Актуальность темы.
С учетом того, что социальная политика в отношении семей с детьми в современной России является во многом восприемницей советской социальной политики, необходимо начать с анализа советского опыта поддержки семьи и стимулирования рождаемости.
Общество в лице государства определяет через политику в отношении семьи и детства социальный статус, место и роль подрастающего поколения, а вместе с ним будущее качество человеческого потенциала (трудового, оборонного).
Возможность успешного реформирования всегда определялось эффективным воспитанием, социализацией, образованием подрастающего поколения, способного адаптироваться к изменяющимся условиям, развивать позитивные начала в экономической, политической, социальной жизни общества. Поэтому проводимая федеральная и региональная политика в отношении семьи и детства, должна быть направлена на комплексную социализацию детей и подростков, подготовку их к активной самостоятельной жизни, базироваться на комплексном, междисциплинарном знании о подрастающем поколении.
Действующую в настоящее время систему государственной социальной поддержки семей и детей при всем многообразии применяемых мер трудно назвать эффективной. Наиболее слабыми ее звеньями являются профилактика социального неблагополучия, а также недостаточная целевая направленность применяемых мер.
Предупреждение и ослабление негативных тенденций в положении российских семей, особенно семей с детьми, является одной из главных задач эффективной социальной политики, цель которой заключается в обеспечении устойчивого общественного развития.
В системе социальной защиты населения большинства регионов социальные учреждения, предназначенные для беспризорных и безнадзорных детей, такие как социальные гостиницы и ночлежные дома для несовершеннолетних вообще отсутствуют. Наименее развиты службы социально-профилактической направленности. Службы уличной социальной работы, которые могли бы осуществлять выявление безнадзорных и беспризорных детей и подростков и вести профилактическую работу с ними и их семьями, находятся в начальной стадии становления, представлены только в отдельных регионах.
Оказанием помощи семье и детям занимаются различные ведомства — здравоохранения, образования, социальной защиты, по делам молодежи, правоохранительные органы и др. Помощь семье оказывают общественные организации, благотворительные фонды, религиозные конфессии, но до настоящего времени не сложилась действенная система межведомственного взаимодействия. Отсутствие координации в этой деятельности на практике приводит к несогласованности и дублированию функций, неэффективности использования имеющихся ресурсов.
Социальное обеспечение детей сирот в Украине
... жизни; установление опеки и попечительства - устройство детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, в семье граждан Украины, которые находятся, преимущественно, в семейных, родственных отношениях с этими детьми -сиротами или детьми, лишенными родительской заботы, с целью обеспечения ...
Разработанность темы исследования.
Политика государства в отношении семьи вплоть до конца 80-х годов не являлась предметом специального научного анализа. Новый этап в развитии научных взглядов в этой области относится к началу 1990-х годов. Он связан с осознанием роли семьи в обществе, необходимостью осуществления целенаправленной государственной семейной политики. Теоретические основы семейной политики еще не сформулированы достаточно четко, исследования, проводимые в этой области, не имеют обобщающего характера, касаются лишь частных проблем. Анализ накопленного исторического и зарубежного опыта социальной поддержки семьи, современных теоретических разработок и исследований проблемы семейной дисфункции, дает основание сделать вывод о том, что важным направлением государственной семейной политики должно быть укрепление и развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, в первую очередь профилактической направленности. Организация комплексной поддержки семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактическая работа с семьями группы социального риска, значительно повысят эффективность их деятельности.
Объект исследования
Предмет исследования
Цель
Задачи
1. Изучить историю социальной политики государства по поддержке семьи;
2. Проанализировать правовые основы социальной поддержки семьи в России; 3. Охарактеризовать федеральные законодательные меры, направленные на поддержку семей с детьми;
4. Определить цели государственной семейной политики;
5. Выявить основные направления государственной семейной политики на современном этапе.
Структура работы
В первой главе рассматривается история социальной политики государства по поддержке семьи. Вторая глава посвящена анализу правовых основ социальной поддержки семьи в России. В третьей главе мы рассматриваем основные направления государственной семейной политики на современном этапе. В заключении сделаны выводы по проделанной работе и обобщена вся информация. Работа изложена на 29 страницах, включает 21 источник, среди которых нормативные акты, научные статьи и книги российских авторов по исследуемой теме.
1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ПО ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ
1. 1. Понятие семейной политики
Под семейной политикой понимают систему мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни семьи, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы.
Современная Россия является восприемницей советской социальной политики не столько в плане продолжения каких-то конкретных мер социальной защиты семей с детьми, хотя эти меры во многом воспроизведены – продолжены – восстановлены, сколько в плане идеологии. Если на преемственность в плане конкретных мерах социальной защиты семей с детьми уже указывали (хотя бы в силу их очевидности), то об идеологической преемственности этой политики в отношении семьи пока сказано не много.
Неполная семья как объект социальной работы
... и сиротству. Объект данной работы – неполные семьи как одна из современных форм семейного жизнеустройства и, одновременно, объект социальной работы. Предмет данной работы – основные направления, формы и методы социальной работы с неполной семьей. Задачи: 1. Раскрыть понятие неполной семьи, представить принятую ...
Достойно внимания то, что само понятие семейной политики в истории российской государственности появилось лишь в 80-е гг. ХХ века, и определялось оно как практика социально-демографической политики . То есть, термин семейная политика, несмотря на широкое использование в международных и национальных документах в нашей стал использоваться и в отечественной научной литературе, и общественно-публицистических дискуссиях только в 80-е г. ХХ века.
Показательно, термин «семейная политика» был впервые использован в 1989 г., когда разрабатывалась программа «Семейная политика СССР в 90-е годы» [21, С. 24.]. Надо отметить, что это был первый государственный документ, целиком и полностью посвященный семейной политике, до этого специальные государственные программы по семейной политике не принимались.
1. 2. Семейная политика в советский период
Исследования по истории отечественной политики в отношении семьи показывают, что советская семейная политика «была сосредоточена на вопросах регуляции брачно-семейных отношений работающих женщин и на вопросах охраны и материальной поддержки материнства и детства»[16, С. 81], иначе говоря, советская семейная политика по существу, поддерживала не семью, а только работающих женщин-матерей. С.В. Дармодехин, говоря о советской социальной политике в отношении института семьи отмечает, что эта политика «всегда была ограниченной, не носила системного характера, не отождествлялась с социальной политикой. Институциональные интересы семьи в государственной деятельности специально не выделялись и не учитывались»[12,С. 7]. В пользу вышеприведенного тезиса о том, что семья как самостоятельная ценность никогда не была приоритетом советской политики, свидетельствует целый ряд исследований.
Очевидно, что в советское время существовал ряд государственных мер поддержки семьи, детства и материнства, иной вопрос, на чем они фокусировались.
Именно в советский период сформировалась та модель семьи, которая существует и сейчас: модель семьи с двумя работающими на формальном рынке труда родителями. Кроме того, именно в советский период был принят ряд законодательных мер в поддержку материнства: отпуск по беременности и родам, с сохранением рабочего места, ежегодный отпуск летом работающим матерям, пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком, оплачиваемые больничные листы при болезни ребенка, и т.д. Так же следует учесть, что именно в советский период, сложилась существующая и поныне система сервисной поддержки материнства и детства: женские консультации, роддома, детские поликлиники, молочные кухни, детские ясли и детсады.
Социологи Е.Здравомыслова и А.Темкина определили специфику обозначенных семейных практик в советский период как базовый гендерный контракт «работающей матери» в рамках советской гендерной системы [14, C. 25].
Речь идет о последовательной поддержке работающих женщин с детьми, поддержке и институциональной и идеологической. Поддержка государства выражалась в предоставлении женщинам с детьми ряда социальных гарантий и льгот. И основной особенностью этой институциональной поддержки являлось то, что государством поддерживалась не семья, а именно женщина с ребенком/детьми.
При разговоре о советском периоде семейной политике не стоит фиксировать внимание только на достижениях организованной государством институциональной поддержке материнства. Необходимо напомнить, что наряду с указанными мерами поддержки материнства и детства, семейная политика советского государства включала в себя, на протяжении десятилетий, ряд мер, разрушавших семью как социальный институт: легализация аборта, облегчение процедуры развода, существование, вплоть до середины 30-х гг., легализованных нетрадиционных форм семейных союзов (гражданский брак, гомосексуальные союзы, тройственные союзы, семьи-коммуны, и т.д.) , а так же существовавшая в советское время практика вмешательства в дела семьи общественности и государства, связанная с отсутствием идеи семьи как сугубо частного, интимного пространства. В виду этого двойственность советской семейной политики состояла в сосуществовании в системе социального обеспечения принципов патернализма и дефамилизации. Оба принципа не были явными в дискурсе о мерах поддержки семьи и детей, в виду того, что сама социальная политика не имела дискурса (оформленного публичного объяснения).
Субъекты социальной политики социального государства
... действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются ... сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты ... Субъект Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ред. от 25.12.2009) Малоимущие семьи ...
Напомним, что само понятие социальной политики в СССР отсутствовало, хотя система социального обеспечения была весьма разработанной.
Вплоть до 90-х гг. ХХ века можно выделить следующие аспекты политики в отношении семьи:
- государственная политика в отношении семьи была крайне политизирована и противоречива;
- материнство понималось как важная социальная и государственная функция женщин, поэтому государство поддерживало материнство и морально, и материально;
- государство брало на себя львиную долю ответственности за воспитание, образование, охрану здоровья детей;
- меры государственной поддержки были адресованы не семье, а работающей матери [21, С. 28].
Отметим, что, существовавшая в советский период система мер защиты и поддержки работающих матерей, не случайно называлась системой поддержки и защиты материнства и детства, ибо она защищала интересы работающей матери и ее ребенка, а не семьи в целом.
Сформированная в советский период система поддержки работающих матерей сформировалась в эпоху ускоренной модернизации, и была призвана решать отнюдь не проблемы семьи в модернизируемом обществе, а проблемы государства, которое стремилось максимально использовать все возможные трудовые ресурсы, прежде всего через всеобщую занятость. Государству была необходима дополнительная рабочая сила и женщины как дополнительный трудовой ресурс. Исследователь Т.Журженко называет существовавшую в советский период систему социального воспроизводства мобилизационной системой, суть которой состояла «с одной стороны, в максимальном задействовании женщин в качестве трудового ресурса, необходимого для развития промышленности, а с другой – в использовании государством женской функции биологического воспроизводства для возобновления трудовых ресурсов» [13, С. 147]. Указанная модель сохранялась до конца существования советского государства.
Ситуация значительным образом изменилась начиная с 90-х годов ХХ века, когда в результате ряда структурных изменений, существовавшие в советский период меры социальной поддержки семей с детьми были или отменены, или трансформированы по мере формирования той социальной политики, которая получила название либеральной. Ключевым понятием либеральной социальной политики становится отказ от насильственных мер, предоставление самостоятельного выбора, свободы и независимости. Действительно, осуществлявшаяся в нашей стране с начала 90-х годов политика в отношении семьи отличается отказом от тех насильственных мер, которые осуществлялись в советский период. Речь идет об отказе от обязательной трудовой повинности, об отказе от идеологии эмансипации, об отказе от вмешательство в семью и семейные отношения. Можно сказать, что с начала 90-х годов государство в нашей стране отказалось от патерналистских импульсов в отношении семьи. Семья в нашей стране стала пониматься как территория индивидуального, частного пространства, что вполне соответствует либералистскому дискурсу.
Гарантии социальной поддержки безработных в Российской Федерации
... отношения в сфере реализации социальной поддержки безработных граждан в России. В качестве предмета выступают нормы права, характеризующие социальную поддержку безработных граждан в стране. При подготовке выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы ...
Таким образом, осуществлявшаяся в отношении семьи политика советского государства была сосредоточена:
1) на вопросах регуляции брачно-семейных отношений работающих женщин;
2) на вопросах охраны и материальной поддержки материнства и детства.
2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В РОССИИ
2. 1. Социальные льготы семьям с детьми
Произошедшие с начала 90-х годов изменения мер социальной поддержки семей с детьми, касаются как законодательных мер нового государства, так и ряда реалий практики осуществления социальной политики. В рамках нашей темы, прежде всего, укажем, что в трудовом законодательстве произошли изменения, касающиеся работающих женщин-матерей.
В ноябре 2001 года был принят, а в феврале 2002 года вступил в силу новый Трудовой кодекс [1].
В этом кодексе впервые в отечественном трудовом законодательстве права работников, имеющих детей, выделены в особую группу прав. Причем речь идет не только не только о женщинах, с детьми, ибо охрана материнства и детства была одним из приоритетов советской социальной политики. Речь идет буквально обо всех лицах, имеющих семейные обязанности в связи с уходом, обеспечением и воспитанием несовершеннолетних детей: мужчин-отцов, любых родственников, взявших на себя обязанности по опеке и попечению над несовершеннолетними детьми. Таким образом, расширен круг лиц с семейными обязанностями, законодательные нормы стали более сензитивные к многообразию жизненных ситуаций, связанных с рождением и воспитанием детей.
Для всех лиц с семейными обязанностями в новом ТК установлены особые нормы охраны труда и особые нормы регулирования труда, то есть, такие нормы охраны труда и его регулирования, которые не имеют работнике, не имеющие детей.
Исследователь И.Я.Киселев дифференцирует эти нормы охраны и регулирования труда следующим образом [15, С. 56]:
1) нормы, распространяемые на женщин, в связи с особенностями их организма; такие нормы юристы называют «гендерными» нормами (речь идет о всякого рода ограничениях и запретах работать на вредных и/или опасных производствах или условиях труда);
2) нормы, дающие гарантии и льготы в связи с беременностью и родами – перинатальные/декретные нормы;
3) нормы, предоставляемые женщинам и другим членам семьи в связи с выполнением ими семейных обязанностей, связанных с наличием детей (отпуска по уходу за ребенком, больничные по уходу за ребенком и т.д.) — нормы социального обеспечения.
Эта совокупность новелл в новом ТК позволяет расширить круг лиц, получающих льготы в связи с уходом за ребенком. Теперь на уровне законодательства льготы социального обеспечения связанные с выполнением семейных обязанностей включают не только мать, но и отца ребенка, а также и других лиц, ухаживающих за ребенком. Таким образом, впервые в отечественной законодательной практике попытались учесть многообразие жизненных сценариев семей с детьми.
Политика – социальный институт
... как государственных органов так и самих предприятий к решению проблемы. Отказ от установки на полную занятость означает потерю важной социальной ... социального ориентированного общественного производства такая политика применительно к трудовым ресурсам породила деформации: снижение рождаемости, простое воспроизводство рабочей силы, плохое воспитание детей, ... полноценной работы в семье; введение минимума ...
Российское общество вошло в такую социальную ситуацию, в которой сосуществуют и умножаются самые различные варианты неполных семей: отец + ребенок/дети, совершеннолетний родственник + ребенок/дети. Быстрый рост неполных семей обозначил контраст между семьей нуклеарного типа как «нормальной» семьей и новой социальной организацией, характеризуемой альтернативностью структурных типов семьи.
Следует отметить, что большинство законодательных норм, защищающих в советское время на рынке труда женщин-матерей, остались практически без изменений. Так, сохранен и отпуск по беременности и родам, с сохранением рабочего места, и ежегодный отпуск летом работающим матерям, и пособия по беременности и родам, и пособия по уходу за ребенком, и оплачиваемые больничные листы при болезни ребенка.
Но главное в том, что изменился работодатель: государство перестало быть основным работодателем, появился частный работодатель, который выплачивает социальные выплаты из собственной нормы прибыли. Работодатели всячески стараются уйти от этих выплат в социальные фонды: переход к черной и серой заработной плате, пресловутые обязательства о неуходе в декретный отпуск, и другие разного рода уловки. Поэтому изменение фигуры работодателя сопровождалось изменением отношения этого работодателя к законодательным нормам о лицах с семейными обязанностями. Именно поэтому, не смотря на существующие государственные меры защиты матерей и иных лиц с детьми, часть работодателей так или иначе действует вразрез существующему Трудовому кодексу.
Так, согласно результатам исследования по изучению опыта совмещения профессиональных и семейных обязанностей женщинами с детьми-дошкольниками пользуясь тем, что многие сотрудницы не знают свои права, предприятие способно уклоняться в открытой или скрытой форме от положенных по закону выплат или же от предоставления специальных условий труда для беременных женщин или женщин с малолетними детьми. Примерами такой дискриминации являются:
- невыплата, установленных законом денежных сумм в связи с выходом в отпуск по беременности и родам;
- невыплата в связи с выходом в отпуск по беременности и родам квартальных премиальных, предусматриваемых политикой фирмы для всех сотрудников;
- вынужденное увольнение «по собственному желанию»;
- завышение функциональных обязанностей без соответствующего повышения заработной платы;
- понижение заработной платы при неизменившемся объеме функциональных обязанностей;
- отказ в предоставление гибкого или сокращенного графика работы в последние месяцы беременности;
- несанкционированные понижение работницы в должности при возвращении из отпуска по уходу за ребенком в зависимости от срока возобновления ее рабочей деятельности;
- отказ в переводе сотрудницы на более легкие виды работ.
Таким образом, появление нового работодателя – частного капитала — сопровождалось новыми рисками и угрозами: надо учитывать, что в современной России далеко не все трудовые отношения теперь контролируются государством, появилась реальная угроза безработицы, и работающие матери, и все лица с детьми, вынуждены вступать в ряд компромиссов с работодателем для сохранения рабочего места.
Психологическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии
... детей с нарушением являются: педагогическая грамотность, активное участие в воспитательном процессе, ценностное отношение к ребенку. 2. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. , Общие аспекты психокоррекционной помощи. Адекватная интеграция семей, воспитывающих детей с ...
Кроме того, следует отметить, что на сегодняшний день в РФ сложилась достаточно нетипичная ситуация между законодательным творчеством государства и восприятием этих инициатив в обществе. Ведь с точки зрения социологии права, нормы права отражают общественные нормы, ценности, представления о справедливости. Не типичность ситуации выражается в том, что государственная и правовая мысль идет с опережением общественных умонастроений или не совпадает с ними. Можно уверенно сказать, что сам факт введения в 2000 г. нового ТК, в котором расширен круг лиц, получающих те или иные льготы в связи с уходом и воспитанием ребенка/детей, — не был должным образом представлен обществу со стороны государства.
Но дело не только в слабой пропаганде или информировании государством своих законодательных новаций, но и в том, что общество ожидает от государства новаций иного рода. Общество не знает и не слышит, что ему говорит государство, не вследствие своей неграмотности, а вследствие того, что ожидает от государства законодательных инициатив в ином направлении. Представляется возможным сказать, что в обществе по-прежнему господствуют представления о том, что работа по уходу и воспитанию детей выполняется только с женщиной-матерью. В нашем обществе сложилась и устойчиво функционирует именно такое понимание роли женщины в семейных отношениях. Поэтому от государства ждут законодательных инициатив, адресованных женщинам, а меры, направленные на учет многообразия жизненных ситуаций семей с несовершеннолетними детьми не воспринимаются и не осознаются. Это частный случай отставания общественных умонастроений о норме и справедливости от государственных инициатив.
Такое несовпадение предложений государства в области социальной защиты семьи и детства с ожиданиям общества отчасти обусловлено устойчивостью паттерна женских трудовых стратегий. За последние 20 лет мы видим появление новых профессий, новых форм трудовых контрактов, новых трудовых стратегий, но не менее значимо фиксировать и те ситуации, где новаций не произошло. Если взять во внимание то, что в современной РФ доля работающих женщин трудоспособного возраста по прежнему высока, а сочетание трудовой активности и материнства – осознанная стратегия большинства работающих женщин, то можно ответственно сказать: сложившиеся в советский период паттерны женских трудовых стратегий не изменились.
Консервацию паттернов женских трудовых стратегий можно объяснить сочетанием ряда объективных и субъективных причин. К объективным причинам такой консервации относится и необходимость второй семейной заработной платы в семье и необходимость экономической независимости от мужа и других членов семьи, а к субъективным причинам можно отнести как желание самореализации в профессиональной деятельности, так и отсутствие в нашей стране идеологии матери-домохозяйки [21, С. 31]
2. 2. Федеральные законодательные меры, направленные на поддержку семей с детьми
С середины 2000-х годов в РФ появляются новые законодательные меры, направленные на поддержку семей с детьми. Но эти новые меры не означали фамилизацию социальной политики: эти меры направлены, по замыслу законодателя, на улучшение демографической ситуации путем стимулирования рождаемости. В этих законах не только расширен перечень лиц, имеющих право на получение ряда пособий по уходу за ребенком, но и новый вид пособия — единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, право на которое получает один из усыновителей или опекунов или приемных родителей.
Государственная политика защиты детей в годы советской власти
... в эти годы, главной формой призрения детей-сирот являлись детские дома. Чаще всего они были смешанными, так как в них воспитывались малыши - дошкольники и ребята школьного возраста. Созданные в первые годы советской власти ... просвещения. В январе 1919 г. созданный Государственный Совет защиты детей под председательством А.В.Луначарского провел эвакуацию беспризорных детей из городов в южные ...
В 2006 году был принят федеральный закон «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» [19], призванный, согласно официальной риторике, так же стимулировать рождаемость. Этот закон, так же как и Постановление Правительства РФ № 873 от 30 декабря 2006 г. «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» [3] установили новые дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Этот закон предусматривает выделение материнского капитала в размере 250 тыс. рублей (с 1 января 2010 года материнский капитал составляет 343278 рублей (12000 рублей из которых можно потратить на любые нужды) женщине (или отцу или усыновителю), родившей или усыновившей второго (третьего и последующего) ребенка.
Эти меры государственной поддержки семей, имеющих детей, действительно являются и беспрецедентными и не ординарными. Прежде всего впечатляет сумма. Второе: на беспрецедентный характер этих законодательных мер указывает тот факт, что средства материнского капитала не являются обычными государственными пособиями, выплатами или компенсациями и потому не подлежат налогообложению, т.к. освобождаются от налогообложения на доходы физических лиц . Обращает внимание и целевой характер расходования средств материнского капитала, которые можно будет использовать только по трем направлениям:
1) на приобретение жилья с использованием ипотеки или иных систем кредитования;
2) на все виды образования, включая плату за дополнительные услуги, предоставляемые образовательным учреждением;
3) на накопительную часть пенсии.
Материнский капитал будет выдаваться женщине независимо от даты рождения первого ребенка, но только один раз. Право распоряжаться средствами материнского капитала возникает по прошествии 3 лет с момента рождения или усыновления. Интересно, что в законе оговорен период действия программы – 10 лет, начиная с 1 января 2007 года. К 1 января 2017 года, проанализировав результаты и эффекты действия программы, государство должно принять решение о возможности и целесообразности ее продолжения.
Региональные меры поддержки семей с детьми: больше детей – больше компенсаций. Помимо указанных федеральных мер, направленных на поддержку семей с детьми, существуют и региональные меры. К таковым относятся компенсационные выплаты родителям за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Так, Постановлением Правительства РФ № 846 от 30 декабря 2006 г. «О порядке и условиях предоставления в 2007 г. финансовой помощи из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» [2] определено, что данные субсидии предоставляются бюджетами субъектов РФ. Согласно этому постановлению, размер компенсации зависит от количества детей в семье: компенсация на одного ребенка составляет 20% от платы, если в семье два ребенка, то компенсация составляет 50%, а если три и более — 70%.
Государственная политика социальной защиты детства в Российской Федерации
... Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации. Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. ... социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную ...
Особенность муниципальных мер поддержки семей с детьми обусловлена особым статусом муниципальной власти. Ведь местное или муниципальное самоуправление в РФ, согласно Конституции – предмет совместного ведения РФ и субъекта РФ. В статье 12. Конституции указано, что муниципальное самоуправление – самостоятельная, независимая от государства форма осуществления власти населением, т.е., МСУ – это негосударственная структура, ибо органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В области семейной политики выделяются следующие формы работы органов МСУ:
- работа по организации и осуществлении опеки и попечительства, во исполнении перечня предметов ведения МСУ. В рамках этой работы организовываются четкие формы взаимодействия между районными структурами социального обеспечения и органами МСУ.
- оказание материальной помощи малообеспеченным семьям с несовершеннолетними детьми.
Помощь оказывается продовольствием, вещами, организацией подарков к праздникам, бесплатного питания, прямая денежная помощь в экстренных случаях.
Мы видим, что органы МСУ работают только с проблемными и кризисными семьями, являющимися потребителями социальной помощи. Проблемная семья – члены (член) которой находятся в трудной жизненной ситуации и которая не может самостоятельно справиться с проблемой. Кризисная семья – семья, требующая срочной социальной помощи.
В перечне предметов ведения органов МСУ содержатся следующие пункты: «организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного и основного общего образования», а так же «организация, содержание и развитие муниципальных учреждений социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения». Организация работ по этим двум пунктам перечня предметов ведения ОМСУ способна восполнить меры помощи семье, осуществлявшиеся в советское время из ФОП и направленных на помощь работающим родителям несовершеннолетних детей. К этим мерам помощи относятся:
- организация групп продленного дня и в школе, и в детском саду,
- организация внешкольного образовательного и оздоровительного досуга,
- организация летнего городского и загородного отдыха школьников, работы подростков, и т.д.
Эти, и подобные им социальные услуги на сегодняшний день значительно сокращены и в объеме предоставления, и в объеме финансирования. Если исходить из того, что нуклеарная «нормальная» семья является социальной ценностью, то именно эти виды услуг как раз и способствуют ее укреплению, не приводя ее к девиациям, когда семья становится проблемной, и нуждается в социальной помощи.
Таким образом, правовые основы государственной поддержки семьи в Российской Федерации определяют цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
3. 1. Цели государственной семейной политики
Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.
Основные направления государственной семейной политики в Российской Федерации разрабатываются исходя из: непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.
Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них, — 67 процентов семей. Еще 12 процентов супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками. Сложных семей, включающих две или более супружеские пары, в семейной структуре всего 3,4 процента.
Все возрастающую долю семей составляют неполные семьи – это примерно 13 процентов. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми, в которых один, реже два ребенка.
Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.
Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений. Содержание государственной семейной политики находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране.
Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.
Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией Российской Федерации, определяют соотнесение государственной семейной политики с положениями таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека [4], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [5], Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [6] и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.
3. 2. Основные направления государственной семейной политики
Основными направлениями государственной семейной политики являются[7]:
1. Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям, включая:
- а) меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой, усилению социальной защиты работников, высвобождаемых в результате банкротства и структурной перестройки организаций, с учетом семейного положения работников, числа иждивенцев, в том числе детей;
- б) усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров), путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд;
- в) поддержку развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства;
- г) обеспечение государственных гарантий общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, особенно профессиональной подготовки с последующим трудоустройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- д) обеспечение условий для установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;
- е) учет при совершенствовании налоговой политики в отношении физических лиц, оплаты труда, при государственном регулировании цен и тарифов для населения необходимости содержания семьи с нетрудоспособными членами за счет трудовых доходов и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, транспорта, коммунального хозяйства, культурных учреждений;
- ж) дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми;
- поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента. Увеличение размеров ежемесячного пособия на детей семьям одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, которые уклоняются от уплаты алиментов. Увеличение размеров пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов. Обеспечение своевременной и полной выплаты семейных пособий, включая приоритетное финансирование и жесткий государственный контроль на федеральном уровне;
- з) повышение гарантий материального обеспечения ребенка путем усиления государственного контроля за своевременной и полной выплатой алиментов;
- и) расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально-экономического и демографического развития регионов;
— к) укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья. Кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья. Сохранение льготности обеспечения жильем многодетных семей, неполных семей, семей с инвалидами. Обеспечение экономически обоснованного соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров его оплаты, аренды и найма.
2. Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, включая:
- а) распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери;
- б) усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае безработицы, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора, по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством;
- в) введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;
- г) бесплатную профессиональную переподготовку, повышение квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;
- д) обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм собственности. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать расходы на строительство, ремонт и текущее содержание подведомственных им детских дошкольных учреждений и устанавливать доступную для всех семей родительскую плату;
— е) развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно-нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью.
3. Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе:
- а) доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;
- б) бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет;
- в) профилактика врожденной инвалидности, развитие медикогенетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;
- г) улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;
— д) развитие учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также обеспечение проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семейная политика — это система мер, направленная на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни семьи, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы.
Исторический аспект государственной социальной политики связан с постепенным осознанием важнейшей роли семьи в обществе, и соответственно с необходимостью осуществления целенаправленной государственной политики в области семьи. Анализ накопленного исторического опыта социальной поддержки семьи, а также современных теоретических разработок и исследований проблемы семейной дисфункции, дает основание сделать вывод о том, что важным направлением государственной семейной политики должно быть укрепление и развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, в первую очередь профилактической направленности.
С середины 2000-х годов в РФ появляются новые законодательные меры, направленные на поддержку семей с детьми. В 2006 году был принят федеральный закон «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» призванный стимулировать рождаемость. Кроме того, вышло Постановление Правительства РФ № 873 от 30 декабря 2006 г. «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал», который установил новые дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Помимо указанных федеральных мер, направленных на поддержку семей с детьми, существуют и региональные меры, к которым например относятся компенсационные выплаты родителям за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Основными направлениями государственной семейной политики являются:
- Обеспечение государственной поддержки деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи.
- Создание надежного механизма финансирования государственной семейной политики.
- Разработка и реализация программы правового просвещения семьи.
- Изучение экономических, демографических, правовых, педагогических, социально-психологических проблем российских семей.
- Осуществление постоянного мониторинга положения российских семей.
- Совершенствование социальной и демографической статистики, характеризирующую положение российских семей.
- Сотрудничество со средствами массовой информации в целях обеспечения широкого и объективного освещения в них проблем семьи.
В настоящее время, в условиях экономического кризиса, необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем.
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, Нормативные акты
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009) // Консультант Плюс
2. Постановление Правительства РФ № 846 от 30 декабря 2006 г. «О порядке и условиях предоставления в 2007 г. финансовой помощи из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» // Консультант Плюс.
3. Постановление Правительства РФ № 873 от 30 декабря 2006 г. «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» // Консультант Плюс.
4. Всеобщая декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Консультант Плюс
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года // Консультант Плюс
6. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Принята 18.12.1979 Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН) // Консультант Плюс
7. Указ Президента РФ от 05.10.2002 N 1129 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» (в ред. от 19.11.2009) // Консультант Плюс
Периодические издания
8. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социологические исследования. 2006. — № 11. — С. 61-73.
9. Дармодехин С, В. Государственная семейная политика: методология, теория, практика // Семья в России, 2006. — № 2. – С. 5-28.
10. Лексин В.Н. Государственная семейная политика и обычная русская семья // Общественные науки и современность. 2010. — № 2. — С. 57-69.
11. Носкова А.В. Год семьи: некоторые итоги // Социологические исследования, 2008. — № 12. — С. 80-81.
Литература и интернет-ресурсы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/istoriya-sotsialnoy-politiki-v-rossii/
12. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 2001. – 245 с.
13. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 321 с.
14. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 2000. – 289 с.
15. Журженко Т. Видение задач женского движения глазами экономиста. Вильнюс: ЕГУ, 2008. – 187 с.
16. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Российский гендерный порядок: социологический подход СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. – 89 с.
17. Киселев И. Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. Издательство: Эксмо, 2008. – 567 с.
18. Климантова Г. И. Государственная семейная политика современной России. Учебное пособие. Издательство: ИТК Дашков и К, 2004. – 384 с.
19. Ковалев С. В. Психология современной семьи. — М., 2004.- 127 с.
20. Мазуров А.В., Вакарев А.В. Комментарий к Федеральному закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (постатейный).
М.: Частное право, 2007. – 154 с.
21. Семенков В. Е. Правовой аспект эволюции социальной политики Российской Федерации поддержки семей с детьми / credonew.ru