Социальная ситуация развития ребёнка в младшем школьном возрасте

Беркетова Н.Е.

Проверила

кандидат педагогических наук

профессор

Юстус Ирина Викторовна

Ульяновск 2010 г/

Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребёнка и тех отношений, которые устанавливаются у ребёнка с социальной средой.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6-7 до 10-11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребёнка — его поступлением в школу.

В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов).

В основе такой перестройки (её ещё называют вторым физиологическим кризом) лежит отчётливый эндокринный сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Хотя физиологическая сущность этого криза ещё не полностью определена, по мнению ряда учёных примерно в возрасте 7 лет прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желёз внутренней секреции, например, гипофиза и коры надпочечников, что даст старт выработке таких половых гормонов, как андрогены и эстрогены. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов.

В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.

К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга. Что создаёт основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного поведения. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, всвязи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме).

Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в группе посещения продленного дня, а так же при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.

10 стр., 4589 слов

Основные закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста

... Фигуриным и др. Полученные результаты исследований развития и воспитания детей раннего возраста позволили впервые создать научно обоснованную систему развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. В ... нервной системы. До 2 лет ребенок может не спать около 5 часов. Он легче приспосабливается к новым условиям. Существенное значение для физического развития ребенка приобретают движения. ...

Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребёнка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля).

Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения счёта), что позволяет ребёнку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания.

С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребёнок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ни и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребёнка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственны эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего.

С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребёнка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении.

Поступление школу — это такое событие в жизни ребёнка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания «ХОЧУ» и мотив долженствования «НАДО». Если мотив желания всегда исходит от самого ребёнка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми. Как дети могут разрешить этот конфликт между «хочу» и «надо», какие пути выхода из ситуации могут избрать? По логике, которая не раз использовалась в русских сказках, этих путей может быть по крайней мере четыре: вперёд, назад, налево, направо.

2 стр., 558 слов

Франкфуртская школа: становление, развитие, методологические принципы и т.д

... жизни Франкфуртской школы занимало отношение к марксизму. Отрицая справедливость и достаточную обоснованность идей марксизма в отношении капитализма и замены сто социализмом, представители Франкфуртской школы ... социологии культуры, искусства (Адорно), коммуникаций (Хабермас), движений леворадикального толка (Маркузе). Представители данной школы ... и существует за счёт распространения ложного сознания ...

Первый путь, «надо», — это прямая дорога «вперёд» во взрослую жизнь с её нормами, требованиями, обязательствами.

Второй путь, «хочу», — своеобразное отступление «назад», защитная регрессия к ранним детским формам поведения.

Третий путь, «налево», используют так называемые «рациональные» дети, которые всеми силами стараются преобразовать школьную ситуацию таким образом, чтобы в ней вместо взрослых «надо» хозяйничали детские «хочу». Такие дети открыто сомневаются в самом содержании взрослых норм и требований, вечно что-то предлагают, изменяют исходные правила, протестуют и быстро выключаются из работы, если за ними не пошли и их не послушались. Эти дети достаточно неудобны взрослым, так как всегда имеют своё мнение и склонны противоречить взрослым (конфликтовать).

Четвёртый путь, «направо», самый интересный. Ребёнок, выбирающий этот путь, всеми силами стремится соответствовать всем тем «надо», которые следуют из конкретной ситуации. Но его не совсем удовлетворяет то, как у него это получается. В результате он уходит в себя и очень глубоко всё переживает. У него возникают яркие эмоционально окрашенные состояния. Его раздирают противоречия между самыми разными стремлениями, желаниями и хотениями. Ребёнок не может принять себя в ситуации и поэтому более или менее осознанно стремится преобразовать не внешний, а свой внутренний психический мир, хоть как — то снять внутреннее напряжение и дискомфорт, т. е. защититься с помощью психологических механизмов. И здесь что-то у него получается, а что-то нет. И если какие-то переживания останутся плохо осознанными и неотреагированными, они могут превратиться в психологические комплексы, которые мы часто наблюдаем у взрослых людей.

Какую бы стратегию ни избрал ребёнок, неспособность соответствовать новым нормам и требованиям взрослых неизбежно заставляет его сомневаться и переживать. Поступивший в школу ребёнок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки.

Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребёнка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживается сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых.

Всё больше растёт зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода: что его посчитают смешным, трусом, обманщиком или слабовольным. Если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми.

5 стр., 2244 слов

Формы общения детей дошкольного возраста со взрослыми

... время возникновения данной формы общения; место, которое она занимает в жизни ребенка; главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения; ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми; основные средства общения, с помощью ...

В большинстве случаев ребёнок приспосабливает себя к жизненной ситуации, и в этом ему помогают разнообразные формы защитного поведения. В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребёнок продолжает развивать рефлексию на сея и других. При этом, добиваясь успеха или терпя поражение, он может попасть «в капкан сопутствующих негативных образований», испытывая чувство превосходства над другими или зависть. В то же время развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить принятые позитивные формы общения.

Таким образом, поступление в школу ведёт не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребёнок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он — ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребёнку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние требования к самому себе.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода сокращается. Образное мышление всё меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия. И «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видам мышления. Важное условие для формирования теоретического мышления — формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависят от того, как и чему учат ребёнка, т.е. от типа обучения. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6).

Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и дошкольном возрасте, наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства — в основном цвет, форма и величина.

Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста. При соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно. Произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах. Когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приёмов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и т.д.).

33 стр., 16451 слов

Готовность ребёнка к школьному обучению

... школьному обучению у детей. Предложить свой вариант построения работы с родителями первоклассников, имеющих недостаточный уровень готовности к школе. II . Теоретическая часть. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Понятие ...

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Важной особенностью личности младшего школьника является мотивационная сфера. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких оценок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Различают внутренние и внешние мотивы. К внутренним мотивам относятся познавательные мотивы и социальные. Познавательные мотивы — те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания, стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний. Социальные мотивы — мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью, стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха и престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

Внешние мотивы — учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое считается новообразованием данного возраста. Учебная деятельность — основная для младшего школьника. И если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующее пояснение).

15 стр., 7192 слов

Психологическая помощь подросткам в формировании познавательных мотивов

... основы развития познавательных мотивов у подростков; . Выявить специфику психологической помощи развития познавательных мотивов у подростков; . Определить психолого- ... стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на "положительном подкреплении"). Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении ученика ...

Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

В младшем школьном возрасте различают группы риска:

1.Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков такое состояние встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность — целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимание на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.

2.10% детей — леворукие. У таких детей снижена способность зрительно-двигательных координаций. Плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении «право» и «лево». Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма. Такого ребенка рекомендуется сажать у окна, слева за партой.

3. Нарушение эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые. Причиной тому могут быть особенности семейного воспитания, тип темперамента, отношения учителя.

В данной работе были раскрыты физиологические особенности восприятия информации и взаимодействие с другими индивидуумами. Рассмотрены несколько вариантов адаптаций детей младшего школьного возраста, группы риска (гиперактивные, дети с эмоционально неустойчивой психикой, дети-«левши»), а так же мотивы поведения.

гиперактивные эмоциональные психика левша

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/sotsialnaya-situatsiya-razvitiya-v-mladshem-shkolnom-vozraste/

1. Абрамова Г.С. «Возрастная психология»

2. Петровский А.В. «Возрастная и педагогическая психология»

3. Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочетво»