Качество дошкольного образования в современных условиях

Что с Вашей точки зрения понимается под качеством дошкольного образования. Любое ли дошкольное образование можно считать качественным?

Как Вы можете повлиять на повышение качества образования?, Если мы будем учить детей так же, как вчера, мы украдем у них завтра.

Джон Дьюи.

Дети должны воспитываться не для настоящего,

а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого».

Иммануил Кант.

Современный мир стремительно меняется, реформируется, совершенствуется. Настоящее время войдет в историю как время информационных и коммуникационных технологий, время модернизации образования, время развития и становления нового общества и, конечно, личности человека. Воспитание и развитие гармонично развитой личности, обладающей высоким творческим потенциалом, является главной задачей образования. Актуальность решения этой задачи ставит вопрос о качестве современного образования в целом и дошкольного в том числе.

О значении дошкольного образования стали много говорить в последнее десятилетие, поскольку дошкольное образование сейчас понимается именно как образование — первая и уникальная ступень. Уникальность дошкольного периода заключается в том, что только здесь закладываются основы всестороннего развития ребенка, а значит и личности в будущем. Согласно учению Л.С. Выготского, ребенок за очень короткий срок (дошкольное детство от 0 до 7 лет) проходит все этапы становления психического развития личности: от натуральных функций (данных природой при рождении), до функций высшего уровня развития (логической памяти, ассоциативного мышления, творческого воображения, произвольного внимания и др.).

Таким образом, ребенок в очень короткий срок преодолевает возрастные кризисы, осваивает огромный объем информации, социализируется, становится коммуникативной и культурной личностью. Стремительность и уникальность в развитии ребенка — дошкольника очень точно Л. Толстой выразил в словах: «От пятилетнего до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего — громадное расстояние». Именно нам, педагогам дошкольного образования, доверена великая миссия: закладывать основы в воспитании детей нового поколения, детей – носителей нового сознания. От качества выполнения нашей задачи зависит будущее не только каждого ребенка отдельно, но и всего общества в целом.

3 стр., 1313 слов

Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка-дошкольника

... приличия. Педагогическая зоркость - проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в ... Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей в дошкольном учреждении. Педагог, много умеющий, вызывает восхищение и гордость ...

Таким образом, качество образования будет зависеть в первую очередь от понимания уникальности дошкольного детства и умения использовать потенциал ребенка в его развитии и формировании. Педагог должен уметь меняться так же быстро, как меняется все вокруг. А что это значит «меняться»? Не бояться экспериментов, принимать новые условия и правила, осваивать новые технологии, уметь адаптироваться в сложившихся ситуациях.

В связи с этим, каждый современный дошкольный педагог должен честно ответить на главный вопрос: можем ли мы работать так, как работали вчера? Основоположник прагматической педагогики американский философ Джон Дьюи писал: « Если мы будем сегодня учить детей так же, как вчера, мы украдем у них завтра». Значит ли это, что вчера детей обучали плохо? Нет. Просто изменились цели обучения и средства достижения этих целей. Нас учили использовать полученные знания, чтобы найти свое место в жизни. Сегодня же педагогам с самого раннего детства необходимо научить детей добывать знания самостоятельно, опираясь на собственный опыт. Таким образом, мы сегодня учим детей умению быть успешными и востребованными в разное время и в разных условиях информационного общества. Простое владение необходимым набором знаний (пусть даже самое блестящее) в стремительно развивающемся мире будет не востребовано.

Менять старое и работать по-новому всегда трудно. Но «…учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель», — утверждает Ушинский. Главное в дошкольном образовании – самоценность детства, сам ребенок. Именно этот критерий стал важным отличием школьного и дошкольного детства. Наш дошкольник имеет право быть счастливым, радоваться каждому дню, проживать полноценно каждый этап дошкольного детства во всех видах деятельности. Главное – двигаться вперёд, ставя на первое место личность ребенка, взращивая в нём светлое и нравственное, и помнить слова Януша Корчака: «Ребёнок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может выжечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении, она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца».

Таким образом, качество дошкольного образования это – в первую очередь профессиональная компетентность педагога, который понимает уникальность дошкольного детства. Сегодня педагог сам должен находиться в постоянном поиске лучших и наиболее актуальных, соответствующих современной действительности практик, технологий и методов работы.

Вторым, не менее важным по значимости показателем качества дошкольного образования является вопрос взаимодействия специалистов и родителей. Не секрет, что нашим детям-дошкольникам не хватает родительского внимания. Часто мамы очень быстро выходят на работу в ущерб эмоциональному общению со своим ребенком. Такие условия диктует рынок, нужно одевать и кормить семью. Приведу пример из практики. Родители 3- летней девочки обратились за помощью – ребенок не говорит. Мама вышла на работу в 3 месяца, вечером приходит поздно, в садик приводит девочку и забирает из садика бабушка. После консультации у родителей «открылись глаза». Оказывается, нужно с ребенком разговаривать — вместе познавать мир, трогать, пробовать, наблюдать, слушать и называть то, что воспринимаешь. Через 2 месяца девочка начала активно разговаривать. Роль педагога – увидеть проблему, помочь родителям, научить правильно действовать и добиваться результата, учитывая детскую психологию и индивидуальные особенности каждого.

25 стр., 12177 слов

Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании

... и альтернативных форм обучения в дошкольном образовании, исследование. Гипотеза: предполагаем, что при имеющихся традиционных формах дошкольного обучения и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании расширяется возможность выбора форм дошкольного образования по ...

Взрослые должны снова научиться играть, чтобы завоевать доверие ребенка. Важно чтобы у дошкольника была потребность в свободной игре, а не ее имитация. Знаковая опосредованность, принятие ролевого поведения, любопытство и любознательность – все это работает на создание игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве. Чтобы ребенок мог много и интересно играть, конечно, необходимы условия – это и развивающая среда, и новые технологии, и игровое пространство. Требования государственного стандарта учитывают такие условия, но не всегда это работает на практике. Каждому педагогу хотелось бы, чтобы были игрушки, интерактивные игры, достаточно умеренная наполняемость групп для создания полноценной игры, думаю, это вопрос времени. Главное для нас – сохранить уникальность и самоценность детства, чтобы ребенок с удовольствием утром бежал в детский сад, а вечером с радостью встречал родителей. Тогда качество нашего дошкольного образования будет высоким.

Для дошкольника важным является не только общение с взрослым, но не менее значимым представляется общение друг с другом. Государственный стандарт выделяет отдельным звеном создание детской субкультуры. Система сотрудничества способствует формированию коммуникативной компетентности, что позволяет ребенку активно изучать окружающий мир, развивает познавательный интерес, который является основой мотивационной готовности к школе («Хочу учиться!»).

Таким образом, качество дошкольного образования – кроме профессионального мастерства педагогов, это еще и тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса – специалистов и родителей, а также комфортные условия в организации процесса воспитания.

Еще один наиболее значимый момент в современном качественном образовании – это необходимость создания специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Количество детей с ОВЗ в 2020 увеличилось в 2 раза по сравнению с 2015 годом. Работа с такими детьми должна строиться по индивидуальным образовательным маршрутам, а результаты психолого-педагогического воздействия представляются в динамике только от личных исходных показателей. Думаю, что индивидуализация в подходах к развитию каждого ребенка – как одаренного, так и с ограниченными возможностями, будет формировать и стимулировать развитие всей социальной ситуации общения.

26 стр., 12710 слов

Модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями ...

... разработки и апробации модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в обычном детском саду малого города, это будет способствовать улучшению физического и психического здоровья ребенка, создаст благоприятные условия пребывания в группе ...

В дошкольном возрасте не может быть стандартного мониторинга, это принципиальное отличие дошкольного образования от школьного. Ребенок в детском саду никому и ничего не должен, поэтому результатами перехода на вторую ступень образования (начальная школа) являются целевые ориентиры (психологические характеристики возможных достижений ребенка).

Таким образом, чтобы обеспечить качественное образование в детском саду с опорой на самоценность детства необходимо:

профессионализм современного педагога; тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса; обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка независимо от индивидуальных способностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Вопрос о личном участии в повышении качества образования мною видится в такой системе: ребенок, среда и педагог. Самое главное – воспитывать и обучать нужно в первую очередь себя. Как справедливо отмечала Мария Монтессори: «В каждом ребенке я пытаюсь разглядеть человека, мне не надо ничему его учить. Сами дети открывают мне свою природу, но только будучи помещенными в соответственно подготовленную среду». Думаю, чтобы обеспечить качество образования в современных условиях, нужно изменить прежде всего себя и свое отношение к новым условиям, способам и подходам. Поэтому важен постоянный поиск, самосовершенствование, профессиональный рост и новое мышление в условиях модернизации и информатизации современного мира. Заключить размышление хотелось бы словами Дмитрия Сергеевича Лихачева: «На человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть не просто человеком, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться» («Письма о добром и прекрасном»).