Социальное партнерство как метод регулирования социально-трудовых отношений

Министерство образования и науки Российской Федерации, НОУ ВПО Подольский социально — спортивный институт, Кафедра «Общепрофессиональных дисциплин», Факультет «Менеджмента», Контрольная работа

по дисциплине «Основы социального государства»

Выполнил студент(ка):

группы 3ЗСМО

Блинова Анжелика Чарыевна

Проверил:

преподаватель, к.ф.н.

Букш С.А.

Подольск 2015

Социальное партнерство как метод регулирования социально-трудовых отношений

Социальное партнерство

Социальное партнерство — особый вид общественно-трудовых взаимоотношений, присутствующий лишь в рыночном обществе, обеспечивающий оптимальное соотношение основных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных работников и работодателей.

Социальное партнерство выступает как отдельный правовой институт.

Система социального партнерства состоит из трех основных частей:

  • совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (Федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);
  • совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений;
  • соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов.

И включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации.

Существуют классификации моделей социального партнерства:

  • по методам сотрудничества;
  • по критериям политической ориентации;
  • по степени и форме участия работников в управлении и т.д.

Принципы социального партнерства: равноправие сторон; уважение и учёт интересов сторон; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; добровольность принятия на себя сторонами обязательств; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. социальный партнерство представительский плюралистический

5 стр., 2368 слов

Социальное партнерство в сфере труда

... Республики Казахстан; Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Стороны социального партнерства Сторонами социального партнерства является государство в лице соответствующих исполнительных органов, работники и работодатели в лице ...

Социальное партнерство осуществляется на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном, локальном (уровень организации) уровнях. Социальное государство характеризуется развитием социального партнерства. Существуют разные модели социального партнерства, итог длительного социально-экономического и политического развития стран, определяемый национальными икультурными особенностями и конкретными формами социальных отношений.

По критерию степени и форме участия работников в управлении предприятием выделяют три модели социального партнерства. Попробую охарактеризовать эти модели:

В представительской модели

Финская, Шведская, Германская модели больше всего ограничивают менеджеров в принятии решений, могут запретить решение, если оно принято до окончания переговоров с представителями работников и противоречит их интересам.

Модель прямой представительской демократии:, Плюралистическая модель

Ни в одной стране названные модели социального партнерства не представлены в чистом виде. Согласование интересов происходит путем социального диалога. Одной из основ для возникновения и условием развития социального партнерства стало создание в 1919г. Международной организации труда (МОТ).

Активно система социального партнерства стала развиваться после Второй мировой войны. Социальное партнерство юридически закреплено в нормах трудового права, является инструментом социальной политики государства и способом решения социальных проблем в условиях политических и гражданских свобод в социальном рыночном хозяйстве. Социальное партнерство — альтернатива социальному противостоянию, способ согласования интересов различных социальных групп.

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В России система социального партнерства начала формироваться в ходе кризиса начала 1990-х г.

В1991 г. был создан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Создана правовая основа системы социального партнерства. Законодательной базой российской системы социального партнерства являются конвенции и рекомендации МОТ, законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах…», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», региональные законы и др.

13 стр., 6108 слов

Социальное партнерство в трудовой сфере

... социального партнерства в трудовой сфере в рамках цели и задач исследования. Глава 1. Теоретические аспекты социального партнерства в трудовой сфере 1.1 Объективные предпосылки и условия возникновения социального партнерства Отношения социального партнерства между наемными работниками и работодателями в современных развитых странах естественно вызрели в ...

Практика социального партнерства осуществляется в формах:

  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • участия работников в управлении организацией, в разрешении трудовых споров;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией.

Законодательно определены представители работников в социальном партнерстве: профсоюзы или иные представители, избираемые работниками. Интересы работников представляют первичные профсоюзные организации, если членами её является более половины работников данного работодателя. Если менее, то на общем собрании работников тайным голосованием для осуществления этих полномочий может быть избран из числа работников иной представитель (или представительный орган).

Работодатель представляет свои интересы сам или его уполномоченные.

В системе социального партнерства важную роль играют комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются на равноправной основе по решению сторон и наделяются полномочиями.

На федеральном уровне постоянно действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, из представителей общероссийских объединений профсоюзов, работодателей, правительства РФ. Трехсторонние комиссии могут по закону образовываться и в субъектах РФ, на территориальном, отраслевом, локальном уровнях.

Органы социального партнерства имеют право участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Важной функцией системы социального партнерства в России является ведение коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора.

Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений регулирует их на федеральном уровне, действует на основе закона РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений(1999 г.).

От государства в ней выступают Министерство здравоохранения и социальной защиты и другие ведомства, от работников — профсоюзы, от работодателей — Российский союз промышленников и предпринимателей. За период своего существования Российская трехсторонняя комиссия стала важным инструментом в реализации принципов социального партнерства и социального государства в целом.

Многолетняя деятельность МОТ, мировой опыт показывают, что социальное партнерство — не только средство стабилизации политического и экономического развития. Становится понятным, что одним из условий эффективности рыночной экономики является создание и поддержание условий для социального партнерства, основанного на взаимном уважении сторон в трудовых отношениях, понимании проблем друг друга, поиске компромиссных путей решения. Возможно, более точным был бы термин “социальный диалог” — как система взаимоотношений экономически неравноправных партнеров, но заинтересованных в поиске взаимоприемлемых вариантов сотрудничества. Однако российское законодательство приняло формулу “социальное партнерство”.

7 стр., 3472 слов

Государство в системе социального партнерства

... государства в регулировании трудовых отношений во многом определяется переменами в политической и социально-экономической обстановке. 3. Социальное партнерство в России .1 Социальное партнерство в России на основании ТК РФ Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), ...

Социальное партнерство в России прошло за последние годы трудный путь зарождения и становления. И сегодня решение многих проблем осуществляется на договорной основе.

В настоящее время особенно остро встает вопрос об укреплении и взаимодействии участников социального партнерства на всех уровнях, по внесению в договоры наиболее важных социально-экономических проблем, о повышении ответственности сторон за выполнение принятых на себя обязательств, реализацию подписанных соглашений и договоров, то есть о повышении эффективности социального партнерства. Эта проблема в равной степени относится ко всем сторонам — партнерам, и ее необходимо решать.

К сожалению, практика последних лет убедила профсоюзы в том, что как во власти, так и в среде предпринимателей мало представителей, готовых к отношениям на принципах действенного социального партнерства.

И поэтому профсоюзам предстоит нелегкая борьба за его реальное становление.

Сегодня условия труда, охрана труда во многом зависят от конструктивной, настойчивой позиции профсоюзов.

Считаю, что охрана труда — это как раз то направление, где существует тесное взаимодействие профсоюзов и государства — наглядное проявление социального партнерства.

С принятием нового Трудового Кодекса социальное партнерство стало, по сути дела государственной идеологией и значительная часть социально-трудовых отношений регулируется через договоры и соглашения, устанавливая баланс интересов всех его сторон, и здесь очень важно помнить, чтобы реализовались не только права партнеров, но и выполнялись принятые ими обязательства.

IV съезд ФНПР еще раз подтвердил, что социальному партнерству нет альтернативы, эта система является одним из основных и действенных рычагов влияния профсоюзов на социально — экономическую политику как на предприятии, как в отрасли, так и в государстве.

Сегодня, несмотря на достигнутые определенные успехи, нельзя переоценивать уровень эффективности функционирования системы социального партнерства. Повышение эффективности системы социального партнерства, служащей целям защиты социально-экономических и трудовых прав и интересов работников, в том числе в решении проблем охраны труда, во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов, которые всегда выступают за взаимное сотрудничество.

С развитием рыночных структур часть функций государства в области трудовых отношений резко меняется: в условиях переходного периода государство в системе социального партнерства выступает в качестве координатора и организатора регулирования трудовых отношений, контролера, посредника или арбитра.

Одной из самых главных функций государства есть разработка правовой базы и механизма развития форм организации социального партнерства, правил и механизма взаимодействия субъектов социального партнерства, выведение рассчитанных размеров и последовательности установления минимальных социально-трудовых показателей (минимальной оплаты труда, социальных пособий, льгот, компенсаций и гарантий и др.), укрепляющих диалог между сторонами.

18 стр., 8690 слов

Понятие социального партнёрства в России и зарубежных странах

... база российской практики социального партнерства — одно из слабых мест нашего опыта. Социальное партнерство в современной России Социальный характер современной России выражается в социальных гарантиях гражданам в сфере трудовой деятельности, образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты на основе ...

Тест:

1. Какая модель социального партнерства используется в США?

а) представительская

б) прямой представительной демократии

в) плюралистическая

2. Какой орган выступает от имени государства в российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений?

а) Российский союз промышленников и предпринимателей

б) Профсоюзы

в).

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

3.Что подразумевается под социальным аудитом?

а) анализ эффективности социальных программ компании — Социальный аудит — процесс оценки, подготовки отчёта, повышения эффективности функционирования и стиля работы организации, средство измерения её воздействия на общество в целом. При помощи социального аудита можно измерить степень корпоративной социальной ответственности

б) способ поиска баланса между экономическими и социальными функциями предприятия

4. Главной целью социального аудита в США является:

а) увеличение добавленной стоимости — социальный аудит в США носит более прагматичный характер, имея целью быть средством увеличения добавленной стоимости, а основой сравнительных критериев являются правовые нормы

б) стремление управлять социальными рисками

5. В каком из документов содержится следующее положение: «каждый человек должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь трудом по свободно избранной специальности»

а) Конституция РФ

б) Европейская социальная хартия

«Каждый человек должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь трудом по свободно избранной специальности»

6. В каком документе говорится, что «каждый человек имеет право на защиту от бедности и социального отторжения»?

а) Конституция РФ

б) Европейская социальная хартия

«Каждый человек имеет право на жилье»

7. Россия достигла мировых стандартов социального государства?

а) Да — Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 7) Российская Федерация считается социальным государством. Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

б) нет

8. Какой из устойчивых признаков социального государства существует реально в современной России?

а) доступность социальной поддержки для всех членов общества — в России доступна социальная поддержки для всех членов общества а также, существует наличие государственных структур социальной защиты, социального обеспечения и занятости.

б) принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан

в) наличие государственных структур социальной защиты, социального обеспечения и занятости

9. Есть ли в России омбудсман?

а) да — Омбудсмен — это чиновник или должностное лицо, назначенное на эту должность для совершения контроля над деятельностью министерств, ведомств и других правительственных органов. Например, омбудсмен в России — это Уполномоченный по правам человека. В принципе, в любой стране, где предусмотрена такая должность, омбудсмен может решать вопросы, касающиеся невыполнения своих обязанностей или злоупотребления своими полномочиями должностными лицами, в результате чего возникают споры между гражданином и властями).

12 стр., 5750 слов

Социальное государство в россии: теория и практика

... основы социального государства Социально государство (от нем. Sozialstaat) - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. ...

б) нет

10. Были ли в Уставе ООН установлены механизмы по защите прав человека?

а) да — Важнейшей из универсальных систем защиты прав человека, бесспорно, механизм ООН. Уставные органы ООН принимают важное участие в обеспечении соблюдения прав человека. Согласно ст. 13 Устава, Генеральная Ассамблея ООН должна содействовать международному сотрудничеству в экономической, социальной, культурной сферах, здравоохранения, а также способствовать осуществлению прав человека и основных свобод.

б) нет

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/sotsialnoe-partnerstvo-kak-metod-regulirovaniya-sotsialno-trudovyih-otnosheniy/

1. Гриценко Н.Н., Волгин Н.А. и др. Основы социального государства: учебник для вузов. / Под общей ред. Н.Н. Гриценко, А.А. Шулуса. -М.: Издат.дом “АТиСО”, 2009.

2. Каменецкий В.А. Основы социального рыночного хозяйства. Учебное пособие. — М.: АТиСО, 2014.

3. Конституция РФ. — М., 1993;

— М.: Юрист, 1997.

4. Социальное государство. Краткий словарь — справочник. Ред. коллегия: Н.Н. Гриценко и др. — М.: АТиСО, 2012.

5. Киселев В.Н. Российская модель социального партнерства (теоретико-концептуальный аспект).

— М.: Издат. дом “АТиСО”, 2008.

6. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования. — М.: МГИМО , 2010.

7. Европейская социальная хартия. 1996

8. Сулимова Т.С. Формирование социального рыночного хозяйства в России. — М.: Альфа -Пресс, 2009.

9. Социальная политика. Учебник /Под ред. Н.А. Волгина. — М.: Экзамен, 2008.

10. Шарков Ф.И. Основы социального государства. — М.: Издательство: Дашков и К,- 2012, 314 с

11. Шарков Ф. Основы социального государства. — М., 2012.

12. Калашников С,В. Становление социального государства в России. — М.: Экономика, 2009.

13. Васина Л.Л. Социальное рыночное хозяйство: Словарь терминов. — М..1997.

14. Социальная политика, уровень и качество жизни: Словарь — М..2001.

15. Социальное партнерство: Словарь-справочник. — М..2002.