Своеобразная русская культура является важнейшей составляющей русской философии, и, в конечном счете, определяет её своеобразие. Русская культура — явление уникальное. Географически наше Отечество, на протяжении всего своего существования, находилось на перекрестке Западной и Восточной цивилизации. Наша культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций и находилась с ними в постоянном контакте, но никогда не опускалась до “голого” их копирования, а с Х1Х века сама начала оказывать серьезное влияние на культуру других народов. Формирование нашей культуры происходило не только в благоприятных условиях, но и в условиях насильственного насаждения чуждых образцов и идеалов, путем приказов и запретов, разрушения и наказания. Однако русская культура сумела создать свой своеобразный тип мышления и самочувствия, который нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни к западному вариантам.[1]
Русь (а затем Россия) всегда была многонациональным и поликультурным социальным организмом, который способствовал образованию особой единой культурной основы своей общей Родины.
Находясь на протяжении значительного периода своей истории в положении отстающей и догоняющей, Россия приобрела редкую способность не просто быстро усваивать передовые идеи, но и перерабатывать их, приспосабливать к своей культурной среде.
Для русского общества всегда были характерны большая напряженность, взрывоопасность, конфликтность, связанные: с господством власти (самодержавие, КПСС) и диктатом идеологии (религии, партии), с архаичной или крайне прочной и неповоротливой государственной машиной, поэтому единственной сферой для развития свободы была духовная сфера, где находили свое воплощение различные теории и идеи.[4]
Период зарождения философской мысли на Руси соответствует средневековой философии и делится на два этапа: Древнерусская философия Киевской Руси (Х1 — Х111 в.в.) и Средневековая русская философия Московского государства (XV — XVII в.в.).
Особенности исторического периода первого этапа следующие: Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом; Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом; Создание письменности, распространение грамотности, книжности, школьного образования; Принятие Византийского православного христианства в 988 г., послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.
Развитие русской философии в советский период
... Совершенно новые тенденции привносила в русскую философию и "апокрифическая" культурология советского периода. Наиболее полнокровно это реализовалось в семиотической теории культуры Лотмана и Петрова. Правда, ... Флоренский, немало размышлявших над имяславческими проблемами. Однако наиболее последовательным сторонником идей афонских монахов стал Лосев.Он сформулировал "тезисы об имени Божием": ...
Киевская Русь восприняла две византийские философские традиции: Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах; Попытку увязки религиозных догматов с античной мудростью. Киевские мыслители (Владимир Мономах и др.) выступали против византийского влияния, на стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского государства. В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и византийской философией.[1]
Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно конструируемые аллегориум и символиум. После монголо-татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной. Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится центром Русского государства. В XVI-XVII вв. — это уже крупное централизованное государство с единой экономикой. Власть уже опирается не на боярство, а на служилое дворянство. Окончательно оформляется крепостное право. Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но постепенно возникает светская литература.
Среди направлений философии Московского государства можно выделить Историософское направление. Историософия — концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариантности форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла. Становление русской государственности отразилось в учении псковского монаха Филофея “Москва-третий Рим”. Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит божественное провидение. Учение “Москва-Третий Рим”, по существу, имело целью обосновать необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное государство во главе с Москвой. Среди религиозных направлений выделяются ереси (от греч. — особое вероучение) — отклонение в вопросах религиозной доктрины от ортодоксии. Ереси возникли в ходе борьбы за независимость страны как движение против засилия религиозной византийской догматики. Наиболее известные — стригольничество и движение “жидовствующих”. В конце ХV в. возник знаменитый спор между осифлянами (стяжатели) во главе с Иосифом Волоцким и нестяжателями во главе с Нилом Сарским и Василием Патрикеевым. Нестяжатели были противниками монастырского землевладения и богатой церкви. Главное — это развитие духовной культуры. Осифляне выступали за сильную и богатую церковь, которая способна выполнить божественное предначертание вместе с верховной властью. Борьба еретических и внутрицерковных идеологических направлений привела к возникновению русской схоластики. Нравственное направление представлено мыслителями: Сименоном Полоцким (1629-1680) Юрием Крижаничем (1618-1683) Андреем Белобоцким, Епифанием Славинецким. Передовые русские мыслители пытались постигнуть судьбы Родины, своими произведениями они стремились содействовать сознанию централизованного русского государства. Этот период явился прологом к дальнейшему развитию русской философии.[4]
XVIII век поставил Россию вровень с Европой. Русская Ренессанская философия развивалась в условиях экономических реформ, развития производства, ремесел и науки, разнообразного художественного творчества, политические новации, соседствовали с постоянными заговорами. Кроме этого велись нескончаемые войны с внешним врагом, а также жестокие подавления многочисленных крестьянских восстаний.
Основные направления развития отечественной философии после 1917 года
... задачи: дать изложении основных направлений отечественной философии советского и постсоветского периода, осветить возникновение и развитие философских школ. В развитии отечественной послереволюционной философии можно выделить ряд периодов, ... поддержку, было объявлено теоретической основой развития общественного бытия и сознания, внутренней и внешней политики государства. До конца 20-ых годов ...
В эти годы страна открыто воспринимает западную культуру, появляются великие ученые, мыслители, политики. Вместе со светской наукой на русской почве укрепляется свободомыслие. Герцен А.И. Так охарактеризовал это время: «Удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения».
Начало этому процессу положили реформы Петра I. Они раскрепостили русскую экономику, значительно пополнили и обновили господствующий класс за счет дворянства, превратили церковь в одно из звеньев государственного аппарата, усилили царский абсолютизм, низвергли народ до положения рабов. Ученая дружина Петра I (Василий Никитич Татищев (1686- 1750), Феофан Прокопович (1681- 1736), Антиох Дмитриевич Кантемир (1708- 1744), Иван Тихонович Посошков (1652- 1726)) являет собой первый этап философии этого периода. Представители ученой дружины отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания, разработали первую в России классификацию наук, отстаивали гелиоцентрическую теорию, учение о бесконечности вселенной, разработали философскую терминологию на русском языке.[1]
Огромное значение имеют философские взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) — крупнейшего представителя механического материализма. Он придерживался идеи и принципов атомизма. Его научный интерес- свойства материи: «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части». В теории познания он пытается преодолеть разрыв между эмпиризмом и рационализмом, понимая что и то и другое — это односторонние крайности процесса познания. Поскольку Ломоносов был верующим человеком, то он стоял на позиции «двойной истины», т.е. есть истины которые могут не совпадать с религиозными и есть чисто религиозная сфера постижения истин. Развивал гелиоцентрическую систему Дж. Бруно, доказывал постоянную изменяемость всего существующего, возражал против церковного исчисления Начала мира.
Родоначальником русской философии большинство исследователей считает Г.С. Сковороду(1722- 1794).
Философия Г.С. Сковороды носит, прежде всего, этическую направленность. Следуя вслед за Сократом, Сковорода излагает свое учение в диалогах, рассуждениях нескольких человек на определенную тему. Основная тема: познание человека, его души, стремлений, желаний, поступков, соотношение добра и зла в человеческой жизни, их обусловленность и влияние на бытие людей. Он разрабатывает христианскую этику не в отвлеченном обществе, а в конкретно-российском социуме, учитывая при этом особенности национального менталитета. Г.С. Сковорода первым указал путь дальнейшего развития русской философии — путь не прекращающейся внутренней борьбы между западноевропейской рассудочностью и восточно-христианским иррациональным постижением космических тайн и человеческой души.
Отечественная философия эпохи Екатерины II с наибольшей целеустремленностью разрабатывала социологические проблемы, в особенности такие как «совершенствование общества» и «разумное устроение» государства. Причем активность в этом направлении прилагала сама императрица, состоявшая в переписке с французским философом Вольтером: в составленном ею знаменитом «Наказе» (1767) не только провозглашалось равенство всех сословий перед законом, но и высказывалось «пожелание» об улучшении положения крепостных крестьян. Позже её взгляды резко трансформировались (после восстания Е. Пугачева и Французской революции).
Развитие русской философии
... России в мировой цивилизации. 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. ОСОБЕННОСТИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы: ХI в. - первая половина XVIII в. - постановка философских ...
В литературу этого периода входит целая когорта выдающихся просветителей: Д.С. Аничков (1733- 1788), Я.П. Козельский (1728- 1789), С.Е. Десницкий (1739- 1789), А.Н. Радищев (1749- 1802).
Александр Николаевич Радищев известен в основном как борец с абсолютизмом и крепостным правом, как автор «Путешествия из Петербурга в Москву». Однако его философские идеи тоже оригинальны и новаторски, как по сути, так и по форме выражения. В своем трактате «о человеке, его смертности и бессмертия» он разрабатывает учение о бытии, человека и его душе: главное в его мировоззренческой позиции- это признание реальности материи и ее независимости от познающего субъекта, весь живой и неживой мир состоит из единого вещества. Важнейшее свойство материи- движение.
Радищев стоит на позициях идеализма, доказывая бессмертность души в отношении человека он отстаивает «естественное право» т.е. экономическое и правовое уравнивание людей исторический процесс представлял как последовательную смену циклов через борьбу равенства и неравенства. Прогресс в обществе связан с «шествием человеческого разума». В дальнейшем социальная философия нашла свое продолжение и развитие в идеях декабристов, деятельностью которых кончается один и начинается другой период развития русской философии.
Русское Просвещение создало самобытную национальную философию, которая по сущности своих идей, по своей духовности стояла на уровне общемировой философии. Оно породило феномен светской духовной культуры, сформировало гуманистические ценности, зародило интерес к трудам мыслителей прошлого и настоящего. Отход от церкви не означал для ученого разрыва с верой, с традицией, с культурой народа. Новый виток творческой жизни был не изолированным, а осуществлялся с опорой на предыдущие достижения.[2]
Феодальные отношения XIX — начала XX века оставались весьма прочными и укоренены в жизни страны. Несмотря на это, во второй половине XIX века в экономике энергично стал пробивать себе дорогу капитализм. Почти весь этот период отмечен войнами, которые вела Россия.
XIX столетие по праву называют «золотым веком» русской философии. Это был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы, радикалы и либералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы, демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы).
В это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Философия и литература XIX века образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры.
Русская философия — это философия предупреждения. Её лейтмотив — нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Проблемное поле русской философии XIX века распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы: сфера познания («вера» — «знание»), сфера действия («аполитизм» — «революционаризм»), сфера нравственности («альтруизм» — «эгоизм»).
Философия человека Н. Бердяева
... работы является рассмотреть философию человека в творчестве Н. А. Бердяева. Реферат состоит из введения, ... чувствительные потери. И дальнейшее духовное развитие, которое так необходимо нашему обществу, ... новые публикации о Николае Александровиче Бердяеве в России появились в „Книжном обозрении, 1988, ... журнала русской религиозной мысли „Путь (Париж, 1925-1940), Н.А. Бердяев в отечественной философии ...
В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал. В сфере познания это идеал рациональности или духовности (задаваемые наукой или религией).
В сфере действия (социальной) — идеал социальности: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия).
В сфере нравственности — идеал человека, определяемый с помощью определённых форм коллективности — государство, народ, община, церковь; посредством личных атрибутов — природа человека, нравственное чувство, разумность.[3]
Русская философия XIX века предстаёт как многообразие философских учений, организованных вокруг двух полюсов: философия тотальности (коллективности, целостности) и философия индивидуальности. Толчком к разделу русской философии на два полюса послужила историософия П.Я.Чаадаева. Пётр Яковлевич Чаадаев(1894-1856 г.г.) одним из первых в прошлом столетии поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании. Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и её достижения, с сожалением писал об отставании России от «общего движения», т.к. считал, что истинный прогресс зиждется на истинном христианстве, которым является только католицизм. Позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социальном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчёту.
Сущность славянофильства определялось идеей «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса. Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности.
По сути дела, славянофильство — это философия религиозно окрашенного коллективизма. Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл в развитии. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям — авторитету религии и церкви, государству, своему народу. В полемике со славянофилами складывалась русская философия индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества. Западники были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития. Они активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути. Считали религию и церковь тормозом общественного прогресса. Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества. Основной ценностью общества для них является индивид, а государство прозвано защищать его права и свободы. В социальной сфере они ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственного правления.
«Почвенники» — философское направление, для которого главной была идея о «национальной почве» как основе социального и духовного развития России. Для них была характерна идея о превосходстве искусства над наукой, поскольку искусство эстетично и полнее угадывает потребности эпохи и дух народа. Их отличала также религиозная ориентированность философии. Отвергали капитализм и социализм как путь развития России. «Народники» сохранили веру в науку, считали, что царство «нравственности, справедливости» может наступить лишь через деятельность героев, способных повести за собой бессознательное массовое движение.
Философия современной России
... развития философии на современном этапе, какие проблемы в развитии русской философии стоят на сегодняшний день, и есть ли в России философия, а если есть, то необходима ли она для России. По общепринятому мнению, русская философия ...
В результате идейных исканий путей развития России в середине 80-х г.г. XIX столетия в русской философии образуется два мощных направления: Русский религиозный ренессанс конца XIX — начала XX века, Русский Марксизм. Русский религиозный Ренессанс — направление самое плодотворное как по числу последователей, так и по объему и разнообразию созданных произведений. Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как природа человека, его свобода, смерть и бессмертие; гуманизм и его кризис; смысл человеческой истории; ряд важных социальных вопросов.
Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является В.С. Соловьев. Соловьев во главу угла своей философской концепции ставил религию и стремился подчинить ей философию, науку, этику, будущее государственное устройство. Он резко критиковал материализм и атеизм, представляя их как учения безнравственные, опустошающие природу человека и ведущие людей в тупик. Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с позиции объективного идеализма. Начало всего сущего — абсолютное, т.е. бог. Бог воспринимает не разумом, а только через веру. Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир. Этот идеальный мир порождает мир физический. Этот физический мир связан с богом через человека, который обладает и материальной и идеальной субстанциями.
Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии была фигура Н.А. Бердяева. Философию он считает чистым творчеством в отличии от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия. Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепцию миростроения, ориентированную на человека. В качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу. Личность у Бердяева представляет собой сосредоточение индивидуальных духовных сил и сферу свободы. Она постоянно испытывает давление со стороны общества, которое стремиться поработить личность, включив её в какую-нибудь общность. Истинная свобода личности заключается в «соборности», концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е. подразумевается верховенство личного начала над коллективным. В середине 80-х г.г. XIX столетия народничество, вследствие массового разочарования в его идеях, распалось. Из него выделились первые русские марксисты. [2]
Возникновение ортодоксального марксизма в России связывают с творчеством Георгия Валентиновича Плеханова (1858- 1918).
Он посвятил большинство своих трудов историко-философскому, гносеологическому и социологическому аспектам материалистического понимания истории, т.к. считал что именно в этом теоретическом построении сосредоточено центральное ядро марксистского учения в целом; осуществил первые попытки научного социального предвидения; определил основы религиозного и эстетического мировоззрения людей; предложил диалектико-материалистическую модель революционных процессов в социальной сфере; разработал учение о роли народных масс и личности в истории.
История русской философии
... восстания декабристов, становится периодом расцвета русской культуры и философии. Причинами этому явились пробуждение самосознания, вызванное победой «отсталой» России в Отечественной войне 1812г. над великой империей ... целей жизни человека, поиска смысла и целей истории. Разумеется, она исследует и проблемы природы и проблемы теории познания, но главное для русских философов - человек, поиск ...
«Легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк) — в целом на начальном этапе поддерживали Плеханова и Ленина в критике народничества, в начале 900-х г.г. разошлись с ними по вопросам: неприятия насильственных средств борьбы; в теории — неприятием подавления личности обществом несогласием с идеями «воинствующего» материализма и атеизма.
Философия большевизма связана с деятельностью В.И. Ленина (1870- 1924).
Опираясь открытии русскими народниками законе неравномерного развития капитализма, Ленин провозгласил «непреложный вывод» о победе социализма. Разработано учение о социалистической революции, о роли пролетариата в ней и его авангарде — коммунистической партии. Разработано учение о примате политики над экономикой (особенно в переходные периоды).
Разработано учение «О защите социалистического отечества», об «Армии нового типа». В соответствии с естественнонаучными открытиями того времени Ленин по-новому сформулировал определение материи (в отличие от механистической трактовки её Ф. Энгельсом).
Ленин видел в ней прежде всего «закон познания (и закон объективного мира)». Введен принцип примата практики над теорией.
Кроме этих 2-х течений, универсализм русской философии проявился в наличии других течений: Философия права, в рамках которой развивалась идеология либерализма с его идеей незыблемости прав и свобод человека (Б.Н. Чечерин); Естественнонаучный материализм (Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов), который был ориентирован на философское осмысление данных естествознания и продолжал традиции М.В. Ломоносова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского; Русская космическая философия (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).
Они отстаивали идеи единства человека и космоса, космической природы человека; его бессмертия и безграничных возможностей, благодаря нравственному совершенствованию и росту научных знаний. В целом русская философия XIX — начала XX века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России. [5]
В советский период отечественной истории (1917- 1991 гг.) исключительную поддержку получила материалистическая традиция в философии. В Советском Союзе единственным философским течением становиться марксизм, который со временем обрел статус официального учения. Философия постепенно превратилась в служанку политики. Это становиться возможным в условиях отсутствия свободы интеллектуального творчества, жестокого контроля со стороны государства и правящей партии, использования философии для идеологического обоснования практики советского строя и перспектив его исторического развития.
Главные темы работы советских философов: новое прочтение К. Маркса, развитие диалектической логики. Диалектика анализируется как объективный процесс и метод познания; формирование отечественной методологии науки. Стремление соединить системные представления и диалектику. Под видом критики происходит, знакомство с западной философией, раскрытие проблем гносеологии и теории познания, обсуждение проблемы сознания, обсуждение, прежде запрещенной, темы ценностей. Обсуждались темы сущности человека, его свободы, истории, диалектика его жизни, ставились вопросы философской познаваемости человека и единства человечества. Философия определялась как наука или не наука, выяснялось как она соотносится с другими видами сознания. Даже в условиях существенных ограничений, по-разному интерпретировались марксистские положения с целью сделать предписанную схему как можно более гибкой, позволяющей вмещать и охватывать те феномены, о которых специально не задумывались классики марксизма.
Философия счастливого человека
... свой трактат я назвал не “Философия счастья”, а “Философия счастливого человека.” И заметьте: не “О...” ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЧАСТЬЯ “Счастье - это внутреннее солнышко” Н.И. Козлов Понятие “счастье” имеет многоаспектное, трудно поддающееся систематизации ... в мире. Мы живем в плену умственных абстракций. К счастью, не все такие. Есть еще женщины и русские. КАК БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ “Искать - всегда немудрено, Найти ...
Диалектико-материалистическая философия в СССР, несмотря на сложные политические и идеологические условия (начиная с 1917 г. и по н.в.), в основном сохранила своё методологическое значение, приобрела начало плодотворных идей из работ известных советских ученых: общественников и естественников, историков философии, этиков, эстетиков.[2]
Русская философия — это живой и динамичный организм. Она имеет сравнительно не долгую историю, но, тем не менее, она внесла значительный вклад в сокровищницу мировой философской мысли.
Русская философия несёт на себе отпечаток национальной культуры, национального характера, национального психологического склада, особого типа мышления и мировоззрения, т.е. она является одним из ресурсов ретроспективного портрета народа.[3]
Философские концепции отечественной философии всегда были связаны с конкретными социально-политическими обстоятельствами в стране. В русской философии никогда не было «голого» копирования западных философских теорий. Русские мыслители как бы отталкивались от чужого учения и предлагали самостоятельные построения.
Русская философия в своей основе высоконравственна. Нередко нравственный аспект был тем стержнем, вокруг которого строилась вся система. Сегодня в России философы продолжают работать, творить. Освободившись от жестких рамок официального марксизма они ищут новые пути в теории, открывают для себя и других прежде неведомые пласты бытия, переживания, мышления.
1. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.- М., 1990.- 538с.
2. История философии / Под ред. В.П. Кохановского.- Ростов-на-Дону, 2001.- 437 с.
3. Спиркин А.Т. Философия: Учебник.- 2-е изд. — М.: Гардарика, 2001. — 736с.
4. Философия: Курс лекций.-2-е изд. / Под ред. В.Л. Калашникова.-М.,1999.- 421с.
5. Хрестоматия по истории философии: В 3 т./ Под. Ред. Л.А. Микешиной.- М.,1997.