Каждый живущий в обществе включён в систему норм и культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру. Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.
Освоение накопленных человечеством богатств философского знания, развитие собственных навыков философствования — сложная и важная задача, стоящая перед каждым студентом-юристом. В профессиональной деятельности юристов принципиальное значение имеют мировоззренческие установки, гуманистические ориентации, в формировании которых философия играет решающую роль.
Цель работы заключается в исследовании правовых концепций таких явлений как юридическое мировоззрение и правовая культура.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику понятию юридического мировоззрения, а также его соотношение с правосознанием;
- изучить многообразие оснований типологизации юридического мировоззрения, таких как “имперский” и “федералистский”, “дискурсивный” и “командный”;
- выявить роль юридического мировоззрения в законодательной и правоохранительной деятельности, формировании судебной практики.
Структура данной работы состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие юридического мировоззрения. Юридическое мировоззрение и правосознание
Юридическое мировоззрение система взглядов на право и государство как основу, главного движущего фактора общественного развития. Оно образовалось в результате культурного и исторического развития европейской духовной культуры, западной цивилизации, возникшей в Древнем Риме в идеях мифологического мировоззрения и сменившей в Новое время благодаря Реформации и научного религиозно-философского мировоззрения античности и Средних веков. Представляет собой совокупность взглядов на общество и место в нём человека через индивидуалистические договорно-правовые отношения и систему представлений о праве как ведущем факторе развития государства и общества. Лазарев, В.В., Липень, С.В. Теория государства и права. — М.: Юрайт, 2011. — С. 214-216.
Роль труда в развитии человека и общества
... и создают условия для развития и прогресса общества. Труд имеет технологическую, экономическую и социальную стороны. Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для ... в общественной жизни. Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных ...
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни общества организованного в государстве. Оно возникло на заре развития человечества в раннеклассовых обществах вместе с формированием государства. На развитие и формирование правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие культурные, экономические, социально-политические факторы, оно взаимодействует и взаимосвязано с политическим сознанием, наукой философией, религией, искусством, моралью. Правосознание включает и само представление о праве, то есть правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни государства и общества, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, обществом и государством. Как важнейшая составная часть правовой жизни общества взаимодействует с другими элементами правовой системы: правовыми отношениями; процессами правореализации и правотворчества; юридическими институтами, принципами и нормами; совокупностью правовых учреждений. Эти взаимодействия элементов и взаимные связи правовой системы дают возможность представить в единстве правовую сторону общественной жизни. юридический правосознание законодательный
Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений и институтов. В развитых государствах реализуются принципы концепции “верховенства права”, “правового государства”, осуществляются права человека, получившие выражение и закрепление в ряде актов международного сообщества и прежде всего во “Всеобщей Декларации прав человека” от 10 декабря 1948 года, Всеобщая Декларация прав человека: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Российская газета. — 1995. — 5 апреля. Европейской конвенции “О защите прав человека и основных свобод” от 4 ноября 1950 года, О защите прав человека и основных свобод: Европейская конвенция от 4 ноября 1950 года // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — №2. — Ст. 163. Международном Пакте “О гражданских и политических правах” от 16 декабря 1966 года. О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 16 декабря 1966 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — №12. “О Декларации прав и свобод человека и гражданина”, О Декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 года №1920-1// Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. — 1991. — №52. — Ст. 1865. принятой в 1991 году, подчёркивается, что права и свободы человеку принадлежат от рождения, общепризнанные международные нормы, которые относятся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР.
Специфический признак правосознания заключается в соотношении в сознании (классовом, индивидуальном) жизненных интересов, потребностей, условий данного класса с необходимыми, возможными или существующими юридическими обязанностями и правами. Результатом такого соотнесения являются идеи и представления о праве. Так, правосознание было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Судебные и иные правовые формы жизнедеятельности римского общества находили и отражение в идеях и эмоциях, формировании их поведения. Приметой нравов и быта древних римлян были непрерывные обращения к преторам, в судебные учреждения, в сенат по любому спорному вопросу: касалось ли это продажи раба или государства и при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Гринин, Л.Е. Государство и исторический процесс. От раннего государства к зрелому. — М.: Либроком, 2010. — С. 42.
Правосознание как структурный элемент правовой культуры личности
... вектор восприятия права качественным образом отличается от положительного правосознания. Правовое воспитание и правовое обучение являются одним из важнейших факторов развития правового сознания личности и правовой культуры общества ... РФ); Граждане осознают и признают свои права и обязанности, уважают права и свободы других людей; Правовая установка граждан направлена на правомерное поведение; Нормы ...
Буржуазные общества XIX-XX веков, которые основывались на фундаментальных правовых документах — конвенциях, конституциях, декларациях, на включённых в них основных правах и свободах, на гражданских и иных кодексах, также пронизаны юридическим мировоззрением. Многие условия жизнедеятельности в этих обществах просматриваются их членами исключительно сквозь призму прав, ответственности и обязанностей. Там же. — С. 50.Только в коммунистическом обществе пытались юридическое мировоззрение заменить революционным, классовым сознанием. Всплеск правосознания характеризует и периоды революций и социальных перемен. Правосознание выполняет роль важнейшего критерия в правоприменении и правотворчестве.
Таким образом, представления, взгляды и идеи о праве предшествующих поколений передаются новым. Нередко воспринимаются теории и идеи, выработанные другими народами. Под влиянием ценностного анализа правовой деятельности возникает предрасположенность личности к определённому образу действий. Следовательно, правосознание не только отражает поведение людей в сфере права и юридическую действительность, но и участвует в урегулировании поведения. Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой фундаментом правового государства и верховенства права в обществе.
2. Многообразие оснований типологизации юридического мировоззрения. “Имперский” и “федералистский”, “дискурсивный” и “командный” типы юридического мировоззрения
Представляется возможным сформулировать следующий критерий разграничения юридического мировоззрения и правового мышления. Последнее определяется логикой и методом формирования правовых смыслов. В отличие от него юридическое мировоззрение содержит в себе основополагающие правовые ценности и специфицируется ими. Нельзя отрицать тесную взаимосвязь правового мышления и юридического мировоззрения, так как ценности последнего предстают в качестве идеальных значимостей, выступающих условиями возможности как самого мышления о праве, так и правоотношений и правовых институтов.
Юридическое мировоззрение в правоприменительной деятельности “срабатывает” как бы между общей нормой и казусом. Не случайно, возникает ситуация вынесения судебных решений, когда затруднительно прямое применение правила и в силу этого необходима апелляция к ценностным принципам данной правовой системы. Ссылаясь на многовековую традицию, к фундаментальным правовым ценностям единодушно причисляют свободу, справедливость, равенство. В настоящее время, как и прежде, является открытым вопросом о соотношении содержательной (акцентируемой в естественном праве) и формальной (акцентируемой в позитивном праве) сторон права, соотношение содержательного и формального начал в праве подвижно и неустойчиво. Принцип формального равенства неизменно сосуществует с принципом столь же формального неравенства (всякое правило оговаривает исключения), вводимым по содержательным соображениям справедливости. Мельников, В.Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве // Культура: управление, экономика, право. — 2012. — №3. — С. 11-13.
Дипломная работа социальная ценность права
... правовых ценностей в юридической деятельности; изучить соотношение правовых и моральных ценностей в Российском обществе. Методологической основой исследованияявляется универсальный диалектический метод познания. Теоретико-правовая обоснованность дипломной работы ... отношений. Понимание ценности права определенным образом связано с его местом в системе социальной регуляции. В ценностях воплощается ...
Известно, что ещё Аристотель выделил два рода справедливости. Справедливость распределяющая предписывает вознаграждать каждого по достоинству, то есть пропорционально его личному вкладу в общее дело. Последнее предполагает общую цель, и, следовательно, понятием распределяющей справедливости полагается особая ценность — общее благо, которое характеризуется отождествлением морального и разумного. Здесь и зарождается первая дихотомия (деление, противопоставление) юридического мировоззрения: общее благо противостоит благу особенному. Недобежкин, С.В. Мифологизация вопроса о происхождении права в теоретико-правовой науке // История государства и права. — 2012. — №11. — С. 7. Общее благо, отчуждаясь от индивида — субъекта правоотношений, предстаёт в сознании последнего как благо Общего (конкретно-всеобщего, общества).
Особенные субъекты (групповые или индивидуальные) должны быть защищены определённым образом, отличных от соображений государственной выгоды. Благо Общего находится в противоречии с благом Особенного (правоспособного индивида), то есть по отношению к первому последнее может выступать как не-благо. Наряду с правовой ценностью общего блага необходимо признать и противоположную ей (но в равной мере имеющую правовой статус) ценность — самоценность инаковости.
Дихотомия — общее благо — самоценность инаковости порождает два противоположных типа юридического мировоззрения. Первый тип “имперский”. Его основополагающая ценность — общее благо (благо Общего), гражданский идеал — единство в многообразии, политическая цель — единение во имя внешней безопасности и внутренней стабильности. Противоположный тип юридического мировоззрения “федералистский”. В его основе находится фундаментальная ценность — инаковость. Гражданский идеал — партнёрство, конструктивный диалог и взаимовыгодный контакт. Политическая цель — свободное и открытое общество от тоталитарных тенденций.
Аристотель говорит также об уравнивающей справедливости: “Справедливое равенство — это середина между “больше” и “меньше”, а нажива и убыток — это “больше” и “меньше” в противоположных смыслах. Серединой между тем и другим оказывается справедливое равенство, которое мы определяем как правосудное…”.Недобежкин, С.В. Мифологизация вопроса о происхождении права в теоретико-правовой науке // История государства и права. — 2012. — №11. — С. 10. Таким образом, смысл, уравнивающий справедливости — в том, чтобы соблюсти равновесие в человеческих отношениях между преимуществом и лишением, выгодой и ущербом, то есть обеспечить любому равную меру свободы. В самом деле, неимущий является зависимым, а значит — рабом. Уравнивающая справедливость подразумевает равенство, которое состоит в “бытии-свободным”. Так от идеи равенства приходим к собственно единственной правовой ценности — свободе.
По римскому праву : «Правовое положение физических лиц по римскому праву»
... В праве Юстиниановской эпохи ограничения правоспособности и дееспособности женщины были ослаблены, но равноправия полов все-таки не было и тогда. В качестве обстоятельства, отражавшегося на правовом положении римского ... (т.е. способность совершать действия с соответствующими юридическими последствиями). Римское право не знало соответствующих категорий, однако в Риме не за каждым лицом признавалась ...
Юридическое мировоззрение последующих столетий — это мировоззрение, в основе которого находится принцип вытекающего из объективного разумного начала (божественного Логоса или естественного разума) единства справедливости, свободы (естественного права) и закона (позитивного права).
Это мировоззрение составляет единую основу развития юридической науки, правосознания и философии со времён Античности до Нового времени, а также образует предпосылку немецкой классической философии права. Субстанцией права выступает сама разумность мироустройства, а свобода совпадает с разумной и потому познаваемой человеком необходимостью.
Примечательно, что правовым основанием закона в понимании греков выступает честность, то есть верность данному слову “соглашению”. “Соглашаться” буквально означает “одинаково говорить”. Соглашение — это как бы схождение в одной “точке”. Единомыслие как минимум двух рассуждений гарантирует правовой характер договора (закон государства — разновидность договора), который и есть единственный источник юридической силы последнего. Римский дух, в противоположность эллинскому, часто связывается с понятиями “воля”, “воление”. Здесь отправным пунктом образования понимания мира служит и роль воли. Это власть над всем миром суверенной высшей воли, отграничение по отношению к этой власти ответственной свободы личности, отграничение в правовом устройстве общества сфер господства отдельных воль друг от друга, закон, как правило, этого отграничения, снижение объекта до подчинённой воле вещи.
Если эллинская культура дала начало “дискурсивному” типу юридического мировоззрения, то с влиянием Рима связано появление противоположного типа — мировоззрения “командного”, опирающегося на представления о личной воле и личности. Если эллины ценили единомыслие, то римляне — единоначалие, субординацию и силу, охраняющие последнюю (то есть не только силу военную, оружия и вообще физическую силу, но также силу закона).
Папиниан и Цельс считали возможным обнаружить “волю” путём прояснения смысла текста закона. При этом ссылались на замечание Аристотеля о законе: “Нужно обращать внимание не на слово (logos), а на намерение (dianoia)”. Понятие “dianoia” обозначает движение мысли, то есть сугубо интеллектуальный акт. Греки противопоставляли этой дискурсивной мысли “ноэсис” как мысль интуитивную. Там же. — С. 39. Вероятно, греки считали, что действие следует мысли и непосредственно подчиняется ей. Римляне же, противопоставив слово как волеизъявление намерению, извлекли из последнего понятие о “воле”. Некоторым римским юристам классического периода понятие “воля” представлялось далеко не самоочевидным, и они нередко избегали его при решении правовых вопросов. Воля не “прячется” за текстом как его скрытый смысл: воля всегда “открыта”, она есть — непосредственным образом — деяние (приказ и его исполнение).
Поскачина, М.Н. Особенности научного знания о праве // Журнал российского права. — 2013. — №4. — С. 41. Классическая европейская философия стремилась обосновать соотношение разума (мышления) и воли в праве, их гармонии, но де-факто подчинило волевое начало разуму. Как известно, Кант положил в основание практической свободы (а значит и права) волю, могущую определяться мотивами, представляемыми только разумом. Гегель, рассматривая право в качестве наличного бытия свободной воли, пишет: “Воля есть особый способ мышления: мышление как перемещающее себя в наличное бытие, как влечение сообщить себе наличное бытие”.
Социальная и правовая защищенность граждан в современном государстве
... защита и правовая защита граждан как функция современного государства .1 Социальное государство, правовое государство, социальное правовое государство: соотношение понятий Право выражает взаимодействие в системе "индивид-общество ... качественной разницы между правовым государством и социально справедливым государством выдвигался на фоне признания логики социального государства, которая требует "изъять ...
Дальше всех в разграничении воли и мышления идёт Ф. Ницше, анализирующий не гипотетическую способность (“волю”), а реальное действие (“хотение”).
“Хотение есть нечто сложное, имеющее единство только в качестве слова. В каждом хотении есть, во-первых, множество чувств. Во-вторых, в каждом волевом акте есть командующая мысль. В-третьих, воля есть к тому же аффект команды”. Там же. — С. 15. Право здесь понимается как сугубо волевой феномен. Первоисточник права (закона) — не порядок-правило, которое основано на разуме (соглашении), а акт повелевания, порядок-команда. Суверен — это не олицетворение разума, но личность, как сила, которая способна подчинить, а так же, угрожать санкцией.
Юридическое мировоззрение, полагающее в основу права разумное начало (мышление) и, соответственно, признающее высшей правовой ценностью единомыслие, назвали “дискурсивным”. Обладатели мировоззрения “командного”, связывающего право с ценностью единоначалия и с личностно-волевым истоком отдавали предпочтение монархии. Однако, по замечанию Гегеля, господствует монарх как сила собственного духа народа, а не как внешняя сила. Подлинная личность есть народ, созидающий государство. Монарх же есть юридически представляющее этот дух лицо: “В народе, который мы … мыслим как внутри себя развитую, истинно органическую тотальность, суверенитет выступает как личность целого, а она в соответствующей её понятию реальности выступает как лицо монарха”. Стремление к равноправию двух конституирующих практическую свободу начал в сочетании с “имперской” мировоззренческой доминантой — признанием ценности Общего как целостности — выразилось в идеале конституционной монархии у Гегеля. Политическое государство включает в себя, по Гегелю, следующие “субстанциальные различия”: власть законодательную, власть правительственную, а также “власть субъективности как последнего волевого решения, власть государя, в которой различные власти объединены в индивидуальное единство и которая, следовательно, есть вершина и начало целого — конституционной монархии”. Там же. — С. 33-34.
Таким образом, представляется возможным обозначить социокультурные истоки, а также выделить специфические черты типов юридического мировоззрения. В основу типологии положен ценностный критерий. Двоякое понимание ценности-цели влечёт за собой два типа юридического мировоззрения (“имперский” и “федералистский”).
В зависимости от предпочитаемой ценности-средства достижения цели различаются “дискурсивный” и “командный” типы. Динамика юридического мировоззрения определяется в целом возможностью различных сочетаний названных типов как его абстрактных моментов. Исследования в этом направлении представляются актуальными, в том числе и по причинам сугубо практического — политического — характера: становление России как державы ставит задачу детального учёта “веса” и значения каждой мировоззренческой составляющей.
Важнейшие характеристики социального правового государства
... вмешательство государства недопустимо. Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Например, это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное ...
3. Роль юридического мировоззрения в законодательной и правоохранительной деятельности, формировании судебной практики
В структуре правосознания выделяются уровни — обыденное, профессиональное, научное правосознание. Обыденное правосознание — это отношение к праву, его оценки на уровне штампов и стереотипов, курсирующих в тех или иных социальных группах. Это, например, представления, что сила закона в его жестокости, что если, рубить руки ворам, то исчезнет воровство, что единственный способ справиться с бандитизмом — самосуд — расстрел на месте.
Профессиональный уровень — это правосознание, прежде всего, юристов-практиков и работников государственного аппарата (нотариусов, следователей, прокуроров, судейского корпуса).
Иногда профессиональное правосознание пытается за счёт критики действующего законодательства объяснить в работе юридических учреждений недостатки, “списать” эти недостатки (число имущественных споров, рост преступности) на несовершенство законодательства. Научное правосознание опирается на изучение состояния действующей правовой системы, необходимых перемен, социальных заказов и ожиданий в правовой сфере и состоит как из общетеоретических знаний, так и из знаний отраслевых юридических наук.
Чтобы понять механизм правового воздействия на общественные отношения, необходимо освоить такую категорию как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы государства. Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированности обществом и государством прав и свобод человека, а также соблюдение, понимание и знание права каждым отдельным членом общества. Она включает в себя способы правовой действительности (конституционный контроль, работу правоохранительных органов), законы и системы законодательств, судебная практика является как результат правовой деятельности. Клименко, А.И. Формирование мифологических представлений о правовой идеологии в современном теоретическом дискурсе // История государства и права. — 2012. — №11. — С. 21-23.
Правовая культура формируется постепенно, вначале закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (семейного, административного, уголовного права), факты истории права и положения правовой теории.
Во многом правовая культура определяется такими факторами как деятельность граждан по реализации обязанности и права его исполнения (например, заполнение налоговой декларации).
Уровень развития правового сознания населения должен быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. При каждодневном, непосредственном соприкосновении с правовыми явлениями и понятиями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственен более высокий уровень правовой культуры. Они должны обладать системой правовых знаний, а также умений и навыков, которые способствуют решению сложных ситуаций.
Соотношение правовой культуры, правосознания и менталитета
... качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению. Правовая культура подразделяется на соответствующие виды: общества, социальной группы, личности. Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности ...
Правовая культура общества по созданию законодательной основы жизни общества во многом зависит от качества развития правотворческой деятельности. Правоприменение и правотворчество компетентными органами требуют достаточно высокий уровень правовой культуры, которая в свою очередь вырабатывается коллективными усилиями юристов, учёных-философов, опытом практических работников. Следует заметить, что совершенствование структуры необходимо начинать с повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости, внедрения новых принципов деятельности правоприменительных органов, кардинального возвышения третьей ветви власти в России — правосудия.
Повышение уровня правовой культуры общества предполагает качественное преподавание права в учебных заведениях юридического профиля, работу с гражданами, надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Совершенство и развитость государственного аппарата является показателем высокого уровня правовой культуры. Поэтому к должностным лицам, которые принимают участие в правотворческой деятельности, предъявляются особые требования. Эти люди призваны обеспечивать действие права, осуществлять и формировать правовую политику, а также поддерживать авторитет суда, как в системе органов власти, так и среди населения.
Мировоззренческое измерение права имеет не только теоретическое, но и практическое значение: во-первых, существенным моментом в правовой политики государства является вопрос сохранения национально-культурной идентичности в сфере права, от решения которого зависит правовое регулирования общественных отношений и эффективность законодательства; во-вторых, оно выявляет ценностные ориентиры для правоприменительной, правотворческой политики государства. Получившие отражение на уровне юридического мировоззрения нравственные и правовые идеалы, принципы и идеи претворяются в жизнь посредством институтов права. Недооценка моральной природы права приводит к неэффективности функционирования всех элементов правовой системы, деформации правосознания населения и вызывает искажения в политической и правовой системе. Косарев, А.И. Идеология жизни в системности юридической науки // Российский юридический журнал. — 2011. — №1. — С. 8-10.
Мировоззренческие основания правоохранительной системы предполагают выбор верного направления её формирования, включающей ряд приоритетных направлений: преодоление возникшего в ходе реформ 90-х годов либерального радикализма в процессуальной и уголовно-правовой политике; расширение функций за законностью во всех сферах общественной жизни прокурорского надзора, регулируемых правовыми нормами, с целью оперативного реагирования на жалобы населения.
Развитое массовое правосознание, правовая активность и зрелое правосознание населения являются основой верховенства права в обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан является необходимой составной частью борьбы с преступностью и профилактики правонарушений. В соответствии с установками правосознания вырабатываются форма и содержание юридического акта, структурные особенности норм и правового акта в целом. Правовое сознание обязывает излагать юридические положения в доступной форме, своевременно опубликовать принятые законы. Язык правового акта, его терминология должны отвечать уровню развития правового сознания граждан и сложившимся в обществе правовым представлениям.
Личность, право, государство правовое государство, права и свободы ...
... тираний и деспотий. Цель контрольной работы: исследование личности, права, государства: правовое государство, права и свободы человека и гражданина. Задачи работы: 1. Раскрыть сущность правового государства как организацию политической власти и обеспечения прав и свобод человека. 2. Охарактеризовать отличительные признаки правового государства: признание и защита прав человека и гражданина, ...
В процессе правоформирования, законодательной деятельности государства существенное значение имеет массовое обсуждение законопроектов затрагивающих интересы народа, его благо. Правосознание помогает оценить содержание конкретного юридического документа, дать справедливую оценку конкретному юридическому факту, определить противоправность или правомерность действий лица. Всестороннее исследование обстоятельств дела позволяют определить общественную опасность противоправного деяния, мотивы, которыми руководствовалось лицо, совершившее преступление. Косарев, А.И. Идеология жизни в системности юридической науки // Российский юридический журнал. — 2011. — №1. — С. 13. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правосознания граждан, формирование справедливых суждений, представлений о правовых требованиях, правовых обязанностях, отношениях, ответственности. Воздействие норм права на общественное правосознание проявляется в том, что юридические акты государства придают обязательное значение тем правовым взглядам, которые зародились в общественном сознании. Получив выражение в государственном правовом акте, они обретают авторитет государственной воли, что и стимулирует в развитии правосознания их активную роль.
Правовые нормы способствуют конкретизации правосознания, так как они не механически отражают тот или иной правовой взгляд, а определяют и специфические признаки юридического факта, варианты правомерного или неправомерного поведения субъектов правоотношений. Учитывая духовные, экономические, социально-политические факторы общественной жизни, законодатель определяет границы правового вмешательства в урегулирование общественных отношений, может дать правовую квалификацию действию. Семикин, Д.С., Литвинова, К.А. Судебное право и судебная политика // Российская юстиция. — 2012. — №9. — С. 44-46. Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования всего общества, выявить в законодательстве пробелы, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества. Правосознание в своих уровнях, видах “работает” на устранение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (постановлениях, законах) положения, которые могут усовершенствовать законодательство.
Таким образом, актуальное значение имеет познание роли правосознания в правотворческой деятельности государства, в обеспечении правомерного поведения граждан, в применении права государственными органами и должностными лицами. Правовое сознание находит выражение в юридических актах, оказывает воздействие на сам процесс правотворчества.
Заключение
Юридическим мировоззрением является сложившаяся система представлений и взглядов, форма правосознания, необходимая обществу, является высшей ценностью и признаётся главным регулятором. Правосознание представляет в государстве основу правовой жизни общества и включает само правопонимание, взгляды на роль права, идеи о правах человека, его ответственности перед государством и обществом.
Представляется возможным обозначить социокультурные истоки, в основе типологии заложен ценностный критерий. Двоякое понимание ценности-цели влечёт за собой два типа юридического мировоззрения: “имперский”, его ценность — общее благо, гражданский идеал — единство в многообразии, политическая цель — единение во внешней безопасности и внутренней стабильности; “федералистский”, его ценность — инаковость, гражданский идеал — партнёрство, политическая цель — открытое и свободное общество от тоталитарных тенденций. В зависимости от предпочитаемой ценности-средства достижения цели различаются типы: “дискурсивный”, в основе права находится разумное начало (мышление) и признающее высшей правовой ценностью единомыслие; “командный” связывающий право с личностно-волевым истоком, с ценностью единоначалия.
Совершенство и развитость государственного аппарата являются показателем высокого уровня правовой культуры. Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, она включает в себя способы правовой действительности (конституционный контроль, работу правоохранительных органов), законы и системы законодательств, а судебная практика выступает как результат правовой деятельности. Во многом правовая культура общества зависит от качества развития правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/yuridicheskoe-mirovozzrenie-ponyatie-vidyi-istoricheskie-tipyi/
1. О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 16 декабря 1966 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — №12.
2. О защите прав человека и основных свобод: Европейская конвенция от 4 ноября 1950 года // Собрание законодательства РФ. — 2001. — №2. — Ст. 163.
3. Всеобщая Декларация прав человека: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Российская газета. — 1995. — 5 апреля.
4. О Декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 года №1920-1// Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. — 1991. — №52. — Ст. 1865.
5. Булдыгерова, Л.Н. История отечественного государства и права: учебник / под ред. Л.Н. Булдыгерова. — Хабаровск: ТОГУ, 2011. — 369 с.
6. Гринин, Л.Е. Государство и исторический процесс. От раннего государства к зрелому: учебник / под ред. Л.Е. Гринин. — М.: Либроком, 2010. — 368 с.
7. Протасов, В.Н. Теория права и государства: конспект лекций
/ под ред. В.Н. Протасов. — М.: Юрайт, 2011. — 155 с.
8. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник / под ред. В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2011. — 640 с.
9. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / под ред. Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: РАНХиГС, 2011. — 528 с.
10. Протасов, В.Н. Лекции по общей теории права и теории государства
/ под ред. В.Н. Протасов, Н.В. Протасова. — М.: Городец, 2010. — 752 с.
11. Малько, А.В. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / под ред. А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. — М.: КноРус, 2012. — 240 с.
12. Баженова, Т.М. История государства и права в условиях реформирования юридического образования: методологические, методические, социально-культурные аспекты: межвузовский научно-методический семинар (обзор докладов и сообщений) / Т.М. Баженова, Н.Н. Зипунникова // Российский юридический журнал. — 2012. — №3. — С. 210-223.
13. Васильев, А.А. Правовая доктрина как источник права / А.А. Васильев // Публично-правовые исследования. — 2012. — №3. — С. 27-53.
14. Клименко, А.И. Формирование мифологических представлений о правовой идеологии в современном теоретическом дискурсе / А.И. Клименко // История государства и права. — 2012. — №11. — С. 21-23.
15. Косарев, А.И. Идеология жизни в системности юридической науки / А.И. Косарев // Российский юридический журнал. — 2011. — №1. — С. 8-17.
16. Мельников, В.Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве / В.Ю. Мельников // Культура: управление, экономика, право. — 2012. — №3. — С. 11-17.
17. Недобежкин, С.В. Мифологизация вопроса о происхождении права в теоретико-правовой науке / С.В. Недобежкин // История государства и права. — 2012. — №11. — С. 7-10.
18. Овдиенко, К.А. Структура правового менталитета / К.А. Овдиенко // Общество и право. — 2011. — №3. — С. 75-77.
19. Поскачина, М.Н. Особенности научного знания о праве / М.Н. Поскачина // Журнал российского права. — 2013. — №4. — С. 33-42.
20. Семикин, Д.С. Судебное право и судебная политика / Д.С. Семикин, К.А. Литвинова // Российская юстиция. — 2012. — №9. — С. 44-46.
21. Туманов, С.Н. Исторический аспект формирования теории функций государства в России / С.Н. Туманов // История государства и права. — 2013. — №2. — С. 12-19.