Игра как средство развития личности младшего школьника

Актуальность темы исследования

Играя, дети учатся применять свои навыки на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность детей, в которой они вступают в общение со сверстниками. Их объединяет на время игры общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных навыков и совместной работе.

Чтобы обеспечить постоянный и устойчивый интерес к познанию, необходимо всегда увеличивать объем информации и степень участия младших школьников в ее поиске и подаче. По мере накопления детьми опыта в организации познавательных игр информация становится все большей, растет самостоятельность и активность детей в ее поиске.

При организации игровой деятельности важно не только исходить из интересов младших школьников, но также учитывать их психологию, наделяя игры яркой, занимательной формой, используя захватывающий сюжет, яркое оформление, новизну и необычайность информации.

Игровая деятельность была предметом исследования различных педагогов, психологов. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).

Цель исследования:, Задачи исследования:

  • изучить психолого-педагогические и методические аспекты по данной проблеме;
  • выявить влияние игровой деятельности на развитии личности младшего школьника;
  • определить и изучить виды игровой деятельности;
  • экспериментально апробировать систему использования игр направленную на развитие личности младшего школьника.

Объект исследования, Предмет исследования:

Для достижения цели исследования использовались следующие методы:

4 стр., 1728 слов

Роль деятельности в психическом развитии ребенка

... процесс самого развития. Таким образом, исследования отечественных психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии. Благодаря работам Леонтьева, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Объектом Предметом Цель: Задачи: 1) ...

  • теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
  • педагогический эксперимент;
  • наблюдение.

База исследования:, ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ.

В младшем школьном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. Организм ребенка свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением [3, с.34].

В данный период дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка данного возрастного периода становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.

С поступлением в школу и под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств[3, с. 11 ].

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребёнок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд [3, c.560].

Внимание, память, воображение младшего школьника приобретают самостоятельность — ребёнок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Речь становится более правильной, выразительной, эмоциональной, ясной, связной. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления школьник поднимается до словесно-логического на уровне конкретных понятий. Всё это способствует уровню интеллектуального развития и позволяет решать разнообразные учебные и жизненные задачи.

По Л.С. Выготскому, новообразованием младшего школьного периода развития является произвольное внимание. Дети младшего школьного возраста (прошедшие кризис семи лет) ориентируются на контекст ситуации и могут реализовать произвольные (сознательно построенные) формы общения. Младший школьник в своем отношении к себе уже более критичен и объективен, поскольку детерминирован не наличной ситуацией, а более широким контекстом. Поэтому, как и большинство взрослых, младший школьник уже не заявит, много не задумываясь, что он лучше всех [6, с. 174].

45 стр., 22162 слов

Межличностные отношения и развитие личности младших школьников

... развитие личности младшего школьника? Цель выпускной квалификационной работы - решение данной проблемы. Объект исследования - межличностные отношения младших школьников. Предмет исследования – влияние межличностных отношений на развитие личности детей младшего ... В. Абраменкова). Будучи исходно обусловленными содержанием совместной деятельности, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают ...

Все то, что появляется у детей в ходе их психического развития, в «идеальной» форме дано им в социальной действительности как источнике развития и может стать их достоянием только через усвоение[15, c.142].

Младший школьный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями. Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности [2,с.176].

Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Для этого необходимо научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи необходимо вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

Постепенно формируя все виды мышления с развитием у ребенка творческого подхода к любой поставленной задаче – это значит дать ему возможность для того, чтобы он вырос мыслящей и творческой личностью.

Развитие ребенка имеет свою внутреннюю логику, свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается.[3, с.144].

Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий;
  • развитие нового познавательного отношения к действительности;
  • ориентация на группу сверстников;

1.2 Сущность игры и ее классификация

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности [13, c.193].

8 стр., 3707 слов

«Развитие ребенка как субъекта детской деятельности» статья

... основные направления развития ребенка как субъекта деятельности: 1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения; 2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет); 3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности; 3-5 лет – ребенок субъект социальных ...

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.[7, c.541].

Игра – это регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно. [8, c.45-46].

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные).

Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.) [4,c.157].

1. Сюжетно – ролевые игры младших школьников.

Сюжет – действительность, которая отображается в игре. В зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы: труда, бытовые, с общей тематикой.

Содержание

Содержание игры

предметная поведение отношения

деятельность людей между людьми

В игры выделяют компоненты:

  • роли, которые исполняют дети в процессе игры;
  • игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
  • игровое использование предметов;
  • реальные заменяются игровыми;
  • отношения между детьми выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

2. Театрализованные игры., Театрализованные игры

Театрализованные игры

игры – игры на темы

драматизации литературных произведений

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/igra-kak-sredstvo-razvitiya-lichnosti-mladshego-shkolnika/

Игра драматизация, Драматизировать

3. Строительно–конструктивные игры., Строительно– конструктивные игры