Введение
ВВЕДЕНИЕ
Исходя из кардинальных изменений в экономическом развитии общества и экономических преобразований в мире, возникает потребность в исследовании системы формировании экономических ценностных ориентаций школьников.
Формирование системы ценностных ориентаций школьников, позволяющей социально адаптироваться в новых экономических условиях, — одна из задач общественных институтов, в первую очередь школы.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта. Появление убеждений в этом возра сте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей [2, c. 18].
Тема работы актуальна тем, что можно с уверенностью говорить о целесообразности экономического воспитания младших школьников, где экономические ценности рассматриваются нами как система ценностных отношений, определяющих оптимальное взаимоотношение человека с окружающей средой, при котором удовлетворение человеческих потребностей соотносится с интересами сохранения природы.
Цель исследования: изучение педагогических условий экономического воспитания младших школьников.
Объект исследования: экономическое обучение и воспитание младших школьников.
Предмет исследования: процесс экономического воспитания младших школьников в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать историю развития и современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить и теоретически обосновать сущность и структуру экономического воспитания младших школьников в учебном процессе.
4. Выявить наиболее эффективные методы и формы работы по усвоению содержания разработанного учебного курса и формирование основ экономической культуры младших школьников.
Гипотеза исследования:
1) формирование системы экономических знаний, умений и навыков элементарной практической деятельности, воспитание экономически значимых качеств личности, таких как бережливость, инициативность, организованность, трудолюбие, ответственность.
Ценностные ориентации подростков
... ценностных ориентации подростков. Провести экспериментальное исследование и сделать анализ полученных результатов. Опираясь на результаты исследования сделать вывод о характере ценностных ориентаций подростков. Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций ... осмысленной в куда большей степени, чем у младшего школьника. Другие виды мнемических процессов испытывают в этот ...
2) содержание обучения младших школьников основам экономики ориентировано на современный уровень развития экономической науки и учитывает психологические особенности детей данной возрастной группы.
3) используются методы обучения, повышающие учебно-познавательную активность учащихся (дидактические игры, практикумы, решение проблемных экономических ситуаций).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, наблюдение, беседы, педагогический эксперимент, диагностические методики.
Базой настоящего исследования стала группа учащихся начальных классов СОШ № 24 г. Салават, Республика Башкортостан.
Степень разработанности проблемы. Проблемы экономического воспитания школьников рассмотрены в трудах следующих ученых: А. Ф. Аменд, Ю. К. Васильева, Б. З. Вульфова, Е. Н. Землянской, М.Б. Рамазова, Н.С. Толстого, Л.П. Фридмана и др. Перечисленные авторы считают целесообразным начинать экономическое воспитание как можно раньше.
Фрагмент работы для ознакомления
1
1
4.17
Расширение производства
2
1
1
4.18
Средства производства
2
1
1
4.19
«Капитал»
2
1
1
4.20
Итоговое занятие
2
1
1
ИТОГО
72
36
36
2 год обучения
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе
теория
практика
Введение
2
2
Раздел 1.
Человек среди людей
16
8
8
1.1
Формы и сферы общения делового человека
3
1
2
1.2
Партнеры общения
3
1
2
1.3
Словарь делового человека
2
1
1
1.4
Экономика как наука о деятельности человека
2
2
1.5
Бережливость – это твоя личная экономия
3
2
1
1.6
Ты в мире профессий
3
1
2
Раздел 2.
Проблема выбора
21
12
9
2.1
Возможности удовлетворения потребностей
3
2
1
2.2
Ограниченность ресурсов
3
2
1
2.3
Ограниченность времени
3
2
1
2.4
Выбор
2
1
1
2.5
Выгодный вариант
3
1
2
2.6
Без чего человеку не обойтись
2
1
1
2.7
Хочу и могу
2
1
1
2.8
Вещи первой необходимости в вашем доме
3
2
1
Раздел 3.
Деньги
34
18
16
3.1
Что такое деньги, их происхождение
4
2
2
3.2
Зачем нужны деньги?
3
2
1
3.3
Реферат отношение к деньгам у разных социальных групп
... деньгам уделялось в разделах социальной, производственной психологии, управленческой психологии, посвященных трудовой мотивации и материальному стимулированию. Правда, еще В. М. Бехтерев в своей работе «Коллективная рефлексология» подтвердил важность отношения к деньгам, ...
Потребности людей в деньгах
4
2
2
3.4
Деньги в семье
4
2
2
3.5
Как и где хранят деньги
4
2
2
3.6
Деньги в разных странах
4
2
2
3.7
Акции и другие ценные бумаги
4
2
2
3.8
Фондовая биржа
2
1
1
3.9
Банк или домашний сейф
2
1
1
3.10
Что такое кредит?
3
2
1
Раздел 4.
Хозяин и хозяйство
23
9
14
4.1
Собственность
4
2
2
4.2
Частная собственность
4
2
2
4.3
Государственная собственность
4
2
2
4.4
Дом, домашнее хозяйство
3
1
2
4.5
Усадьба, приусадебное хозяйство
3
1
2
4.6
Фермерское хозяйство
3
1
2
4.7
Путешествие на необитаемый остров
2
2
Раздел 5.
Доходы и расходы
23
11
12
5.1
Доходы семьи
3
1
2
5.2
Твой вклад в доходы семьи
3
1
2
5.3
Доходы предприятий и государства
2
1
1
5.4
Расходы семьи
3
1
2
5.5
Расходы предприятий и государства
3
2
1
5.6
Бюджет
3
2
1
5.7
Что значит экономить
3
2
1
5.8
Как важно вести учет доходов и расходов
3
1
2
Раздел 6.
Покупатель и продавец
25
8
17
6.1
Покупатель
2
1
1
6.2
Продавец
2
1
1
6.3
Товар, услуги и цена
2
1
1
6.4
Где покупают товары
3
1
2
6.5
Почему цены разные
2
1
1
6.6
Оптом и в розницу
2
1
1
6.7
Товарная биржа
3
1
2
6.8
Конкуренция
3
1
2
6.9
Мы идем за покупками
2
2
6.10
«Магазин» (игра)
2
2
6.11
Итоговое занятие «Экономический калейдоскоп»
2
2
ИТОГО
144
68
76
3 год обучения
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе
теория
практика
Введение
2
2
Раздел 1.
Труд
21
13
8
1.1
Почему все должны учиться?
2
2
1.2
Труд в семье
3
2
1
1.3
История и философия науки» : «Понятие собственности в философии и науке
... философии хозяйства представляет категория собственности. Современный исследователь проблем философии собственности Л.А. Тутов справедливо отмечает, что философское осмысление собственности ... философии собственности является Г. Гегель. В труде «Философия права» он четко определил связь понятия собственности со свободой: в собственности, ... расходы ... раздела или передела. В этом плане сущность собственности ...
Труд на производстве
3
2
1
1.4
Почему труд по-разному ценится?
4
2
2
1.5
Получка, зарплата. Плата за труд.
3
2
1
1.6
Кто, чем и за что?
2
1
1
1.7
Полезный и бесполезный труд.
2
1
1
1.8
Премия, стипендия, пенсия, пособие, милостыня
2
1
1
Раздел 2.
Цена и товар
24
10
14
2.1
Продукция. Товар. Услуга.
3
1
2
2.2
Где производятся товары?
2
1
1
2.3
Где производятся услуги?
2
1
1
2.4
Кто продает и покупает товар?
2
1
1
2.5
Обмен и торговля товаром
3
1
2
2.6
Оптом и в розницу
2
1
1
2.7
Поставка товара, бартерная сделка
3
1
2
2.8
Цена на товар. Игра «Куплю-продам»
3
1
2
2.9
Реклама.
4
2
2
Раздел 3.
Собственность
24
12
12
3.1
Что такое собственность?
4
2
2
3.2
Личная собственность. Семейная собственность
4
2
2
3.3
Государственная собственность. Общественная собственность.
4
2
2
3.4
Школьное имущество
4
2
2
3.5
Богатство. Источники богатства. Природные богатства, результаты трудовой деятельности
4
2
2
3.6
Богатство и культура
4
2
2
Раздел 4.
Домашнее хозяйство
22
10
12
4.1
Что такое домашнее хозяйство?
4
2
2
4.2
Обязанности членов семьи по ведению домашнего хозяйства
3
2
1
4.3
Твой вклад в домашнее хозяйство
3
1
2
4.4
Управление домашним хозяйством
3
1
2
4.5
Бюджет семьи
4
2
2
4.6
Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения исходя из бюджета семьи
3
1
2
4.7
Благосостояние семьи
2
1
1
Раздел 5.
Школьное хозяйство
24
11
13
5.1
Что такое школьное хозяйство?
3
2
1
5.2
Школьное здание, оборудование
3
2
1
5.3
Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, книг и другого имущества
4
2
2
5.4
Экономика школьной библиотеки
3
1
2
5.5
Школьная столовая: доходы и расходы
3
1
2
5.6
Стоимость коммунальных услуг
3
1
Рынок труда и социальная политика государства
... занятости населения: активная трансформация форм собственности, формирование взаимосвязи между рынком труда и рынком капитала. В связи с этим особое значение приобретает изучение моделей формирования и функционирования рынка труда в переходной экономике. Актуальность ...
2
5.7
Твой вклад в школьную экономику
3
1
2
5.8
Бережливость и экономность
2
1
1
Раздел 6.
Экскурс в историю
13
8
5
6.1
Детство наших родителей
4
2
2
6.2
Экономические катаклизмы
6
4
2
6.3
Инфляция
3
2
1
Раздел 7.
История купечества
12
7
5
7.1
Знаменитые купцы
6
4
2
7.2
Купцы РБ
2
1
1
7.3
Купцы в русском народном творчестве
2
1
1
7.4
Купцы, работодатели, работники
2
1
1
7.5
Итоговое занятие
2
2
ИТОГО
144
73
71
4 год обучения
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе
теория
практика
Введение
2
2
Раздел 1.
Труд
59
35
24
1.1
Твой родной край, его достопримечательности, обычаи и традиции
4
2
2
1.2
Особенности местного хозяйства твоего края
2
2
1.3
Местное хозяйство твоего края
3
2
1
1.4
Природные ресурсы твоей местности
3
2
1
1.5
Трудовые ресурсы твоей местности
3
2
1
1.6
Экономические ресурсы твоей местности
3
2
1
1.7
Местная промышленность твоего края, ее основная продукция
3
2
1
1.8
Местная сфера услуг
3
2
1
1.9
Что такое «базар»?
2
1
1
1.10
Все работы хороши
4
2
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/ekonomicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov/
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/ekonomicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov/
1. Афонина, T.M. Педагогика / Т.М. Афонина. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 512 с.
2. Ахметшина, Г.К. Формы и методы экономического воспитания / Г.К. Ахметшина. — Казань, 2009. — 355 с.
3. Александрова, М. А. Игровые сценарии обучения по предметам естественно-научного цикла [Электронный ресурс] : методическое пособие / М. А. Александрова. — 2-е изд. (эл.).
— М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 222 с.
4. Голуб, Л.А. Экономическое воспитание дошкольников / Л.А. Голуб. — М.: Просвещение, 2011. – 209 с.
5. Денищева, Л. О. Теория и методика обучения экономике в школе [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. О. Денищева, А. Е. Захарова, М. Н. Кочагина и др. ; под общей редакцией Л. О. Денищевой. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 247 с.
6. Досуговая педагогика: Учебное пособие / И.Ю. Исаева; Российская академия образования (РАО).
— М.: Флинта: МПСИ, 2010. — 200 с.
7. Жилич, Н.А. Экономим вместе! / Н.А. Жилич // Пачатковая школа. – 2011. — №8. – С. 57-61.
Воспитание нравственных качеств у младших школьников средствами ...
... деятельность на формирование нравсвенного воспитания. Цель работы :выяление наиболее эффективных средств народной педагогики, направленныых на формирование нравственных качеств у младших школьников. Задачи: 1.Изучить и проанализировать источники по теме исследования; 2.Определить ...
8. Кларина, Л.М. Уроки гнома Эконома и феи Экологии / Л.М. Кларина. — М.: Вита-Пресс, 2010. — 287 с.
9. Лихачев, Б. Рыночные отношения и воспитание школьников // Воспитание школьников — 2009. — №5, с. 5 — 6.
10. Максакова, В. И. Экономическая культура личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. М., 2012, с. 99 — 104.
11. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 448 с.
12. Рецепты бережливости / Н.Р. Мавлютова, М.С. Сычевская, Е.И. Сорокина. – Мозырь: Содействие, 2009. – 112 с.
13. Розов, В. К. и др. Методика экономического воспитания школьников. М., 2005.
14. Сасова, И. А. Вопросы повышения уровня экономического образования и воспитания школьников. М., 2010, с. 69 — 76.
15. Семенихин, В. А. Экономическое образование и воспитание в школе. М., 2009, с. 86 — 89.
16. Сергеева, Т. Е. Педагогические основы экономического воспитания младших школьников. М., 2011.
17. Середа, В. С. Экономическое воспитание школьников// Педагогика.- 2009. — № 32, с. 103 — 112.
18. Столяренко, А. М. Общая педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А. М. Столяренко. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 479 с.
19. Умножить — значит умно жить! / И.В. Евтеева. — М.: НИЦ Инфра-М, 2012. — 72 с.
20. Фенько, А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации / А.Б. Фенько // Вопросы психологии. — 2010. — № 2.- С. 94-102.