Педагогические условия экономического воспитания младших школьников

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Исходя из кардинальных изменений в экономическом развитии общества и экономических преобразований в мире, возникает потребность в исследовании системы формировании экономических ценностных ориентаций школьников.

Формирование системы ценностных ориентаций школьников, позволяющей социально адаптироваться в новых экономических условиях, — одна из задач общественных институтов, в первую очередь школы.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта. Появление убеждений в этом возра сте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей [2, c. 18].

Тема работы актуальна тем, что можно с уверенностью говорить о целесообразности экономического воспитания младших школьников, где экономические ценности рассматриваются нами как система ценностных отношений, определяющих оптимальное взаимоотношение человека с окружающей средой, при котором удовлетворение человеческих потребностей соотносится с интересами сохранения природы.

Цель исследования: изучение педагогических условий экономического воспитания младших школьников.

Объект исследования: экономическое обучение и воспитание младших школьников.

Предмет исследования: процесс экономического воспитания младших школьников в процессе обучения.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать историю развития и современное состояние проблемы исследования.

2. Выявить и теоретически обосновать сущность и структуру экономического воспитания младших школьников в учебном процессе.

4. Выявить наиболее эффективные методы и формы работы по усвоению содержания разработанного учебного курса и формирование основ экономической культуры младших школьников.

Гипотеза исследования:

1) формирование системы экономических знаний, умений и навыков элементарной практической деятельности, воспитание экономически значимых качеств личности, таких как бережливость, инициативность, организованность, трудолюбие, ответственность.

18 стр., 8657 слов

Ценностные ориентации подростков

... ценностных ориентации подростков. Провести экспериментальное исследование и сделать анализ полученных результатов. Опираясь на результаты исследования сделать вывод о характере ценностных ориентаций подростков. Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций ... осмысленной в куда большей степени, чем у младшего школьника. Другие виды мнемических процессов испытывают в этот ...

2) содержание обучения младших школьников основам экономики ориентировано на современный уровень развития экономической науки и учитывает психологические особенности детей данной возрастной группы.

3) используются методы обучения, повышающие учебно-познавательную активность учащихся (дидактические игры, практикумы, решение проблемных экономических ситуаций).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, наблюдение, беседы, педагогический эксперимент, диагностические методики.

Базой настоящего исследования стала группа учащихся начальных классов СОШ № 24 г. Салават, Республика Башкортостан.

Степень разработанности проблемы. Проблемы экономического воспитания школьников рассмотрены в трудах следующих ученых: А. Ф. Аменд, Ю. К. Васильева, Б. З. Вульфова, Е. Н. Землянской, М.Б. Рамазова, Н.С. Толстого, Л.П. Фридмана и др. Перечисленные авторы считают целесообразным начинать экономическое воспитание как можно раньше.

Фрагмент работы для ознакомления

1

1

4.17

Расширение производства

2

1

1

4.18

Средства производства

2

1

1

4.19

«Капитал»

2

1

1

4.20

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО

72

36

36

2 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

теория

практика

Введение

2

2

Раздел 1.

Человек среди людей

16

8

8

1.1

Формы и сферы общения делового человека

3

1

2

1.2

Партнеры общения

3

1

2

1.3

Словарь делового человека

2

1

1

1.4

Экономика как наука о деятельности человека

2

2

1.5

Бережливость – это твоя личная экономия

3

2

1

1.6

Ты в мире профессий

3

1

2

Раздел 2.

Проблема выбора

21

12

9

2.1

Возможности удовлетворения потребностей

3

2

1

2.2

Ограниченность ресурсов

3

2

1

2.3

Ограниченность времени

3

2

1

2.4

Выбор

2

1

1

2.5

Выгодный вариант

3

1

2

2.6

Без чего человеку не обойтись

2

1

1

2.7

Хочу и могу

2

1

1

2.8

Вещи первой необходимости в вашем доме

3

2

1

Раздел 3.

Деньги

34

18

16

3.1

Что такое деньги, их происхождение

4

2

2

3.2

Зачем нужны деньги?

3

2

1

3.3

19 стр., 9016 слов

Реферат отношение к деньгам у разных социальных групп

... деньгам уделялось в разделах социальной, производственной психологии, управленческой психологии, посвященных трудовой мотивации и материальному стимулированию. Правда, еще В. М. Бехтерев в своей работе «Коллективная рефлексология» подтвердил важность отношения к деньгам, ...

Потребности людей в деньгах

4

2

2

3.4

Деньги в семье

4

2

2

3.5

Как и где хранят деньги

4

2

2

3.6

Деньги в разных странах

4

2

2

3.7

Акции и другие ценные бумаги

4

2

2

3.8

Фондовая биржа

2

1

1

3.9

Банк или домашний сейф

2

1

1

3.10

Что такое кредит?

3

2

1

Раздел 4.

Хозяин и хозяйство

23

9

14

4.1

Собственность

4

2

2

4.2

Частная собственность

4

2

2

4.3

Государственная собственность

4

2

2

4.4

Дом, домашнее хозяйство

3

1

2

4.5

Усадьба, приусадебное хозяйство

3

1

2

4.6

Фермерское хозяйство

3

1

2

4.7

Путешествие на необитаемый остров

2

2

Раздел 5.

Доходы и расходы

23

11

12

5.1

Доходы семьи

3

1

2

5.2

Твой вклад в доходы семьи

3

1

2

5.3

Доходы предприятий и государства

2

1

1

5.4

Расходы семьи

3

1

2

5.5

Расходы предприятий и государства

3

2

1

5.6

Бюджет

3

2

1

5.7

Что значит экономить

3

2

1

5.8

Как важно вести учет доходов и расходов

3

1

2

Раздел 6.

Покупатель и продавец

25

8

17

6.1

Покупатель

2

1

1

6.2

Продавец

2

1

1

6.3

Товар, услуги и цена

2

1

1

6.4

Где покупают товары

3

1

2

6.5

Почему цены разные

2

1

1

6.6

Оптом и в розницу

2

1

1

6.7

Товарная биржа

3

1

2

6.8

Конкуренция

3

1

2

6.9

Мы идем за покупками

2

2

6.10

«Магазин» (игра)

2

2

6.11

Итоговое занятие «Экономический калейдоскоп»

2

2

ИТОГО

144

68

76

3 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

теория

практика

Введение

2

2

Раздел 1.

Труд

21

13

8

1.1

Почему все должны учиться?

2

2

1.2

Труд в семье

3

2

1

1.3

7 стр., 3325 слов

История и философия науки» : «Понятие собственности в философии и науке

... философии хозяйства представляет категория собственности. Современный исследователь проблем философии собственности Л.А. Тутов справедливо отмечает, что философское осмысление собственности ... философии собственности является Г. Гегель. В труде «Философия права» он четко определил связь понятия собственности со свободой: в собственности, ... расходы ... раздела или передела. В этом плане сущность собственности ...

Труд на производстве

3

2

1

1.4

Почему труд по-разному ценится?

4

2

2

1.5

Получка, зарплата. Плата за труд.

3

2

1

1.6

Кто, чем и за что?

2

1

1

1.7

Полезный и бесполезный труд.

2

1

1

1.8

Премия, стипендия, пенсия, пособие, милостыня

2

1

1

Раздел 2.

Цена и товар

24

10

14

2.1

Продукция. Товар. Услуга.

3

1

2

2.2

Где производятся товары?

2

1

1

2.3

Где производятся услуги?

2

1

1

2.4

Кто продает и покупает товар?

2

1

1

2.5

Обмен и торговля товаром

3

1

2

2.6

Оптом и в розницу

2

1

1

2.7

Поставка товара, бартерная сделка

3

1

2

2.8

Цена на товар. Игра «Куплю-продам»

3

1

2

2.9

Реклама.

4

2

2

Раздел 3.

Собственность

24

12

12

3.1

Что такое собственность?

4

2

2

3.2

Личная собственность. Семейная собственность

4

2

2

3.3

Государственная собственность. Общественная собственность.

4

2

2

3.4

Школьное имущество

4

2

2

3.5

Богатство. Источники богатства. Природные богатства, результаты трудовой деятельности

4

2

2

3.6

Богатство и культура

4

2

2

Раздел 4.

Домашнее хозяйство

22

10

12

4.1

Что такое домашнее хозяйство?

4

2

2

4.2

Обязанности членов семьи по ведению домашнего хозяйства

3

2

1

4.3

Твой вклад в домашнее хозяйство

3

1

2

4.4

Управление домашним хозяйством

3

1

2

4.5

Бюджет семьи

4

2

2

4.6

Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения исходя из бюджета семьи

3

1

2

4.7

Благосостояние семьи

2

1

1

Раздел 5.

Школьное хозяйство

24

11

13

5.1

Что такое школьное хозяйство?

3

2

1

5.2

Школьное здание, оборудование

3

2

1

5.3

Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, книг и другого имущества

4

2

2

5.4

Экономика школьной библиотеки

3

1

2

5.5

Школьная столовая: доходы и расходы

3

1

2

5.6

Стоимость коммунальных услуг

3

1

13 стр., 6334 слов

Рынок труда и социальная политика государства

... занятости населения: активная трансформация форм собственности, формирование взаимосвязи между рынком труда и рынком капитала. В связи с этим особое значение приобретает изучение моделей формирования и функционирования рынка труда в переходной экономике. Актуальность ...

2

5.7

Твой вклад в школьную экономику

3

1

2

5.8

Бережливость и экономность

2

1

1

Раздел 6.

Экскурс в историю

13

8

5

6.1

Детство наших родителей

4

2

2

6.2

Экономические катаклизмы

6

4

2

6.3

Инфляция

3

2

1

Раздел 7.

История купечества

12

7

5

7.1

Знаменитые купцы

6

4

2

7.2

Купцы РБ

2

1

1

7.3

Купцы в русском народном творчестве

2

1

1

7.4

Купцы, работодатели, работники

2

1

1

7.5

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО

144

73

71

4 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

теория

практика

Введение

2

2

Раздел 1.

Труд

59

35

24

1.1

Твой родной край, его достопримечательности, обычаи и традиции

4

2

2

1.2

Особенности местного хозяйства твоего края

2

2

1.3

Местное хозяйство твоего края

3

2

1

1.4

Природные ресурсы твоей местности

3

2

1

1.5

Трудовые ресурсы твоей местности

3

2

1

1.6

Экономические ресурсы твоей местности

3

2

1

1.7

Местная промышленность твоего края, ее основная продукция

3

2

1

1.8

Местная сфера услуг

3

2

1

1.9

Что такое «базар»?

2

1

1

1.10

Все работы хороши

4

2

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/ekonomicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/ekonomicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov/

1. Афонина, T.M. Педагогика / Т.М. Афонина. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 512 с.

2. Ахметшина, Г.К. Формы и методы экономического воспитания / Г.К. Ахметшина. — Казань, 2009. — 355 с.

3. Александрова, М. А. Игровые сценарии обучения по предметам естественно-научного цикла [Электронный ресурс] : методическое пособие / М. А. Александрова. — 2-е изд. (эл.).

— М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 222 с.

4. Голуб, Л.А. Экономическое воспитание дошкольников / Л.А. Голуб. — М.: Просвещение, 2011. – 209 с.

5. Денищева, Л. О. Теория и методика обучения экономике в школе [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. О. Денищева, А. Е. Захарова, М. Н. Кочагина и др. ; под общей редакцией Л. О. Денищевой. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 247 с.

6. Досуговая педагогика: Учебное пособие / И.Ю. Исаева; Российская академия образования (РАО).

— М.: Флинта: МПСИ, 2010. — 200 с.

7. Жилич, Н.А. Экономим вместе! / Н.А. Жилич // Пачатковая школа. – 2011. — №8. – С. 57-61.

30 стр., 14806 слов

Воспитание нравственных качеств у младших школьников средствами ...

... деятельность на формирование нравсвенного воспитания. Цель работы :выяление наиболее эффективных средств народной педагогики, направленныых на формирование нравственных качеств у младших школьников. Задачи: 1.Изучить и проанализировать источники по теме исследования; 2.Определить ...

8. Кларина, Л.М. Уроки гнома Эконома и феи Экологии / Л.М. Кларина. — М.: Вита-Пресс, 2010. — 287 с.

9. Лихачев, Б. Рыночные отношения и воспитание школьников // Воспитание школьников — 2009. — №5, с. 5 — 6.

10. Максакова, В. И. Экономическая культура личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. М., 2012, с. 99 — 104.

11. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 448 с.

12. Рецепты бережливости / Н.Р. Мавлютова, М.С. Сычевская, Е.И. Сорокина. – Мозырь: Содействие, 2009. – 112 с.

13. Розов, В. К. и др. Методика экономического воспитания школьников. М., 2005.

14. Сасова, И. А. Вопросы повышения уровня экономического образования и воспитания школьников. М., 2010, с. 69 — 76.

15. Семенихин, В. А. Экономическое образование и воспитание в школе. М., 2009, с. 86 — 89.

16. Сергеева, Т. Е. Педагогические основы экономического воспитания младших школьников. М., 2011.

17. Середа, В. С. Экономическое воспитание школьников// Педагогика.- 2009. — № 32, с. 103 — 112.

18. Столяренко, А. М. Общая педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А. М. Столяренко. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 479 с.

19. Умножить — значит умно жить! / И.В. Евтеева. — М.: НИЦ Инфра-М, 2012. — 72 с.

20. Фенько, А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации / А.Б. Фенько // Вопросы психологии. — 2010. — № 2.- С. 94-102.