Актуальные проблемы и структура педагогического процесса

Характеристика и анализ целостного педагогического процесса

.

Анализ понятий.

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс -это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности).

Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и единство, — главные характеристики педагогического процесса.

Что же следует понимать под целостностью?

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность — это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.

Итак, целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс обучения. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном понимании, такими характеристиками целостности являются единство преподавания и учения. А для реальной педагогической практики — единство образовательной, развивающей и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов выполняет и сопутствующие функции в целостном образовательном процессе: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Эти связи налагают отпечаток на цели, задачи, формы и методы формирования учебного процесса. Так, например, в процессе обучения преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентации и т.д., но в то же время формируются представления знания и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели — формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами. На практике этот принцип реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, т.е. деятельностью учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения.

6 стр., 2585 слов

Понятие о воспитании, обучении, образовании. Цель и средства образования

... учебного процесса. Поэтому интенсификация и оптимизация обучения должны осуществляться во взаимосвязи как важнейшие принципы научной организации педагогического труда. 1. Понятие педагогика, образование, обучение, воспитание Педагогика - наука об образовании, обучении и воспитании молодого подрастающего поколения и взрослых ...

В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность процесса обучения, как комплексность его задач и средств их реализации, находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.

Соотношение понятий принцип и правило.

В основе принципов лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. Некоторые педагогические законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные, философские, логические, психологические и иные закономерности. Они обуславливаются также целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.

Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, ре

продуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.

Принцип доступности обучения.

Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Принцип сознательности и активности учащихся — педагогический

процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.

Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.

5 стр., 2060 слов

Цели и основные принципы обучения

... характер, возникают из опыта практической деятельности. Поэтому принципы являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. Они охватывают все стороны процесса обучения. В то же время принципы носят субъективный характер, так как ...

15. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Конечно же все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены ведущему принципу — принципу духовно-направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения. Ниже дадим их краткую характеристику.

Принцип духовно-направленного, развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, способам научной организации учебного труда.

Принцип научности нацеливает учителя на использование в организации учебной деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования самостоятельно сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.

Принцип связи обучения с практикой, предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения в целом, что выражается в соблюдении ряда правил:

  • изучаемый материал планируется, делится на логические разделы (темы), устанавливается порядок и методика работы с ними;
  • в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока;
  • при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

Требование систематичности и последовательности в обучении направлено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок — это логическое продолжение предыдущего, как по содержанию учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации педагогического процесса, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Следовательно, недоступность обучения, трудности, с которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала и от методического структурирования его, характера, структуры, организуемой учителем деятельности учащихся, применяемых педагогом методов обучения.

17 стр., 8278 слов

Индивидуализация и дифференциация обучения как педагогического процесса

... под индивидуализацией обучения обычно понимается "особая организация учебного процесса в коллективе ... в процессе обучения. Российские преподаватели оценивают дифференциацию как принцип улучшения ... процесса обучения студентов вузов, на основе его индивидуализации и дифференциации, позволяющей наиболее полно раскрыть их потенциальные возможности. В связи с этим, индивидуализация и дифференциация обучения ...

Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств в к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию. Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении — один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Активности и сознательности в учении можно добиться, если:

  • опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте — познавательные интересы, профессиональные склонности;
  • включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска решений научных и практических проблем;
  • использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;
  • стимулировать коллективные формы работы.

Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Запоминание и воспроизведение материала зависят не только от материала, но и от отношения к нему, поэтому для прочного усвоения необходимо сформировать позитивное отношение и интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа, а именно:

  • o прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;
  • o для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия учеников;
  • o прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи;
  • o прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.. Это означает, что учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: походах, клубах, кружках, различных объединениях по интересам и других.

11 стр., 5209 слов

Особенности процесса воспитания

... процесс воспитания Предмет исследования: особенности процесса воспитания Цель исследования: характеристика закономерностей и принципов процесса воспитания Задачи исследования: определить актуальность и степень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе, раскрыть сущность понятия «воспитательный процесс»; раскрыть особенности процесса воспитания; ... на произведенную работу. ...

Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа тесно связана с реализацией других: активность и систематичность — с прочностью, доступность — с научностью и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, они дают учителю совокупность указаний к организации учебного процесса от целеполагания до анализа результатов.

Структура компонентов педагогического процесса.

Педагогический процесс считают системой наук и выделяют следующие основные части:

  • общие основы;
  • теория воспитания;
  • дидактика — теория обучения;
  • школоведение.

Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых часто накладывается друг на друга.

Структура — это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию элементы, или компоненты системы, а также связи между ними. Только зная, что и с чем связано в целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи в других динамических системах. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии и ученика.

Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие», которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в воздействии на самого себя (самовоспитание).

В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи. Весьма важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения их во многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и другие виды связей. При анализе педагогического взаимодействия надо учитывать и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо важные. Например, выявление особо важных причин недостатков и успехов в педагогическом процессе, позволяет затем более удачно проектировать новые этапы его совершенствования. Там, где это рационально, полезно выявить и функциональные связи между педагогически-

ми явлениями, описывая их в математически корректной форме. Но при этом особо важно соблюдать требования о ведущей роли качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность, многофакторность этих процессов часто не поддаются корректному математическому описанию.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов — обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания и образования.

11 стр., 5427 слов

Понятие и цели воспитания и обучения. Цель и задачи воспитания и обучения

... воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. ... и общем развитии учащегося. 3. Цели и задачи воспитания и обучения Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания - формирование и ...

Воспитание

Во-первых, воспитание — процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.

Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не та ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.

В-пятых, особенностью педагогического процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса — это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на поведение воспитуемого, в частности ученика. Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.

Обучение, как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения учащихся.

Схематически процесс обучения, как целостную систему можно представить следующим образом.

Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся. Связь средств обучения, как переменных компонентов, с постоянными смыслообразующими компонентами зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, которые подчинены общим целям воспитания, так называемым глобальным целям в подготовке подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующем обществе.

Основанием единства всех этих компонентов является предметная совместная деятельность преподавания и учения. Благодаря их единству множественность и разнотипность разнокачественных элементов и связей образуют целостную систему обучения и придают ей упорядоченность и организованность, без чего она, как таковая вообще лишена смысла и способности функционировать.

6 стр., 2991 слов

Психолог в системе образования: проблемы подготовки

... собой одну из самых существенных сложностей в работе психолога. При подготовке психологов для практической работы в сфере образования возникает иллюзия, что без академической составляющей ... Освоение этих подходов студентами в процессе обучения составляет одну из задач университетской подготовки психолога-специалиста (академическая психология). Заметим, что процесс обучения в этом случае длителен и ...

Процесс обучения рассматривается в дидактике, как деятельность, и потому в нем четко просматриваются:

  • o анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися;
  • o планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели — предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие;
  • o исполнение обучающих и учебных операций, организация совместной работы учителя и учеников;
  • o организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;
  • o анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;
  • o подготовка и работа учащихся вне школы.

Такова структура процесса обучения в его теоретическом представлении. В реальной педагогической действительности процесс обучения носит цикличный характер. Каждый дидактический цикл процесса обучения представляет собой функциональную схему, основанную на совместной работе всех его звеньев. Остановимся подробнее на цикличном анализе учебного процесса. Такой анализ позволяет четче обозначить структурные связи компонентов процесса обучения.

2. Прокомментировать высказывание П.Ф. Каптерева

педагогика правило профессиональный

«Педагогический процесс не тесть лишь передача чего-то одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому неудобно» П.Ф. Каптерев.

Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям.

Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание — не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назову более существенные из них:

  • задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми общих
  • для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;
  • задачи эмоционального развития, включающего в себя формирование у
  • детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству и действительности;
  • задачи нравственного развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;
  • задачи физического развития, направленного на укрепление и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизненности и духовного бытия.
  • задачи индивидуально-личностного развития, требующего выявления иразвития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия;
  • задачи культурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировой художественной культуры, противостоящего разрушительному развитию массовой анти- и псевдокультуры.

Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности — генеральную цель целостного педагогического процесса.

11 стр., 5182 слов

«Личностно-ориентированные технологии обучения в общеобразовательных ...

... на современном этапе развития системы образования, которая характеризуется альтернативными образовательными программами в многообразии типов и видов образовательных учреждений. Личностно-ориентированные технологии обучения в общеобразовательных учебных учреждениях при организации профильных кадетских классов ...

3. Актуальная проблема современной профессиональной педагогики

По данному заданию предлагается разобрать актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Для этого рассмотрим точки зрения Правительства РФ в области образования, используя Выступление Министра образования Российской Федерации В.М. Филиппована заседании Правительства Российской Федерации 5 июня 2003 года.

Проблема подготовки рабочих кадров.

Говоря о подготовке рабочих кадров, следует прежде всего отметить, что в Российской Федерации, как ранее в СССР и в других странах мира, подготовка рабочих кадров осуществляется по двум направлениям: непосредственно на производстве предприятиями и в государственной системе начального профессионального образования — НПО.

В советские времена существовала система присвоения разрядов непосредственно на заводе. Человек приходил на предприятие, не имея специального образования, работал, по ходу учился, потом сдавал экзамен, и ему присваивался определенный разряд. Другими словами, существовала система внутризаводской, внутрифирменной подготовки рабочих. В те времена доля подготовки рабочих через ПТУ составляла примерно 10-15 процентов. То есть 85-90 процентов рабочих в России готовилось непосредственно на производстве. Сейчас большинство наших предприятий оказались в тяжелом состоянии: им иногда не хватает денег на заработную плату, тем более на материальную базу, и совсем не остается средств на повышение квалификации рабочих. Да еще на рынке труда переизбыток рабочей силы. В результате многие предприятия не вкладывают деньги в собственную подготовку рабочих кадров. Сегодня примерно половина квалифицированных рабочих готовится через ПТУ. Половина — на производстве.

Проблемы объема и структуры подготовки рабочих в НПО. Сейчас в России 3843 профессиональных училищ и лицеев, в которых обучается 1,6 млн учащихся. 36% учреждений НПО финансируются субъектами Российской Федерации. За последние 12 лет закрыто почти 500 училищ, численность учащихся НПО сократилась на 200 тысяч человек. Среди учащихся ПТУ около 80% — выпускники 9 класса, и 20% — выпускники 11 класса. В целом по стране в 10-11 классы для дальнейшего обучения в основном в вузах идут 2/3 выпускников 9 класса, а в ПТУ и в техникумы идут лишь 1/3 выпускников 9 класса. Сложился определенный перекос в сторону приема молодежи в высшие учебные заведения.

Структура подготовки рабочих кадров в современных экономических условиях также требует серьезных изменений. Сейчас финансирует подготовку в основном Федеральный уровень, формируются планы приема в учреждения НПО Министерством образования России на основе заявок субъектов Российской Федерации. Готовит рабочих — ПТУ, как правило, на основе своей сложившейся структуры подготовки рабочих, а потребитель — производство, фактически устранен как от механизмов финансирования, так и от формирования планов приема.

3 стр., 1416 слов

Качество дошкольного образования в современных условиях

... современной действительности практик, технологий и методов работы. Вторым, не менее важным по значимости показателем качества дошкольного образования ... государственного стандарта учитывают такие условия, но не всегда это работает на практике. Каждому педагогу хотелось ... полноценно каждый этап дошкольного детства во всех видах деятельности. Главное – двигаться вперёд, ставя на первое место ...

Проблема качества подготовки рабочих кадров. В настоящее время профессионально-квалификационный уровень работников российских организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда. И здесь эту проблему можно решать по следующим направлениям:

Во-первых, необходимо провести разработку новых стандартов подготовки рабочих кадров по всем специальностям: соответствующие образовательные стандарты должны быть построены на основе разрабатываемых работодателями и Минтрудом профессиональных стандартов.

Во-вторых, требует существенного улучшения учебно-лабораторная и материальная база учреждений НПО, без этого немыслима качественная подготовка квалифицированных рабочих. И это обновление базы учреждений НПО планируется реализовать двумя путями:

Передача учреждений НПО в субъекты РФ на условиях софинансирования с регионами и работодателями и реализовать специальную программу развития материально-технической базы начального профессионального образования. Ключевым направлением обновления должна стать разработка и реализация механизмов использования материальной базы работодателей для подготовки для них кадров в учреждениях НПО.

Если раньше была административная система закрепления за ПТУ базовых предприятий, то в новых условиях такое административное закрепление уже не работает. А новые механизмы еще не созданы. Кроме того, если, например, работодатель захочет сейчас передать в ПТУ какое-то оборудование, то ему это будет отнесено на прибыль. Более того, теперь даже за прохождение практик на бывшем базовом предприятии с ПТУ требуют денег, ибо и у самого работодателя нет гарантий, что выпускник ПТУ придет именно к нему по окончании учебы.

Важнейшим направлением здесь должно стать развитие на региональном и местном уровнях реальных механизмов социального партнерства — администраций, работодателей и системы образования.

В этих условиях необходимо предусмотреть ряд мер, как правовых, так и экономических, чтобы планирующаяся массовая передача учреждений НПО в субъекты Российской Федерации не привела бы к массовому закрытию или перепрофилированию учреждений НПО — или из-за недостаточности средств в субъектах РФ, или из-за желания по-другому распорядиться свалившейся на них собственностью этих учреждений.

Объектом исследования в данной проблеме являются квалифицированные рабочие кадры.

Предмет исследования — организация начального профессионального образования в современных условиях.

Гипотеза. Решению проблем укрепления материальной базы и социальной поддержки учащихся НПО стало бы возвращение налоговых льгот на производимую учащимися НПО продукцию. Принятие нового Налогового кодекса два года назад в значительной мере лишило ПТУ возможности привлечения средств от их собственной производственной деятельности.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/tipichnyie-problemyi-pedagoga-pri-organizatsii-pedagogicheskogo-protsessa/

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.

2. Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. — М., 1986

4. Курс «Гуманистические традиции образования», Смирнов С. Д., 1996.

5. Курс «Общие сведения о дидактике высшей школы», Фокин Ю. Г., 1996.

6. Макаренко А.С. Соч. т. 5, 1960.

7. Мельников А.Э., Рожков М.И., Успенский В.Б., Государственный экзамен по педагогике. — Ярославль, 1997.

8. Педагогика Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1988.

9. Советский энциклопедический словарь/Гл. Ред. Прохоров А.М. —

10. 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.- 1600 с, ил.

11. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.,т.26. — М., 1936.

12. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. — 1972

13. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. — 1978.