Требования к составлению психокоррекционных программ

Контрольная работа

При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

Цели и задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач 3-х уровней [2, с. 35]:

1. Коррекционный уровень – направление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития.

2. Профилактический уровень – предупреждение отклонений и трудностей в развитии.

3. Развивающий уровень – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

3 стр., 1360 слов

Рудольф Штейнер и его вклад в коррекционную педагогику

... Ф.И.О. педагога Годы жизни, страна Основные труды Практический, теоретический вклад в развитии коррекционной педагогики. Рудольф Штейнер 1861-1925 Австрия Философ и педагог, создатель антропософии. "Философия свободы", ... помещений. Пастельные тона, природные, естественные материалы должны создавать радостное, солнечное настроение. Все эти инновации Р. Штайнер выдвинул как требования к современной ...

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.

При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами [5,с. 14]:

1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента.

2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.

3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.

Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы [3].

В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.

Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический.

2. Установочный.

3. Коррекционный.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок.

Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок.

Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок.

Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

14 стр., 6651 слов

Коррекционная работа по развитию речи детей старшего дошкольного ...

... педагогического эксперимента) 4. метод разработки системы коррекционной помощи в развитии познавательного интереса. 1. Теоретическое изучение коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 1.1 Понятие речи Речь является ... 2000. - с.7. В данной работе мы будем исходить из первого определения, данного Львовым. Речь - это вербальное, языковое общение с помощью языковых единиц и ...

Можно выделить несколько этапов составления психокоррекционной программы [2; 5]:

1) формулировка цели коррекционной работы;

2) определение круга задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

3) выбор стратегии и тактики проведения коррекционной работы;

4) определение формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

5) отбор методик и техник коррекционной работы;

6) определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы;

7) определение частоты необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

8) определение длительности каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);

9) разработка непосредственно коррекционной программы и определение содержания коррекционных занятий;

10) планирование форм участия других лиц в работе (при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

11) подготовка реализации коррекционной программы (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

12) подготовка необходимых материа лов и оборудования.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

1. Программа должна иметь в своей структуре следующие элементы [6, с. 21-23]:

  • пояснительная записка
  • цели, задачи программы
  • учебно-тематический план
  • содержание предполагаемого программой образования детей
  • ожидаемые образовательные результаты
  • методика их выявления, диагностики и оценки
  • задания для самостоятельной работы
  • механизм и условия реализации
  • списки используемой и рекомендуемой детям литературы

2. Оформление программ должно осуществляться в соответствии с принятыми на федеральном уровне следующими нормами.

На титульном листе должны быть обозначены:

  • полное название образовательного учреждения
  • резолюция должностного лица, утвердившего программу, заверенная соответствующей печатью
  • название программы
  • ФИО автора (разработчика, составителя) и занимаемая им должность
  • Место и дата оформления программы

3. Пояснительная записка должна содержать максимально полную информацию об основных идеях программы, их актуальности и предполагаемой востребованности; содержании, предлагаемого детям образования и принципах организации процесса его освоения детьми определенного возраста; сроках реализации программы; принципах формирования учебных групп; особенностях программы, используемых в ней ключевых понятий; особенностях возрастной группы детей, на которых рассчитана программа; формах занятий.

4. Цели и задачи программы должны быть:

  • адекватны интересам современных детей
  • обоснованны аргументами, убедительны для руководителей учреждений
  • реальными (обеспеченными необходимыми ресурсами и подлежащими поэтапному исполнению посредством выполнения оперативных задач)
  • реализуемы (конкретными и выверенными в возможности выполнения намеченного плана)
  • привлекательны для детей, допускающими перевод на рекламный уровень

5. Учебно-тематический план является основным элементом программы. Этот раздел должен быть соотнесен с целями и задачами программы, сроками, этапами, порядком и регламентом ее реализации; обеспечивать получение ожидаемых результатов посредством обоснованной последовательности тем, количества часов на их освоение и разнообразия форм образовательного процесса.

6. Содержание предлагаемого программой учебного курса раскрывается в учебно-тематическом плане.

Тема

Содержание

Количество часов

Формы работы

Методическое обеспечение

К тематическому плану прилагается конспект занятий с основным содержанием.

7. Список литературы, использованной при разработке программы.

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена [2; 5]:

1. С разрешения реальных трудностей развития.

2. С постановки целей, задач коррекционной программы

Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит и результативность одного и того же воздействия не одинакова.

Эффективность психокоррекции определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью.

Эффективность работы зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Однако нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.

Заключение

В заключение необходимо указать следующее.

Нельзя создать универсальную психокорекционную программу, особенно это касается детей с проблемами развития, это обусловлено тем, что при составлении программы приходится учитывать различные факторы: структуру дефекта и степень его тяжести; психологическую проблему и причины её возникновения; время возникновения дефекта и психологической проблемы; уровень развития межфункциональных связей; типологические индивидуально-психологические особенности ребёнка; предшествующую социальную ситуацию развития ребёнка.

Психокорекционная работа с конкретным ребёнком должна строиться как целостная осмысленная деятельность по изменению отдельных психологических образований, по изменению условий жизни по воспитанию ребёнка.

Важно, чтобы психологическая коррекция носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться к тому, чтобы активно формировать то, что должно быть достигнуто ребёнком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями возраста и формирования личности, то есть с учётом ориентировки на перспективу развития.

Специфика задач психокорекционной программы зависит от типа детского учреждения, класса или группы. Важно, чтобы данная программа была согласована с программами других специалистов, работающих с ребёнком (врачами, логопедами, учителями, воспитателями и соцработниками).