Сущность экологического воспитания

1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. — 1999. — №1. С. 19-22

2. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1993,

3. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. — 2000. №6. С. 75-76.

1. Раскройте сущность экологического воспитания, цель, задачи, содержание, формы и методы

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, — к формированию теории и практики экологического образования.

Дальнейшее исследование это проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания — экологический.

Экология — наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во- первых: особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

13 стр., 6254 слов

Курсовая работа дидактическая игра как средство экологического ...

... Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор темы курсовой работы: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста». Цель работы определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания ...

Таким образом, цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Ответственное отношение к природе — сложная характеристика личности.

Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

  • углубить и расширить экологические знания;
  • привить начальные экологические навыки и умения — поведенческие, познавательные, преобразовательные,
  • развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
  • сформировать (воспитывать) чувства бережного отношения к природе.

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.

8 стр., 3812 слов

Экологическое воспитание на х технологии

... определяющая экологическую культуру и мировоззрение учащихся. Развитие экологического воспитания и образования на уроках технологии складывается ... экологической безопасности и сохранение уникальной природы России. Ключевые решения года ‒ внедрение наилучших доступных природоохранных технологий, улучшение экологических ... предназначена для работы с древесиной и другими материалами, основанными на ее ...

Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).

Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы. Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание — это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым — клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

7 стр., 3430 слов

Исследование денатурации белка под действием ионных детергентов

... структурой. Потеря нативной конформации сопровождается потерей специфической функции белка. Этот процесс носит название денатурации белков. При денатурации белков не происходит разрыва пептидных связей, т.е. первичная ... конформацию белков вне клетки и предотвращают их денатурацию. К таким белкам относят гормон инсулин и иммуноглобулины. Все белки с одинаковой первичной структурой в одинаковых ...

Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.

Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет всех членов сохранять верность ему долгие годы.

Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.

Определены также условия развития взаимосвязи школы, семьи и общественности. Для успеха необходимо выполнение следующих условий:

  • планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы, которая обеспечивает правильную расстановку сил, последовательность, ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев со школой и между собой
  • организация деятельности всех звеньев общей системы управления экологическим воспитанием, создание предпосылок для их правильного функционирования
  • регулярная и заранее подготовленная информация о деятельности каждого звена и обмен информацией между ними
  • контроль, выявление недостатков и слабых сторон в работе, внесение корректив в ее программу
  • изучение эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

    2.

Составьте конспект праздника как формы внеурочной воспитательной работы

Цели: Организовать свободное время учащихся, сплотить коллектив.

Задачи:

1. Развитие творческих способностей;

2. Воспитание положительного отношения к традиции празднования «Нового года»;

3. Обучение правилам поведения на сцене в процессе проведения мероприятия

Возраст: 1-3 класс.

Время: 30-40 минут.

Оборудование: (декорации) плакат-избушка, занавеска (белая).

подарки: морковка, орехи, мышь.

Ход мероприятия.

Действующие лица:

1. Огонь

2. Снегурочка

3. Заяц 1

4. Заяц 2

5. Белка 1

6. Белка 2

7. Снежинки 1

8. Снежинки 2

9. Снежинки 3

10. Лиса

11. Вьюга

Огонь (выходит): В ледяной большой избушке,

На заснеженной опушке,

Где Снегурочка живет

Тайна есть, который год.

Тайну я узнать хочу,

Спрячусь здесь и помолчу.

(Из домика выходит Снегурочка, поет и танцует под музыку.)

Снегурочка: Вот опять зима пришла,

Снег и Вьюгу позвала,

На полянке домик мой

Вырос снова сам собой.

Только печки дома нет —

От тепла мне много бед.

Огонь (злобно): Вот теперь я тайну знаю —

9 стр., 4432 слов

Стрессовые белки

... в небольших количествах фосфор, селен и другие элементы. Первичной структурой белка 2.Вторичная структура белка — способ скручивания полипептидной цепи в пространстве (за счет водородной ... содержащие ионогенные (образующие ионы) группы, обычно находятся на поверхности макромолекулы белка и характеризуют электростатические (ионные) взаимодействия. Полярные неионогенные радикалы (например, содержащие ...

От огня Снегурка тает! (прячется)

Снегурочка: Много у меня друзей,

Позову я их скорей!

Зайцы, белки и лисицы

Прибегайте веселиться!

(Под музыку вбегают звери и танцуют.)

Огонь (злобно): Я веселья не люблю,

Вмиг всех жаром разгоню.

(Машет на зверей красным плащом и сразу прячется.)

Заяц 1: Ой, как больно!

Заяц 2: Помогите!

Лиса: Мой пушистый хвост спасите!

Белка 1: Кто плясать нам помешал?

Белка 2: Кто сейчас нас обижал?

Заяц 2: Я не видел никого!

Лиса: Не видала ничего!

Снегурочка: Что-то здесь, друзья, не так!

Кто-то хочет помешать

Праздник весело встречать!

Лиса: Надо нам позвать снежинок,

Лёгких беленьких пушинок.

Белка 2: Их повсюду носит ветер.

Белка 1: Может кто из них и встретил

Незнакомца на пути.

Заяц 1: Ну, Снегурочка, зови!

Снегурочка: Эй, подруженьки-снежинки,

Поскорей сюда летите,

Нам советом помогите.

(Влетают снежинки и танцуют.)

Снежинки (хором): Мы на зов ваш прилетели,

Что же вы узнать хотели?

Лиса: Кто-то хочет помешать

Праздник нам с детьми встречать.

По дороге к нам сюда

Не видали чужака?

Снежинки 1: По дорогам мы летали,

Снежинки 2: Никого мы не видали,

Снежинки (хором): Ведь холодная Зима

Все дороги замела!

Заяц 2: Но ведь кто-то нам мешал,

Заяц 1: Веселиться не давал!

Снежинки 1: Позовите в гости вьюгу,

Снежинки 2: Нашу старую подругу.

Снежинки 3: Может быть, она что знает,

Снежинки (хором): Тайну эту разгадает!

Снегурочка: Вьюга! Вьюга! Прилетай!

Что случилось, разгадай!

(Под музыку влетает Вьюга и танцует.)

Вьюга: Вы зачем в лесу кричали?

Белка 1: Мы тебя на помощь звали!

Заяц 2: Кто-то хочет помешать

Праздник нам с детьми встречать!

Вьюга: Я летела над полями,

Перелесками, лугами.

Нет нигде ничьих следов!

Видно, вам все показалось!

Огонь (радостно): Вьюга тоже не дозналась,

От кого беда идет.

Вьюга: Смело собирайтесь в гости!

Огонь (злобно): Лопну я сейчас от злости!

(Звери под музыку выносят из-под ёлки подарки).

Белка 1: Мы подарки малышам

Собираем не спеша.

Белка 2: Вот орехи. (показывает)

Заяц 2: Вот морковка. (показывает)

Заяц 1: Всё укладываем ловко.

Лиса: Мышь под снегом я поймала!

Снегурочка: Что ты, лисонька, сказала?

Нет, нет, нет! Мышей не надо!

Лиса: Жаль! Я думала, все рады

Будут моему подарку.

Огонь (злобно): Ох, ну всё! Сейчас всем будет жарко.

(Огонь сбрасывает черное покрывало и начинает под музыку махать на Снегурочку красным плащом, звери разбегаются.)

Снегурочка: Я боюсь огня, боюсь!

Я растаю, растоплюсь.

Белка 2: Мы Снегурку защитим,

И в обиду не дадим!

Белка 1: Эй, снежиночки, летите

И огонь вмиг загасите.

(Снежинки под музыку летят к огню, огонь взмахивает руками, снежинки отбегают и садятся.)

Снежинки (хором): Нам не справиться с огнем,

1 стр., 483 слов

Белка животное описание

... ревностно и не дают папам участвовать в этом процессе. 5 предложений про белку Художественное описание белки Белка небольшой зверек, живущий в лесах и парках. У нее красивая рыжая ... гнезде, которое строит из веточек и мха, а для удобства выстилает внутри перьями и шерстью. Белки меняют свои шубки. Они линяют два раза в год, а ...

Мы растаем, мы умрем.

Огонь: Вам меня не погубить,

Вам меня не загасить!

Я Снегурку растоплю,

В воду быстро превращу.

Вам на праздник не попасть!

(К Огню подкрадывается сзади Вьюга с белыи покрывалом, Белка, Заяц и Лиса со снегом.)

Огонь (оборачиваясь): Что ещё здесь за напасть?

(Вьюга набрасывает белое покрывало на Огонь и дует, кружится вокруг, звери бросают в него снег.)

Огонь: Что со мною происходит?

Гасну я, и дым выходит! (убегает)

Вьюга: Огонь мы дружно победили,

Снегурочку освободили.

Снегурочка: Спасибо, милые друзья!

Теперь спешу на праздник я

И вы скорее собирайтесь,

На ёлку к детям отправляйтесь.

(Артисты на поклон + аплодисменты.)

Новый год пора встречать

В зале елку зажигать!

Дедушка Мороз нас ждет

Новый год с собой ведет.

ЭЙ! Дедушка Мороз, ты где?

Дед Мороз (из-за двери): Снегурка, я спешу к тебе!

(Дед Мороз поет песню и выходит в зал, обращается к персонажам сказки.)

Дед Мороз: На елку к детям нам пора

Ждет с нетерпеньем детвора

Всех нас. Давайте поспешим.

Звери (хором): А как туда попасть?

Дед Мороз: Решим!

Сейчас я палочкой взмахну,

Все погрузится в темноту.

(Дед Мороз взмахивает волшебной палочкой, в зале гаснет и вновь зажигается свет).

Дед Мороз: Мы теперь в просторном зале

Что, ребята, нас не ждали?

Тогда давайте веселиться

Вокруг елочки кружится!

(Все дети берутся за руки и ведут вокруг елки хоровод.)