«Безопасное поведение детей дошкольного возраста в быту»

Содержание скрыть

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм, правил человеческого общества и утверждение себя как социального субъекта. Неоднородность социального окружения определяет специфику социокультурного пространства, при помощи которого человек приобщается к культурным общечеловеческим, национальным, региональным и другим ценностям. Вопросам ознакомления дошкольников с социальной действительностью посвящены труды Е.И. Радиной, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, В.И. Логиновой, Н.В. Мельниковой. В их исследованиях в основном освещены вопросы формирования определенных знаний о социальной действительности. Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить и различные подходы к проблеме приобщения ребенка к социальному миру. Так, предметами изучения становятся вопросы «социальной компетентности» ребенка (Т.Н. Антонова, Е.А. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Н.А. Разганова и др.), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), формирования у ребенка «картины мира» (Л.Ф. Купецкова, Э.М. Куликовская), роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.И. Бабаева и др.) Социальное развитие личности является средством и результатом социализации. Социализация может быть представлена в качестве процесса освоения и реализации растущим человеком социального содержания; во-вторых, она рассматривается как реальное содержание взросления человека, в котором осуществляется становление значимого в индивидуальности субъекта активного творческого социального действия (Л.В. Коломийченко).

В первом случае ребенок в большей мере выступает объектом усвоения и приобретения социального опыта, во втором – субъектом собственной творческой деятельности. Как уже отмечалось, социальное развитие – многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети начинают регулировать свое поведение. В период от 5 до 7 лет ребенок открыт по отношению с существующим в обществе нормативным социокультурным представлениям. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

3 стр., 1251 слов

Право в системе социальных норм

Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы. Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения. Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные ...

Глава 1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития

История вопроса в разное время – анализ психолого-педагогической литературы

Наблюдая за воспитанниками в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

1.2 Своеобразие социальной компетентности – как качества личности

Решить поставленные задачи и достичь данного результата возможно при осуществлении компетентностного подхода. Критерием, по которому можно судить о наличии или отсутствии данной способности у человека, вероятно, становится «компетенция». На данный момент существует несколько определений «компетенции», и все их объединяет взгляд на компетентностного человека, как человека, способного найти, обнаружить процедуру, подходящую для решения конкретной проблемы. На основе понятия о компетентности, формируется понятие о «компетентности» — как характеристики личности, обладающей набором определенных компетенций. В зависимости от вида деятельности или сферы активности индивида набор компетенций разный, к тому же их качество и количество на разных возрастных этапах развития людей различных социальных групп отличается. Социальное развитие предполагает ориентировку в системе социальных ролей, существующих в данном обществе. Ребенок с рождения неразрывно связан с обществом. В онтогенезе эти связи расширяются. В разные периоды жизни, человек в силу возрастных особенностей психики, по-разному взаимодействует с обществом.

Младенец из всего разнообразия социальных отношений нуждается более всего в эмоциональном контакте с матерью и близкими людьми, подросток видит общество, как способ самоутверждения, взрослый человек не просто самореализуется через социум, но и сам способен что-то предложить ему. Первой значимой социальной группой для детей, первым институтом социализации является семья, затем – коллектив дошкольного учреждения. Этот мини социум – своеобразная модель реального общества. Здесь проявляются поведенческие особенности ребенка в отношении к сверстникам и взрослым, его умение устанавливать контакты, постоять за себя, взаимодействовать с окружающими и т.д. Кроме стихийного опыта общения дети в детском саду получают определенные знания об обществе, знакомятся с правилами поведения в нем.

12 стр., 5710 слов

Развитие русской философии

... ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. ОСОБЕННОСТИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы: ХI в. - первая половина XVIII в. - постановка философских ... русской философской мысли отмечали и такие исследователи русской философии, как А.И. Введенский, Н.А. Бердяев и др. Несмотря на то, что русская философская мысль ...

1.3 Анализ существующих программ и современных подходов

Формирование социальной компетентности определяется одной из приоритетных задач в программах развития и воспитания. Каждая образовательная программа для ДОУ предполагает подобный раздел. Поскольку программа воспитания и обучения является нормативным документом, то в ней предусмотрены и требования к уровню воспитанности и обученности детей. Как правило, это соответствие выявляется у старших дошкольников, когда перед ними встает проблема перехода в новые социальные условия – в школу. Иными словами, к этому моменту важно у ребенка сформировать социальную компетентность, выраженную в наборе поведенческих компетенций, которые позволят ему интегрироваться в новый коллектив. Несмотря на относительную новизну компетентностного подхода в образовании, он уже нашёл свое отражение в программах по дошкольному воспитанию.

Анализ базовой программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»

В настоящее время многие педагогические коллективы работают по базовой программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Программа «Детство» создавалась авторами, как программа обогащенного развития детей, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей, способностей. Именно в период социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. Авторы делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды. Авторы программы выделили раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений». Все содержание программы центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. В этом разделе представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ребенка, расширение его представлений о себе, о своей семье и родственных отношениях, а также постепенное осознание своих возможностей, достижений, жизненных планов, социальных связей с окружающими людьми имеет три подраздела:

Ребенок и взрослые.

Ребенок и сверстники.

Отношение к самому себе.

14 стр., 6637 слов

Сущность и роль программ регионального социально- экономического развития

... Российской Федерации были разработаны две крупные программы, которые вобрали в себя проблемы социально-экономического развития многих ... более 200 проектов федеральных программ, около 60% остались практически не реализованными. В результате вместо множества программ социально-экономического развития нескольких субъектов ...

Авторы дифференцировали этот материал по возрастам. Выделены младший, средний, старший дошкольный возраста. Но содержание этих подразделов не полное. В помощь этой программе была создана парциальная программа С.А.Козловой «Я — человек».

Анализ программы С.А. Козловой «Я – человек»

Цель этой программы — помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как о представителе человеческого рода; о людях, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях; о разнообразной деятельности человека; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважения к людям. Стержневое содержание программы — знания о человеке, которые позволят ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Разумеется, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя сам, но внимание к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он — человек, постепенное осознание своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Важной особенностью программы является то, что, она направлена на формирование у ребенка мировоззрения — собственного видения мира, «картины мира». В традиционных программах воспитания и обучения дошкольников явно прослеживается приоритет знаний над чувствами. Это вносит в процесс морального развития мотивацию «узнавать, запоминая», а не «узнавать, осознавая». При разработке конкретных знаний авторы учитывали, что знания о социальной действительности должны выполнять триединую функцию: нести информацию (информативность); вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность); побуждать к деятельности, поступкам (побудительность).

Цель программы не только сообщать знания детям, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовать развитию социальных эмоций, чувств.

Программа нацеливает на последовательное введение ребёнка в социальный мир. Скорость и глубина познания очень индивидуально и частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребёнком социального опыта, от его пола, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер и д.р. С.А. Козлова дифференцировала свою программу на четыре большие раздела:

Что я знаю о себе.

Кто такие взрослые люди.

Человек — творец.

Земля — наш общий дом.

Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы: Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина)

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка с взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно — как стремление отстоять себя, отстоять право на свое мнение, на поступок. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на основе проекта Государственных стандартов дошкольного образования. Опираясь на лучшие Российские традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы сочли необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни (например, раздел «Ребенок и другие люди»).

12 стр., 5834 слов

Система функций управления социальной работой

... систему функций управления социальной работой. Задача: изучить содержание понятий «процесс управления» и «функции управления». рассмотреть содержание функций управления. Предметом исследования является система функции управления социальной работой. 1.Структура и функции управления 1.1. Процесс и общие функции управления, Функции управления ...

В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры возможных занятий и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала. Определяя основное содержание и направление развития детей, составители программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации; при этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Заключительный раздел программы включает основные принципы ее реализации, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения, а также предложения по взаимодействию с родителями воспитанников. Авторы программы дифференцировали ее на шесть основных направлений:

Ребенок и другие люди.

Ребенок и природа.

Ребенок дома.

Здоровье ребенка.

Эмоциональное благополучие ребенка.

Ребенок на улицах города.

Каждое направление состоит из небольших пунктов, например направление «Ребенок дома», состоит из таких пунктов:

— прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами;

— открытое окно, балкон как источники опасности;

— экстремальные ситуации в быту.

Таким образом, проанализировав несколько программ, я взяла в свою практическую работу за основу программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», где дан материал, с помощью которого у детей появится потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях.

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

2.1 Констатирующий эксперимент. Определение уровня детей по основам безопасности жизнедеятельности

Практическая часть работы проводилась на базе ДОУ № 4 г. Агидель в течении месяца. Исследование охватило воспитанников старшей группы ДОУ. В данном разделе ставились задачи – выявить уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности. В эксперименте участвовало 25 детей, которые были разделены на две группы – экспериментальную (12 человек) и контрольную (13 человек).

26 стр., 12767 слов

Сахарный диабет у детей. Диагностика и принципы лечения

... 9. Периферическая инактивация инсулина. ИЗСД у детей развивается в результате аутоиммунного ... с формированием аутоиммунного процесса). Стрессовые ситуации - травмы, испуг, тяжелые эмоциональные ... пищи требует, с одной стороны напряженной работы инсуллярного аппарата по утилизации громадных ... развитием транзиторного стероидного или тиреоидного диабета, который при генетической предрасположенности ...

Для выявления уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности с детьми всей группы была проведена диагностика (см. Приложение 1).

Дальнейшая работа проводилась с контрольной группой согласно намеченному плану. Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использовала беседы, дискуссии — это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, тренинги).

Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому я проводила по отдельным темам несколько занятий или продолжала эту работу в различных видах деятельности. Я убедилась, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Я думаю, что безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Чтобы у детей не возникло «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об экстремальных ситуациях в быту, я выявила уровень их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков с помощью небольших вопросов:

Как тебя зовут? Имя, фамилия.

Где ты живешь? Домашний адрес.

Номер домашнего телефона?

Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество.

Место работы родителей?

Адрес детского сада?

К кому и по каким телефонам обращаются при пожаре, нападении, травме?

Включаешь ли ты без родителей электроприборы, аппаратуру?

Уходя из дома, выключаешь ли ты электроприборы из розеток?

Знаешь ли ты как вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?

Результаты получились такие: дети знают свои данные, но не все знают номер телефона, место работы родителей, не знают как вести себя в опасных ситуациях. (см. Приложение 2).

4 стр., 1509 слов

Эмпирическое исследование в курсовой, дипломной и магистерской ...

... получить новое знание о человеке. Эмпирическое исследование в дипломе психологии Эмпирическое исследование – самая важная часть дипломной или курсовой работы по психологии (исключая чисто теоретические работы). Именно результаты исследования (выявленные или различия показателей ) определяют ее ...

Такие вопросы помогли мне определить дальнейшие цели и пути работы по разделу «Ребенок дома».

Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

Открытое окно, балкон как источники опасности. Экстремальные ситуации в быту.

2.2 Формирующий эксперимент. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников

На этапе формирующего эксперимента ставились следующие задачи:

-знакомить детей с социальной действительностью, сформировать у детей представление о своем организме, о чувствах, о мыслях, о поступках, об умениях, о семье, о родословной, о том, как мы живем в детском саду;

-дать понятия кто такие дети и взрослые, зачем и как работают взрослые люди, зачем и как люди отдыхают.

Дети могут не только усвоить эти знания, но и стараться применить это в жизни. О природе, о здоровье мы говорим постоянно, но о том, какие опасности подстерегают ребенка дома, какие могут быть экстремальные ситуации в быту – эти вопросы зачастую выпадают из нашей практики. Разработан материал на эту тему, где раскрывается цели и задачи данной проблемы, принципы, условия, методы и средства ознакомление детей с основами безопасности, как сотрудничать с родителями, раскрывается воспитательно-образовательная работа с детьми, дана подборка стихов, загадок, пословиц связанные с содержанием той или иной темы, дана технологическая карта предполагаемых занятий. Материал на эту тему дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей. Особенность содержания предлагаемого материала заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости контактов между педагогами и родителями.

Принципы организации воспитательно-образовательной работы

Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.

Принцип полноты., Принцип системности.

Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

Принцип учета условий городской и сельской местности., Принцип возрастной адресованности., Принцип интеграции.

Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса дошкольного учреждения. Вместе с тем, для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры).

Иными словами, предлагаемая программа не должна быть искусственной надстройкой, ее следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье., Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности, Воспитательная среда., Пространственно — предметное окружение, построенное на принципе истинной красоты., Духовная среда.

В порядке ли в вашей квартире электропроводка, электрическая плита?

5 стр., 2223 слов

«Внеклассная работа по предмету» материал

... деятельности по предмету. 3.Чтение дополнительной литературы по предмету. 4.Выбор профессии. На современном этапе развития образования внеклассная работа актуализируется. Значение внеклассной работы по химии: - При организации взаимосвязи урочной и внеурочной работы ... можно больше учеников, разных по уровню подготовки , надо провести предварительно его ранжирование по уровням трудности, а именно ...

Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?

Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами?

Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и т.п.)?

Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем?

Что знает ваш ребенок об электричестве?

Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы.

Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

— предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, электрические плиты, электрические розетки, включенные электроприборы);

— предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

— предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Работа началась с первой группы предметов, беседы о том, что такое опасность и безопасность. Задавались вопросы: какие опасности окружают тебя вокруг? Назовите места в доме, в квартире где тебя подстерегают опасности? (в ванной, на кухне, на балконе, на елке, в подъезде, в лифте, в подвале).

Объяснила, что некоторые опасности спрятаны до поры до времени: гвоздь в стуле, разбитая бутылка, а другие видны сразу: на плите — кипящий чайник, горячая кастрюля, на гладильной доске — раскаленный утюг, разлитое масло. В ванной – ядовитые аэрозоли против насекомых. Даже обыкновенный кран с горячей водой или холодной водой может быть опасен для невнимательного человека. Найдите в групповой комнате опасные места: в приемной – дверцы у шкафчиков (можно прищемить палец); в группе – острые углы у столов, большие окна со стеклами, горячая еда; в умывальной: кран с водой, влажный пол, горящий свет; в спальной комнате – кровати с острыми углами. Затем мы нарисовали план – схему групповой комнаты и отметили все опасные места красными кружочками. Вспомнили правила поведения в умывальной, спальной, раздевальной комнатах, маршрут выхода на прогулку (перила – наши друзья и недруги); участок детского сада (обследование на предмет опасности).

Провели моделирование ситуаций: в группе исчезли все стулья, все кровати, исчезла вода – что ты будешь делать? Вспомнили с детьми героев сказок, мультфильмов: Буратино, Иванушку, Робинзона, Гулливера. Почему герои сказок сумели преодолеть опасности? (они храбрые, ловкие, удачливые, смелые, находчивые, сумели найти выход из опасных ситуаций).

Показали картинки, где изображены опасные ситуации. Провели игру «Найди 10 признаков опасных ситуаций». Таким образом, мы сделали вывод: что опасность – это вредные факторы, угрожающие здоровью жизни человека, а безопасность – это состояние защищенности человека от воздействия неблагоприятных факторов.

19 стр., 9168 слов

Взаимодействие детского сада и школы в условиях семейной социализации ...

... исследования Объектом нашего исследования будут являться дети младшего школьного возраста. Предметом, Цель исследования:, Гипотеза: Задачи: 1.Проанализировать ... Сущность социализации заключается во взаимосвязи приспособления и обособления человека в условия конкретного ... семейной социализации. 4.Разработать программу по совместной работе школы и детского сада в рамках семейной социализации. ...

После такой беседы, познакомили детей со службами защиты населения: это пожарная охрана – 01, полиция – 02, скорая медицинская помощь – 03. Еще есть министерство по чрезвычайным ситуациям МЧС, где созданы спасательные отряды, которые оказывают помощь пострадавшим. Для этого у них есть специальная техника. Объяснили, что дети должны замечать приметные сигналы опасностей и сообщать об этом взрослым: звон бутылки в комнате, струйка дыма, вода в коридоре, неприятный запах. В некоторых местах есть рекомендации – предостережения, которые можно встретить в подъезде, в автобусе, около лифта, в инструкциях к телевизору: «Осторожно – высокое напряжение», «Не отвлекай водителя», «Огнеопасно», «Курить строго запрещено».

Провели беседу – рассуждение на тему «Опасность – электричество». Многие вещи, окружающие нас в повседневной жизни, работают от электрического тока. Например: рассматриваем часы, но они не работают, попробуем поставить батарейку. У нее два полюса, плюс и минус. Надо не ошибиться, поставить « плюс» к «плюсу», а «минус» к «минусу». Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся, часы тикают – это заработало электричество. А в природе можно встретить электричество? Да, молния – это тоже разряд электричества. А на себе вы когда-нибудь ощущали легкий треск, а иногда даже искры? Это тоже электричество. Иногда слышно потрескивание синтетической одежды, когда ее снимаешь. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Вещи и волосы, наше тело электризуются. А в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества (розетки, выключатели, лампочки, провода).

С помощью электричества работают все электроприборы.

Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Провели игру «Что есть, что было». Дети раскладывают карточки, составляющие пары: стиральная машина – корыто, пылесос – веник, миксер – венчик, утюг – гладильная палка, швейная машина – игла, электролампа – свеча, солнечные часы – электронные часы, печка – газовая плита, электрическая плита, счеты – компьютер. А теперь помечтаем, как будет в будущем. Представьте, что вам при помощи электричества надо усовершенствовать предмет, который вы увидите на карточке. Подумайте, как он будет работать, какие новые действия выполнять, как помогать человеку в жизни? Игра «Что есть, что будет». (Дети придумывают одеяло электрическое с подогревом, сапоги – скороходы на батарейках, варежки с подогревом).

Электричество – это великое открытие. Электрический ток ученые научились получать 160 лет назад. Сейчас все предприятия города работают с помощью электричества, на современном оборудовании. Автоматы, компьютеры, роботы помогают человеку.

Затем провели беседу на тему « электрические приборы». Назовите их? (телевизор, магнитофон, холодильник, микроволновая печь, пылесос, миксер, кофемолка и т.д.) Все они должны быть исправлены. А если ты заметил какие–то неполадки в работе этих и других электроприборов, обязательно скажи об этом взрослым. В группе должна быть бытовая техника: пылесос, магнитофон, часы. Если их нельзя держать постоянно, то следует приносить, периодически рассматривать, как они работают, выявлять, какой принцип заложен в механизме действия. Можно принести кофемолку и рассмотреть, как работает кофемолка, и, увидев результат – мелко перемолотый кофе, подумать с помощью чего достигается результат. Чтобы проверить, поняли ли дети принцип работы кофемолки, можно предложить им для решения такую проблему: нужна сахарная пудра, чтобы посыпать пирог. Где взять сахарную пудру, можно ли ее сделать самим? Из чего и с помощью чего? Если дети предложат использовать кофемолку, можно уточнить, как она выполнит такую задачу. Аргументы ребенка и будут свидетельством понимания им принципа работы данного бытового прибора. В последующей беседе уточнили, что дети поняли, запомнили, побуждали задавать их вопросы, и предложили самим попробовать использовать технику. Например, предложили почистить пылесосом ковер в группе. Цель такого рода дел – вызвать интерес к технике и не боязнь ее. В ходе такого наблюдения напоминали детям правила безопасности и предупреждали о них детей.

Изучили с детьми правила обращения с электрическими приборами. Нельзя:

  • включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;

  • трогать провода и электроприборы мокрыми руками – может очень сильно ударить током;

  • если от телевизора или пылесоса пахнет горелой резиной, надо чтобы взрослые немедленно вынули вилку из розетки. Даже не пробуй сделать это сам;

  • если задымился какой-то провод, вдруг проскочила искра, когда мы нажали на выключатель или вставили вилку в электророзетку, обязательно сообщи взрослым;

  • уходя из дома, не забывай выключать все электроприборы, и постоянно напоминай об этом взрослым;

  • нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку;

  • нельзя вставлять никакие предметы в розетку;

  • ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни;

  • помни, электрический ток не любит беспечных и невнимательных людей.

Разучили с детьми стихотворение:

Если вдруг искрит розетка,

Или слышен странный треск,

Ты скажи об этом взрослым-

Сам, пожалуйста, не лезь!

Электричество ОПАСНО!

Неуместны игры здесь!

Составляли творческие рассказы на тему «Откуда может прийти беда», «Почему это случилось». Создавала игровые обучающие ситуации « Бабушка забыла выключить утюг». Провели дидактическую игру «Найди электрические приборы и расскажи, чем они опасны». Организовали экскурсии на кухню, где повар показал, какими электрическими приборами они пользуются; экскурсия в прачечную. В результате проделанной работы дети узнали историю открытия электричества; заглянули в прошлое, настоящее и будущее, закрепили знания о безопасном поведении с электрическими приборами.

Из объяснений дети усвоили, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам.

Для того чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).

Провели занятие «Опасные предметы дома», где закрепили у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту. Мы определили с детьми, какие предметы в доме можно считать опасными и загадала детям загадки о домашних предметах (ножницы, молоток, иголка, пила, перочинный нож, кнопки, скрепки, гвозди, булавки, топор).

Объяснить, почему они могут быть опасными? Умеют ли ребята правильно пользоваться ими? А можно ли отвлекать, толкать другого, если он режет, шьет, прибивает гвоздь? Что может при этом случиться? Спрашивали детей, где у них дома хранятся такие предметы: разбросаны ли они по квартире или занимают определенные места. Куда мама или бабушка убирают иголки, булавки, ножницы? Где папа или дедушка хранят инструменты? Где находятся лекарства, градусник? Предложили игру «Умники и умницы». Надо найти в группе, какие правила безопасности нарушены в группе на данный момент (на подоконнике – таблетки, в розетке – вилка электрошнура, на полке – стиральный порошок, на полу рассыпаны скрепки, на столе разбросаны иголки, булавки, на стуле стоит утюг).

Затем предложили внимательно рассмотреть иллюстрацию с нарисованной квартирой, в которой находятся различные бытовые предметы.

В свободное время почитать детям рассказы «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б. Житкова, В. Гальченко «Первая тревога», Ю.Л. Смирнов «Огонь» (книжка для талантливых детей и заботливых родителей), А. Гостюшин «Шаг за шагом. Безопасное поведение, ч.1,2».

Провели эстафету «Спаси куклу». Вспоминаем с детьми правила поведения при возникновении пожара (недопустимо прятаться под кроватями и в других труднодоступных местах, выбираясь из задымленного помещения, нужно как можно ниже пригнуться к полу.) На финише (предполагаемое место пожара) расположены куклы (по количеству участников.) Вокруг кукол привязаны красные надувные шары (пламя).

Игроки должны поочередно проползти «спасаясь от дыма», под столами до «места пожара», бережно взять в руки куклу и «вынести из огня», совершив обратный путь под столами. Выигрывает команда, которая быстрее «спасет» кукол.

С детьми совершили экскурсию по детскому саду. Познакомили детей с понятием «путь эвакуации», объяснила его значение. В ходе экскурсии показали детям пути эвакуации, познакомили с противопожарным инвентарем (огнетушитель, лопата, ведро, лом, топор).

Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, мужественными, находчивыми, решительными.) Провели игру «Кто быстрее преодолеет препятствие и спасет от огня игрушку». (Дети разделяются на две команды, выстраиваются друг за другом.) Игра «Что нужно при пожаре». Участники выстраиваются друг за другом. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или их изображения, связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель, лопата, лом, песок, вода в ведерке, лестница, одеяло).

Игра «Кто быстрее оденется». Команды строятся за линией старта, впереди поставлены 2 чемодана, с одинаковым набором предметов (каска, куртка, сапоги).

По сигналу ведущего игрок каждой команды подбегает к чемодану, открывает его, одевается и бежит к линии старта. Там снимает одежду и передает следующему, который одевшись, бежит к чемодану, снимает и складывает в чемодан.

Эстафета « Тушение пожара». В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой». Он должен пробежать по скамейке, пролезть в «окно» (обруч), преодолеть расстояние, перешагивая через предметы, «вылить воду» и вернуться бегом обратно.

Эстафета «Задымленный коридор». Участники каждой команды выстраиваются перед своим туннелем, по очереди ползут по нему, затем бегом возвращаются назад.

Организовали сюжетно-ролевую игру «Мы пожарные», «Служба спасения». Сделали постановку спектакля «Кошкин дом». Рассмотрели плакаты, иллюстрации по теме «Пожар».

Дали детям задание на дом вместе с родителями: зарисовать зоны особой опасности в вашей квартире, придумать модели ситуаций, которые могут вызвать пожар в доме.

2.3 Контрольный эксперимент. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности

На данном этапе экспериментальной работы стояла цель – выявить новый уровень знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности, сравнить полученные результаты с исходными данными, и таким образом, проверить эффективность системы проведенной работы. На итоговых занятиях и в индивидуальной беседе было выявлено, что дети экспериментальной группы на много лучше осведомлены в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности и умеют применять свои знания в реальной ситуации осмысленно, тогда как дети контрольной группы применяли знания неосознанно и иногда не могли объяснить, почему они так поступили.

По результатам проделанной работы получены следующие уровни знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности (см. приложение 1).

Проводя планомерную работу по разделу «Ребенок дома», мы пришли к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только одними занятиями, значительную часть знаний и умений ребенок усваивает без специального обучения — в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений, опытов. Главная задача педагога: помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий. В повседневной жизни, в ходе ситуаций (естественных и специальных) отрабатываются, закрепляются, расширяются знания детей, их умения, обогащаются чувства, упрочиваются познавательные интересы, способности. Учитывая индивидуальные особенности воспитанников, мы продумывали варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение требовало усилий мысли, воли, напряжение сил, ибо без преодоления трудностей нет полноценного развития. Организуя деятельность детей, заботились о том, чтобы каждый ребенок эмоционально переживал успешность обучения. Для этого необходимо создавать специально созданные ситуации успеха, например, положительно подкреплять намерения ребенка, авансируя успех (у тебя получится, ты справишься); акцентируя на положительные черты (ты такой внимательный, ты же наш художник); усилив мотив деятельности (ведь ты хочешь научиться рассказывать, так интересно узнать новое).

Педагог не должен подавлять детей своим авторитетом, не пресекать их общение, а выступать как старший партнер, наставник, который поощряет взаимодействия, открывает «коммуникативные каналы», много знает и умеет, всегда придет на помощь. Тогда в совместной деятельности со сверстниками дети начинают использовать формы поведения взрослого: объясняют, подбадривают, контролируют, оценивают, не соглашаются, спорят. Было отмечено, что отношения в группе улучшились, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения. Комплектуя подгруппы, мы принимали во внимание только личные симпатии детей, только общность интересов, а не совпадения в уровнях развития. Состав должен быть разноуровневый, тогда «сильные» дети станут «маячками» для тех, кого часто относят к отстающим.

Заключение

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Первым этапом работы по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста было изучение различной литературы по данной теме. Далее шло научное определение и доказательство условий для воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, практическая апробация выдвинутых предположений. Была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ДОУ № 4 с детьми старшей группы. В ходе проведения эксперимента использовались различные методы и приемы. Исследование позволило выявить особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование. По итогам этой работы можно сделать вывод: дети старшего дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/bezopasnoe-povedenie-detey-v-byitu/

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2012.

2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,2009.

3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 2009.

4. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2008.

5. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 2009.

6. Болотов В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание.-2006.-№1.-С.4-9.

7. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. – М.,2010.

8. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 2010.

9.Волчкова В. Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. – В.,2007.

10. Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир./Дошк. воспитание 2000 №1.

11. Дыбина – Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 2007.

12. Дыбина О.В. Рукотворный мир. – М., 2008.

13. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. – М.,1991.

14. Захарова Л.М. Педагогическое сопровождение процесса этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста. Уч. Пособие.- Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2007.-44с.

15. Ильчиков М.З.,

16. Князева О. Мои помощники. //Дошк воспитание 2000 №2.

17. Кобитина И.И. Детям о технике. – М., 2008.

18. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1988.

19. Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996.

20. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998.

21. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников.// Детский сад от А до Я.-2004, №4.

22.Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.

23. Парамонова Л. Алиева Т. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание.-2003.-№6.-С.27 31.

24.Программа «Детство». – СПб., 1997.

25.Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.,1993.

26.Соловьёва Е.А. Гражданское воспитание сегодня. //Дошк. Воспитание — 1995 №8.

27.Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. //Дошк. воспитание — 1997№3

28.Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997

29.Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб.,1997.

30.Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!!! // После уроков – 2002.

31.Шаталин А.А. «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».// После уроков – 2003.

32. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для восп. дет. сада и родителей.- М: Просвещение, 1992.- 30с.

33. Бабаева Т.И. Подходы к программе социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду // Теоретические основы программы воспитания в детском саду. СПб: Образование, 1992.-с. 14-29.

34. Бабахаян А.Б. Осторожно, электричество! // Здоровье. 1981. №4.-с.25.

35. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1998,- 40с.

36. Богуславская З.М. Особенности ориентировочной деятельности в процессе формирования первоначальных представлений у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1961. №3.- с.93-101.

37. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-е.143-247.

38. Болотина J1.P., Комарова Т.С. и др. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 1998. — 240с.

39. Брехман И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. -Л.:Наука,1987.-88с.

40. Бурыкина М.Ю. Педагогические основы ознакомления с электрическими явлениями детей 6-7 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Брянск. 1994.-17с.

41. Быструшкин С. Концепция преподавания курса ОБЖ // Основы Безопасности Жизнедеятельности. 1997. №4.- с.50-51.

42. Васильева Ц. Учим правила безопасности // Дошкольное воспитание. 1980. №2.- с.65-66.

43. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста //Вопросы психологии. 1996. №3.- с. 14-26.

44. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников / Под ред. Г.Г. Кравцова, Л.П. Стрелковой. М., 1989.

45. Владимирова Т.А. Формирование дружеских взаимоотношений детей пятого года жизни: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1975.-16с.

46. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада./Сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение, 1982.-256с.

47. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. М.: Лист, 1997.- 173с.

48. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошкольных учреждений /Сост. В.И. Теленчи. М.: Просвещение, 1987.-с.102-135.

49. Головина Н. Профилактическая работа по предупреждению травматизма у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1986. №3.-с.93-94.

50. Гордон Г.Ю., Вайнштейн Л.И. Электротравматизм и его предупреждение. М.: Энергоатомиздат, 1986.-С.46-67, 117-123.

51. Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Сб. научных статей. Киев: Штиинца,199| .-с. 19-40.

52. Григорович JI. Опасные ситуации в жизни детей // Дошкольное воспитание. 1985, №6.- 1986,№7.- 1987,№7,9.

53. Грядкина Т.С. Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья дошкольников // Детство: Педагогический альманах. №1. СПб.: Акцидент, 1998.-С.81-88.

54. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить: Из опыта работы воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1979.-143с.

55. Добрушин А. Д. Как беречь детей. Таллин: Валгус, 1976.- 24с.

56. Долецкий С.Я. Берегите детей. М.: Медицина, 1978.- 135с.

57. Запорожец A.B. Избранные психологические труды. Т.1. М., 1986.-287с.

58. Зверева О.Л. Работа детского сада с молодой семьей. М.,1990.

59. Казанцев Г. ОБЖ и БЖД в 2000 году: необходимо развитие успехов // Основы Безопасности Жизнедеятельности. 2000. №1.- с.4-5.

60. Ким Т.В. Особенности дидактических материалов по предмету «Окружающий мир»: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990.- 18с.

61. Конвенция о правах ребенка/ Нормативные документы по организации и функционированию ДОУ. Петрозаводск, 1994. — с. 55-79.

62. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980.

63. Ковальковская Н. Как должна быть организована жизнь ребенка // В помощь просвещенцу. 1923. вып.З.- с.29-30.

64. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1989.- 448с.

65. Лагутина A.C. Особенности осознания своего опыта дошкольниками: Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1991. -20с.

66. Ларионова Г.П. Проблема общественного дошкольного воспитания в русских педагогических журналах начала XX века (1900 1917).

Историко-педагогическое исследование: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1979.-18с.

67. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.- 304с.

68. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

69. Литвинов E.H., Смирнов А.Т. Проект программного курса ОБЖ // Военные знания. 1993. №12.-с.21-22.

70. Логинова В.И. Проблема умственного воспитания в советской дошкольной педагогике.// Умственное воспитание детей в детском саду. -Л.:ЛГПИ,1981.-с.5-25.

71. Логинова Е.А. Очерки по истории борьбы с травматизмом в СССР. -М.,1958.- 180с.

72. Люблинская A.A. Очерки психического развития ребенка. — М.: АПН, 1959.- 546с.

73. Люблинская A.A. Воспитателю о развитии ребенка. М.: Просвещение, 1972.-256с.

74. Маркова Т.А. «Приучайте маленьких детей к домашнему труду». -М.,1961.-54с.

75. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практического врача педиатра: Книга для воспитателей и родителей. — М.: Просвещение, 1991 .-с. 123-160.

76. Матвеева М. Прививка отрицательного опыта // Здоровье детей. 1998. №25-26.-с.7.

77. Матейчек 3. Родители и дети. М., 1992.

78. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.

79. Степаненкова ЭЛ., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1979.-58с.

80. Сулла М., Сергеева О. Принципы непрерывного обучения по ОБЖ // Основы Безопасности Жизнедеятельности. 1998. №8. с. 10-12.

81. Телегина Т. Л., Пигарева М.Л. Соотношение уровня развития мыслительных действий и эмоциональных переживаний у дошкольников в игровой ситуации // Вопросы психологии. 1991. № 1 .-с. 108-114.

82. Ушинский К.Д. Страх и смелость // Избранные педагогические сочинения. M., 1974. Т. 1.- с.398-408.

83. Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста./ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. J1., 1987. — 166 с.

84. Цвилюк Г.Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.- 64с.

85. Чтобы не было беды: Детям об огне и пожаре / Сост. Д.Б. Игуменова, И.Г. Иванников. М.:Стройиздат, 1992.- 160с., илл.

86. Шакурова Г., Мельникова Н., Захарова Л. Один дома // Дошкольное воспитание. 1999. № 10.-С.44-52.

87. Шойгу С.К. Организационные указания по подготовке населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций на 1998 2000 годы // Основы Безопасности Жизнедеятельности. 1998. №2,-с.55-60.

88. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.- 200с.

89. Энциклопедия по безопасности и гигиене труда / Перевод с англ.; Гл. ред. Г.Ф. Сухорукова. М.: Профиздат, 1985.- в 4-х томах.

Приложение 1

Приложение  1

Приложение  2

Приложение 2, К конспектам занятий. Литературно-художественный материал, Пословицы.

От искр пожар рождается.

Не шути с огнем, можешь сгореть.

Спички не тронь, в них – огонь.

Не имей привычки носить в кармане спички.

Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней – огонь.

Маленькая спичка сжигает большой лес.

Спичка-невеличка, огонь-великан.

Человеку друг огонь, только зря его не тронь.

Огонь – наш друг, но не всегда – бывает от него беда!

Огонь – мастер на все руки.

Огня бойся, воды берегись.

Огонь без дыма не бывает.

Огонь кочерги не боится.

Огонь маслом заливать, лишь огня прибавлять.

Огонь тушат, пока не разгорелся.

Солома с огнем не дружат.

От искры сыр-бор загорелся.

От искры Москва сгорела.

Не шути с огнем – обожжешься.

Огонь — не вода, охватит – не выплывешь.

Огонь – не вода, пожитки не всплывают.

Загадки

Опасные предметы.

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы).

Не хочу я молчать,

Дайте вволю постучать.

И стучит день-деньской

Он железной головой (молоток).

Конь стальной, хвост льняной,

Подружись-ка ты со мной (иголка).

Зубы есть, а рта не надо (пила).

Посмотрите на меня-

Вся дырявая я,

Но зато я ловко

Тру тебе морковку (терка).

У меня есть лезвие-

Острое, железное,

Обращайтесь осторожно,

Мной порезаться можно (нож).

Ведь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все тук да тук (гвоздь).

Вот железная плутовка,

Листы держит очень ловко.

Крепко вместе их сжимает,

Никогда не потеряет (скрепка).

Я иголкина подружка,

Только нет у меня ушка (булавка).

Я сижу в своем домишке,

Не серди меня мальчишка!

Обращайся осторожно,

Ведь пораниться мной можно (перочинный нож).

Очень хрупкая я,

Берегите меня.

Если только разобьете –

Лишь осколки соберете (стеклянная посуда).

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать (градусник).

Ей набили мясом рот,

И она его жует,

Жует, жует и не глотает-

В тарелку отправляет (мясорубка).

Он целый день звенел в бору густом,

От инея белесом.

А ночью, подойдя к костру,

Заснул, в бревно, уткнувшись носом (топор).

Где упрется хвостом,

Станет дырка потом (шило).

В брюхе жарко у меня,

А в носу моем дыра,

Когда все во мне кипит,

Из нее пар валит (чайник).

Она снаружи вроде груши,

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом (лампочка).

Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет – я посвечу (свеча).

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки (спички).

Электрические приборы и бытовая техника.

Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки (утюг).

На столе в колпаке

Да в стеклянном пузырьке

Поселился дружок,

Развеселый огонек (настольная лампа).

Он один на всем свете

Очень рад пыль встретить (пылесос).

Посмотри на мой бочок,

Во мне вертится волчок,

Никого он не бьет,

Но зато все собьет (миксер).

Я пузатый и пыхтящий,

Я большущий и блестящий,

Если только захочу,

Кипяточка вскипячу (самовар).

Два соседа-колеса

Собирают голоса,

Друг от друга тянут сами

Поясочек с голосами (магнитофон).

Поверчу огромный круг,

И меня услышит друг (телефон).

Летом папа наш привез

В белом ящике мороз,

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты (холодильник).

Дом на ножках,

Посреди – окошко.

Засветится окно,

Появится кино (телевизор).

Кто по проводам

В дом приходит к нам?

По ночам, когда темно,

Освещает дом оно (электричество).

Пожар.

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает (огонь).

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес –

И исчез (дым).

Спят смирно дочки

В фанерном домочке.

У сонь, у тихонь

В головках огонь (спички).

Раз, два, три, четыре-

у кого пожар…? (в квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…(утюг).

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками …(играл).

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто у дома жег …(траву).

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые…(предметы).

Помни каждый гражданин этот

Номер…(ноль один).

Дым увидел – не зевай

И пожарных… (вызывай).

С огнем бороться мы должны,

Мы смелые работники,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (пожарные)

Наказы.

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его водой.

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички же забрать.

Раскалился если вдруг

Электрический утюг,

Что должны вы сделать, детки?

Вынуть вилку из розетки!

Если в доме есть балкон,

Помните – опасен он!

И открытое окно

Привлекать вас не должно!

Ничего опасней нет,

Чем заточенный предмет!

Бритвы, ножницы, ножи

Не хватайте, малыши!

Не подходи к плите, дружок,

Ты можешь получить ожог!

Кран открывайте осторожно,

Ведь кипятком обжечься можно!

Да и холодная вода

Увы, полезна не всегда.

Если вдруг искрит розетка,

Или слышен странный треск,

Ты скажи об этом взрослым –

Сам, пожалуйста, не лезь!

Электричество Опасно!

Неуместны игры здесь!

У многих есть в квартире газ,

И не заметен он для глаз.

Но, помни, что опасен газ.

Не терпит он с собой проказ!

И коль заметил запах газа,

Открой окно, проветри сразу!

Пошире створки отвори,

И спички в руки не бери!

Осторожнее со спичкой!

Спичка – это главный враг.

Не шути ты с невеличкой,

Не до шуток нам никак.

Если на сковороде

Загорелось масло,

Воду ты туда не лей,

Воду лить опасно.

Перегладить все белье,

Помогаешь маме вдруг.

Не, забудь, когда закончишь,

Сразу выключить утюг.

С огнем, ребята, не играйте,

А увидев огонь и дым,

По телефону набирайте

Всего две цифры 01.

Приложение 3

Тест для детей

1.Как тебя зовут? Имя, фамилия.

2.Где ты живешь? Домашний адрес.

3.Номер домашнего телефона?

4.Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество.

5.Место работы родителей?

6.Адрес детского сада?

7.К кому и по каким телефонам обращаются при пожаре, нападении, травме?

8.Включаешь ли ты без родителей электроприборы, аппаратуру?

9.Уходя из дома, выключаешь ли ты электроприборы из розеток?

10.Знаешь ли ты как вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?

Приложение 4, Конспект занятия №1. «Службы 01,02,03 всегда на страже»

Цель: познакомить со службами спасения 01,02,03; учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; воспитывать нравственные качества, вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности.

Ход занятия

-Ребята, у кого из вас дома есть телефон? А вы умеете пользоваться телефоном? Куда вы звоните? (бабушке, дедушке, сестре, знакомым).

-Есть номера телефонов, которые знают все люди, и очень важно, чтобы эти номера знали все дети. Сейчас мы попробуем догадаться, какие это номера телефонов. Послушайте, какая ситуация произошла с девочкой. (Читаю отрывок из стихотворения С. Маршака «01».)

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь-

Жжется, Леночка, огонь..»

-Как вы думаете, что могло случиться с девочкой? (ответы детей) Какая спасательная служба может помочь в такой ситуации? По какому телефону можно вызвать пожарную службу? Правильно, по телефону «01». (Прикрепляю на доску карточку с «01», и хором дети проговаривают этот номер телефона, чтобы его запомнить.)

-А теперь посмотрите другие картинки (девочка стоит на улице и плачет).

-Что случилось с девочкой? Как помочь девочке? Какая служба необходима? По какому номеру телефона можно вызвать милицию? Правильно, по номеру «02»(Прикрепляю на доску карточку с «02».)

-Ребята, а вы можете вспомнить случай из своей жизни, когда вы сильно болели? (рассказы детей).

А случалось ли вам болеть так, что с вашей болезнью не могла справиться даже мама? Часто бывает, что человек так плохо себя чувствует, что необходимо вызвать «скорую помощь». По какому телефону нужно вызвать «скорую помощь»? (Прикрепляю на доску карточку с «03»).

-Эти службы работают круглосуточно, то есть и днем, и ночью. Потому что в любой момент с людьми может произойти беда.

-А как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, который работает в службах спасения? Давайте соберем в мои ладони много-много слов, обозначающих эти качества. (Мужественность, выносливость, доброта, милосердие, нежность, любовь, жалость, ум, профессиональность и т.д.) Ребята, помните, мы с вами делали макет большого города, где могут произойти разные происшествия. Вот и в нашем городе случилась беда. Поступили важные сообщения, что: 1- Мальчик 5 лет разжег дома костер. 2- потерялась девочка 3 лет. 3- Мальчик 6 лет сломал руку.

-Ребята, мы сможем им помочь? Нам необходимо разбиться на три команды: «01», «02», «03». Прежде чем собраться в дорогу, надо надеть специальную одежду, собрать необходимые инструменты в чемоданы. И не забудьте взять с собой в дорогу самое главное – те качества, которые вы собирали в мои ладони. Дети по сигналу ищут по лабиринту место, где необходима помощь пострадавшему (Игра-эстафета «Чья команда быстрее соберет чемодан к выезду».)

-Молодцы, ребята, вы правильно собрали свои инструменты к выезду. Вам это пригодится. Но не забудьте взять с собой в дорогу самое главное – те качества, которые вы собирали в мои ладони (дети ищут по лабиринту место, где необходима помощь пострадавшему).

Развивается сюжетно-ролевая игра.

Конспект занятия №2. «Опасные предметы дома»

Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Ход занятия

-Ребята, вы уже взрослые. Кого из вас родители оставляли дома одного? (ответы детей)

-Если вы уже оставались одни дома, то вам необходимо знать правила безопасности. Какие опасности могут быть дома7 Опасности ждут нас на каждом шагу. Сейчас мы попробуем определить, какие предметы в доме можно считать опасными. Отгадайте загадки о домашних предметах и подумайте, чем они могут быть опасными.

1.Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы).

2.Не хочу я молчать, дайте вволю постучать.

И стучит день-деньской он железной головой (молоток).

3.(см. Приложение к конспектам)

Дети отгадывают загадки, рассказывают, какую опасность таит каждый бытовой предмет

-Молодцы, ребята, вы очень хорошо подметили все опасности в предметах. А сейчас внимательно рассмотрите эту картину. (Воспитатель предлагает детям иллюстрацию с нарисованной квартирой, в которой находятся различные бытовые предметы.) В этой квартире оставили малышей Андрюшу и Наташу. (воспитатель представляет детям кукол)

-Их родители ушли на работу. Давайте, ребята, расскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилась беда. Около каждого предмета будем ставить предупреждающие знаки: Х — нельзя пользоваться, ! -осторожно пользоваться.(дети расставляют по квартире знаки)

-Ребята, давайте повторим правила безопасности:

Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Не включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.

Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, средства от насекомых.

Средство от тараканов

Жили в доме великаны,

И жили в доме тараканы.

Что же делать, как тут быть?

-Тараканов уморить!

И купили великаны

Средство против тараканов…

Но остались тараканы,

А не стало великанов.

Аккуратней надо быть,

Чтоб себя не отравить.

-Отравиться можно не только лекарствами, химическими препаратами, но можно отравиться невидимым ядом – газом. Газ может быть очень опасен. Поэтому почувствовав запах газа, соблюдайте следующие правила:

-Срочно скажи об этом взрослым, надо сразу же открыть окна и двери, позвонить по телефону «04», ни в коем случае не включать свет и не зажигать спичку.

-Если ты живешь в многоэтажном доме, тебя ждет еще одна опасность – это балкон. Очень опасно выходить одному на балкон.

Человек не птица, удобнее по лестнице спуститься,

Без парашюта с высоты прыгают только коты.

-Запомните, дети, правила эти и смело оставайтесь дома одни, с вами не случится никакой беды.

-Теперь, я думаю, наши малыши Андрюша и Наташа будут в безопасности. А вы, ребята, если узнаете что то новое, им обязательно расскажите.

Беседа — «Открытое окно, балкон как источник опасности»

Обращаю внимание на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну. Провожу беседу с детьми на тему «Балкон, открытое окно». — Если ты живешь в многоэтажном доме, тебя ждет еще одна опасность. Это балкон. Очень опасно выходить одному на балкон. Но если ты вышел, никогда не играй там, в подвижные игры, не прыгай, не перегибайся через перила балкона. Если внизу что-то интересное, лучше спуститься вниз по лестнице. Рассматриваем с детьми изображение открытого окна. А чем опасно открытое окно? Разрешают ли дома родители детям самим открывать окна и выглядывать из них, одним выходить на балкон и играть там? Вместе с детьми рисуем план своей квартиры и отмечаем на нем опасные места. Делаем с детьми макет комнаты (окна, двери, балкон, торшер, стулья, телефон и т.д.).

Изготавливаем фигуры действующих персонажей – мамы, детей. Макет комнаты можно использовать по-разному: как настольный театр, в котором дети могут разыграть историю на предложенную тему, например: «Мама ненадолго ушла, и дети остались дома одни…», причем каждый ребенок может предложить свою историю или разыграть ее со сверстниками попарно, втроем. Я предложила придумать историю вместе с родителями дома. Для развития творческого воображения и фантазии, художественных способностей детей им можно предложить придумать и дополнить персонажами и предметами комнату в соответствии с усложняющимся сюжетом (например: вором и милиционером, врачом, пожарным).

Человек – не птица,

Удобнее по лестнице спуститься.

Без парашюта с высоты

Прыгают только коты.

Запомните, дети, правила эти и смело оставайтесь дома одни, с вами не случиться никакой беды., Конспект занятия №3. «Где работает огонь?»

Цель: познакомить с жизнью древнего человека, рассказать об открытии человеком огня; как дошел огонь до наших дней, как он помогает человеку.

Ход занятия:

-Ребята, вы уже знаете, что не всегда жизнь человека была такой, как сейчас. Давным-давно люди пользовались только тем, что давала сама природа. Убежищами служили пещеры, где было холодно, сыро, темно.

-Когда-то от молнии загорелось дерево. Кто-то, наверное, самый смелый человек, догадался взять горящую ветку и отнести её в свою пещеру.

-Ребята, как вы думаете, для чего был нужен огонь в пещере?(ответы детей)

Но для того, чтобы огонь не погас, надо делать (подкладывать ветки, защищать от ветра, от дождя…) Но случалось, что огонь угасал, и пришлось человеку задуматься, как же получается огонь. Кто-то заметил, что, когда обрабатывают один камень другим, появляются искры. Вот и стали люди высекать камнем искры и зажигать костер тогда, когда им было нужно.

Знания древних людей мы до сих пор используем. Например, в зажигалке. Этот камень называется кремень. Как только подружился огонь с человеком, он стал ему верным помощником.(огонь-сигнал, освещение, огонь в кузнице, огонь в топке паровоза.

-Давайте поиграем в игру «Что было – что стало» (раздаю карточки с современными и старинными предметами детям) Найдите пару.

И сегодня огонь — наш верный помощник.

-Кто из вас, ребята, хочет рассказать, как вам огонь помогал? (рассказы детей)

-А кто из вас вместе с родителями разводил костер? А что потом было с костром? Что осталось на месте костра?

-Огонь наш друг, но с ним надо быть осторожным. Чуть зазевался, подует ветер и разнесет искры по всему лесу. Не миновать тогда беды. Огонь за несколько минут сжигает все на своем пути. Не щадит огонь ни природу, ни зверей, ни людей, оставляет за собой страшный след: вместо леса – зола, вместо дома – обожженные головешки.

Огонь может быть не только другом, но и врагом. И все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее.