1.
Истоки высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, лежат в воспитании таких качеств, как доброта, отзывчивость, великодушие, сочувствие. Бережное, внимательное отношение к природе положительная черта, характеризующая степень воспитанности
Живая природа это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в этом мире отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но несмотря на это роль их в биосфере огромна. «Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется также в научных, культурно-просветительных и
Первые представления, элементарные знания об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления детьми чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой одна из составных частей этой работы предполагает решение ряда воспитательно-образовательных
Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно.
Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во-первых, для воспитания правильного, рачительного отношения к фауне, во-вторых, для развития более сложных нравственно-эстетических чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.).
Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
Игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Игрушки и предметы ...
... формирования психических процессов у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если вы работаете с ними, опираться на вид деятельности, и построить свою работу в игровой форме, что мы и попытаемся ... цвет, размер, материал, мир животных и мир людей, и т. д. Творческие, сюжетные — Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике границы ...
Известно, каким сложным и подчас противоречивым бывает поведение маленького ребенка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные
Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания положительного отношения к объектам природы. От педагога во многом зависит, чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных
Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности ребенка, неумению выразить свое отношение. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог дает нравственные правила отношения к ней, то эстетические и этические оценки соединяются и совпадают, образуя нравственно-эстетических нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и любви к живым существам.
Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное отношение к
О степени сформированности у детей глубоких, гуманных чувств к четвероногим друзьям можно судить, принимая во внимание
- интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать о их жизни, повадках;
- знание и выполнение правил обращения с живым существом;
- осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;
- желание трудиться ради животного, умение ухаживать за ним;
- эмоциональность восприятия и общения с животным.
- Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы: о самом мире фауны, его разнообразных представителях (начиная с названия, характерных особенностей внешнего вида до некоторых форм приспособления к среде) и о возможных формах взаимодействия человека и животного (способах помощи животному, ухода за ним, его защиты).
То есть эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой группе относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию, ко второй знания, определяющие правила поведения ребенка в природе, нормы нравственного отношения к ней.
В дошкольном же возрасте закладываются лишь предпосылки, так называемого рефлекса охраны природы и животных, который зреет при соответствующей работе в школьные годы. В этом возрасте преобладают первый и второй уровни отношения. Это, очевидно, объясняется характером наблюдений, проводимых с детьми: при восприятии природы воспитатели значительное место отводят задачам эстетического воспитания без тесной взаимосвязи с интеллектуальными и этическими; восприятие остается часто во внешнем, созерцательном плане, что становится доминирующим в формировании детского отношения; не всегда целесообразно организуется деятельность детей в природе она в основном направляется не на бескорыстную помощь окружающей среде, а на деятельность практическую (сбор ягод, кормление животных и т. п.).
Философские аспекты зоотехнии: принципы этичного отношения к животным
... человеческой цивилизации и которое также иногда распространяется в сферу отношений человека к природе. Когда мы говорим «гуманное отношение к животным», то не всегда отдаем себе отчет, что тем ... Этические моменты в охране природы, хотя часто и переплетаются с эстетическими, заслуживают особого рассмотрения. Основной этический вопрос в отношении человека к животным может быть сформулирован как ...
Однако у старших дошкольников можно сформировать такое отношение к окружающему, которое будет обусловлено нравственно-эстетической оценкой, т. е. пониманием значения природы для жизни человека и необходимости ее защиты и охраны. Что же для этого необходимо? Воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок хорошо знал и выполнял правила гуманного обращения с животным, чтобы он твердо усвоил формулу: «Так нельзя, а так можно и нужно». Для дошкольников это тоже область активного отношения, требующего усилия воли, настойчивости, преодоления эгоизма. Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы поупражнять ребенка в
Каждый случай отрицательного отношения также не должен проходить мимо внимания педагога. Воспитатель анализирует, почему ребенок проявляет жестокость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого… Надо терпеливо, доходчиво и вместе с тем требовательно объяснять, почему так нельзя делать.
Человек друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. Педагог следит за тем, чтобы у ребят появилась
Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве три задачи: формирование знаний о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в
Осуществляя работу в указанных направлениях, необходимо помнить, что важным условием ее эффективного выполнения является связь детского сада и семьи. По этому разделу педагог планирует
ознакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений о животных у детей разного возраста. Для этого проводятся родительские собрания, открытые занятия, коллективные экскурсии в лес, зоопарк и др.;
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста ...
... детей; результаты обследования детей на констатирующем и контрольном экспериментах; дидактические игры; сценарий праздники. 1. Теоретические основы проблемы экологического воспитания старших дошкольников в совместной деятельности и в повседневной жизни 1.1 Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ В ...
раскрыть родителям особенности
давать практические советы по уходу за животными, их содержанием дома, по организации живого уголка;
повышать экологическую культуру родителей, углублять их знания о природоохранительных мероприятиях, проводимых в нашей стране. Это могут быть лекции, выставки художественной и научно-популярной литературы, специальные выпуски стенгазеты.
3.
МЛАДШИЕ ГРУППЫ
В процессе ознакомления детей младших групп c животными воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых особенностях внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Воспитатель обучает малышей первым несложным трудовым умениям: покормить птичку или рыбку в уголке природы. На этой основе воспитывает бережное отношение животным, вызывает у детей чувство радостного удивления, первые эстетические переживания.
Основное содержание знаний малыши усваивают через систематические встречи с животными в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада.
Коллективные формы работы воспитатель чередует с индивидуальными, занимаясь с небольшими подгруппами детей. Индивидуальное общение с ребенком позволяет вызвать у него больший интерес, успешнее (подробнее, тщательнее) провести наблюдение.
Однако этого недостаточно. Для расширения представлений, уточнения и конкретизации знаний, а также для развития наблюдательности 2 раза в месяц проводятся занятия и целевые прогулки. С детьми первой младшей группы занятия проводятся в первом полугодии с двумя подгруппами, во втором — со всей группой. Во второй младшей группе занятия проводятся со всеми детьми.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Дети 4—5 лет любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Исходя из этого, воспитатель средней группы решает новые задачи в ознакомлении детей с животными. Учит ребят видеть в животных характерные свойства, сравнивать и группировать животных по этим свойствам, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми животными.
Уголок природы в детском саду
... групп. Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, ...
Дети ежедневно выполняют поручения по уходу за животными. Овладевают и первоначальными умениями ухаживания за животными. В процессе наблюдений и ухода за животными у дошкольников воспитывается чувство бережного и заботливого
Два раза в месяц проводятся занятия. Продолжается работа в уголке природы, который в течение всего года пополняется новыми объектами, У детей закрепляются ранее полученные умения и навыки ухода за растениями и животными, формируются новые.
Широко используются трудовые поручения, к выполнению которых систематически привлекаются все дети. Форма организации труда разнообразна. Так, уборку участка, посадку растений выполняет вся группа; для других работ дети организуются небольшими подгруппами или получают индивидуальные поручения. Совместный труд воспитывает у ребят чувство ответственности за порученное дело и коллективизма. Закреплению, уточнению и систематизации полученных знаний способствуют дидактические игры.
Кроме непосредственных наблюдений, игр и занятий, должное место в работе с детьми занимает рассматривание картин с изображением животных. Это могут быть отдельные животные, а также картины леса, поля, реки, живописные картины времен года. Отбирают картины такие, которые побуждали бы детей к рассказу, помогали закреплять и уточнять знания