Экономическая безопасность (3)

Обеспечение экономической безопасности входит в состав важней­ших функций государства. Проблема экономической безопасности ни­когда не существовала сама по себе. Она является производной от задач экономического роста на каждой ступени развития общества. Конкрет­ное содержание этой проблемы изменяется в зависимости от сложившихся в данный период внутренних и внешних условий.

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.

Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей — внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.

  1. Экономическая безопасность и понятие «устойчивость» и «развитие», равновесие в экономике.

Прежде чем конструировать понятие экономической безопасности, определим его важнейшие компоненты: признание особых националь­но-государственных интересов и целей России. Эти интересы существу­ют как в рамках границ страны, так и вовне: поддержание государствен­ного суверенитета и самостоятельного развития; международное поло­жение России, ее место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, международной финан­совой и банковской системах, важнейших рынках товаров и услуг, цен­ных бумаг; самосохранение, самозащита и саморазвитие России как еди­ного многонационального государства.

33 стр., 16229 слов

Социальная политика и экономическая безопасность

... часть проблем страны. Это гораздо проще, чем нести ответственность за нерешенность внутренних социальных задач, которая, как правило, и приводит в большей степени к возникновению угроз экономической безопасности. Тема взаимодействия социальной политики и экономической безопасности достаточно ...

Необходимость поддержания баланса интересов разных наций с уче­том опыта развития и саморазрушения СССР делает особо значимой для России задачу самосохранения при наличии внутренних и внешних угроз. Требуются экономический, правовой и организационный меха­низмы защиты от саморазрушения. Урок распада СССР состоит в том, что для безопасного существования недостаточно иметь мощную армию и высокотехнологичную оборонную промышленность, нужны еще мно­гие слагаемые экономики: развитый сектор потребительских благ и ус­луг; внутренняя социально-политическая стабильность и надежная со­циальная база реформ; достаточный оборонный потенциал, сбаланси­рованный с общим потенциалом экономики. Крупные диспропорции между всей экономикой и оборонной ее частью, как показал опыт СССР, очень опасны.

Для понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость».

Развитие — один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развива­ется, то у нее резко сокращаются возможность выживания, сопротивля­емость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устой­чивость и безопасность — важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не следует противопоставлять, каждая по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики отража­ет прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонталь­ных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки».

Безопасность — это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуе­мых и трудно прогнозируемых факторов.

Чем более устойчивы экономическая система (например, межотрас­левая структура), соотношения производственного и финансово-банков­ского капитала и т.д., тем жизнеспособнее экономика, а значит, и оцен­ка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы ведет к ее дестабилиза­ции и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному.

Экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

Классическая модель общего экономического равновесия базируется на основных постулатах классической концепции, а именно:

1. Экономика представляется как экономика совершенной конкуренции и является саморегулируемой в силу абсолютной гибкости цен, рационального поведения субъектов и в результате действия автоматических стабилизаторов. На рынке капитала встроенным стабилизатором является гибкая ставка процента, на рынке труда – гибкая ставка номинальной зарплаты.

Саморегулируемость экономики означает, что равновесие на каждом из рынков устанавливается автоматически, а любые отклонения от равновесного состояния вызываются случайными факторами и являются временными. Система встроенных стабилизаторов позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, восстановить нарушенное равновесие.

5 стр., 2207 слов

Экономика труда и социально-трудовые отношения

... -trudovyie-otnosheniya-2/ 1. Ковалев В.Н., Рыжиков В.С., Еськов А.Л. и др. Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учебное пособие / Под ред. В.Н.Ковалева. - Краматорск: ДГМА, 2006.- ... 236 с. 2. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э.Шлендера и проф. Ю.П.Кокина. - М.: ...

2. Деньги служат счетной единицей и посредником в товарных сделках, но не являются богатством, то есть не имеют самостоятельной ценности (принцип нейтральности денег).

В результате рынки денег и благ не являются взаимосвязанными и при анализе денежный сектор отделяется от реального, к которому классическая школа относит рынки благ, капитала (ценных бумаг) и труда.

Деление экономики на два сектора получило название классической дихотомии. В соответствии с этим утверждается, что в реальном секторе определяются реальные переменные и относительные цены, а в денежном секторе — номинальные переменные и абсолютные цены.

3. Занятость в силу саморегулирования рынка труда представляется как полная, а безработица может быть только естественной. При этом рынок труда играет ведущую роль в формировании условий общего экономического равновесия в реальном секторе экономики.

2. Теории кризисов в экономике.

Обмен, кредит, денежное обращение (де Лавеле, Жюглар, 1865г.)

Де Лавеле доказывает, что кризисам неизменно предшествует отлив золота из страны за границу. Прочие обстоятельства меняются, это же обстоятельство остается неизменным. Отсюда он заключает, что потеря золота представляет собой подлинную причину кризисов. Резервы Английского банка сразу уменьшаются, кредит сокращается, смятение распространяется по всей стране, и цены товаров падают.

Но изменения в платежном балансе, суть производные явления, которые сами нуждаются в объяснении. Эти изменения являются симптомами промышленного цикла. Более того, потеря золота, хоть она и предшествует резким кризисам, не предшествует длительным периодам стагнации, которые в конце XIX в. были характерны для английской промышленности.

Жюглар (1889 г.), замечателен тем, что первый доказал безусловную периодичность промышленных колебаний в Англии, Франции и Соединенных Штатах. Изучив отчеты Английского, Французского и ведущих американских банков, Жюглар пришел к следующему заключению: без всякой предвзятой теории или гипотезы, только наблюдая факты, можно установить закон, управляющий кризисами и их периодичностью. Эпохи оживления, процветания и высоких цен всегда заканчиваются кризисами, а за кризисами следует несколько лет угнетенного состояния экономики и низких цен.

Жюглар, может указать одну только основную причину: периодическое колебание товарных цен. Период процветания, предшествующий кризису, всегда характеризуется высокими ценами. С ростом цен экспортные операции становятся затруднительными, платежный баланс становится менее благоприятным, происходит отлив золота. Кризис приближается тогда, когда повышательное движение цен замедляется. Одним словом, единственной причиной кризиса является прекращение процесса повышения цен.

Но теория Жюглара, не решает проблему кризисов. Когда сравниваешь ее с теорией де Лавеле, то убеждаешься в том, что Жюглар действительно сделал шаг вперед. Он показал, что денежные затруднения, предвещающие приближение кризиса, суть явления производные, связанные с изменением цен. Но мы не находим у Жюглара удовлетворительного объяснения фактора, который образует, по его мнению, основу кризисов — фактора колебаний цен.

Распределение дохода: Сисмонди, Родбертус.

8 стр., 3556 слов

Политические конфликты и кризисы типология, причины, пути разрешения

... того, как успешно справляться с конфликтами. Причины, сущность и типология политических противоречий и конфликтов Политический конфликт в любом обществе любой эпохи возникает вследствие несовершенства политической системы. Понятие политического конфликта – понятие, проистекающее из данной в ...

Другая группа теорий находит объяснение кризисов в сфере распределения дохода. Теория рынка Сисмонди (1827 г) — это одновременно и теория кризисов. Причиной кризиса служит недостаточное потребление, обусловленное бедностью масс. По сравнению с производственной способностью современной промышленности существующий рынок для промышленных изделий слишком узок.

Но история кризисов, противоречит этой доктрине. Если принять эту теорию, то процветание, следующее за каждой депрессией, становится абсолютно непостижимым. Кризис и сменяющий его застой заведомо не обогащают народ; они усиливают его бедность. Как же тогда возможно возобновление процветания после нескольких лет депрессии? Если экономическая действительность соответствовала бы этой теории, то бедность народа исключала бы всякую возможность расширения промышленности. Состояние промышленного застоя стало бы хроническим состоянием. Между тем в действительности наблюдается нечто совершенно отличное, а именно быстрый рост производства, несмотря на перерывы, вызываемые периодами депрессии.

Это простое наблюдение, доказывает, что теория, усматривающая причину промышленных кризисов в недостаточном потреблении, не может быть истинной. По смыслу этой теории мы должны были бы рассчитывать найти хронический застой, а не периодическое повторение цикла. Низкая склонность к потреблению, выражаясь современными терминами, могла бы служить причиной постоянного равновесия при состоянии неполной занятости, но не причиной циклических колебаний. Сисмонди, так же как Лодердель и Мальтус, пытался объяснить безработицу и депрессию, но не представил никакого объяснения цикла.

К той же группе теорий относится и теория Родбертуса с ее Железным законом заработной платы. Согласно этой теории заработная плата всегда сводится к минимуму средств существования, в то время как производительность с ходом промышленного прогресса повышается. Новая техника увеличивает продукцию рабочих, но рабочие продолжают получать ту же самую низкую заработную плату. С развитием техники, следовательно, относительная доля рабочих падает.

В чисто логическом плане, теория Родбертуса хорошо построена. В отличие от Сисмонди она усматривает причину кризиса не в абсолютной бедности рабочих, а скорее в том обстоятельстве, что доля рабочих с ходом технического прогресса уменьшается. Родбертус, таким образом, считает причиной кризиса не чрезмерное производство, а скорее отсутствие пропорциональности в распределении продукта.

Недостаток его теории заключается, в том, что она не согласуется с фактами. Железный закон заработной платы не соответствует циклическому движению заработной платы, ибо в действительности заработная плата в период процветания повышается. К тому же больше всего страдают от кризисов отрасли промышленности, производящие капитальные блага, а не отрасли, производящие потребительские товары для рабочих классов.

Артур Шпитгоф (1873—1938)

Циклическая фаза экспансии — процветание и бум — не может быть вызвана одним лишь давлением ссудных капиталов, ищущих инвестиционных возможностей в сфере образования нового реального капитала. Период высокой инвестиционной активности является главным образом результатом «притяжения», а не «подталкивания». Технические усовершенствования и открытие новых территорий создают вакуум», огромная «всасывающая сила» которого тянет экономику вперед, и это движение совершается в форме скачков и рывков. Открытия и технические достижения расширяют «ведро капиталообразования» и вызывают настоятельную необходимость его заполнения. Таков период процветания; пути для него прокладываются автономными инвестициями.

4 стр., 1655 слов

Теории кризисов. Психологическая теория кризисов Шумпетера

... кризисов в своей книге «Экономика» отмечает следующие: денежную теорию, которая объясняет цикл экспансией (сжатием) банковского кредита (Хоутри и др.); теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений (Шумпетер, Хансен); психологическую теорию, ... годы XX в.) связываются с ускорением сроков обновления основного капитала под влиянием НТП в современном мире. У К. ...

Густав Кассель (1866—1945)

Кассель отвергает утверждение, будто чрезмерное увеличение производства основного капитала в течение бума приводит в конечном счете к насыщению экономики капитальными благами (Шпитгоф).

Функция спроса на инвестиции отличается, по мнению Касселя, высокой эластичностью в отношении процента. Возможности инвестирования, полагает он, по существу бесконечны. Бум приходит к концу не вследствие снижения перспективных годовых доходов от новых капитальных благ, а вследствие повышения нормы процента. «Типичный современный торговый бум не означает перепроизводства или переоценки потребительского спроса или потребностей общества в использовании основного капитала; он означает переоценку запаса капитала или суммы сбережений, способных освоить произведенный реальный капитал» . Отметим также следующее утверждение Касселя: «То обстоятельство, что кризис сводится в действительности к острой нехватке капитала — то есть сбережений, требуемых для покупки производственного реального капитала, — явствует отчасти из значительной трудности реализации уже произведенного основного капитала и отчасти из невозможности завершения начатых предприятий, что получает подлинно всеобщее распространение… Увеличивающийся в течение бума недостаток капитала заслоняется обманчивым образом для делового мира тем, что в это время обычно происходит крупное увеличение банковских платежных средств, которые, естественно, рассматриваются бизнесменом как капитал. Впоследствии, когда банки находят необходимым в собственных интересах сократить эту чрезмерную массу платежных средств, реальная нехватка капитала дает себя знать внезапно и в острой форме».

Теория Касселя в самом деле несколько однобока. Бум, по его мнению, действительно объясняется техникой и явлениями роста, но причиной спада служит истощение инвестиционных фондов. Общество, доказывает он, всегда имеет перед собой массу возможностей выгодного использования основного капитала — график спроса на инвестиции отличается высокой эластичностью в отношении к проценту. Но из-за высокой нормы процента только ограниченная часть этих возможностей может быть использована. До сих пор все обстоит гладко. Но в других местах Кассель доказывает, что возникновение еще больших инвестиционных возможностей дает производству основного капитала новый импульс и тем самым кладет начало новому буму. И тут мы вправе поставить следующий вопрос: если инвестиционные возможности имеются действительно всегда, то почему следует считать, что новый цикл может возникнуть только в результате появления новых и весьма прибыльных инвестиционных возможностей? Если норма процента является в самом деле всеопределяющим фактором, то снижения нормы процента должно быть достаточно для того, чтобы положить начало буму.

Впрочем, Кассель мог бы, пожалуй, ответить, что все дело заключается здесь в мере и в ударении; главный импульс к развертыванию исходит от технических сдвигов, между тем как главная ричина депрессии заключена в нехватке инвестиционных средств. Прогресс не может совершаться абсолютно равномерно. Каждое явление имеет свои периоды особо активного развития. К тому же нам надлежит всегда помнить, что, помимо воздействия толчков, исходящих от технического прогресса, неравномерность обусловлена еще тем, что каждый случай неравномерности движения текущего потребления необходимым образом приводит к еще большей неравномерности в движении производства капитальных благ (принцип акселерации).

8 стр., 3749 слов

Экономические кризисы

... воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя экономическую динамику: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и ... циклы - это циклы воспроизводства основного капитала и соответствующего изменения рыночной конъюнктуры. Этот тип циклов мы уже подробно рассмотрели. Следует подчеркнуть, что характер изменения среднесрочных экономических циклов ...

Мы с трудом можем представить себе полное исчезновение торгово-промышленных циклов в развивающейся экономической системе. Так что «вполне естественно, что во времена великой промышленной революции, когда общество совершало решительный переход от старого экономического порядка к новому, неизбежен был ряд резко выраженных бумов и следовавших за ними депрессий».

Когда мы говорим о прогрессе, заявляет Кассель, мы обязаны включить в это понятие и рост населения. «Всякий прирост населения вызывает необходимость соответствующего увеличения основного капитала, которым общество располагает». Всякое увеличение основного капитала неизбежно расширяет арену развертывания экономических циклов. Существует, по-видимому, предполагает Кассель, известная корреляция между ростом населения и размахом колебаний экономических циклов. В странах с быстро растущим населением, вроде Германии и Соединенных Штатов, влияние экономических циклов было явным образом значительней, чем во Франции, имеющей относительно стабильное население.

Будущее экономических циклов существенно зависит, таким образом, от грядущего хода материального прогресса. Спрос на основной капитал уходит своими корнями в стремление «использовать технические открытия или новые земли, в решимость нации идти по пути роста; одним словом — в национальную волю к прогрессу… Колебания торгово-промышленных циклов являются результатом противоборства этой воли к прогрессу с экономической редкостью, с которой она сталкивается во всех областях»

Учения Туган-Барановского.

Основателем российской научной школы в области кризисов является Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1916).

Глубокого изучив промышленные кризисы в Англии в XIX в., осмыслив взгляды ученых разных школ на природу и причины кризисов, М.И. Туган-Барановский выдвинул оригинальную концепцию кризисов, основанную на теории кругооборота общественного капитала и неспособности капитализма и рынка обеспечить пропорциональность воспроизводства, что ведет к периодическому переполнению каналов товарного обращения (всеобщему перепроизводству), резким колебания цен, денежного обращения, кредита, к волнам безработицы.

Промышленные кризисы являются неизбежной фазой экономических циклов. Правда, периодичность кризисов не имеет характера математической периодичности: «промышленный цикл может растягиваться и стягиваться в зависимости от конкретных условий данного момента… Капиталистическое развитие периодично в том смысле, что оно слагается из чередующихся моментов оживления и застоя, подъема и упадка. Капиталистический цикл отнимает приблизительно.

Предложенная теория кризисов, по мнению М.И. Туган-Барановского, позволяет прогнозировать кризисы: «Развиваемая в этой книге теория кризисов объясняет, какие факторы благоприятствуют увеличению и снижению продолжительности промышленного цикла. Поэтому не трудно, исходя из названной теории, формулировать признаки приближения промышленного кризиса… Таким образом, теория приобретает большое практическое значение: она дает возможности предвидения в чрезвычайно важной хозяйственной области». Подтверждением этому явились прогнозы автора о промышленных кризисах начала XX века.

30 стр., 14622 слов

Методы и принципы регулирования социально-трудовых отношений ...

... актуальным. Объект работы – социально-трудовые отношения. Предмет работы – методы и принципы регулирования отношений на предприятии в условиях кризиса. Целью курсовой работы является изучение методов и принципов регулирования социально-трудовых отношений на предприятии в условиях кризиса. Для достижения поставленной цели ...

Мы подходим сейчас к теории самого Туган-Барановского, знаменующей собой резкий разрыв с прошлым. В известном смысле можно считать, что «ничто не ново под луной» или хотя бы в экономической науке. Говорилось же, что в книге Адама Смита нет ни одной новой идеи; и все же книга эта перевернула экономическую теорию вверх дном. То же самое в известной степени может быть сказано о Туган-Барановском применительно к теории экономических циклов. Он пробился сквозь джунгли к новым горизонтам. Он положил начало новой трактовке проблемы.

История кризисов в Англии, говорит Туган-Барановский, приступая к изложению своей теории, обнаруживает повторяющиеся приливы и отливы экономической жизни. Цикл бывает длительным или кратковременным в зависимости от конкретных экономических условий, складывающихся в каждый исторический период. Цикл не представляет собой явления, управляемого математическим законом. Кризисы повторялись с интервалами от 7 до 11 лет. Движение периодично в том смысле, что происходит смена последовательных фаз процветания и депрессии, возникновение и исчезновение которых имеют циклическую форму. Промышленный цикл можно представить как закон, свойственный самой природе капиталистической экономики.

Проблема кризисов может быть решена, говорит Туган-Барановский, лишь на основе правильной теории рынка. Но большинство представителей современной экономической науки, указывает он, исходит из ложной теории рынка, а именно из «закона Сэя». Нисколько не удивительно поэтому, полагает он, что экономисты не нашли решения проблемы экономического цикла.

Затем следуют суждения, которые в очень большой степени развертываются по тем же направлениям, что и суждения Мальтуса. И, подобно последним, на них отрицательно сказывается отсутствие понятия функции потребления.

Благодаря наличию денег и кредита, говорит Туган-Барановский, все колебания экономики приобретают гораздо больший размах. Но факторы денежного обращения только усиливают цикл. Деньги не являются основной причиной. Промышленный цикл глубоко коренится в самой природе капиталистической экономики. Неотъемлемые свойства современной экономики делают цикл неизбежным явлением.

В ходе яркого анализа каждого из кризисов, пережитых в Англии, Туган-Барановский неоднократно имел повод обратить внимание читателя на то, что сразу же по окончании каждого кризиса происходит значительное накопление банковских резервов. Сберегательные вклады частных лиц в банках также увеличиваются в это время. Это указывает на скопление свободных денежных капиталов, ищущих инвестиционных рынков. Низкий учетный процент, всегда следующий за кризисом и упорно удерживающийся в течение нескольких лет, свидетельствует о крайнем изобилии свободных средств. В общем фаза процветания характеризуется значительным инвестированием капитала (путем превращения свободного капитала в основной капитал); фаза депрессии характеризуется скоплением ссудного, свободного, подвижного капитала.

11 стр., 5343 слов

Экономическая безопасность личности

... заработная плата, реальные доходы населения и др. Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/ekonomika_kak_nauka/ekonomicheskaya_bezopasnost_lichnosti/ Экономическая безопасность личности: понятие систем, угрозы и обеспечение Экономическая безопасность личности гарантируется государством. От этого зависит защищенность систем на более высоких уровнях. ...

Вклад Кондратьева в теорию экономического кризиса.

Теория кризисов, по мнению М.И. Туган-Барановского, позволяет прогнозировать кризисы: «Развиваемая в этой книге теория кризисов объясняет, какие факторы благоприятствуют увеличению и снижению продолжительности промышленного цикла, а также вскрывает и движущие силы самого цикла. Поэтому не трудно, исходя из названной теории, формулировать признаки приближения промышленного кризиса. Таким образом, теория приобретает большое практическое значение; она дает возможности предвидения в чрезвычайно важной хозяйственной области». Подтверждением этого явились прогнозы автора о промышленных кризисах начала XX в., а также учреждение в 1912 г. правительством Франции постоянного комитета для предвидения промышленных кризисов .

Ученик М.И. Туган-Барановского Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938) пошел дальше своего учителя. Он обосновал новый вид долгосрочных цикличных колебаний — большие циклы конъюнктуры продолжительностью около полувека — длинные волны экономической динамики (Йозеф Шумпетер назвал их циклами Кондратьева).

Хотя идеи долгосрочных цикличных колебаний в экономике высказывались и до Кондратьева, именно ему принадлежит заслуга формирования и статистической проверки теории длинноволновых колебаний. Впервые он сформулировал основные положения этой теории в монографии «Мировая экономика и ее конъюнктуры во время и после войны», которую молодой (30-летний) ученый опубликовал в 1922 г.; она переиздана в 2002 г. и впервые издана на английском языке в 2004 г.

В этой работе Н.Д. Кондратьев отмечает: «Динамика экономических конъюнктур ритмична. Период высоких конъюнктур сменяется более или менее резко периодом понижения конъюнктур. Приходится различать два главных типа циклов таких колебаний: большой цикл, обнимающий собой около пятидесяти лет, и малый промышленно-капиталистический цикл, обнимающий обычно период в 8-11 лет». Эти два типа циклов взаимосвязаны: «Подъемы малых циклов наступающего периода будут лишены той интенсивности, какой они обладают в период повышательной волны большого цикла. Наоборот, кризисы наступающего периода обещают быть более резкими, а депрессии малых циклов более длительными». Глубокий мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и наступившая вслед за ним депрессия подтвердили это предвидение.

3. Определение кризиса в экономике России и место экономической политики в антикризисном регулировании национальной экономики.

Российский кризис обусловлен непродуманностью реформ, промахами в банковской, торговой, производственной сферах. Следует ориентироваться на обеспечение устойчивого роста на базе увеличения конкурентоспособности производства и повышения уровня жизни населения. Главная беда России не в остроте внутреннего кризиса экономики, а в глубокой зависимости от внешних сил.

Россия способна сделать поворот к цивилизованному развитию экономики в ХХI в., опираясь на предпринимательскую инициативу и разумную деятельность государства .

Российская экономика переживала финансовый кризис начиная с осени 1997 г., который в августе 1998 г. вступил в острейшую фазу. Составные элементы этого кризиса хорошо известны и неоднократно упоминались в научной и публицистической печати, а именно: дефицитный бюджет и основанный на нем рост государственной задолженности; неуклонное ухудшение финансового положения реального сектора; острая напряженность на валютном рынке, выявившая теснейшую связь состояния экономики с непонятным межстрановым движением спекулятивного капитала; неустойчивость банковской системы, сопряженная с высокой долей “плохих долгов”, большими валютными пассивами и малыми валютными активами, чрезмерной зависимостью от вложений в высокодоходные государственные долговые обязательства, и др.

8 стр., 3671 слов

Экономические функции государства в рыночной экономике

... предприятия рыночных сил, а с другой - с поддержкой их государством. Существующая ныне система государственного регулирования экономики в условиях долгой эволюции и представляет собой совокупность функций, методов и форм. 2. Экономические функции государства Роль государства в рыночной экономике ...

Подлинная сущность российского финансового кризиса – это, во-первых, явное “разрешение на махинации” в банковской сфере без использования жестких методов контроля над операциями банков – будущих банкротов, и, во-вторых, очевидная и беспрецедентная неликвидность реального сектора. У Центрального банка с его многотысячным штатом и защитой его интересов правоохранительными органами были, есть и будут возможности поставить заслон любым махинациям с активами. Поражает странная “неликвидность” реального сектора российской экономики. Так, по достаточно аккуратным оценкам разных ведомств России, около 60-80% всех сделок в этом секторе в 1998 г. осуществлялись без участия живых денег: либо в виде бартера, либо с применением денежных суррогатов, либо с сопровождающимися неплатежами. Такое “обезденежье” большей части предприятий стало причиной краха усилий по нормализации финансовой ситуации, предпринимавшихся правительствами прежних составов.

Для того чтобы тенденция катастрофического спада в считанные месяцы сменилась тенденцией резкого роста, оказалось достаточным провести девальвацию рубля и не мешать. Начался процесс импортозамещения в результате существенного ослабления конкуренции импортных товаров на российских рынках. Появился эффект расшивки денежного спроса внутри страны благодаря более-менее реальному соотношению темпов роста внутренних цен и номинального обменного курса рубля к доллару, снижению нормы накопления в рублях и валюте (население еще как бы по инерции пытается поддерживать докризисный уровень потребления).

Антикризисная программа Правительства должна обеспечить решение следующих задач:

1. Нейтрализация угроз массового голода и замерзания населенных пунктов.

2. Оживление производства, предотвращение массовой безработицы и необратимого разрушения научно-промышленного потенциала.

3. Сохранение и развитие основ рыночной экономики.

4. Недопущение внешнего банкротства государства с арестами зарубежных активов и экономической изоляцией страны.

Конкретный перечень мер, необходимых для решения перечисленных задач антикризисной программы:

1) Жизнеобеспечение.

Основные технологии: индексация (в госсекторе) и компенсация (в частном секторе) доходов в целях защиты потребления от инфляции, государственный контроль за энергетическими монополиями, централизованный импорт и госзакупки в целях создания товарных резервов.

2) Реанимация платежной системы и оздоровление банковского сектора.

Основные технологии: взаимозачеты, целевое рефинансирование коммерческих банков для выполнения их обязательств, организация и контроль за обращением векселей, складских свидетельств, других платежных инструментов, ограниченная денежная эмиссия на эти цели, электронизация системы расчетов.

3) Оживление производства, предотвращение нарастания массовой безработицы.

Основные технологии: расширение финансирования оборотных средств предприятий, государственное стимулирование инвестиций, поддержание конкурентоспособности производств.

Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по различным направлениям.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т.е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующем:

  • в период спада производства — в увеличении объемов финансирования общественных работ, государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;
  • в период подъема — в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий и, следовательно, к оживлению экономики;
  • в любой период — в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства;
  • в установлении моратория на уплату обязательных платежей;
  • в замораживании начисления пеней;
  • в предоставлении рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита.

политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий. В этой области намечены следующие направления: пересмотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в государственном секторе экономики. Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.

Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Она выражается в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям. Эта политика проявляется также и в том, что Центральный банк РФ, воздействуя на коммерческие банки и нормируя их обязательные резервы, тем самым стимулирует выдачу кредитов. Кроме того, покупка и продажа ценных бумаг государства и иностранной валюты влияют на экономический рост и инфляцию: покупка ведет к увеличению денежной массы, продажа — к ее снижению.

Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники, что предполагает следующие меры: выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники; государственная поддержка их развития путем финансирования; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в т. ч. на реструктуризацию предприятий, создание системы стратегического корпоративного планирования и финансового мониторинга, формирование системы информационной поддержки промышленности. В настоящее время происходит процесс внутренней перегруппировки сил, заставляющий вчерашних олигархов развернуться в сторону более активной и финансово ощутимой поддержки национальной экономики.

Амортизационная политика — это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.

Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача здесь видится в освобождении государства от функции основного инвестора и создании условий для привлечения частных инвестиций в экономику.

Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в системе государственного регулирования. Индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами. Результатом являются основные макроэкономические показатели в плановом периоде: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции, безработицы, минимального размера оплаты труда (МРОТ), дефицит бюджета, процентные ставки и др. Определяются способы их достижения и регулирования в случае их невыполнения.

Ценовая политика состоит в регулировании цен на товары и услуги первой необходимости и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности.

Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.

Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования.

Однако нельзя забывать и о таких проблемах антикризисного регулирования, как неприятие руководителями предприятий давления со стороны местной администрации, нежелание раскрыть финансовую и производственную информацию о своем бизнесе, убежденность в том, что в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового оздоровления предприятий бесперспективно, отсутствие опыта у руководителей в подготовке конкретных финансовых предложений.

4. Антикризисное регулирование и экономическая безопасность.

Антикризисное регулирование представляет собой систему мер организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства по обеспечению экономической безопасности государства, по защите предприятий от кризисных ситуаций, по предотвращению банкротств, по обеспечению и правовому регулированию процедур банкротства.

Деятельность государства по регулированию национальной экономики заключается, в широком смысле, в формировании рынка путем обеспечения развития и структурной перестройки экономики (развитие реформ в направлении пополнения системы рыночных институтов и обеспечения их необходимого уровня), формировании региональных экономических отношений и выполнении государством своих социальных функций.

Основными мерами государственного антикризисного регулирования в рамках указанных выше направлений являются: совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий; осуществление мер по досудебному оздоровлению предприятий; осуществление мер по социальной защите работников предприятий, находящихся в процедурах банкротства; осуществление мер по защите интересов граждан городов и поселков при банкротстве градо – и поселкообразующих организаций; принятие мер по преодолению кризиса неплатежей и сокращению неденежной, в том числе бартерной, формы расчетов; осуществление мер по приватизации, акционированию и добровольной ликвидации предприятий-должников; создание и развитие института банкротства и его инфраструктуры.

Поскольку государственное регулирование ориентировано, прежде всего, на создание условий нормальной деятельности предприятий, то государственное антикризисное регулирование осуществляется традиционными макроэкономическими инструментами, среди которых: бюджетная, кредитно-денежная, фискальная, социальная, инвестиционная, внешнеэкономическая, амортизационная политика государства.

Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование

правовое — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

  • методическое — методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;
  • информационное — учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;
  • экономическое и административное — применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;
  • организационное — создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;
  • социальное — социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;
  • кадровое — поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации;
  • экологическое — защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия.

С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий: экономические — налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

5. Контуры механизма обеспечивающего экономическую безопасность.

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Одним из наиболее значимых элементов системы безопасности предприятия является механизм ее обеспечения, который представляет собой совокупность законодательных актов, правовых норм, побудительных мотивов и стимулов, методов, мер, сил и средств, с помощью которых обеспечивается достижения целей безопасности и решения стоящих задач. Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов.

Это определяет возрастание требований к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации.

Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы.

6. Выбор экономической безопасности в переходный период и на перспективу.

Иногда утверждают, что в переходный период главное — обеспечить выживание экономики и всей страны, затем — ее стабилизацию и только в перспективе — развитие. В действительности критерий выживания, очень размыт. Никто не может определить, когда сокращение производства достигнет своего предела и наступит стабилизация. Уже в течение многих лет продолжается спад, и вслед за ним меняется наше представление о выживаемости экономики и начале ее стабилизации.

Основой государственной стратегии экономической и в целом национальной безопасности должна быть идеология развития (система научных взглядов, включающая не только экономику, но и философию, социологию, информатику, право, политологию и геополитику и т.д.), которая учитывает стратегические приоритеты, национальные интересы, вследствие чего угрозы безопасности сводятся к минимуму. Если рыночные силы в течение семи лет не могут сами вывести страну на путь развития, то нужно на базе глубокого анализа рыночной ситуации заложить основы подъема производства. Без идеологии развития, без культивирования промышленного и научно-технического подъема нельзя решить такие задачи экономической безопасности, как увеличение доходов бюджета, обеспечение приемлемого уровня занятости населения, повышение качества жизни и социальной защищенности населения.

Поэтому главная цель экономической стратегии состоит в восстановле-нии в России экономического роста. Разумеется, восстановление должно происходить на новой основе и с помощью новых институтов рыночной экономики. Это означает формирование принципиально иной структуры экономики и образование промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для перелива капитала в новое русло развития экономики, отличительная особенность такого подхода к структурной политике заключается в сочетании межотраслевого и товарно-продуктового подходов.

Возобновление экономического роста требует восстановления плате-жеспособного спроса, как в потребительском секторе, так и в инвестици-онном. Низкий платежеспособный спрос приводит к исчезновению многих видов производств, особенно в условиях сильно милитаризованной и монополизированной экономики. Платежеспособный чрезмерный спрос, особенно при снижении производства и соответственно предло-жения товаров и услуг, — ведет к росту цен, создает «нагрузку» на эмиссию денег и способствует тем самым усилению инфляции.

При проведении политики расширения платежеспособного спроса надо учитывать глубокие различия в платежеспособности тех или иных социальных групп населения, чтобы в достатке были товары одного назначения, как по высоким, так и по относительно средним и низким ценам. Важный элемент данной политики — сочетание спроса, с одной стороны, на товары, материальные блага, а с другой — на услуги финансово-кредитных учреждений.

Проводя структурную политику, определяя важнейшие целевые про-граммы, государство прямо формирует состав необходимых строительных объектов. В условиях бюджетного дефицита необходимо соблюдение жестких требований по срокам окупаемости и возвратности средств. Это всегда было самым слабым звеном экономики бывшего СССР. Но государство не может, ссылаясь па дефицит бюджета, освободить себя от принятия крупных инвестиционных решений, затрагивающих интересы национальной безопасности. В условиях нестабильности и высокой степени риска оно должно осуществлять инвестиции на долевых, партнерских началах с отечественными и иностранными компаниями. Особый предмет заботы инвесторов — гарантии возвратности и стабильности средств, а также достаточно крупные масштабы их вложений.

В тех случаях, когда государство принимает решение об участии в инвестиционном проекте, гарантии, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов существенно повышаются. Возобновление и расширение инвестиционного спроса во многом затруднены из-за чрезмерного превышения доходности вложений в ценные государственные бумаги по сравнению с нормой рентабельности реального сектора экономики. Поэтому без снижения доходности спекулятивных сделок невозможно восстановить стимулы к инвестициям и создать условия для возобновления экономического роста.

Обычно в политике подавления инфляции упор делают на сокращение и нормализацию бюджетного дефицита. Но в бюджетной политике опасен простой арифметический подход, согласно которому расходы не должны превышать доходы. Без структурной и промышленной политики, нацеленной на извлечение доходов, нельзя быть уверенным, что сокращение бюджетного дефицита приведет к положительным результатам в экономике.

На нынешнем этапе переходного периода главным направлением снижения инфляции, на наш взгляд, является решение одной из самых сложных задач — стабилизации цен и их снижения в естественных монополиях, оказывающих огромное влияние на общий уровень цен производителей продукции. Разумеется, если спрос превышает предложение, экономика дефицитна, а денежная масса увеличивается более высокими темпами, чем того требует естественный кругооборот капитала и товарной массы, то предпосылки для роста цен налицо. Но также верно и то, что искусственно сдерживаемый рост массы денег для прекращения роста цен наносит экономике прямой ущерб, возникает так называемый кризис неплатежей и на самом деле — недофинансирование оборотного капитала. Без возобновления финансирования оборотного капитала в бюджет поступают платежи из прибыли, налог на добавленную стоимость, а предприятия не имеют средств, чтобы поддерживать воспроизводство оборотного капитала, выплачивать своевременно заработную плату.

Регулирование денежной массы — самый простой способ регулирования платежеспособного спроса и инфляции. По форме и по существу это очень грубый способ, он напоминает жесткие административные методы воздействия на экономику. Более сложным и многофакторным способом подавления инфляции является обеспечение стабилизации издержек производства и цен. Можно с уверенностью утверждать, что стабилизировать цены только в русле монетаристской политики, т.е. путем жесткого регулирования денежной эмиссии, сжатия бюджетного дефицита, невозможно. Чем больше времени проходит после либерализации цен, тем яснее становится, что стабилизация цен невозможна без стабилизации издержек производства и обращения, а также повышения производительности труда. Решить эту задачу только с помощью единовременного отпуска цен нельзя. Здесь требуется целая система мер по созданию условий для развития конкуренции, а именно:

  • формирование структурной политики и приоритетов национальной экономики на основе выработки общих позиций государства, федеральных органов власти, субъектов Федерации и деловых кругов по этой проблеме;
  • существенное увеличение числа малых и средних предприятий;
  • развитие рынка ценных бумаг как инструмента стимулирования сбережений населения и аккумуляции средств для осуществления инвестиционных проектов;
  • сокращение разрыва между рентабельностью учреждений финансово-банковской системы, торговли и отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Это возможно при росте числа надежных банков, финансовых и страховых компаний, расширении состава услуг, которые они оказывают физическим и юридическим лицам, а также при расширении объемов производства, пользующихся спросом товаров. Сегодня рентабельность финансово-банковских и страховых операций в десятки, а по отдельным операциям в сотни раз превышает рентабельность производства;

  • разработка надежной законодательной базы и надежных методов контроля за обоснованностью калькуляции затрат, что требует существенного повышения качества бухгалтерского учета и широкого развития аудиторских служб;
  • принятие гибкой антимонопольной политики, направленной на выявление увеличения прибыли и рентабельности за счет нарушения правил конкуренции;
  • системы анализа, прогнозирования и регулирования всей совокупности цен — от закупочных и оптовых до потребительских;
  • создание кодекса правил и этики конкуренции, с тем, чтобы учитывались национальные интересы, а методы конкурентной борьбы носили добросовестный характер.

Одно из направлений соблюдения стратегических интересов безопасности состоит в создании системы гибкого регулирования рыночной экономики. Разумеется, само по себе регулирование не гарантирует безопасности. Оно может оказаться не только полезным, но и вредным, если пытаться восстановить не оправдавшие себя формы регулирования. Прежде всего, нельзя забывать, что речь идет о регулировании не просто экономики, а рыночной ее модели. Важно не только не нарушить механизмы само регуляции, но и создавать условия для наиболее эффективной работы этих механизмов. Для этого субъекты рынка должны располагать достаточно полной информацией о развитии экономики в целом; задачах структурной политики; приоритетах государственной поддержки; насыщенности и дефицитах рынка, так называемых провалах рынка; прогнозируемых макроэкономических показателях и т.д. Конечно, столь сложную задачу выполняют не только государственные управленческие структуры, но и общественные и частные аналитические центры. В самом общем виде роль государства состоит в познании причинно-следственных и иных зависимостей в рыночной экономике, в предупреждении таких стихийных моментов развития, которые угрожают национальной безопасности, в определении сфер, способных дать в перспективе наибольшую прибыль. В систему гибкого государственного регулирования целесообразно включить следующие основные подсистемы; макроэкономическое регулирование, устанавливающее общие правила и параметры хозяйствования для всех типов организаций; индикативное планирование, на основе которого осуществляется ориентация инвестиционных процессов на выбранные приоритеты структурной политики, а также другие типы «тонкой настройки» механизма хозяйствования экономическими методами для всех типов организаций; более жесткое планирование деятельности государственных пред-приятий, госзаказов (прежде всего оборонных), а также разработка и осуществление методов управления государственным имуществом.

Еще один аспект стратегии экономической безопасности — устойчивость национальной валюты. Можно констатировать, что в рамках монетаристского подхода в России пока не удалось обеспечить стабильность валюты. Между тем проблема устойчивости национальной валюты приобретает, пожалуй, важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов. С полной либерализацией цен курс рубля становится одним из главных факторов, влияющих на издержки производства и обращения, уровень и динамику цен. Причем, если в 1992 и частично 1993 г. курс валюты зависел от динамики цен, то теперь он сам становится фактором, воздействующим на цены. Это показал октябрь 1994 г., когда резкое снижение курса рубля сразу же привело к существенному росту цен. Главная опасность девальвации рубля в 1998 г. состояла в дестаби-лизации системы цен, прежде всего, удорожании продовольствия и про-мышленных товаров. Расчет на удешевление товаров отечественного производства был не обоснован, поскольку механизм конкурентного ценообразования еще не налажен во многом из-за спада отечественного производства.

целью обеспечения экономической безопасности является создание приемлемых условий для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности России должна быть ориентирована, прежде всего, на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего через систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации и объединения.

Таким образом, государственная стратегия может быть успешно реализована только при соблюдении ряда определенных требований. Во-первых, необходимо четко разграничить функции аппарата Президента Российской Федерации и правительства, а также федеральных органов исполнительной власти. Во-вторых, должны быть определены задачи федерального и местного уровня и соответствующее разграничение по государственному управлению между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Федерации при обеспечении единства систем исполнительной власти. В-третьих, требуется адекватное информационное обеспечение регулирующей функции государства.

Заключение

Решение проблемы обеспечения экономической безопасности России становится одной из важнейших задач государства. Само понятие экономической безопасности подразумевает состояние защищенности экономических и социальных интересов граждан. А обеспечение этой защищенности – основная функция государства. Анализ факторов, определяющих уровень экономической безопасности страны, предполагает комплексный учет всех аспектов социально – экономической жизни населения, выявляет угрозы интересам граждан, помогает в разработке программ по устранению этих опасных эффектов.

В контрольной работе дано определение и выявлена сущность экономической безопасности страны. Определено место экономической безопасности в системе национальной безопасности.

Таким образом, экономическую безопасность можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, по и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Практически все пост социалистические страны, с преимущественно индустриальным типом экономики столкнулись с проблемами переходной экономики, представляющими угрозу экономической безопасности. Для России этот период ознаменован распадом СССР, движением из коммунизма. Системные реформы в России и других странах прошли длительный путь. Среди преобразований переходного периода главное место занимает изменение роли государства, макроэкономическая стабилизация, приватизация, формирование рыночной инфраструктуры, интеграция в мировое хозяйство.

Государственная стратегия экономической безопасности в переходный период может быть успешно реализована только при соблюдении ряда определенных требований. Во-первых, необходимо четко разграничить функции аппарата Президента Российской Федерации и правительства, а также федеральных органов исполнительной власти. Во-вторых, должны быть определены задачи федерального и местного уровня и соответствующее разграничение по государственному управлению между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Федерации при обеспечении единства систем исполнительной власти. В-третьих, требуется адекватное информационное обеспечение регулирующей функции государства.

Некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/filosofiya-ekonomicheskoy-bezopasnosti/

1. Экономическая безопасность, В. К. Сенчагова, Москва ЗАО «Финстатинформ», 2000г., 670 с.

2. Экономика переходного периода, Институт экономических проблем перехода, 1999 г., 1345 с.

3. Основы экономической теории: учебное пособие, М: Академический проект, 2002 г., 544 с.

4. Мировая экономика, Булатов А. С., Москва юрист, 2003 г., 734 с.

5. Макроэкономика (СПб Питер), 2002 г., 432 с.

6. журнал Экономист, 2003 г., 35 с.

7. журнал Мировая экономика, 2005 г., 25 с.

8. журнал Экономика и управление, 2002 г., 37 с.

9. Элементы концепции экономической безопасности; К.Самсонов, «Вопросы экономики» ,1994г., 14 с.

10. Общая теория национальной безопасности, учебник, под об. ред. Прохожева А.А., М.,РАГС,2002г.,с.39.

11. Антикризисное управление. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Я. Захарова, А.О. Блинова, Д.В. Хавина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 287 с.