Ролевая игра как средство формирования самоконтроля у дошкольников

Контрольная работа

Интерес к данной теме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).

Своевременное развитие самостоятельности и самоконтроля расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь само- стоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т.Н. Филютина)

Совокупный анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить ряд ступеней в становлении самостоятельности, а также характерные особенности проявления самостоятельности детьми в разных видах деятельности и на разных возрастных этапах.

Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личности».

Дальнейшее развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности — (игровой, трудовой, учебной), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

26 стр., 12637 слов

Выпускная :» Воспитание самостоятельности у детей дошкольного ...

... самостоятельности у детей дошкольного возраста. Цель: разработать и апробировать систему работы по воспитанию самостоятельности у детей дошкольного возраста. Гипотеза: проведение целенаправленной работы по формированию самостоятельности с использованием инновационных педагогических технологий является эффективным для развития самостоятельности ...

Самоконтроль детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

I Понятие «Самоконтроль». Формирование навыков самоконтроля у детей старшегодошкольного возраста.

Самоконтро́ль — способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль тесно связан с понятием психической саморегуляции. Самоконтроль является важнейшим элементом в способности человека достигать поставленных целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими навыками человека. Самоконтроль противопоставляется импульсивности — неспособности противостоять сиюминутным желаниям.

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль — один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

Авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия — его хода, или его результата, или того и другого вместе — с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других — образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержания и последовательность его операций. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Они утверждают, что самоконтролю следует обучать специально.

Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной деятельности с дошкольниками. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия. Кроме того, без специального формирования приемов и навыков самоконтроля качество деятельности остается очень низким.

Опыт работы показывает, что развитие самоконтроля в учебной деятельности у дошкольников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Затем, постепенно, благодаря многократным и последовательным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения. Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение дошкольников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности.

31 стр., 15078 слов

«8-марта» было направлено на развитие умения дети осуществлять ...

... формирования у детей 6-7 лет навыков самоконтроля. Гипотеза исследования: формирования у детей 6-7 лет навыков самоконтроля будет эффективным, при следующих психологопедагогических условиях: накопление у детей опыта реализации самоконтроля в продуктивных видах деятельности во всей совокупности действий и операций, выделенных с ...

При определении этого уровня в детском объединении предшкольной подготовки «Мозаика» учитываются следующие критерии:

1) Среднее количество допущенных детьми ошибок при выполнении учебного задания и их частота.

2) Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и своей собственной и частоту их пропуска.

Иногда пользуемся и дополнительными критериями:

1) Среднее количество ошибок, обнаруженных детьми при проверке работы товарища и своей собственной.

2) Оценка в баллах за выполненное задание.

Первый уровень – отсутствие контроля

Часто допускаются ошибки даже при решении хорошо знакомых задач. Дошкольник не умеет исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе педагога, т.к. не способен свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие. Некритически относится к указаниям педагога и исправлению ошибок в своих работах, соглашается с любым исправлением, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное.

Часто ребенок неоднократно повторяет одни и те же ошибки после их исправления педагогом. Он не может объяснить, почему действие нужно совершать именно так, а не иначе. Ошибок, допущенных другими детьми, также не замечает. Обращает внимание лишь на нарушение внешних требований.

Второй уровень- контроль на уровне непроизвольного внимания.

Контроль выполняется неустойчиво и неосознанно. В его основе лежит неосознаваемая или плохо сознаваемая ребенком схема действия, которая зафиксировалась в его непроизвольной памяти за счет многократного выполнения одного и того же действия. Контроль же в форме специального целенаправленного действия по соотнесения выполняемого ребенком процесса решения задачи с усвоенной им схемой действия отсутствует.

Хорошо знакомые действия дошкольник может совершать безошибочно, а если допустит ошибку, может обнаружить ее самостоятельно или по просьбе педагога, однако делает это не систематически. Не может объяснить ни саму ошибку, ни правильный вариант, дает лишь формальные ответы типа: «так неправильно», «так надо».

Что касается новых, недостаточно хорошо усвоенных действий, то ошибки в них допускаются часто, и при этом не замечаются и не исправляются.

Третий уровень — потенциальный контроль на уровне произвольного внимания.

Выполняя новое задание, ребенок может допустить ошибку, однако, если педагог просит его проверить свои действия или найти и исправить ошибку, ребенок, как правило, находит ее и исправляет и может при этом объяснить свои действия.

Вводимые педагогом схемы действия осознает и может сличать с ними собственный процесс решения задачи, хотя делает это не всегда, особенно при выполнении новых действий. Выполнив действие без осознаваемого контроля, тут же, по просьбе педагога, может проконтролировать его ретроспективно и, в случае необходимости, внести соответствующие исправления. Как самостоятельное целенаправленное действие, контроль такому ребенку доступен и может им выполняться, но происходит это преимущественно только после окончания действия по просьбе педагога.

18 стр., 8666 слов

Сенсомоторное развитие у детей дошкольного возраста учебно-методический материал

... сенсомоторного развития детей дошкольного возраста 1.1. Сущность и характеристика понятия «сенсомоторика» в психолого-педагогической литературе Рассмотрим понятия «сенсорика» и «моторика» и определим взаимосвязь между ними. Под сенсорной ... накопления представлений об окружающем мире. Сочетание сенсорных и моторных ( «моторика» — движение) задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных ...

Во всех случаях, исправляя ошибку, ребенок может обосновать свои действия, ссылаясь на усвоенную и осознаваемую схему действия.

Четвертый уровень — актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

В процессе выполнения действия ребенок ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи. Это приводит к тому, что действия выполняются, как правило, безошибочно. Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, причем случаи повторения одних и тех же ошибок крайне редки. Обучающийся может правильно объяснить свои действия.

Может безошибочно решать большое число разнообразных задач, построенных па основе одного и того же способа действия, умело соотнося их с усвоенной схемой. Осознанно контролирует действия других детей при совместном выполнении задания.

Пятый уровень — потенциальный рефлексивный контроль.

Столкнувшись с новой задачей, внешне похожей на решавшиеся ранее, ребенок точно выполняет учебные действия в соответствии с прежней схемой, не замечая того, что эта схема оказывается неадекватной новым условиям. Допущенные ошибки может обнаружить с помощью педагога и, отвечая на его наводящие вопросы, может объяснить их источник — несоответствие примененного действия новым условиям задачи. Обычно после этого ребенок пытается исправить свои действия, перестроить применяемый способ, тем не менее, это ему удается сделать только с помощью педагога. Уверенно отстаивает результат своих действий, обосновывая его анализом примененных способов.

Шестой уровень — актуальный рефлексивный контроль.

Решая новую задачу, внешне похожую на решаемые ранее, ребенок может самостоятельно обнаруживать ошибки, возникающие из-за несоответствия применяемого им обобщенного способа действия (или схемы) новым условиям задачи, и в связи с этим самостоятельно вносить коррективы в применяемую схему действия за счет поиска и выявления еще более общих оснований действия, т.е. принципов его построения. В ряде случаев ученик может приступать к такой коррекции действий еще до начала их активного выполнения в соответствии с усвоенной схемой, определив их неадекватность новым условиям заранее, как бы «прокрутив» их в «уме».

Таким образом, у дошкольников можно выделить следующие показатели сформированности самоконтроля:

— умение перед началом работы спланировать ее;

— умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;

19 стр., 9008 слов

«Формирования коммуникативных универсальных учебных действий ...

... методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников; изучить опыт педагогов-практиков по формированию «коммуникативных универсальных учебных действий» младших школьников во внеурочной деятельности; подобрать диагностический инструментарий изучения сформулированных коммуникативных универсальных учебных действия младших школьников. В нашей работе ...

— умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;

— умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением.

— умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

В заданиях, направленных на усвоение сущности приемов самоконтроля, предполагается использование приемов, составляющих основу различных видов проверки. Такие задания педагогу большей частью приходится составлять самому.

Чтобы работа педагога по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить обучающихся в необходимости самоконтроля и конкретно показать им как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ не удовлетворяет условию задачи. Нужна систематическая работа в этом направлении:

1. Надо создать потребность в самоконтроле. Дети должны чаще встречаться с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.

2. Изредка целесообразно предлагать обучающимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.

3. Надо сообщать детям способ проверки решенной задачи. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.

4. Иногда педагог преднамеренно допускает ошибки на доске.

5. Полезно иногда детям предлагать самим оценить свою работу. Это повышает ответственность ребенка за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.

6. Полезно иногда предлагать обучающимся проверить и оценить работу товарища.

II Ролевые игры для развития самоконтроля у детей

Многие неравнодушные родители заботятся о том, чтобы их ребёнок к моменту поступления в школу много знал, был внимательным, хорошо запоминал разнообразную информацию, умел думать, правильно говорил. А вот о развитии такого важного качества, как произвольность поведения (то есть умение контролировать себя), задумываются единицы. А жаль, потому что самоконтроль – важнейшее условие успешного обучения в школе, да и просто жизни в обществе.

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — ролевой игре. Ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях и воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

8 стр., 3844 слов

Основные феномены человеческого бытия: любовь, смерть, игра, власть

... как любовь, смерть, игра и власть могут помочь в разрешении данного вопроса, т.к они пронизывают наиболее важные сферы нашей жизни. Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть основные феномены человеческого бытия ... невозможно. Это подтверждают многочисленные работы философов на эту тему. Каждый из них видит в феномене любви разное. Понятие любви не так просто, каким оно кажется на первый взгляд. Даже ...

Ролевая игра влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше, запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителями предмета — он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок учится мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы, брать на себя различные способы другими предметами, брать на себя различные роли. Это способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, также как не обязательны и многие игровые действия. Дети учатся подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане. Шестилетняя Катюша рассматривает фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щечку и задумчиво смотрит на куклу. Кукла посажена возле игрушечной швейной машины. Катюша говорит: «Девочка думает, как будто ее куколка шьет». Своим объяснением маленькая Катя обнаружила свойственной ей самой способ игры.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому сюжетно-ролевая игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка ложится в основу свойств мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное.

Очень большое влияние ролевая игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

10 стр., 4882 слов

Деловые игры и способы их проведения

... ограничено. Разрабатывались игры, в которых участвовал весь персонал Компании — Заказчика. Продолжительность деловой игры может варьироваться от одного дня до недели. По окончании деловой игры результаты ... целью специалистами в области управления и организации, экономики и социологии, психологии и некоторых других областей научно-практическом деятельности разрабатываются специальные средства. ...

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения (самоконтроль).

Продуктивные виды деятельности — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т.д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок-шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузовик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.

Выше рассмотрено значение игр для умственного и в целом психического развития ребенка. Однако не менее важна роль ролевой игры в формировании нравственных качеств, а также в их физическом развитии. При соответствующей организации предметно-игровой среды можно добиться в ролевых играх большей подвижности детей, сочетающейся с ориентировкой в пространстве. Этому способствует применение легких крупногабаритных конструкций, имитирующих элементы предметной среды, которые дети в зависимости от замысла могут свободно перемещать в пространстве, создавая необходимые условия для развертывания игрового сюжета.

Гибкая программа поведения детей в ролевых играх создает благоприятные условия для удовлетворения их потребности в движении и поддержания эмоционально-положительного тонуса. Немаловажным является и то обстоятельство, что в игру такого рода дети могут по желанию включиться или выйти из нее, что дает возможность избежать переутомления.

Ролевые игры оказывают влияние и на эстетическое воспитание детей. Это обеспечивается, прежде всего, подбором игрушек и атрибутов, отвечающих требованиям высокого художественного вкуса, а также соответствующим оформлением предметных и игровых зон в помещении и на участке детского сада. Немаловажное значение имеет эстетика содержания самих игр.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя — он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.

12 стр., 5982 слов

Сюжетно-ролевая игра как фактор развития личности дошкольника

... игру и ее воспитательное значение в развитии дошкольника. 2. Раскрыть структуру сюжетно-ролевой игры. 3. Определить содержание и формы работы с воспитателями в русле организации сюжетно-ролевых игр. ... знаний. сюжетный ролевой игра дошкольник Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, ...

В структуру сюжетно-ролевой игры входят: роль, содержание, правила, сюжет. В игре дети учатся общению друг с другом. Так же рассмотрено усвоение нравственной нормы у дошкольников в различных ситуациях: 1) в вербальном плане; 2) в реальных житейских ситуациях; 3) в отношениях по поводу игры; 4) в сюжетно-ролевых отношениях.

Отношения со сверстниками в сюжетно-ролевой игре оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т.п.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Кроме этих игр, для развития воли у ребёнка подойдут любые, в которых нужно соблюдать правила (домино, лото, шашки и шахматы, «ходилки» с кубиком и фишками и другие) и даже подвижные типа старых добрых «классиков», «резиночек», догонялок, вышибал, футбола и т.д. И ещё одно: играя с ребёнком, не старайтесь всё время поддаваться ему (по крайней мере, не делайте этого постоянно и явно).

Потому что умение достойно проигрывать (ну, и выигрывать, естественно!) — тоже один из показателей высокого уровня самоконтроля.

Заключение

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

Ролевая игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, сюжетно-ролевая игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В ролевой игре ребенок среднего возраста берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

4 стр., 1829 слов

Воспитание детей в игре

... бы заранее заставляет их пережить то, что позже они отобразят в своей игре . Воспитание воспитания воспитания воспитатель игре и стройке В играх дети упражняются в выполнении правил нравственного поведения : проявляют вежливость, доброжелательное отношение к товарищам, ...

Ролевая игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Ролевая игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик — лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать сюжетно-ролевая игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников среднего возраста. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения сюжетно-ролевой игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/rolevaya-igra-kak-sredstvo-formirovaniya-samokontrolya-u-doshkolnikov/

1. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1986.

2.Р.С. Буре, Л.Ф. Островская «Воспитатель и дети», М. ЮВЕНТА, 2006г.

3. Н.В. Ведерникова, Л.А. Смирнягина «Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста» < http :// www . den za dnem . ru />

. Курочкина И.Н. «Этикет для детей и взрослых»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия» 2001.

. Семенчук О.Б. «Учимся культуре повседневного общения». /Воспитатель ДОУ №9 2011.

. Тестова О.Б. «Театр вежливости». /Воспитатель ДОУ №3 2011.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений». М: Издательский центр «Академия», 1998г. — 432с.

. Эквист Лидия Глебовна «Актуальность нравственного воспитания дошкольников». /Воспитатель ДОУ №9 2008.

Приложение, Картотека ролевых игр с дошкольниками

«Магазин»

Цель: создать благоприятные условия для развития умения детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, самоконтроль, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

«Игрушки у врача»

Цель: способствовать формированию навыка самоконтроля, умения детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

«Строим дом»

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, способствовать развитию навыков самоконтроля, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

И другие игры…..