часто человек не осознает мотивы, по которым он стал верующим. Говорит, что он приобрел «божественную благодать», «божественное вмешательство».
Согласно исследованиям российских социологов, религия дает: путь к нравственному совершенству — ответили 60 % опрашиваемых, путь к спасению души — 16%, эмоциональное успокоение — 13 %, удовлетворяет запросы ума — 4 %, на всякий случай -7 %.
Социальная направленность личности реализуется в ее ценностных установках и ориентациях. Социальная установка (аттитюд) является сложной социальной структурой, состоящей из 3-х компонентов:
- когнитивная (осознание объекта социальной установки),
- аффективная (эмоциональная оценка объекта).
- поведенческая (конативная) — поведение по отношению к данному объекту.
Но реальное поведение индивида не всегда соответствует его социальной установке, выраженной в вербальной (словесной) форме.
Советский психолог Ядов Л.А. рассматривал концепцию диспозиционной регуляции социального поведения личности. Он попытался представить (аналогично Олпорту, но и отличающуюся от него) систему внутренних регуляторов социального поведения личности (установок, социальных установок и ценностных ориентации) как единую и в то же время многоуровневую иерархически организованную систему ее диспозиций (предрасположенностей) к определенному поведению.
Эта система включает:
1) Низший уровень — элементарные фиксированные установки, формирующиеся на основе витальных потребностей и в простейших случаях (ситуациях).
Именно эти установки изучались школой Узнадзе Д.Н.
2) Второй уровень — социальные фиксированные установки. Они образуются на базе оценки отдельных социальных ситуаций и объектов (или их свойств) и содержат эмоциональный (оценочный), когнитивный (рассудочный) и поведенческий компоненты.
3) Третий уровень — базовые социальные установки, которые определяют общую направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности. Эти установки фиксируются на основе более сложных социальных потребностей приобщения к определенной форме деятельности и включения в эту сферу как доминирующую среди других. Они более устойчивы и более важны для определения поведения личности.
4) Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими социальными условиями жизни данного индивида Уолтер Мартин. Царство культов. СП. Логос. СПб. 2002 г., с.38-39.
Концепция диспозиционной регуляции позволяет понять систему внутренних регуляторов поведения, гибко реагирующую как на потребности индивида, так и на объективные условия, в которых он живет и действует.
Социальная направленность религиозной личности является диспозиционным образованием трех высших уровней https://psyfactor.org/ :
а) социальные установки по отношению к отдельным объектам и социальным ситуациям,
б) базовые социальные установки, ориентированные на активное участие в религиозной жизни и деятельности общины,
в) ценностные ориентации человека, определяющие его мировоззрение и общую линию поведения в обществе.
Ученые установили, что религиозные установки играют роль своеобразного фильтра по отношению ко всей поступающей информации. Существует прочная позитивная установка по отношению к служителям культа и религиозным проповедникам, а также к единоверцам — братья и сестрам. Раз сложившаяся установка накладывает отпечаток не содержание и направленность сознания и поведения человека.
Большинство сект стремится сузить, изолировать и подчинить себе жизнь человека. Так как личность человека для сект не имеет абсолютной ценности, то задачей для них является формирование у своих членов зависимого типа личности, вырывание их из жизни семьи и общества. Православие в отличие от сект признает многогранность человеческой природы и разнообразие ее проявлений в обществе.
Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.
Последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Иерархия потребностей распространяется на всех людей. Чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них.
Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% -физиологические, 70% — безопасность и защита, 50% — любовь и принадлежность, 40% — самоуважение и 10% — самоактуализация. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно Угринович Д.М. Психология религии. М.: Изд-во ПОЛИТ..ЛИТ., 2006 г. — с.71.
Характеристики самоактуализирующихся людей, предложенные Маслоу, аналогичны характеристикам психологически зрелой личности Олпорта, но более подробно проработаны.
Людей, которые живут более полной жизнью, чем средний индивид, и умеют использовать свой внутренний потенциал, также называют актуализаторами. Маслоу считает, что только один процент американцев можно отнести к актуализаторам.
Противоположность им составляет оставшееся большинство людей, которые ежедневно в своей жизни в какой-то степени используют приемы манипуляции с целью управления другими людьми. Определим характер манипуляторов и сравним их с актуализаторами.
Манипуляции стали столь обычной и повседневеной частью нашей жизни, что мы их перестали замечать. Парадокс современного человека в том, что, будучи не просто разумным, но и образованным существом, он сам загоняет себя в состояние неосознанности и низкого уровня жизненности. Обычно все привыкли надевать ту или иную маску — у каждого их несколько, часто это становится жизненным сценарием человека.
Характерной для манипулятора является поверхностная эрудиция, цель которой произвести впечатления на окружающих людей и после чего управлять ими. Манипулятор очень любит управлять. Но парадокс заключается в том, что чем больше он любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то. При этом он ищет какого-либо авторитета, на основе которого производит оценку своей личности.
Хорошим становится все то, что приятно избранному авторитету, плохим — все, что ему не нравится.
Таким образом, когда он позволяет кому-либо решать за него, он теряет свою целостность и раздваивается. Навязанные кем-то моральные концепции ведут к психологии отвержения, поскольку человек должен решить, какие части его натуры хороши, какие нет.
Соответственно, он будет стараться быть «хорошими» частями себя, а «плохие» безжалостно отвергать. Но нельзя и опасно отвергать часть своего естества. Следует уважать все человеческие проявления, какими бы они ни были (глупо отрубать левую руку по той причине, что она все делает хуже, чем правая).
Также глупо ампутировать часть своей личности.
В каждом из нас есть два начала, которые Ф. Перлз https://psyfactor.org/ называет «собака сверху и собака снизу». «Собака сверху» — это активное начало, выраженное в стремлении командовать, подчинять, давить авторитетом. «Собака снизу» — пассивное начало, выражающее нашу потребность подчиняться, соглашаться и слушаться. Каждое из этих начал может проявляться либо манипулятивно, либо творчески. Таким образом, хотя все мы в основном манипуляторы, наше манипулятивное поведение нужно модернизировать в актуализационное.
Основные причины манипуляции, считает Ф. Перлз, находится в вечном конфликте человека с самим собой, поскольку в повседневной жизни он вынужден опираться на себя и на внешнюю среду.
Основные черты манипуляторов:
1. Ложь (фальшивость, мошенничество).
Разыгрывают роли, стремятся произвести впечатление, используя различные методы, приемы, маневры. Чувств не испытывают, а старательно подбирают и выражают их в зависимости от обстоятельств.
2. Неосознанность (апатия, скука).
Не осознают действительного значения жизни. У них «туннельное» видение, т.е. видят и слышат лишь то, что хотят видеть и слышать.
3. Контроль (закрытость, намеренность), для них жизнь — это шахматная игра. Стараются контролировать ситуацию, их тоже кто-то контролирует. Внешне сохраняют спокойствие для того, чтобы скрыть свои планы от своего оппонента.
4. Цинизм (безверие).
Не доверяют никому — ни себе. ни другим. Деля людей на две большие категории: те, кого контролируют, и те, кто контролирует Уолтер Мартин. Царство культов. СП. Логос. СПб. 2002 г., с.44.
Основные черты актуализаторов К оценке масштабов сектантской экспансии на территории России // Миссионерское обозрение (г. Белгород).
— 2007. — №6. :
1. Честность (прозрачность, искренность, аутентичность).
Способны быть честными в любых чувствах, какими бы они не были.
2. Осознанность (отклик, жизнерадостность, интерес).
Хорошо видят и слышат себя и других.
3. Свобода (спонтанность, открытость).
Обладают свободой выражать свои потенциалы. Они хозяева своей жизни; субъекты
4. Доверие (вера, убеждение).
Глубоко верит в других и в себя. Все время стремится установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и теперь.
В связи с вышеизложенным можно сделать следующие выводы.
Актуализатор ищет в себе самобытность и уникальность. Манипулятор, наоборот, загонят свою самобытность вглубь и повторяет, копирует, тиражирует чьи-то поведенческие модели.
Актуализатор воспринимает жизнь как процесс роста. Те или иные поражения воспринимает как временные трудности. Это цельная личность, его исходная позиция — сознание самоценности.