Компьютерная психодиагностика

Содержание скрыть

Психологическая диагностика, являясь неотъемлемой составной частью психологической науки, в настоящее время решительно вышла за рамки собственно научных исследований, став инструментом целенаправленной практической деятельности психологов, врачей, педагогов, социологов и других специалистов в области «человековедения». Последнее обстоятельство связано со многими факторами, среди которых, прежде всего, следует отметить необходимость квалификации и самооценки функциональных состояний, личностных свойств и поведенческих характеристик в связи с развитием и широким внедрением психотерапии в клинической и профилактической медицине, оценкой прогноза обучаемости и психологической коррекции в сфере образования, практикой профотбора и профориентации.

Специальный класс задач представляет комплексное использование методов психологической диагностики, главным образом, стандартизованных (тестовых) методик в связи с обследованием контингентов лиц (подчас весьма значительных), проживающих и работающих в зонах экологических катастроф и «горячих точках», сложных климатогеографических, этно-социальных и экономических условиях с учетом миграции населения, потерей жизненных ориентиров, занятости, родственных связей и т.п. Отмеченные обстоятельства, также как и чрезвычайные ситуации, неизбежно приводят к дезадаптации различной степени выраженности.

Профилактика и коррекция предболезненных и болезненных нарушений требует адекватной оценки роли психических (психологических) факторов, многомерной психологической диагностики, которая в современных условиях невозможна без компьютеризации психодиагностического процесса и создания «банка» информации на основе интеграции различных подходов: клинических, медико- и социально – психологических, психолого-педагогических и т.п.Однако, несмотря на столь большой спрос данной области знаний, многими отмечается вполне обоснованная неудовлетворенность тем обстоятельством, что отсутствует общедоступное методическое пособие или краткое руководство в этой области.

Целью данной работы является исследование развития и актуального положения компьютерной психодиагностики, основанное на многочисленных, но большей частью разрозненных описаниях совместной деятельности медицинских психологов, специалистов по анализу данных, искусственному интеллекту и программистов. Гипотезой такого исследования является постулирование автором возможности качественно нового, структурно организованного подхода к рассматриваемой теме. Компьютерная психодиагностика, как объект исследования, здесь выступает в виде элементов теории и технологии применения персональных компьютеров в психологической диагностике, как области прикладной психологии.

3 стр., 1021 слов

Психологический анализ профессиональной деятельности

... нее тем, что должность связана с конкретным рабочим местом, а не со всей совокупностью рабочих мест. Заключение Психологический анализ профессиональной деятельности — важный аспект работы психолога, особенно ... труда. Трудовые операции. Условия труда. Критерии успешности труда и ошибки, возникающие в процессе трудовой деятельности. Экономи-ческие Оплата труда. Спрос на профессию. Распределение ...

В процессе изложения материала следует выделить задачи, прежде всего описания исторического появления понятия компьютерной психодиагностики, а также рассмотрения использования компьютера в психодиагностическом эксперименте, как инструмента целенаправленного познания личности. То есть систематически рассмотреть возможности новых информационных технологий, методические требования, предъявляемые к ним психодиагностикой, их сочетание, а также оценить перспективы их развития.

Синтез клинического и экспериментального методов в прикладной психологии на основе компьютерных технологий

В истоках научной психодиагностики лежит мет о д. Этот метод предполагает свободное не формальное получение и анализ любой доступной информации о человеке в контексте всего, что известно психологу не толь ко из профессионального, но и житейского опы­та. Этот метод вм есте с экспери ментально-психологическим, по существу, решает основные задачи диагностики. Если рассматривать клинико-психологический метод и его со­отношени е с эксперименталъно-психологическим, то можно ви­деть, что экспериментально-психологические методики, по сущест­ву, моделируют клинико-психологический метод в его отдельных сторонах и фрагментах. Моделирование это осуществляется в форме как бы описания деятельности опытного врача или психо­лога, использующего клинико-психологический метод. Такое опи­сание на нестрогом языке науч ных метафор можно назвать «программой», «алгоритмом». С помощью этого описания психо­диагностическая деятельность, положенная в его основу, может быть воспроизведена другими специалистами с той или иной сте­пенью однозначности, полноты деятельности. Вместе с тем, следую т подчеркнуть, что потенциально вы­сокая детальность описания внутреннего мира другого человека тесно связана с потенциально низкой его надежностью и объек­тивностью.

При широкой практической деятел ности клинических психологов в среднем можно получить больше надеж­ной психодиагностической информации, если заведомо идти на меньш у ю степень детальности описания личности, что и достига­ется с помощью эксперимепталыю-психологических методик.

Первым шагом в направлении стандартизации и формализации психодиагностической деятельности клинического психолога является стандартизация предъявляемых стимулов, а вторым – стандартизация получаемых ответов. При этом сохраняется нестандартный и неформальный характер методов анализа и интерпретации. [6,14]

Следующим шагом является переход от патопсихологического метода к собственно тестовому. При этом формализация и нарастает и распространяется не только на стимулы и ответы, но и на анализ получаемых данных и даже на их интерпретацию. Психологический тест может интерпретироваться как самая полная символическая модель деятельности клинического психолога, представленная в форме ее «программы» («алгоритма»).

При этом сама «программа» выполняется с помощью другого человека. В этом смысле можно отметить, что психологические тесты опередили время, родившись преждевременно. Они возникли как «программы» получения и обработки информации еще при отсутствии компьютеров. Объективно психологические тесты «ждали» появления компьютеров. Однако так как и разработка диагностических правил, и их реализация проводились в условиях, когда компьютеры еще не существовали, то ограниченность вычислительных возможностей, памяти и быстродействия человека вынуждали обращаться лишь к самым простейшим алгоритмам распознавания образов. Поэтому существенно важные задачи распознания, которые психолог должен решать в тестовом психодиагностическом заключении, решаются им на основе нестрогого, неформального, «невычислительного», во многом интуитивного мышления.

4 стр., 1525 слов

Сущность и методы воздействия психологических методов на человека

... методов воздействия психологических методов на человека. В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования: определить сущность психологических методов; рассмотреть классификацию психологических методов; изучить понятие «психологическое воздействие»; выявить основные методы психологического воздействия. ... количественную обработку, математическое описание и моделирование ...

При появлении психологических тестов они понимались, прежде всего, по аналогии с измерительными приборами физического эксперимента, то есть как математический аппарат теории измерений.

Результат обработки данных психологического исследования представляется, как правило, набором числовых шкальных оценок, которые графически выражаются в виде «профиля». После этого осуществляется переход к психологическому заключению с переводом числовых результатов на психологический язык. Именно этот переход на завершающем этапе тестирования представляет собой немоделируемый в психологических тестах «человеческий остаток» клинико-психологического метода исследования.

Логическая и вычислительная мощь, а также огромные память, быстродействие и надежность компьютеров позволяют понять, что форма психологических тестов во многом по контрасту с компьютерами определена ограниченными возможностями человека как «моделирующего устройства». Ограничения в человеческой психике выступали и выступают как ограничения тестового метода в психологии, понимаемого как моделирование деятельности одного специалиста другим.

Компьютеры позволяют моделировать клинико-психологические исследования, проводимые специалистом с помощью не другого человека, а технических средств. Учитывая непрерывно возрастающие возможности компьютеров в вычислениях, логических операциях, памяти, быстродействии, можно отметить, что те ограничения, которые существовали в методологическом аппарате психологических тестов и были связаны с ограниченными возможностями человека, снимаются.

Уже сейчас отчетливо выявляется прогрессивная эволюция компьютерной психодиагностики. На первых этапах компьютеры использовались для вычисления шкальных оценок и специальных числовых индексов, а также графического представления «профилей». Стала доступной текстовая интерпретация результатов тестирования, т.е. собственно психодиагностическое заключение. Однако первые варианты интерпретации носили существенно схематический характер, использовали простейшие логические процедуры перехода от числовых оценок к психологическим характеристикам.

Компьютерные версии тестов могут быть полезны в работе, как щих, так и опытных психологов, врачей, педагогов и других специалистов. Для начинающих может иметь существенное значение сокращение времени обучения работе с психологическим тестом.

Компьютерная программа обучающегося от необходимости запоминать бол ь шой объём информации по проведению эксперимента и анализу данных, по крайней мере, в формализованной их части. Таким образом, психолог может существенно быстрее начинать работать с осваиваемым тестом на некотором гарантированном уровне качества это й работы. Безусловно, при небольшом опыте работы с тестом вероятн ость ош ибок будет меньше при использовании компьютерной версии теста. По мере нарастания личного опыта психолога с ложности интерпретации получаемых данных могут сначала приближаться по уровню к компьютерной интерпретации, а затем, возможно , и превосходить этот уровень. Однако след ует учитывать, что сделать это не просто, так как компьютерная программа, с правило, аккумулирует опыт высококвалифицированных специалистов, участвовавших в создании программы. [9,69]

Психологам, имеющим большой опыт психодиагностической о ты , использование компьютеров позволяет избавиться от рутинной части работы с тестом, такой как подсчет сырых оценок, перевод их в шкальные, подсчет индексов, построение графиков ( «профилей») и проч. Кроме того, такой психолог может рассматрив ать результаты компьютерного тестирования как предварительные и может осуществл ять дополнительный анализ и интеграцию по своему усмотрению, руководствуясь логикой и задача ми иссл едования. Важно отметить, что компьютер существенно облегчает возможность качественного, а не только количественного анализа получаемых данных. Так, компьютер делает л егко доступным просмотр ответов на интересующие психолога вопросы. Компьютер сам может отбирать и группировать вопросы и ответы т ематическим критериям. Таким образом, при психологической психодиагностике психолог может ознакомиться с содержанием ответов испытуемого в существенно большей степени, нежели при тестировании, проводимом без компьютера. Кроме того, компьютер позволяет легко получать временные характеристики реакций испытуемого на предъявляемые ему стимулы и легко анализировать эти характеристики. Например, могут быть выделены те вопросы, ответы на которые потребовали наибольшего времени по сравнению с другими вопросами, что потенциально может свидетельствовать об их большем личностном значении для испытуемого.

Преимуществом компьютерной психодиагностики является возможность, с одной стороны, после проведения тестирования напечатать протокол исследования и психодиагностическое заключение для истории болезни или другой документации, а с другой стороны, поместить эти данные в компьютерный банк данных для последующего их использования, в частности как справочного материала для статистического анализа и т.д.

При компьютерной психодиагностике значительно понижается вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором: психо-эмоциональным состоянием экспериментатора, большей или меньшей его заинтересованностью в результатах исследования и т.п. Гарантируемая при компьютерной психодиагностике абсолютная беспристрастность имеет особое значение в ситуациях экспертизы.

Не менее важным является то, что автоматизация психодиагностики позволяет проводить массовые обследования, связанные с задачами медицинского скрининга, профотбора и т.д.

Именно появление компьютеров открыло широкую перспективу для наиболее адекватной реализации существующих тестовых моделей психодиагностики и путь к построению все более полных «моделей» деятельности клинического психолога, в пределе, по сути приближающиеся к «оригиналу» (клинико-психологическому ме­тоду).

Таким образом, внедрение компьютеров в психодиагностику в принципе снимает противоречие между клинико-психологическим методом и родственным ему патопсихологическим экспериментом, с одной стороны, и тестовым методом психодиагностики, с другой, сохраняя в то же время все существующие достоинства тестового подхода: объективность, меньшую зависимость от субъективных особенностей экспериментатора, надежность и аккумуляцию коллективного профессионального опыта клинических психологов.

Классификация психодиагностических методик

Психодиагностика характериз тся широким спектром метод и ­ческих подходов. Многообразие этих подходов обусл овливает существование различных систем классификации психодиагности­ческих тестов.

С позиций формального анализа классификацию целесообраз­но строить на сравнительно самостоятельных элементах психоди­агностического эксперимента, отражающих его внешнюю сторону. К ним относятся воздействие на испытуемого в ходе эксперимента (стимулы), ответы (отклики) испытуемого на это воздействие и операции с информацией, рожденной реакциями испытуемого на стимулы. Соответственно, основанием для классификации психо­диагностических методик могут служить различные сочетания форм тестовых заданий со способами реагирования испытуемых, допол енные характеристиками процедур обработки эксперимен­тальных данных.

В таблице 1 представлены формы тестовых заданий психоди­агностических методик. В этой таблице все виды стимулов разде­лены на вербальные и невербальные. В свою очередь, среди вер­бальных вычленяются стандартизированные и индивидуально- риентированные стимулы, а невербальные включают в себя ста­тические и динамические стимулы. Вербальные стимулы — это вопросы, утверждения и задания, выраженные словами. Стандар­тизированные стимулы являются одинаковыми для всех испытуе­мы х, в то время как индивидуально ориентированные подбирают­ся персонально для каждого испытуемого. Невербальные стимулы — это картинки, фигу ры, значки, пятна и т.п. Кроме того, невер бальные стимулы могут обращаться к сфере не только зрительного восприятия, а и других чувств (слух, осязание, обоняние, вкус).

Параметры статических невербальных стимулов постоянны во Времени, а у динамических объектов могут изменяться форма, цвет, в ысота тона звука и т.д.

Характеристика форм тестовых заданий дополняется оп сани­ем порядка предъявления стимулов в процессе психодиагностиче­ского эксперимента. Этот порядок может быть фиксированным и Переменным. Разновидностью переменного порядка я в ляется слу­чайное предъ явление сти мулов, которое при меняется, например, дл я организации рандомизированного исследован ия. Другая раз­новидность связана с испол ьзованием в ряде психодиагностиче­ских методик обратной связи с испытуемым, когда содержание и форма текущего стимульного материала зависят от реакций испы­туемого на предыдущие стимулы.

Таблица 1

Виды тестовых заданий

Виды стимулов

Порядок предъявления

стимулов

Вербальные Невербальные Фиксированный Переменный
Стандартизированные Индивидуально ориентированные Статические Динамические Случайный С обратной связью

Способы ответов испытуемого на тестовые стимулы разделяют­ся на закрытые, открытые и динамическое реагирование через ор­ганы управления (табл.2).

При закрытом способе все ответы в совокупности образуют полную группу, или, иными словами, все возможные виды ответов заранее известны. Эти ответы могут осу­ществляться в форме выбора из «меню ответов» (в зависимости от объема меню различают методики с альтернативным и множест­венным выбором), с помощью оценивания какого-либо признака по заданной шкале, путем восстановления частей предложений, фигу и т.д., а также посредством переструктурирования данных. Открытые способы предполагают ответы испытуемого на предъ­являемые стимулы в свободной форме. При этом могут быть рег­ламентированы лишь самые общие требования к форме ответа (вербальная или невербальная, ориентировочные объем и время).

Открытые способы включают в себя ответы в виде дополнения заданного стимула и ответы, в которых полностью допускается свободное конструирование. При динамическом реагировании через органы управления испо л ьзуются перцептивные и моторные способности испытуемого.

Таблица 2

Виды ответов на тестовые задания

Закрытые Открытые Динамическое реагирование
Выбор Оценивание по заданной шкале Восстановление частей Переструктурирование Дополнение Свободное конструирование

Ниже приводятся характеристики возможных форм естовых заданий с видами ответов испытуемых, которые иллюстрируются ссылками на известные психодиагностические мет одики, а также дается оценка соотношения качественного и количественн ого компонентов для каждого выделенного класса психодиагностических методик.

Стимулы — вербальные, стандартизированные, От ты — закрытые , типа «Выбор»

Сочетание вербальных стандартизированных стимулов крытыми ответами типа «Выбор» об ширный круг психодиагностических методик — тесты-опросники. 3адания в этих тестах представлены в виде вопросов или утверждений , относительно которых испытуемый выносит суждения (наиболее часто используется двух или трехальтернативный выбор, например, «Верно», «Неверно», «Не могу сказать»).

По содержанию среди тестов-опросников условно в ыделяют опросники-анкеты , биографические опросники и личностные опросники.

предназначены д л я получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредств енно ношения к его личностным особенностям. Примером может слу жить Мичиганский скрининг-тест выявления алкоголизма, для которого характерна слабая связь полученных результатов с личностными показателями обследуемых (отечественная адаптация произведена А.Е. Бобровым и А.Н. Шурыгиным [1985] ).

[3,20]

Биогра иче с кие опросники ориентированы на получение данных об истории жизни человека. Наиболее типичные вопросы в них относятся к ур овню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показа телям. Ин формация, даваемая биографическими опросниками, как правило , является вспомогательной для получения достоверной интерпретации резуль татов психодиагностических тестов, но может носить и собственно диагностический и прогностический характе р.

Личностные оп осники представ л яют наиболее объемную группу тестов-опросников. Они предназначены для измерения раз личных особенностей личности. Одна и та же психологическая переменная в этих опросниках отражается группой пункто в (не менее 6-7).

Пункты могут быть прямыми, апеллирующими непосредственно к опыту субъекта (например, «Боитесь ли Вы темноты?»), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в кото рых косвенно проявляется его личный опыт или переживания (например «Большинство людей честны»).

стр о ятся как одномерные, представляющие одну пе­ременную, или как многомерные, однов ременно отражающие не­сколь ко личностных показателей . Среди личностных опросников в ыделяют опросники черт личности, типологические опросники, опросники мотивов, интересов, ценностей и установ ок. При констр уировании опросников черт лич ности использ уется подход, базирующийся на выделении групп тесно связанных лич­ностных п ризнаков (примером может служить популя рный опросник 1 6РFР. Кеттелла [1970]Отечественная адаптация с примене­нием компьютерн ого анализа пунктов проведена А.Г. Шмелевым и В.И.Похидько [1987] ).[19,126] Типологические опросники основываются на объединении похожих испытуемых в группы (типы), и в них в качестве и мени понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описания м типичного (или ус редненного) представител я.

Одним из наиболее распространенных как за рубежом, так и у нас в р ане явл яет ся Миннесотский многофазный личностный опросник ( MMPI).

Первая отечественная адаптация MMPI произ­ведена Ф.Б.Березиным с соавторами [1976] [2,14] и Л.Н. Собчик [1971] [14,6].

просники мо т ивов позволяют установить, на что направлена активность и ндивидуума ( мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения).

Примером в отечественной психодиагностике может слу жи ть ад ап тированны й Ю.Л. Ханиным сокращенный вариант опросника Марлоу-Крауна [1 976]. Этот опросник стандартизирован на выборке спортсменов и использу­ется для диагностики мотивации одобрения, контроля за фактором «социальной желательности», а также при изучении предпочитае­мых средовых и межличностных влияний. Опросники интересов в зависимости от степени насыщенности личностными показателями могут быть отнесены и к опросникам-а нкетам. Наиболее известным 38 рубежом яв ляется разработанный Э. Стронгом «Бланк профессиональных и нтересов » [Бу рлачук Л.Ф., Морозов С.М., 1989] [5,58]. В этом опроснике определяется четыре пара­метра интересов: 1. Сходство интересов обследуемого с интересами лиц, достигших успеха в определенной профессии; 2. Сходство ин­тересов обследуемого с типично мужскими и типично женскими интересами; 3. Степень зрелости и нтересов; 4. Степень профессио­нальной подготовки. «Бланк» содержит 400 заданий, разделенных на 8 рубрик, например, «профессия», «школь ные предметы», «развлечения» и т.д.

Опросники ценностей направлены на измерение ценностных ориентаций личности, которые формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях л чности. Поэтому опросники ценн остей близки к опросникам интересов, мотивов и установок. При мером является опросник ценностей специальностей Д. Суппера, дающий сведения о важности для обследуемого каждой из 45 ценностей специальностей, например, помощь другим — для психолога, воз­можность продвижения по службе — для администратора и т.д.

Опросники установок применя тся преимущественно в социально-психологических и социологических исследованиях.

Применение характеризуется малой степе­нью вовлеченности психодиагноста в процедуру обследования. Алгоритмы обработк и результатов этих тестов, как правило, пред­ставляют собой несложную процедуру подсчета количества совпа­дений ответов испытуемого с так называемым диагностическим ключом и п оследующее приведение полученных резуль татов к стандартизированному виду. Автоматизация подобного тестиро­вания с помощью современных компьютеров является несложной технической задачей. Основные трудности вст речаются на этапе формирования автоматизированной интерпретации данных мно­гомерных тестов-опросников.

«Ручное» использование тестов-опросников предполагает фик­сированный порядок пред явления стимулов. Изменение этого порядка на случайный приводит к рандомизированному типу пси­ходиагностического эксперимента. Включение с помощью компь­ютера обратной связи обеспечивает проведения так называем ого адаптивного тестирования.

Стимулы — невербальные статические, Ответы—закрытые, типа «Выбор»

Методики данного типа применяются, например, для исследо­вания пространственного воображения, комбинаторных способно­стей и способностей соотнесения невербальных стимулов к опреде­ленному классу из заданного алфавита классов. Сюда относятся, в ч , некоторые задания теста исследования стр у ктур ы интеллекта Амтхауэра (адаптированный вариант под названием «тест-Су» нашел применение дл я изучения ур овня интеллектуаль­ного развития учащихся младших классов [Лийметс с соавт., 1974]).

Так в заданиях «выбор фигур» в качестве стимулов приводятся разделенные на части геометрические фигуры, которые нужно со­отнести с предполагаемыми изображениями целы х фигур.

Обработка результатов в данном случае сводится к оценке чества правильно произведенных выборов. В качестве диагно­стического параметра нередко используется время решения зада­ний теста. Очевидно, что современные компьютеры, обладающие развитыми изобразительными средствами, позволяют полностью автоматизировать подобные методики. При этом в качестве сти­ м улов могут выступать не только статические, но и динамические объекты.

Стимулы — вербальные стандартизированны ,

невербальные статические

Ответы — закрытые, типа «Восстановление частей»

Психодиагностические методики рассматриваемого типа явля­ются, по сути, модификацией тестов с множественным выбором. Отличительной особенностью этих методик является то, что испы­туемым пред агается самим сформулировать (сконструировать) ответ, не прибегая к меню возможных ответов. Таким образом, испытуемый не ограничен какими-либо рамками в своих ответах. В то же время при данном подходе предполагается, что существуют правильные ответы на задания теста, которые могут быть выраже­ны в достаточно определенной форме.

Примером методик казанного типа может служить субтест на­хождения недостающих деталей Векслера, с помощью которо го изучаются особенности зрительного восприятия, наблюдатель­ность, способность отличить существенные детали [ Wechsler D. 1958]. В этом субтесте испытуемый должен отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие на каждом из 21 рисунке. На ответ отводится не более 20 с. и правильность ответа оценивается одним баллом. Другим примером является субтест Ам тх ауэ ра «Ряды чисел» , направленный на исследование индук­тивного мышления испытуемого и его способности оперировать с числами. В 20 заданиях субтеста требуется установить закономер­ность числового ряда и продолжить его. Здесь также на выполне­ние заданий вводится лимит времени.

Обработка результатов обследования с помощью психодиагно­стических методик рассматриваемого класса в достаточной степе­ни формализована. Диагностическими признаками здесь выступают количества правильно выполненных заданий. Также в ряде случаев ценная диагностическая информация содержится в параметрах временной динамики выполнения теста.

Ст мулы — вербальные стандартизированные,

невербальные стат ческие Ответы — закрытые,

типа «Переконструирование»

Тестовые задания, предполагающие ответы типа «перекон­струирование данных», заключаются в составлении комбинаций из заданного алфавита вербальных или элементов. Как правило, считается и з вестной «правиль ная» комбин ация элементов, но это не является обязательным условием, так как оценке могут подлежать такие параметры, как, например, оригинальность соз­данной композиции. В качестве типичного примера можно привес­ти субтест последовательности картинок в шкале измерения интеллекта Векслера. С помощью этого субтеста исслед уется способ­ность испытуемого к организации фрагментов в логическом поле, пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается 8 серий картинок, обобщенных каким-либо сюжетом, в соответствии с которым, испытуемый должен разложить картин­ ки в определенной последовательности. Оцен ка в данном субтесте зависит от правильности и времени решения.

Примером использования вербальных стандартизированных стимулов может служить субтест «составление предложения по предлагаемым словам», входящий в аналитический тест интеллекта Р. Мейли [1969] [20,34]. Испытуемый должен за две минуты со­ставить из наб ора слов как можно больше предложений. Критери­ем оценки выполненного задания служит мысль, объединяющая слова. Если мысль, положенная в основу связки слов неудачна или представленная фраза бессмысленна, испытуемому присваивается 1 балл; банальному содержанию фразы соответствует 2 балла, а за оригинальную мысль дается 3 балла.

Как видно из приведенных примеров, обработка резу ьтатов обследования с помощью методик рассматриваемого типа может содержать как количественный, так и качественный компоненты. Но в целом ограниченный алфавит стимулов, подвергающихся переструктурированию, и соответственно, ограниченный и извест­ный набор возможных комбинаций дает основание отнести ука­занные методики к достаточно четко стру к ту рированным и допус­кающим сравнительно высокую степень формализуемости проце­дуры обработки экспериментальной информации.

Стимулы — вербальные стандартизированные, невербальные, Ответы — закрытые, типа «Оцен вание значения признака по

заданной шкале»

Психодиагностические методики данного типа связаны с оцен­кой различных объектов (словесных утверждений, изобразительно­го материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них каче­ства, заданного шкалой (например, «теплый — холодны «сильный — слабый» и т.д.).

В качестве примера характерен метод семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом[ 1957] [21,30]. Этот метод предназначен для и змерения различий в интерпретации понятий испытуемыми.

Полученные на основании процедуры семантического дифференциала количественные данные изображаются в виде так называемого семантического профиля исследуемого понятия. Точность отражения стимула зависит от числа заданных осей (признаков).

Применяя технику семантического дифференциала для оценки множества объектов одним испытуемым или одного объекта группой испытуемых, на выходе получают числовые таблицы вида объект-признак, которые в дальнейшем могут быть подвергнуты анализу многомерных группировок, как объектов, так и признаков.

Технология применения методик данного типа сопряжена с большим количеством вычислений, которые необходимы для реализации любого алгоритма из богатого арсенала алгоритмов анализа таблиц об -признак. Поэтому психодиагиосту, желающему использ овать ту или иную шкальную технику оценивания, компьюте р будет служить э ффект ивным под­спорьем. В то же время интерпретация рез уль татов п одобного ком пьютерного анализа экспериментального материала трудно формали зуема и основной акцент в такой интерпретаци и при хо­дитс я на психодиагноста, который помимо своих профессиональ ­ных знаний должен хорошо предс тавлять особенности алгоритмов выявления струк туры многомерных данных. Расширение методик: указанного типа возможно с помощью компьютерного моделиро­вания динамических объектов.

Стимулы — вербальные и индиви дуально

ориент рова нные

Ответы — закрытые, типа Оце нивание значения п ризнака»

Примером индивидуально ориентированного подхода к субъек­тивному шкалированию является техника репертуарных решеток. Она предложена . Келли в 1955 году и направлена на изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих воспри­ятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Под индивидуальной системой конструк тов имеется в виду система отн ошений и установок к миру. По Г. Келли, «конструкт можно представить себе как референтную ось, основной параметр оцен­ки… На поведенческом уровне его можно рассматривать как от­крытый человеком способ поведения…». Описание конструкта, по Г.Келли, удобнее всего провести в биполярных понятиях, при этом конструк т становится тем, «чем два или несколько объектов сход­ны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов». Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними конструкт-конструкт и применить д ля выявления структуры смы­словых параметров, лежащих в основе восприятия данным челове­ком себя и других лю дей, объектов и отношений, алгоритмы ана­лиза многомерных данных (факторный и кластерный анализ, мно­гомерное шкалирование, проецирование данных в пространства меньш ей размерности и пр.).

Несмотря на внешнее сходство, техника репертуарных решеток радикально отличается от метода семантического дифференциала. Здесь используются е заданные извне признаки, а выявляются собственные, индивиду а льные конструкты, создаваемые непосред­ственно в ходе обследования. Поэтому техника репертуарных ре­шеток является гораздо более гибким и тонким инструментом. Между тем, эти качества обу словливают значительную вовлечен ность эксперта в процесс психодиагностики, и, хотя дл я эффекти в­ного исполь зования техники репертуарных решеток совершенно необходима компьютерная поддержка методи ки, в самой процеду ­ре обследования и интерпретации резу льтатов акцент еще более смещается в сторону испол ьзования трудно формализуемых знаний и опыта эксперта — психодиагноста.

Стимулы — вербальные стандартизирова ные, Ответы — открытые, типа «Дополнен я»

Примером психодиагностических методик данного типа может служить методика завершения предложений. Обследу мому пред­лагается серия незаконченных предложен и й, состоящих из одного или несколь ких слов, с тем, чтобы он их з авершил по своему усмотрению. Предложения в данной методике формулируются таким образом, чтобы стимулировать испытуемого на ответы, относящиеся к и зучаемым св ойствам личности. Другим примером являет ся м етодик а завершения историй. Здесь в отлич ие от предыдущи й методи ки в качестве стимула выступает небольшой рассказ. Дан­ные методики в нашей стране применяются преимущественно в клинико-диагностических исследованиях.

Стандартизация рассматриваемых методик достигается путем отнесения произвольных ответов испытуемого к некоторому опор­ному множеству психологических категорий. Открытые предполагают использование контент-анализа, Для решения задач контент-анализа компьютеры начали применяться в 60-х годах. Составление вычислительных программ для такого анализа явля­ется трудоемким делом. Поэтому компьютеризация данных мето­дик проблематична. Здесь важно правильно оценить выигрыш, который может дать машинная обработка по сравнению с ручным анализом произвольных ответов. А это, в свою очередь, зависит от конкретных задач исследования, объема матери ала, подлежащего анализу, и от степени его формализуемости.

Стимулы — невербальные стат ческие, Ответы — открытые, типа «Допол ения»

Показательным п имером методики дополнения невербальных стимулов является рисуночный тест Вартегга.

материал этого теста состоит из 8 стандартных, ограниченных белым пространством графичес к их знаков, распо­ложенных на черном поле. Обследуемому необходимо в имеюще мся пространстве выполнить рисунки с учетом изображенных знаков. При интерпретации результатов исходят из определенных свойств, приписываемых графическим знакам. Учитываются также содержание рисун ков и их графическое исполнение.

Стимулы — вербальные стандартизированные, Ответы — открытые типа «Свободное конструирование»

Для психодиагностических методик, предполагающих ответы в форме свободного конструирования, стимулы могут быть самыми разнообразными — как вербальными, так и невербальными. То же самое можно сказать и о виде ответов испытуемых — это могут быть рисунки на заданную тему, рассказы, интерпретации изо­бражений т.д. В данной группе методик основная доля приходит­ся на проективные тесты.

В качестве примеров можно привести два популярных теста тес т Ро рш аха, в котором испытуемый должен придать смысл сим­метричным аморфным черно-белым и цветным изображениям и тест тематической ап перц епции (ТАТ), осн ованный на толковании испытуемым сюжетов специал ьно подобранных картинок.

В проективных ме одиках количественные диагностические оцен к и могут быть получены на основании измерения объема от­вета испытуемого, подсчета частоты обращения к отдел ьным те мам и т.п. На практике испол ьзование проективных методик часто опирается на интуицию и теоретическую подготовку психодиагно ст а.

Стиму ы — невербальные динамические, Ответы — динамич ское реагирование через органы управления

Рассматриваемое сочетание стимулов и ответов соответствует классу психодиагностических м тодик, которые обычно называют аппаратурными тестами. Эти тесты используются в исследованиях параметров времени реакци и (реактометры, рефлексометры), типо­логических особенностей высшей нервной деятельности и пр. На­личие обратной связи между ответами (реакциями) испытуемого и стимулами свойственно большому количеству критериально-ориентированных аппаратур ных тестов, в которых моделируются условия какой-л ибо критериальной деятельн ости. На э кране дисплея компьютера могут моделироваться раз нообраз­ные виды деятель ности, имитироваться объекты слежения, управ­л ения и т.д. Параллельно с помощью специальных датчиков и микропроцессорных контроллеров может производиться съем и ввод в компьютер психофизиологическ ой информации. Отдельно можно выделить также подкласс аппаратурных тестов, который в настоящее время стал актив но развиваться и в котором моделиро вание опосредуется компьютерными играми. Самостоятельное направление связано с создани ем мультимедиа-систем, погружаю­щ их испытуемого вир туальную реальность.

С мулы — вербал ьные индиви дуально ориен ти рованные, Ответы — открытые

Этот класс методик можно определить как диалогические тех­ники, в которых предполагается непосредственный контакт психо­диагноста с обследуемым и учитыва тся специфические особе н но­с ти конкретной диагностической задачи. Разумеется, диалогиче­ские техн ики наименее формализуемы и в них более всего важно живое взаимодействие э ксперта и обследуемого. Можно предполо­жить, что в будущем с развитием средств общения с компьютером на естественном языке диалогические техники смогут занять свое место в компьютерной психодиагностике.

Возможности компьютера в психодиагностике

В таблице 3 представлены основные составляющие пред ета компьютерной психодиагностики.

Таблица 3

Предмет компьютерной психодиагностики

Автоматизация методик

Новые виды экспериментов Современные информационные технологии

— инструктаж

— ведение протокола

— предъявление стимулов

— регистрация реакций

— расчет и выдача

результатов

— адаптивное тестирование

— время как фактор экспери-

мента

— виртуальная реальность

— игровая мотивация

— базы данных

— анализ данных

— интеллектуальные

системы

Автоматизация методик

В настоящее время преоблада щее большинство разработок относится к автоматизации методик, что выражается, главным образом, в создани и компьютерных версии известных психодиаг­ностических тестов, ранее предназначенных для «ручного» упот­ребления. Переложение на компьютерную осн ову методик со стан­дартизированными вербальными и статическими невербальными стимулами, на которые испытуемый дает ответы закрытого типа, не представляет особой сложности. В данном случ ае компьютер фактически в ыполняет ф ункция калькулятора с той разницей, что также обеспечивает автоматическое предъявление стимулов, реги­страцию ответов, ведение протокола эксперимента и выдает ре­зультаты в привычной дл я психодиагноста форме на экран дисплея или в виде твердой копии. [11,40]

За счет автоматизации в психодиагностической практике на­блюдается ряд положительных эффектов, которые условно можно назвать количественными:

  • быстрое получение результатов бывает крайне необходимо в таких областях, как, например, клиническое обследование или консультирование;
  • эксперт освобождается от трудоемких рутинных операций и может сконцентрироваться на решении сугубо профессио­нал ных задач;
  • повышается точность регистрации результатов и исключают­ся ошибки обработки исходных данных, неизбежные при руч­ных методах расчета выходных показателей (например, раньше при ручной обработке MMPI допускалось до 20% ошибок);
  • оперативность обработки данных при компьютерном экспе­рименте позволяет проводить в сжатые сроки массовые пси­ходиагностические обследования путем параллельного тести­рования многих испытуемых.

Как следствие перечисленных эффектов, автоматизация мето­дик оказывает положительное действие на повышение качества и снижение стоимости психодиагностического эксперимента. Кроме того, можно отметить положительное влияние автоматизации на общие условия обследования. В частности, возрастает уровень стандартизации этих условий за счет единообразного инструкти­рования испытуемых и предъявления заданий, не зависящих от пола, возраста, степени привлекательности, настроения и предвзя­тости, как экспериментатора, так и самого обследуемого. Немало­важной может оказаться конфиденциальность автоматизирован­ного тестирования, позволяющая испытуемому быть более откро­венным и естественным во время эксперимента. Также в ряде слу­чаев считается полезной возможность скрыть от испытуемого тех­нологию получения результирующих показателей.

Автоматизация методик имеет и свою оборотную сторону, ко­торую необходимо учитывать. Изменение условий психодиагно­стического эксперимента требует проверки компьютерных версий методик на их адекватность традиционному «ручному» аналогу. Это, в частности, связано с тем, что при взаимодействии с компью­тером у некоторых испытуемых могут возникать эффекты «психологического барьера» или «сверхдоверия» (Из собственного опыта в сравнении с опытом американских психологов видно, что эти тенденции могут дос аточно сильно отл и чаться в зависимости от межкультурных различий. В частности, в США испытуемые склонны выражать недоверие к компьютерам, в то время как у нас наблюдается выраженный противоположный эффект).

Поэтому автоматизированные варианты психодиагностических методик следует подвергать рестандартизации. [10,50]

В отличие от «количественных» эффектов, которые обеспечива­ет автоматизация психодиагностичес ого эксперимента, развитие компьютерной психодиагностики связано с принципиально ины­ми, качественно новыми возможност я ми, которые открывает при­менение компьютеров.

Новые виды эксперим нтов

Адаптивное тестирование

Адаптивное тестирование заключается в том, что предъявляе­мые испытуемому текущие задания зависят от результатов его ответов на предыдущие задания. Вследствие этого испытуемому может предъявляться гораздо меньше заданий с сохранением диаг­ностической способности целого объемного теста. За счет адап­тивного подхода удается значительно снизить трудоемкость и вре­мя тестирования, что на практике бывает очень важно (например, при обследовании детей, больных, умственно отсталых).

Техниче­ской предпосылкой адаптивных тестовых методик служит способ­ность компьютеров за счет быстродействия вести обработку по­ступающих данных в масштабе реального времени.

Можно выделить два подхода к созданию адаптивных тестов. В первом под оде принятие решения об изменении порядка предъяв­ления тестовых задании производится на каждом шаге тестирова­ния (постоянная адаптация ).

Во втором подходе принятие решения об изменении порядка следования заданий осуществляется после анализа результатов отч етов испытуемого на специал ьный блок заданий (блочная адаптация)

Теоретической основой первого подхода является существова­ние несимметричных статистических связей между ответами испы­туемого на задания тестов, которые выявляются по результатам обследования представительных выборок.

Конструирование теста с постоянной адаптацией производится следующим образо :

  • для репрезентативной выборки испытуемых вычис яются матрицы сопряженности пунктов исследуемого теста и из них выбираются матри ц ы с указанной асимметрией;
  • д л я каждого пункта теста составляется список номеров пунк­тов, которые можно пропустить при определ енном ответе ис­пытуемого на данный пункт;

— опреде яется новый п орядок пунктов теста. Основанием для его установления служит анализ объемов и содержания выше­упомянутых списков: в первую очередь должны предъ явля ться пункты с максимальными объемами и как можно более раз­нящимися содержаниями списков, чтобы избежать дублиро­вания. Новый порядок предъ явления заданий позволя ет мак­ сими зировать число возможных пропусков и тем самым уко­ротить среднюю длительность тестирования. При этом, ко­нечно, нужно учитывать, что вследствие перестановки пунк­тов могут измениться нормы.

Адаптивный тест с блочной организацией, как правило, стро­ится с применением кластерного анализа репрезентативной вы­борки испытуемых в пространстве исходных признаков. После проведения кластеризации путем тщательного анализа выделив­ ихся группировок испытуемых ищутся ответы на два вопроса: 1. Чем отличаются друг от друга класт е ры? 2. Что общего у объектов, вошедших в тот или иной кластер? Полученные в результате тако­го анализа ответы позволяют, во-первых, сформировать мини­мальный блок начальных заданий теста, дающий возможность четко определять принадл ежность испытуемого к какому-либо кластеру. И, во-вторых, минимизировать количество заданий для дальнейшего тестирования, так как внутри каждого кластера су­щественно снижается вариативность реакций испытуемых (имеется большая группа заданий, на которые испытуемые дают одинако­вые ответы).

Адаптивность компьютерного психодиагностического теста может выражаться не только в непосредственном изменении по­рядка предъявления тестовых стимулов. В зависимости от текущего результата тестирования в последовательность стимулов могут включаться специальные сообщения, оказывающие корректиру ­щее психологическое воздействие на испытуемого вплоть до, на­пример, наказания испытуемого, фальсифицирующего ответы, возвратом к исходному заданию теста.

Время как фактор психод агностического эксперимен та

В от чие от традиционного «ручного» тестирования компью­теры позволяют активно использо в ать в психодиагности ческом эксперименте такой важный параметр, каким является время. С одной стороны, время может быть управляемым параметром теста. Исследователь с помощью ком пьютера способен регулировать и устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирова­ния. Также этот темп может подбираться автоматически, без непо­средственного участия эксперимент атора. Например, для нейтра­лизации действия неспецифического иррелевантного фактора ус­тойчивости испытуем ого к восприятию неудачи темп тестирования подстраивается под испытуемого таким образ ом, чтобы процент ошибок был минималь ным.

С другой стороны, время может служить собственно диагности­ческим параметром, который ранее слабо использовался либо со­всем не анализировался в «ручных» версиях психодиагностических методик. Так, пока атели временной динамики ответов испытуе­мого на вопросы психодиагностического теста могут выступать в качестве индикаторов эмоциональ ной неустойчивости, утомляемо­сти и т.п.

мультимедиа системы

Современные интерактивные компьютерные системы способны работать с динамической графикой, движущимися и статическими видеоизображениями и высококачественными речью и звуком. Это кардинально расширяет возможности психодиагностики, так ак позволяет строить тесты в виде моделей, максимально приближен­ных к реальной деятельности. Наиболее полно у казанная возмож­ность проявляется в мультимедиа (дословно многоср едных) систе­мах виртуальной реальности (virtual reality- VR ), а также в близ­ких к ним системах т елепрису тст вия (telepresense).

С пом ощью спе­циального оборудования — шлема с двумя миниатюрными стерео дисплеями, квадронаушниками, специаль ных сенсорных перчаток и даже кост юма, испытуемый может быть «помещен» в сгенериро­ванный или смоделированный компью тером мир, повернув голову посмотреть налево и направо, «пройти» дальше, протянуть руку вперед и ув идеть ее в виртуальном м ире; может брать какой-либо виртуальный предмет (ощущая при этом тяжесть) и переставлять его с места на место и т.п. Кроме т ого системы УК допускают группов ое присутствие и взаимодействие в виртуальном мире.

Игровая мотивация

Одним из основных препятствий в развитии психодиагностики является некооперативное отношение испытуемых к процессу тес­тирования. Это находит выражение, например, в прямом уклоне­нии испытуемого от обследования или в сознательных попытках фальсификации результатов. Для преодоления указанного препят­ствия важная роль отводится созданию у испытуемых игровой мотив ции путем оформления психодиагностического теста в виде компьютерной игры. «Включение» игровой мотивации повышает привлекательность процесса тестирования и повышает достовер­ность результатов.

Посредством компьютерных игр можно моделировать те или иные виды деятельности. Кроме того, в компьютерной психодиаг­ностической игре существует возможность сочетания вербальных и невербальных стимулов. С одной стороны, компьютерная игра способна совмещать функции и критериально-ориентированных тестов деятельности. С другой — игровая ком­понента может служить отвлекающим, разнообразящим или по­ощряющим фактором д л я тестируемого.

Известные коммерческие компьютерные игры затрагивают сра­зу много психических качеств и умений человека, чем, собственно, и достигается их привлекательность. В отличие от этих игр ком­пьютерные игровые тесты, как правило, концентрируются на од­ном действии испытуемого, отражающим определенно психиче­ское свойство. В результате игровой тест становится более однооб­разным и скучным, чем развлекательная игра. Но, по-видимому, с развитием компьютерной психодиагностики будут найдены пути д л я преодоления этого недостатка. [4,24]

Современные информационные

Базы психодиагностических данных

В настоящее время многие результаты психодиагностических экспериментов, проводимых отдельными исследователями и науч ными коллективами, после завершения анализа, соответству ю щего локальным целям их сбора, зачастую утрачиваются. В связи с этим, например, в области медицинской психодиагностики, несмотря на многолетние и многочисленные исследования больных, осуществ­ляемые клиническими психологами и врачами, как в практических, так и научных целях, отсутствуют достаточные статистические данные даже для наиболее употребляемых психологических тестов (MMPI, 16РF Р .Кеттелла, тест рисуночных ассоциаций Розенцвейга, шкалы памяти и интеллекта Векслера и др.).

Такого рода дан­ные дл я отдельных нозологических, синдромальных и других кате­горий больных обычно приводятся в ограниченном виде лишь в научных публикациях. Затем они рассеиваются и практически те­ряются. Одной из актуальных задач компьютерной пси­ходиагностики является организация специальных систем для хра­нения разноплановой и разнородной экспериментально-психологической информации, в которых реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различной сложности. Такие системы носят название систем у правления базами данных (СУБД).

[8,120]

х основная задача заключается в уни­фикации внутреннего представления информации и устранении дублирования информации, требуемой для различных алгоритмов. СУБД позволяют, во-первых, систематически накапливать и хра­нить практически неограниченные объемы как экспериментально-психологических, так и других релевантных целям психодиагно­стики данных. И, во-вторых, базы данных дают возможность про­водить регулярные и оперативные уточнения статистических ха­рактеристик изучаемых контингентов, в частности, получать их для однородных по интересующим параметра м выборок и прове­рять выдвигаемые статистические гипотезы. Также наличие СУБД создает предпосылки для широкого использования в психодиагно­стике экстенсионального подхода, основанного на принятии реше­ния путем сравнения с прецедентами из множества хорошо изучен­ных случаев диагностической практики.

Анализ данных

Психологу, оснащенному современным высокопроизводитель­ным компьютером, становятся доступны гораздо более сложные операции с информацией, чем при ручном эксперименте. Сюда относится, например, оперативная реализация широкого спектра раз ичных трудоемких процедур д л я расчета дополнительных шкал, индексов, вспомогательных показателей и т.п. Но главным является возможность развития подходов, которые принципиально были ранее не доступны.

Иллюстрацией качественно новых ре ультатов в психодиагно­стике может служить тот факт, чт о применение персон альных ком­пьютеров дало мощный импуль с для развития и практического применения методов» идеографического подхода, получившего на­звание » субъективная парадигма анализа данных» . Реконструкц ия субъективного семантического пространства в этом подходе про­ изводится с помощью процедур кластерного и факторного анали­ за, а также алгоритмов многомерн ого шкалирования и масштаби­рования, требующих больших объе мов вычислений.

Другая иллюстрация — развитие экстенсионального подхода, основанного на принятии диагностических решений относительно исследуемого объекта посредством его сравнения с диагностиче­скими прецедентами. Реализация этого подхода возможна тол ко с использованием высокопроизводительной компьютерной техники, так как он связан с применением трудоемких алгоритмов конст­ру и рования информативных описаний прецедентов, нахождения мер для сравнения объектов и опре де ления оптимальных компози­ций диагностических прецедентов.

Еще одним немаловажным фа тором, существенно влияющим на качество психодиагностически й решений, является использова­ние колоссаль ного потенциала, заложенного в компьютерной ког­нитивной графике. Функция когни тивной графики заключается в наглядном графическом представле нии тех или иных особенностей анализируемой информации, что является эффективным средством для прямого воздействия на процесс интуитивного образного мышления исследователя и практического специалиста. [1,250]

Интеллектуальные системы

Развитие компьютеров вступило в этап, когда они начали ак­тивно брать на себя разл чные функции, традиционно считавшие­ся прерогативой интеллектуальной деятельности. С одной стороны этому способствовало техническое совершенствование компьюте­ров (улучшение технологической базы и архитектуры, повышение производител ь ности и надежности, уменьшение габаритов и стои­мости).

С другой — к этому вели ра зработки, например, в области игровых программ, доказательства теорем, распознавания обра­зов, машинного перевода, автоматического реферирования, ин­формационного поиска, сочинения текстов и музыки и другие раз­работки, приводящ ие к резуль тата м или моделирующие процесс получения результата в отдельных видах деятельности человека. Главным фактором, послужившим стержнем для становления индустрии интеллектуальных си сте м, яв илось перене сение акце нта с разработок компьютерных вычи сли те ль ных программ на про­граммы, осуществляющие представление и манипули рование зна­ниями из актуальных предметных областей. [7,83]

В психологии выделяют следующие основные типы прикладны интеллектуальных систем.

1. Интеллектуальные информационно-поисковые системы В отличие от СУБД эти системы обладают способностью понимать недостаточно четко сформулированные вопросы. Другая особенность ИИПС заключается в их способности осуществлять автоматическое реферирование и анализ состояний противоречи­вости и неполноты фрагментов знания, что обусловливает воз­можности ИИПС «переваривать » и накапливать огромные количе­ства информации из самых разнообразных источников.

2. Экспертные системы предназначены, главным образом, для решения практических задач, возникающих у специалиста, работающего в плохо стру к ту рированной и трудно формали зу емой предметной области. Они способны аккумулировать профес­сиональные знания квалифицированных экспертов о ситуации психологического эксперимента, особенностях объ екта и, может быть, личности самого экспериментатора и могут служить полез­ным инструментом, содействующим повышению точности психо­диагностики и эффективности планирования психотехнических мероприятий. [13,200]

3. Обучающие системы, которые нередко называют (англ. tutor — обучать), являются разновидностью экспертных систем. Основной особенностью тьюторов является их способность давать обоснованные, методически эффективные для обучения объяснения с адаптивной степенью детализации по рассматривае­мым диагностическим решениям.

В заключение данной работы крат о охарактеризуем компью­терные психодиагностические системы, предназначенны е для про­веде ния комплексных экспериментов. Эти эксперименты могут преследовать практически е, исследовательские и смешанные цели.

В практических целях специальные средст а компьютерных систем позволяют оформлять набор пс и ходиагностических мето­дик, результаты которых отражают различные стороны психики испытуемых в виде батареи тестов. Еди ное информаци онное обес­печение батареи тестов в рамках компьютерной системы ч асто служит основой для синтеза интегральных пси ходиагностических показателей.

Целями исследований является изучение новых закономерностей психических феноменов с помощью известных психодиагностических методик и конструирование нового инструментария психодиагностических измерений. Для достижения указанных целей в исследовательских компьютерных системах функционируют средства формирования вербальных и невербальных, статических и динамических тестовых стимулов, задания порядка их предъявления испытуемым, определения регистрируемых параметров психодиагностического эксперимента и описания алгоритмов вычисления тестовых оценок. Эти средства представлены в исследовательских компьютерных психодиагностических системах в виде метаязыков и так называемых настраиваемых оболочек, позволяющих экспериментатору конструировать и корректировать психодиагностический тест, не прибегая к услугам профессионального программиста. Кроме того, в данных системах предусматриваются средства архивирования экспериментально-психологической информации, манипулирования с ней и статистического анализа психодиагностической информации.

Вывод

Проведя исследование развития и актуального положения компьютерной психодиагностики, автор нашел возможным создание систематического описания отрасли. Однако структура компьютерной психодиагностики, предложенная в данной работе, не охватывает некоторых ее аспектов. Например, ограничение использования компьютера в психодиагностике не отражено в исследовании, что объясняется, опять таки, молым опытом применения новых технологий и слабой степенью систематизации этого опыта, по крайней мере, в отечественных работах, что в свою очередь ставит целый ряд открытых вопросов для дальнейшего изучения.

Систематизированная информация приведенная в данной работе четко прказыввает, что компьютерная психодиагностика сделала лишь начальные шаги на том пути, для движения по которому, ограничения практически не просматриваются, и ясна общая методология совершенствования формализованной психодиагностики. Такое совершенствование, конечно, во многом определяется развитием компьютерной техники и математического обеспечения компьютеров. Однако развитие компьютерной психодиагностики также существенно зависит и от подготовки, и от адаптации для компьютеров богатства знаний как собственно психодиагностических, так и общепсихологических, имеющих отношение к психодиагностике.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursova/kompyuternaya-psihodiagnostika-2/

1. Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных.—М.: Финансы и статистика, 1983.—471с.

2. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения).—М.: Фолиум, 1994.—175с.

3. Бобров А.Е., Шурыгин А.И. Алкогольный скрининг-тест: его валидность и структура//Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях.—Л.: НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева, 1985.—224с.

4. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр.//Вопросы психологии. 1993, №3.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике.—Киев: Наукова думка. 1989.—200с.

6. Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. Санкт-Петербург. 1997.—203с.

7. Говоркова О.Ф. Опыт изучения некоторых интеллектуальных умений//Вопросы психологии, 1962, №2. С.83-91.

8. Гонзен В.А. Системные описания в психологии.- Л.:ЛГУ,1984.-175 с.

9. Гурьева А.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты.//Вопросы психологии, 1993, №3

10. Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика и преодоление.//Вопросы психологии, 1993, №1

11. Иовлев А.Б., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Об автоматизации психодиагностических исследований. Тр./НИИ им. В.М. Бехтерева.—Л., 1985.— 189с

12. Наумов Н.Д. Психолого-педагогические проблемы компьютерной диагностики мышления//Вопросы психологии, 1991, №2.

13. Попов Э.В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ.— М.:1987.—288с.

14. Собчик Л.Н. Пособие по применению психологической методики ММРI.—М.: НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1971.

15. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях / Под ред. Г.В. Осипова.—М.: Наука, 1979.—319с.

16. Тихомиров В.М. Отношение к компьютеризированному тестированию различных социальных групп//Вопросы психологии, 1991, №5.

17. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: пер. с англ.— М.: Прогресс. 1987.— 236с.

18. Харитонов Р.А., Хрипкова Л.М. Две психодиагностические методики в клинике детской психиатрии.—Л.: НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева.—175с.

19. Шмелев А.Г., Похилько В.И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников: ручные и компьютерные алгоритмы//Вопр. психол 1985. №4—с.126-134.

20. Meili R. Podrecznik diagnostyki psychologicznej.—Warszawa: PWN, 1969—373p.

21. Osgood Ch.E., Susi G.E., Tannenbaum P.M. Urbana: Univ. I 11. Press, 1957.—314p.