Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности. Первоосновой этой культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному. Но этого недостаточно. Для того чтобы в полной мере воспринять красивое или проявить себя в художественном творчестве, нужен еще и некоторый фонд теоретических и конкретных знаний, на базе которых развиваются представления и понятия об эстетических ценностях, то есть эстетический кругозор.
Особое значение для формирования эстетического отношения к действительности имеет эстетический идеал как цель и образец, стимулирующий сознательное стремление к совершенной красоте. Непосредственным отражением эстетических позиций человека, его взглядов, идеалов является эстетический вкус, то есть умение отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложной. Существенным показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, которые наиболее ярко выражают ценностные ориентации личности в сфере прекрасного.
С помощью эстетических чувств и сознания мы главным образом воспринимаем и оцениваем красоту в искусстве и действительности. Благодаря художественным способностям человек сам создает прекрасное в процессе творческой деятельности.
Несомненно, развивать способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности необходимо уже в раннем возрасте. В настоящее время этот вопрос особенно актуален, так как на школьников ежедневно обрушивается поток разнообразной информации, которую детский мозг не всегда способен адекватно воспринять. Поэтому существует потребность в выработке у школьников системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
Объект исследования -, Предмет исследования -, Гипотеза исследования:, Цель работы —
Задачи :
- на основе анализа литературы познакомиться с понятием эстетической культуры;
- изучить основные средства формирования эстетической культуры учащихся;
- выявить уровень сформированности эстетической культуры школьников;
- сделать практические выводы и дать рекомендации.
8 стр., 3789 слов
Эстетическое воспитание средствами искусства
... -прикладного искусства и другие ведут детские внешкольные учреждения. Проблемы эстетического воспитания детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами. Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к ...
Глава I.
Теоретический аспект формирования эстетической культуры
1.1 Взгляды выдающихся педагогов на роль эстетического воспитания школьников
Во все времена как отечественные, так и зарубежные педагоги уделяли эстетическому воспитанию школьников значительное внимание.
Выдающийся русский педагог, основоположник научной педагогики в России, Константин Дмитриевич Ушинский, сформулировал роль этического, эстетического и эмоционального воспитания следующим образом: «…Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [14; 19]. Руководствуясь психическим законом, согласно которому наслаждения должны уравновешиваться трудом, Ушинский подчеркивал, что поэзия, музыка, живопись, ваяние могут быть или отдохновением после труда, или должны находиться в живой связи с трудом человека; когда они делаются предметом праздной прихоти, тогда не только теряют всю свою развивающую силу, но и действуют отрицательно на нравственное и умственное развитие.
Василий Александрович Сухомлинский, великий советский педагог, считал, что эстетическое воспитание неразрывно связано с эмоциональным воспитанием. Сухомлинский полагал, что эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развития культуры ощущений и восприятий. Тонкость чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру и к самому себе зависит от культуры ощущений и восприятий. Чем тоньше ощущения и восприятия, чем больше видит и слышит человек в окружающем мире оттенков, тонов и полутонов, чем глубже выражается личная эмоциональная оценка фактов, предметов, явлений, событий, тем шире эмоциональный диапазон, характеризующий духовную культуру человека. Сухомлинский подчеркивал, что культура эстетических чувств требует высокой общей культуры школьной жизни, особенно моральной культуры — отношения к человеку как к высшей ценности. Эстетические ценности окажутся бессильными в обстановке, где господствует грубость, равнодушие, непорядочность в мелочах повседневных взаимоотношений. Эстетическое воспитание начинается с богатого эмоционального подтекста отношений между членами коллектива: чуткость, сердечность, задушевность. В гармоничном соединении красоты, окружающей человека, и красоты самого человека ведущая роль принадлежит красоте человеческих взаимоотношений, а эта красота, по мнению Сухомлинского, заключается прежде всего в справедливости и правдивости. Также Сухомлинский развивал теоретические и прикладные аспекты нравственно-эстетического воспитания средствами природы.
Большое значение эстетическому воспитанию учащихся придавал и Антон Семенович Макаренко, заметивший, как важно пробудить у детей и подростков стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают; детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Очевидцы, побывавшие в руководимых Макаренко учебно-воспитательных учреждениях, рассказывали об обилии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях.
Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников
... определила следующие задачи: Выявить значение праздников для развития детей; Выявить особенности процесса подготовки и проведения праздников; дошкольник праздник утренник воспитание Глава 1. Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников 1.1 Значение праздника, как средства эстетического воспитания Праздник - это особое состояние души, эмоциональный ...
Зарубежные педагоги также не обходили стороной вопрос об эстетическом воспитании учащихся. Например, Мария Монтессори среди важнейших задач обучения и воспитания называла развитие способности эстетического восприятия культурной среды, поэтического и музыкального слуха, чувства цвета, ритма, формы, музыкального слуха детей, ритмики их движений и т.д. [8; 237]
1.2 Эстетическое воспитание личности в современных условиях
В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Никто, наверно, не возразит, что именно начальная школа – это особый этап в жизни ребенка. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижение следующих основных целей:
-
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
-
духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
-
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
-
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
-
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
Сегодня вполне очевидно, что школа должна обеспечивать не столько общекультурное, социальное и личностное развитие в процессе освоения ребенком знаний, умений, компетенций, навыков, сколько личностное развитие в рамках учебного процесса. В стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Примечательно, что новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе. Нынешние стандарты личностно-ориентированные направленные на взаимодействие семьи и школы. Такое сотрудничество особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребенка, благополучном вхождении его в образовательную среду огромную роль играют родители.
Природа как субъект всестороннего развития личности
... детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания. 1. Значимость природы в жизни человека природа личность развитие дети ...
В настоящее время под формированием эстетической культуры понимается процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Оно реализуется и приобретает ценность при самообразовании, саморазвитии личности. В формирование эстетической культуры принято включать направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.
На данном этапе к целям эстетической культуры и образования относятся: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; формирование творческих способностей в области художественной, духовной и физической культуры.
Считается, что для России наиболее перспективна ориентация, опирающаяся на концепции Ф. Шиллера, С.М. Эйзенштейна, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского и др., определяющая процесс формирования эстетической культуры на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства [3; 175].
Формирование эстетической культуры должно быть направлено на раскрытие эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), ее потребностей, оценочных, эстетических отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоятельном творчестве, рефлексии, анализе).
В современных условиях среди приоритетных выделяются такие направления эстетического воспитания, как развитие непрерывного художественного образования, формирование музыкальной культуры воспитанников, театральное воспитание и образование, развитие литературных способностей и т.д.
Таким образом, научное осмысление формирования эстетической культуры проходило сложный путь в различных исторических условиях. Большинство педагогов сходится во мнении, что эстетическая культура являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвана сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.
Направленность и характер эстетического отношения детей к действительности изменяются с возрастом: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы; подростки стремятся удовлетворить потребность в прекрасном главным образом за счет искусства, а старшеклассники в большей мере интересуются эстетикой поведения, отношений, внешнего облика человека. Если детей и подростков привлекает в художественных произведениях событийная сторона, то старшеклассники ищут в искусстве ответа на волнующие нравственно-эстетические проблемы, их восприятие литературы, музыки, живописи носит более личностный, индивидуальный характер, сопряжено с раздумьями и самооценкой.
Имеются известные различия в эстетических запросах мальчиков и девочек. Девочки больше склонны к лирике, в большей мере интересуются классической музыкой, живописью, поэзией. Интересы мальчиков, как правило, обращены к современному искусству, их привлекают героика, художественная фантастика, комедия. Мальчики более критичны в отношении к общепринятым эстетическим и нравственным оценкам.
Свои способности школьники активно проявляют в разных видах художественно-творческой деятельности. Потребность в эстетическом творчестве усиливается в подростковом возрасте. Подобная тенденция сохраняется и в период ранней юности. Усложнение содержания эстетической деятельности требует новых знаний и умений, которыми школьники подчас не располагают, это и сдерживает процесс всестороннего развития художественных способностей учащихся.
Культура и природа
... естественной необходимости». 1. Взаимосвязь культуры и природы. Неразрывное единство человека и природы предполагает отношение к ней – «неорганическому телу» человека – как к своему собственному организму. По отношению к природе культура есть возделывание, культивирование, обработка почвы, ...
Таким образом, в эстетическом становлении учащихся разных возрастных групп, мальчиков и девочек имеются свои особенности. Общая тенденция их поступательного эстетического развития сопряжена с немалыми трудностями и противоречиями, такими, как противоречие между стремлением детей к красоте и недостатками эстетической воспитанности, специальной подготовки к восприятию, осмыслению эстетических явлений жизни, искусства.
1.3. Формирование эстетической культуры учащихся, Эстетическое восприятие природы
Природа — ничем незаменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства, воспитывает в душе подростка способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенки вещей.
Взаимосвязь восприятия человеком природы и его внутреннего мира В.А. Сухомлинский сформулировал следующим образом: «Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой — добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью ко злу… Притупление чувства человеческого достоинства ведет к тому, что человек не видит красоты природы» [13; 499]. Красота природы как средство эмоционального, эстетического и морального воспитания звучит только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность. Она является для школьника прежде всего школой культуры эстетического восприятия. Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает ощущать красоту человека.
Эмоционально-эстетические богатства, приобретенные в процессе общения с природой в годы детства, в подростковом возрасте входят в духовную жизнь как одна из глубочайших человеческих потребностей, а познание красоты природы порождает жажду познания все новых и новых источников эстетических богатств.
Огромную роль эстетического восприятия природы подчеркивал К.Д. Ушинский: «…воспитательное влияние природы, которое каждый более или менее испытывал на себе, которое с такой живостью выражается почти в каждой вымышленной и истинной биографии…мало оценено в педагогике» [14; 389]. Он же отмечал роль естественных наук в эстетическом воспитании школьников, отмечая, что они дают многостороннее развитие всем духовным способностям: сближая человека с природой, они наполняют его воображение бесконечно разнообразными впечатлениями и формами, развивая глубокое чувство красоты.
Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе — красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.
Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей ...
... курсовой работы является «Аппликация из бумаги на занятиях с детьми среднего дошкольного возраста». Предмет – процесс осуществления эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации. Объект - эстетическое воспитание ... есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с ...
В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. Во время тематических экскурсий ученики выполняют различные задания: делают наброски и зарисовки с натуры, фотографируют любимый уголок, собирают материалы для коллекций, находят отмершие ветки, корни, наплывы на деревьях, используя их для поделок и миниатюрной скульптуры.
Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для обсуждения следующие вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе представляете основные правила поведения в природе; попробуйте отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках. Также воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы, посвященным природным явлениям, животным, растениям и т.д.
Даже на уроках истории можно уделять внимание данному вопросу, например, при изучении какого-либо исторического события ученикам предлагается представить местность, природу и время года, когда это происходило.
Необходимо отметить, что в эстетическом и эмоциональном воспитании недопустимы дидактизм, искусственное умиление красотой. Только искреннее увлечение воспитателя красотой природы может вызвать отклик у детей и зажечь огонек эстетических чувств в их душах.
1.4.Формирование эстетической культуры средствами искусства
Художественный потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве; «искусство — это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа». Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.
Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла — литературу, музыку, изобразительное искусство.
Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом; тем более абсурдно требовать подобного от ребенка. Речь идет о формировании так называемой базовой культуры личности. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает, как это иногда утверждают, эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.
Спортивный бальный танец как средство формирования эстетической ...
... В. Л. Нравственное становление личности школьника // -М.: Педагогика, 1985.- 104 с. 75. Монахова Е. Г. Формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца ... // Художественное воспитание подрастающего поколения. М., «Искусство и ... в спортивно-технической подготовке по программе стандартных танцев Текст./ Г. Ю. Блинников // Спортивные танцы: ...
Художественная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/formirovanie-esteticheskoy-kulturyi-sovremennyih-detey/
Язык — главное средство общения людей, он охватывает разные стороны бытия, поэтому возможности художественного отображения явлений жизни в литературе особенно широки. Слово как средство выразительности в литературном произведении обретает удвоенную художественную силу. Словесный образ имеет еще и понятийную основу и воспринимается в первую очередь умом. Поэтому литература — важнейшее средство развития интеллекта учащихся.
Прежде чем школьник сможет самостоятельно постигать эмоциональные оттенки слова, учитель подготавливает его к этому при помощи так называемого художественного рассказа. Художественный рассказ требует высокой эмоциональной и эстетической культуры педагога. Выразительное чтение учителя развивает у учащихся способность постигать эмоциональную окраску слова, а это умение — преддверие не только искусства, но и богатой, полноценной интеллектуальной жизни учащихся. По словам В.А. Сухомлинского, «Когда человек ощущает, переживает тончайшие оттенки, запахи, эмоциональный подтекст слова, он как бы пробуждает дремлющие силы разума» [13; 507]. Познание слова несет в себе энергию мысли. Постижение слова — это подготовка к чтению художественной литературы. Чтение может стать духовной потребностью лишь тогда, когда слово отложилось и в логической, и в эмоциональной памяти.
Развитие культуры чтения является одним из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости. На уроках родного языка школьники учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления. Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, то есть передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.
Музыка тесно связана с лирической поэзией и является как бы следующим этапом в духовном развитии человека. Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. По силе эмоционального воздействия на ребенка музыкальное искусство занимает одно из первых мест. Музыка отражает действительность в мелодиях, интонациях, тембрах, полифонии, оркестровке.
«Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного ...
... интеграции искусств в эстетическом воспитании и эстетическом развитии ребенка дошкольника, их взаимосвязи с художественно-эстетической деятельностью детей раскрыта в современных исследованиях Т.С.Комаровой. Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость вышеперечисленных работ, проблема целенаправленного музыкально- эстетического воспитания детей ...
В качестве одного из воспитательных средств на начальном этапе обучения К.Д. Ушинским было предложено классное пение — независимо от того, на каком уроке им пользоваться. По мнению выдающегося педагога, классное пение — это «прекрасное, освежающее и гармонизирующее класс средство» [14; 103], однако с его применением могут возникнуть затруднения, если у учителя нет музыкального слуха; в таком случае вместо пения можно применять коллективное чтение вслух различных стихотворений, также обладающих своим внутренним ритмом.
Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей — солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов. Особенно эмоционально дети отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.
изобразительного искусства
Что касается живописи, то можно сказать, что рассматривание картин является таким же сложным способом эмоционально-эстетического влияния, как и музыка; это углубленное познание вещей, и что особенно важно — познание мира чувств. При этом существует множество картин, которые школьник должен рассматривать и в детстве, и в отрочестве, и в ранней юности, так как в настоящем искусстве нет ничего элементарного, и каждый раз человек видит в них что-то новое. Повторное рассматривание картин обогащает, развивает эмоциональную память, воспитывает то, что можно назвать обостренностью восприятия красоты. Благодаря повторному восприятию изобразительное искусство входит в духовную жизнь школьника, поэтому с каждым новым периодом интеллектуального, эмоционального и эстетического развития в воспитание включаются все новые произведения живописи и в то же время повторно рассматриваются картины, рассмотренные ранее.
Искусство должно быть источником познания мира чувств.
Синтезирующие виды искусства
Театр обладает огромной силой эстетически-эмоционального воздействия. Его специфика — в сценической выразительности: в сочетании художественного чтения, пантомимы, декоративного оформления и музыкального сопровождения и в своеобразной атмосфере восприятия спектакля. В театре устанавливается прямой творческий контакт актеров со зрителями, создаются наиболее благоприятные условия для сопереживания. Поэтому столь непосредственной и активной бывает реакция детей на события, происходящие на сцене. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.
Самыми массовыми видами современного искусства являются кино и телевидение, вобравшие в себя возможности всех искусств и новейшие достижения научно-технического прогресса. Такие художественные средства кино и телевидения, как монтаж, крупные планы, ракурс, цвет, звук, динамика изображения и другие, способны передать огромную информацию, оказать сильное воспитательное влияние на юного зрителя. Нужно еще учитывать, что ни один вид искусства не может охватить такую широкую детскую аудиторию, как телевидение и кино. Поэтому кино-, видео — и телефильмы играют большую роль в формировании эстетической культуры учащихся. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс «Основы киноискусства», организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.
«Эстетическое воспитание в условиях начальной школы»
... «Теория эстетического воспитания школьников» использует определение данное К. Марксом «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни, в искусстве, жить ...
Детское творчество
Творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные, добытые ранее, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием.
Важнейшим первоисточником творчества как самовыражения и самоутверждения личности является слово. Творческое вдохновение, которое переживается уже в детские годы, начинается с того, что слово как духовное богатство личности становится строительным материалом, из которого ребенок что-то создает. Первой сферой творчества, в которой ребенок утверждает свои способности и познает себя, зачастую становится сочинение или сказка.
Значительное место в духовной жизни детей и подростков занимает драматическое творчество. Школьники могут организовать свой кукольный театр, театр сказки; довольно широко распространены драматические кружки, где учащиеся могут не просто исполнять роли в постановках, но и сочинять и инсценировать свои собственные пьесы.
Формирование художественно-творческих способностей требует особой методики. Начиная с самого раннего возраста, необходимо предоставить возможность для развития художественно-творческих способностей детей, чему способствуют работа кистью, красками, мелками, карандашами, резанье ножницами, склеивание, складывание бумаги, работа с тканью, деревом, природным материалом. Важно своевременно обнаружить природные задатки, склонности ребенка (путем наблюдения, проверки слуха, зрительного восприятия), стимулировать творческую деятельность детей, закреплять достигнутый успех постоянной тренировкой, постепенно усложнять виды деятельности в процессе овладения новыми умениями и навыками. При этом надо помнить, что занятия музыкой, хореографией, рисованием и т.д. лишь тогда обогащают ученика эстетически и нравственно, когда они приносят ему радость. Существенным условием успеха служит и объективная оценка художественного творчества детей.
Таким образом, к средствам формирования эстетической культуры школьников относятся эстетическое восприятие природы, искусство и творческая деятельность. Среди средств развития эстетической культуры главное место занимает искусство как наиболее универсальное, концентрирующее в образно-эмоциональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действительности, природы, труда, сознания, игры, отношений людей и самого человека. Обращение к искусству как средству эстетического воспитания требует сохранения его целостного воздействия на воспитанников, установки на его восприятие, раскрытия специфики авторского видения мира в произведениях искусства, характера творческой индивидуальности.