Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. В этом и заключается актуальность выбранной темы работы.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей в школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в младшем школьном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность [4, с. 112]. Работа основана на теоретических и практических трудах в области ?едагогики таких исследователей, как Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Л.А. Венгера, в области психологии таких, как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Р.С. Немова и других.
Цель курсовой работы — изучение особенностей развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.
Исходя из цели работы, в ней будут решаться следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты понятий «интеллект» и «интеллектуальные способности»;
- дать психолого-педагогическую характеристику интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста;
- провести эмпирическое исследование особенностей развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста;
- выполнить анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.
Объект исследования — процесс формирования интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования — применение методик развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ и изучение научной и публицистической литературы); эмпирические (наблюдение, беседа, анализ, тестирование).
«Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного ...
... высокой температурой. Различные формы эпилепсии. 1.2. Особенности закаливания младших дошкольников Начинать закаливание ребенка можно в любом возрасте после осмотра малыша врачом-педиатром. Данный специалист ... положительной эмоциональной реакции ребенка на процедуры. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и, тем более, насильственное ...
Научная новизна исследования. Научно обосновывается и экс?ериментально доказывается эффективность применения методик для развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования. На основе проведенного научно-практического исследования определено эффективное влияние средств на развитие интеллектуальных способностей.
Практическая значимость исследования. Разработаны разнообразные упражнения, игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, которые могут быть использованы воспитателями непосредственно в практической работе, студентами во время ?едагогической практики, родителями при обучении детей в школе.
Данная курсовая работа состоит из реферата, введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения, списка использованных источников литературы и приложений.
1. Теоретические аспекты процесса развития интеллектуальных способностей у детей
1.1 Сущность понятий «интеллекта» и «интеллектуальных способностей»
В обыденной жизни человек использует свои мыслительные способности как элемент познания окружающего мира. Современную действительность трудно представить себе без интеллекта, без самой возможности анализировать и сопоставлять между собой предметы и явления. Благодаря своей мыслительной деятельности личность обнаруживает в себе огромные возможности для саморазвития и самосовершенствования. Не будь интеллекта, человек не смог бы сделать научные открытия, такого вида деятельности, как искусство вообще не существовало бы [3, с. 119].
Интеллект представляет собой высокоорганизованную систему мышления личности, при которой появляются новые продукты деятельности. Интеллект обязательно затрагивает умственные способности и все познавательные процессы.
Понятие интеллекта ввел английский ученый Ф. Гальтон в конце 19 столетия. За основу были взяты научные труды Чарльза Дарвина об эволюции. Характеристики интеллекта исследовали такие ученые как А. Бине, Ч. Спирмен, С.Колвин, Э.Торн — дайк, Дж. Петерсон, Ж. Пиаже. Все они рассматривали интеллект как поле безграничных возможностей человека. Задача каждого конкретного индивида заключается в том, чтобы реализовать свой интеллект грамотно, с пользой для себя и окружающих. На самом деле лишь немногие понимают свое истинное предназначение и готовы вкладывать силы в развитие способностей.
Личность невозможно представить без мыслительной деятельности. Для особо развитых людей развитие становится неотъемлемой частью жизни: оно ведет их вперед к новым свершениям, помогает сделать нужные открытия. Стремление к обучению в данном случае продиктовано внутренней потребностью человека к самореализации. Когда желание проявить собственную индивидуальность становится ярче, чем мнения других, человек способен задействовать всю силу своего разума для того, чтобы достичь ощутимого успеха [14, с. 231].
На самом деле, способность к обучению заложена в каждом из нас. Просто одни люди используют по — максимуму ресурс, данный им от природы, а другие находят причины для того, чтобы снизить этот процесс до необходимого для выживания уровня.
Обстановка, в которой живет современный человек, постоянно меняется. Возникают непредвиденные обстоятельства, которые негативно сказываются на работе, смешивают планы и срывают сделки. Но по — настоящему разумный человек всегда оказывается в состоянии проанализировать возникшую ситуацию и увидеть в ней пользу для себя. Так интеллект помогает личности выстоять в трудных обстоятельствах, бороться во имя светлой идеи, прогнозировать желаемый результат и стремиться к его достижению.
Индивидуальные качества и стиль деятельности человека
... выбор разных способов выполнения деятельности. Интенсивность мотивации деятельности определяет наличие и степень выраженности стиля деятельности индивидуального. Он позволяет людям с разными особенностями системы нервной, разной структурой способностей, темперамента и характера добиваться ...
Ученые, имеющие разные подходы и различный взгляд на данную проблему, выделяют концепции, позволяющие определить, из чего состоит интеллект. Спирмен говорил о наличии у каждого индивида, так называемого общего интеллекта, который помогает приспосабливаться к той среде, в которой он живет, развивать имеющиеся склонности и дарования. Индивидуальные особенности этот ученый считал скрытыми возможностями для достижения определенных целей [20, с. 113].
Терстоун характеризовал грани общего интеллекта и выделил семь направлений, через которые происходит умственная реализация человека.
Способность легко оперировать числами, производить в уме вычисления и математические действия. Способность связно выражать свои мысли, облекать их в словесную форму. Ученый объяснял, от чего зависит степень овладения словом и выделял связь мыслительной деятельности с развитием речи. Способность усваивать письменную и устную речь другого человека. Как правило, чем больше человек читает, тем больше он узнает об окружающем мире. Развивается самосознание, расширяется объем памяти, появляются другие (личностные) возможности. Информацию индивид чаще всего получает посредством вдумчивого чтения. Так происходит усвоение нового материала, анализ и систематизация уже имеющихся знаний. Способность воображать, выстраивать в голове художественные образы, развивать и совершенствовать творческую деятельность. Надо признать, что именно в продуктах творческой направленности и проявляется высокий потенциал личности, раскрывается суть его возможностей. Это все характеристики интеллекта [5, с. 244].
Виды интеллекта. Традиционно в психологии выделяют несколько видов мыслительной деятельности. Все они соответствуют тем или иным жизненным направлениям или затрагивают образ жизни человека.
Вербальный интеллект. С помощью данного вида личность всегда имеет возможность общаться с другими людьми. Письменная деятельность прекрасно развивает интеллект, позволяет освоить иностранные языки, изучить классическую литературу. Участие в дискуссиях и диспутах на различные темы помогает сосредоточиться на сути вопроса, определиться с собственными ценностями, узнать от оппонентов для себя что — то важное и ценное. Вербальный интеллект необходим для приобретения базовых знаний о мире, для того, чтобы личность имела возможность накапливать необходимый опыт для своего становления. Общение с успешными людьми, которые смогли выйти на новый уровень жизни, достичь состояния полной независимости, положительным образом сказывается на мировоззрении личности, умении принять и обдумать информацию.
Логический интеллект необходим для совершения логических операций, решения математических задач. Для повышения уровня логики рекомендуется разгадывать кроссворды, читать интеллектуальные, полезные книги, заниматься саморазвитием, посещать тематические семинары и тренинги. Логический интеллект нуждается в постоянной работе. Чтобы свободно оперировать цифрами, нужно постоянно производить в уме сложные вычисления, решать задачи.
Мышление и интеллект: сущность и развитие
... понятием мышления неразрывно связано понятие интеллект. Интеллект - общая способность к познанию и решению проблем без проб и ошибок, т.е. "в уме". Интеллект рассматривается как достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который ...
Пространственный интеллект основывается на зрительном восприятии какой — либо деятельности с возможностью повторить ее на собственном опыте. Так занятие музыкой, лепка из глины могут стать замечательными проводниками к саморазвитию.
Физический интеллект — это возможность оставаться в прекрасной физической форме — залог хорошего самочувствия и долголетия. Физический интеллект подразумевает сильную связь с телом, внимательное отношение к своему самочувствию. Отсутствие болезней еще не является показателем физического здоровья. Чтобы тело было крепкое и бодрое, нужно уделять ему достаточно сил и внимания: по возможности, заниматься зарядкой, любым спортом. Важно давать себе ежедневно ту степень нагрузки, какую человек в состоянии выдержать. Безусловно, чтобы управлять этим процессом, нужно обладать большой мотивацией и желанием что — то изменить в лучшую сторону.
Социальный интеллект. Сюда можно отнести умение общаться. Человек существо социальное и не может жить вне общества. Чтобы адекватно выстраивать отношения с другими людьми и научиться их правильно понимать, нужно ежедневно тренировать свою волю и способность слышать других. Понимание между людьми складывается из нескольких составляющих, важным компонентом которых является взаимовыгодное сотрудничество. Это основа любого бизнеса, в том, чтобы понимать потребности клиента, уметь донести до аудитории нужную информацию.
Эмоциональный интеллект. Предполагает развитие у человека достаточно высокого уровня рефлексии. Умение мыслить аналитически, осознавать свои индивидуальные потребности и стремиться к достижению собственных целей, несомненно, поможет достичь высокого уровня эмоционального интеллекта. Так же важным компонентом является умение общаться с людьми, понимать их настроения и чувства, выстраивать с ними модели эффективного взаимодействия.
Духовный интеллект предполагает осознанное стремление личности познать себя, заниматься самосовершенствованием. Интеллектуально развитый человек никогда не задерживается надолго на одной ступени развития, он хочет прогрессировать, мотивировать себя на дальнейшие действия. Для развития данного вида интеллекта прекрасно подойдут индивидуальные размышления о жизни, сущности бытия, медитации, а также молитва.
Творческий интеллект предполагает наличие у индивида определенного художественного таланта: литературного, музыкального, живописного. Необходимость сосредоточиться на выполняемой задаче, сконцентрироваться на художественном образе и воплощать его на бумаге, холсте или нотах присуща истинным творцам. Но следует помнить о том, что любые способности нуждаются в развитии, им нужно уделять много сил и внимания. Так для становления литературного таланта необходимо научиться понимать суть и смысл написанного, изучать творения великих мастеров, осваивать художественные приемы и средства выразительности.
Особенности интеллекта. Человеческий мозг устроен таким образом, что чем чаще мы его тренируем, тем лучше он поддается тренировке. Иными словами, чем больше внимания, времени, сил личность готова вкладывать в собственное развитие, тем скорее возрастают и расширяются возможности для самореализации. К примеру, если ум способен концентрироваться на определенных вещах, то нужно в течение длительного промежутка времени предоставлять ему возможность расширять поле деятельности, и тогда будут заметны видимые изменения [19, с. 153].
История развития искусственного интеллекта
... не приняла абсолютный эдикт против причинения вреда людям.» Историю развития искусственного интеллекта как науки можно начать прослеживать с ранних философских ... Основные направления развития искусственного интеллекта включают рассуждения, знания, планирование, обучение, языковую коммуникацию, восприятие и способность двигаться и манипулировать объектами. Универсальный искусственный интеллект (или ...
Успешность деятельности традиционно принято соотносить со способностями. Соответственно интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений, предлагать множество вариантов использования заданного объекта, находить противоречие в проблемной ситуации, формулировать новый подход в изучении какой-либо предметной области и т.д.
Ранее уже отмечалось, что психология интеллекта ориентировалась главным образом на изучение свойств интеллекта и описывала последний с точки зрения достижения определенной цели в конкретном виде познавательной деятельности [9, с. 188].
По мнению В.Д. Шадрикова, понятия «свойство» и «способность» выступают как тождественные. В частности, способность может быть определена как свойство (или совокупность свойств) вещи (системы), проявляющееся в процессе ее функционирования. Иными словами, познавательная способность — это свойство некоторой психической реальности (по Шадрикову — «функциональной системы»), которое обнаруживает себя в ситуации выполнения человеком определенного задания и фиксируется в виде показателей эффективности этого вида деятельности. Следуя Шадрикову, при изучении познавательных (интеллектуальных) способностей мы описываем интеллект на уровне его свойств, то есть ограничиваемся констатацией внешних проявлений интеллектуальной активности субъекта [13, с. 293].
В отечественной психологии попытка систематизации и анализа познавательных способностей впервые была предпринята В.Н. Дружининым. В рамках разрабатываемой им теории общих способностей в числе последних рассматриваются психометрический интеллект (способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний), креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии), обучаемость (способность приобретать знания).
В.Н. Дружининым предложена классификация, в которой выделяются четыре основных аспекта функционирования интеллекта, характеризующих четыре типа интеллектуальных способностей: конвергентные способности, дивергентные способности (или креативность), обучаемость и познавательные стили [7, с. 110].
Конвергентные способности обнаруживают себя в показателях эффективности процесса переработки информации, в первую очередь, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации. Конвергентные способности характеризуют, таким образом, адаптивные возможности индивидуального интеллекта с точки зрения успешности индивидуального интеллектуального поведения в регламентированных условиях деятельности.
Дивергентные способности (креативность) — это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Креативность в узком значении слова — это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова — это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уаллах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд).
Развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста
... деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника. В связи с этим, логические задачи и упражнения приобретают особое значение в развитии мыслительных операций ...
Обучаемость. Представление об обучаемости как проявлении уровня интеллектуального (умственного) развития возникло в контексте понятия «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский).
Под зоной ближайшего развития понимается процесс психологического развития ребенка, который он проходит под руководством взрослого. Понимание ведущей роли обучения в умственном развитии детей позволило отечественным психологам сформулировать четкую позицию: оценка «уровня актуального развития» интеллекта ребенка недостаточна для оценки его интеллектуальных возможностей, ибо последние могут проявляться в совершенно других качественных и количественных показателях в «зоне ближайшего развития». Формирование в зоне ближайшего развития новых интеллектуальных механизмов зависит и от характера обучения, и от творческой самостоятельности самого ребенка.
Познавательные стили. В последние десятилетия в психологии познания все более активно стал проявляться интерес к индивидуальной специфике интеллектуальной деятельности, которая в общем виде была обозначена термином «познавательные стили». Понятие «познавательный стиль» акцентировало внимание исследователей на индивидуальных различиях в способах изучения реальности. Весьма характерно, что изначально индивидуальные различия в предпочитаемых способах интеллектуальной деятельности (стилях) принципиально противопоставлялись индивидуальным различиям в успешности интеллектуальной деятельности (способностям) [1, с. 103].
1.2 Особенности и закономерности развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста
Интеллектуальное развитие человека особую актуальность приобретает в условиях современной ситуации перехода общества в информационную стадию развития. Известно, что в информационном обществе, в отличие от индустриального, преимущественно производятся и потребляются интеллект, знания, соответственно и большая часть членов общества занята производством информационного продукта. Поэтому в намечающихся контурах информационного общества образованность и интеллект попадают в разряд национальных богатств, а жизнедеятельность в нем требует от членов социума высокого интеллектуального уровня, информационной культуры, творческой активности.
Сказанное обращает внимание на важность решения проблемы интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период интеллект развивается особенно интенсивно. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников обеспечивает во многих отношениях успех не только учебно-познавательной деятельности, но и всего дальнейшего жизненного пути обучающихся. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показывают, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.
Одним из важных направлений в решении этой проблемы выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное интеллектуальное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
Решение данной задачи во многом определяется пониманием сущности самого феномена интеллекта и особенностей его развития в детском возрасте. Проблема интеллекта, не смотря на большое число работ по данному вопросу в мировой и отечественной истории психологических исследований, остается самой дискуссионной. До настоящего времени не сложилось однозначного определения интеллекта. Оно трактуется в зависимости от точки зрения на интеллект, от тех характеристик, которые его описывают и, в конечном итоге от выбранного исследователем методологического подхода к рассмотрению интеллекта. Мы придерживаемся такого подхода к интеллекту, согласно которому он трактуется как совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь интеллект характеризуется:
- эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;
- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
- вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.
Интеллект неразрывно связан с умственным развитием, и в этом отношении выступает как общая умственная способность.
Способность — индивидуальное качество, связанное с готовностью к успешному освоению определенной деятельности. Способность — это не результат, а условие, готовность, процесс освоения ЗУН. Соответственно и интеллект — это не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению.
Ведущая роль обучения как основного стимула развития обосновывается в работах многих отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, 3. И. Калмыкова, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.).
Л.С. Выготский предлагает ориентировать обучение не на уже сложившиеся структуры интеллекта, а на еще только складывающиеся, не «приспосабливать» содержание обучения к наличным особенностям детской мысли, а, наоборот, вводить такое содержание, которое требовало бы от ребенка новых, более высоких форм мысли. «Обучение ведет за собой развитие» — этот тезис Л.С. Выготского в наши дни приобрел особую важность и звучание в педагогической практике. Идея о возможности специального развития интеллекта подтверждается многими экспериментальными исследованиями, проведенными в разных странах (работы Дж. Гильфорд, К. Макиннон, К. Осборн, В. Лоуэнфельд, и др.).
Проблема развития интеллектуальных способностей учителя начальных классов, приобретает особую актуальность, поскольку психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка и активное развитие всех познавательных процессов. Общими характеристиками должны стать произвольность, продуктивность и устойчивость.
Прогресс умственного развития детей за первые три-четыре года учения в школе бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник должен подняться до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.
Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности. Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Психолого-педагогические исследования показывают, что процесс развития интеллекта возможен при правильной организации учебно-познавательной деятельности и особенно эффективен в младшем школьном возрасте когда достаточно сильны личностные потребности в познании, а мотивационно — потребностная сфера податлива для педагогического воздействия.
Учитывая все вышесказанное, можно считать, что развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. Начальное образование должно заложить базовые основы интеллектуального развития детей, которые создали бы условия для воспитания творческого, самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать выводы. Интеллект представляет собой высокоорганизованную систему мышления личности, при которой появляются новые продукты деятельности. Интеллект обязательно затрагивает умственные способности и все познавательные процессы. Так интеллект помогает личности выстоять в трудных обстоятельствах, бороться во имя светлой идеи, прогнозировать желаемый результат и стремиться к его достижению. Традиционно в психологии выделяют несколько видов мыслительной деятельности. Все они соответствуют тем или иным жизненным направлениям или затрагивают образ жизни человека (вербальный интеллект, логический, пространственный, физический, социальный, эмоциональный, духовный и др.).
Успешность деятельности традиционно принято соотносить со способностями. Соответственно интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи. Развитие интеллекта — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников обеспечивает во многих отношениях успех не только учебно-познавательной деятельности, но и всего дальнейшего жизненного пути обучающихся. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка и активное развитие всех познавательных процессов. Общими характеристиками должны стать произвольность, продуктивность и устойчивость.
интеллектуальный способность логический школьный
2. Эмпирическое исследование процесса развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста
2.1 Методики исследования
Целью работы являлось проведение эмпирического исследования особенностей развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста.
Исследование проводилось в Гимназии номер №2 города Орша с учениками 2 «Б» класса.
Период исследования — ноябрь 2016 года.
Исследование проводилось по методике «Нарисуй человека». Данная методика предназначена для измерения уровня интеллекта детей младшего школьного возраста. Особенности проведения процедуры исследования. Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш — обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера. Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»).
По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок. По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятые детали и особенности изображения. Критерии оценки (признаки и их характеристики) к данной методике представлены в приложении А. Основная часть группы справилась с заданием. Анализ результатов представлен в следующем параграфе работы.
В работе «Измерение интеллекта с помощью рисунка» Гудинаф впервые в истории психодиагностики практически обосновала гипотезу о том, что выполнение ребенком рисунка отражает степень овладения им ключевыми понятиями и таким образом свидетельствует об уровне развития интеллекта. Созданный ею тест «Нарисуй человека» отличался от существовавших ранее тестов интеллекта. Он позволял довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования.
Широкомасштабные исследования с помощью метода тестов привели Гудинаф к переоценке основополагающего в американской тестологии принципа неизменности коэффициента интеллекта. Она наглядно продемонстрировала, что ряд социальных факторов могут значительно повысить этот показатель, т.е. умственная одаренность не является врожденным и стабильным свойством. Не ограничиваясь анализом тестов, Гудинаф в работе «Экспериментальное исследование ребенка» подвергла всестороннему рассмотрению различные исследовательские методики детской психологии, продемонстрировала их сильные и слабые стороны.
Именно детальность изображения выступает основным показателем уровня умственного развития ребенка. В основе такого подхода лежит гипотеза о том, что в рисунке знакомого предмета обнаруживаются те его отличительные, существенные черты, которые ребенок выделил в нем как в представителе соответствующего класса предметов. Рисунок рассматривается как выраженное в графической форме понятие (представление) ребенка о предмете. Наблюдаемое по мере взросления ребенка усложнение выполненных им изображений расценивается в качестве показателя развития понятийного мышления.
Следует отметить, что данная гипотеза, лежащая в основе теста, не опирается на какие-либо строгие теоретические построения. Она выражает эмпирически наблюдаемую зависимость между особенностями детского рисунка и общим умственным развитием ребенка.
Данная методика широко используется в качестве компонента комплексного обследования ребенка. Важно подчеркнуть, что несмотря на неоднократно подтвержденную высокую надежность теста, большинство специалистов считают, что самостоятельной диагностической ценности тест почти не имеет. Ограничиваться одним данным тестом при обследовании ребенка недопустимо; тест может выступать лишь как часть обследования, предпочтительно — начальная часть. Рисуночным тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребенка.
Так же была проведена методика на выделение существенных признаков. Эта методика выявляет способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Предварительно дается инструкция: «В каждой строчке здесь одно слово находится перед скобками, а пять — в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Однако вы должны из них выбрать два наиболее существенных, являющихся неотъемлемыми признаками слова, стоящего перед скобками. Выберите только два и подчеркните их». Иногда даже подсказка исследующего о том, что речь вдет об абстрактном значении этих понятий, не помогает обследуемому найти правильное решение.
В патопсихологии выделяют три вида патологии мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение мотивационного компонента мышления.
Методика наиболее чувствительна к нарушениям операционной стороны мышления к снижению уровня обобщения и искажению процесса обобщения. Первое проявляется в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях и оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей. Второе состоит в том, что хотя больные выделяют общие признаки и способны выйти за пределы конкретных ситуационных связей, но эти связи являются несущественными, случайными, поверхностными, нередко парадоксальными.
Менее чувствительна методика к нарушениям динамики мыслительной деятельности — лабильности и инертности.
Третий вид патологии мышления — нарушение мотивационного компонента — можно выявить прежде всего в объяснениях больными своих ответов, в типичных для них разнопланости и резонерстве.
Инструкция к тесту и сам тест данной методики представлены в приложении.
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Тестирование проведено на группе из 15 школьников 2 «Б» класса Гимназии №2 г. Орша. Основная группа справилась с заданием. Результаты тестирования по данной методике представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Анализ результатов по методике «Нарисуй человека» учеников 2 «Б» класса
№ |
Фамилия Имя |
Номер задания |
Количество ошибок |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||||
1 |
Кузнецов Андрей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
1 |
|
2 |
Мироненко Анастасия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
|
3 |
Бойко Юлия |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
2 |
|
4 |
Телепнева Мария |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
|
5 |
Хабаров Савелий |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
|
6 |
Гуторов Евгений |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
|
7 |
Головач Ксения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
1 |
|
8 |
Кудряньков Вадим |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
|
9 |
Скворцов Юрий |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
|
10 |
Плехова Мария |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
|
11 |
Линник Соня |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
|
12 |
Робиза Егор |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
|
13 |
Мухтарова Анна |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
|
14 |
Гахов Дмитрий |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
|
15 |
Сотников Степан |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
|
Исходя из результатов анализа, представленных в таблице, можно сделать вывод, что практически все ученики отлично справились с заданием. Без единой ошибки выполнили задание 60% детей, а именно 9 человек. 4 ребенка (что составляет 27%) допустили по одной ошибке, а 2 человека (13%) допустили ошибку два раза. Кузнецов Андрей справился заданием и показал не плохие результаты, он изобразил нос, глаза, уши, волосы, так же он добавил деталь как шляпа. Другой испытуемый нарисовал все нужные части туловища, черты лица все присутствовали, так же он добавил такой элемент как усы, которые присущи для мужчины. Следующий испытуемый совсем не изобразил ни рук, ни ног, ни туловища. Мироненко Анастасия тоже не изобразила туловища, но она применила цвета для лица, на ее рисунки присутствовали нос, глаза, губы, и уши. Ковалева Виктория очень выразительно изобразила мужчину, который был в плаще, но все части туловища были нарисованы, на рисунке есть нос, глаза, уши, брови. Она представила мужчину, у которого на голове есть шляпа, это характеризует ее дополнительные навыки рисования, и о хорошем уровне интеллектуального развития. Ученица Мухтарова Анна полностью изобразила мужчину во весь рост. На рисунке присутствовали все детали, которые соответствовали заданиям методики.
Головач Ксения нарисовала мужчину, без туловища, но на рисунке есть шея, черты лица присутствовали все, так же на голове были короткие волосы. Следующий испытуемый очень выразительно изобразил черты лица, но не показал ни одной части туловища. Результаты, полученные в результате исследования по методике «Нарисуй человека» можно представить в виде диаграммы на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 — Анализ результатов исследования развития интеллекта у учеников 2 «Б» класса по методике «Нарисуй человека»
Таким образом, можно заключить, что состояние интеллектуальной сферы детей группы не вызывает подозрений в недостаточном развитии.
Применение тестирования по Ф. Гудинаф имеет большое значение в исследовании интеллектуального развития ребенка. Результаты теста нельзя интерпретировать, опираясь только на цифры графиков. Подводить итог необходимо с учетом общей успеваемости по программе в целом. А также нельзя заставлять ребенка, если он не хочет проходить тестирование. В таких случаях может помочь разъяснение задач теста, массовый пример сверстников и поощрение за участие в нем. Также нельзя заставлять переделывать рисунок, даже если он не отвечает требованиям к тесту, так как это противоречит принципам арт-терапии. Общие результаты полученного проведенного исследования представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 — Анализ результатов проведенного исследования 2 «Б» класса
№ |
Фамилия имя ребенка |
Правильные ответы |
Баллы по итогам |
|
1 |
Кузнецов Андрей |
4 |
1 |
|
2 |
Мироненко Анастасия |
7 |
1 |
|
3 |
Бойко Юлия |
9 |
1 |
|
4 |
Телепнева Мария |
6 |
1 |
|
5 |
Хабаров Савелий |
7 |
1 |
|
6 |
Гуторов Евгений |
6 |
1 |
|
7 |
Головач Ксения |
14 |
4 |
|
8 |
Кудряньков Вадим |
9 |
1 |
|
9 |
Скворцов Юрий |
11 |
2 |
|
10 |
Плехова Мария |
6 |
1 |
|
11 |
Линник Соня |
13 |
4 |
|
12 |
Робиза Егор |
4 |
1 |
|
13 |
Мухтарова Анна |
10 |
2 |
|
14 |
Гахов Дмитрий |
5 |
1 |
|
15 |
Сотников Степан |
4 |
1 |
|
Тестирование проведено на группе из 15 школьников 2 «Б» класса. На основании полученных по тесту баллов можно сделать вывод, что многие школьники имеют недостаточно высокий уровень развития способностей, что мешает им сосредоточить внимание на решаемых задачах. Испытуемым также не хватает навыков для анализа материала, абстрактного мышления, логических рассуждений, количественных вычислений, пространственного воображения. Недостаточно высок темп мыслительной деятельности и выносливость к длительным умственным нагрузкам. Для успешного выполнения теста требуется определенный уровень развития словесных, логических, числовых и пространственных способностей. Словесные способности отвечают за усвоение смысла различных слов, понимание словесных аналогий, выполнение логических операций с отдельными словами. Это качество связано с пониманием текста, умением различать прямой и переносный смысл высказывания, правильно интерпретировать его, абстрагируясь от смысла конкретной фразы. Степень логического мышления свидетельствует о способности к пониманию причинно-следственных связей, поиску закономерностей, об умении делать правильные выводы.
2.3 Методические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста
Результаты наших наблюдений учащихся свидетельствуют о том, что интеллектуальные способности ребёнка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
- наличие сформированного у детей интереса к выполнению заданий;
- реализация заданий как важнейшего компонента на не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
- объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами и воплощать эти размышления в практической деятельности;
- работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
- стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития способностей ребёнка.
Путь становления интеллектуальных способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Главная обязанность — помочь ребенку встать на этот путь.
Методы — это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии интеллектуальных способностей.
В процессе организации обучения развитию интеллектуальных способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
- научности;
- систематичности;
- последовательности;
- доступности;
- наглядности;
- активности;
- прочности;
- индивидуального подхода.
Все занятия по развитию способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, интеллектуальные, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными интеллектуальными способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач — способствует развитию способностей.
6. Для эффективности развития интеллектуальных способностей у детей необходимо соблюдать условия:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей.
Существуют общие законы развития детского интеллекта, которые необходимо учитывать, предлагая рекомендации по совершенствованию мышления. Главные из них следующие: в начальных классах у детей параллельно должны совершенствоваться и развиваться все три вида мышления наглядно-образное, наглядно-действенное ,словесно-логическое.
Интеллектуальные, как, впрочем, и другие способности человека, в отличие от его задатков, могут постепенно утрачиваться без специальной тренировки. Эти способности необходимо постоянно поддерживать с помощью соответствующих упражнений. Под такими упражнениями понимаются систематически решаемые учеником умственные задачи.
Итак, по окончании теста и подведении итогов можно сделать вывод, что уровень развития интеллектуальных способностей — это не рост человека и не группа крови, которые заданы генетически и которые невозможно изменить. Интеллектуальные возможности — это не только условия обучения, но и результат предыдущего обучения. Тесты интеллекта измеряют не задатки и развития, а только тот уровень развития умения и навыков познавательной деятельности, которые сформированы у испытуемых на сегодняшний день.
Заключение
Интеллект представляет собой высокоорганизованную систему мышления личности, при которой появляются новые продукты деятельности. Интеллект обязательно затрагивает умственные способности и все познавательные процессы. Так интеллект помогает личности выстоять в трудных обстоятельствах, бороться во имя светлой идеи, прогнозировать желаемый результат и стремиться к его достижению. Традиционно в психологии выделяют несколько видов мыслительной деятельности. Все они соответствуют тем или иным жизненным направлениям или затрагивают образ жизни человека (вербальный интеллект, логический, пространственный, физический, социальный, эмоциональный, духовный и др.).
Успешность деятельности традиционно принято соотносить со способностями. Соответственно интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи.
Развитие интеллекта — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности.
Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников обеспечивает во многих отношениях успех не только учебно-познавательной деятельности, но и всего дальнейшего жизненного пути обучающихся. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка и активное развитие всех познавательных процессов. Общими характеристиками должны стать произвольность, продуктивность и устойчивость.
Целью работы являлось проведение эмпирического исследования особенностей развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось в Гимназии номер №2 города Орша с учениками 2 «Б» класса. Период исследования — ноябрь 2016 года. Исследование проводилось по методике «Нарисуй человека» и по методике с помощью тестирования. В результате проведенного исследования, получили результаты. По методике «Наисуй человека» практически все ученики отлично справились с заданием. Без единой ошибки выполнили задание 60% детей, а именно 9 человек. 4 ребенка (что составляет 27%) допустили по одной ошибке, а 2 человека (13%) допустили ошибку два раза. Состояние интеллектуальной сферы детей группы не вызывает подозрений в недостаточном развитии. Применение тестирования по Ф. Гудинаф имеет большое значение в исследовании интеллектуального развития ребенка. На основании полученных по тесту баллов можно сделать вывод, что многие школьники имеют недостаточно высокий уровень развития способностей, что мешает им сосредоточить внимание на решаемых задачах. Испытуемым также не хватает навыков для анализа материала, абстрактного мышления, логических рассуждений, количественных вычислений, пространственного воображения. Недостаточно высок темп мыслительной деятельности и выносливость к длительным умственным нагрузкам. При подведении итогов можно сделать вывод, что уровень развития интеллектуальных способностей — это не рост человека и не группа крови, которые заданы генетически и которые невозможно изменить. Интеллектуальные возможности — это не только условия обучения, но и результат предыдущего обучения. Тесты интеллекта измеряют не задатки и развития, а только тот уровень развития умения и навыков познавательной деятельности, которые сформированы у испытуемых на сегодняшний день.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/intellektualnyie-sposobnosti-rebenka/
1 Белошистая, А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 352 с.
2 Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие./ Н.С. Глуханюк. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 216 с.
3 Дружинин В.Н. //Психология общих способностей. РАН. — М.: МГУ, 2003. — 106 с.
4 Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сокина. — М.: Педагогика, 2004. — 346 с.
5 Истоки: Базисная программа развития ребенка — дошкольника. Алиева Т.И. Научн. ред.: Л.А. Парамонова и др. — М.: Карапуз, 2000. — 288 с.
6 Каменская, В.Г. Психофизиологические критерии нормативности развития интеллектуальных функций ребенка // Мозг, психика, поведение. — СПб: Питер, 2001. — 223 с.
7 Кеэс, Г.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Вопросы психологии. — 2003. — № 6. — 26 с.
8 Кроль, В.М. Психология и педагогика: Уч. пособие для техн. вузов/ В.М.Кроль — М.: Высшая школа, 2001. — 319 с.
9 Малашихина И.А., Мурадханова И.И. Педагогика детства. — Ставрополь: СГПУ, 2006. — 458 c.
10 Михайлова, Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — СПб.: ЛИПКТК, 2001. — 36 с.
11 Пиаже, Ж. Психология интеллекта. — СПб.: Питер, 2003. — 192 с.
12 Психология и педагогика. Уч. Пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.П. Лаптева, В.А. Сластенина. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. — 585 с.
13 Романова, Е.С. Психодиагностика: Уч. пособие/ Е.С. Романова. — СПб: Питер, 2006. — 400 с.
14 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. изд. 4. — СПб.: Питр, 2007. — 720 с.
15 Сластенин, В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика: Уч. пособие для студ. вузов./ В.А. Сластенин, В.П. Каширин. — М.: Академия, 2001. — 480с.
16 Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/ Л.Д. Столяренко — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 544 с.
17 Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. — М.: Рольф, 2000. — 142 с.
18 Филимоненко, Ю.И., Тимофеев, В.И. Тест Д. Векслера (диагностика структуры интеллекта (детский вариант).
Методическое руководство. — СПб.: ГП «ИМАТОН», 2004. — 112 с.
19 Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб.и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 264 с.
20 Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: Учебник для студ.вузов: В 3ч./ Н.И. Шевандрин. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Ч.1. — 288
Приложения
Приложение А
Критерии оценки (признаки и их характеристики)
1. Голова. Засчитывается любое достаточно ясное изображение головы независимо от формы (окружность, неправильная окружность, овал).
Черты лица, не обведенные контуром головы, не засчитываются. 2. Шея. Засчитывается любое ясное изображение данной части тела, отличной от головы и туловища. Прямое сочленение головы и туловища не засчитывается. 3. Шея, два измерения. Очертание шеи, не прерываясь, переходит в очертания головы, туловища или того или другого одновременно. Линия шеи должна плавно переходить в линию головы или туловища. Изображение шеи в виде одной линии или «столбика» между головой и туловищем не засчитывается. Засчитывается:
Не засчитывается:
4. Глаза. Нарисован хотя бы один глаз; любой способ изображения признается удовлетворительным. Засчитывается даже единственная неопределенная черточка, иногда встречающаяся в рисунках совсем маленьких детей. 5. Детали глаза: брови, ресницы. Показаны брови или ресницы, или то и другое одновременно.