В раннем детском возрасте, когда у ребенка еще отсутствует необходимый опыт и навыки понимания собственных возможностей, в структуре его психики доминирует эмоциональная составляющая, что делает ведущими неосознаваемые мотивы достижения внимания, хорошего отношения, поддержки. С накоплением опыта трансформируется не только содержание притязаний, но меняется и их структура: растет значение интеллектуальной составляющей, которая дает возможность ребенку анализировать свои достижения и в соответствии с результатом ставить перед собой осознанные цели и притязания.
Маленький ребенок всегда испытывает важную для него потребность в эмоциональной поддержке — и в этом главная суть его ожиданий. Не имея навыков удовлетворения своих потребностей, он пробует и экспериментирует, ищет и выбирает такие способы, которые могли бы помочь ему добиться желаемого результата. В процессе поиска формируются как позитивные новообразования, так и негативные поведенческие проявления.
В ходе расширения сферы своего общения дети начинают испытывать разнообразное воздействие социальных факторов, которые предоставляют ему возможность приобретения навыков управления своими чувствами.
Противоречивые или неоправданно строгие требования, предъявляемые к ребенку со стороны взрослых, сильные эмоциональные переживания ребенка, вызванные недостаточным проявлением любви, внимания, уважения по отношению к нему, могут привести к формированию капризного поведения. Раздражительность и слезы, эгоизм и своеволие, крикливость и агрессия — все это характерные особенности поведения ребенка, которое в психологии определяется термином «детские капризы».
Актуальность работы заключается в том, что капризы — одна из основных форм негативных поведенческих проявлений ребенка в наиболее важные периоды его физического и психического развития. На основании результатов психологических исследований и практики можно констатировать факт, что капризное поведение относится к числу серьезных педагогических и психологических проблем, оказывающих значительное влияние на процесс воспитания и развития ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Вместе с тем в фундаментальных психологических исследованиях и педагогических трудах проблема детских капризов пока не получила исчерпывающего научного осмысления. Остаются открытыми многочисленные вопросы, которые связанны с определением понятия, обоснованием его структуры, характеристикой всех функций данной составляющей отклоняющегося поведения.
«Психологические особенности формирования двигательных навыков ...
... сознательного контроля за ним, сформированная обучением. Двигательный навык – выработанное вследствие тренировки движение, компоненты ... взаимодействия, граница между физиологическим и психологическим стирается. Эта граница подвижна. ... ребенок, научившийся плавать, отrалкивает руку взрослого, до тех пор поддерживавшую его. Последний, самый высокий - уровень Е. Это уровень интеллектуальных двигательных ...
Цель исследования является изучение детских капризов как психолого-педагогической проблемы.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- рассмотреть определение данного понятия в психологии и педагогике;
- изучить разработку проблему в теоретических исследованиях зарубежных и отечественных психологов;
- провести анализ состояния проблемы в педагогической науке.
Объект исследования — детские капризы в теоретических разработках и исследованиях психологии и педагогике.
Предмет исследования — детские капризы.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды ведущих зарубежных и отечественных педагогов и психологов Баенской Е. Р., Божович Л.И., Выготского Л. С., Дьяченко О. М., Лаврентьевой Т. В., Захаров А. И., Корнеевой Е. Н., Луговской А., Мясищева В.Н., Сеченова И. М., Сохиной Ф. А., Сухомлинского В.А., Хорсанд Д. В., Шевниной О., Ядэшко В. И., Адлера А., Биддалф С., Валлона А. и других, включавших проблему детских капризов в сферу своих теоретических разработок и исследований.
Предмет исследования, его цель и задачи определили логику и структуру работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, состоящего из 40 наименований. Объем работы — 28 страниц машинописного текста.
Капризы детей (англ. child caprices, лат. capra
В период раннего и дошкольного возраста типичное проявление капризного поведения детей сопровождается чаще всего плачем, громким криком, энергичным двигательным возбуждением и прочими аффективными симптомами. При этом Мещеряков и Зинченко отмечают, что «детские капризы могут иметь характер случайных или эпизодических проявлений. Обычно такие капризы возникают на фоне и в результате заболевания, усталости, перевозбуждения, перегрузки впечатлениями» (Большой психологический словарь, с. 217).
Нередко, однако, капризы детей превращают случайный поступок в привычный стиль поведения, используя который избалованный и капризный ребенок добивается полного исполнения своих желаний и даже прихотей. Исследователи отмечают, что основная причина возникновения капризного поведения детей — ошибки взрослых в организации отношений с ребенком.
Каприз может возникнуть как очевидная реакция на противоречивые или чрезмерно строгие требования, предъявляемые к ребенку со стороны родителей или взрослых. Случается, что в основе капризного поведения лежат сильные переживания, вызванные недостаточным проявлением любви, внимания, уважения по отношению к нему. Наблюдаются случаи, когда «капризы выступают как протест и представляют собой реакцию ребенка на эмоциональное потрясение или даже травму, таких как «отъезд родителей в длительную командировку, появление отчима или мачехи, младших братьев или сестер» (Там же, с. 218).
Каприз — это негативная реакция и средство привлечь к себе всеобщее внимание или внимание необходимого для ребенка человека. Капризное поведение обычно присуще детям с неустойчивой психикой и болезненным самолюбием, безынициативным, неспособным самоутвердиться каким-либо другим путем (Волков Б., Волкова Н. Детская психология: от рождения до школы, с.67).
Сущность и проблемы содержания детей в детских учреждениях
... на содержание ребенка в данном учреждении. Родители детей, у которых (по заключению медицинского учреждения) выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных детских учреждениях, полностью освобождаются от оплаты за содержание детей. ...
Капризы представляют собой демонстративные действия, лишенные четкого обоснования и видимой пользы, используются слабым ребенком, как определенная форма самозащиты (Беринг Н. Хочу — не хочу! Буду — не буду! Работа с детскими капризами, с.71).
Каприз выражается в особенном поведении ребенка, для которого характерно необоснованное противодействие взрослым, отказ следовать их советам, просьбам или требованиям, стремление непременно добиться исполнения своего желания. Внешними проявлениями типичных детских капризов обычно являются плач и чрезмерное возбуждение, принимающие в крайних случаях истеричные формы (Биддалф С. Секрет счастливых родителей, с. 24).
Истерика представляет собой нервное, возбужденное состояние, доходящее до утраты самообладания и самоконтроля, выражающееся в немотивированных болезненного рода поступках, в крайне резком изменении настроения (Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка, с.63).
Капризы детей — это эмоционально выражаемое стремление детей, чаще всего дошкольного или младшего школьного возраста, совершить что-либо вопреки предписаниям или советам взрослых. Каприз часто сопровождается слезами или криком. Условиями, способствующими возникновению капризов, обычно являются физическое переутомление детей, присущая им нестойкость нервной системы, чрезмерная эмоциональная возбудимость. Часто капризы провоцируют излишняя уступчивость взрослых, противоречивые или непонятные требования, необоснованно строгое воздействие. Капризы также «могут свидетельствовать о фрустрации потребностей ребенка в любви, внимании или об эмоциональной травме» (Психологический словарь, с.178).
Капризы — это лишенные разумных и понятных оснований действия детей, направленные, прежде всего на сопротивление требованиям, советам или пожеланиям старших и выражающие стремление ребенка добиться выполнения собственных желаний. Как правило, капризы имеют негативное эмоциональное выражение (крик или плач) и сопровождаются двигательным возбуждением (Словарь педагогических терминов, с.17).
У младенца капризное поведение, когда ребенок без видимых причин и очевидного повода плачет, плохо ест, не хочет засыпать, может быть вызвано несвоевременным, неполным или некачественным удовлетворением определенных его потребностей. Такие эмоциональные реакции ребенка выступают в качестве своеобразных сигналов окружающим о неблагополучии, поскольку другого способа сообщить о своих проблемах или потребностях малыш ещё не знает. Причиной плача может быть недомогание или обострение хронического заболевания. Родители не всегда адекватно оценивают и точно понимают состояние своего малыша и могут отнестись к его беспокойному поведению, как к капризу. Для предупреждения неправильного отношения родителям и, в особой степени, матери важно установить с ребенком прочный эмоциональный контакт, выработать у себя способность быстро и точно реагировать на все нужды малыша. Эта способность полноценно формируется тогда, когда родители уделяют ребенку максимум внимания с момента его появления на свет, и позволяет взрослым оптимально планировать и эффективно корректировать суточный режим младенца для полного и всестороннего удовлетворения детских потребностей. Если же ребенок только криком и слезами привлекает внимание родителей к своим проблемам, то такая вынужденная реакция может закрепиться и создать основу настоящих капризов (Там же, с.18).
Особенности терморегуляции у детей, подростков и взрослых
... часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий. Возрастные особенности терморегуляции у детей; 1.Теплообразование меньше, чем у взрослых 2.Колебания температуры тела. 3.Неадекватность реакций на изменение внешней температуры. Для ...
Капризному поведению у дошкольников и младших школьников в значительное мере способствует неустойчивая нервная система, для которой характерно преобладание возбуждения над торможением, присуща высокая эмоциональная возбудимость и чувствительность. При этих условиях «капризы нередко возникают как результат утомления, недомогания, перевозбуждения, избытка впечатлений и переживаний» (Там же, с.18).
Капризы могут иметь характер случайного и кратковременного действия, но при определенных условиях могут стать привычной формой поведения. Такое положение устанавливается тогда, когда ребенок подсознательно выбирает именно эту форму и способ добиваться своего желания или намерения. Капризы являются результатом неправильных взаимоотношений взрослых и ребенка. Обычно каприз отражает реакцию ребенка, который знает и понимает, что именно таким способом он сможет добиться исполнения своего намерения или желания, что окружающие уступят, даже если поначалу и последует отказ. Таким образом, основной способ предотвращения капризов — рациональная организация отношений в семье, предусматривающая достаточное, но не чрезмерное внимание к потребностям и желаниям ребенка. Непоследовательное поведение взрослых недопустимо: уступка после первоначального отказа формирует у ребенка привычку добиваться своего капризным поведением. Когда становится очевидным, что требования ребенка выходят за пределы разумных, оптимальная и правильная реакция родителей — спокойное игнорирование. Убедившись в непременной бесполезности каприза, ребенок вряд ли будет проявлять настойчивость в их повторении (Там же, с.19).
Достаточно часто капризы имеют откровенно демонстративный характер и выражают стремление ребенка привлечь внимание окружающих. Обычно это происходит при недостаточном удовлетворении насущных потребностей ребенка в любви, внимании, признании и поддержке. Наблюдается некоторое обострение и учащение капризов в период возрастных кризисов, что связано с ростом самосознания и стремления к самостоятельности. Ошибкой родителей в этот период будет недооценка возросших возможностей ребёнка и сохранение привычных форм и способов отношений. Эта ошибка может придать негативным эмоциональным реакциям затяжной характер. Конечно, определенные притязания ребенка могут быть объективно преувеличенными. В этом случае, если отсутствует непосредственная угрозой жизни и здоровью, эффективен так называемый «метод естественных последствий, когда ребёнку предоставляется возможность испытать результаты своих капризов» (Там же, с.19).
Каприз — это поведение детей, выражающееся в стремлении делать или сделать что-то вопреки установкам взрослых. Благоприятными условиями, которые способствуют возникновению капризов, являются неровное или физическое переутомление, слабость психической системы, высокая эмоциональная возбудимость (Краткий психологический словарь, с.127)
В основе каприза лежит конфликтное противоречие между требованиями, влечениями и желаниями ребенка и возможностями, существующими в реальности. Каприз отражает нежелание ребенка принять реальность и его отрицательное отношение к ней, что само по себе является следствием неудачного или еще не сформировавшегося приспособления к требованиям и установкам реальности.
Предупреждение капризов и упрямства у детей дошкольного возраста
... 1. КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВА 1.1. Содержание капризов и упрямств дошкольников В самом общем виде под упрямством родители подразумевают непослушание, стремление ребенка все делать по-своему, желание настоять на своем ... Интересная закономерность наблюдается у них в отношении интеллекта: чем он выше, тем реже дети определяются как упрямые, поскольку тогда имеется больше вариантов для решения спорных ...
Детский каприз представляет собой чаще всего бурно выражаемую настойчивость ребенка, добивающегося выполнения его намерений или желаний. Он не приемлет доводов, объяснений и возражений, готов использовать любые способы выражения неудовольствия и негодования для достижения своей цели (Луговская А., Шевнина О. Праздник непослушания. Что такое детские капризы и как с ними бороться, с.41).
Детские капризы — это эмоциональные выражения гнева и даже злости, когда ребенок громко кричит или плачет, раскидывает вещи или топает ногами, он готов и может кусаться, царапаться и способен причинить боль окружающим или самому себе. Такие сцены могут иметь разную степень интенсивности и продолжительность.
Чем чувствительнее ребенок воспринимает отказ или запрет, тем значительнее его склонность к капризам. Если у малыша получилось добиться желаемого с помощью каприза, он станет применять этот способ чаще и охотнее (Корнеева Е. Н. Детские капризы, с.12).
Собственные желания ребенка являются главный источником его активности. Голодный младенец сообщает окружающим громким плачем о необходимости удовлетворения его потребности. Ребенок растет и развивается, потребности усложняются, формируются новые, среди них возникают и такие, которые окружающие не находят нужным удовлетворять. Но если простой, но эффективный способ добиваться своего капризами уже освоен, то несколько результативных повторений приводят к закреплению капризного поведения.
Сформировавшееся капризное поведение характеризуется постоянной готовностью и предрасположенностью ребенка к демонстрации определенных внешних признаков и действий: если упрямство малыш проявляет как ответную реакцию на какое-то требование взрослых, то капризный ребенок готов изводить родителей по любому поводу. Упрямый добивается самостоятельности, капризный — внимания к себе.
Упрямство ребенка чаще всего закономерный результат чрезмерной строгости и требовательности воспитания, капризы же, напротив, являются следствием непомерной уступчивости его взрослых (Хорсанд Д. В. Кто в доме хозяин, с.52).
Следовательно, можно заключить, что природа детских капризов основана на чрезмерной уступчивости воспитателей. Чаще всего каприз — это предсказуемая реакция ребенка, который привык к безусловному исполнению любых своих прихотей. Неудивительно, что капризы более характерны для ребенка, который один в семье, и на нем сконцентрировано все внимание родителей, нередко избыточное. Самый надежный путь предупреждения и преодоления детских капризов — формирование в семье таких отношений, когда желаниям ребенка уделяется достаточно внимания, но при этом не всякое требование исполняется. Для преодоления капризных тенденций простым и эффективным средством является спокойное восприятие и игнорирование эмоциональных вспышек ребенка; при возможности следует отвлечь ребенка от источника нервного возбуждения, постараться переключить и обратить его внимание на какое-либо другое спокойное и увлекательное занятие.
Развитие личности в младшем школьном возрасте
... младшие школьники испытывают наибольшие трудности в ситуациях, требующих контроля моторных действий, они чаще, чем дети ... ситуаций, влияющих на формирование личности школьников, относятся следующие частые в школьной ... возраста, рассматривая индивидуальные варианты развития как конкретные формы ... окружающих, требует от них уважения к себе и своим занятиям. Исследования показывают, что маленькие школьники ...
В этом противостоянии всегда два главных участника — взрослый человек ребенок, из которых последний категорически отказывается подчиняться каким-либо требованиям первого, а взрослый с таким же эмоциональным возбуждением и столь же категорично и решительно стремится добиться своего. Выход из конфликта возможен только при обоюдном желании, достижение которого — задача взрослого, несравненно более опытного, знающего, подготовленного, обязанного понимать своего ребенка и помогать ему.
Множество проблем детского периода обусловлено возрастными особенностями процесса развития, и многие поведенческие характеристики ребенка объяснимы с этой точки зрения, естественны и с годами постепенно исчезают.
В возрасте от 1 года до 3-5 лет характер ребенка претерпевает серьезную перестройку, в ходе которой он получает новые представления и новый опыт, понимание и умение переживать эмоциональные состояния. В это время обычно и начинаются первые проявления капризности.
Маленький ребенок часто плачет. Этот плач, как четкий сигнал рефлекторного свойства, возникает у младенцев из-за голода или чувства жажды, усталости и желания заснуть, неприятных температурных ощущениях и т. п. Ребенок растет, но его плач по-прежнему сигнализирует окружающим о всяком неприятном и нежелательном ощущении, вызывающим чувство раздражения и возбуждения.
Разнообразная функциональная направленность плача, который может выражать каприз или истерику, протест или просьбу, требование или жалобу, представлять собой плач-сигнал или плач-разряжение, формирует сложную психическую структуру, выступает в качестве своеобразного средства общения с окружающими (Луговская А. Почему ребенок плачет, с.3)
Это важный период интенсивного и насыщенного эмоционального развития детей. По сложившейся традиции к этому времени относят достижения ребенка в сенсомоторной сфере и формирование первоначальных речевых навыков, на этом этапе малыш продолжает осваивать и совершенствовать индивидуальные особенности аффективной организации своих взаимоотношений с окружающим миром.
Первые капризы не случайно проявляются у совсем маленьких, в возрасте до 3 лет, когда у ребенка значительно возрастает двигательная активность, проявляется самостоятельность и определенная настойчивость в реализации своих желаний. В этот период маленький человек уже способен иметь свое мнение, отнюдь не всегда похожее на мнение родителей, что может побудить малыша искать способы утверждения своей позиции. Стремление добиться исполнения своего желания может вызывать капризы, и упрямство в этот период — первая своеобразная попытка самоутверждения (Баенская Е. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием, с.17).
Таким образом, в психологии и педагогике капризы детей — это эмоционально выражаемое стремление детей, чаще всего дошкольного или младшего школьного возраста, совершить что-либо вопреки предписаниям или советам взрослых. Каприз часто сопровождается слезами или криком. Условиями, способствующими возникновению капризов, обычно являются физическое переутомление детей, присущая им нестойкость нервной системы, чрезмерная эмоциональная возбудимость. Часто капризы провоцируют излишняя уступчивость взрослых, противоречивые или непонятные требования, необоснованно строгое воздействие. Капризы свидетельствуют о фрустрации потребностей ребенка в любви, внимании и поддержки.
Саркисова И.М. Вклад Б. Г. Ананьева в развитие психологической ...
... Ананьев стремился к созданию общей теории по изучению различных аспектов сенсорных процессов, в которой научно освещаются положения, существенные для понимания сенсорного развития ребенка, ... многочисленных исследованиях им разрабатываются проблемы формирования умственной деятельности и целостного развития личности ребенка в условиях обучения и воспитания в советской школе. Естественным продолжением ...
2. Психологические подходы к проблеме детских капризов
Исследования австрийского психолога Альфреда Адлера дают возможность понять психологические причины большинства форм и видов негативных поведенческих проявлений, в том числе капризов детей.
Адлер определяющее значение в формировании личности ребенка придавал семье и окружающим его людям. Фактор социального окружения особо подчеркивался Адлером, так как ребенок появляется на свет не с готовой сложившейся структурой личности, но лишь с ее зачатками, которые будут развиваться в течение всей жизни. Неразвитость чувства общности провоцирует асоциальный стиль поведения и жизни, становится причиной детских капризов. Развитие чувства общности Адлер связывал родителями, прежде всего, с матерью ребенка. Отверженные дети, лишенные эмоциональной близости с родителями, никогда не обретут чувство общности. Нет его и у избалованного ребенка, потому что индивидуальное чувство общности, возникающего только с матерью, не распространяется на других людей, которых избалованный ребенок воспринимает как чужих и недобрых.
Главная жизненная цель — достижение превосходства над другими. Она формируется в начале жизни «как реакция на чувство неполноценности, которое в свою очередь вызывается переживанием своей слабости», которому способствует неправильное семейное воспитание ребенка — «сверхпотворство, недостаток любви к ребенку» (Альфред Адлер. Наука жить, с.83).
Анализ социализации развития психики ребенка позволил исследователям разобраться в природе таких важных феноменов, как негативизм и конформизм, способствовал пониманию условий, препятствующих формированию желательного в социальном смысле поведения.
Немецкий психиатр и психолог Эрнст Кречмер исследовал возникающие в связи с кризисом первого года жизни протестные акты, стремление противопоставить себя другим. Эти явления Кречмер определил как гипобулические, так как они, выражая капризное поведение, относятся «к волевой реакции, представляют качественно совершенно другую ступень в развитии волевых действий и не дифференцированы по воле и аффекту» (Кречмер Э. Об истерии, с.32).
Реакции ребенка такого рода в кризисный возрастной период нередко проявляются с большой силой и интенсивностью, особенно при ошибках воспитания. Ребенок, получивший отказ или встретившийся с непониманием, проявляет характерное капризное поведение, выражающееся в резком нарастании аффекта, доходящего часто до того, что малыш «ложится на пол, начинает неистово кричать, отказывается ходить, если он ходит, бьет ногами об пол» (Там же, с.34).
Анри Валлон считал, что дети не могут нормально и полноценно развиваться вне социальной сферы, которая оказывает определяющее влияние на становление личности. В своей теории ученый стремился избежать крайностей, оказываясь сводить психическое развитие к буквальному биологическому созреванию, равно как и отождествлять его с простым усвоением определенной социальной роли и поведения. Каприз детей — это не дело природы; это дело дурного воспитания… У вашего воспитанника будут только те капризы, которым вы его научите; справедливость требует, чтобы вы несли сами и наказание за слои ошибки. (Валлон А. Психическое развитие ребенка, с.19)
«Развитие эмоционально-волевой сферы школьников» статья
... аспекты эмоционально-волевого развития школьника. Объект исследования: младший школьник и подросток. Предмет исследования: эмоционально-волевое развитие ... во многом способствует осуществлению волевого поведения. Связь личностного уровня с волевыми ... эмоциональная жизнь ребенка. Всё это может способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия. Эмоции и воля - это эмоциональный ...
Валлон указывал, что развитие психики ребенка происходит как последовательная смена стадий, приводящая к структурной перестройке психики, когда трансформируются не только отдельные ее процессы, но личность в целом. Развивающие влияния окружающего мира переживаются ребенком, связь детей со взрослым миром и миром материальных предметов опосредуется эмоциями. По мнению Валлона, способность ребенка к психической деятельности вырабатывается благодаря эмоциям. Ученый указывал на значительную роль эмоций, потому что именно они объединяют и способствуют развитию различных сторон психики. Эмоции объединяют внутренний мир ребенка и внешнюю среду, органику и психику. Вот почему, «плач ребенка, связанный изначально с неудовлетворением физиологических потребностей, начинает постепенно сигнализировать о психологической фрустрации ребенка». (Там же, с.54).
Валлон указывает, что к трехлетнему возрасту общность ребенка с окружающим пропадает, и у него формируется потребность завоевывать и утверждать свою самостоятельность, а это неизбежно приводит ребенка к ряду конфликтов. Противопоставление себя окружающим выражается в капризах, в результате которых ребенок невольно конфликтует с окружающими «только потому, что хочет испытать собственную независимость, ощутить собственное существование» (Там же, с. 102).
Детская психологии в России в процессе своего формирования вобрала в себя лучшие традиции и достижения отечественной педагогики, психологии, философии.
Определяющее значение для формирования научного подхода, направленного на исследование генезиса психического развития детей на основе биологического и физиологического созревания ребенка имела теория выдающегося физиолога и психолога Ивана Михайловича Сеченова, который доказал, что только метод генетического наблюдения позволяет осуществить объективное исследование психики. Основываясь на антропологическом принципе, Сеченов обосновал представление о поведении человека как рефлекторном взаимодействии организма с окружающей средой. Ученый доказывал, что развитие психики происходит в процессе интериоризации или трансформации внешних воздействий во внутренние. Применяя законы, на основе которых формируются рефлексы, можно составлять образцы поведения, которые предупредят у ребенка появление аморальных или негативных качеств.
Формирование капризного поведения ребенка Сеченов объяснял тем, что в процессе развития конкретных представлений ребенок приобретает способность и возможность получать удовольствие от целого образа, формы, «с представлениями о них у него всегда ассоциируются наслаждения во всех сферах чувств, поэтому неслучайно детей называют эгоистами». Вместе с развитием страстных психических образований у ребенка формируются и желания. Ему, например, полюбился образ горящей свечки; он часто видел, как зажигают ее, и в голове его возник ассоциативный ряд звуков, движений, образов. Ребенок спокоен, но вот он слышит характерное шарканье спички — радость, возбуждение, крики. Очевидно, что звук зажигающейся спички вызывает у него ощущение, доставляющее ему удовольствие, и это побуждает его проявлять радость. Но свечку не зажигают, и «ребенок начинает капризничать и плакать. Говорят обыкновенно, что каприз является из неудовлетворенного желания. Или при укладывании в кровать ребенку обычно рассказывали сказку, которая вызвала его восторг, в голове его образовалась ассоциация страстных слуховых ощущений с ощущениями от постели. Всякий раз перед засыпанием он станет требовать сказку, «и будет ныть до тех пор, пока желание не исполнится, и ему не расскажут сказку. Зрительное желание если и отличается от жажды или голода, то только тем, что с томительным ощущением связано образное представление: в слуховом ощущении, наряду с томлением, проявляется представление звука. Непосредственное томительное ощущение происходит из особенной организации нервных механизмов. Это делает понятным механизм каприза. Всякое желание, будучи столько же томительным, как жажда и голод, всегда вызывает при долгом неудовлетворении ту же реакцию, как и последние. От голода и жажды ребенок обычно плачет и капризничает, очевидно, там должно быть то же» (Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга, с. 157).
Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием
... детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий: 1. осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов; 2. обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, воспитывающемуся в ...
Научная заслуга Л. С. Выготского заключается в том, что ему удалось разработать новую экспериментально-генетическую методику изучения или анализа психических явлений. Он обосновал новое понимание процесса, условий и движущих сил развития детской психики, выполнил анализ стадий и фаз развития ребенка, открыл и сформулировал важнейшие законы психического развития маленького человека.
Л.С. Выготский выделял кризисные и стабильные стадии развития, и отмечал, что их чередование — важнейший закон развития ребенка. В период стабильности личность ребенка не испытывает резких сдвигов, перемен и изменений. Происходят незначительные изменения, которые накапливаются и только в конце стабильного периода вызывают качественный рывок в процессе развитии, возрастные новообразования фиксируются в структуре личности.
Кризисные периоды непродолжительны, но процесс становления протекает бурно. Заметные сдвиги в развитии и резкие изменения могут принять на этом этапе катастрофический характер. Границы, начало и завершение кризиса неотчетливы. Пик обострения формируется в середине стадии, ребенок становится менее контролируемым, аффективные вспышки, капризы провоцируют конфликты с родителями (Выготский Л.С. Педагогическая психология, с.48).
Кризисное развитие имеет негативный характер, поскольку распадается и деформируется то, что приобретено психикой в предыдущий период. Новообразования неустойчивы и в последующем периоде стабильности они исчезают, уступая место другим свойствам.
Л. С. Выготский рассматривал проявление капризности в контексте проблематики возрастных кризисов. Ученый полагал, что первые акты протестующего поведения возникают уже в кризисный период первого года детской жизни. Ребенок начинает противопоставлять себя окружающим. Описывая поведенческие симптомы, Выготский говорит о гипобулических реакциях — ярких эмоциональных взрывах, проявляющихся в том, что ребенок, требуя желаемого, капризничает, громко кричит, может броситься на пол, плакать, топать ногами. Гипобулические проявления ребенка вытекают из проблем взаимопонимания. (Там же, с.172).
В развитие этих идей, В. Н. Мясищев и В. Н. Осипова составили классификацию «трудных» детей на основе личностных характеристик, включавших не только индивидуальные особенности ребенка, но и характер семейного воспитания. Особо подчеркивая значимость семьи и типа воспитания для выявления и понимания причин появления детских капризов, В. Н. Мясищев осуществил классификацию типов семей и в соответствие с этим, разработал комплекс коррекционной работы (Мясищев В. Социальная психология личности, с.82).
Выполненное Г.Я. Кучером исследование проблемных детей выявило зависимость нервно-психического состояния от социальных условий. По мнению ученого, существует врожденная предрасположенность к психическим срывам, выражающимся в капризах, так как они наблюдаются значительно чаще у детей эмоциональных и особенно впечатлительных, потому что у них нет надежных способов самозащиты. Но реализуется эта предрасположенность только при неблагоприятной социальной обстановке, подчеркивал Кучер (История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России, с.77).
Среди исследователей, занимавшихся вопросами психологии воспитания, заметное место занимает Л. И. Божович. Она разрабатывала проблемы, непосредственно связанные с развитием личности ребенка. На основе теоретических разработок и в ходе экспериментальных исследований Божович установила, что воспитание ребенка представляет собой формирование жизненной позиции, поведения и развитие мотивационной сферы.
Л. И. Божович много занималась изучением проблемы аффективной составляющей личности ребенка. Наблюдение и анализ аффективных переживаний детей позволило ей установить и обосновать аффект неадекватности, который проявляется в эмоциональном поведении ребенка, его упрямстве и капризности. По мнению исследователя, это объясняется мотивационным конфликтом двух разнонаправленных тенденций.
Божович выделяет три критических периода: кризис 3,7 и 12-16 лет и отмечает, что именно на кризисной стадии меняется поведение ребенка.
«Если рассматривать эти кризисы с точки зрения перемен, наступающих в поведении ребенка, то все они характеризуются некоторыми общими чертами. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными: часто вступают в конфликт с окружающими взрослыми, особенно родителями и воспитателями; у них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящие до упрямства и негативизма» (Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды, с.199).
Черты фрустрированного поведения, по мнению исследователя, наблюдаются также у детей первого и второго годов жизни.
Божович отмечает, что желания ребенка не всегда совпадают с требованиями окружающих взрослых, и это ведет к формированию условий для внутреннего конфликта, следствием чего становится обострение кризиса 3-х лет. Одновременное существование сильных, но разнонаправленных аффективных тенденций — делать по собственному желанию, но соответствовать требованиям взрослых — вызывает у ребенка неотвратимый внутренний конфликт, усложняя его внутреннюю психическую жизнь. На «этом этапе развития противоречие между «надо» и «я хочу» ставит ребенка перед неизбежностью выбора, вызывает сложные эмоциональные переживания, создает амбивалентное отношение к взрослым и определяет противоречивость его поведения… Наличие указанного противоречия в поведении и переживаниях детей приводит к обострению кризиса 3 лет (Там же, с. 210)
Баенская Е. Р. в своей работе особое внимание уделяет проблематике эмоционального становления детей в раннем возрасте. Трудности этого периода касаются всех особенностей взаимодействия маленького человека с окружающим миром: чрезмерная возбудимость и впечатлительность, сложности установления отношений с окружающими, возникновение поведенческих проблем — капризы, негативизм, упрямство.
Баенская считает, что наблюдаемые качества эмоционального развития имеют разную природу; это может быть последствие органического поражения или неблагоприятных условий воспитания, соматическое неблагополучие или характерологические особенности, закономерные явления определенного критического периода или искажения аффективного развития. Для каждого отдельного случая динамика и интенсивность эмоциональных реакций отлична, как отлична и глубина воздействия коррекционных методик (Баенская Е. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием, с.24).
Мухина В. С. отмечает, что стремление к самоутверждению побуждает ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы окружающие подтвердили и утвердили его достоинство. Но это стремление к самоутверждению может стать причиной капризов, в том случае, когда ребенок не может, не способен или затрудняется соответствовать уровню ожиданий, предъявляемых к нему взрослыми.
Каприз — повторяющаяся раздражительность и слезливость, необоснованные и своевольные выходки, использующиеся как средство привлечь к себе внимание, получить преимущество над взрослыми простыми и даже примитивными, но асоциальными формами поведения. Чаще всего капризными бывают неуспевающие в школе или слишком избалованные родителями дети, или дети лишенные полноценного внимания, наконец, слабовольные, безынициативные дети, отставшие в развитии от сверстников. Эти дети во всех случаях не способны удовлетворить свое стремление к самоутверждению какими-либо другими путями и поэтому избирают инфантильный способ с помощью каприза привлечь к себе внимание. Форму каприза приобретает поведение ребенка со скрытыми акцентуациями в развитии личности, и это в дальнейшем может выразиться в асоциальном поведении (Мухина В. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, с.89)
Дробинская указывает, что под бытовыми определениями «избалованность» и «капризность» обычно понимается отсутствие у ребенка навыков самостоятельного занятия, настойчивое требование обязательного присутствия матери и ее постоянного внимания. Протестное поведение у такого ребенка содержит элементы агрессии, выражается в игнорировании требований и советов взрослых и проявляется в ситуациях, которые требуют умения и привычки устанавливать отношения с окружающими, как другими детьми, так и взрослыми (К вопросу о «детских капризах». Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции, с.87).
Дробинская считает объяснение такого поведения факторами патофизиологическими факторами несостоятельным, диагноз «неправильное воспитание» носит, по ее мнению, оценочный и декларативный характер. В формировании выявленных Дробинской основных типов капризного поведения определяющее значение имеют не патологические отклонения, а характер взаимоотношений матери и ребенка. Они закладываются в младенческом возрасте, развиваются, трансформируются, и в заключительный период раннего детства приобретают окончательное выражение (Там же, с.90).
По мнению Захарова, Урунтаевой, Мухиной четкой, строгой и пригодной для любой ситуации методики преодоления и предупреждения капризов у детей нет. Однако существует ряд воспитательных приемов и правил, использование которых помогает преодолеть детские капризы. Важно отказаться от грубости и резкости в обращении к ребенку, и попыток «силового» решения конфликта.
В отдельных случаях каприз представляет собой протест ребенка против несправедливого отношения к нему со стороны взрослых или реакцию на незаслуженную обиду. Случается, что «ребенка каждодневно балуют и заласкивают, а затем неожиданно предъявляют непомерно строгие требования». В таких случаях каприз в ответ даже на справедливые и не слишком строгие требования выступает как психологическая защита ребенка (Материалы XХХIХ научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2009 год, с.116).
Таким образом, в процессе психического развития ребенка аффективные переживания могут привести к образованию внутреннего мотивационного конфликта, имеющего социальную природу, что обосновано зависимостью нервно-психического состояния от социальных условий. Эмоциональное поведение ребенка в кризисные периоды может выражаться в форме каприза, в основе которого лежит неудовлетворенное желание, стремление к самоутверждению, чрезмерная возбудимость и впечатлительность, сложности установления отношений с окружающими. Четкой, строгой и пригодной для любой ситуации методики преодоления и предупреждения капризов нет. Однако существует ряд воспитательных приемов и правил, использование которых помогает преодолеть детские капризы.
детский каприз психологический поведение
Педагогическая наука уделяет пристальное внимание процессу детского воспитания, как основной форме психологического и нравственного развития личности. Аспекты воспитания ребенка с отклоняющимся поведением стали темой многочисленных теоретических разработок и практических исследований.
Проблеме детских капризов уделял значительное внимание выдающийся педагог и ученый В. А. Сухомлинский, который отмечал, что многих родителей слепит естественная любовь к своим детям и мешает им замечать у ребенка проявления отрицательных наклонностей и привычек. Развязность и навязчивость, по мнению ученого, представляет собой разновидность детского индивидуализма, к которому ведет сюсюканье взрослых, всепрощение и безнаказанность. Сухомлинский пишет, что «родители и даже отдельные педагогические работники, полагают, что в общении с детьми необходимо придерживаться так называемого детского тона, но чуткое ухо ребенка всегда улавливает сюсюканье, и на нарочитый детский лепет взрослого неискушенное сердце малыша чаще всего откликается капризами» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, с.137).
Великий педагог утверждал, что формирование культуры прочных моральных взаимоотношений в жизни всего коллектива способствует выработке духовной силы у каждого ребенка, силы, которая ограничивает прихоти и желания, и не позволяет желаниям превращаться в капризы. Сухомлинский считал особенно важным направлением гражданского воспитания формирование и развитие чувства долга, полагал необходимым научить маленького человека чувствовать и понимать необходимость в сдерживании своих порывов и желаний: «если сызмала ребенка не научить управлять своими желаниями, то его постепенно одолеет распущенность и капризность, он решит, что ему все можно» (Там же, с.140).
Запрещение, по мнению педагога, необходимый и эффективный прием воспитания, при условии, что он умело и грамотно используется. Запрещение, подкрепленное моральным авторитетом запрещающего, предотвращает многие беды — и «прожигание» жизни, и претензии юнцов на незаслуженные ими блага. Желания и требования незрелого человека схожи с побегами растущего плодового деревца: на нем распускается великое множество ростков, но часть из них — «волчки», дикие и неплодородные, и садовод удаляет их, оставляя только те, от которых будут плоды. Вот так и детские желаниями: малышу хочется многого, и желаниям его нет предела. Если садовод даст волю «дичкам», то обильная вредная поросль задушит плодоносные ветви. Если взрослые стремятся исполнить любую прихоть ребенка — вырастает существо капризное, раб своих желаний и тиран своих ближних. (Там же, с.149)
Исрафилова Н. М. в работе «Типы нарушения поведения детей и пути их педагогической коррекции» указывает, что одним из распространенных видов демонстративного поведения выступают капризы — плач, лишенный обоснованного повода, своевольные поступки, преследующие цели самоутверждения, привлечения внимания, стремление доминировать в противостоянии с окружающими. Капризы часто сопровождаются активным двигательным возбуждением, выражающемся в катании по полу, в разбрасывании вещей, игрушек и пр. Эпизодические, случайные капризы могут происходить из-за переутомления или перевозбуждения психики ребёнка, в результате воздействия сильных и разнообразных впечатлений, или выступать как признак начинающегося заболевания (Основы специальной педагогики и психологии, с.16).
Эпизодические капризы Исрафилова предлагает отличать от закрепившихся капризов, сформировавших привычный стиль поведения. Основная причина капризов такого рода — ошибки воспитания: чрезмерная строгость или потакание со стороны взрослых (Там же, с.16).
Демонстративное поведение ребенка и его капризы необходимо предупреждать. В ряде случаях разумнее всего отвлечь ребёнка, перевести его внимание на другие предметы или явления; иногда будет целесообразным игнорирование вспышки — полезно оставить его без «зрителей» и внимания. Как вариант может применяться тактика «контролируемого разрешения»: ребенку позволяют продемонстрировать каприз в полной мере. Важно не позволять ребенку достигать цели и добиваться своего с помощью каприза и демонстративных форм поведения (Там же, с.17).
У ребенка довольно часто могут случаться проявления капризов, отмечают Ядэшко и Сохина, однако оснований считать их обязательными и закономерными. Каприз, как упорный и немотивированный отказ ребенка без понятных причин выполнить указание взрослого человека, выражается в настойчивом стремлении добиться исполнения какого-то детского желания (Дошкольная педагогика, с.53).
Основной причиной проявления капризов Ядэшко и Сохина считают несогласованность воспитательного воздействия педагогов и родителей, нарушения режима, значительные отклонения в последовательности мероприятий, вследствие чего у детей не формируется четкое и ясное представление о распорядке дня: например, вчера дети после дневного сна долго играли, а сегодня их разбудили и сразу предлагают садиться за обеденный стол (Там же, с. 57).
Исследователи отмечают, что часто капризничают те дошкольники, которые избалованны избыточным вниманием и привыкли к обязательному исполнению любого их желания, даже если эти желания неразумны или эгоистичны. Не следует относиться к капризу как к проявлению настойчивости, напротив, капризное поведение свидетельствует о недостаточном развитии воли, неумении подчинять свои желания требованиям взрослых.
Капризничающего ребенка Ядэшко и Сохина предлагают оставить некоторое время в покое, прекратить с ним контакт, не добиваться немедленного исполнения своего требования. Возбужденное состояние помешает ребенку адекватно воспринять доводы воспитателя, и тем более помешает ему выполнить требования взрослого. Однако временный отказ не означает, что педагог может вообще не реагировать на капризы детей. Убедившись, что активная фаза каприза миновала, ребенок успокоился, воспитатель должен спокойно выразить свое неудовольствие поведением ребенка, разъяснить, почему не следовало поступать так, как это сделал ребенок и повторить свое первоначальное требование.
Склонных к капризам детей исследователи предлагают ставить в такие условия, которые будут вынуждать их уступать другим детям, считаться с желаниями и намерениями окружающих. Педагог должен объяснить детям, почему плохо быть капризным, к чему упрямство может привести, используя для этого примеры из художественной литературы (Там же, с. 68).
Невилл и Джонсон в своем исследовании «Характер: работа над врожденными особенностями вашего ребенка», рассматривают особенности детского каприза, выделяя два его основных типа. Истерика характера преследует цель эмоциональной разрядки, когда у ребенка возникает напряжение, вызванное необходимостью выполнить что-то, что противоречит проблемным чертам его характера. Истерика такого рода может возникнуть у ребенка с неразвитыми навыками приспособляемости, вынужденного принять нового воспитателя. Невилл и Джонсон считают, что лучшей реакцией на каприз такого рода — предотвращение ситуации, провоцирующей истерику характера (Невилл Э., Джонсон Д. К. Характер: работа над врожденными особенностями вашего ребенка, с.36).
Манипулятивная истерика вызвана желанием ребенка управлять окружающими. Каприз такого рода возникает как реакция ребенка на какой-нибудь отказ: ему потребовалась игрушка, которая в руках у другого малыша. Невилл и Джонсон предлагают в этой ситуации дожидаться естественного завершения истерики. Эффективно помогают передышки — удаление капризничающего ребенка в спокойное безопасное место, подальше от объекта желания или от людей (Там же, с.37).
Детские капризы и истерики, по мнению педагогов, часто являются результатом неграмотного поведения родителей. Когда ребенку разрешают все и выполняют любые его требования, уступая его желаниям, то закономерные последствия такого отношения — капризность, истеричность, избалованность и вседозволенность. Потакание и уступчивость — опасный путь в воспитании, он неизбежно приводит к закреплению истеричных реакций детей (Там же, с.43).
Таким образом, в педагогике значительное внимание уделяется особенностям воспитательного процесса ребенка с отклоняющимся поведением. Детские капризы и истерики, по мнению педагогов, часто являются результатом неграмотного поведения родителей. Когда ребенку разрешают все и выполняют любые его требования, уступая его желаниям, то закономерные последствия такого отношения — капризность, истеричность, избалованность и вседозволенность. Важно не позволять ребенку достигать цели и добиваться своего с помощью каприз. Склонных к капризам детей целесообразно ставить в такие условия, которые будут вынуждать их уступать окружающим, считаться с желаниями и намерениями окружающих. Педагог должен объяснить детям, почему плохо быть капризным, к чему упрямство может привести.
Таким образом, мы выполнили поставленные в работе задачи. Рассмотрев определения данного понятия в психологии и педагогике, можно сделать вывод, что капризы детей — это эмоционально выражаемое стремление детей, чаще всего дошкольного или младшего школьного возраста, совершить что-либо вопреки предписаниям или советам взрослых. Каприз часто сопровождается слезами или криком. Условиями, способствующими возникновению капризов, обычно являются физическое переутомление детей, присущая им нестойкость нервной системы, чрезмерная эмоциональная возбудимость. Часто капризы провоцируют излишняя уступчивость взрослых, противоречивые или непонятные требования, необоснованно строгое воздействие. Капризы свидетельствуют о фрустрации потребностей ребенка в любви, внимании и поддержки.
Различные аспекты негативных поведенческих проявлений ребенка изучаются педагогами и психологами. Изменения структуры и содержания социальных отношений и аффективной сферы ребенка, вызывает у него сильные и глубокие переживания, у ребенка возникает ряд внутренних и внешних конфликтов, формирующих негативные поведенческие проявления.
В теоретических разработках и исследованиях психологов выработано представление о том, что в процессе психического развития ребенка аффективные переживания могут привести к образованию внутреннего мотивационного конфликта, имеющего социальную природу, что обосновано зависимостью нервно-психического состояния от социальных условий. Эмоциональное поведение ребенка в кризисные периоды может выражаться в форме каприза, в основе которого лежит неудовлетворенное желание, стремление к самоутверждению, чрезмерная возбудимость и впечатлительность, сложности установления отношений с окружающими. Четкой и пригодной на все ситуации методики преодоления и предупреждения капризов нет. Однако существует ряд воспитательных приемов и правил, использование которых помогает преодолеть детские капризы.
В педагогике значительное внимание уделяется особенностям воспитательного процесса ребенка с отклоняющимся поведением. Детские капризы и истерики, по мнению педагогов, часто являются результатом неграмотного поведения родителей. Когда ребенку разрешают все и выполняют любые его требования, уступая его желаниям, то закономерные последствия такого отношения — капризность, истеричность, избалованность и вседозволенность. Важно не позволять ребенку достигать цели и добиваться своего с помощью каприз. Склонных к капризам детей целесообразно ставить в такие условия, которые будут вынуждать их уступать окружающим, считаться с желаниями и намерениями окружающих. Педагог должен объяснить детям, почему плохо быть капризным, к чему упрямство может привести.
Капризы детей является важной проблемой воспитательного процесса, оказывающих значительное влияние на процесс воспитания и развития ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Вместе с тем в фундаментальных психологических исследованиях и педагогических трудах проблема детских капризов пока не получила исчерпывающего научного осмысления. Остаются открытыми многочисленные вопросы, которые связанны как с определением понятия, так и обоснованием структуры явления. Дальнейшие исследования эмоционально-волевой сферы детской психики и негативных поведенческих проявлений у детей будут способствовать формированию точных и эффективных коррекционных методик предупреждения и преодоления детских капризов.
Адлер А. Наука жить. — Киев, 1997. — 286 с.
Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. — М.: Теревинф, 2009. — 109 с.
Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства.- М., 2005.- 256 с.
Беринг Н. Хочу — не хочу! Буду — не буду! Работа с детскими капризами — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 218 с.
Биддалф С. Секрет счастливых родителей. — М.:Рипол Классик, 2009. — 240 с., Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. — М.: 2001. — 352 с.
Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003 — 672 с.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1967. — 192 с.
Возможности групповых форм работы с родителями для решения проблем детского упрямства и капризов / Г. А. Панина // Возможности практической психологии в образовании. — М., 1998. Вып. 1. — 130 с.