Тест структуры интеллекта Амтхауэра

9) на заучивание слов.

Каждый субтест, за исключением четвертого, состоит из 20 заданий, в четвертый субтест входят 16 заданий. Описание субтестов

1. Дополнение предложений (логический отбор) — исследование индуктивного мышления, чутья языка, акцент на конкретно-практическое, на чувство реальности. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов. Количество заданий — 20. Время выполнения — 6 мин.

2. Определение общих черт (исключение лишнего слова) — исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями, чувство языка, индуктивное речевое мышление. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно — лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Количество заданий — 20, время их выполнения — 6 мин.

3. Аналогии — анализ комбинаторных способностей, подвижности мышления, понимания отношений, обстоятельности мышления, удовлетворенности приблизительными решениями. В каждом задании испытуемому предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим так же, как и первые два. Количество заданий — 20, время выполнения —7 мин.

4. Классификация (обобщение) — оценка способности выносить суждение, способности к абстракции, образованию понятий, умения словесно выражать мысль, образованности. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий — 16, время выполнения — 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения. 8 Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация ланных

5. Задания на счет (арифметические задачи) — оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения — 10 мин.

6. Ряды чисел — теоретическое математическое мышление, анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами, находить закономерности. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения — 10 мин.

7. Выбор фигур (выбор геометрического образца) — исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей, наглядного целостного мышления; присоединяются конструктивные компоненты. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на части. Количество заданий — 20. Время выполнения —7 мин.

3 стр., 1452 слов

Мышление животных. Некоторые способности мышления врановых

... данной работе мы рассмотрим некоторые особенности и способности мышления животных на примере семейства врановых. Нашей целью ... о мышлении животных. Элементы мышления проявляются у животных в разных формах. Это может выражаться в выполнении разных операций ... животных и к решению ряда элементарных логических задач.[8]. Выясняли, могут ли четыре вороны, ранее обученные отвлеченному правилу выбора по ...

8. Задание с кубиками — пространственное воображение; присоединяются аналитические компоненты. В каждом из 20 заданий предъявляется куб в определенном положении, измененном по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами. Время решения — 9 мин.

9. Память. Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям. Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы — 3 мин.).

Время выполнения 20 заданий — 6 мин. Всего в тесте предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) — 90 мин. При подсчете «сырых» оценок (кроме субтеста 4) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Первичные оценки по каждому субтесту переводятся в стандартные, шкальные оценки; таким образом, структуру интеллекта можно охарактеризовать по профилю успешности выполнения отдельных групп заданий. Сумма первичных баллов по всем субтестам переводится в общую оценку уровня интеллекта. Тест разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики, рекомендаций по выбору 9 профессии, анализа профессиональной пригодности. При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие определенных «центров тяжести» — речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, памяти и др. Р. Амтхауэр [1953] отмечал тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, ее волевой и эмоциональной сферами, потребностями и интересами. При отборе тестовых заданий автор руководствовался двумя основными принципами: обеспечением максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением возможно низкой корреляции между отдельными группами заданий. Среднее значение коэффициента корреляции между группами заданий и общим результатом — 0,65 (0,80-0,45); средний показатель интеркорреляции субтестов — 0,36 (0,62-0,20).

Коэффициент ретестовой надежности (интервал повторного исследования — 1 год) — 0,83-0,91. Коэффициенты надежности параллельных форм — 0,95; надежности частей теста (метод расщепления) — 0,97. Валидность критериальная по корреляции с успеваемостью — 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития — 0,62 (выборка валидизации — 350 испытуемых).

34 стр., 16608 слов

Взаимосвязь креативности и интеллекта у детей младшего школьного возраста

... проблеме соотношения креативности и интеллекта, тестирование, беседа, наблюдение, методы математической статистики. Методики исследования: 1. «Прогрессивные матрицы» Дж. Равенна. 2. Краткий тест творческого мышления (КТТМ) Е.П. Торренса. 3. Тест Амтхауэра для ...

Тест имеет высокие показатели валидности текущей и валидности прогностической, определенной по методу контрастных групп. Надежность теста, данные Амтхауэра и Грабала

1. Общий показатель:

  • а) методом расщепления г = 0,969;

б) ретестовая надежность через три дня г = 0,915, через три года

г = 0,748.

2. Показатели отдельных субтестов:

  • а) методом расщепления г = 0,84-0,96;
  • б) ретестовая надежность через три года г = 0,15-0,68.

Валидность (Амтхауэр)

Внутренняя валидность: среднее число корреляций субтестов с

общим показателем г =0,60; среднее число всех интеркорреляций

субтестов г = 0,26.

10 Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных

Корреляции общей результативности с внешними критериями:

  • а) оценка интеллекта ученика учителем г = 0,62;
  • б) успеваемость в школе г = 0,26-0,74;
  • в вузе г = 0,10-0,40;
  • в) корреляции теста с другими тестами: тест Равена г = 0.35; тест Векслера г= 0,62.

3. Назначение и условия применения теста Амтхауэра

При использовании теста Амтхауэра необходимо учитывать специфические ограничения, которые связаны с содержанием заданий и условиями работы.

Поскольку время, отведенное на выполнение заданий каждого субтеста, ограничено, то проявляется зависимость качества решений от скоростных характеристик познавательных и нейродинамических процессов. Медлительные люди оказываются в невыгодных условиях по сравнению с теми, кто может перерабатывать информацию с высокой скоростью. У медлительного человека результаты тестирования могут быть ниже его интеллектуальных возможностей, так как нехватка времени или неудобный, более быстрый темп работы отрицательно влияют на ее качество. В реальных жизненных условиях, решая учебные, производственные или научные задачи, человек исключительно редко сталкивается с подобным дефицитом времени. Обычно он имеет возможность действовать в удобном для него темпе. Следовательно, надежность выводов об интеллектуальных способностях человека может быть обеспечена только при условии наличия информации об особенностях его нейродинамики.

Поскольку задания теста отличаются достаточно высоким уровнем сложности, то он менее пригоден для работы с людьми, имеющими явно сниженные способности. С помощью теста Амтхауэра невозможно получить какую-либо положительную характеристику их интеллекта, выявить их возможности, так как они просто не справляются с заданиями. Этот тест не имеет смысла использовать не только во вспомогательных и коррекционных классах, но и в таких общеобразовательных, в которых абсолютное большинство учащихся не претендует на высшее образование. Когда старшеклассники, имеющие слабые интеллектуальные способности, не справляются с тестовыми заданиями, у них формируется общее негативное отношение к психологическому обследованию и к психологу, недоверие к тем рекомендациям, которые он получает в результате тестирования.

Существенное положительное влияние на результаты тестирования оказывает и уровень образования испытуемого. Для развития операциональной структуры мышления имеет большое значение, с какого уровня интеллектуальными заданиями постоянно сталкивается индивид. Постепенное усложнение занятий ведет к интеллектуальному развитию, а упрощение — к приостановке и деградации. Поэтому для интерпретации результатов оказывается важнее знать не возраст ребенка, а в какой школе и в каком классе он учится. Для анализа структуры интеллекта взрослого человека необходимы сведения об уровне и времени получения образования, а также типе деятельности, которой он занимается в настоящее время.

42 стр., 20732 слов

Методики исследования мышления и интеллекта

... мышления и интеллекта Глава вторая: Подходы к понятию интеллекта. Тесты интеллекта 1. Диагностика мышления и интеллекта, .1 Психодиагностические аспекты работы Одно из направлений деятельности псиолога - психодиагностика, ... вслед за Ануфриевым мы понимаем: «Психологический диагноз как результат деятельности практического психолога представляет собой соответствующее запросу логическое заключение ...

и тип используемых заданий ставят в более выгодное положение испытуемых с математическими, инженерно-техническими и естественно-научными способностями по сравнению с гуманитариями, которые по абсолютному большинству субтестов всегда имеют более низкие результаты. Тест не позволяет адекватно оценить особенности и уровень развития гуманитарных способностей, так как не содержит соответствующих заданий. Привычнее для психологов отождествление вербального и гуманитарного не имеет под собой надежного обоснования, для оценки гуманитарных способностей требуется применения специальных методик (например, можно использовать тест, приведенный в пособии для 3-6 классов).

Поэтому на основе низких результатов, полученных с помощью теста Амтхауэра, неправомерно делать выводы о слабом интеллектуальном развитии людей гуманитарного типа. Необходимы сведения о типе образования испытуемых, чтобы выводы по результатам тестирования были достоверны.

Общий культурный уровень испытуемого также значимо влияет на результаты тестирования. Культурно ограниченный человек может неадекватно представлять значения некоторых слов, используемых в вербальных субтестах, и поэтому давать ошибочные ответы вне зависимости от уровня развития самих мыслительных операций. Чтобы снизить влияние социо-культурных условий развития на результаты тестирования, испытуемым обычно разрешается задавать экспериментатору вопросы, если какие-то слова им кажутся непонятными. Подростки этим пользуются значительно чаще, чем взрослые, но не только потому, что меньше стесняются своей неосведомленности. Взрослые люди уже свыкаются с теми представлениями, которые у них имеются, и не ощущают собственного непонимания.

На результаты тестирования влияет то, в какой степени человек владеет русским языком как таковым. Этот аспект необходимо учитывать в связи с тем, что в настоящее время в Россию активно переселяются семьи из автономных республик и из бывших союзных республик, где знание русского языка уже давно не является обязательным. В процессе общения мигранты (особенно, дети и молодежь) достаточно быстро овладевают разговорным минимумом, а, обучаясь в школах, колледжах, постепенно, иногда с большим трудом, осваивают литературный и научный русский язык. Разговорный бытовой язык существенно отличается от научного, который требуется для решения тестовых задач, и у мигрантов они обычно функционируют как два раздельных паттерна. Научный язык, т. е. отношение к словам как к понятиям активируется только в соответствующем контексте, а когда недавний мигрант встречается с отрывочными сведениями или отдельными словами, то он реагирует на них «образно», более легким для него способом, воспринимая их в рамках «бытового» паттерна. В решении тестовых задач такие люди показывают более низкие результаты по сравнению с реальными достижениями в учебе и профессиональной деятельности.

3 стр., 1460 слов

Способы развития интеллекта и мышления

... деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта ... правильности суждений и выводов. Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической ...

Продолжительные профессиональные занятия любым видом деятельности формируют для ее обслуживания специфичную интеллектуальную подструктуру. Она включает часто используемые знания, как рутинные, так и сугубо индивидуальные, созданные самим индивидом алгоритмы, информацию ситуативного и социального плана и т. д. Эта «надстройка» вытесняет на второй план интеллектуальные операции общего типа, которые как раз и замеряются тестом Амтхауэра. Для решения тестовых заданий профессионалу приходится «активировать» пассивные интеллектуальные структуры, поэтому его результаты могут быть ниже, чем у тех, кто еще не имеет никакого опыта работы. Однако это не означает, что он интеллектуально слабее новичков. Чтобы выводы об интеллектуальных возможностях индивида были достоверны, необходимо учитывать продолжительность и интенсивность его профессиональной деятельности.

Любая методика имеет основное целевое назначение и вполне определенную сферу применения, выход за рамки которых снижает надежность выводов, а иногда и делает бессмысленным ее использование. Тест Амтхауэра предназначен для углубленного изучения структурно-уровневых характеристик интеллекта, для определения того, какой тип высшего образования или деятельности, требующей высшего образования, индивид сможет освоить. Ее можно использовать для более обоснованного выбора подростком предметов углубленного изучения в старших классах.

Тест позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях:

1. Общий уровень интеллекта — выявляется на основе общего результата, переведенного в стандартный показатель.

2. Тип интеллекта — выявляется на основе интерпретации профиля, качественно характеризующего группу субтестов с наиболее высокими результатами.

3. Уровень развития отдельных способностей (или интеллектуальных операций) — интерпретируются результаты, полученные по отдельным субтестам.

Р. Амтхауэр создавал тест для изучения структурных характеристик интеллекта, что отражено и в его названии, т. е. для решения двух последних задач. Мы не рекомендуем использовать тест для определения общего уровня интеллектуального развития, как это привычно делают при работе с тестом Векслера, и не только потому, что в результате трудоемкой двухчасовой работы будет получена всего одна характеристика. Выводы в целом могут оказаться неверными. Талантливый человек, имеющий узко специализированные способности, будет выглядеть середняком, если ориентироваться на общий тестовый показатель. Даже для исследовательских целей, где важно выделение наименьшего количества глубинных, обобщенных признаков, мы считаем, что не следует прибегать к уровневым показателям. В одной «уровневой» группе окажутся люди с различными по своей структуре способностями, и не только теоретические, но и практические выводы из такого исследования будут весьма сомнительны. Никто не станет оспаривать положения, что функция определяется структурой, то есть характер функционирования интеллекта определяется его структурными особенностями.