Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его развития

Содержание скрыть

Кризис – проблема, тревога,

«свежий» взгляд на старые задачи

и использование возможностей всех и всего для жизни

Спад — это когда приходится затягивать пояс.

Кризис — когда нет уже и штанов

(заимствованный афоризм)

Проблематикой данной контрольной работы является кризис в рамках социально-экономического развития человечества и его взаимодействие с окружающей средой, а также перспективы дальнейшего устойчивого роста в условиях не только социально-экономических кризисов планетарного масштаба, но и надвигающегося глобального экологического кризиса. Острейшую актуальность данной темы отражает действующий мировой финансовый кризис, который, в отличие от предыдущих кризисов затронул каждого жителя планеты.

Финансовый пузырь лопнул — «…король оказался голым…» Идеология сложившейся в мире финансовой системы оказалась не состоятельной. Финансовый кризис перерос в серьезный экономический спад. Однако, этот спад грозит серьезным экономическим кризисом. Усугубление ситуации экономические аналитики предвещают впереди, и обсуждается давно насущный вопрос – социальный кризис. А может все происходящее сегодня в мире и нашей стране и явилось последствием кризиса социального, кризиса в сознании и отношении человека к себе, к жизни, к другим людям, к природе?

Если чуть вникнуть в вопрос, то, что основное есть в финансово-экономических отношениях? Да, прежде всего это отношения, и отношения, построенные именно людьми. Ведь деньги, как средства обмена, возникли изначально для удовлетворения первых жизненных потребностей человека, для его безопасности и упрощения взаимодействия людей в жизни в условиях окружающей среды, взаимодействия с ней, как помощь человеку в условиях расширяющихся связей и коммуникации. И бизнес каждый начинает строить для своей жизни. Busy – это занятость изначально, а изначально нас сюда спустили для жизни на Земле, а не в Раю. И жизнь в удовольствие ведь никто не обещал, спуская Адама и Еву на грешную землю. А Содом и Гоморра были разрушены…

Напрашивается вывод первый: человек, люди, все участники процесса под названием жизнь, сами своими действиями или бездействиями привели к той ситуации, из которой мы все сейчас ищем выхода.

Кризис ведь возникает не сам по себе и не где-то в природе, он возникает в психике человеке, в его сознании, в результате каких-то тяжелых для переживания событий. «Неэкологичные» условия жизни тоже могут привести рано или поздно к кризису. К кризисной ситуации человек может подвести и себя, и других, и планету, отвечающую нам землетрясениями, вулканами, цунами, торнадо и т.д. Землетрясение в Италии, наводнение в Турции – это кризис планеты, а переживают сейчас эту кризисную ситуацию много людей… Сегодняшний кризис – это кризис человеческого Эго. Это кризис принятых социально-экономических отношений, и вовлечено в этот кризис все человечество.

30 стр., 14914 слов

Федеральные целевые программы как способ решения социально-экономических проблем

... влияющих на производственные, экономические и социальные процессы в пределах компетенции федеральных и региональных властей. Целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального, научно-технического развития, формой экономической деятельности, способом концентрации ...

Финансовый кризис явился для многих предсказуемым событием. Это было равносильно сорвавшемуся с орбиты достаточно увесистому шарику, сильно раскрученному на тонкой нити. Шарик азартной игры на большие деньги и жажду удовольствий, растущих удовольствий, как растет изо дня в день доза алкоголика и наркомана. Вот этот сорвавшийся с «тотализатора» шарик в своем стремительном полете цепляет сейчас и бьет всех вовлеченных в эту «монопольку», — и банкиров, и производителей, и потребителей. На память приходит детская игра в раскручивании на пальце какого-нибудь весомого предмета, наподобие шарика… И как вам было находиться рядом, когда скорость вращения увеличивалась, и каждый с опаской прикрывал свой лоб? Тоже могли быть кризисные ситуации для кого-то из участников этой игры… или других людей, находящихся в округе. Только кто об этом думает в момент всепоглощающего азарта и жажды удовольствий!? Думают потом, когда надо искать средства для «зализывания» ран….

Вывод второй: все растущая потребность в удовольствиях, утилитарное отношение к жизни, приводит человека рано или поздно к кризису в жизни.

Но предлагается рассмотреть историю с самого начала….

История взаимоотношений общества и природы

Между природной средой и обществом существуют сложные взаимодействия, обмен веществами и энергией. Взаимоотношения общества и природы – воздействие человеческого общества (антропогенных факторов) на природу и природы (природных факторов) на здоровье и хозяйственную деятельность человека.

С одной стороны, человек воздействует на природу со все возрастающей силой, а с другой – природа по-прежнему воздействует на человека. Окружающая человека природная среда влияла и влияет на формирование биологического вида Homo sapiens рас и этносов. Территориальное расселение людей, их материальная деятельность, размещение производственных сил зависит от количества, качества и местоположения природных ресурсов.

Основные исторические этапы взаимоотношения общества и природы, экологические кризисы и революции в истории человечества представлены в Приложениях №1, №2.

первого экологического кризиса (кризиса консументов)

кризиса примитивного земледелия

кризис продуцентов

кризиса редуцентов

Термодинамический кризис

Еще одним экологическим кризисом является снижение надежности экологических систем, в частности в результате снижения разнообразия экологических систем, разрушения озонового слоя и т.д.

Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения

КРИЗИС (греч. krisis — решение, поворотный пункт) — суд, перелом, переворот, пора переходного состояния, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Кризис в китайском языке записывается двумя иероглифами: «Вэй»: «опасность» и «страх», и «цзи»: «возможность». Кризис проявляет скрытые конфликты и диспропорции. Яркий пример кризиса — революция. Может рассматриваться как феномен (нечто непознаваемое), экономический фактор (условие деятельности), политическая, социологическая и экономическая категория.

13 стр., 6117 слов

Безработица как социально-экономическое явление

... безработицы Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как ... безработица). Все эти причины так или иначе вызывают безработицу или способствует её дальнейшему развитию. Неконтролируемое развитие этого явления ... безработица существует постоянно и без нее невозможно нормальное функционирование ... сила. В периоды кризиса она вновь ...

В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом существовали даже такие теоретические положения, что при социализме нет кризисов, есть только «трудности роста». Многие годы в нашей стране само это понятие было, скорее, идеологическим, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства.

Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование

Развитие — это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы (организации).

Эту связь можно видеть в ее характеристиках и показателях (Приложение №3, рис. 1.1).

Например, функционирование социально-экономической системы характеризует обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. При этом функционирование социально-экономической системы возможно лишь при определенном соответствии этих признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соответствовать интересам и потребностям человека. Все это условия функционирования.

Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы или создающего принципиально новые условия для этого. Фактом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности. При этом, конечно, меняются и условия функционирования социально-экономической системы.

Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, что и отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления.

17 стр., 8175 слов

Социально-психологические проблемы управления персоналом

... методы управления классифицируются на группы: Административные. Организационные (если объединяют эти две группы в одну, то тогда их называют организационно-административными или организационно-распорядительными). Экономические Социальные Социально-психологические. Психологические Социальные и социально ...

Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы необязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, но их наступление вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой социально-экономической системы.

Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования (помещение, климатическая среда, технологическая культура и пр.).

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде (Приложение №4, рис. 1.2).

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные , связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные , отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними . Первые

связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые — с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то

обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии социально-экономической системы бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности (Приложение №5, рис. 1.3).

Во многих случаях спасает энтузиазм. Но энтузиазм не может давать продолжительного эффекта, хотя исключать его из программ антикризисного управления не следует. При этом надо понимать, что и энтузиазм бывает различным по своим истокам, национальным особенностям, традициям культуры и т.д. Если энтузиазм используется для прикрытия грубых ошибок или корыстных целей, он не способствует снятию кризисного напряжения.

8 стр., 3524 слов

Отечественные педагоги и психологи о детской игре: её происхождении, ...

... как партнера ребенка по игре. С развитием самосознания, происходящим в период второго возрастного кризиса, ребенок подходит к ... понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка, ... Сеченов говорит о прирожденном свойстве нервно-психической организации человека -- безотчетном стремлении понимать окружающее. У ребенка это ...

Типология кризисов.

макро- и микро-

Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

Особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса, возможно и такое.

По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.

Экономические кризисы

финансовые кризисы

Социальные кризисы

природные, общественные, экологические

В современных условиях большое значение имеет понимание и

экологических

предсказуемыми (закономерными)

циклический кризис

явные и латентные

Кризисы бывают глубокими и легкими.

Вся совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных.

Человеческий фактор антикризисного управления.

Такое предположение выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все периоды истории свидетельствует об обратном. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником.

Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность кризисов, так и их необходимость. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных в природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастания их в кризисы политические и социально-экономические.

Абсолютное управление динамикой и взаимодействием интересов человека невозможно, потому что в системе его интересов есть и интерес свободы, демократичности управления, самостоятельности и самодеятельности. Именно к этим интересам «привязаны» и многие другие, именно на этих интересах строится эффективное управление.

По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.

Антикризисное развитие — это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.

Глобальные прогностические модели и концепция устойчивого развития

В условиях глобального социально-экономического и экологического кризиса достигнуть необходимого равновесия между экономикой, обществом и окружающей средой возможно лишь при формировании новой экологически безопасной и экономически оптимальной модели развития. Такое моделью признанной мировым, сообществом, является устойчивое развитие.

Понятие устойчивого развития (sustainable development) впервые было упомянуто в международном документе «Всемирная стратегия охраны природы» в 1980 году. Это было логическим продолжением решения экологических вопросов, решения вопросов загрязнения окружающей среды и поиска новых экологичных путей поддержания процесса жизни на нашей планете.

В литературе встречается более 60 определений устойчивого развития. Наиболее распространено из них определение, данное в докладе Брундланд на Конференции ООН, согласно которому устойчивое развитие рассматривается как «модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений». В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между Обществом и Природой.

Концепция устойчивого развития вошла в природоохранный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992), на которой встретились главы и высокопоставленные лица 179 правительств.

Генеральный секретарь конференции М. Стронг, открывая первое его заседание, заявил: «Процессы экономического роста и мощи богатого меньшинства ведут к рискам и дисбалансам, которые в одинаковой мере угрожают и богатым и бедным. Такая модель развития и соответствующий ей характер потребления не являются устойчивыми». Эти своеобразные пророчества нашли свое отражение в социально — экономической действительности общества, которые ознаменовалось финансовыми кризисами 1998, 2000 и 2009 года на фоне ухудшающейся экологической ситуации в мире (циклон «Катрин», который уничтожил огромный мегаполис Новый Орлеан, мощнейшее землетрясение и цунами в Юго-Восточной Азии, которое унесло более 200 тыс. жизней, и т.п. многочисленные катаклизмы и техногенные катастрофы..)

В рамках Глобального экологического форума в Рио-де-Жанейро (1992) были сформулированы следующие основополагающие принципы:

  • люди имеют право на здоровую и полноценную жизнь в гармонии с природой;
  • экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню и самоуничтожению;
  • упор на экологию без экономического развития закрепляет всеобщую нищету и социальную несправедливость;
  • достижение устойчивого развития невозможно в отрыве от защиты окружающей среды;
  • государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем Земли;
  • экологические вопросы должны решаться с участием всех заинтересованных граждан;
  • мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

основные задачи

Глобальное моделирование

  • технологический прогресс желателен и жизненно необходим, но необходимы также социальные, экономические и политические изменения;
  • народонаселение и ресурсы не могут расти бесконечно на конечной планете;
  • нам неизвестна емкость среды, то есть неизвестно, до какой степени физическая среда Земли и системы жизнеобеспечения смогут удовлетворять нужды и потребности будущего роста населения;
  • снижение роста уменьшит вероятность превышения допустимого уровня;
  • природа будущего глобального устройства мира не предопределена;
  • многое зависит от того, как скоро изменятся существующие нежелательные тенденции;
  • цивилизация представляет собой систему, поэтому при приближении к пределу в отношении ресурсов сотрудничество имеет большую ценность, чем конкуренция.

Однако из-за недостаточности информации даже вся сумма глобальных прогностических моделей не дает ответа на главные вопросы, стоящие перед человечеством.

Коэволюция общества и природы.

Многими международными организациями принята следующая формулировка устойчивого развития — «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Как конкретная практическая программа, она зачастую подвергается критике. Критика основывается на необходимости колоссальных финансовых затрата, отсутствии четкой технической программы и достаточно развитых и эффективных технологий, а также единого центра координации всех мероприятий.

экологизации человеческого сознания

В настоящее время в мышлении человека и его практической деятельности происходит смена парадигмы – экономические приоритеты заменяются экологическими. Господствовавший вплоть до конца ХХ столетия экономический императив все чаще заменяется экологическим. Именно от того, сможет ли человечество в ближайшее время добиться разумного сочетания экономических и экологических интересов, зависит его будущее.

антропоцентризм и экоцентризм.

Антропоцентризм основывается на представлениях о «человеческой» исключительности, противопоставления человека природе, ресурсы которой рассматриваются как обслуживающий сырьевой придаток.

Экоцентризм основывается на понимании необходимости коэволюции человека и биосферы. Для экоцентризма характерны такие парадигмы, как ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие прагматического потребительского отношения к природным ресурсам, сбалансированное взаимодействие человека и природы.

Сегодняшняя социально-экономический кризис дает возможность остановиться и трезво взглянуть, провести переоценку ценностей, осознать необходимость перестройки не только социально-экономической архитектуры жизнедеятельности планеты, но и перестроить свое сознание и отношение к окружающему нас миру, для того чтобы найти ответы на острые социально-экономические и экологические вопросы, разработать программу выхода из сложившейся ситуация и немедленно приступить к ее реализации.

Заключение

Что же помогает человеку пережить кризис и жить дальше? Это желание жизни – это возникающая тревога, осознание своей действительности и только затем действия, действия направленные на жизнь, на дальнейшее продолжение и развитие жизни. Жизнь требует жизни. Жизни сегодня, жизни здесь и сейчас, жизни в будущем. Сейчас должно говорить не о кризисе финансовом или экономическом. Должно говорить о кризисе сознания человека, об отношении к жизни, восприятии текущей действительности и о том, что мы обязаны делать для жизни сейчас и для будущей жизни своих детей и внуков. Деньги, золотые слитки, дома-дворцы и бесплодные земли можно оставить в наследство, только для поддержания жизни человеку требуется кушать, дышать и пить, как минимум. И вот здесь хочется, чтобы эти продукты потребления были здоровыми.

Решая социально-экономические и экологические задачи можно обеспечить условия, отвечающие жизнеспособности людей. Жизнеспособности сегодня. Почему сегодня? Потому что, только решая социально-экономические и экологические задачи, обучая людей идеям устойчивого развития жизни и распространяя эти идеи среди всех для передачи идей будущим поколениям, только тогда можно говорить о жизнеспособных условиях в будущем.

С человека все начинается, человеком все может и закончиться. А сам человек существо экологическое — вышел из природы и живет, пока жива природа для жизни.

Список литературы:, Коробкин В.И., Передельский Л.В., Колесников С.И., . Горелов А.А., Маринченко А.В., Ревская Н.Е., Медков В.М., Последствия кризисов: не зная прошлого невозможно предсказать будущее (2009) //, Приложение №1, Экологические кризисы и революции в истории взаимоотношений человеческого общества и природы

(масштаб условный) (Н.Ф. Реймерс, 1990)

Список литературы  1

Глобальный кризис надежности экосистем

Второй антропогенный экологический кризис (продуцентов)

Список литературы  2

Список литературы  3

Кризис примитивного земледелия

Список литературы  4

Приложение №2, Экологические кризисы в развитии биосферы и цивилизаций

(по Н.Ф. Реймерсу, 1992)

Название кризиса

Время

Причины кризиса

Пути выхода из кризиса

1

Предантропогенный (аридизации)

3 млн. лет назад

Наступление засушливого периода (аридизация климата)

Возникновение прямоходящих антропоидов

2

Обеднение ресурсов собирательства и промысла для человека

0-50 тыс. лет назад

Недостаток доступных первобытному человеку ресурсов

Простейшие биотехнические мероприятия типа выжигания растительности для обновления экосистем

3

Перепромысла крупных животных (кризис консументов)

10-50 тыс. лет назад

Уничтожение доступных крупных животных человеком-охотником

Переход к примитивному земледелию, скотоводству

4

Примитивного поливного земледелия

1.5-2 тыс. лет назад

Примитивный полив, сопутствующие ему истощение и засоление почв

Переход к неполивному (богарному) земледелию

5

Недостатка растительных ресурсов и продовольствия (кризис продуцентов)

150-250 тыс. лет назад

Истощительное землепользование, отсталые технологии

Промышленная революция, новые технологии в сельском хозяйстве

6

Глобального загрязнения среды и угрозы истощения ресурсов (кризис редуцентов)

30-50 лет назад по настоящее время

Истощительное природопользование, многоотходные технологии

Энергосберегающие технологии, безотходное производство, поиск экологически приемлемых решений

7

Глобальный термодинамический (теплового загрязнения)

Начался и прогнозируется

Выделение в среду большого количества тепла, особенно из внутренних источников, парниковый эффект

Ограничение использования энергии, предотвращение парникового эффекта, поиск решений

8

Глобального исчерпания надежности экосистем

Первые признаки и прогноз

Нарушение экологического равновесия в масштабах планеты

Приоритет экологических ценностей перед всеми другими, поиски решений

Приложение №3

Приложение  1

Приложение №4

Приложение  2

Приложение №5

Приложение  3

Приложение №6

Приложение  4