В последнее время в современном мире происходят коренные изменения экономического характера, обусловливающие потребность
На протяжении многих лет работы в младших классах у отечественных учителей сформировался определённый опыт по развитию экономических навыков у школьников посредством проведения исследования ими в таких предметах как: „Человек и свет”, „Человек и общество”, „Мая Радзіма Беларусь ”, классных, воспитательных, информационных часов и некоторых внеклассных мероприятий, а также просто делового общения учеников со своими сверстниками и учителями. Экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире.
Из вышесказанного видно, что тематика данной работы достаточно актуальна.
Объект, проводимого в курсовой работе исследования: экономическое обучение и воспитание младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования основ экономической культуры младших школьников на уроках, содержащих элементы экономики.
Цель исследования: обоснование оптимального содержания, форм, методов и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ экономической культуры младших школьников.
Задачи исследования:
- охарактеризовать современное состояние проблемы развития экономических взглядов у
младших школьников; - выявить и теоретически обосновать сущность и
структуру формирования основ экономической культуры младших школьников в учебном процессе; - выявить наиболее эффективные методы и формы работы по усвоению содержания основ
экономической культуры младших школьников.
Значимость данной работы заключается в том, что материалы и результаты исследования могут найти применение при разработке программ экономического образования для младших школьников, в подготовке учителей начальных классов к экономическому воспитанию детей и по рассматриваемой проблеме.
Игровая деятельность младших школьников во внеклассной работе
... во внеклассной игровой деятельности. Гипотеза исследования: формирование благоприятных межличностных отношений, познавательной активности и социального статуса младших школьников во внеклассной игровой деятельности детей младшего школьного возраста будет наиболее успешным при условии включении школьников в организованную игровую творческую деятельность по ...
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Экономическое воспитание учащихся как система
Экономическое воспитание – это организационная
В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму
В настоящее время значительно повысились требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того чтобы школьник научился разбираться в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении необходимо уже с младшего школьного возраста.
Экономическое воспитание следует начинать еще в начальной школе и потому, что именно в младшем школьном возрасте закладывается основа будущего формирования личности. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания школьников, начиная с младших, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности к этому.
Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое
Основная цель экономического воспитания – раскрыть окружающий предметный мир материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.
Экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках по всем предметам. Общественный цикл обеспечивает усвоение детьми основных понятий экономики. Школьники узнают об экономическом базисе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении, о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ. На уроках математики ребята решают задачи экономического содержания. Особое значение в экономическом воспитании школьников приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития страны.
Наряду с практической деятельностью необходимо широкое ознакомление учащихся с конкретными проблемами экономики. Анализу и обсуждению могут быть подвергнуты газетные и журнальные статьи, радио- и телепередачи во внеурочное время. Из этих материалов ребята узнают о передовых формах организации труда, производства.
В системе экономического воспитания школьников большое значение имеют производственные экскурсии. Содержание этих форм экономического воспитания тщательно планируется с целью последовательного и систематического ознакомления школьников с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела в промышленности и сельском хозяйстве.
Экономическое воспитание школьников органически связано с образованием, многие его задачи решаются в процессе обучения как важнейшего воспитательного процесса.
«Трудовое воспитание младших школьников» проект
... подхода к процессу труда. Этим характеризуется актуальность темы выпускной квалификационной работы. Трудовое воспитание младших школьников выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у ... образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития ...
Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния человека и общества от качества труда. Они учатся распределять работы во времени, измерять время и осуществлять его затраты, организовывать рабочее место. Дети овладевают рациональными приемами, повышающими качество и производительность труда, основами экономической культуры.
Благодаря экономическому воспитанию, младшие школьники познают значение природных ресурсов для человека и проникаются бережным разумным отношением людей к природе. Получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и
Учитывая выше изложенное, уже в начальных классах школы целесообразно начинать освоение основных экономических терминов, таких как: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. При этом, важно акцентировать внимание на понятиях, которые связаны с собственностью, таких как «наше», «общее», «чужое».
В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическое мышление, а последнее способствует осмысливанию явлении экономической жизни, усвоению экономических понятий и теории в их логической взаимосвязи, разумному оперированию знаниями.
Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности учащихся
Основная причина низкой эффективности экономического образования и воспитания младших школьников как основы формирования их экономической культуры состоит в том, что в этой работе нет взаимосвязи. Во-первых, учителя начальных классов не имеют специальной научно-
Эффективность экономического воспитания младших школьников зависит от его систематичности, экономической направленности содержания учебной и внеклассной работы, от потенциальных возможностей усвоения детьми элементарных экономических знаний и формирования экономических умений.
Младший школьник участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и тем самым получает первичный экономический опыт. Поэтому задача педагога заключается не только в том, чтобы дать школьнику какой-либо объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться.
Механизмы, средства и способы экономического воспитания школьников разнообразны. Содержание общественного экономического сознания становится достоянием школьников в результате их познавательной деятельности. В общественно полезном труде они вступают в отношения друг с другом; с взрослыми участниками производства, бережно относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю. Необходимо добиваться осознания детьми этих отношений с позиций нравственности и их экономического значения.
Педагогические условия экономического воспитания младших школьников
... и структуру экономического воспитания младших школьников в учебном процессе. 4. Выявить наиболее эффективные методы и формы работы по усвоению содержания разработанного учебного курса и формирование основ экономической культуры младших школьников. Гипотеза исследования: ...
Основным критерием
Экономическое воспитание как система может быть раскрыто в следующих аспектах: гносеологическом, процессуально-деятельностном, субъективно-личностном.
Гносеологический аспект предполагает нормы, знания, ценности. Поэтому важной проблемой содержания экономического образования школьников является определение: что, когда, в каком объёме и на каком уровне сложности представить для
Процессуально-деятельностный аспект анализа экономической культуры определяется содержанием и организацией деятельности, откуда следует значимость той активности, которой обусловлено освоение культуры. Погружение ребёнка в мир экономики основывается, как правило, на двух подходах:
- репродукция известного человечеству опыта
- „открытие” истин в моделируемых педагогом и приближённых к реальной жизни ситуациях.
В субъективно-личностном аспекте значимость приобретает составляющие культуры, которые становятся чертами личности.[4]
Таким образом, экономическое познание, деятельность и отношения — те механизмы, которые формируют экономическое сознание школьников.
1.2 Экономическая культура младших школьников
Культура (лат. cultura) в буквальном переводе означает «возделывание», «обработка». Впервые оно было введено в научный оборот античным философом Цицероном и подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и образование самого человека.
В настоящее время определений культуры существует более 250, что является свидетельством реальной сложности данного явления и его
С точки зрения культурологии образования, культура представляет собой сумму духовных достижений человечества, результат и процесс
Анализ философской, социологической и педагогической литературы по проблеме формирования экономической культуры показал различие подходов к определению сущности понятия «экономическая культура» относительно ее признаков, отражающих разные направления развития теоретических исследований в области общей культуры.