Конфликты родителей и подростков: причины, содержание, функции

Конфликт внутриличностный (внутрипсихический) – как правило – порождение амбивалентных стремлений субъекта. В психоанализе Фрейда – изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и пр., в которых выражается противоречивость человеческой природы. Конфликт может выступать, например, как форма взаимодействия противоречивых импульсов бессознательного и сознательного – Оно и Сверх-Я.

Конфликт межличностный – существуют две его формы: – конструктивная (продуктивный конфликт) и неконструктивная.

Неконструктивный межличностный конфликт возникает, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, отношения межличностные разрушаются.

Конструктивным межличностный конфликт бывает, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Так, выделяются:

1) соперничество (противоборство) , сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы;

2) сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

3) компромисс – регулирование разногласий через взаимные уступки;

4) избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

5) приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность и напористость.

Конфликт межгрупповой – в нем в качестве субъектов выступают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы.

Конфликт организационный – столкновение противоположно направленных организационных позиций индивидов или групп безотносительно целей друг друга. Обычно возникает в ситуации, когда необходимо резко изменять привычный тип деятельности, перейти к новым организационным структурам, конверсии и пр.

Действия субъектов организационного конфликта регламентированы сложившимися нормами, отражают логику развития организации и имеют внеличностный характер.

3 стр., 1099 слов

Конфликт как вид критических ситуаций. Понятие депрессий

... транспортирующего серотонин. Согласно некоторым теориям, депрессия иногда возникает при чрезмерной нагрузке мозга в ... Конфликты являются одновременно и причинами, и предметом, и, наконец, следствием (как позитивным, так и негативным) различных критических ситуаций в жизни человека. конфликт ... невротическом конфликте меньше 180 градусов, и потому при известных условиях может быть найдено поведение, в ...

Конфликт психический — постоянный элемент душевной жизни, характерный беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности. При соединении внешне-вынужденных отказов от удовлетворения либидо психический конфликт становится конфликтом патогенным.

В детско-родительских отношениях конфликты возникают довольно часто. Причинами могут выступать как общие условия, формирующие конфликтные взаимоотношения между людьми вообще, так и частные, которые оказывают непосредственное влияние на формирование детско-родительских отношений. Ко второй группе условий относятся так называемые психологические факторы, среди которых основными являются: тип внутрисемейных отношений; деструктивность семейного воспитания; детские возрастные кризисы; личностный фактор.

Психологические факторы:

1. Тип внутрисемейных отношений. При гармоничных внутрисемейных отношениях существуют подвижное равновесие, когда роль каждого члена семьи определена, понятна и психологически оформлена и закреплена. В таких отношениях все члены семьи способны к разрешению противоречий. При дисгармоничном типе внутрисемейных отношений супружеские отношения носят негативный конфликтный характер, у всех членов семьи высок уровень эмоционального напряжения, который может увеличиваться, способствуя формированию невротических реакций и симптомов, чувству постоянного беспокойства.

2. Деструктивность семейного воспитания. Характерными чертами такого типа воспитания являются: наличие разногласий между членами семьи относительно приемов и способов воспитания детей; непоследовательность и противоречивость воспитательного воздействия родителей и их поведения по отношению к детям; преобладание системы запретов; гиперопека; предъявление завышенных требований к детям; использование в воспитании тактики угроз и принуждения.

3. Детские возрастные кризисы. В период возрастного кризиса, т.е. перехода от одного этапа возрастного развития к другому, повышается уровень конфликтности ребенка, когда он становится более капризным, раздражительным, непослушным. В такие периоды ребенок может выражать резко отрицательное отношение к тем ценностям, которые были сформированы у него ранее. Существуют следующие возрастные кризисы в развитии детей: кризис первого года жизни; кризис «трех лет»; кризис 6-7 лет, связанный с переходом в младший школьный период; кризис полового созревания (11-14 лет); подростковый кризис (15-17 лет).

4. Личностный фактор. Личностные особенности родителей могут спровоцировать возникновение и развитие конфликта с ребенком, среди таких особенностей личности родителей можно выделить: консервативное мышление; эмоциональную и когнитивную ригидность; склонность к вредным привычкам; авторитарность, безапелляционность суждений, косность взглядов и убеждений. Дети также могут иметь определенные личностные особенности, провоцирующие конфликтное взаимодействие с родителями. К таким особенностям относятся: нарушение правил поведения; низкая успеваемость; игнорирование, отказ принимать замечания, рекомендации родителей; непослушание; упрямство; эгоизм и эгоцентризм; излишняя самоуверенность; лень.

Таким образом, возникновение межличностного детско-родительского конфликта основано на совместных ошибках и недочетах, как родителей, так и самих детей.

7 стр., 3008 слов

Критические жизненные ситуации: стресс, конфликт, кризис

... реконструкции своего Я. Глава II. Теоретические основы изучения критических жизненных ситуаций: стресса, конфликта, кризиса 2.1 Общая характеристика стресса Слово - «стресс» в переводе с английского обозначает ... равновесие и психологическая защита), некоторые идеи К. Роджерса и теорию ролей. Отрицательные черты теории кризиса согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем: она относится главным образом ...

Как правило, наибольшие проблемы у родителей вызывают дети подросткового возраста. Конфликты родителей с подростками могут быть следующих типов: конфликт неустойчивости родительского отношения, возникающий на основе постоянной смены родителями критериев оценки ребенка; конфликт сверхзаботы, основами для которого являются гиперопека и сверхожидания родителей; конфликт неуважения прав на самостоятельность, возникающий из-за тотального родительского контроля; конфликт отцовского авторитета, когда возникает стремление добиться в конфликте своего любой ценой.

Конфликтные действия родителей могут вызывать следующие ответные реакции у детей: оппозицию, т.е. демонстративные действия негативного характера; отказ, неподчинение требованиям родителей; изоляцию, т.е. стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий.

Подростки в конфликте:

Родители в конфликте:

Кроме этого можно выделить и другие причины конфликтов между родителями и подростками:

  • «Непонимание, разные взгляды на жизнь». Она может иметь «тройное происхождение»: 1) социокультурное (как отражение конфликта поколений, «отцов и детей»);
  • 2) социально-психологическое (как отражение половозрастных особенностей людей);
  • 3) социально-ролевое (как отражение представлений родителей о собственных правах и обязанностях и правах и обязанностях своих детей).

В подростковом возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, своего «Я». Подростка начинают волновать проблемы нравственных норм, ценностей, смысла жизни. Переживания эти часто глубоко спрятаны и непонятны взрослым. Дети этих проблем еще не видят, взрослые так или иначе разрешили их и больше не замечают. И подросток становится одиноким в своих исканиях. Подростки значительно чаще взрослых людей чувствуют себя одинокими и непонятыми. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости приходит потребность в интимности, в том, чтобы передать кому-либо свои мысли и чувства и быть понятым.

Взрослые часто бывают не готовы к интимно-личностному, равноправному общению с подростками. Дети для них остаются в статусе детей, и перевести их в статус взрослых родители не спешат.

Взаимоотношения в рамках уже усвоенных детских ролей перестают удовлетворять подростков. Причем, для них недостаточным становится не только репертуар ролей, не только ограниченные возможности наличных ролей, но и во многом безличный характер выполняемых ролей. Это понятно, личность ребенка еще только формируется, индивидуально-личностные составляющие роли очень слабо прорисовываются, а подросток уже считает себя личностью и хочет, чтобы окружающие считали так же. Он принципиально не хочет скрывать свое «Я» под маской роли. Эта ситуация часто приводит к следующему:

14 стр., 6835 слов

Конфликты родителей и подростков: причины, содержание, функции

... какому же типу конфликта можно отнести конфликты родителей и подростков? Ответ очень прост- Это межличностный конфликт. Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей. 1. Тип ...

1. Подросток «перегибает палку» в стремлении к индивидуально-личностным проявлениям, формально-ролевое поведение взрослых при этом он воспринимает как ложь, фальшь, неискренность.

2. Стремясь к открытым отношениям, подросток еще не умеет соблюдать меру, пропорции, уместность личностного и ролевого поведения. Он еще не осознал выгод ролевого поведения, за маской которого можно спрятаться от «психологических уколов» окружающих, и, в свою очередь, не задеть самолюбие окружающих, если они будут истолковывать нежелательные по отношению к ним поступки не как проявления личного отношения, а как требования роли. Этим, думается, во многом и обусловлена повышенная ранимость подростков, чувствительность к оценкам их поведения и внешности. Взрослые, укрытые «броней» ролевых одежд, часто даже не замечают, как психологически ранят подростков своими неосторожными замечаниями, упреками, требованиями.

3. Переход ко взрослости предполагает в той или иной мере отдаление подростков от родителей. Это обусловлено тем, что роль взрослого имеет своими атрибутами самостоятельность и независимость, отсюда возникает стремление к эмансипации от родителей. Родители уже успели забыть свои подростковые трудности и часто не в силах понять мятущейся души своих детей, поэтому подростки ищут понимания за пределами семьи, в среде своих сверстников-товарищей «по несчастью».

Особенностью возраста является то, что подростку подчас легче открыть душу сверстнику (он такой же, он поймет) или даже чужому человеку, чем родителям. Поэтому для сохранения доверительных отношений очень важны такт и выдержка родителей. Если родители сумеют терпеливо и сочувственно отнестись к трудностям подростка, то конфликты во многом сглаживаются.

Характерные в этом возрасте жалобы подростков на непонимание со стороны родителей во многом обоснованы. Родители, особенно в последнее экономически нестабильное время озабочены тем, как обуть-одеть-накормить своих любимых чад, духовная связь с детьми при этом часто терпит ущерб, уходит на второй план. Многие родители заняты бизнесом, карьерой, самоутверждением, своими «взрослыми» проблемами.

Между тем, растущим, осваивающим социальный мир детям, в первую очередь необходимы поддержка, понимание, мудрый совет своих родителей. Французский психолог Р. Томе выявил, что в трудной ситуации морального, материального и эмоционального порядка подростки предпочитают обращаться за помощью и поддержкой к родителям и только в эмоциональной поддержке приоритет принадлежит друзьям.

К сожалению, родители не всегда на высоте в умении понимать своих детей. Исследования И.С. Кона и В.А. Лосенкова (1974), а также Р. Томе (1972, 1973) показали, что дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители — юношеские самооценки.

«Несправедливость родительских требований». Если общение, на основе взаимопонимания и взаимного интереса не получается, то оно неизбежно принимает формальный, рутинный характер. И чем больше родители «нажимают» на формально-ролевые обстоятельства жизни детей (поведение, успеваемость), тем «казеннее» и суше становятся их взаимоотношения. Детско-родительские отношения по своей природе интимны и не терпят формализма. Тем печальнее, когда между родителями и детьми появляется невидимая стена непонимания и отчуждения. В этих условиях даже справедливые и обоснованные требования родителей субъективно воспринимаются как несправедливые. А если эти требования еще высказываются в категорической, безапелляционной форме, что часто и делают родители, не замечая, что «ребенок» уже готов к равноправному общению, то тем более трудно согласиться с такой «справедливостью».

55 стр., 27087 слов

Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением

... социально-психологической помощи подросткам с девиантным поведением. Рецензия на дипломную работу по социальной работе Рецензия на дипломную работу по социальной работе на дипломную работу студентки 5 курса ФИО, обучающейся по специальности «Социальная работа» на тему «Социально-психологическая ...