Семья — совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством и общим бюджетом. Однако такие определения не раскрывают всех сторон данного феномена. Более подробное определение предлагает «Философский словарь»: «Семья — вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».
Объединяя все предложенные характерные особенности семьи, можно сделать вывод, что семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Таким образом, лишь наличие триединого отношения супружество — родительство — родство позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в её строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьей (взросление и отделение детей, распад семьи из-за болезней, смерти её членов, развода и других видов социальной дезорганизации семьи), либо не ставших еще семьей (молодожены, не имеющие детей).
Для всех фрагментарных, «осколочных» форм семьи (родители без супружества, брак без детей) лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединенных только родством, родительством или супружеством.
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой — оптимизировать осуществление объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.
Актуальной данной темы заключается с огромной значимости социальной работы для социальной поддержки семьи. Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции — переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система получения знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности психологического подхода к социальной работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения на практике.
Социальная реабилитация пожилых людей
... разрушенных человеческих отношений, принятия на себя ответственности за собственные поступки.[11] Сущность социальной реабилитации пожилых людей заключается в ресоциализации (усвоении новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, устаревших) и реинтеграции ...
Объект исследования — семья.
Предмет исследования — технология социальной работы с семьей.
Цель курсовой работы — изучить проблемы и условия социальной защиты семьи на современном этапе.
Данная цель решается с помощью следующих задач:
Изучить функции и типы семей.
Выявить социальные проблемы современных семей.
Рассмотреть основы технологии социальной работы с семьей.
Выявить перспективные направления социальной защиты семьи в республике Бурятия.
Глава 1. Общая характеристика современной семьи
1.1 Понятие и типы семьи
Семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семьей также называется социальный институт, т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, — это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию.
В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы — направление на социальную реабилитацию инвалидов или детей-инвалидов, оказывающие помощь малообеспеченным, женщинам, военнослужащим и т. д. Существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой.
Функции семьи. Это сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связанные с удовлетворением определенных её потребностей её членов. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семь в обществе.
1. воспитательная функция состоит удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве материнстве в воспитании детей и самореализации детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей обеспечивает социализацию подрастающего поколения
2. хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. В этом смысле семья обеспечивает восстановление затраченных при физическом труде сил.
3. эмоциональная функция. Реализуется в удовлетворении потребностей семьи в симпатии уважении признании эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.
4.духовного общения — эта функция проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества.
5 функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто не обладает в достаточной степени способностью строить своё поведении в полном соответствии с социальными нормами. Это касается пожилых людей, детей и тех членов семьи, которые страдают каким — либо физическим недугом.
Социальное обслуживание престарелых инвалидов и детей
... организациями в установленном порядке. Основными задачами домов-интернатов являются: осуществление социальной защиты престарелых и инвалидов путем предоставления материально-бытового обеспечения, создания для них благоприятных условий ... одинокие граждане, достигшие мужчины 60 лет, женщины – 55 лет и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, в дома для инвалидов только инвалиды 1 и 2 групп в возрасте ...
6.сексуально-эротическая функция реализуется в сексуально эротических потребностях членов семьи семья в этом смысле осуществляет регулирование сексуально эротической направленности поведения членов семьи, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества.[723]
Со времени происходит в содержании и значимости различных функций семьи в зависимости от социальных условий. В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная духовного общения сексуально — эротическая и воспитательная. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях больше чем на хозяйственно материальных.
Выше описанные функции конечно не дают гарантированного объяснения жизнедеятельности семьи но они хотя бы хоть как то её определяют.
Следует обратить внимание на нарушения функций семьи, которые затрудняют или препятствует выполнению семьей её функций, и представляют одну из особенностей её жизнедеятельности. Перечислим основные факторы, способствующие нарушению реализации функций семьи
Личностные особенности членов семьи (характер, темперамент, ценностные ориентации. и.т. п.) взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимания в семье определенные условия жизни семьи.
Наиболее распространенный тип — нуклеарная семья (от лат. писlеиs — ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей.[724]
Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми).
Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у несостоящей в браке женщины и т. д.) составляет 12% с преобладанием неполных семей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец).
Семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семьи братьев или сестер), носит название расширенной. Такой тип патриархальной расширенной семьи был наиболее когда-то распространенным, но в настоящее время составляет лишь около 15% от всего количества семей в результате доминирующей тенденции к нуклеаризации; вероятно, этот процесс был бы еще более активным при отсутствии трудностей в получении жилья, вынуждающих порой несколько семей жить под одной крышей.
Семьи могут различаться также по наличию и отсутствию детей и по их количеству. Немногим более половины всех ceмей в Российской Федерации имеют несовершеннолетних детей. Среднее количество детей на одну семью составляет 1,1, среднее количество детей в семье, их имеющей, — 1,6. Многодетных семей (имеющих трех детей и более, а в ряде территорий пять детей и более) в стране насчитывается чуть более трех миллионов, причем большинство из них имеют 3-4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего доли процента.
Доклад «Методы и приемы семейного воспитания в современной ...
... семье; фанатизм в любых его проявлениях; безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых. Слайд 7 Рассмотрим методы и приемы семейного воспитания. Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, ... ласки и теплоты. 2) Воспитание по типу кумира семьи. Выполняются все требования и малейшие капризы ребенка, жизнь семьи крутиться только вокруг его ...
Существует также типология социального риска, т. е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.
1.2 Социальные проблемы современной семьи
Можно сказать, что комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье. В сущности, все ее прежние функции сегодня могут быть осуществлены вне семьи. В связи с этим возникает вопрос, что же такое семья — исторический пережиток, который существует только в силу приверженности людей бытовым традициям, или фундаментальный социальный институт, вне рамок которого существование человека невозможно?
Этот теоретический вопрос актуализируется все более усиливающейся нестабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые лишь отчасти обусловлены социально-экономическими трудностями, переживаемыми нашей страной (в экономически благополучных странах, не испытавших такого резкого падения уровня жизни своего населения, наблюдаются аналогичные трудности в функционировании).
Нестабильность семейного образа жизни выражается прежде всего в возрастании числа разводов. Их уровень принято измерять как в абсолютных величинах, так и в относительных показателях, причем если первые могут зависеть от количества населения вообщe и брачного возраста в частности, то последние дают объективную картину, пригодную для сравнения. Количество разводов в год на 1000 жителей нашей страны в последние годы достигло приблизительно 6,3 — это один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в северных и восточных регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков.
Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практически каждая страна, вступающая в индустриальную эпоху, переживает так называемый первый демографический переход от нерегулируемой к регулируемой рождаемости. Такой переход совершается очень быстро, практически на продолжении жизни одного поколения, и все попытки помешать этому в виде юридических или религиозных санкций оказываются тщетными. Практика свидетельствует, что в случае запрета легальных современных методов контроля над рождаемостью зачастую прибегают к нелегальным, архаическим способам, более рискованным и вредным для здоровья женщины.[725]
В настоящее время в большинстве развитых стран наблюдается второй демографический переход от малодетной к преимущественно однодетной семье. Это вызвано не экономическими, а в первую очередь социальными причинами, так как все прежние внешние побуждения к многодетности (предоставление льгот, квартир и т. д.) отошли в прошлое. Имея одного ребенка, родители осознают необходимость вложить в него максимум средств и сил — это в обязательном порядке расходы на обеспечение ему здоровья, приемлемого и комфортного уровня жизни, запаса впечатлений, приобретение вещей, социально необходимых для детей или подростков.
Психология семьи и семейных отношений
... Теоретической основой психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии. Система научных знаний, добытая в различных сферах психологического исследования, опыт практики оказания психологической помощи семье и семейного консультирования ...
Особенно велики расходы на достижение необходимого уровня образования.
Предпринимаются усилия для разработки теоретического обоснования мер, которые могли бы вызвать увеличение рождаемости, а также для осуществления пронатальной (направленной на увеличение рождаемости) семейной политики. Все попытки такого рода до сих пор были безуспешными.[726]
На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества внебрачных детей — сегодня родители почти каждого пятого ребенка в нашей стране не состоят в зарегистрированном браке. Отчасти это можно объяснить ослаблением моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям, иногда это можно рассматривать как индикатор распространения фактических брачных отношений.
В наших условиях такое явление можно также интерпретировать как стремление минимизировать семью в условиях кризиса: мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порой официально признают себя отцами и более или менее длительное время оказывают материальную помощь ребенку и его матери. Нередко женщины, рожающие вне брака, принадлежат к социально ущемленным слоям населения: рабочие-мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семьи безработных.
Наконец, еще один признак нестабильности семейного образа жизни — убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни. В настоящее время появляется (прежде всего в наиболее развитых странах мира) значительное количество людей, которые находят удовольствие в таком образе жизни. Складывается специальный рынок для их обслуживания: исследования показывают, что одинокие люди могут тратить на собственное развлечение гораздо большие суммы денег, чем люди, имеющие семью. Подобное существование, допуская возможность наличия устойчивых эмоциональных союзов двух одиночек, решительно исключает только один компонент семейной жизни — наличие детей.
Анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. Объективные тенденции развития семьи влияют на разработку, утверждение и проведение в жизнь семейной политики государства, что включает в себя чрезвычайно масштабный и дорогостоящий комплекс мероприятий. Ошибочные решения в такой сфеpe могут вызвать отрицательные последствия.
Неправильная ориентация социальной работы может быть причиной постановки нереалистичных целей, выбора неэффективных технологий и методик. Поэтому анализ социальной действительности и выбор стратегий, адекватных объективному положению дел, имеют прямое отношение к содержанию и организации социальной работы.
Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом.
Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отойдут на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений займут первое место.
Социальные сети в работе СМИ
... проектов в сети в качестве средств массовой информации. Объектом исследования в работе выступает развитие СМИ с применением социальных сетей. Предмет исследования - форма и содержание социальных сетей в работе на современном этапе развития. Источниковой базой при написании курсовой работы ...
Среди них — проблема семейной (домашней) жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями, усугубляясь под влиянием общей психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования, на наиболее слабых и беззащитных (в семье это женщины и дети).
Она объясняется также традициями, существовавшими ранее, низкой компетентностью в регулировании своих психологических состояний, отсутствием навыков альтернативного снятия отрицательных эмоций.
Однако существует и некоторая личностная предрасположенность к семейному насилию и к тому, чтобы быть жертвой насилия: замечено, что женщины, избиваемые мужьями в первом браке, нередко подвергаются жестокому обращению и во втором браке. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет неэффективной.
Таким образом, в современной семье существуют социальные проблемы, поэтому анализ социальной действительности и выбор стратегий имеют прямое отношение к содержанию и организации социальной работы.
Глава 2. Особенности технологии социальной работы с семьей
2.1 Виды и формы социальной помощи семьям
Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т. д. — используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых — сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейcя в поддержке, можно разделить на экстренные, т. е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.
Остановимся на видах экстренной помощи при наличии внутрисемейной жестокости. Такого рода отношения обычно скрыты от окружающих, но объективные (и довольно сложные в методическом отношении) исследования свидетельствуют о их достаточно большой распространенности (по данным американских исследователей, они характерны не менее чем для 15% всех семей).
В нашей стране научный интерес к этой проблеме только пробуждается, однако отдельные данные (бытовые убийства и зарегистрированные преступления, свидетельства медиков, педагогов, социальных работников и сотрудников правоохранительных органов) доказывают его возрастание.
Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию — это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями — например, запрет общаться с друзьянми или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье. современный семья социальный защита
Алкоголизм детей как социально-педагогическая проблема
... задач социальной работы относится профилактика детского алкоголизма. Проблема исследования связана с изучением истории, причин, особенностей детского алкоголизма, обоснованием на этой основе путей и методов профилактики. Актуальность проблемы обуславливает выбор темы: «Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема». Объект: проблема детского алкоголизма ...
Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни.
Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье — одна из важнейших задач социального работника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению, запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит, в силу непонимания, малолетства, интеллектуально-психических ограничений или по иным объективным причинам. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. В некоторых случаях свидетельств жестокого обращения (синяков, царапин и др.) не остается или они быстро исчезают. Поэтому следует знать прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой (от систематического переедания до полной потери аппетита), беспокойный сон, ночное недержание мочи. Кроме того, могут присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх ребенка перед каким-то конкретным членом семьи, явное нежелание оставаться с ним наедине.[727]
Иногда родители не разрешают ребенку посещать школу, а дети, посещающие школу, почти не участвуют в школьных делах, у них мало или совсем нет друзей, они отстают в развитии, плохо учатся. Ребенок не доверяет взрослым, он может попытаться убежать из дома, совершить самоубийство. Кроме того, следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния в белки глаз, следы крови или спермы на одежде могут свидетельствовать о жестоком обращении с ребенком в семье.
Совокупность таких признаков должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило, есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения в учреждение социальной реабилитации — это находится в компетенции местных органов опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению к детям, некорригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.
К технологиям, используемым в случаях семейной жестокости, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям (за рубежом существуют приюты и для мужчин, подвергающихся жестокому обращению в семье) переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, ибо неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.
По социальной психологии «Социально-психологическая помощь ...
... регулирования социального взаимодействия, применяемые в социальной работе, также принято делить на индивидуальные и групповые. Существуют различные технологии психосоциальной работы детьми и их семьями. Наиболее ... помощи детям и их семьям Рассмотреть особенности развития и основные потребности младенцев и детей раннего возраста Рассмотреть принципы организации психосоциальной помощи младенцам, детям ...
Так, работа с «трудными» детьми и подростками предусматривает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. На оснoвe полученных данных составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возможным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей).
Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу. Нередко такая деsгтельность содержит и собственно социальные компоненты — например, оказаниe помощи в трудоустройстве родителей, улучшении жилищных условий (что, безусловно, при всей своей важности зависит прежде всего от социально-экономической ситуации в стране и в конкретном населенном пункте).
При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребления алкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личностного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а, наоборот, к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением — это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффективна, ибо после реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, длительно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям.
Социальная работа с детьми инвалидами
... (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка ) у ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья. Их четыре ... сложности при диагностике заболеваний и работе с такими детьми и требует от специалистов хорошей ... детей требует, в основном, вмешательства специалистов в области педагогики и абилитации (соответственно педагогов и социальных работников) в тесном контакте с семьей. ...
Поэтому работа с такой семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы; введение клиента в объединения или клубы лиц — приверженцев безалкогольного образа жизни или создание такого объединения. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, — движение «Анонимные алкоголики», а также программы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные наркоманы» и др.[728]
Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейнтх и брачных установок. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названных причин. Следует отметить, что внешние затруднения — материально-экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т. д., — как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психостеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться невыявленным довольно долго, однако в переломные, узловые моменты развития семейной жизни или под влиянием внешних трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения.
Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервыо, групповой психотерапии или игровой терапии.
Надо сказать, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение.
Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и признать необходимость изменения их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных нежелательных стереотипов. Следует подчеркнуть, что существующие методики манипулятивного воздействия на личность, не желающую привлечь свои собственные трансформационные возможности, не продуктивны.
Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, создает собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств — осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желанной стабилизации семьи.
К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большой долей вероятности предсказать неблагоприятный прогноз будущего семейного союза еще до его заключения. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем — это прежде вceгo дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.[729]
2.2 Социальная защита семей в регионах России
Экономические и социальные реформы периода перестройки, предпринятые для модернизации российского общества, привели к его глубокой трансформации. Вследствие ускорения процесса имущественной дифференциации, чрезмерной популяции доходов резко обозначилось социальное расслоение в обществе. В этих условиях возникла острая необходимость усиления социальной направленности политики государства.
Актуальность темы обусловлена тем, что социальная политика Республики Бурятия является наиболее значимой сферой интересов современного общества Бурятии и важнейшей частью деятельности современного государства.
Социальная политика в современном мире осуществляется различными субъектами и прежде всего государством. Государство является одним из политических институтов как исторически сложившихся устойчивых форм организации совместной жизнедеятельности людей.
Социальная политика тесно взаимосвязана с социальной защитой населения, предусматривающей систему законодательных, экономических, социальных, социально-психологических гарантий населению и обеспечивающей социальную справедливость различным его категориям с учетом их социального положения и социально-психологических свойств.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, неизбежно сопровождаются острейшими проблемами, касающимися жизнедеятельности семьи, т. к. семья функционирует в социуме, чутко реагируя на его изменения. Коренные реформы привели к неоднозначным переменам не только в экономической сфере, но состоялась и болезненная смена нравственных ориентиров и сложившихся этических норм — падение авторитета семьи как важного социального института, снижение уникальной роли семьи в социализации детей. Сегодня ставится задача построения субсидиарного государства, которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, которое общество не может сделать этого самостоятельно.
Статистика констатирует, что семьи с несовершеннолетними детьми являются наименее обеспеченной частью населения России. Доходы ниже, пособия индексируются в меньшей степени, чем пенсии и стипендии.
Из-за роста родительской платы и сокращения числа мест, из года в год все меньше детей посещают дошкольные учреждения. Плата выросла, и по этой причине сократилось число детей, занимающихся в секциях, художественных студиях. Для большинства семей стали менее доступными услуги здравоохранения, лекарства, медикаменты. Все больше семей не могут позволить себе пользоваться учреждениями отдыха и культуры, организовать семейный летний отдых, отправить детей в лагеря. Сократилось число посещений театров, кино, концертов, музеев, библиотек. Отрасли социальной сферы постепенно снижают объемы предоставляемых услуг, которые становятся все менее доступными из-за их платности и роста цен. В связи с этим остро встает вопрос о социальной защите семей, имеющих детей, вопрос о разработке новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению не только материальной помощи, но и других видов социальных услуг.[730]
Социальная защита семей на современном этапе состоит в том, чтобы оказывать помощь семье в ее усилиях преодолеть индивидуальную кризисную ситуацию, а следовательно, и кризисную ситуацию в обществе, обеспечить достижение таких целей, как укрепление семьи, повышение рождаемости и снижение смертности.
В период неустойчивого положения в экономике, падения жизненного уровня населения особое внимание государства выделяет социально-экономической поддержке семей, имеющим детей. С этой целью в Российской Федерации создается Государственная служба социальной помощи семье, разрабатываются федеральные программы социальной защиты семьи. женщин и детей. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства обеспечивается Конституцией РФ (ст.7) и другими законодательными и нормативными актами по вопросам семейной политики.
Все большее значение приобретает социальная защита семьи как фундаментального социального института, обеспечивающего своим членам экономическую, социальную, физическую безопасность, условия для социализации и воспитании детей, заботу о малолетних, престарелых и больных. Оказанием такой помощи и поддержки занимаются разные государственные структуры в РБ; кризисные центры, ОСЗН, телефон доверия, центр планирования семьи, дом престарелых, детские дома и т. п.
Системный подход к решению проблем семьи на начальном этапе необходим. Мы предлагаем создать такое объединение — Координационный совет по проблеме семьи. Посредством инновационной формы — Координационного совета — попробуем расширить возможности оказания своевременной помощи семьям с помощью следующих направлений: социально-экономического, юридического, медико-психологического.
Социально-экономическое:[731]
- содействие, организация мероприятий по привлечению средств на защиту и помощь нуждающимся семьям;
- поддержка семьи в решении проблем обслуживания реализации собственных возможностей по преодолению сложной экономической ситуации в семье.
Юридическое:
- консультирование по правовым вопросам ( жилищные, семейно-брачное, трудовое, гражданское, пенсионное законодательство.)
Медико-психологическое:
- отлаживание систем взаимодействия деятельности медико-социальных служб со смежными вневедомственными организациями.
- повышение роли физической культуры как общественного явления в социальной защите семьи.
Деятельность Координационного совета должна способствовать работе других социальных структур, содействовать улучшению положения семьи в социально экономических условиях жизни, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных взаимоотношений с требованиями внесемейных институтов к институту семьи.
Рассмотрим Республику Бурятия. Как известно, уже в течение семи лет годовые числа рождений в России меньше годовых чисел смертей, естественный прирост сменился естественной убылью населения. Те же тенденции наблюдаются и в Республике Бурятия. Так, по данным Росстата Республики Бурятия за 2004 год число рождений составило 11,5, число смертей — 12,7, естественный прирост был зарегистрирован с отрицательным коэффициентом — ( — 1,5).
По данным проведенного исследования из 50 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет имеют одного ребенка — 64%. Хотели бы иметь двоих детей — 84%, но при условии, что для их появления будут созданы все необходимые условия. Но в современном обществе реальных предпосылок, стимулирующих молодые семьи к рождению и воспитанию детей. Молодежный тип семьи ( супружеская пара с ребенком) становится преобладающим.
Не менее остро звучит вопрос о наличии жилья у молодых семей. По данным исследования в отдельной квартире живут лишь 10% семей, в отдельной комнате в квартире родителей — 62% респондентов, 20% опрошенных снимают комнату в общежитии, снимать самостоятельно квартиру приходится лишь 8% молодых семей.[732]
Жить совместно с родителями одного из супругов желают 36% опрошенных, но они отмечали, что со временем хотели бы жить отдельно. Стоит заметить, что молодые семьи охотно пользуются помощью родителей — материальной, денежной, в воспитании детей. Немаловажное значение имеют источники доходов молодой семьи. Правильный выбор будущей профессии и трудоустройство послужит минимальным гарантом стабильности каждого члена семьи, в том числе и детей.
Для эффективного решения проблем молодой семьи в Республике Бурятия было создано несколько социальных служб. В г. Улан-Удэ на базе Центра помощи семье и детям пос. Загорск работает клуб общения. Специалистами клуба была разработана программа, включающая в себя пропаганду здорового образа жизни. В основе ее лежит 11 практических занятий по оздоровлению организма. На базе фонда “Байкальские надежды” функционирует Школа молодых семей. Основной ее целью является формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию своей семьи, ответственному поведению, обучению навыкам взаимопонимания и общения, принятию осознанных решений.
Государством была разработана система поддержки молодых семей, включавшая в себя строительство молодежных жилищных комплексов, внеочередное получение квартир, предоставление беспроцентных ссуд и кредитов”.
Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, физической культуре и спорту разработал подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей Республики Бурятия на 2003 — 2010 годы» Республиканской целевой программы «Молодежь Бурятии». Цель программы — создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Республике Бурятия.[733]
Задачи:
- разработка механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья;
- создание правовой основы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья;
- формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей жильем;
- оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям, привлекающим к решению этой проблемы существенные ресурсы на местном уровне, путем консолидации бюджетных средств и собственных средств молодых семей-участников Подпрограммы;
- пропаганда новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанного с укреплением семейных отношений и многодетностью;
- обеспечение государственной поддержки инициативы молодых семей по улучшению своих жилищных условий
1 апреля 2004 года на совещании у Первого заместителя Председателя Правительства было принято решение считать муниципальную целевую программу «Обеспечение жильем молодых специалистов в г. Улан-Удэ (2002-2010гг.)» подпрограммой республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых специалистов Республики Бурятия (2002 — 2004гг.)».[734]
Решением Республиканской комиссии по выделению государственной безвозмездной жилищной субсидии молодым специалистам от 17 декабря 2003 года в рамках данной Программы были утверждены 6 молодых специалистов. Подписаны 5 четырехсторонних договоров между мэрией города Улан-Удэ, Госкомитетом, МУП «Улан-Удэстройзаказчик» и молодыми специалистами г. Улан-Удэ. В данном договоре указан механизм работы по Программе.
24 — 25 марта 2005 года прошел республиканский семинар территориальных органов социальной защиты населения по теме «Проблемы и перспективы социальной работы с семьями, женщинами и детьми в Республике Бурятия» и Межведомственное совещание по выполнению постановления Правительства Республики Бурятия от 05.02.2002г. № 37 “О Плане действий Правительства Республики Бурятия по повышению роли и общественного статуса женщин в социальном и экономическом развитии Республики Бурятия на 2002-2005 годы”.
В семинаре приняли участие министерства образования, здраоохранения, внутренних дел, преподаватели БГУ ВСГТУ, общественные организации, а также реском профсоюзов РБ, были подведены итоги работы отделов социльной защиты населения по работе с семьей и детьми, проблемы и перспективы социальной работы с семьями и детьми, роль и статус женщины в современном мире и положение в республике.[735]
Проводимая в современной Бурятии социальная политика строится по принципу, когда государство, признавая климат рыночных отношений лишь дополняет и корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и оказания специальной помощи наиболее уязвимой категории населения.
Очень ярким и показательным индикатором процесса институционализации социальной политики на региональном уровне выступает законодательство субъектов Федерации по вопросам социальной защиты. В первую очередь законодательная активность представительных органов субъектов Федерации выражается в утверждении мер адресной социальной помощи населению (его наименее защищенные категории).
В Республике Бурятия Закон “Об адресной социальной помощи в РБ” был принят 25 декабря 1997 года. Вскоре действие его было приостановлено решением Конституционного суда РБ. По мнению специалистов в области социальной защиты РБ данный закон был эффективен, но требовал дополнительной доработки. Доработка и быстрое принятие Закона РБ “Об адресной социальной помощи в РБ” повысит эффективность социальной защиты населения, является основным механизмом регулирования социальных проблем населения Республики Бурятия.
Таким образом, социальная политика субъектов Российской Федерации по своей структуре и содержанию сочетает в себе общегосударственное начало и региональные особенности. Компетенция краев и областей достаточно широка, однако не безгранична: она лимитирована не только рамками Конституции и общефедерального законодательства, но и ограниченными ресурсными возможностями территорий.
Заключение
Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-педагогической) работы.
На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию — первичной базисной социализации личности ребенка — в силу разного рода причин или социальных дефицитов структурные, деформация взаимоотношений в подсистемах её, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т. д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в её функционирование, т. е. внести изменения. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, неизбежно сопровождаются острейшими проблемами, касающимися жизнедеятельности семьи, т. к. семья функционирует в социуме, чутко реагируя на его изменения.
Анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. Объективные тенденции развития семьи влияют на разработку, утверждение и проведение в жизнь семейной политики государства, что включает в себя чрезвычайно масштабный и дорогостоящий комплекс мероприятий. Ошибочные решения в такой сфеpe могут вызвать отрицательные последствия.
Неправильная ориентация социальной работы может быть причиной постановки нереалистичных целей, выбора неэффективных технологий и методик. Поэтому анализ социальной действительности и выбор стратегий, адекватных объективному положению дел, имеют прямое отношение к содержанию и организации социальной работы.
Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т. д. — используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых — сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейcя в поддержке, можно разделить на экстренные, т. е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.
Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществления этого процесса определяется её воспитательным потенциалом.
Выполняя функции первичной социализации личности, она выступает в роил субъекта этого процесса и должна пониматься как сложная социальная система, состоящая из отдельных компонентов. Понимание семьи в качестве системы, как показало исследование, способствует повышению её воспитательного потенциала.
Социальная защита семей на современном этапе состоит в том, чтобы оказывать помощь семье в ее усилиях преодолеть индивидуальную кризисную ситуацию, а следовательно, и кризисную ситуацию в обществе, обеспечить достижение таких целей, как укрепление семьи, повышение рождаемости и снижение смертности.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/sotsialnaya-zaschita-semi-2/
4. Закон РБ “Об адресной социальной помощи в РБ” от 25 декабря 1997.
5. Постановление Правительства Республики Бурятия от 05.02.2002г. № 37 “О Плане действий Правительства Республики Бурятия по повышению роли и общественного статуса женщин в социальном и экономическом развитии Республики Бурятия на 2002-2005 годы».
6. Паспорт подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Республики Бурятия на 2003 — 2010 годы» Республиканской целевой программы «Молодежь Бурятии».
7. Сводный отчет по реализации подпрограмм «Обеспечение жильем молодых специалистов Республики Бурятии» и «Обеспечение жильем молодых семей Республики Бурятия» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003 -2010 годы в 2004 году.
8. Материалы республиканского семинара «Проблемы и перспективы социальной работы с семьями, женщинами и детьми в Республике Бурятия» от 25 марта 2005 г.
9. Борисов В. А, Синельников А. Б. Семья и демографические тенденции. Сер.: Социальная помощь семье и детям. Вып. 2. — М.: НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, 2000.
10. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковского. — М.: Прогресс, 1988.
11. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1991.-157с.
12. Дармодехин С. В. Государственная семейная политика: проблемы научной разработки. — М., 1995.
13. Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. — М., 2000.
14. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 2000.-208с.
15. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999.
16. Нормативно-правовые основы социального обслуживания семьи, женщин и детей: Сборник материалов и нормативных документов. — М.: Институт социальной работы, 1997.
17. Психология современной семьи. Ковалев С. В. — М.: Просвещение, 1988г.
18. Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. — М.: Мол. Гвардия, 2003.
19. Российское семейное право: Учебник /Под ред. А. В. Рисенцева. -М., 2002.