Актуальность темы.
В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались Любова А.Ф., Моисеева Л.В., Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М., Апраксина О..
Из слов Д. Б. Кабалевского: «…все негативные явления, которые, к сожалению, всплывают на поверхность, — это всё результат не того, что плохо учили химии, географии или математике, а того, что не воспитывали душу человеческую, сердце не воспитывали, сознание не воспитывали. Воспитания не было.» [«Искусство в школе»№6 (с.3) 2014 г.]
В связи выше сказанным усиливается роль образования и культуры в воспитательном процессе учебных заведений. В начальной школе закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально — эстетические идеалы, вкусы и потребности младших школьников. Большое значение приобретают занятия предметами эстетического цикла, среди которых музыка занимает особое положение. Именно на уроках музыки каждый ребенок приобщается к сокровищам классической и народной музыки, у него формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства.
Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д.Б. Кабалевский, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Рыцарева, Т.В. Челышева и другие.
Воспитание эмоциональной культуры представляет собой одну из актуальных и важных социальных и психолого-педагогических задач. В настоящее время в нашей стране ее развитие происходит, в основном, стихийно, что ведет не только к низкому уровню эмоциональной культуры, но и к различным ее дефектам, перекосам, а порой и к нарушениям в эмоциональной сфере личности. Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют развитые музыкальные вкусы.
Для теории и методики воспитания эмоциональной культуры детей младшего школьного возраста представляют несомненную ценность работы исследователей в области психологии искусства и творчества, диагностики и формирования творческих способностей личности Л.С. Выготского, В.Г. Иванова, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, В.Г. Максимова и другими.
Воспитание эмоциональной культуры у младших школьников на уроке музыки ».
Воспитание как фактор развития личности
... формирования и развития. Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились ... сложности, подражательность, рефлексы: ориентировочный, цели, свободы и др.), музыкальный слух, остроту зрения, различение цветов и оттенков, задатки: ...
Цель нашего исследования:
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и музыковедческую литературу по данной проблеме.
2. На основе анализа систематизировать материал по выбранной теме.
3. Обобщить результаты исследования для разработки внеурочных занятий на тему «Эмоциональный мир музыки» в дипломной работе.
Методы теоретического исследования:
· анализ литературы по данной теме;
· систематизация материалов исследования;
· обобщение исследовательских материалов.
Объект исследования:
Предмет исследования:
В связи выше приведенными доводами мы начали исследование по воспитанию эмоциональной культуры, которая не просто поможет, но и даст ход развитию эмоционально-отзывчивого, гармонично-устойчивого младшего школьника, а в дальнейшем и неравнодушного человека.
Глава I. Теоретические основы воспитания эмоциональной культуры у младших школьников.
1.1 Сущность понятия «эмоциональная культура»
«Добрые чувства, эмоциональная культура — это сосредоточие человечности».
В.Сухомлинский.
Наше исследование подразумевает рассмотрение таких понятий как «культура» и «эмоции», а в особенности совокупность этих понятий, то есть «эмоциональная культура». В энциклопедических словарях официальные версии этих понятии таковы:
Культура — совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей [Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991 ].
Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта[Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001].
эмоциональна культура
Анализ психолого-педагогической литературы по данному понятию позволил выявить ряд определений, которые предоставляют ученые в области педагогики и психологии такие как Л.С. Выготский, В.Г. Иванов, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, В.Г. Максимов, П.М. Якобсон, О.А. Сергеева, Л. П. Подуровский и многие другие.
Одним из первых дал определение эмоциональной культуры Якобсон П.М.. По его мнению, эмоциональная культура есть комплекс явлений, представляющих собой в значительно мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени[М. Якобсон «Эмоциональная жизнь школьника», 1966 ].
В результате анализа музыковедческой и методической литературы мы пришли к выводу, что однозначного мнения по поводу определения понятия эмоциональной культуры не существует.
По мнению Г.А. Ястребовой, «эмоциональная культура» – главный определитель успеха взаимодействия, общения, субъект субъектных отношений. Только обладая собственным богатым эмоциональным миром, человек может включить воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям взять верх над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить любовь, страсть, нежность адекватно ситуации.
Особенности эмоциональных состояний больных с проблемами органов зрения
... исследование психолого-педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдение, тестирование, беседа; констатирующий эксперимент; обработка и анализ экспериментальных данных. Особенности эмоциональных состояний больных с проблемами органов зрения 1.1 Нарушение зрения ... литературе обозначаются как депривационное поражение. Психическая депривация является психическим состоянием, возникшем в ...
Л.П. Подуровский обобщая имеющиеся в психолого-педагогической литературе сведения, предложил определение понятия «эмоциональная культура» — часть базовой культуры, основополагающее свойство личности, характеризующее направленность личности к эмоционально–творческой деятельности, представленное богатством эмоционального опыта, творчеством, стремлением к совершенствованию своего внутреннего мира на основе эмоционально-чувственного развития, эмпатии. [Л. П. Подуровский. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. — М., 2002 ].
По мнениюО.А. Сергеевой «эмоциональную культура» — это целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования, что способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмоциональной эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим.[ Сергеева О.А. «Эмоциональная культура и её составляющие», 2013 ].
В результате анализа определения понятия «эмоциональная культура», мы пришли к нашему определению понятия эмоциональной культуры. Итак, эмоциональная культура – это часть базовой культуры, направляющая личность к эмоционально-творческой деятельности и способствующая совершенствованию своего внутреннего мира на основе эмоционально- чувственного развития.
1.2 Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.
В хрестоматии возрастной и педагогической психологии И.В. Дубровина и В.В. Прихожан дается описание эмоционально – психическому состоянию ребенка младшего школьного возраста, что «…взволнованность, эмоциональная приподнятость должны служить отправной точкой учебно-воспитательной работы. Чем моложе ребенок, тем это положение имеет большое значение. Для учащихся I — II классов включение игровых моментов в процесс обучения создает тот эмоциональный настрой, который облегчает им усвоение учебного материала, заинтересовывает их.» [ Дубровина И.В., Прихожан В.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М.: «Академия», 2001. ]
М.И. Еникеев младший школьный возраст определяет как « — дети в возрасте 6-10 лет, обучающиеся в начальной школе. Ведущим видом их деятельности становится учение, учебная деятельность, систематическое усвоение культурно-исторического опыта человечества, выраженного в системе научных знаний; формируются и закладываются основы духовного и физического развития ребенка, научно-теоретического и логического мышления, развиваются предметные и умственные действия посредством решения задач и выполнения других учебных заданий. У ребенка развивается способность корректировать свои текущие действия в соответствии с запланированным результатом, критически оценивать итоги своей деятельности..» [Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с. ]
Младшие школьники по своей психофизиологической природе очень эмоциональны. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
По мнению И. Вартановой, эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники (особенно ученики I и II классов) не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. .[ Вартанова И. Формирование у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Воспитание школьников, 2002. ]
Кравчук Л. Комплексное освоение искусства. Воспитание школьников. 1999, № 6., Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности, 2003.
Таким образом, возрастные психические возможности детей младшего школьного возраста позволяют считать начальный период обучения наиболее благоприятным для воспитания эмоциональной культуры. Исходя из выше изложенного мы пришли к выводу, что младший школьный возраст как и любое переходное состояние, богат скрытыми возможностями эмоционально-психического развития. Основы многих эмоционально-психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому уроки музыки имеют огромное значение и потенциальные возможности для воспитания эмоциональной культуры у младших школьников.
1.3 Содержание эмоциональной культуры младших школьников.
Эмоциональная культура является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Многие ученные работали над проблемой воспитания эмоциональной культуры у младших школьников. Особый вклад в решении этой проблемы внесла Сергеева О.А.. Она говорит, что высокий уровень эмоциональной культуры обеспечивается целостным формированием компонентов социокультурного, поведенческого, мотивационного, этико-нравственного, которые находят выражение в следующем:
? опоре на собственные нравственные принципы при выборе эмоций; ? соответствии эмоций требованиям, предъявляемым по отношению к себе;
? соответствии эмоционального реагирования возрастным особенностям;
- ? адекватности эмоциональной реакции социокультурным нормам;
? осознанности эмоционального реагирования[ Сергеева О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников// Гуманизация образования (научно-практический журнал), — 2008- №6 ].
По мнению Сергеевой О.А. эмоциональная культура младшего школьника включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. Под эмоциональной грамотностью при этом понимается целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью – осведомленность об эмоциях, эмоциональных типах, эмоциональных реакциях, а также наличие умений, позволяющих определить и проанализировать их.[ Сергеева О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников // Ярославский педагогический вестник, — Ярославль, 2009- № 1 (58) ]
Эмоциональная культура включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. При этом под эмоциональной грамотностью нами понимается целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью владение методикой, личностную и интеллектуальную готовность, возможность справиться с данной профессиональной задачей, что включает все стороны деятельности: и знаниевую, и операционально-технологическую, и мотивационную.
Таблица 1.3.
Эмоциональная культура |
Эмоциональная грамотность |
Эмоциональная компетентность |
|
показ связи ума и тела |
распознавание и понимание собственных чувств и эмоций |
|
обучение навыкам самоконтроля |
управление эмоциями |
|
выражение собственных эмоций |
развитие эмпатийных способностей |
управление чувствами других |
внимательное осмысление |
||
обсуждение эмоций на примере фотографий или историй |
Работа с детьми младшего школьного возраста, по нашему мнению, это процесс, который требует осторожности и деликатности. Число методов, приемов и технологий облегчающих детям выражение их чувств с помощью музыки, бесконечно.
Хочется отметить позицию О.А. Сергеевой по отношению к младшим школьникам, которая характеризуется следующими понятиями:
? эмоциональная реакция, которая возникает либо непроизвольно, либо по воле ученика;
? эмоциональный отклик, под которым понимается «вызванная педагогом желаемая эмоциональная реакция на какие-либо факты, события, коллективные дела» и который представляет собой кратковременную реакцию на какую-либо деятельность или информацию;
? эмоциональное настроение коллектива, группы или отдельного ученика, которое, в отличие от эмоционального отклика, предполагает длительную реакцию на какую- либо деятельность или информацию. [ Сергеева О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников // Ярославский педагогический вестник, — Ярославль, 2009- № 1 (58) ]
Мы остановимся на тех музыкальных средствах, которые, по нашему мнению, способствуют формированию умения управлять эмоциями, а значит, и воспитанию эмоциональной культуры.
1. Комическое:
? педагогический парадокс;
- ? доведение до абсурда;
- ? педагогическое сравнение по отдаленному или случайному признаку;
- ? повторение как прием создания комического;
- ? обратное сравнение;
- ? остроумие нелепости;
- ? педагогический псевдоконтраст или ложное противопоставление;
- ? педагогический намек;
- ? саморазоблачение собственных недостатков, которые могут вызвать смех;
- ? мнимое игнорирование того, что может вызвать смех;
- ? утрирование определенных черт, сторон поведения;
? знакомство учащихся с собственным эмоциональным состоянием через указание на тот или иной факт в содержании учебного материала.[ Сергеева О.А. Эмоциональная культура как компонент педагогической деятельности // Высшее образование сегодня – 2009 -№6 ]
В содержании эмоциональной культуры имеет огромное значение эмоциональном стимул, который служит для активизации внимания детей, их внешней и внутренней активности, заинтересованности вслушиваться в музыку, стимулирования у детей познавательного интереса к уроку музыки.
«Эмоциональный стимул»
М.Г. Яновская предлагает следующие классификации эмоциональных стимулов:
1. Эмоциональные стимулы, основанные на использовании дидактического материала:
? анализ содержания пословиц, поговорок, афоризмов.
2. Эмоциональные стимулы, основанные на анализе произведений искусства: ? анализ художественных произведений; ? кинофрагментов; ? произведений живописи.
3. Эмоциональные стимулы, основанные на использовании метода обучения:? мозговая атака; ? проблемно-поисковый метод; ? диспуты, дискуссии.
4. Эмоциональные стимулы, основанные на межличностном взаимодействии: ? игра; ? соревнование.[Яновская М.Г. « Эмоциональные аспекты нравственного воспитания»- 1986 ]
Итак, мы считаем, что содержание эмоциональной культуры младших школьников предполагает формирование у детей в процессе музыкальной деятельности способности переживать настроения музыкальных произведений, умения сопереживать композитору, умения координировать свои эмоциональные состояния с эмоциями музыки, эстетическая отзывчивость на музыку.
Вывод по первой главе.
В теоретической части нашей работы мы ставили целью определить сущность понятия «эмоциональная культура», выяснилось, что это часть базовой культуры, направленная на развитие личности к эмоционально-творческой деятельности и совершенствованию внутреннего мира, так же проанализировав психолого-педагогическую литературу мы выявили, что чем раньше начинается систематическая и целенаправленная работа по воспитанию эмоциональной культуры у детей младшего школьного возраста, тем успешнее развиваются музыкальные способности. У младших школьников чрезвычайно сильна потребность в созидании прекрасного и соприкосновение с музыкой побуждает в них желание творить, развивать необходимые умения и навыки, что в свою очередь, создает благоприятную почву для осуществления воспитательных задач.
Глава II. Урок музыки как средство воспитания эмоциональной культуры у младших школьников.
2.1 Роль урока музыки в воспитании эмоциональной культуры учащихся.
«Ребенок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок,
подражающий актам других.”
Б. Асафьев
Дети – бесценный дар, кладезь эмоций, ощущений. Каждый ребенок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Задача взрослых – развивать это начало, а не загонять его под определенные рамки. Особая задача ложится здесь на преподавателей, как основной школы, так и музыкальных школ и школ искусств. А знания и впечатления, полученные детьми на уроке, должны остаться на всю жизнь, должны принести пользу и удовольствие.
Понимая проблему развития музыкального восприятия у детей, педагог на протяжении всего урока побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Ведь для уроков музыки характерна особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно и необходимо, ведь музыка — «язык чувств». Она волнует, вызывает у ребят определенные настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием учителя, который передает свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Концентрируя внимание младших школьников на звучании музыки и развивая их воображение, он помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность [Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2001 ].
Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, учитель стремится поддержать необходимый эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания младших школьников [ Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. завед. — М.: Academia, 1997 ].
Используя различные методы (сравнение произведений, их фрагментов, проблемно-поисковые, игровые ситуации), учитель проводит младших школьников через лабиринт творческих заданий, выполнение которых активизирует ребят и позволяет достичь желаемых результатов. Ведь качество урока в значительной мере определяется именно активностью учащихся. Проблема активности решается не только благодаря интересному построению урока и применению методов, вызывающих у ребят живой интерес. Много зависит и от индивидуального подхода учителя к каждому ученику [ Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. завед. — М.: Academia, 1997 ].
Возможности для индивидуального подхода к учащимся имеются в разных видах музыкальной деятельности, но особенно они благоприятны при разучивании двух-, трехголосных произведений. Дифференцированные задания пробуждают интерес, а их успешное выполнение способствует активному музыкальному развитию ученика [ Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству: Азбука музыкально — творческого саморазвития. — М: Аквариум, 1997 ].
Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества: Учебное пособие. — М.: Аквариум, 1999
Виноградов Л. Система общего музыкального воспитания // Начальная школа: Газ. — 2004
Таким образом, из всего выше изложенного мы делаем следующие выводы. Урок музыки — основная форма эмоционально – культурного воспитания школьников. Музыка, как учебный предмет, в школе – это завершенный в смысловом, временном и организационном отношении определенный этап работы по эмоционально – культурному воспитанию и обучению младших школьников в целостном учебном процессе.
2.2 Урок музыки в системе музыкального образования.
Музыка в школе – одно из средств воспитания эмоциональной культуры и образования учащихся, с помощью которого формируются и развиваются музыкальные способности детей, прививается любовь и интерес к музыке, приобретаются первые навыки и умения коллективного исполнения музыкального исполнения.
Слово «музыка» от греческого происхождения (буквально «искусство муз») В искусствоведческой литературе под музыкой понимается вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных о организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определенной высоты) [ Музыкальная энциклопедия. /В 6-ти т./ Гл. ред. Ю.В.Келдыш. — М.: «Сов. энциклопедия» — «Сов. композитор», 1973. — т.4. ]
Необходимость такого учебного предмета как «Музыка» объясняется тем социальным значением, которое предается воспитанию эмоциональной культуре в музыке подрастающего поколения. [ Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2001. — 368с. ]
Под уроком музыки в начальной школе следует понимать завершенный в смысловом, временном и организационном отдельный этап работы по музыкально – эмоциональному воспитанию культуры младших школьников в целостном учебном процессе. Из определения видно, что урок музыки имеет общие черты сближающий урок музыки с уроками по другим предметам начального образования, такими общими чертами являются :
· цель – воспитание гармонически развитой личности;
· психолога – педагогические, коммуникативные и социальные закономерности педагогического процесса;
· основные принципы дидактики;
· формы организации урока (общность состава учащихся, единая продолжительность уроков по времени, структурные элементы организации урока – сообщение нового, повторение, проверка пройденного материала);
· целостность урока (подчинение разных видов деятельности детей конкретной цели урока);
· основные методы учения. [ Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2001. – 182-183 ].
При этом урок музыки имеет определенную специфику. Главная особенность его в том, что это урок искусства. Музыкальное искусство – особая форма отражения действительности, в которую важную роль играют чувства, эмоциональная сфера. Само познание, происходящее в процессе обучения музыке, специфично, оно не может сводиться к деятельности мысли, а обязательно должно являть собой единство эмоций и разума, сознание и чувства. [ Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. №2119 «Музыка и пение». — М.: Просвещение,1983 – 29c. ]
В музыкальном образовании учебный предмет «Музыка» в школе имеет следующие задачи:
· увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить её красоту, развивать эмоциональную культуру учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;
· развивать музыкально – образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки, научить размышлять о ней, связывать с жизнью и другими видами искусства;
· заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процесс исполнения слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластичного интонирования;
В современной дидактике содержание музыкального обучения в школе определяется как воспитательно – ориентированная и педагогически оправданная система музыкальных знаний, навыков и умений, которая выступает в единстве с опытом музыкально – творческой деятельности и эмоционально – нравственного отношения человека к действительности.
Элементами музыкального содержания являются :
· музыкальный материал – опыт эмоционально – нравственного отношения человека к окружающей действительности;
· музыкальные знания (ключевые и частные);
· музыкальные умения и навыки. [ Чепуров И.П. Музыка в школе. Из опыта работы учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983 — 79 ]
В системе музыкального образования главное в уроке музыки разнообразие самого урока, в активную музыкальную деятельность учащихся начальных классов вносят движения под музыку, музыкально – ритмические игры, помогающие почувствовать характер произведения, ощутить его темп, динамику. [ Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах: Из опыта работы /Под ред. Л.Б.Занкова. — М.: Просвещение, 1979 — 93 ]
Все элементы представлены в процессе музыкального обучения во взаимосвязи и единстве.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что в системе музыкального образования учителю музыки в построении уроков необходимы: гибкость, творческий подход к выбору путей, средств, методов при постоянной опоре на принципы единства эмоционального и сознательного, художественного и технического. Все это, по нашему мнению является необходимо для воспитания эмоциональной культуры младших школьников.