Формирование детской привязанности

Как только у младенца появляется способность активно следовать за родителем, его поведение начинает консолидироваться в систему, корректируемую целью (goal-corrected system).

To есть малыши следят за местонахождением родителя, и, если тот собирается уйти, настойчиво следуют за ним, «корректируя» или регулируя свои движения, пока снова не оказываются рядом с ним. Когда они приближаются к родителю, то, как правило, протягивают руки, показывая, чтобы их подняли. Когда их берут на руки, они снова успокаиваются.

Конечно, малыши часто движутся не только в сторону объектов привязанности, но и от них. Это особенно заметно, когда они используют опекуна в качестве надежной отправной точки (secure base) своих исследований окружающего мира. Если мать и ее 1-2-летний ребенок приходят в парк или на игровую площадку, ребенок чаще всего держится рядом с ней некоторое время, а затем отваживается на исследования. Однако он периодически оборачивается назад, обменивается с ней взглядами или улыбками и даже возвраща ется к ней время от времени, перед тем как отважиться на новые исследования. Ребенок инициирует короткие контакты, «как будто пытаясь удостовериться, что она по-прежнему здесь».

На взгляд Боулби, система привязанности функционирует на различных уровнях возбуждения. Иногда ребенок испытывает сильную потребность быть рядом с матерью; в других случаях он не испытывает почти никакой потребности в этом. Когда ребенок, начинающий ходить, использует мать в качестве надежной отправной точки своих исследований, уровень активации относительно низок. Разумеется, ребенок периодически следит за присутствием матери и может даже иногда возвращаться к ней. Но в целом ребенок может спокойно исследовать окружающий мир и играть на достаточном расстоянии от нее.

Однако эта ситуация может быстро измениться. Если ребенок оглядывается на мать и она его не замечает (или, что выглядит еще более угрожающим, как будто собирается уйти), малыш поспешит назад к ней. Ребенок также бросится назад, если его что-то испугает, например, громкий звук. В этом случае ребенок будет нуждаться в тесном физическом контакте и могут потребоваться продолжительные утешения, прежде чем он отважится еще раз отойти от матери.

Поведенческая привязанность зависит также от других переменных, таких как внутреннее физическое состояние ребенка. Если ребенок болен или устал, потребность оставаться рядом с матерью перевесит потребность в исследовании.

К окончанию первого года жизни важной переменной становится появление у ребенка общей рабочей модели объекта привязанности. То есть у ребенка на основе повседневных интеракций начинает формироваться общее представление о доступности и отзывчивости опекуна. Так, к примеру, годовалая девочка, у которой возникли определенные сомнения относительно доступности ее матери, обычно испытывает тревогу, когда исследует новые ситуации, находясь на любом расстоянии от нее. Если, напротив, девочка пришла к заключению, что «моя мама любит меня и всегда будет рядом, когда я буду в ней по-настоящему нуждаться», она станет исследовать окружающий мир с большей смелостью и энтузиазмом. И все же она будет периодически проверять присутствие матери, ибо система привязанности слишком важна, чтобы быть в какой-либо момент полностью отключенной.

7 стр., 3411 слов

Теория привязанности Джона Боулби

... теории привязанности считают, что именно такое поведение лежит в основе такого феномена, как социальная референтность. Боулби утверждал, что привязанность ребенка ... убедили Боулби, что нельзя понять развитие, не уделив пристального внимания связи "мать - ребенок". На протяжении ряда лет ... отделом детей и родителей. Исследовал роль семьи в жизни ребенка, влияние разлуки с матерью на развитие ребенка, ...

Привязанность — это бессознательная установка, которая впоследствии может надстраивать и сознательный компонент через означивание в словах различных ее компонентов (чувств, образов, поведенческих реакций).

Процесс формирования привязанности ребенка к матери представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Формирование привязанности в онтогенезе

По мнению Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Т.В. Ермоловой, Е.С. Калмыковой, М.А. Падун, А.А. Реана, Д. Винникота, Д. Боулби, Р. Шпица и других ученых, качество привязанности оказывает влияние на психоэмоциональное, психомоторное, когнитивное развитие, а также на уровень его самооценки. Эти исследования охватывают возрастной диапазон от 3 до 15 месяцев и от 6 лет до подросткового возраста. В том случае, если у ребенка есть «надежная привязанность», то он успешно разрешает задачи развития, в частности: «интегрирует свое «Я», стабилизирует психику в теле».

В противном случае происходит «дезинтеграция личности и нарушения развития ребенка» (Винникот Д.).

Фаза 4 (3 года — окончание детства): партнерское поведение.

До 2-3-летнего возраста детей беспокоит лишь их собственная потребность находиться в определенной близости к опекуну; они еще не принимают в расчет планы или цели опекуна. Для 2-летнего малыша знание, что мать или отец «уходят на минуту», ничего не значит; ребенок просто захочет пойти вместе с ними. Трехлетка же имеет некоторое понятие о подобных планах и может мысленно представить поведение родителя, когда тот отсутствует. Соответственно, ребенок более охотно позволит родителю уйти. Ребенок начинает действовать больше как партнер в отношениях.

Боулби признавал, что о четвертой фазе привязанности известно немного, и мало высказывался о привязанностях в течение остальной жизни. Тем не менее, он сознавал, что они продолжают играть очень важную роль. Подростки избавляются от родительского доминирования, но у них формируются привязанности к лицам, заменяющим родителей; взрослые считают себя независимыми, но ищут близости с любимыми в периоды кризиса; а пожилые люди обнаруживают, что они все больше зависят от более молодого поколения.

Боулби говорил, что и родители, и специалисты раз за разом задают один основополагающий вопрос: должна ли мать всегда удовлетворять потребности малыша в ее присутствии и внимании? Есть опасения, что излишнее внимание ведет к избалованности.

Согласно позиции Боулби/Эйнсуорт, эволюция снабдила младенцев сигналами и жестами, которые обеспечивают здоровое развитие, и разумнее всего на них реагировать. Как было показано, эту позицию подкрепляют исследования Эйнсуорт и других ученых. Привязанность годовалых малышей к родителям была сильной, если те сенситивно и быстро реагировали на сигналы своих младенцев. В домашней обстановке эти малыши плачут реже, чем другие младенцы, и относительно независимы. По-видимому, у них вырабатывается чувство, что они всегда могут добиться внимания родителя в случае необходимости, поэтому они могут расслабиться и исследовать окружающий мир. Конечно, такие младенцы следят за тем, где находятся родители; система привязанности слишком сильна, чтобы быть полностью выключенной. Но даже в новой обстановке они не проявляют чрезмерного беспокойства по поводу присутствия матери. Напротив, они используют ее в качестве надежной отправной точки своих исследований. Они отваживаются отходить от нее, чтобы изучить окружающую обстановку, и несмотря на то, что оглядываются и, возможно, возвращаются к ней время от времени, через короткое время возобновляют свои исследования.

17 стр., 8289 слов

Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка

... Возникновение привязанности матери к новорожденному подтверждено многочисленными опытами по узнаванию только что родившими женщинами своих детей и специфике раннего детско-материнского взаимодействия. Специальные исследования диадического взаимодействия ребенка и матери показали, ...

По мере того как дети взрослеют, они могут успешно проводить все более продолжительное время в полном отрыве от своих основных опекунов. Пятилетние дети могут уходить в школу на полдня и даже более, а подростки способны проводить недели или даже месяцы вдали от дома. Однако, когда присутствует уверенность, что есть домашний очаг, хранимый семьей, к которому мы можем вернуться, живется спокойнее.

Таким образом, Боулби и этологи помогают осознать важность рассмотрения человеческого развития в эволюционном контексте. Эволюция снабдила детей реакциями и сигналами, которые необходимо учитывать, чтобы развитие протекало должным образом. Поэтому, перед тем как пытаться изменить поведение детей, нужно понять, как оно следует плану Природы, направленному на здоровое развитие.

Заключение

Таким образом, исходя из задач исследования, приходим к следующим выводам:

— теория привязанностей является в настоящее время одним из самых популярных направлений как в американской, так и европейской психологии. Зародившись в недрах глубинной психологии, теория привязанности оформилась в самостоятельную научную школу. Как и психоанализ, теория привязанностей возникла из клинической практики. Ее основатели — Дж. Боулби и М. Эйнсворт были клиническими психологами, и их ранние исследования направлены на практическую работу с пациентами. Впоследствии это направление приобрело статус полноправной психологической концепции, выходящей далеко за пределы психологии младенчества. В настоящее время теория привязанности находит свое применение в самых разных областях психологии: в социальной, возрастной, педагогической, общей психологии и пр.,

— в основе этой теории лежат отношения между двумя людьми, их межличностные связи, которые определяют весь душевный и психологический строй личности: отношение человека к себе, к миру, разнообразные переживания, познавательные и творческие способности и пр. Поскольку первые связи с другим человеком возникают в младенческом возрасте, естественно, что в центре исследований этой школы находится опыт отношений, полученный в раннем детстве. Одним из центральных понятий теории привязанности является «объект привязанности» (attachment figure).

В этой связи выделяются первичные и вторичные объекты привязанности. Первичная привязанность у большинства людей возникает в раннем детстве к матери (или заменяющему ее лицу).

4 стр., 1723 слов

История психологии

... ХIХ в. исследованиях в новых областях психологии, таких как зоопсихология, сравнительная психология, детская и клиническая психология, которые реализовались под ощутимым влиянием теории эволюции Ч. Дарвина. В преобразовании психологии как науки существенный вклад ...

Если первичный объект привязанности обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в своей защищенности, он без труда налаживает вторичные привязанности с другими людьми: со сверстниками, учителями и пр. Если же мать не удовлетворяет потребностей ребенка в любви, защищенности и безопасности, он не сможет устанавливать вторичные привязанности с другими людьми, пока эти базальные потребности не будут удовлетворены. Первичная привязанность возникает во второй половине первого года жизни. Хотя с первых недель младенец реагирует на воздействия матери, эти реакции фрагментарны, разрознены и ситуативны. Только в 8 — 9 мес. возникает мотивационно-поведенческая система, в центре которой находится определенная фигура, обеспечивающая защищенность и безопасность. Подтверждением этого положения является тот факт, что дети до б мес. легко и безболезненно адаптируются к новым взрослым и к новым условиям жизни при усыновлении. После 7 мес. младенцы очень тяжело и болезненно переживают разлуку с матерью и с большим трудом привыкают к новым взрослым [36].

Поэтому наличие привязанности является необходимым условием исследовательского поведения и познавательного развития ребенка. Качество первичной привязанности, в свою очередь, отражается на познавательной активности и исследовательской мотивации ребенка;

— уже к концу первого года жизни ребенка формируется образ матери, а также устойчивый способ эмоционального и поведенческого реагирования на нее, привязанности, которая выступает в роли базовой социальной установки, формирующейся в первых отношениях. Таким образом, привязанность является с одной стороны первым этапом социализации, а с другой – фактором, влияющим на ее успешность.

С другой стороны, тип привязанности довольно динамичен в течение первых 7 лет жизни ребенка и может изменяться на менее благоприятный под влиянием различных факторов. Влияние личности матери на формирование определенного типа привязанности осуществляется такими характеристиками как: способность матери выстраивать отношения, степень ее доверия к миру и уверенности в себе.

Степень надежности привязанности ребенка к матери влияет на уровень развития его психических процессов, самооценку, особенности эмоциональной сферы, развитие самостоятельности и открытости в отношениях с другими людьми, уровень адаптации к новым социальным средам, подверженности стрессу, что отмечалось не единожды при вхождении в детский сад и школу.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/etapyi-formirovaniya-detsko-roditelskoy-privyazannosti/

Арчакова Т.О. Теория привязанности: полвека развития, полвека критики [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей PsyJournals. 2009. N1. URL:

Боулби, Д. Привязанность / Джон Боулби; Пер. с англ. Н.Г. Григорьевой и Г.В. Бурменской; Общ. ред. и вступ. ст. к. психол.н. Г.В. Бурменской. — М.: Гардарики, 2003. — 447 c.

Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Джон Боулби; [пер. с англ. В.В. Старовойтова].- [2-е изд.].- Москва: Академический Проект, 2006 (ФГУИПП Вятка).

— 238 с.

Василенко, М.А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации [Текст] / М.А. Василенко // Известия Российского государственного университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. № 129. Научный журнал. – СПб, 2011 – С. 34 – 47.

Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их метери / Пер. с англ. Н.М. Падалко.- М.: Независимая фирма «Класс», 1998.- 80 с.

12 стр., 5515 слов

Сущность и разновидности привязанности

... привязанности и модель ребенка о ней как об объекте его привязанности. По относительной выраженности и дифференциации субъект-объектных отношений в контексте теории привязанностей ... курсовой работы являются психологические и поведенческие особенности людей с различными типами привязанности. Целью данной работы ... раннем детстве. Дж. Боулби, создатель «Теории привязанностей», его последовательница ...

Искольдский Н. В. Исследование привязанности ребенка к матери // Вопр. психол.- 1985.- №6.- С. 146-152.

Кощавцев, А.Г. Биосоциальная природа материнства и раннего детства//Батуев А.С., Безрукова О.Н., Кощавцев А.Г. и др./ Под редакцией А.С Батуева. — СПб: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2007. – С. 178-222.

Крейн У. Боулби и Эйнсворт о человеческой привязанности // Журнал практической психологии и психоанализа.- 2002, № 1 / [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2878

Психология привязанности и ранних отношений. Ижевск, НИПЦ «ERGO», 2005.- 362 c.

Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии — 1995. — № 3. — С. 134-150.

Фонаги П. Точки соприкосновения и расхождения между психоанализом и теорией привязанности // Журнал практической психологии и психоанализа.- 2002, №1 / [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2878

Арчакова Т.О. Теория привязанности: полвека развития, полвека критики [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей PsyJournals. 2009. N1. URL:

Кощавцев А.Г. Биосоциальная природа материнства и раннего детства//Батуев А.С., Безрукова О.Н., Кощавцев А.Г. и др./ Под редакцией А.С Батуева. — СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2007. – С. 178-222.

Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их метери / Пер. с англ. Н.М. Падалко.- М.: Независимая фирма «Класс», 1998.- С.3-6.

Кощавцев А.Г. Биосоциальная природа материнства и раннего детства//Батуев А.С., Безрукова О.Н., Кощавцев А.Г. и др./ Под редакцией А.С Батуева. — СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2007. – С. 178-222.

Там же.

Крейн У. Боулби и Эйнсворт о человеческой привязанности // Журнал практической психологии и психоанализа.- 2002, № 1 / [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2878

Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии — 1995. — № 3. — С. 146-150.

Искольдский Н. В. Исследование привязанности ребенка к матери // Вопр. психол.- 1985.- №6.- С. 146-152.

Психология привязанности и ранних отношений. Ижевск, НИПЦ «ERGO», 2005.- С. 36-40.

Крейн У. Боулби и Эйнсворт о человеческой привязанности // Журнал практической психологии и психоанализа.- 2002, № 1 / [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2878

Боулби, Д. Привязанность / Джон Боулби; Пер. с англ. Н.Г. Григорьевой и Г.В. Бурменской; Общ. ред. и вступ. ст. к. психол.н. Г.В. Бурменской. — М.: Гардарики, 2003. — 246 c.

Там же.- 257 с.

Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Джон Боулби; [пер. с англ. В.В. Старовойтова].- [2-е изд.].- Москва: Академический Проект, 2006 (ФГУИПП Вятка).

— 187 с.

Крейн У. Боулби и Эйнсворт о человеческой привязанности // Журнал практической психологии и психоанализа.- 2002, № 1 / [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2878

Там же.

Василенко М.А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации [Текст] / М.А. Василенко // Известия Российского государственного университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. № 129. Научный журнал. – СПб, 2011 – С. 34 – 47.

5 стр., 2318 слов

Понятие аттракции в социальной психологии

... механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой -- какова роль этого явления (и процесса, и ... социальной психологии исследования аттракции немногочисленны. Несомненно, интересна попытка рассмотреть явление аттракции в ... и чувством комфорта). Таким образом, привязанность, по Боулби, обусловливается как генетически, так и ...

Боулби, Д. Привязанность / Джон Боулби; Пер. с англ. Н.Г. Григорьевой и Г.В. Бурменской; Общ. ред. и вступ. ст. к. психол.н. Г.В. Бурменской. — М.: Гардарики, 2003. — 207 c.

Фонаги П. Точки соприкосновения и расхождения между психоанализом и теорией привязанности // Журнал практической психологии и психоанализа.- 2002, №1 / [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2878

25