Социально-партнерские соглашения

Социально-партнерские соглашения

партнерский соглашение взаимоотношение работник

В соответствии со статьей 23 ТК РФ, социальное партнерство в сфере труда представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Трудовой кодекс РФ : федер. закон [от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. (с посл. изм. и доп.)]

Следует отметить, что термин «социальные партнеры» закреплен в Конвенции МОТ № 87 (1948 г.) «Свобода ассоциации и защита права на организацию», определившей право социальных партнеров (работников и предпринимателей) на защиту ???их интересов, а также право организации трудящихся и предпринимателей ???бодно выбирать ???их представителей и формулировать ???ю программу действий. Конечно, данные программы отражают противоположные интересы труда и капитала. По???му для социального мира крайне важно их социальное партнерство как условие обеспечения развития экономики страны. Конвенция МОТ № 87 «Свобода ассоциации и защита права на организацию» (1948) . Резюме международных правовых норм // Женева, 1988. С. 5.

В качестве работников в социальном партнерстве могут выступать профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками. Первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками представляют интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

13 стр., 6418 слов

Мотивация работников на разных этапах трудовой карьеры

... и механизме трудовой мотивации персонала организации. Распространение получили ... работника. В настоящее время существует достаточно большое количество разных теорий мотивации2, пытающихся дать объяснение этому явлению. В современных ... и предсказанию результатов мотивационного процесса, но не ... раза в год -- коллективные туристические поездки. Когда ... Портер и Э. Лоулер), модель выбора риска Д. Аткинсона, ...

В статье 27 ТК РФ перечислены основные формы социального партнерства:

  • коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Социальное партнерство осуществляется на:

  • федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
  • региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

В главе 5 Трудового кодекса указаны органы социального партнерства, а так же их участие в формировании и реализации государственной политики в сфере труда,

Так, согласно ст. 35 ТК, для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

7 стр., 3285 слов

Социальная структура трудового коллектива. Социально-трудовые отношения

... определенной организации труда и является отправным пунктом для ее дальнейшего совершенствования 2. Социальная структура трудового коллектива. Социально-трудовые отношения. Сплочённость трудового коллектива. Регулирование социальных процессов в трудовых коллективах Индивидуальные трудовые споры (конфликты). Регулирование социально-трудовых конфликтов Социальная структура коллектива - это ...

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Социально-партнерские соглашения появились в переходный к рыночной экономике период и представляют относительно новый для российского трудового права вид договорных правовых актов. Согласно ст. 45 ТК РФ

Участниками соглашений могут быть на федеральном уровне:

— отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие отраслевые общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы и Министерство труда РФ.

На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе этих субъектов I участниками соглашений могут быть:

  • регионального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные уполномоченные работодателями органы) и орган исполнительной власти субъекта;
  • отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные уполномоченные работодателями органы) и орган по труду субъекта РФ;
  • территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные их представительные органы) и соответствующий орган местного самоуправления.

Соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

3 стр., 1124 слов

Понятие, значение стороны, содержание трудового договора

... времени. Сторонами трудового договора являются работодатель — физическое или юридическое лицо (организация), вступавшее в трудовые отношения с работником, и работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Значение трудового договора состоит из производственного, социального и правового ...

Соглашению как правовому акту социального партнерства присущи те же основные характеристики, которые были рассмотрены применительно к коллективному договору. Соглашение связывает обязательствами подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых оно заключено. Работодатели и трудящиеся, связанные соглашением, не должны включать в коллективные и индивидуальные трудовые договоры условия, противоречащие положениям соглашения. Исключения составляют ситуации, когда положения коллективных или индивидуальных трудовых договоров содержат правила, более благоприятные для работников, чем правила, установленные в соглашении.

В отличие от коллективных договоров, регулирующих отношения социальных партнеров (работников и работодателей) на уровне «работники-работодатель» (локальном уровне), соглашения регулируют социально-партнерские отношения на более высоком уровне партнерства. Но, как и коллективные договоры, соглашения занимают подчиненное положение по отношению к трудовому законодательству, поскольку их условия не могут ухудшать положение работников.

Соглашения, по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть как двусторонними, так и трехсторонними.

Третья сторона-органы государственной власти и органы местного самоуправления — выступает в качестве посредника между двумя основными участниками социального диалога и гаранта достигнутых ими договоренностей, но очень часто она также берет на себя определенные обязательства.

ТК РФ установлено, что соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, должны заключаться при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашений: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное. Впрочем, законодатель оставил данный список открытым, предусмотрев возможность заключения и иных видов соглашений.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).

Соответствующие соглашения могут заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Отраслевые (межотраслевые) соглашения независимо от уровня, на котором они заключаются, направлены на регулирование именно трудовых отношений в рамках отрасли (группы отраслей).

Их заключение распространено в основном на федеральном уровне и получает в настоящий момент развитие на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

13 стр., 6409 слов

Особенности трудового договора педагогических работников

... Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ст. 57 ТК РФ). 2.5.Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогическим работникам в ... I. Общие положения 1.1. Настоящий коллективный договор заключен между работодателем и работниками и является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в МОУ «Средняя общеобразовательная школы». ...

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Иные соглашения могут заключаться по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, на любом уровне социального партнерства, а их участниками могут быть любые представители сторон социального партнерства. Предметом данных соглашений является, как правило, один из вопросов регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В качестве примера можно привести соглашения о координации действий представителей сторон социального партнерства при осуществлении приватизации государственных и муниципальных предприятий, при реструктуризации промышленных предприятий и т.п.от

Содержание и структура соглашений. Содержание соглашения, его структуру, как и содержание коллективного договора, определяют его стороны. Практика свидетельствует, что содержание соглашений зависит от их вида (уровня).

В соответствии со ст. 46 ТК РФ в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства.

Содержание генерального соглашения определяется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на основе предварительных консультаций, а региональных соглашений — как правило, трехсторонними комиссиями субъектов РФ.

Заключение и изменения соглашения.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются соответствующей комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале переговоров, а также предложить им формы возможного участия в них. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения (ст. 47 ТК РФ).

В соответствии со ст. 48 ТК РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленною соглашением.

Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном ТК РФ либо самим соглашением.

Действие социально-партнерских соглашений. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет, кроме того, стороны имеют право один раз продлить действие соглашения, но опять же на срок не более грех лет.

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение.

Однако прекращение членства в объединении не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Если работодатель вступил в объединение работодателей в период действия соглашения, он обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

30 стр., 14622 слов

Методы и принципы регулирования социально-трудовых отношений ...

... – социально-трудовые отношения. Предмет работы – методы и принципы регулирования отношений на предприятии в условиях кризиса. Целью курсовой работы является изучение методов и принципов регулирования социально-трудовых отношений на ... аналитики среди других причин указывают на недостаточное использование мотивации работников к производительному труду. Проблеме управления персоналом в зарубежных ...

В отношении работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствую­щим органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с указанными выше работодателями. В случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

В ст. 48 ТК РФ также определено, что по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного согла­шения, присоединиться к этому соглашению. Такое предложение должно быть официально опубликовано.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, оно считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения.

Данный механизм распространения соглашений позволяет, с одной стороны, наладить регулярные связи между социальными партнерами, с другой-способствует стимулированию вступления в коллективные переговоры большего числа работодателей и работников, особенно на федеральном уровне.

Как и коллективные договоры, соглашения подлежат уведомительной регистрации соответствующим органом по труду.

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду. При его осуществлении стороны обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ст. 51 ТК РФ).

4 стр., 1596 слов

Представительство интересов работников и работодателей

... гарантий трудовых прав работников как более слабой стороны трудовых отношений и совершенствование норм трудового права; участие работников и их представителей в управлении организацией; участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. К основным принципам социального партнерства, т.е. наиболее ...

В ст. 54, 55 ТК РФ установлена ответственность сторон социального партнерства за нарушения, связанные с порядком заключения и исполнением коллективных договоров и соглашений. Соответсвующие положения содержатся в КоАП РФ (сг. 5.28—5.31, 5.33), однако нормы об административной ответственности касаются только одной стороны — представителей работодателя.

Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Значение социально-партнерских соглашений для работников в том, что они направлены на:

  • улучшение условий труда работников, повышение его оплаты;
  • обеспечение охраны труда и улучшение социально-бытового обслуживания работников;
  • повышение законодательного минимума гарантий трудовых прав работников;
  • обеспечение занятости трудящихся, их переквалификация для ???го.

Задача

Инженер Петрова по возвращении из детского лагеря отдыха, куда она была направлена старшим воспитателем, обратилась к администрации с требованием предоставить ей 26 неиспользованных выходных дней, т. к. работа в лагере была непрерывной, продолжалась ежедневно более 8 часов и использовать выходные дни практически было невозможно. Администрация отказала Петровой, указав на то, что большая часть ее работы — походы, игра в мяч и танцы — были и ее личным отдыхом и дополнительного отдыха ей не требуется. Петрова обратилась в КТС. Решите спор.

Решение

В соотв. со ст. 166 ТК РФ, служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В соответствии со статьей 153 ТКРФ по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/sotsialno-partnerskie-soglasheniya-2/

Нормативные правовые акты:

1. Трудовой кодекс РФ : федер. закон [от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. (с посл. изм. и доп.)]

2. Конвенция МОТ № 87 «Свобода ассоциации и защита права на организацию» (1948).

12 стр., 5851 слов

Социальная работа с военнослужащими и членами их семей

... что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия /18, с. 354 – 357/. 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ 2.1 Социальное обеспечение военнослужащих и членов ... работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства с выплатой в период обучения стипендии в порядке, ...

Резюме международных правовых норм // Женева, 1988. С.

Учебная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/sotsialno-partnerskie-soglasheniya-2/

3. Белянинова, Ю. В. Трудовое право / Ю.В. Белянинова. — М.: Приор-издат, 2016. — 220 c.

4. Галаганов, В. П. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие / В.П. Галаганов. — М.: Академия, 2015. — 160 c.

5. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения. Учебник / Е.Е. Мачульская. — М.: Юрайт, 2014. — 592 c.

Интернет — ресурсы:

6. www.consultant.ru — Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консультант-Плюс)

7. www.garant.ru — Система «Гарант», правовые базы российского законодательства;