Человеческая жизнь проявляется в поведении и деятельности. Сложное взаимопереплетение этих форм активности часто приводит к тому, что их под частую сложно разграничить. Тем не менее, существенные их различия очень важны. Человеку свойственно рассудочное поведение. Это значит, что его поступки, составляющие характер поведения, определяются интеллектуальным «высвечиванием» существующих между предметами связей и отношений.
Многие наши поступки и особенности поведения со временем становятся привычками, то есть автоматическими действиями, автоматизмами. Автоматизируя наши действия, привычка делает движения более точными и свободными. Она уменьшает степень сознательного внимания, с которым совершаются действия.
Учитывая важное свойство нервной системы легко формировать и закреплять привычки, даже если они являются ненужными или вредными (курение, азартные игры и т.п.), можно смело утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть, по существу, управление поведением. Ведь даже вредные привычки, явно наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто необходимое и приятное. И тогда смысл управления поведением заключается в том, чтобы вовремя заметить предпосылки к образованию ненужной или вредной привычки и устранить и, дабы не оказать у нее в плену, в плену аддиктивного поведения.
Актуальность
Целью данной курсовой работы является выявление особенности личности подростка с аддиктивным поведением.
Задачи:
- провести анализ теоретической литературы по проблеме аддиктивного поведения;
- изучить психологические особенности личности подросткового возраста подверженной аддиктивному поведению
- сделать выводы.
1. Особенности личности подростка с аддиктивным поведением
Выделение подросткового возраста, как особой возрастной ступени в становлении человека произошло во второй половине XIX века. С тех пор подростковый возраст, проблемы подростков стали центром внимания многих ученых: психологов, медиков, педагогов, культурологов, социологов. Подростковый возраст — это переход от детства к взрослости, он эмоционально насыщен и явно проступают негативные черты подросткового кризиса.
Подросток стремится понять себя, свои возможности и индивидуальные особенности, выяснить свое сходство с другими людьми и свое отличие от них. Общение, прежде всего со сверстниками, помогает становлению адекватного представления о себе. Принадлежность к группе сверстников позволяет подросткам испытывать на себе влияние разных идеологических систем — политических, социальных, экономических и религиозных. Проводя большую часть времени со сверстниками, подростки формируют направленность своего поведения, которое в большинстве случаев оказывается девиантным, отклоняющимся.
«особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте»
... предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Объект исследования: агрессивность. Предмет исследования: особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте. Цель исследования: изучить особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте. Задачи исследования: 1.Провести ...
Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение личности» выделяется подгруппа так называемого зависимого или аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как: конфликты с окружающими, совершение преступлений, утрата работоспособности. Понятие «аддиктивность» заимствовано из медицины и является относительно новым и популярным в настоящее время.
В широком смысле, под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Аддиктивное поведение, таким образом, оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребности. В переводе с английского «addiction» — склонность, пагубная привычка. Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. «addictus» — тот, кто связан долгами. Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некой непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную личность».
Таким образом, аддиктивное поведение — это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.
Аддиктивное поведение как вид девиантного поведения личности имеет несколько форм:
- o химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость);
- o нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
- o гэмблинг — игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
- o религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).
Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной: от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией.
В последние годы увеличивается число несовершеннолетних с нарушениями поведения. Наиболее часта и наиболее существенна такая форма аддиктивного поведения как химическая зависимость. Ведь именно алкоголизм, наркомания, токсикомания и курение на сегодняшний день стали неотъемлемыми атрибутами молодежной субкультуры .
1.2 Виды аддиктивного поведения
Формы аддиктивного поведения довольно разнообразны, по происхождению можно выделить следующие виды: химические — табакокурение, наркомания, токсикомания, злоупотребление спиртным; нехимические — компьютерная зависимость, зависимость от интернета, видео- и азартных игр, трудоголизм, шопоголизм, сексуальная зависимость и т.п.; нарушения пищевого поведения — аддиктивное голодание или переедание; патологическая увлеченность каким-либо видом деятельности, приводящее к полному игнорированию или усугублению имеющихся жизненных трудностей — сектантство, религиозный фанатизм и т.п. Стоит отметить, что представленная классификация весьма условна. Последствия же различных форм зависимости могут значительно отличаться для самого человека и общества. Это обуславливает и различное отношение в социуме к разным видам аддикций. Так, к примеру, к курению многие относятся толерантно и нейтрально, а религиозность и вовсе часто вызывает одобрение. Некоторые особенно распространенные виды аддиктивного поведения будут рассмотрены более подробно
Классификация вариантов аддиктивного поведения
... аддиктивного поведения Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния <#"justify">Определение аддиктивного поведения относится ко всем его многочисленным формам. ...
Далее представлена схема видов аддиктивного поведения рис. 1.
Для человека и общества не все эти виды аддиктивного поведения равнозначны по последствиям.
Человек обычно стремится к психологическому и физическому комфорту. В повседневной жизни такое комфортное состояние не всегда достижимо или оказывается недостаточно стойким: различные внешние факторы, неприятности на работе, ссоры с близкими, недостаточное понимание в семье, разрушение привычного стереотипа (сокращение штатов, смена работы, уход на пенсию и т.п.); особенности биоритмов (сезонных, месячных, суточных и др.), сезонность года (лето, осень) оказывают влияние на общий тонус организма, подъем или снижение настроения, работоспособность.
Люди по-разному относятся к периодам сниженного настроения, как правило, они находят в себе силы справиться с ними, используя свои внутренние ресурсы, общаются с друзьями и близкими, считая периоды спада естественными циклами жизни. Для других же колебания настроения и психофизического тонуса воспринимаются как труднопереносимые. В последнем случае речь идет о людях с низкой переносимостью фрустраций, т.е. дезадаптированных личностях. Этому могут способствовать как индивидуальные личностные особенности (тревожность, зависимость, неадекватность самооценки и др.), так и акцентуации характера.
Корни аддиктивных механизмов, к какой бы форме аддикции они ни приводили, находятся в детстве, в особенностях воспитания. Дома, в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребенок не находит у родителей поддержки, эмоционального тепла, испытывает чувство психологической незащищенности, то это чувство незащищенности, недоверия переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни, что и заставляет его искать комфортного состояния посредством приема веществ, фиксации на определенных активностях и предметах (Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010).
1.3 Причины развития, этапы развития
Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган (1999) выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов Становления аддиктивного поведения:
1 этап. Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Глубинная мотивация восходит к присущей человеку потребности в изменении состояний сознания: вероятность того, что первые пробы перерастут в развернутый процесс формирования аддиктивного поведения и последующего перерастания в болезнь тем больше, чем меньше возраст при первых пробах и чем меньше потребность в изменении сознания удовлетворяется социально одобряемыми способами. Выбор средства на этом этапе непроизволен и зависит от этнокультуральных особенностей, особенностей субкультуры, опыта группы и доступности средства. По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией и т. д.) первые пробы чаще всего не имеют продолжения, исключение составляют табакокурение и культурально санкционированная алкоголизация.
Молодая семья: особенности, брачно-семейная адаптация, распределения ...
... молодая семья », особенности ее функционирования ; – изучить социальные проблемы молодых семей в современном обществе ; – проанализировать стадии семейной адаптации ; – описать распределение обязанностей супругов в семье . Метод написания реферата 1. Понятие молодой семьи , особенности ... значительное влияние на характер социализации детей , на модели отношений родителей с детьми и на используемые ...
2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующим за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ — алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для других — сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих — качество вызываемых эффектов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу — для веселья, раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения («не нюхаешь, значит, не уважаешь»).
Характерно активное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления (например, «зарядка» летучими веществами фильтр коробки противогаза).
По мере прохождения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый их спектр. Чаще всего это происходит уже в возрасте после 15 лет. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы. От такого полисубстантного аддиктивного поведения В. Каган (1999) отличает моносубстантное, когда и первые пробы, и поисковое экспериментирование определяется доминирующей культуральной традицией (самогон в сельских районах России, гашиш, опиаты, и т. д. — в других этносоциальных средах).
3 этап. Переход аддиктивного поведения в болезнь. Происходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.
1.3.1 Факторы, способствующие развитию поведения
Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния (Короленко Ц.П. Дмитриева Н.В., 2000 г.)
Под биологическими предпосылками, Под социальными факторами
Большое значение в возникновении аддикций имеет такой фактор, как психологические травмы детского возраста и насилие над детьми, отсутствие заботы с предоставлением детей самих себе.
Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник — социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей.
Возрастные особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ...
... негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по ... (побегах) детей, бродяжничестве, воровстве и других формах делинквентного поведения. Для воспитанников детских домов характерны изменения в ... [9]. В подростковом возрасте эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в ...
— Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений, применением физического наказания.
- Неполная семья. Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказаться на формировании личности ребенка, подростка и также способствуют его десоциализации.
- Проблемная семья характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми.
— Аморальная семья. В ней наблюдаются такие отрицательные факторы, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей.
— Криминогенная семья. Такая семья, члены которой совершают преступления. Иногда приходится констатировать, что криминальная деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом.
К психологическим факторам
Провоцирующими факторами отклоняющегося, аддиктивного поведения считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста (Лично А.Е., 1986, Жмуров В.А., 1994, Шабанов Я.Д., Штакельберг О.Ю., 2000, Овчарова Р.В., 2000 и др.).
К этим факторам необходимо отнести особенности, обусловленные характерными для этого периода реакциями: эмансипации, группирования, увлечения (хобби), и формирующимися сексуальным влечениям (Личко А.Е., 1986).
Основным мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое.
1.3.2 С тадии развития болезни
1 стадия. Характеризуется формированием и прогрессирующим углублением психической зависимости, при которой перерыв в употреблении приводит к психическому дискомфорту, подавленности, тревоге, дисфории с резким обострением влечения к употребляемому веществу. В этот период наблюдаются ослабление и угасание защитных рефлексов на передозировку, повышенная толерантность, социальная дезадаптация.
2 стадия. Характеризуется формированием физической зависимости при употреблении одних веществ (алкоголь, опиаты, некоторые стимуляторы) и углублением психической зависимости при употреблении других (кокаин, марихуана).
Психологические особенности развития личности детей дошкольного ...
... и развитие детей в дошкольном возрасте, что возможно в результате последовательной работы в семье, либо же в детском доме. Цель дипломной работы - исследовать психологические особенности развития ... как взрослый» и подражать ему. Дошкольник начинает сознательно контролировать своё поведение и учится действовать правильно (по правилу). Это возраст интенсивного становления социальных потребностей и ...
В тех случаях, когда физическая зависимость не формируется, основным признаком этой стадии становится хроническая интоксикация с психическими и физическими нарушениями. Признаки хронической интоксикации зависят от типа употребляемых веществ .
Переход к 3 стадии (падение толерантности, выраженный органический дефект личности с чертами специфического для того или иного вида психоактивных веществ слабоумия, закономерно возникающие абстинентные психозы, глубокая социальная деградация) совершается, как правило, уже в юношеском возрасте.
1.3 Особенности подросткового периода
Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в 6-8 классах средней школы. За эти четыре года бывший ребенок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях — «переходный», «трудный», «критический» возраст. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых.
Все происходящие изменения, их соответствие или несоответствие стандартам, принятым в данной возрастной группе и в этот период, осознаются подростком и глубоко переживаются. Это может усугубить общую неуравновешенность и даже привести к психологическим травмам. Такие переживания могут обостряться в связи с возникновением интереса к другому полу, повышающего внимание к собственной внешности.
Начало полового созревания знаменует вступление в подростковый период. В это время осуществляется переход от детства к зрелости, сопровождающийся изменениями в психике и познавательной активности.
Различия в возрасте и продолжительности полового созревания.
1. Гормональные изменения, знаменующие начало половой зрелости, созревание гениталий и морфологические трансформации по-разному протекают у разных индивидов между 10 и 16 годами у девочек и между 12 и 17 годами у мальчиков.
2. При отсутствии каких-либо признаков сексуальной зрелости у девочек в 14 лет и у мальчиков в 15 можно говорить о задержке полового созревания. Некоторые психологические затруднения могут быть также обусловлены слишком большой разницей между нормой и индивидуальными изменениями. Слишком раннее созревание у девочек и слишком позднее у мальчиков может сказаться самым отрицательным образом на подростках.
Развитие мышления. От непосредственному к возможному.
1. Когнитивное развитие подростков характеризуется становлением абстрактно-логического (гипотетико-дедуктивного) мышления, описанного Пиаже. В этом возрасте подростки начинают рассуждать исходя из абстрактных гипотез, а не как в детстве — исходя из непосредственно наблюдаемой ситуации. Они могут систематически проверять свои гипотезы. Однако не все подростки постоянно используют такой способ мышления.
Социально–психологический портрет современного подростка как ...
... – психологических особенностей современных подростков. Практическая значимость нашей работы состоит в анализе основных особенностей и проблем современного подростка, на основе которого у нас и получится социально – психологический портрет. Глава 1 Социально – психологический портрет современного подростка 1. Подростковый возраст, как ...
2. Умение оперировать абстрактными понятиями способствуют развитию общей способности к рассуждениям на основе моральных и идеологических принципов, которые тем не менее не всегда претворяются в жизнь.
Трудности привыкания к изменениям своего тела.
Подростку приходится привыкать к своему новому облику в силу происходящих в этом возрасте физиологических изменений. Его рассуждения о значимости своей внешности для других и него самого сопровождаются сомнениями и страхами. Он старается одеваться так, чтобы быть похожим на своих сверстников и/или отличаться от них. Так, к примеру, он сможет следовать общей моде и при этом стремится к оригинальности.
Сексуальные побуждения и состояние напряженности.
Сексуальное созревание приводит к тому, что подросток начинает искать способы удовлетворения своих сексуальных побуждений и использует различные механизмы защиты от состояния напряженности, возникающего в случае неудовлетворенности его желаний.
Подросток и его окружение.
Подростковый возраст — это период серьезных изменений в отношениях с другими людьми. На первый план выходят друзья, сверстники, родители же отходят на второй. Первые любовные и сексуальные отношения также вносят изменения в отношения с родителями.
Прощай, детство:
1. Подросток старается выйти из состояния зависимости от родителей, которых всегда считал всемогущими и способными защитить. Он может внезапно отдалиться от них, целиком посвятив себя своим друзьям. Предназначавшуюся родителям любовь подросток направляет на себя: нарциссизм необходим для развития самооценки.
2. Развенчание идеальности образов родителей приводит к появлению по отношению к ним агрессивного поведения, которое чередуется с просьбами о защите и предоставлении самостоятельности. Подросток может стремится стать объектом внимания для своих родителей и начать вести себя поэтому регрессивно (отказываться мыться, избирательно питаться и т.д.).
Укрепление отношений со сверстниками:
1. Подросток ищет среди своих друзей «другое Я», тех, с кем он мог бы делить свои трудности, заботы, стремления, идеалы. И таким человеком может стать для подростка человек как одного, так и другого с ним пола.
2. Подросток идеализирует узкий круг своих друзей, как в детстве идеализировал родителей. Потребность отождествления себя с другими особенно ярко проявляется в раннем подростковом возрасте. Она вытекает из стремления отождествлять себя с родителями в детстве, особенно с одним из родителей того же пола.
3. В более широких группах сверстников подросток сравнивает себя с другими, выполняя общие действия. С помощью этих же действий подросток может оценить себя, бросив вызов общественным запретам и совершив целый ряд нарушений, отбросив усвоенные в детстве нормы и ценности.
Любовные и сексуальные отношения:
1. В современном обществе сексуальные отношения между подростками, как правило, допускаются. Приобретая опыт таких отношений с другим человеком — объектом своей любви и сексуальных желаний.
2. Поведение родителей при этом иногда бывает неадекватным: они могут подталкивать подростка к сексуальным отношениям, которых он не желает, или, напротив, постоянно накладывать запреты в тревожных ситуациях, заметив, что ребенок становится слишком сексуально активен.
Проблема взаимопонимания педагога и детей младшего школьного ...
... анализ уровней знания приемов взаимопонимания педагогов и завучей в работе с младшими школьниками девиантного поведения с полученными результатами нашего диагностического эксперимента. Таблица 2. 2.Результаты опроса педагогов на этапе поискового эксперимента Вопрос и параметры оценивания ПедагогиПравильно, ...
1.4 Общие признаки интоксикации и абстинентного синдрома, последствия в подростковом возрасте
Общие признаки интоксикации (опьянения) ПАВ:
1. Изменения внешнего вида и поведения, в той или иной мере напоминающие состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта, или при слабом, не соответствующем состоянию запахе;
2. Возможны защитные реакции в виде рвоты, тошноты, головной боли, сохраняющиеся у подростков более длительный период, нежели у взрослых;
3. Изменение сознания: помрачение, сужение или искажение сознания, нарушение контакта с внешним миром;
4. Изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, злобность, агрессивность, явно несоответствующие данной ситуации;
5. Изменение качества речи: ускорение, подчеркнутая выразительность, многословие, или наоборот, замедленность, нечеткость, невнятность, смазанность;
6. Изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи, или наоборот, покраснение лица и верхней части туловища;
7. Блеск глаз, бессмысленность во взгляде, суженные или расширенные зрачки, плохо реагирующие на свет;
8. Изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение, или наоборот, сухость губ, осиплость голоса;
9. Изменения двигательной активности — неусидчивость, разболтанность, повышенная жестикуляция, или наоборот, обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к уединению, нарушение плавности движений, неустойчивость при ходьбе.
Иное состояние, в котором может обратиться к педиатру подросток, употребляющий ПАВ — абстинентный синдром (состояние отмены).
Общими признаками абстинентного синдрома являются:
1. Страдальческий внешний вид, заострившиеся черты лица, запавшие, грустные глаза, землистый цвет кожных покровов с мраморным оттенком и бледностью;
2. Изменение самочувствия: чувство недомогания, дискомфорта, разбитость, вялость, слабость, повышенная утомляемость, низкая работоспособность, безынициативность;
3. Изменение адекватности эмоциональных реакций и настроения: эмоциональная лабильность, раздражительность, вспыльчивость, придирчивость тоскливая злобность, тревога;
4. Изменение двигательной активности: неусидчивость, психомоторное возбуждение, или наоборот, подавленность;
5. Болевые ощущения: боли в спине, руках, ногах, голове, неприятные ощущения в виде жжения, покалывания, выкручивания;
6. Вегетативные расстройства: потливость, отсутствие аппетита, тошнота, рвота, понос.
Часть пациентов могут оказаться в поле зрения педиатра в период ремиссии. В это время можно отметить ряд последствий хронической интоксикации. Периоды воздержания от употребления ПАВ бывают различной длительности и качества. Сам факт ремиссии еще не является показателем полного выздоровления. Так, при определенных стрессовых или фрустрирующих обстоятельствах возможен рецидив заболевания. При выявлении у подростков последствий хронической интоксикации ПАВ необходимо учитывать следующую закономерность: чем раньше и массивнее оказывается токсическое воздействие, тем тяжелее последствия. Далее представлены симптомы злоупотребления ПАВ, на которые в первую очередь следует обратить внимание при первичном осмотре детей и подростков:
Режим дня детей дошкольного возраста, возрастные изменения в режиме дня
... показателем здоровья и правильного развития ребенка. Цель данной контрольной работы - исследование режима дня детей дошкольного возраста и возрастные изменения в режиме дня. Объектом исследования явились ... предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых. Правильно построенный режим предполагает оптимальное ...
1. Больные отстают в росте и весе по сравнению со здоровыми сверстниками;
2. Часто неопрятны, неряшливы, не следят за своим внешним видом, игнорируют правила личной гигиены;
3. Изменяется цвет и эластичность кожи. Она становится бледной, дряблой, с желтым оттенком, выявляется симптом «грязных ногтей»;
4. В проекции вен предплечий, кистей, ног можно обнаружить старые следы от введения внутривенных наркотиков в виде «дорожек», пигментации, уплотнений;
5. Волосы становятся тусклыми и ломкими;
6. Зубы поражены кариесом, быстро выпадают. В ротовой полости не хватает части зубов;
7. Изменения психоэмоциональной сферы: раздражительность, вспыльчивость, хронически сниженный фон настроения. Их дополняют регресс энергетического потенциала, безынициативность, лживость, забывчивость, отсутствие чувства дистанции.
Начало употребления ПАВ в подростковом возрасте совпадает с периодом интенсивных процессов социализации и освоения профессиональных навыков, построением планов на будущее, формированием коллективного мировоззрения. Выпадение этапа социализации приводит к асоциальным тенденциям, психопатоподобному поведению с нежеланием продолжать обучение, устраиваться на работу, вести «паразитический» образ жизни. (2)
2. Химическая зависимость как вид аддиктивного поведения
Химические аддикции связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих психическое состояние. Многие из этих веществ токсичны и вызывают органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен и вызывают явления физической зависимости.
2.1 Табакокурение
Согласно социально-психологическим исследованиям распространение влияния алкоголя и табака напрямую связано с кризисными ситуациями в политике и экономике. Спиртное и табак уверенно вошли в наш быт, став повседневной нормой превратившись в обыденность. Выпивают повсюду и по любому поводу, тоже самое с курением. Для этого алко- и табакоизготовители сильно постарались. Используется непосредственная пропаганда в газетах и журналах, на телевидении, в интернете и скрытая в кино и музыке. Позитивные герои часто выпивают, дымят и развратничают. Ненавязчиво наше подсознание воспринимает схожее поведение как норму. Ни за что производители спиртного и сигарет не объяснят нам о расплате кратковременного удовольствия [36, 50].
По разным данным табачный дым уносит ежегодно от 100 до 300 тыс. жизней наших сограждан. В последние годы отмечено резкое «омоложение» контингента лиц, употребляющих табачные изделия. Почти в 70 % наблюдений первый опыт общения с табаком приходится на 7-10 лет. В среднем и старшем подростковом возрасте до 80 % обследованных эпизодически курят. При этом парадоксальным является тот факт, что в отдельных подростковых социальных группах число курящих девушек практически равно или превосходит аналогичные показатели у юношей (Чубаровский В.В., 2004).
Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.
В настоящее время общепринятым считается мнение, согласно которому развитие табакозависимости определяют следующие факторы:
- химическая структура ПАВ, его фармакодинамические и фармакокинетические особенности, с которыми связано его влияние на нейрохимические системы мозга и соответствующие рецепторы;
- наследственные свойства организма и предполагаемая наследственная передача предрасположенности к развитию токсикомании и табакозависимости;
- индивидуальные ощущения, получаемые при курении;
- личностные особенности человека, в частности возрастные;
- социокулыуральные и другие средовые влияния.
Выделение отдельных факторов и их отграничение несколько условны. Так, наследственное предрасположение может выражаться в особенностях индивидуальных ощущений при употреблении табака, поскольку последние отражают индивидуальные особенности его обмена, и в личностных свойствах. Кроме того, клиническая практика показывает, что несколько факторов могут действовать одновременно, дополняя друг друга.
Увы, среди подростков одним из мотивов курения или употребления спиртных напитков является стремление быть на пике современной моды, желание быть похожим на своих кумиров.
В сознании молодых людей человек с зажженной сигаретой в руках, или во рту, становится более привлекательным, неотразимым, самостоятельным, раскованным и независимым.
ь Типы курения:
- Нефармакологический
- Психосоциальный: средство самоутверждения, достижения социального доверия, признания
- Сенсорно-моторный: процесс курения приносит удовлетворение курильщику
- Фармакологический (концентрация никотина в крови регулируется частотой и глубиной затяжек).
- Потворствующий (самый частый): с целью получить удовольствие или усилить уже приятную ситуацию; частота курения варьирует в широких пределах
- Седативный: облегчение состояния при неприятной ситуации
- Стимулирующий: поддержка при выполнении умственных задач, концентрации внимания, в напряженной ситуации или при выполнении монотонной работы
— Пристрастие: для того чтобы избежать симптомов отмены при снижении уровня никотина в плазме ниже необходимого для курильщика минимума, обычно через 30 мин после последнего курения. К этому типу относится автоматическое курение, часто неосознанное, мысль о курении возникает только в том случае, если под рукой нет сигареты.
Кто будет спорить, что курение на первых порах улучшает работоспособность, уменьшает агрессивность и страх?! При вдыхании углекислого газа вытесняется кислород из крови, в результате приводящий к снижению уровня обмена веществ в организме, таким образом, служа энергосберегающим фактором. В итоге, в среднем разрушающее действие табачного дыма на организм сам курильщик начинает замечать только лишь через 15-20 лет своего «курительного стажа». Негативные последствия курения обнаруживается почти у всех курильщиков.
§ Во-первых, это снижение памяти. Сердце у курильщика ежесуточно перекачивает на одну тонну крови больше, чем у некурящего, приводящего его к преждевременному изнашиванию.
§ Во-вторых, практически у каждого курящего, развивается бронхит, что дает 100 % гарантию гастрита.
§ В-третьих, половая потенция у мужчин на 80 % связана с сосудистым компонентом, а значит напрямую обусловлена курением. Рак легких у курильщиков, «растет» не по дням, а по часам, обгоняя сердечно-сосудистые заболевания.
Главная же опасность никотина состоит в том, что он является очень «тонким» наркотиком, накрепко связывающим человеческую психику с этим активным химическим веществом.
Тяга к алкоголю и табаку возникает в связи с общим ослаблением интереса к жизни. Человек, не востребованный в сфере труда, не нашедший должного понимания в семье, ищет альтернативные пути для самоутверждения своей личности. Алкоголь и табак не только способствуют этим поискам, помогая избавиться от психологической напряженности, но, вместе с этим предлагают себя в качестве таковых путей, уводя человека в мир иллюзий.
Медицинскими факторами повышенного риска возникновения никотинозависимости являются в первую очередь нервно-психические расстройства, показатели распространенности которых в отдельных возрастных группах достигают 70 % (Кучма В.Р., 2005; Чубаровский В.В., 2005).
Пограничные психические расстройства становятся факторами риска развития табакокурения и табакозависимости.
Следует отметить, что наиболее высокий риск формирования выраженных форм табакозависимости отмечается у подростков , обнаруживающих пограничные психические нарушения различных форм и типов, как синдромально и нозологически очерченных, так и являющихся предболезненными нарушениями, получивших в ряде исследований термин «патохарактерологические и невротические реакции».
Поскольку о психических свойствах личности судят по особенностям ее проявления одним из ключевых признаков, традиционно относимых к факторам повышенного риска возникновения и развития зависимости, является наличие отклоняющегося (девиантного) поведения — нежелательного или опасного для общества отклонения поведения от принятых социальных норм. Поэтому все подростки с различными формами нарушенного поведения могут быть отнесены к группе риска по табакокурению.
В отечественной литературе широкое распространение получило понятие «специфические детские и подростковые реакции». В частности, реакция эмансипации — стремление высвободиться из-под опеки взрослых, утвердить собственное новое ролевое положение в сложившейся ранее и распадающейся системе отношений «детского Я» и формирующегося «Я взрослого». аддиктивное поведение подростковый химическая
В детском возрасте неблагоприятное значении имеет, в частности, реакция имитации (стремление подражать поведению взрослых) в сочетании с фактором курения родителей.
В качестве одного из наиболее патогномоничных в отношении развития патологического пристрастия к табаку и ПАВ типов акцентуации характера и психопатий рассматривался «неустойчивый тип», своеобразие которого определяется неустойчивостью мотивационно-потребностной сферы с сочетанием импульсивности и ведомости (Личко А.Е., 1977; Попов Ю. В, 1988)
Мотивами первого приема табака чаще всего являются любопытство, стремление не отстать от микрогруппы, у детей — реакция подражания взрослому.
Другие психологические истоки формирующегося в подростковом возрасте патологического влечения кроются, по мнению многих психодинамически ориентированных авторов, в психических травмах раннего детского возраста.
В аспекте определения личностных факторов предиспозиции к зависимости от табака главным эффектом вышеуказанных ранних задержек и искажений развития подростка является формирование в преморбиде стойких нарушений саморегуляции и самоконтроля.
При оценке личностных свойств существенное значение имеет изучение роли микросоциальных факторов, в частности семейного анамнеза, в качестве реализующих причин возникновения зависимости.
2.2 Алкогольная аддикция
Алкоголизм — это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.
Наиболее актуальна в настоящее время проблема алкоголизма в подростковом возрасте. Современных подростков, не употребляющих спиртного, во много раз меньше, чем тех, кто его употребляет, а некоторые пьют регулярно. Это относится не только к мальчикам, но и к девочкам. Пьянство и алкоголизм в подростковом и юношеском возрасте имеет некоторые особенности в сравнении с пьянством и алкоголизмом взрослых. Это связано с физиологической и социальной незрелостью подростков, но этапы формирования алкоголизма и типичные его проявления те же.
Сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте — уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным: у многих из них регулярно бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания.
Стремясь избежать насмешек других членов группы, подростки начинают «тренировать» себя спиртным. При появлении тошноты они убегают подальше, чтобы их не увидели и, после прекращения рвоты, снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить с ними. Пьющих подростков не пугают случаи передозировок, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. Они регулярно напиваются «до рвоты» и тяжелого опьянения не из-за того, что сознательно хотят достичь именно этого эффекта, а из стремления не отставать от других членов группы, среди которых всегда есть более «опытные» и более выносливые. Хотя подростков, как правило, не страшат тяжелое опьянение и его последствия, но не этого эффекта они ждут от алкоголя. Если бы это зависело от их собственной воли, а не от требований других членов группы, на этом этапе они вполне могли бы остановиться на той степени опьянения, которая вызывает у них веселье и активность, вряд ли им самим хотелось напиться до «полной отключки». Обычно они говорят: «Так получилось, я не знал, все пили, и я пил».
В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса, происходящей по мере алкоголизации несовершеннолетних, повышается переносимость спиртного, формируется влечение к нему. В состоянии опьянения подросток на этой стадии уже не испытывает дискомфорта. Ему, наоборот, очень весело, он весьма активен, готов к «подвигам», ищет «приключений». Но контролировать свое поведение опьяневший подросток не в состоянии. Изменяются интересы и характер. Учащиеся теряют интерес к занятиям, пропускают уроки, грубят учителям и родителям. Любыми способами добывают деньги на выпивку. Отсюда — драки, кражи, грабежи, а затем — беспорядочные половые связи, изнасилования и другие криминальные действия, вплоть до убийств. Главное: по разным причинам, образ жизни таких подростков для большинства их родителей остается тайной вплоть до задержания юных нарушителей законов работниками правоохранительных органов.
Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем и тяжестью алкоголизма существует достоверно определяемая связь: чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Самым опасным, безусловно, является злокачественное (ускоренное) течение алкоголизма.
Вот как характеризует эту форму алкогольной болезни Д.Д. Еникеева: «Злокачественное течение алкоголизма характеризуется стремительным формированием патологического влечения к алкоголю (в некоторых случаях после одно- двукратного приема спиртного) отсутствием этапов борьбы мотивов «выпить» или «не выпить». Возникшее влечение без раздумий реализуется изначальным отсутствием количественного контроля или его ранней утраты, систематическими передозировками и последующими амнезиями, появлением неуправляемого поведения уже на начальной стадии алкоголизма и социальными конфликтами».
Описанная патология характерна для подростков, страдавших еще до начала алкоголизации различными психическими заболеваниями, такими, например, как психопатия, эпилепсия, последствия черепно-мозговых травм и др. Основная черта характера таких детей — неконтролируемое поведение. Их родители, будучи пьющими, а чаще алкоголиками с низким интеллектом, сами приобщают своих отпрысков к спиртному. Они не обременяют себя воспитанием детей, т.к. и сами пренебрегают общепринятыми правилами поведения, а иногда просто не знают, что таковые существуют.
При злокачественном варианте подросткового алкоголизма родители вынуждены прибегать к помощи нарколога. Но и на этом этапе подростки ведут себя неадекватно: отказываются от лечения, не соблюдают режим лечебного учреждения. Как правило, попытки близких избавить подростков от злокачественной алкогольной болезни не дают желаемого результата. Родственники в конце концов не выдерживают их безобразного поведения, предоставляют подросткам полную свободу, фактически отказываясь от них. Дальнейший сценарий жизни подростков, страдающих злокачественной формой алкоголизма весьма однообразен: вначале они попрошайничают, затем начинают воровать и после неоднократных судимостей попадают в колонии для несовершеннолетних, покидая которые пополняют «армию» бомжей.
К счастью, далеко не все подростки обречены на описанный выше образ жизни. Абсолютное большинство детей в нашей стране получает среднее образование, многие — высшее.
Анализируя особенности развития и распространения пьянства и алкоголизма у несовершеннолетних, следует отметить, что к употреблению алкоголя в наибольшей степени причастны мальчики. Однако в последние годы резко возросли темпы вовлечения в пьянство и девочек. По этой причине в некоторых западных странах соотношения между мужчинами и женщинами, страдающими алкоголизмом в молодом возрасте в 80-х годах XX века снизилось до 3:1 и даже до 2:1 против 10:1 и 9:1 в 50-е годы. Это следует учитывать, проводя антиалкогольную воспитательную работу среди подростков.
По данным В.С. Братусь и П.И. Сидорова, можно выделить несколько типов приобщения девочек подростков к алкоголю в зависимости от микросоциального окружения.
Тип первый. Употребление алкоголя в группе лиц мужского пола:
- а) совместная алкоголизация со сверстниками-мальчиками;
- б) употребление алкоголя под влиянием пьющего мужчины.
И в том и в другом случае формируется мужской тип алкоголизации, протекающий злокачественно.
Тип второй. Имеет два подтипа. В обоих случаях алкоголизация происходит в кругу лиц женского пола.
Подтип первый. Алкоголь в составе слабых спиртных напитков употребляется в кругу сверстниц, в небольших дозах, ситуационно — перед танцами, на дне рождения и т.д. Степень опьянения — легкая. Проявление симптомов заболевания замедленное, течение болезни относительно доброкачественное. Больные способны критически оценивать свое состояние.
Подтип второй. Употребление алкоголя под влиянием пьющих женщин. Особенности: употребление крепких спиртных изделий в больших, часто интоксикационных, дозах до выраженной степени опьянения. Заболевание носит злокачественный характер, особенно если партнером девочки-подростка является женщина, больная алкоголизмом. Алкоголизация протекает скрыто, характеризуется запоями, продолжительность которых, по мере развития заболевания, возрастает. Болезнь часто сопровождается нравственным падением.
Тип третий. Одиночное пьянство девочки-подростка. Наблюдается в основном у людей с психопатическим развитием. Алкоголь потребляется ими в больших дозах до тяжелой степени опьянения. Цель потребления алкоголя: облегчение контактов, корректировка застенчивости, нерешительности. Потребление спиртного при одиночном пьянстве очень быстро приобретает постоянный, а затем и запойный характер.
Таков далеко не полный анализ развития алкоголизма у подростков. Отмеченный во всем мире рост алкоголизации подрастающего поколения — показатель социального неблагополучия общества. Доказано, что алкоголизм взрослых зарождается в школьном и юношеском возрасте, а каждое взрослое поколение пьющих формирует себе «смену» из молодых.
Развивающееся в настоящее время медицинская наркологическая служба не в состоянии решить проблемы пьянства и алкоголизма, т.к. имеет дело с конечными результатами алкоголизации людей. Основные же меры социального и воспитательного характера должны быть направлены на профилактическую работу с непьющими и малопьющими.
2.3 Наркомания
Химические аддикции связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих психическое состояние: алкоголь, наркотики и другие токсические вещества.
В нашей стране к наркотическим веществам отнесены:
- алкоиды опия (морфин, кодеин), синтетические опиоды (героин, норфин, метадон, промедол);
- некоторые психостимулирующие вещества (кокаин и его производные, фенамин, первитин, эфедрон и другие амфетамины);
- галлюциногенные или психоделические средства: гашиш (анаша, марихуана), ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), псилобицин, фенциклидин;
- психостимуляторы с галлюциногенным компонентом действия (МДМА), известные больше по жаргонному названию «экстази».
Токсикомания в отличие от наркомании — тоже состояние болезненного пристрастия, возникающее при употреблении токсикоманических средств, способных вызвать эйфорию, но не отнесенных юридически к наркотикам. Таким образом отличие между ними условно, как отметил Короленко Ц.П., термин «наркомания» используют по отношению к употреблению веществ, изменяющих психическое состояние, которые зарегистрированы как наркотики, «токсикомания» — при употреблении веществ, в этом качестве не зарегистрированных.
Согласно отечественной возрастной периодизации Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. старшим подростковым возрастом считается период с 12 до 15 лет. Выделим возрастные особенности старшего подросткового периода:
В этом возрасте идет демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение на позиции Я-взрослый.
Причем подросток стремится представлять себя не вообще взрослым, а взрослым-героем, взрослым-победителем. Часто в энергичной деятельности они видят приближение к своему идеалу взрослости.
Подросток — это сгусток противоречий. При высоком конформизме, слепом следовании за мнением сверстников, отмечается, стремление выделится, среди них и завоевать право на автономию.
Это время бурного роста, изменение структуры кожи и в тоже время обостренного внимания к внешности — своей и сверстников. Время высокой энергичности и быстрой утомляемости, внешней бравады и глубокой ранимости, повышенной тревожности. Подростки осознают социальные ожидания взрослых, но не могут им следовать вследствие повышенной ориентации на сверстников. Но в тоже время им важно, чтобы взрослыми их признавали не только сверстники, но и, прежде всего сами взрослые.
В это время появляется потребность в информации о своей личности, о своем положении среди сверстников, острая тяга к групповому общению. Но в суждениях подростков преобладает прямолинейность, черно-белая логика, перепаду одной крайности в другую.
Все это приводит к обостренной потребности в создании своего собственного мира, хотя бы в воображении. Подростковый период характеризуется взлетом фантазии, которая носит в основном творческий характер.
В этот период перестраивается эмоциональная сфера, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира. На пути подростка множества трудностей, через которые нужно пройти, — трудности роста, влияние физиологических и анатомических перемен на нервную систему, на мышление, на личность. Эти трудности переходящие, но на определенном этапе они могут затормозить развитие, а то и увести его, на какое-то время в сторону, нарушить его нормальный ход. Но при правильном воспитании, при правильной организации основной линии развития все это преодолевается. И развитие в целом входит в необходимые рамки. Поэтому взрослые должны быть готовы, помочь подростку в этот трудный период, успокоить его, поддержать.
Короленко Ц.П. и Дмитриева Н.В. выделили особенности подростковой наркомании: употребление наркотических веществ стало свернутой молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже отнесли к числу подростковых проблем, которая характеризуется:
- массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику долго остается психическим;
- «омоложением» контингента лиц употребляющие наркотические средства, до возраста 13-14 лет;
- распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (внутривенные инъекции) в группе с симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку;
- удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества: познанием приносящего удовольствия, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижение чувства полного расслабления, а иногда, «ясности мышления» и «творческого вдохновения»;