Этапы вхождения личности в группу

Контрольная работа

Этапы вхождения личности в группу

Личность — одно из центральных понятий в социальной психологии. Это связано с тем, что всякое событие в жизни общества опосредованно или определяется деятельностью и взаимодействием личностей или социальных групп, которые в свою очередь состоят из личностей.

Личностью не рождаются, личностью человек становится в процессе деятельности и общения или, если сказать иначе, в процессе социализации.

Здесь необходимо специально обговорить, что процесс социализации протекает как в логике стихийного воздействия на индивида, так и в обстоятельствах осознанного планомерного целенаправленного воздействия на личность с целью достичь желаемого влияния. При этом второй вариант традиционно рассматривается как процесс социализации, происходящий в логике жестко целенаправленного и достаточно управляемого воспитательного воздействия.

Социальная группа — это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Проходя основные стадии вхождения в новую социальную группу (адаптацию, индивидуализацию и интеграцию), индивид получает возможность взаимодействовать с другими индивидами внутри этой группы, приспосабливаться к группе, подстраивать группу под себя, решать общие внутригрупповые задачи, а так же становится личностью.

Психологическая адаптация — это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.

Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:

  • в социальной сфере со всем многообразием её содержательных сторон и компонентов (нравственных, политических, правовых и др.);
  • в социально-психологической сфере, т.е. в системах психологических связей и отношений личности, включения её в исполнение различных социально-психологических ролей;
  • в сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности

Соответственно этим сферам жизни и деятельности человека выделяют и основные виды психологической адаптации:

4 стр., 1708 слов

Предпринимательская деятельность в сфере социального обслуживания ...

... предпринимательской деятельности 2,4 2,3 другие, не запрещенные законом поступления 0,8 4,9 ИТОГО 356,4 494,4 Таким образом, на примере деятельности дома «Ветеран» становится понятно, что предпринимательство в сфере социального обслуживания ... вправе получить бесплатное социальное обслуживание: предпринимательский обслуживание социальный граждане, не способные к самообслуживанию в связи с преклонным ...

  • социальную психологическую адаптацию личности,
  • социально-психологическую адаптацию личности,
  • профессионально-деятельностную психологическую адаптацию личности.

Кроме того, выделяют так называемые интегральные или системные виды психологической адаптации: профессиональную, семейно-бытовую, личностно-досуговую и др. Они представляют собой своеобразное сочетание всех названных выше видов психологической адаптации личности.

Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, которая выражается в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды как с использованием различных средств, так с подчинёнными ему приспособительными актами.

Следовательно, в активной целенаправленной приспособительной деятельности человека проявляется 2 тенденции, выраженные в разной степени и идущие параллельно:

1) адаптивная, приспособительная тенденция;

2) тенденция, адаптирующая, преобразующая, приспособляющая среду к индивиду.

Уровень адаптированности личности является результатом процесса адаптации. Адаптированность личности делится на внутреннюю, внешнюю и смешанную.

Внутренняя адаптированность личности характеризуется перестройкой её функциональных структур и систем при определённом изменении среды её жизнедеятельности. Происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация.

Внешняя (поведенческая, приспособительная) адаптированность личности отличается отсутствием внутренней (содержательной) перестройки, сохранением себя и своей самостоятельности. Происходит инструментальная адаптация личности.

Смешанная адаптированность личности частично проявляется перестраиванием и подстраиванием внутренне под среду, её ценности и нормы и частично-инструментальной адаптацией, поведенчески, сохранением своего «Я», своей самостоятельности, «самости».

Переадаптация — это процесс перестройки личности при изменениях коренным образом условий и содержания её жизни и деятельности. При невозможности переадаптации личности происходит её дезадаптация. Адаптация и переадаптация выражают лишь степень перестройки отдельных структур личности и их коррекции или степень перестройки личности в целом.

Процесс переадаптации связан либо с коренной перестройкой функциональных систем в целом у личности при экстраординарных обстоятельствах, либо с переходом личности из состояния устойчивой психической адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой психической адаптации в новых условиях, отличающихся от предыдущих условий жизни и деятельности.

Реадаптация — это процесс перехода человека в предыдущие условия жизни и деятельности, значительно отличающиеся от тех, к которым он ранее переадаптировался. Личность может нуждаться в реадаптации. Однако этот процесс нередко происходит с серьёзными психологическими последствиями.

Следовательно, психологическая адаптация — это процесс гармонизации внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды. В процессе адаптации личности происходит гармонизация психической деятельности человека с заданными условиями среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах.

8 стр., 3565 слов

Развитие личности в процессе обучения

... в дошкольном образовании. Работа состоит из введения, трех теоретических глав, заключения и списка используемой литературы. 1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные ... 1): Рис. 1. «Воспитание в широком смысле» Можно наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенная обученность (знания, ...

Психологическая адаптация может выступить одним из механизмов развития и саморазвития личности. При актуализации негативных по содержанию потребностей человека психологическая адаптация является механизмом разрушения организма и психики, физического и психического здоровья в целом.

Потребностные состояния личности выступают источником процесса её адаптации. Они возникают при осуществлении взаимодействия личности со средой и включении её в различные виды деятельности. Дезадаптационные состояния физиологического и психологического характера можно считать потребностными состояниями, а процесс адаптации — процессом реализации, удовлетворения возникающих дезадаптационных потребностных состояний.

При адаптации личности в малой социальной группе ведущую роль играет потребность в самоутверждении в различных видах деятельности. Эта потребность выступает системной и относительно самостоятельной, одной из основных и ведущих, постоянно проявляющейся потребностью человека.

Потребность в самоутверждении — это атрибутивная потребность личности. Она играет особую роль в создании дезадаптационной адаптации, своеобразия потребностных состояний личности и в активизации адаптационного поведения, в выборе его путей, средств, способов.

Процесс адаптации личности выступает одним из ведущих механизмов социализации личности. Однако не всякий процесс адаптации ведёт к социализации личности. Так, конформное поведение личности, инструментальная её адаптация обычно не выступают процессами социализации личности. В то же время полная, внутренняя психологическая адаптация личности может оказаться тождественной процессу социализации личности.

Процесс дезадаптации личности является полярным адаптации и по своей сущности деструктивным явлением.

Процесс дезадаптации — это определённый ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к усугублению её, к усилению трудностей и вызывающих её неприятных переживаний.

Индивидуализация — это не только выделение индивида из общности, но и включение его в систему общих связей и отношений. Только в результате осознания своего места в обществе и своих отношений с другими людьми индивид приходит к осознанию своей индивидуальности.

Выделение индивида из общества и включение в него образуют внешние стороны индивидуализации. Внутреннюю же сторону ее представляет централизация индивида, т.е. объединение всех его свойств и качеств в единую систему, которая обуславливает целостный характер индивидуального бытия.

Индивидуализация тесно связана с приобретением индивидом специфических свойств, качеств, признаков, форм деятельности, способов самопроявления. Чем специфичнее индивид в своих свойствах и качествах, тем больше у него возможностей для реализации собственной индивидуальности.

Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться.

Ядро процесса индивидуализации образует автономность индивида, т.е. овладение им своим собственным способом существования, относительно независимым и отличным от существования других людей. Жизненный смысл и историческая необходимость индивидуализации состоит в том, что она привела индивида от растворения его в первобытном коллективе к обретению собственной автономии, развила его инициативу и творчество.

40 стр., 19572 слов

Особенности социально-психологической адаптации студентов первого ...

... и ожиданий участников образовательного процесса. Объект исследования: социально-психологическая адаптация личности. Предмет исследования: психологическое состояние студентов первого курса в системе СПО. Цель - выявить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в системе ...

Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека.

Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

В качестве индивидуальности человек получает возможность выразить свою самостоятельность, развить свои задатки и способности, утвердить себя в обществе. Человек строит свою индивидуальность для себя, но вместе с тем и для других людей. Он индивидуализируется не для того, чтобы замкнуться в себе, а для того, чтобы утвердить себя в обществе. Индивидуализация позволяет каждому человеку осуществлять свое индивидуальное бытие как единство сущности и существования индивида.

Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на: окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других — малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.

Итак, подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод, что на индивидуализацию жизненных стилей личности влияют:

  • индивидуально-психологическая сторона;
  • мировоззренческая сторона;
  • социально-психологическая сторона.

Индивидуально-психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.

Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния — это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени.

Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

4 стр., 1928 слов

Личность в информационном обществе

... значение интеллектуального и информационного потенциалов. В процессе накопления, использования и распространения знаний первостепенную роль играют личностные импульсы. При создании информационного общества все большее значение приобретают индивидуальные цели личности. Возрастает необходимость ...

Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Моральный облик личности — это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.

Нравственный облик личности — это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личности отражает основные ее качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Отношение к другим людям — совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

Социальные роли личности — типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.

Социальные позиции личности — взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.

Социальные установки личности — ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.

1. Донцов, А.И. Группа: психология и этимология. — Москва: Издательство «Школа-Пресс», 1983, — 133 с.

2. Большой психологический словарь / ред. Мещеряков Б., Зинченко В. — Москва: Прайм-Еврознак, 2003, — 672 с.

3. Глоссарий психологических терминов / ред. Н. Губина. — Москва: Наука, 1999, — 512 с.

4. Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Велькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Минск: Книжный Дом, 2003, — 1312 с.