Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В психологической литературе детское творчество рассматривается в связи с рядом проблем психического развития ребенка, таких, как детское воображение и мышление, детская деятельность, детская одаренность и др.
В данной работе мы рассмотрим технологию арт-терапевтической работы как средство развития дошкольника, а так же коррекции детской личности. На счету арт-терапевтов, практикующих с маленькими детьми, множество случаев улучшения психического здоровья дошкольников, снижения уровня агрессивности, устранения фобий, налаживания эмоциональных контактов с семьей.
Многие знают арт-терапию как терапию рисунком, лепкой и т.п. Помимо творческого самовыражения с помощью материала, в арт-терапии приветствуются и игровые приемы коррекции — сказкотерапия, психодрама.
Одним из главных моментов арт-терапии, влияющим на ее эффективность, является личность арт-терапевта. Здесь, больше, чем в работе со взрослым, важны и непринужденная атмосфера, и эмпатия (умение переживать и сопереживать чувствам другого человека), и одновременно рациональное анализирующее мышление. Одно из главных качеств арт-терапевта — способность установить с ребенком контакт, быть на его стороне, говорить с ним в одной плоскости.
Ребенок-дошкольник зачастую слышит не слова, а интонацию; понимает не содержание речи, а жесты, лицо, мимику, которые эту речь сопровождают. Специалисты говорят, что эмоциональный контакт с малышом достигается с использованием невербальных приемов общения: открытые позы (руки раскрыты, разведены, открывая грудную клетку), живая мимика (но без кривляний) и т.п. Детские арт-терапевты не забывают и про стандартные педагогические приемы работы с дошкольниками.
Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. За время своего существования арт-терапия ассимилировала достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и приёмы разных направлений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, методы педагогики, отдельные представления теории культуры, социологии и других наук. Она продолжает активно развиваться и в настоящее время, осваивая новые области практического применения и обогащаясь идеями благодаря объединению с другими научными дисциплинами.
Психологическая защита личности
... Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Глава 1 теоретические основы изучения психологических защит личности 1.1 Психологические защиты личности: сущность и механизмы Представления о психологической защите первоначально ...
Глава 1. Теоретические основы арт-терапии
Терапия искусством является относит ельно новым методом психологической работы. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символическое искусство восходит к пещерным рисункам первобытных людей. Древние использовали символику для идентификации своего места в мировом космосе и поисков смысла человеческого существования. Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует. Это особенно подтверждается в наше время быстрой сменой стилей в искусстве в ответ на изменения в культурных течениях и ценностях.
Арт-терапия имеет древнее происхождение. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, дидактический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействия. Утратив атрибуты сакральности в эпоху господства ньютоно-картезианской научной парадигмы, так называемая терапия впечатлениями или терапия занятостью через различные формы творческой активности пациентов была довольно популярной разновидностью гуманной клинической психотерапии еще до середины прошлого века. Однако в последующем, в связи с дифференциацией психотерапевтических подходов, она была оттеснена на задний план.
Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе — не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.
Новый рост интереса к терапии творчеством, в частности, к арт-терапии, отмечается примерно с середины XX века, когда она стала все более широко использоваться в качестве разновидности терапии занятостью преимущественно в психиатрических и общесоматических госпиталях. За исключением отдельных случаев, она рассматривалась как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолевать последствия социальной изоляции больных. При этом арт-терапия находилась под большим влиянием биомедицинских представлений. Специалисты, проводящие арт-терапевтическую работу такого рода, как правило, не имели серьезной академической подготовки и были неспособны играть какую-либо активную роль в лечении больных. Их основная задача заключалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простейшими видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью отрицательных переживаний.
Исключение составляли психодинамические подходы, представленные последователями Фрейда и, особенно, Юнга, которые использовали материал изобразительной деятельности своих клиентов для анализа отраженных в нем различных содержаний бессознательного. В нашей стране арт-терапия до последнего времени использовалась, в основном, в работе с психически больными и находилась под большим влиянием клинического мышления. Реорганизация западной психиатрической службы в50 — 60 годы, связанная с закрытием многих психиатрических клиник и с расширением сети амбулаторных и полустационарных услуг, привела к тому, что арт-терапевты стали работать в более тесном контакте с психотерапевтами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами, а также с религиозными конгрегациями и населением. Это оказало большое влияние на развитие теории и практики арт-терапии, обогатив ее новыми представлениями в духе экзистенциально-гуманистического подхода, одного из наиболее влиятельных в психологии, психотерапии и педагогике того времени. Арт-терапия значительно расширила диапазон своих эмпирических возможностей, удачно сочетаясь с характерными для названного подхода установками на развитие человеческого потенциала, самоактуализацию личности и интеграцию различных аспектов психической деятельности.
Гештальт-терапия
... некоторые ее методы очень быстро стали использоваться в различных терапевтических направлениях, однако гештальт-терапия - самостоятельное направление, которое не нуждается в подобного рода "поддержке". Другое из этих ... теории Фрейда и его метода". В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем ...
В последние два-три десятилетия арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и обобщение эмпирических данных, связанных с арт-терапией, несколько опережает развитие ее теории, применение некоторых теоретических представлений способствовало выходу арт-терапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода. Среди этих теоретических представлений последнего времени наиболее значимыми являются, в частности, следующие:
- психология игровой деятельности, концепции онтогенетического развития разных видов игровой активности;
- психология измененных состояний сознания, трактующая арт-терапевтическую активность в состоянии творческого вдохновения как прогрессивный адаптационный механизм, один из множества компонентов целостной реакции организма, направленной на достижение динамического равновесия;
- современные представления общей теории систем, касающиеся психической деятельности, в частности, концепция множественности ответов психики на состояния стресса, болезни и духовного кризиса.
Согласно этим представлениям, исцеляющие силы, присущие каждому живому организму и психике, могут действовать в двух направлениях. После нарушения организм и психика могут вернуться в свое прежнее состояние вследствие различных процессов самосохранения. С другой стороны, организм и психику может охватить процесс самотрансформации, включающий стадии кризиса и перехода и приводящий к совершенно иному состоянию равновесия. Творческая активность рассматривается при этом как значимый фактор развития адаптивных реакций данного типа;
— трансперсональная методология, рассматривающая арт-терапию как универсальный метод, способствующий интеграции биографического, перинатального и трансперсонального опыта, а также балансу так называемых хило- и холотропического модуса психической деятельности.
Но сейчас, помимо средства психотерапевтического воздействия, арт-терапия приобрела педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно “therapia” в переводе с латинского означает лечение).
Имеется в виду “социальное врачевание” личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.
Социально-психологические аспекты взаимовлияния личности и группы
... приверженность к постконвенциональному уровню морального сознания, что является естественным показателем формирования личности. 23 испытуемых (39%) продемонстрировали конвенциональный уровень развития морали, что говорит ... опроснике Кеттела. Фактор, А ориентирован на измерение общительности человека в малых группах и способности к установлению непосредственных, межличностных контактов. Фактор В не ...
Согласно исследованиям А.И. Копытина [Копытин А.И., 1999], за рубежом заметно возросла роль арт-терапевтов в сфере образования. Они работают в специализированных и общеобразовательных школах, чаще с детьми, имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, а также проблемы в обучении.
Достоинством арт-терапии является “язык” визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, “картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов”. По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это — своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.
- собственно арт-терапия,
- музыкотерапия,
- танцевальная терапия,
- драмотерапия,
- сказкотерапия,
- библиотерапия,
- маскотерапия,
- этнотерапия,
- игротерапия,
- цветотерапия,
- фототерапия,
- куклотерапия,
- оригами и тому подобное.
Кроме того, каждый из этих видов имеет множество арт-терапевтических техник, которые применяются для решения внутренних и межличностных конфликтов, кризисных ситуаций, вековых кризисов, травм, невротичных и психосоматических расстройств и тому подобное.
Вот некоторые виды и техники арт-терапии, которые могут быть использованы во время работы с детьми (и даже если заметных изменений в жизни они не принесут, интересное времяпровождение обеспечивают):
Рисование — одна из основных техник арт-терапии. Рисовать можно чем угодно, но следует помнить что нервному человеку лучше использовать мел, потому что акварель, которая растекается, может спровоцировать тревогу. Мел более легко контролировать, и человек переносит это ощущение на жизнь. А если человек с комплексами, то лучше рисовать акварелью — это поможет ему почувствовать себя раскованным.
Коллаж делается из газетных и журнальных вырезок, естественных материалов, фотографий, цветной бумаги. При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием художественных способностей, именно поэтому он позволяет каждому получить успешный результат.
Библиотерапия. Выбор книг, ориентированных на круг проблем определенной личности или группы. После прочтения происходит общий анализ содержания.
Для лепки используются пластилин, глина, тесто. Участники группы могут вылепить свой страх, посмотреть и поломать, а затем создать противоположное состояние — радости, счастья.
Драмотерапия. Театральные постановки на разную тематику благоприятно влияют на память, волю, воображение, чувство, внимание и мышление. В спектакле могут обыгрываться ситуации из жизни участника группы, его взаимоотношения и конфликты с другими людьми.
Фототерапия. Делается серия авторских фотографий какие потом анализируются. Важно использовать семейные фотографии, поскольку изображенные события хотя и остались в прошлом, но подсознательно они продолжают влиять на человека. Фотографии помогают вспомнить прошлое, осознать ошибки, увидеть обиды.
Занятия плаванием с детьми раннего возраста
... которые начали с того, что апробировали методику плавания на своей дочери. В 1966--1976 гг. плавание детей грудного возраста бурно развивается в России, Германии, США, Японии. В бывшем Союзе плавание грудных детей было ...
Маскотерапия. Маска лепится на лице. Сначала на кожу наносится крем, на который выкладывается первый слой бумаги, а сверху приклеивается второй. Потом она снимается и высушивается, а дальше раскрашивается.
Формы арт-терапии
- позволяет развивать ценные социальные навыки;
- связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
- дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
- позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
- повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
- развивает навыки принятия решений.
Дополнительные плюсы групповой арт-терапии также в том, что она:
- предполагает особую “демократическую” атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы;
- во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым “нормам”.
Понятно, что составляющая термина “арт” акцентирует внимание на изобразительном творчестве. Однако в процессе работы зачастую используются музыка, движения, сочинение историй.
Начинается работа с первичного обращения родителей к психологу. Для того, чтобы понять проблему ребенка и причины ее возникновения, используются: диагностика, тесты, анкетирование, как ребенка, так и родителей. После выявления проблемы предлагаются определенные коррекционные мероприятия. Это может быть работа с логопедом, дефектологом, психологом, арт-педагогом. Учитывая сложность проблемы и личностные особенности детей, определяется форма организации занятия: индивидуальная или групповая. Для коррекции эмоционально-аффективной сферы целесообразно использовать арт-терапевтические занятия.
Несомненную привлекательность арт-терапии в глазах современного человека, пользующегося в основном вербальным каналом коммуникации, составляет то, что она использует “язык” визуальной и пластической экспрессии. Это делает ее незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова малопригодны.
Методы арт-терапии связывают интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.
Арт-терапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми-дошкольниками, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.
Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи [Лебедева Л.Д.,2000].
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний).
Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.
«Формирование координации движений средствами танца у старших ...
... в интересах самих участников, и «зрелищный» (хореографический), исполняемый для зрителей, точно отражает ... . Современная классификация танцев Современная хореография имеет три раздела: народный; бытовой ... представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной ... как в работах отечественных исследователей, так и в работах зарубежных ученых. По данным Э.А. ...
Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Глава 2. Основы арт-терапевтической работы с детьми дошкольного возраста
комнаты для занятий арт-терапией
Для проведения арт — терапевтических сессий необходимо иметь одно специально оборудованное место. Комната должна быть опрятна, все материалы должны содержаться в чистоте. Желательно комнату разделить на две части: «влажную» и «сухую», во влажной необходимо иметь раковину; в этой части ребёнок может работать с пачкающимися материалами (глина, гуашь, акварель).
Если планируется рисовать на полу, то пол должен быть покрыт линолеумом или другим моющимся материалом. Если в комнате находится ковёр, можно его покрыть большим куском полиэтилена. Альтернативой рисованию на полу может быть рисование на большом столе или нескольких сдвинутых партах. Арт — материалы необходимо рассортировать, колющие и опасные предметы (ножи, ножницы и иголки) должны содержаться отдельно. Материалы должны быть разнообразны и доступны для ребёнка. Помимо ватманов, листов А-4, рекомендуется использовать обои, чёрную бумагу (она пользуется популярностью у детей, так как создаёт ощущение заполненности рисунка, впечатление, что здесь «уже что-то нарисовано», — это важно для неуверенных в себе детей).
Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию ...
... тему нашего исследования: Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста. ... определенной деятельностью. Но необходимо отметить, что ... работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на ... материала. Очень часто дети просто запоминают и воспроизводят информацию на ...
Рекомендуется иметь следующие материалы: краски (масло, гуашь, акварель, темперу), цветные и простые карандаши, разнообразные фломастеры, пастель, краски для стекла, кисточки разной величины и губки (для раскрашивания больших объёмов), стаканчики для воды, глину, пластилин, природные материалы, нитки, иголки, бисер, пуговицы, брошки, куски ткани и меха, наклейки, журналы, фотографии, открытки и пр.
После каждого занятия в комнате должна проводиться уборка, мытьё и сортирование материалов. Желательно, чтобы в комнате не проводились никакие другие занятия и чтобы материалы не использовались для других нужд. Использованные или недостающие материалы нужно приобретать своевременно. Чем разнообразнее будет содержание комнаты, тем больше возможности и свободы в проявлении себя будет иметь ребёнок.
3.2 Проведение индивидуального арт-терапевтического занятия с дошкольником, правила и действия
Прежде чем начать арт-терапевтическую сессию с ребёнком, необходимо определиться с целями: зачем ему нужна арт-терапия сейчас, а также собрать о ребёнке как можно больше информации (от родителей, учителей, социальных работников).
Следующим этапом должен быть разговор с ребёнком. Краткий рассказ о том, что такое арт-терапия (при этом само слово можно не употреблять), объяснение, что занятие по арт-терапии это не урок рисования, а возможность выразить себя, узнать о себе что-то новое. Здесь важно получить согласие ребёнка на посещение занятий, так как терапевтический эффект возможен лишь при соблюдении принципа добровольности. После того, как ребёнок дал согласие, с ним оговаривается формальная сторона: время, место, периодичность и количество занятий. Специалисты придерживаются мнения, что наиболее эффективны занятия регулярные и постоянные. Например, занятия проводятся один час, один раз в неделю, в один и тот же день, приблизительно в одно и тоже время, в одном и том же месте и ведёт их один и тот же человек.
Трудно прогнозировать, сколько времени нужно для того, чтобы достичь терапевтического эффекта,в каждом отдельном случае, это решается индивидуально. В крайнем случае, сессию можно будет продолжить после небольшого перерыва. В большинстве случаев арт-терапевтический курс состоит из 18 сессий. Столь чёткая регламентация занятий нужна для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности.
Сессию арт-терапии проводит один терапевт или терапевт вместе с наблюдателем. Когда ребёнок приходит на первое занятие, его встречает терапевт и проговаривает ему и три простых правила поведения во время занятия:
- не вредить себе.
- не вредить другим: не бить других, не портить рисунки других детей (в случае, если арт-терапия групповая).
- не портить комнату и материалы.
Эти правила можно вспоминать в начале каждого занятия.
Прежде чем дать задание, нужно провести настройку. Обычно достаточно взять ребенка за руку, помолчать, ощутить собственное сердцебиение, сосредоточиться на дыхании. Здесь возможны разные варианты, терапевт может творчески подойти к этому. Можно рассказать какую-нибудь историю, рассказ (небольшой), стихотворение.
После настройки даётся основное задание: терапевт говорит ребенку о том, что у него есть час для того, чтобы изобразить всё, что он хочет, и тем самым выразить себя. Обычно ребёнок сам выбирает, что он будет рисовать и какие материалы использовать, но в зависимости от ситуации (например, ребёнок долго не может придумать, что ему делать) или от целей, это может быть определённое задание. Ряд заданий, которые можно использовать в таких случаях, приведены в приложении или могут быть взяты из других источников. Кроме этого нужно уверить ребенка в том, что если он не хочет показывать никому свой рисунок, то его никто не увидит, сам же он может в любой момент к рисунку обратиться и сделать с ним всё, что захочет. Свободные темы следует предлагать как можно чаще, а специальные упражнения и задания — только в том случае, если терапевт чувствует сильную необходимость в этом, а не потому, что это ему нравится. Если ребенок затрудняется в выборе того, что нарисовать, то можно попросить его сначала подобрать материалы, которые ему нравятся, посмотреть на лист и подумать; не нужно давить на него, иногда требуется время, иногда ребенку необходимо поговорить о том, что его волнует, только после этого он сможет начать рисовать. Если ребенок спрашивает, можно ли ему нарисовать то или иное, то его нужно в этом подержать. Рекомендуется уделить время на изготовление папок для хранения собственных рисунков на первых сессиях.
Развитие выносливости на занятиях физической культурой у детей ...
... психическое здоровье ребёнка, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию; целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает ... материала, обобщение. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА выносливость дошкольный бег подвижный 1.1 Анализ исследований особенностей и закономерностей развития выносливости у ...
После окончания сессии снова проводится настройка с ребёнком, терапевт прощается и напоминает о следующем занятии. Если следующее занятие будет последним, необходимо сказать ребёнку об этом.
Терапевту необходимо сделать выводы о проведённой сессии или заполнить все листы наблюдения. Рисунки вместе с отчётами сохраняются, подписываются и датируются. Дети могут всегда возвращаться к своим старым рисункам и изменять их.
В середине арт-терапевтических сессий рекомендуется встретиться с родителями и учителями и снова собрать информацию об изменениях в поведении ребёнка за последнее время. На этом этапе принимается решение — продолжать или закончить занятия. После итогового занятия нужно рассказать родителям и учителям о результатах проведённой арт-терапии и дать рекомендации.
1. Введение и “разогрев” (10-15% времени),
2. этап изобразительной работы (35-50%),
3. этап обсуждения (30-40%).
Этап 1. Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Педагог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе, для чего использует специальные карточки-напоминалки.
Последующий “разогрев” представляет собой разные виды физической активности и способы “настройки” на изобразительную работу: общая игра “по теме”, мини-беседа. ( См. приложение).
Этап 2. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия. Можно предложить детям “прожить” образ в движении (Представь, что в тебе зазвучала плавная, нежная музыка. Как ты будешь двигаться?).
Обычно темы делятся на несколько основных групп. Опираясь на тематические группы M.Либмана (1987), можно привести в пример следующие темы:
Внеклассная работа по физическому воспитанию
... внеурочное время в виде занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке к туризму, в секциях, группах, командах. Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, ... Руководитель похода, экскурсии или прогулки заблаговременно проводит с участниками разъяснительную работу, а во время проведения требует обязательного выполнения ...
1. Темы, связанные с освоением материалов:
кляксы веселые и грустные,
добрая и злая клякса,
пугающие линии,
гномики-талисманы,
освободим слона.
2. “Общие” темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы:
нарисованная сказка,
мишка в рисунке.
3. Темы, связанные с исследованием системы отношений и образа “Я”:
мы люди — я человек,
автопортрет,
мое имя,
я и моя семья.
4. Темы для парных работ:
вместе веселее,
наша бабочка,
рукавички.
5. Темы, предполагающие совместную изобразительную деятельность участников группы:
удивительное путешествие,
семья динозавров,
открытки на память.
Раскрытие и разработка темы с помощью изобразительных средств происходит, как правило, молча. Преждевременные оценки работ друг друга нежелательны, поскольку они могут смутить автора и вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искреннему выражению чувств. В то же время некоторые темы могут предполагать ту или иную степень вербальной коммуникации и физического взаимодействия между участниками. Следует учесть и разную скорость работы детей.
Этап 3. Обсуждение обычно происходит в “чистой” зоне рабочего кабинета. Оно представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже. Иногда группой сочиняется общая сказка, начинаясь с одного произведения, она вплетается в следующие, образуя общий сюжет. Авторы могут и лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами.
При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору.
На этом этапе занятия педагог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Педагог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.
После занятия дети обязательно представляют свои произведения родственникам, с которыми они пришли.
Заключение
В настоящее время арт-терапия приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на специалиста думать: « А вдруг меня не поймут или осудят?». Методы арт-терапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция тревожащих событий.