Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний – тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении, увеличивается число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Особенно актуальна данная проблема в младшем школьном возрасте, так как резкая смена социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка требуют мобилизации его познавательных и личностных ресурсов, с чем ребенок не всегда может справиться без должной поддержки учителя и родителей и при неблагоприятном стечении обстоятельств это приводит к повышенному уровню тревожности.
На современном этапе, тревожность – это одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются учителя начальной школы и школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности – не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
” [8 с 45].
беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях” [9].
В «возрастные пики тревожности» тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.
Тревожность детей и подростков
... Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. Закрепление и усиление тревожности происходит по ... в общей дезорганизации поведения и деятельности. В русле изучения проблем тревожности рассматривается и полное отсутствие тревоги как явления, препятствующее ...
Как считают многие исследователи, например, Прихожан A.M. (1995), за последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Таким образом, актуальность исследования тревожности детей младшего школьного возраста диктуется необходимостью углубленного исследования проблемы.
Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования, Гипотеза исследования:
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме;
. Раскрыть особенности, формы проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и пути её преодоления;
. Установить причины повышенной тревожности младших школьников; 4. Подобрать комплекс диагностических методик по теме исследования.
Методы исследования — анализ теоретических источников, наблюдение и диагностика.
Теоретическое и практическое значение работы в том, что анализ и систематизация источников, а также исследование особенностей и форм проявления тревожности позволяет установить причины повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста.
Глава I. Теоретическое обоснование проявление тревожности детей младшего школьного возраста.
1.1Младшее школьное детство – это период (7-11 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны:
— доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;
— доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов;
— возрастание способности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой [10 с65].
Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка. Начало систематического обучения в школе, то есть младший школьный возраст, является одним из периодов, на которые приходится значительное увеличение числа тревожных детей (Костина Л.М. [7, с. 139]).
[11 с 23]).
Исследователи данной проблемы ставят вопрос и о времени становления тревожности. Ряд авторов считает, что тревожность зарождается уже в раннем детском возрасте, до года, когда беспокойство, испытываемое нормально развивающимися детьми может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги. Тревоги и страхи взрослых окружающих ребёнка, травмирующий жизненный опыт, отражаются на ребёнке. Тревога перерастает в тревожность, превращаясь тем самым в устойчивую черту характера, но происходит это не ранее старшего дошкольного возраста. А к 7 годам можно уже говорить о развитии тревожности как о черте личности, определённом эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не то, или не так.
«Психологические причины возникновения тревожности в младшем ...
... тревогой и тревожностью. Автор методики измерения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергер дал определения понятиям тревоги и тревожности и предложил методику их измерения. 1.2 Исследование причин и формы проявления школьной тревожности Школьная тревожность ... может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению. Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, ...
А.В. Микляева, П.В. Румянцева называют подростковый возраст временем становления тревожности, как устойчивого личностного образования.
первоначального складывания личности. Нарушение
Таким образом, тревожность младших школьников начинает формироваться ещё в дошкольном возрасте. А к подростковому возрасту тревожность может уже являться сложившейся личностной особенностью (Мартьянова Г.Ю. ).
В современной психологии принято различать два данных термина, хотя еще полвека назад это различие было неочевидным . Понятие тревожности впервые в научное использование ввел С. Кьеркегор. Он писал о существенном влиянии тревожности на развитие личности, считая при этом тревожность основной причиной, которая определяет историю человеческой жизни. [12. С. 185]
Понятие тревоги было введено в психологию З.Фрейдом, который определял страх как таковой, конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх — тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер. Дифференциация тревоги и страха по принципу, предложенному З.Фрейдом, поддерживается и многими современными исследователями. Считается, что, в отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.
Школьная тревожность — это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в вол нении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников . Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: «это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».
Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, ...
... для достижения наилучшего результата. Таким образом, нормальный (оптимальный) уровень тревожности является необходимым для эффективного приспособления к сложившейся ситуации (адаптивная тревога). Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная черта активной деятельности личности. ...
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Психологи Б.И.Кочубей и Е.В.Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой, детским садом.
Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными).
Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение
В зарубежной психологии существенное влияние на развитие проблематики тревоги и тревожности оказали такие направления в психологии как психоанализ, неопсихоанализ, классическая теория эмоций, экзистенциализм. С точки зрения большинства исследователей, основными проявлениями тревожности выступает отрицательный эмоциональный оттенок, неопределенность предмета переживания, постоянное чувство реальной угрозы. Некоторые психологи особо выделяют такой признак тревожности, как направленность в будущее. [14. С. 121]
1.1Виды тревожности:
З. Фрейд выделил три вида тревожности:
1) Реальный страх – тревожность, которая связана с опасностью во внешнем мире;
2) невротическая тревожность – это та, которая связана с неизвестной и неопределенной опасностью;
3) моральная тревога – «тревожность совести», которая связанная с опасностью, идущей от «Супер-Эго» [15].
ситуативная и личностная.
Ситуативная тревожность, Личностная тревожность
Исследователи выделяют такие источники тревожности: значимый человек, внутри личностные и перинатальные.
Относительно адекватности ситуации различают:
— адекватную тревожность – она отображает неблагополучие человека;
— неадекватную тревожность – тревожность, которая проявляется в благополучных для индивида сферах реальности.
Г.М. Прихожан выделила и охарактеризовала следующие типы тревожности:
— беспредметная тревожность, которую человек не может соотнести с конкретными объектами;
Влияние уровня тревожности на успешность деятельности
... вопросу о влиянии тревожности на успешность деятельности; 2.Проанализировать основные понятия тревожности, виды, особенности проявления, влияние на школьную успешность; 3.Подобрать и апробировать методики по выявлению уровня тревожности у группы ... людей вне зависимости от половозрастных, региональных характеристик обычно бывает близко к 15%. Другими словами, если в 80-е гг количество тревожных детей ...
— тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения.
При этом, Прихожан А.М. считает, что первый вид тревожности вызван особенностями нервной системы, т.е., нейрофизиологическими свойствами организма и есть врожденным, второй вид тревожности связан с особенностями формирования личности на протяжении жизни.
Захаров А.В. обращает внимание на то, что в период старшего дошкольного возраста тревожность еще нельзя назвать стойкой чертой характера, так как она имеет ситуативные проявления, поскольку именно в этом возрасте происходит становление личност и [16 с].
Кроме подвидов тревожности выделяют и ее уровни:
И.В. Имедадзе выделяет высокий и низкий уровни тревожности. Низкий необходимый для нормального приспособления в среде, а высокий, наоборот, вызывает дискомфорт человека в окружающем обществе .
Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы проявления. С точки зрения А.М. Прихожан, «форма тревожности – особое соединение вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности» . Она выделила открытые и закрытые формы тревожности.
Открытая тревожность – это та тревожность, которая сознательно пережитая, она проявляется в деятельности в виде состояния тревоги. Открытая тревожность может проявляться в разных формах: как острая, нерегулируемая или же слабо регулируемая тревожность, которая, как правило, приводит к дезорганизации деятельности человека;
Скрытая тревожность – в разной степени неосознанная, проявляется или же в чрезмерном спокойствии или же опосредованно через специфические формы поведения.
Школьная тревожность
Прихожан А.М. выделяет виды школьной тревожности на основе ситуаций, связанных с процессом обучения:
1. С процессом обучения – учебная тревожность;
2. С представлением о себе – само оценочная тревожность;
3. С общением – межличностная тревожность. .
1.2 Причины школьной тревожности
Прихожан А.М. считает, что такое поведение отмечается именно у тревожных первоклассников. И все же школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п.
Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание — это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний.
Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности ...
... проблеме тревожности детей дошкольного возраста». Цель исследования: выявить возможности психологического консультирования родителей по профилактике и коррекции детской тревожности в дошкольном возрасте. Объект исследования: проявление тревожности у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: психологическое консультирование родителей ...
Поэтому следует сразу оговориться, что оптимальная учеба в школе возможна только при условии более или менее систематического переживания тревоги по поводу событий школьной жизни. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.
Именно интенсивное, дезорганизующее учебную деятельность переживание тревожности рассматривается как системообразующий признак школьной дезадаптации .
Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. На основе анализа литературы и опыта работы со школьной тревожностью мы выделили несколько факторов,воздействие которых способствуетее формированию и закреплению.
В их число входят:
— учебные перегрузки;
— неспособность учащегося справиться со школьной программой;
— неадекватные ожидания со стороны родителей;
-неблагоприятные отношения с педагогами;
— регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
— смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.
[18, с. 34-41]
Возрастно-специфические причины школьной тревожности младших школьников представлены в виде таблицы [1].
Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых. Необходимость придерживаться правил школьной жизни. «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни. Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок. Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями).
Столкновение с системой школьных оценок.
2-4 класс
Развитие познавательной сферы, выработка и закрепление эффективного стиля учебно-познавательной деятельности.
Стабильная (как правило): ребенок находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками).
Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.
Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.
Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам.
19, с. 36-41]
20, с. 19]
В процессе адаптации ребёнок начинает осваивать новую для себя роль — школьника. На это время как раз приходится один из ярких возрастных кризисов развития — «кризис семи лет». И вполне логично, что школьник находится в возбуждённом и раздражительном эмоциональном состоянии. Процесс адаптации у всех протекает по-разному. У одних проходит быстро, у других затягивается. Адаптационный период, как правило, продолжается от одного месяца до полугода. После эмоциональное состояние ребенка стабилизируются. Таким образом, диагностировать наличие школьной тревожности и проводить работу по её устранению целесообразно лишь во второй четверти.
Особенности формирования школьного коллектива в начальной школе
... – формирование классного коллектива в начальной школе. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть сущность понятия коллектив и показать его влияние на развитие и воспитание детей младшего школьного возраста. 2. ...
[21, с. 35]
22, с. 27]
23, с. 86-88]
Как правило, повышенный уровень школьной тревожности является следствием дезадаптации, так как не имеет личностных причин.
Ковалёв Г.А. описывает школьную образовательную среду следующими признаками: человеческие факторы, связанные с характеристиками системы «ученик-учитель-родитель»; физическое пространство, характеризующееся эстетическими особенностями и определяющее возможности пространственных перемещений ребёнка; программа обучения.
- [24, с. 36]
Также формирование тревожности может быть вызвано завышенными требованиями, которые педагог предъявляет к ученикам и, как правило, требования не соответствуют возрасту и возможностям учеников. Нередко учителя совершают ошибку, рассматривая повышенную тревожность как положительную характеристику школьника, свидетельствующую о его ответственном подходе к учёбе, и специально стараются нагнетать эмоциональную напряженность в учебном процессе, что, на самом деле, даёт прямо противоположный эффект. Избирательное неприязненное отношение к конкретному ученику также может являться возбудителем тревожности. Причиной неприятия может выступать систематическое нарушение дисциплины в школе и на уроке. Что в свою очередь является следствием уже сформированной школьной тревожности. Отрицательные реакции учителя на ученика будут закреплять и усиливать ее, стимулируя проявления нежелательных форм поведения.
1.3 Проявление и симптомы тревожности
Одним из основных сфер проявления школьной тревожности является здоровье. У детей с высоким уровнем тревожности, независимо от возраста наблюдается ухудшение соматического здоровья. Такие дети часто болеют и часто по этой причине пропускают занятия.
У них могут возникать «беспричинные» головные боли и боли в животе, резко повышаться температура. Особенно часто такие соматические нарушения происходят накануне контрольной работы или экзамена. Тревожным детям часто необходима консультация невропатолога, а иногда и психиатра [6].
В свою очередь З. Фрейд в своей книге «Истерия и страх» описал клиническую картину состояния тревожности: общая возбудимость, тревожное ожидание, нарушение деятельности сердца, учащение сердцебиения, нарушение дыхания, человек обильно потеет, наблюдаются приступы дрожи и озноба, приступы обжорства, слабость всего организма. [25, с. 208]
Иногда может проявляться прямой протест против школы – в скандалах, истериках, или даже в состоянии детской депрессии – подавленном настроении, плаксивости, мыслях о смерти.
Следующим фактором проявления тревожности есть нежелание ходить в школу. Оно, чаще всего, возникает в контексте недостаточной учебной мотивации, но свидетельствует в первую очередь о том, что ребенок чувствует себя в школе некомфортно.
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста
... из дошкольного учреждения в школу. Изложенные выше соображения и определили выбор темы нашего исследования. Цель исследования - определить основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей на ...
Излишняя старательность при выполнении заданий может также быть непрямым свидетельством высокой тревожности ребенка. Стремление сделать все «как надо» и «лучше всех» могут указывать на внутренний конфликт младшего школьника.
С внутренним конфликтом связан и следующий фактор школьной тревожности — отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий. Если какое-то задание не получается, ребенок может просто перестать пытаться его выполнить, что обусловлено в первую очередь механизмом «замкнутого психологического круга » .
Такая форма проявления тревожности особенно часто наблюдается в классах, которым гласно или негласно присвоен статус «самых слабых» в параллели. Учащиеся этих классов меньше работают на уроках, обычно не выполняют домашние задания.
Симптомами школьной тревожности могут выступать агрессивность и раздражительность. Младшие школьники могут скрывать эмоциональный дискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, обидчивы в отношениях с одноклассниками.
Для младших школьников с высоким уровнем школьной тревожности характерна рассеянность, снижение концентрации внимания, может быть лишь «физическое» присутствие на уроке. Все это защитные механизмы, благодаря которым дети пытаются избежать ситуаций, которые вызывают у них тревогу.
Проявления тревожности могут отличаться в зависимости от возраста ребенка. Непосредственно в младшем школьном возрасте тревожность может проявляться в страхе идти или опоздать в школу, потерять школьные принадлежности и т.
Довольно часто школьная тревожность проявляется в боязни опросов. В основе этого переживания лежит страх сделать ошибку, быть высмеянным. Больше всего тревожные дети боятся отвечать у доски, именно здесь они чувствуют себя наиболее беззащитными.
А.Прихожан выделяет такие особенности тревожных детей в школе:
— довольно высокий уровень обучаемости. В тоже время, учитель может считать такого ребенка недостаточно способным или неспособным к учению.
— учащиеся с повышенным уровнем тревожности не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они стараются одновременно контролировать все составляющие задания.
— в случае, когда тревожному ребенку не удается сразу справиться с заданием, то он отказывается от дальнейших попыток. Неудачу в решении задачи он объясняет отсутствием у себя способностей.
— во время урока иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад. Говорят сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не зависит от того, насколько хорошо ребенок знает урок.
— в случае, когда учитель или одноклассники указывают тревожному учащемуся на его ошибку, странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.
Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие ...
... определенный стиль или близкие стили семейного воспитания. Наблюдение за воспитанием детей в различных семьях, за поведением родителей ... литературе практически нет. Вообще под понятием «отношение» в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает. ... программа по преодолению нарушений отношений между детьми и родителями. Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, ...
Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера. Среди п ризнаков школьной тревожности, являющихся универсальными для любого возраста, прежде всего, стоит отметить:
-ухудшение соматического здоровья учащегося, что вполне объяснимо с точки зрения теории психосоматики. Тревожные дети часто болеют, и вынуждены по этой причине оставаться дома. Иногда возникают «беспричинные» головные боли или боли в животе, резко повышается температура. Особенно часто такие соматические нарушения случаются непосредственно перед контрольными и экзаменами, и характерны для учащихся любого возраста — от первоклассника до выпускника.
-нежелание ходить в школу чаще всего возникает в контексте недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует, в первую очередь, о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно.
-излишняя старательность при выполнении заданий. Ребенок, добиваясь совершенства, может многократно переписывать классные и домашние работы, тратить на выполнение домашнего задания много часов в день, отказываясь ради этого от прогулок и встреч с друзьями. Чрезмерная старательность, бывает, характерна как для первоклассника, переписывающего из тетради в тетрадь палочки и крючочки, так и для одиннадцатиклассника, тратящего по шесть-семь часов в день на зубрежку «нё дающихся» предметов. Это может быть связаносо стремлением «быть лучше всех» («не быть хуже, чем…»), что косвенно указывает на конфликтность самооценки такого ребенка.
С конфликтностью самооценки связан и следующий «универсальный» поведенческий признак школьной тревожности
— отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий. Если какое-то задание не получается, ребенок может просто перестать пытаться его выполнить, что обусловлено описанным выше механизмом «замкнутого психологического круга». Непосредственные ученики начальной школы, как правило, импульсивно бросают ручку с соответствующим эмоциональным комментарием.
-раздражительность и агрессивные проявления, ребенка зачастую рассматриваются как самостоятельные «мишени» психологической помощи, в то время как во многих случаях они являются только симптомом, свидетельствующим о том, что такой ученик подвержен школьной тревожности.
-рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках, — признак школьной тревожности, судьба которого во многом сходна с предыдущим. Также как и агрессивность, рассеянность может рассматриваться как самостоятельный симптом, указывающий на определенный дефект внимания. Однако известно, что неумение вычленить главную задачу, сосредоточиться на ней, стремление охватить своим вниманием все элементы деятельности характерны для тревожных людей (вне зависимости от возраста).
Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как
— потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях. В первую очередь, это различные вегетативные реакции в беспокоящих ситуациях. Например, ребенок может краснеть (бледнеть), отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой. В ответственные моменты могут возникать тошнота, легкое головокружение — состояния, знакомые любому человеку, который хоть раз испытывал серьезное беспокойство. Однако в начальной школе часто наблюдаются более серьезные формы недостаточного самоконтроля физиологических функций.
Как отмечают зарубежные и отечественные ученые, повышенная тревожность может не проявляться в нарушениях учебной деятельности, но, в тоже время, она может стать причиной серьезных внутренних конфликтов у младших школьников. Тревожность часто связана с повышенным чувством ответственности и переживается как постоянный страх неудачи в школе. Школьники с повышенным уровнем школьной тревожности часто хорошо учатся, безупречно ведут себя, их могут любить в школе, но чувствуют они себя там довольно некомфортно. Для них характерны выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Такие учащиеся, с точки зрения В.И. Войтко и Ю.З. Гильбух, работают в школе в режиме, далеком от их индивидуального комфорта, довольно сильно «перегружая свои способности» . Такие случаи, по мнению Е.В. Новиковой, являются следствием неправильной адаптации к требованиям образовательной среды школы .
1.4 Портрет тревожного ребенка
В класс входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.
Это тревожный ребенок. Таких детей в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, «как на ладошке», а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. [2, с. 208]
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
1.5 Критерии определения тревожности у ребенка
1.Постоянное беспокойство.
2.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Тревожный ребенок
1.Не может долго работать, не уставая.
2.Не может сосредоточиться на чем-то.
3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4.Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован.
5.Смущается чаще других.
6.Часто говорит о напряженных ситуациях.
7.Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8.Жалуется на то, что ему снятся страшные сны.
9.Руки у него обычно холодные и влажные.
10.Нередко бывает расстройство стула.
11.Сильно потеет, когда волнуется.
12.Не обладает хорошим аппетитом.
13.Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14.Пуглив, многое вызывает страх.
15.Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16.Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18.Не любит браться за новое дело.
19.Не уверен в себе, в своих силах.
20.Боится сталкиваться с трудностями.
1.6 Выводы по первой главе., Таким образом, в психологической литературе
Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство.
Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.
Тем не менее, у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. Все выше сказанное обусловливает необходимость проведение эмпирического исследования с целью проверки разработанной нами гипотезы.
II глава Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности
Наблюдением обычно называют активную форму чувственного познани
- [3. С. 13]
Используя метод наблюдения, можно фиксировать различные параметры и характеристики деятельности группы детей (одного ребенка).
Такое наблюдение можно осуществлять в различных учебных и внеучебных ситуациях, например, во время урока или во время перемены, в различное время дня — на первых уроках или на последних, на различных предметах.
Основная задача наблюдения — выделение детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, в частности — выделение детей «группы риска» по показателю школьной тревожности.
Применительно к данной конкретной задаче исследования, с учетом специфической природы изучаемой реальности, ситуации, условий, в которых должно проводиться исследование, наличия определенных предметных средств для осуществления наблюдения и фиксации его результатов метод наблюдения реализуется в виде конкретной методики. Под методикой наблюдения обычно понимается социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система средств сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна определенному ограниченному кругу задач. [6. С. 8 ] В зарубежной психологической литературе используется термин «техники наблюдения» как синоним приведенного здесь п онимания методики. Методики наблюдения различаются способами организации деятельности наблюдения, приемами расчленения (квантификации) наблюдаемого потока изучаемой реальности, характером и величиной единиц наблюдения, приемами фиксации наблюдаемого (запись от руки, кино-, фото-, видео-регистрация) и способами анализа результатов (качественный, количественный).
Методика, как самое полное описание всей процедуры наблюдения включает: выбор ситуации и объекта наблюдения, который определяется прежде всего целью исследования и в известной мере теоретическими представлениями об изучаемой реальности; программу (схему) наблюдения в виде переменного перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения, единиц наблюдения с подробным их описанием, а также способ и форму фиксации результатов наблюдения; описание требований к организации работы наблюдателя; описание способа обработки и представления полученных данных. [ 5. С. 118]
Наблюдение служит одним из методов познания психической реальности в той мере, в какой последняя имеет внешние проявления, и с той тонкостью и глубиной, какую может обеспечить теория, в рамках которой проводятся те или иные наблюдения и интерпретируются его данные.
Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение — отдельный человек, группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом наблюдения могут быть только внешние экстериоризированные компоненты деятельности:
а) моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары; совместные действия (группы людей);
б) речевые акты, их содержание, направленность, частота, продолжительность ,интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя;
в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков;
г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д., сочетание перечисленных признаков.
Наблюдаемыми могут быть ситуации, возникающие в естественной жизни и искусственно создаваемые в эксперименте, различающиеся по видам деятельности, взаимодействий людей друг с другом, спонтанные и организованные и т.д.
Факторами, прежде всего определяющими сложность познания «внутреннего через наблюдение внешнего» являются, во-первых, многозначность связей внешнего проявления с субъективной психической реальностью, стоящей за ней, и, во-вторых, многоуровневая иерархическая структура психических явлений. В силу первого одно и то же поведенческое событие может быть связано с различными психическими процессами. Педагогами был сформулирован ряд правил для применения наблюдения:
. Проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в повторяющихся и изменяющихся ситуациях, что позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей;
. Не делать скороспелых выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположен ия относительно того, какая психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением;
[7. С. 84]
Если цель исследования конкретна и строго определена — под давлением этой цели во время наблюдения производится отбор только нужных фактов и явлений. Познавательные цели ведут к селекции предметного содержания наблюдения — что наблюдать и что считать наблюдавшимся фактом, а тем самым задают требования к степени избирательности наблюдения, и расчленению наблюдаемого на единицы. Лишь в очень редких случаях наблюдения, посторонние по отношению к направленности той практической или исследовательской работы, при выполнении которой они сделаны, — случайные наблюдения — приводят к крупным открытиям.
Наблюдение, как правило, проводится в несколько этапов, на различных уроках, что позволяет диагностировать устойчивость проявлений школьной тревожности от одной ситуации к другой. Предлагаемая карта наблюдения позволяет осуществлять диагностику в урочное время.
При проведении диагностики уровня школьной тревожности учащихся с помощью метода наблюдения предупреждать детей не следует, что снижает вероятность демонстрации детьми нетипичных для них форм поведения.
2.1 Развивающая работа с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной тревожности
Развивающая работа с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной тревожности, может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
При выборе формы работы с ребенком, как правило, учитывают характер его тревожности. Если она так или иначе связана с одноклассниками, или же у учащегося наблюдаются затруднения в установлении и поддержании контактов со сверстниками, на первом этапе целесообразно работать с ним индивидуально, и только достигнув определенного прогресса включать ребенка в групповую работу (прежде всего, в работу по развитию коммуникативных навыков, которая может строиться в мини-группах, включающих 2-4 подобных детей).
Для многих учащихся с первого класса группа может стать мощным ресурсом, позволяющим справиться со школьной тревожностью. Это связано с тем, что данная проблема является, по сути, эмоциональной, а пространство развивающей группы позволяет возникнуть эмоциональному резонансу, способствующему разрядке (отреагированию) негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.
По мнению Вегнер А.Л., развивающую работу, направленную на создание условий для преодоления учащимися школьной тревожности, в тех параллелях, которые характеризуются изменяющейся социально-педагогической ситуацией (1,5 классы), следует проводить не раньше, чем во второй учебной четверти. Это связано с тем, что для учащихся перечисленных классов свойственно испытывать школьную тревожность, отражающую протекание адаптационного процесса. «В норме» к концу первой четверти у большинства первоклассников, пятиклассников уровень школьной тревожности снижается до пределов возрастной нормы.
По мнению Хухлаевой О.А., индивидуальная работа с учащимися, обладающими высоким уровнем школьной тревожности, поддается алгоритмизированию с большим трудом. Это связано с тем, что причины, вызвавшие школьную тревожность, а также формы ее проявления, очень «личностны». Поэтому работа строится по общему алгоритму, который наполняется в каждом конкретном случае ситуационным содержанием.
Первый шаг в подобной работе — выявление причин, вызывающих школьную тревожность у данного ребенка. Если ситуация позволяет, желательно использовать приемы опосредованной работы со школьной тревожностью (это возможно в том случае, когда конкретный фактор, вызывающий школьную тревожность, можно устранить или минимизировать его влияния на учащегося).
Психолого-педагогическую помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности можно представить в виде этапов:
.Психодиагностика особенностей проявления и уровня школьной тревожности младших школьников;
. Основная работа с учащимся, которая включает в себя разрядку тревоги и выработку новых стратегий поведения в тревожащих ситуациях (рисование, разыгрывание), при необходимости — включение в группу развития коммуникативных навыков или навыков уверенного поведения — формирующий этап (разработка коррекционной программы на снижение уровня тревожности);
. Итоговая диагностика (диагностика результатов после формирующего этапа);