Воспитание смехом. Педагогическое статья по литературе (5 класс)

Эссе

ГБОУ города Москвы «Школа № 345

имени А. С. Пушкина»-

Подразделение «353 им. А. С. Пушкина»

Воспитание смехом

Педагогическое эссе

Особенность уроков русской словесности, на мой взгляд, состоит в том, что они должны доставлять удовольствие, воздействуя не только на разум, но и на чувства. Убеждена, что урок литературы можно считать состоявшимся тогда, когда ученики сопереживают прочитанному, задумываясь, горюя и смеясь. Да, смеясь: над ситуацией, озвученной на уроке, над героем, оказавшимся в нелепом положении, над веселым ответом соседа, над собой. Смеясь вместе с автором, вместе с одноклассниками, вместе с учителем. Если мои ученики бурно реагируют, то не страшно, что немного нарушается урочная дисциплина, важнее другое – дети заинтересованы. И никто не отменял, не переоценивал и воспитательную, и интеллектуальную, и дидактическую роль смеха. Это и разрядка, столь необходимая нашей перегруженной детворе. Это и учение с увлечением. Это и выводы, к которым приходят сами ученики: «Над кем смеётесь? Над собой смеетесь!». Это и доверие учителю, с которым сотрудничают.

Главное, разумеется, не перегнуть: не обидеть насмешкой ранимого ребенка, не испугать его в порыве высказаться искренне, не сделать посмешищем для бойких на язык друзей. Поэтому свою еженедельную пятиминутку урока «Как бедна у мира слова мастерская, подходящее откуда взять? (В. В. Маяковский) » я провожу, не называя имен. Если кому-то хочется, он «авторизуется» сам. Но себе в блокнот вношу заметки, которыми решила поделиться с коллегами, да и пригласить улыбнуться вместе с нами, «авторами» этого веселого момента на уроке литературы в 5 классе школы № 353 имени А. С. Пушкина города Москвы. Ответы детей умиляли и смешили. Детская логика непредсказуема, прочтение литературного текста пятиклассниками не похоже на взрослое понимание, их трактовка прочитанного часто отличается от нашей, но я никогда не предполагала, что настолько!

Итак,

ГОВОРЯТ И РАССУЖДАЮТ ДЕТИ

(Ответы пятиклассников на вопрос задания

по басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)

Говорят не в шутку, а всерьёз…

-Как вам видится Ворона? Аргументируйте текстом.

19 стр., 9292 слов

«Формы и методы рефлексий на уроке.» учебно-методический материал

... Ясно, что рефлексивная деятельность педагога будет отличаться от рефлексивной деятельности ученика (ученической позиции) или администратора (организационно-управляющей) позиции. Когда говорят о рефлексии ... для достижения успешной учебной деятельности. I. Теоретические основы организации рефлексивной деятельности учащихся 1.1 Сущность рефлексивной деятельности Переход от образования, ориентированного ...

-Ворона везучая: именно ей «Бог послал кусочек сыра».

-Ворона находчивая: раз – и нашла сыр.

Смешное понимание семантики слова НАХОДЧИВАЯ. Нарочно не придумаешь! В толковых словарях находим:

НАХОДЧИВЫЙ. -ая, -ое;

  • ив. 1. Сообразительный, легко находящий выход из трудного положения. Н. человек. 2. Уместный и удачный. Н. ответ. II сущ. находчивость, -и, ж.

Хоть пополняй запас современного словаря еще одним значением

3. Находящий что-то.

-«Вороне где-то Бог послал кусочек сыра». Всё на Бога надеется. Такая же ленивая, как я.

Самокритично! И по-детски открыто.

-Ворона – маленькая дура! Съела бы сыр сразу, а не призадумывалась – а то проворонила…

-Конечно, грубовато, но практично… И оригинально: «Ворона проворонила»…

-Ворона странная. И почему не улетела, когда увидела Лисицу?

-Ворона каркнула – и осталась «лохушкой».

Как слышим – так и пишем… Это не первый и не последний жаргонизм и в этой работе. Просторечиями и жаргонизмами основательно «замусорена» речь учеников. И они еще этого не осознали, по наивности, искренне и доверительно, излагают свои чувства и эмоции своим словарным запасом: «Ворона повелась на лесть Лисицы», «Ворона тормознутая » и подобное. Придется потихоньку удалять «слова-сорняки».

Ворона горластая, но «петь не мастерица», она только глотку дерёт – каркает. Вот и прокаркала сыр.

-Ворона глупая. Всем же понятно, что лисе верить нельзя.

-Ворона доверчивая – поверила Лисице, что она и хороша, и петь может.

-Ворона разомлела от Лисицыных хвалебных слов так, что «в зобу дыханье спёрло», потому что ей, наверное, никто никогда такого не говорил.

-Петь, конечно, Ворона совсем не умеет, а вот верит кому попало.

-Ворона наивная, но самоуверенная, ей намекнули, что она может стать царь-птицей, она и расстаралась.

-Ворона явно глуповатая, о чем-то «призадумалась», но не додумалась до того, что если рот разинет – сыр выпадет. Разиня.

Интересная игра слов! Да еще и аллитерацию использовала (хотя эту звукопись привлекла интуитивно).

-Ворона льстила себе, что слова Лисицы – правда.

-Добытчица! Где-то раздобыла себе сыр.

Внешне Ворона явно не похожа на царь-птицу: я прочитываю слова Лисицы — «какие пёрышки», «какой носок», «ангельский голосок» — как насмешку.

И правильно делаешь!

-Ворона неуклюжая и толстая, потому что рядом слово ВЗГРОМОЗДЯСЬ. Оно какое-то тяжёлое!

Замечательное чувство слова! Умничка! С тобой хоть сейчас начинай работать над исследовательским проектом!

***

«Смех есть веселость ума, улыбка — веселость сердца» (Братья Гонкур).

Дорогие мои коллеги-учителя, нас почему-то выделяют в толпе по серьезным и озабоченным лицам… Давайте находить веселое в нашей трудной работе! Почаще улыбайтесь!