«Педагогическая диагностика в начальных классов»

Огромную роль в работе учителя начальных классов играет диагностика. В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Последнее лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Тогда, как диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет направления развития, динамику дидактического процесса.

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач по оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также усовершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия. Педагогическая диагностика, проводимая учителем в начальной школе, ориентирована, прежде всего на интеллектуальную и личностную готовность ребёнка к обучению.

Актуальность: каким образом применение различных методов диагностики будет способствовать изучению уровня развития школьников.

Объект: педагогическая диагностика.

Предмет: особенности проведения педагогической диагностики в начальной школе.

Цель: выяснить, какова роль изучения педагогической диагностики школьников в контексте учебного процесса.

Задачи:

  • рассмотреть сущность основных понятий по исследуемой теме;

  • выявить основные виды диагностики в начальной школе;

  • показать методы и приемы, используемые при диагностике;

  • проанализировать полученный результат и сделать выводы.

Методы: теоретический и описательный метод (анализ общепедагогической, методический литературы, анализ учебников и пособий).

Диагностика — способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования.

Педагогическая диагностика — это сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическая система взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника.

Сущность педагогической диагностики — изучение результативности учебно

  • воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности, при каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно – воспитательный процесс, каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся – самопознанию.

13 стр., 6294 слов

Диагностика в социально-педагогическом процессе современной школы

... а также соуправление педагогическим процессом. 2. Критерии эффективности и качества социально-педагогического взаимодействия в процессе диагностики диагностика социальный педагогический школа Общие требования к диагностическим ... и результатах учеб питательного процесса для своевременной его корректировки важнейшая задача педагогической диагностики. Прогностическая функция позволяет выявить ...

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

Содержание педагогической диагностики:

  • Результаты обучения, воспитания и развития ребёнка на каждый год обучения в соответствии с программой.

  • Соответствие теоретических знаний и практических умений требованиям технологии конкретной деятельности.

  • Владение необходимыми технологическими навыками. Условия для эффективного развития личности ребенка.

  • Удовлетворенность детей образовательной деятельностью.

Педагогическая диагностика играет огромную роль в образовательном процессе. В целом она направлена на правильный выбор и выстраивание образовательного маршрута ребенка. Для ребенка она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный маршрут. Для педагога она направлена на выявление затруднений воспитанников как в предметной области, так в личностном плане с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений.

Педагогическая диагностика значима в отслеживании результатов реализации образовательной программы. Особенная ценность педагогической диагностики заключается в том, что она позволяет объективно оценивать и сравнивать текущие и итоговые результаты, невзирая на специфику образовательных программ. Уникальность педагогической диагностики состоит в том, что она направлена не только на изучение изменений в личности ребенка, но и на поиск условий, благоприятных для становления его личности. Диагностика должна охватывать прошлый опыт, настоящий и перспективы. Очень важно правильно оценить возможности ребенка, правильно ориентировать его, определить роль ребенка как полноправного субъекта образовательного процесса. Исходя из этого, можно определить цели, задачи и функции педагогической диагностики.

Главная цель педагогической диагностики – обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка.

Основные задачи диагностики в начальной школе:

  1. Определить уровни развития ребёнка.

    23 стр., 11403 слов

    Ранняя диагностика детей с проблемами в развитии

    ... развития психокоррекционную работу с выявленными нарушениями развития. Глава 1. Теоретические основы организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии 1.1 Первичное выявление детей с отклонениями в развитии с использованием педагогического наблюдения В связи с ...

  2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.

  3. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

  1. Проанализировать полученные факты.

  1. Установить причины изменений.

  1. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Основными принципами педагогической диагностики являются:

  • Принцип систематичности. Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся класса, группы, творческого объединения на протяжении всего срока обучения по программе; диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса – от начального восприятия знаний до их практического применения.

  • Принцип объективности. Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностического инструментария (заданий, вопросов и т.д), дружеском отношении педагога ко всем обучающимся.

  • Принцип наглядности. Принцип означает, что диагностирование проводится для всех обучающихся открыто по одним и тем же критериям. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ.

  • Принцип оптимальности (в выборе метода, объема и т.д.) – например,диагностирование познавательных способностей детей считается целесообразным анализировать всего 5-6 умений.

  • Принцип системности, комплексности методик. При диагностировании каждой конкретной способности необходимо видеть систему, например, диагностируя наблюдательность можно говорить о памяти, внимании, гибкости

мышления, особенностях восприятия и, конечно же, об особенностях речи и т.п..

  • Принцип учета и преемственности между возрастами – получаемая в итоге диагностирования информация, может быть использована при планировании и организации воспитательной работы с детьми как в разновозрастных, так и в однородных по возрасту группах.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, которая заключается в том чтобы: а) выявить относительный уровень развития ребёнка; б) выявить уровень состояния педагогического взаимодействия; в) определить основные параметры будущей характеристики ученика; прогнозирующую, которая: а) способствует выявлению потенциальных возможностей развития учащихся; б) определяет прогноз организации взаимодействия с учеником; оценочную, которая заключается в том чтобы: а) иметь представление о результативности педагогического взаимодействия; б) определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств и развивающая, которая направлена на: а) использование диагностических методик для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития; б) создание условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

3 стр., 1494 слов

Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса

... ориентацией на учащихся, группу школьников и каждого в отдельности. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза В творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи. Прежде ...

Данные функции нужны для того, чтобы выявить интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка.

Педагогическая диагностика связана с основными этапами управления развитием ученического коллектива и личности школьника. В соответствии с этим определены три вида диагностики: начальная, текущая и обобщающая (итоговая).

Начальная педагогическая диагностика (диагностика при постановке конкретных задач, в начале какого-то вида деятельности, в начальной стадии

работы с детьми).

Начальная диагностика связана с планированием и управлением учебным процессом. Выявилось три основных варианта начальной диагностики: первый – когда коллектив сформирован впервые и педагог тоже незнаком – это используется для всестороннего изучения учеников. Второй – когда коллектив не новый, а педагог впервые начинает работу с ним — педагог изучает не только учеников, но и сам коллектив как сложную динамическую систему. Третий – когда коллектив и педагог уже работали вместе и это предоставляет возможность педагогу провести выборочную диагностику коллектива и личности.

Текущая педагогическая диагностика (отслеживания хода педагогического процесса на разных его этапах).

Текущая диагностика проводится в процессе изучения темы с целью проверки усвоения учащимися отдельных элементов учебной программы, способствует своевременному и качественному выполнению учебных заданий школьниками изо дня в день, а учителям дает возможность сразу видеть результаты своих усилий и вовремя корректировать работу. Основная функция этого вида диагностики – обучающая, стимулирующая, она выполняет роль постоянного стимула активности и интереса учащихся к знаниям. Обобщающая педагогическая диагностика (диагностика, при подведении итогов определенного периода жизнедеятельности коллектива или личности, при анализе реализации конкретной задачи и прочее).

Обобщающая диагностика проводится после изучения курса или определенного этапа обучения (четверти, полугодия, учебного года).

Целью диагностирования является определение уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью. С выше указанных видов педагогической диагностики,

можно выделить основные методы их проведения:

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её

разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.

Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.

5 стр., 2424 слов

Общие основы по педагогике, : «Психолого-педагогическое ...

... и подростков путём создания определённых социально-психологических условий с обязательным психолого-педагогическим сопровождением учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение - ... одновременно проводится текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится текущая психологическая диагностика для определения причин ...

Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:

  • педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;

  • педагог обладает такими качествами. Как тактичность, коммуникабельность;

  • педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Срезовый контроль — способ деятельности педагога и учащихся, в ходе которых выявляются усвоения учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.

Моделирование – это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Это процесс создания моделей и действия с ними, позволяющие исследовать отдельные, интересующие нас качества, стороны, свойства объекта или прототипа.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Диагностика включает контроль, проверку, оценивание (оценка), накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дидактического процесса.

Для успешного проведения педагогической диагностики необходимо учитывать некоторые ее особенности. Прежде всего, это: основные принципы, уровни, этапы, технологии и методы педагогической диагностики. При проведении педагогической диагностики можно выделить следующие уровни:

  • уровень – компонентная диагностика. Выделяя в объекте отдельные компоненты и получая характеристику некоторых из них, мы осуществляем компонентную диагностику. Она считается исходным уровнем педагогической диагностики и дает малодостоверный прогноз, обладает низкой практической отдачей;

  • уровень – структурная диагностика. На данном уровне диагностики определяется структура процесса, переход к установлению связей между компонентами, выявляются разные степени зависимости между отдельными компонентами педагогического процесса. Появляется возможность выдвигать

    3 стр., 1461 слов

    Требования к организации педагогического процесса в ДОУ

    ... что дети не могут самостоятельно увидеть результат. Для них важен не материальный, а моральный результат деятельности, выраженный в положительной оценке взрослого. 2. Специфика образовательного процесса в ДОУ. Понятие «педагогический процесс» употребляется в ...

гипотезы, выявляющие разные степени зависимости между отдельными компонентами образовательного процесса. Результаты такой диагностики ближе к практическому применению;

  • уровень – системная диагностика. Она позволяет определить функции отдельных сторон педагогического процесса как целостного системного явления, а также развитие этого процесса. Этот уровень диагностики наиболее завершенный. На данном уровне устанавливается полная картина связей между отдельными компонентами, ставится задача выявления взаимосвязей, она позволяет объективно прослеживать, как разворачивается цепочка педагогических ситуаций от принятия цели к достижению конечного результата.

Выбор уровня зависит оттого, какой результат хочет получить педагог.

Разные задачи предполагают и разные уровни педагогической диагностики.

При подготовке к проведению диагностирования, нужно учесть следующие этапы:

  1. Определение объекта, целей и задач педагогической диагностики.

  2. Планирование предстоящего диагностирования.

  3. Выбор диагностических средств (критериев, уровней, методов).

  4. Сбор информации о диагностируемом объекте.

  5. Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации, анализ, систематизация.

  6. Прогнозирование перспектив дальнейшего развития объекта. Обоснование и оценка педагогического диагноза.

  7. Практическое использование результатов педагогической диагностики.

  8. Осуществление коррекции по управлению педагогическим процессом с целью преобразования объекта.

Своевременная оценка успешности овладения учебной деятельностью позволяет выявить трудности этого процесса, установить их причины и своевременно внести коррективы. Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка, может проследить за качественными изменениями, которые происходят в результате обучения.

Сравнение полученных результатов проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют обучающиеся известными им способами работы, как удерживают поставленную задачу, как владеют изученным материалом.

Выполнение заданий требует от обучающихся понимания смысла нестандартного задания, самостоятельного нахождения способа действия, умения самостоятельно отобрать необходимые способы действия, выполняя мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

10 стр., 4601 слов

Диагностика психического развития ребенка дошкольного возраста

... потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Целью настоящей курсовой работы является диагностика психического развития ребенка дошкольного возраста. Для ... исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью. 1.2 Интеллектуальное развитие личности в дошкольный период В дошкольном возрасте восприятие утрачивает ...

Задачей педагогической диагностики является определение того, на каком уровне –репродуктивном (ученик действует только по образцу, шаблону) или продуктивном (самостоятельно осуществляет поиск решения, применяет нестандартный способ действия) усвоены те или иные знания.

Педагогическая диагностика позволяет определить, как в процессе обучения идет формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, как умеет задавать вопросы самому себе в ходе выполнения задания, как проверяет, как понимает конкретный смысл выполненных действий. Сравнение полученных результатов диагностических работ помогает формировать у учащихся мотивацию к обучению, как главной составляющей личности успешного младшего школьника.

Проблема успешности обучения и воспитания младших школьников является основной проблемой начального образования. Реализуя новый стандарт,

каждый учитель выходит за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. В связи с этим изменилась контрольно-оценочная деятельность педагога: актуальными становятся новые методы и формы текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного контроля успешности обучения своих учеников.

Педагогическая диагностика позволяет выявить трудности процесса обучения, установить их причины и, как следствие, своевременно внести коррективы, что обеспечит достижение учащимися уровня подготовки, определенного новым стандартом. Сравнение полученных результатов диагностических работ помогает формировать у учащихся мотивацию к обучению, как главной составляющей личности успешного младшего школьника Имея в своих инструментариях педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. Педагог имеет возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в результате обучения, чего невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся. Это дает учителю основу возможности более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. Все это позволяет учащимся овладевать предметными знаниями и действиями.

Педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно — воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества (К. Ингекамп).

При этом под

педагогической диагностической деятельностью он предлагает понимать процесс, в ходе которого, соблюдая необходимые научные критерии, педагог наблюдает за обучаемыми и проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем. Выделяется несколько подходов к определению этапности диагностирования.

10 стр., 4932 слов

Влияние семьи на успешность обучения школьников

... Процесс восприятия детей в семье. Гипотеза: Мы предполагаем, что у детей школьного возраста успешность обучения зависит от влияния семейного восприятия. Задачи исследования: 1. Анализировать литературных данных о влиянии семьи на успешность обучения ребенка в школе. 2. ...

Первый вариант был предложен М.И. Шиловой: процесс педагогической диагностики связан со сбором, хранением, переработкой информации и ее использованием для управления учебно-воспитательным процессом.

Согласно второму варианту (А.С. Белкин), на первом этапе осуществляется функция узнавания объекта по характерным признакам, т.е. происходит процесс первичного накопления информации (наблюдение, фиксация, запоминание всего того, что связано с жизнью и деятельностью обучаемых), а второй этап предполагает переработку информации, распознавание сущности изучаемого явления, соотнесение полученных данных с практической деятельностью.

Третий вариант построения структуры диагностирования (Л.Н. Давыдова) основан на втором и, учитывая стадии, выделенные в общей теории диагностирования, добавляет ряд специфических этапов: определение объекта, целей и задач педагогического диагностирования; выдвижение гипотезы и ее последующая проверка, планирование процесса предстоящего диагностирования; выбор средств диагностирования (критерии, уровни, методики); сбор информации об объекте (соотношение реального состояния объекта с нормативно- оптимальным); обработка полученной информации (анализ, систематизация и классификация); синтез компонентов диагностируемого объекта в некоторое новое единство на основе анализа достоверной информации; прогнозирование перспектив дальнейшего развития диагностируемого объекта, обоснование и оценка педагогического диагноза; практическое применение педагогического диагноза, осуществление коррекции по управлению педагогическим процессом с целью преобразования диагностируемого объекта.

В выделении этапов диагностирования автор четвертого варианта (Т.В. Куприянчик) также основывается на определенных в общей теории диагностирования этапах и добавляет новые, характерные именно для педагогической диагностики: выявление внутренних и внешних условий, которые обусловливают тот или иной уровень развития личности; определение зоны ближайшего развития; обдумывание необходимых педагогических мер по дальнейшему развитию и формированию личности.

Каждая диагностика включает разные формы задания: с выбором ответа, с кратким ответом, на классификацию, на установление соответствия.

Педагогическая диагностика проводится три раза в год: на 2 неделе сентября, в декабре-январе, в апреле.

Всю работу обучающиеся выполняют 45 минут. После, работы собираются и учитель, проверяя их, не делает никаких помет в самих работах, фиксирует результаты у себя. Затем работы дает детям, дав возможность найти ошибки или доделать невыполненные задания, тем самым ребенок может повысить баллы и улучшить свой результат. Опираясь на карту результатов, учитель планирует уроки так, чтобы ликвидировать те или иные недочеты.

Данные, которые учитель получает в начале года, послужат основой для выработки индивидуальной траектории развития каждого обучающегося, составления коррекционно — развивающей работы всего класса или группы обучающихся. В середине года увидит продвижение за полгода и выяснит, что нужно изменить в обучении каждого ребенка в последующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов. В конце года педагогическая диагностика дает возможность провести итог работы, увидеть успех каждого ребенка, установить, что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; каковы успехи в формировании учебной деятельности.

4 стр., 1569 слов

Значение диагностики математического развития детей дошкольного возраста

... данной теме. Цель настоящей работы – раскрыть роль диагностики в системе дошкольного образования. Задачами работы являются: 1. Значение диагностики математического развития детей дошкольного возраста Эффективность воспитательного ... детей, общем уровне знаний и специальной математической подготовке. По степени успешности выполнения задания можно выявить уровень математической готовности ребенка ...

Принципиальные позиции педагогической диагностики состоят в том, что:

  • сравнение идет только обучающегося с самим собой на разных этапах развития;

  • сравнение результата с образцом: с обязательным выделением,подчеркиванием успехов;

  • рассмотрение ошибки с точки зрения ее познавательного значения и преходящего характера.

Педагогическая диагностика дает возможность оказать необходимую помощь каждому ученику. Анализируя работы, ошибки обучающихся, учитель может выявить трудности в усвоении способов работы, в формировании тех или иных учебных действий, недостатки самоконтроля и т.д. и вовремя это исправить!

В образовательном процессе используется большое количество различных диагностических методик. К ним можно отнести:

      1. Методики диагностики изменения личности ребенка:

«Карта интересов» (для детей 6–11 лет).

Воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

Тест «Мотивационная готовность» А.Л.Венгера. Методика предназначена для выявления мотивационной готовности к школьному обучению детей старшей подготовительной группы или учеников первого класса.

«Беседа о школе» (Методика Нежновой Т.А.) Данная методика позволяет исследовать внутреннюю позицию школьника и выявить характера ориентации на школьно — учебную деятельность.

«Карта оценки результативности реализации программы». Данная методика предполагает определение педагогом уровня освоения учащимися образовательной программы на основе заполнения информационной карты. —

«Дневник педагогических наблюдений». Данный дневник предназначен для

работы учителей или ассистентов. С его помощью педагог сможет прослеживать развитие детей по определённому предмету, используя методы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения, а также психологические методы для своевременной коррекции мыслительного процесса учащихся.

Методика «Пословицы». Данная методика направлена на определения уровня нравственной воспитанности учащихся и выяснения особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Методика «Закончи предложение». Методика предназначена для оценки уровня развития вербального интеллекта у детей. В задачу ребенка входит закончить начатое учителем предложение. Все предложения построены таким образом, что их можно закончить лишь определенным словом.

      1. Методики диагностики изменений системы отношений: Методика «Дневник педагогических наблюдений»

Методика «Тест Люшера». Данный тест основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Методике Рене Жиля. Цель теста — исследование социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка. Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке.

Тест Фидлера. Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. Методика интересна тем, что допускает анонимное

обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

Тест Кетелла. Опросник Кеттела является многомерной методикой,оценивающей свойства нормальной личности, описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем. Основой теста Кеттела служит «теория личностных черт». Согласно этой теории, личность описывается, как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение.

Методика «Секрет» (Т. А. Репина).

Цель методики – выявлять систему существующих между детьми избирательных предпочтений.

Тест «Два домика». Цель методики – определить круг значимого общения ребенка. Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

Социометрия. Это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах. Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и меж групповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп.

Успешность школьников в процессе обучения является одной из актуальных проблем современной педагогической науки. В связи с этим важное значение приобретает измерение успешности школьников, выявление взаимосвязей между отдельными показателями такой успешности. На мой взгляд, под успешностью школьников в процессе обучения следует понимать положительный образовательный результат обучаемого, подкрепленный

позитивно-адекватной самооценкой, сопровождаемый позитивным эмоциональным состоянием и положительным отношением окружения учащегося к его результату.

В соответствии с такой интерпретацией успешности школьников, я выделила структурные компоненты таковой успешности: когнитивно деятельностный, волевой и социальный. Содержание когнитивно деятельностного компонента – теоретические знания по базовым предметам школьного курса, умение применять знания на практике, универсальные учебные действия; содержание социального компонента – оценка ближайшим окружением и самооценка школьником достигнутых в процессе обучения результатов; содержание волевого компонента – мотивация школьника, стремление к достижению успеха. Каждому компоненту подобраны адекватные показатели и методики их диагностики (таб. 1).

В педагогике предпринимались попытки выявления взаимосвязей между отдельными показателями успешности школьников. Ряд исследователей рассматривает проблемы успешности учащихся начальной школы. Так, Т.Н. Тихомирова, доказывает взаимосвязь показателей общего интеллекта и успешности в обучении, при этом отмечает, что интеллектуальные способности в младшем возрасте обнаруживают взаимосвязь с более поздними достижениями в обучении. С.А. Коногорская отмечает взаимосвязь между пространственным мышлением и успешностью обучения.

В работе Н.И. Баньковской доказывается «прямо пропорциональную взаимосвязь успешности учебной деятельности младших школьников с достижением и удовлетворенностью достижения, стремлением к познанию и удовлетворенностью познания, положительным отношением к учению, восприятием своей жизни как интересной, эмоционально на сытностью. Т.А. Парфенова пришла к выводу о том, что у младших школьников с высоким уровнем проявления тревожности наблюдается преимущественно низкий уровень успешности учебной деятельности, у испытуемых, обладающих средним уровнем

тревожности преобладают низкий и средний уровень успешности, высокий уровень успешности демонстрируют учащиеся с низкой тревожностью.

Таб. 1 Диагностика успешности школьников

Компоненты успешности

школьников.

Методы изучения

Показатели успешности

Когнитивно деятельностный

Анализ текущей и

итоговой успеваемости, портфолио школьников.

Результаты

успеваемости, участия в олимпиадах, конкурсах.

Волевой

Опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фешенко, Тест- опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана (Приложение1)

Уровень самоконтроля, целеустремленности, решительность, дисциплинированность.

Социальный

Социометрия анкета

«Кого бы ты …» , «Беседа о школе»(Т.А. Нежнова), Методика Рене Жиля (Детский вариант).

(Приложение 2)

Уровень самооценки, положение школьника в коллективе, отношения

школьника.

В разработанной мной диагностики я предполагаю, что показатели успешности тесно связаны друг с другом, особенно важное значение для ощущения успешности в начальных классах играют волевые показатели, социометрический статус школьника, и признание достижений ребенка в коллективе, также значимы отношения в семье, в первую очередь интеллектуально-культурная ориентация и ориентация на достижения.

Я думаю, что для формирования успешности младших школьников, важную роль играет семья школьника, как показатели отношений между членами семьи,

так и показатели личностного роста (в большей степени интеллектуально- культурная ориентация).

В этом возрасте школьники оценивают свои успехи достаточно высоко, для них нехарактерна заниженная самооценка. На основании выше сказанного, я считаю, что необходимо включать в работу родителей, включать их в школьную деятельность, вести разъяснительные работы.

В младших классах важно поддерживать самооценку школьников, не допускать сравнения, обидных оценок, стараться поддерживать, используя ситуации успеха в процессе обучения.

Диагностика в работе классного руководителя, комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом, является частью сравнительно нового направления — педагогической диагностики. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики.

На основе проведенного анализа научной литературы педагогической деятельности, диагностика определяется как особый вид педагогической деятельности, выступающий начальным этапом прогнозирования профессиональной деятельности по управлению педагогическим процессом. При этом педагогическая диагностика, являясь самостоятельным компонентом педагогической деятельности, присутствует на всех ее уровнях: целеполагании, оценки, выбора технологий, конструировании содержания и т.д.

Таким образом можно сделать вывод о том, что педагогическая диагностика является специфической разновидностью диагностики так как: имеет специфический объект диагностирования и своеобразный подход к его исследованию; является самостоятельным компонентом педагогической деятельности, присутствующим на всех ее этапах; характеризуется наличием функций и принципов, отличных от других видов диагностики; имеет особенную структуру и ряд специфических этапов.

На основании разработанной мной диагностики успешности школьников, я сделала вывод о том, что все показатели взаимосвязаны друг с другом, так как и волевые качества, и положение школьника в коллективе, и отношение в семье к учению играют значимую роль в достижении успеха ребенка.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/diagnostika-vospitatelnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole/

а) Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. — М.: ПСТГУ, 2012 г. — 262 c. б) Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — M.: Логос, 2012 г. 362 с.

в) Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика): Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000 г.

г) Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для вузов.

– М. : Академия, 2006 г. – 285 с.

д) Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность. М.: Роспедагентство, 2013 г. 524 с.

е) Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2002 г. – 272 с.

ё) Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г. – 400 с.

ж) Горбылева А.Я. педагогическая диагностика // Диагностика результатов образовательного процесса четырехлетней начальной школе: общие подходы. М.: 2006 г. -№4.

з) Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000 г. – Кн. 1: Процесс обучения. – 576 с.; Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

и) М. П. Нечаев, И. Э. Смирнова «Диагностические методики классного руководителя» Издательство «Перспектива» 2008 г.

й) Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2012 г. 382 с.

к) Вергелес Г. И., Матвеева Л. А., Раев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться. – СПб., 2000 г.

л) Солдатов Д.В. Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе

(учебно-методическое пособие) / Под ред. В.Г. Колесникова. Обнинск, 2001 г.

м) О.Б. Логинова. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. М.: Просвещение, 2009 г.

н) Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М., 2001 г.

о) Соломина В.П. Мониторинг качества образования: методическое пособие/ под общ.ред. — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008 г.

п) Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. —

М.: АРКТИ, 2012 г. — С. 32

р) Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.-

M.: Просвещение, 2013 г. 369 с

с) Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. М.: Просвещение, 2009г.

т) Забрамная С.Д. Боровик О.В. Практический материал для психолого- педагогического обследования детей. М., 2002 г.

Приложение 1

Цель: выявить уровень самооценки терпеливости учащихся.

Инструкция. Для работы с этой методикой (для регистрации результатов) Вам понадобятся чистый листок бумаги и ручка. На листке бумаги проставьте номера вопросов от 1 до 18. Ответьте, согласны ли вы с предложенными утверждениями. Если согласны, то на листке рядом с номером вопроса поставьте знак «+», если не согласны – знак «–». Текст опросника

  • Если я устаю при выполнении трудной работы, то сразу ее бросаю.

  • У меня не хватает терпения дочитать до конца скучный рассказ.

  • Я очень не люблю стоять в длинных очередях и часто ухожу из них, не достояв до конца.

  • Я могу долго терпеть боль, например, когда болит зуб.

  • Обычно я могу долго переносить жажду.

  • Я бы не выдержал длительной голодовки, например, чтобы похудеть,вылечиться от болезни.

  • Когда на уроке физкультуры я устаю, то быстро перестаю выполнять упражнения.

  • Я редко бросаю скучную работу, не доведя ее до конца.

  • Обычно мне трудно заставить себя работать «через не могу».

  • Я не бросаю работу на половине пути, несмотря на усталость.

  • Мне нравится такая физическая работа, в которой я должен пересилить себя,чтобы выполнить задание.

  • Я с уверенностью могу сказать, что я терпеливый.

  • Несмотря на усталость, я стараюсь изо всех сил поддержать при беге высокий темп.

  • Меня раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже когда я не тороплюсь.

  • Я нетерпелив к боли.

  • Я не хочу считать себя слабовольным, поэтому каждый раз стараюсь довести работу до конца.

Обработка и интерпретация результатов.

За все ответы «Да» (знак «+») по позициям: 4, 5, 8, 10, 11 12, 13, 16, и все ответы

«Нет» (знак «–») по позициям: 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, начисляется по одному баллу. Затем подсчитывается общая сумма (все ответы вместе) баллов.

Если учащийся набрал:

До 6 баллов включительно – К своим обязанностям относится «спустя рукава», делает лишь то, что легче и интереснее.

7–11 баллов – то показатель терпимости и самооценки на среднем уровне. Если поручить что – то, выполнит, а по своей инициативе лишние обязанности на себя не берете. Не всегда тверд и упорен в достижении цели. И четких целей пока нет.

12 баллов и больше – то показатель терпеливости и самооценки на высоком уровне. На них можно положиться, всегда доведут дело до конца.

Эйдмана.

Тест-опросник позволяет определить уровень развития волевой саморегуляции. Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

Инструкция испытуемому. Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–).

Опросник

  • Если что-то не получается, у меня нередко появляется желание бросить это дело

  • Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией — Мне нетрудно сдержать вспышку гнева

  • Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

  • Меня трудно отвлечь от начатой работы.

  • Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

  • Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить. — Я всегда «гну» свою линию.

  • Если надо, я могу не спать ночь напролет и весь следующий день быть в«хорошей форме».

  • Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.

  • Я считаю себя терпеливым человеком.

  • Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее

зрелище.

  • Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

  • Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.

  • При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.

  • Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы тони стало сделать к определенному сроку.

  • Считаю себя решительным человеком.

  • С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.

  • Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

  • Испортить мне настроение не так-то просто.

  • Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никакне могу от него отделаться.

  • Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

  • Переспорить меня трудно.

  • Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.

  • Меня легко отвлечь от дел.

  • Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

  • Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

  • Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.

  • Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов. — Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери

уходящего транспорта или лифта.

Обработка результатов и интерпретация

Определяется величина индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).

Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале

«настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13 Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.

Общая шкала: 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+,

21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-

«Настойчивость»: 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-,

27+

«Самообладание»: 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-

В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.

Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы

«В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» – 8, для шкалы «С» – 6.

Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность

в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально- позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения.

Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от

страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму.

На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.

Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции.

Приложение 2

Социометрия — представляет собой тесты социальной психологии, направленные на установление специфики взаимоотношений членов коллектива (класса).

Основу методики положил Дж. Морено, которому принадлежит идея о зависимости благополучия конкретной личности от неформальных отношений в ее ближайшем окружении. Сейчас методика, применяемая как в отношении взрослых, так и в отношении детей, сводится к тому, чтобы путем анализа места конкретного человека в группе помочь ему в решении проблем. Применяется для диагностики межличностных и меж групповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Цель: Изучение ученического коллектива (первичная стратификация по социометрическому статусу, динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений).

Для учеников выбрана анкета.

Анкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно. Детям даётся инструкция: « Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение».

На бланке анкеты напечатаны вопросы (критерии) и определено место для ответов. Для учеников начальной школы лучше использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором, или же таблицу с готовым списком обучающихся. Важна для младших школьников и формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора — ценной для ребёнка.

Анкета для мониторинга.

Фамилия и имя ученика

Вопрос 1: С кем ты хотел бы сидеть за одной партой? Ответ:

Выбор 1. Выбор 2.

Вопрос 2: С кем ты не хотел бы сидеть за одной партой? Ответ:

Выбор 1. Выбор 2.

Вопрос 3: С кем бы ты хотел делать домашние задания? Ответ:

Выбор 1. Выбор 2.

Вопрос 4: Кого ты хочешь пригласить на свой день рождения? Ответ:

Выбор 1. Выбор 2.

Вопрос 5: Кого ты не хочешь пригласить на свой день рождения? Ответ:

Выбор 1.

Выбор 2.

Вопрос 6: Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой?

Ответ:

Выбор 1. Выбор 2.

Вопрос 7: Если бы ты переходил в другую школу, кого бы не позвал с собой? Ответ:

Выбор 1. Выбор 2.

Вопрос 8: Кого бы ты попросил о помощи в трудной ситуации? Ответ:

Выбор 1. Выбор 2.

Вопрос 9: Кого бы ты не попросил о помощи в трудной ситуации? Ответ:

Выбор 1.

Выбор 2.

Обработка данных.

По количеству полученных со стороны сверстников выборов детей класса можно подразделить на четыре группы.

Группа 1 – социометрические «звёзды», лидеры, выделяемые в двух сферах.

Выраженная направленность на общение, умение устанавливать тёплые, доверительные отношения со сверстниками.

Такие дети интересны окружающим, они умеют насытить атмосферу яркими событиями и впечатлениями, надёжны в отношениях, ответственны, готовы прийти на помощь.

Группа 2 – «популярные» — имеющие достаточно широкое признание (более 3-4х выборов) со стороны одноклассников.

Группа 3 – «принимаемые» — дети, имеющие опору в классе хотя бы в лице 1-2х человек, что создаёт достаточные условия для положительной динамики их социального статуса.

Группа 4 – «робинзоны» — дети, оказавшиеся за кругом предпочтений со стороны одноклассников по одной из двух означенных сфер (или по двум).

Такой статус может быть следствием одной из двух причин: 1 – ребёнок имеет референтную (значимую для него) группу, поддерживающую его нормальное развитие и социализацию за рамками класса (семья и родственники, друзья, секция, студия и т.д.), 2 – ребёнок имеет личностные особенности, «пробелы» в социализации, объективно не позволяющие ему получить признание сверстников.

Наличие в классе более 4х «робинзонов» может свидетельствовать о низкой стадии развития коллектива, тяжело протекающей внутригрупповой динамике.

Рекомендации к работе классного руководителя.

Не афишировать результаты социометрии ни среди детей, ни среди их родителей. Особенно осторожно обращаться с информацией о «непринятых» детях – «робинзонах».

В работе по организации внеклассных дел опираться на учащихся социометрических лидеров – формальных и неформальных, чьи имена можно озвучить и среди детей, и среди родителей. Учесть особенности взаимовыборов среди учащихся при формировании групп, что позволяет повысить социальную мотивацию учения.

Проследить учебные успехи «интеллектуальных» лидеров, рассмотреть

возможность их сотрудничества с учителями-предметниками в НОУ, олимпиадах и т. д.

Выяснить возможную причину социальной изоляции «робинзонов», при необходимости провести корректировку их статуса (использовать механизмы межличностного влечения – сходство и комплементарность, физическая привлекательность, компетентность, взаимное вознаграждение, пространственная близость).

Для оценки эффективности работы по формированию школьного коллектива провести повторную диагностику в конце года. Отследить динамику развития взаимоотношений, переходя от решения социальных проблем к решению проблем личностного роста и успешной социализации каждого учащегося.

Цель: выявить один из трёх типов ориентации в отношении школы и учения.

Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребёнка внутренней позиции школьника. Возможные варианты ответов и их оценка

А — Ориентация на содержание учебной деятельности… 2 балла

Б — Ориентация на внешние атрибуты… 1 балл

В — Ориентация на внешкольные виды деятельности… 0 баллов

Тест

  1. Хочешь ли ты идти в школу? А — очень хочу

Б — так себе, не знаю В — не хочу

  1. Почему ты хочешь идти в школу?

А — интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

Б – интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель и т.д. В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала»

  1. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)?

А — освоение некоторых навыков чтения, письма, счёта: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.

Б – приобретение формы, школьных принадлежностей В – занятия, не относящиеся к школе

  1. Нравиться ли тебе в школе? Что тебе нравиться (не нравиться) больше всего? Предварительно у ребёнка спрашивают, был ли он в школе

А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребёнка Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса

В – уроки художественно – физкультурного цикла, знакомые и близкие ребёнку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе

  1. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А – занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал» Б — дошкольные занятия: рисование, конструирование

В — занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными

Интерпретация результатов

Результат 10 — 9 баллов говорит о школьно – учебной ориентации ребёнка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

8 – 5 баллов свидетельствуют о преимущественно интересе ребёнка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

4 – 0 баллов – ребёнок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Цель теста — исследование социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутри-семейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Описание теста. Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.

Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 14 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:

Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка

с другими людьми:

  • отношение к матери;

  • отношение к отцу;

  • отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);

  • отношение к братьям и сестрам;

  • отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;

  • отношение к другу (подруге);

  • отношение к учителю (воспитателю).

Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:

  • любознательность;

  • стремление к общению в больших группах детей;

  • стремление к доминированию, лидерству в группах детей;

  • конфликтность, агрессивность;

  • реакция на фрустрацию;

  • стремление к уединению Тестовый материал

  • Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

  • А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник). "Педагогическая диагностика в начальных классов"

  • Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

  • Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые

имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

  • Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

  • Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

  • Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

  • У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем- нибудь, то кто этот человек? Напиши.

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

  • Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

  • Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

  • Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

  • Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты. "Педагогическая диагностика в начальных классов"

  • С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя;старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов. 22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

  • Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

  • Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

  • Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

  • Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

  • Ты много помогаешь маме? Часто? Редко? Подчеркни один из ответов.

  • Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Тынаходишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

  • Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

  • Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

  • Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать;пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

  • Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь

плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

  • Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать;жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

  • Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

  • Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

  • Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

  • Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

  • Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой? "Педагогическая диагностика в начальных классов"

  • В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

"Педагогическая диагностика в начальных классов"

Обработка и интерпретация результатов теста Ключ к тесту

Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 – «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.

Название шкалы

Номера заданий

Количеств

o заданий

1-4, 8-15, 17-19,

Отношение к матери

27,

20

38, 40-42

1-5, 8-15, 17-19,

Отношение к отцу

37,

20

40-42

Отношение к матери и отцу вместе,

1, 3, 4, 6-8,

воспринимаемыми ребенком

как

17,

12

родительская чета («родители»)

40-42

Отношение к братьям и сестрам

2, 4-6, 8-13, 15-

18

19,

30, 40, 42

Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам

2, 4, 5, 7-13,

19,

30, 40, 41

16

Отношение к другу, подруге

4, 5, 8-13,

30,

34, 40

14

Отношение к учителю, воспитателю

5, 9, 11, 13, 17,

18,

26, 28-30, 32, 40

12

Любознательность

5, 26, 28, 29, 31,

32

6

Стремление к общению в больших группах

детей («общительность в группе детей»)

4, 8, 17, 20, 22-24,

40

8

Стремление к доминированию или

лидерству в группе детей

20-24, 39

6

Конфликтность, агрессивность

22-25, 33-35,

38

9

Реакция на фрустрацию

25, 33-38

7

Стремление к уединению, отгороженность

7-10, 14-19, 21,

22,

24, 30, 40-42

18