Психология спортивного соревнования

Спортивная деятельность связана с постоянным преодолением критических ситуаций (Б. А. Вяткин, Е. П. Ильин, В. П. Марищук и др.).

Она протекает в сложных экстремальных условиях соревнований и характеризуется физическими и психоэмоциональными нагрузками на уровне предельных возможностей человеческого организма. Необычные по интенсивности и длительности физические, и психические напряжения обусловлены особенностями спортивной деятельности: спецификой ее предмета, необходимостью постоянного совершенствования спортивных достижений, состязательно-соревновательной направленностью. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования психологических особенностей соревновательной деятельности спортсменов и особенностей их предстартовых психических состояний. Соревновательная деятельность представляется в виде ряда «ситуаций», в которых возникают психические состояния разной модальности, сложности, интенсивности. Поскольку продуктивность соревновательной деятельности во многом определяется адекватностью предстартовых психических состояний, знание механизмов их детерминации необходимо в целях повышения эффективности спортивной деятельности. Это определило выбор темы и цели настоящего теоретического исследования.

Цель исследования: изучить психологические особенности спортивного соревнования и особенности предстартовых психических состояний (их характеристики, причины возникновения и пути предотвращения).

В соответствие с целью поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить психологические особенности спортивного соревнования.

2. Изучить особенности предстартовых психических состояний, проанализировать их характеристики, причины возникновения и пути предотвращения.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

1. Психологические особенности спортивного соревнования

Спортивные соревнования существеннейшим образом влияют на развитие мотивации спортсмена. Призы, спортивные звания, реализация тренировочных усилий, самоутверждение и другие стимулы влияют на формирование и динамику личности. Объективные соревновательные ситуации выступают при этом как способ достижения цели, благодаря чему мотивация приобретает более конкретизированное, целевое состязательное значение. Формирование состязательности как целой группы мотивов, побуждающих человека участвовать в соревнованиях, стремиться к победе, составляет важную сторону подготовки спортсмена, в спортивных соревнованиях нередко возникают весьма ответственные, порой опасные для жизни и здоровья экстремальные ситуации, заставляя спортсменов действовать на пределе собственных возможностей. Экстремальная ситуация — необычные, непривычные обстоятельства жизнедеятельности, требующие специальной адаптации органов чувств, связанные с серьезными социально-психологическими и информационными ограничениями, с возрастанием фактора риска.

11 стр., 5343 слов

Особенности деятельности тренеров

... соревнованиях тренер не имеет возможности внести поправки в деятельность спортсмена и должен хранить все переживания в себе. Это усиливает его психическую напряженность. В одном исследовании ... восприниматься равнодушным, как и чрезмерная «заведенность» тренера, может негативно сказываться на действиях спортсменов. Четвертой особенностью деятельности тренеров является их оторванность от дома и семьи ...

Выработка правильной реакции на успехи и неудачи — одна из главных задач формирования личности, решаемых в соревновательной деятельности. Социальная значимость как самих соревнований, так и спортивного результата, показанного спортсменом, порой очень велика и глубоко сказывается на судьбах участников соревнований, на статусе спорта и его видов, на оценках достижений той или иной страны. Соревнования осуждают и восхваляют, реже к ним остаются равнодушными. Спортивные соревнования являются одной из общепринятых в мире форм социализации детей, мощным фактором подготовки человека к успеху в современном обществе. Социализация — процесс и результат освоения и использования индивидом социального опыта в процессе общения и деятельности. Теснейшим образом связана с активностью участия субъекта в социальных отношениях. Спортивные состязания являются итогом определенного периода подготовки, выбранной методики и стратегии, проверкой различного вида новшеств, включая психологические. Одновременно они позволяют наметить перспективы и целесообразность дальнейшей работы.

Следует выделить и особый волевой фактор психологии спортивного соревнования. Проявленная воля к победе, позволяющая добиваться желаемого результата, порой служит главным итогом, влияющим на оценку и самооценку спортсмена. Недаром на многих соревнованиях учреждаются специальные призы «За волю к победе», и они не всегда достаются победителям.

Наконец, несмотря на постоянное совершенствование правил и других условий соревнований в них весьма велика доля непредсказуемости, неопределенности — как в определении имен победителей, так и в способах достижения победы. Именно непредсказуемость чаще всего и ценится спортивными болельщиками, составляя для них особый привлекательный фон соревнований. Зрелищность тех или иных соревнований во многом определяется этим обстоятельством. Мало найдется желающих смотреть соревнования, исход которых не вызывает сомнений. Успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности. Действительно, чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности.

Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому одним из решающих факторов успеха в спорте при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию.

16 стр., 7517 слов

Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

... Предмет исследования, Цель исследования, Задачи курсовой работы 1. Общую психологическую подготовку спортсмена к соревнованиям 2. Специальную психологическую подготовку спортсмена к соревнованиям 3. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям Глава 1. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям Давно доказано, что успешное выступление ...

Состояние психической готовности представляет собой уравновешенную, относительно устойчивую систему психологических особенностей спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность — это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.

Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях.

Соревновательный опыт в спорте — важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование — это и разрядка накопленного нервно-психического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства спортсмена.

Следовательно, организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. Ее целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности.

Состояние психической готовности спортсмена формируется в процессе его психической подготовки, под которой понимают систему психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям этой деятельности. Она помогает создать такое психическое состояние, которое способствует наибольшему использованию физической и технической подготовленности и позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение).

В настоящее время различают общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию.

Общая подготовка включает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях (способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия), и приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей.

4 стр., 1728 слов

Роль деятельности в психическом развитии ребенка

... открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии. Благодаря работам Леонтьева, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Объектом ... уровень психофизиологических функций; деятельность человека неразрывно связана с его потребностями и мотивами. Потребность – это состояние человека, выражающее его ...

2 Предстартовые психические состояния: характеристика, причины возникновения, пути предотвращение

Проблема психических состояний имеет большое значение в спортивной деятельности ввиду их существенного влияния на ее результативность. Психическим состоянием называется целостное ситуативное проявление личности в определенный период времени. Психическое состояние — это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. В зависимости от преобладания основных сторон психики, психические состояния подразделяются на интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Если интеллектуальные и волевые стороны психики определяют наличие оптимального психического состояния, то эмоциональная сторона может вызывать и неблагоприятные психические состояния, которые субъективно переживаются, как нежелание выступать в соревнованиях, вялость и лень («стартовая апатия»), или как чрезмерная тревога («стартовая лихорадка»).

Их объективной основой является недостаточный (при стартовой апатии) или чрезмерный (при стартовой лихорадке) по сравнению с оптимальным уровнем эмоционального возбуждения.

Психические состояния являются предметом исследования таких отечественных специалистов, как Н. Д. Левитов, В. А. Ганзен, Е. П. Ильин, А. Б. Леонова, В. И. Медведев, А. О. Прохоров и др.

Проблема психических состояний имеет в спортивной психологии огромное значение, поскольку психические состояния существенно определяют характер деятельности спортсмена. В отечественной психологии спорта психические состояния исследовали Г. М. Гагаева, Ф. Генов, Ю. Я. Киселев, Ю. Ю. Палайма, А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, О. А. Черникова и др. При этом в спортивной психологии наибольшее внимание уделяется «отрицательным состояниям» (растерянности, неуверенности, «предстартовой лихорадке», «стартовой апатии» и т. д.), преодоление которых, по мнению многих исследователей, является условием эффективной и продуктивной деятельности, психической надежности, критерием «готовности» спортсмена к достижению максимального для себя результата (О. А. Черникова, 1937; А. Ц. Пуни, 1949; Ю. Ю. Палайма, 1965 и др.).

психологический соревнование реакция личность

Центральное место в психологии соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование предстартовых психических состояний, к которым относятся психическое напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Предстартовые психические состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом. Обычно они возникают за несколько дней до ответственных стартов как нарастание психического напряжения. Спортсмены, неустойчивые эмоционально, испытывают его за неделю и больше, эмоционально устойчивые — чаще всего только в день старта.

11 стр., 5254 слов

Эмоциональное благополучие как фактор состояния психического здоровья студентов

... слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.[23] У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не ... вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п. Здоровье на психическом уровне связано с личностью и зависит от таких личностных характеристик, как эмоционально-волевая и ...

В основе психического напряжения лежит взаимодействие двух видов регуляции в деятельности спортсмена: эмоциональный и волевой. Первый порождает переживание, второй — волевое усилие.

Часто переживания спортсмена, возникающие перед соревнованием, достаточно успешно стимулируют его, сводя к минимуму волевые усилия. В то же время любое волевое усилие имеет в своей основе эмоциональное начало. Как известно, эти понятия глубоко взаимосвязаны.

Предсоревновательное эмоциональное напряжение регулируется целенаправленным волевым усилием. Эмоции вызывают энергетический выброс, а воля определяет экономичность использования этой энергии. История спорта знает немало примеров, когда рекордные достижения становились результатом эмоций, управляемых волей.

Рассмотрим схему динамики предсоревновательных психических состояний спортсмена в период, предшествующий старту, и в момент старта. В обыденной жизни, при отсутствии экстремальных ситуаций, уровень психического напряжения находится в пределах нормы. Его колебания соответствуют состояниям человека, начиная от дремотных до активных, рабочих. За несколько дней до старта уровень напряжения сохраняется близким к норме. Обычно с приближением соревнования напряжение возрастает. Предстартовые состояния возникают по механизму условных рефлексов. Физиологические изменения возникают на раздражители (вид стадиона, наличие соперников, спортивная форма).

Возникает медленная настройка на соревнование, повышенная мотивация, растет двигательная активность во время сна, повышается обмен веществ, увеличивается мышечная сила, в крови повышается содержание гормонов, эритроцитов и гемоглобина.

Наиболее благоприятным случаем считается тот, когда оптимальный уровень напряжения совпадает со временем старта. Возникающее в таких случаях состояние называют состоянием боевой готовности. Тогда на соревнованиях спортсмен максимально реализует свою подготовленность при большом воодушевлении и подъеме, используя все двигательные, волевые и интеллектуальные возможности. Но оптимальный уровень психического напряжения может не совпасть со временем старта, приводя либо к состоянию стартовой лихорадки, либо к состоянию стартовой апатии.

Предстартовые изменения психического состояния спортсменов бывают двух видов — неспецифические (при любой работе) и специфические (связанные со спецификой предстоящих упражнений).

Общими для разных спортсменов и в разных видах спорта, предстартовыми психическими состояниями являются «состояние психической готовности спортсмена к соревнованиям», «боевая готовность», «мобилизационная готовность», характеризующие оптимальный уровень подготовленности спортсмена к психофизическим нагрузкам спортивно-соревновательной деятельности и достижению результата в соревнованиях (А. Ц. Пуни, 1949; Ф. Генов, 1966; П. А. Рудик, 1976 и др.).

Рассмотрим основные типы предстартовых психических состояний. Волевой готовность связана с оптимальным соотношением динамики возбудительных и тормозных процессов в нервной системе, их уравновешенностью и оптимальной подвижностью. Признаками такого состояния служат: сосредоточенность внимания на предстоящем соревновании, повышенная восприимчивость и способность мыслить, действенность и стенический характер эмоций, оптимальный уровень тревожности. В восточных единоборствах боевая готовность характеризуется особой отчетливостью сознания, раскованностью, раскрепощенностью мышц и движений, безграничной верой в возможность победы.

6 стр., 2573 слов

Волевая подготовка спортсмена

... особую роль играет этап базовой подготовки, когда закладывает­ся база всесторонней физической, психической и Роль тренера в воздействии на личность юного спортсмена значительно выше, чем на взрослого ... собственном организ № п/п Двигательные качества возраст (полных лет) пол История и современное состояние теоретичес­кого психологического знания включают в себя веер различных теорий личности. И ...

Стартовая лихорадка характеризуется сильным волнением, частичной дезорганизацией поведения, беспричинным оживлением, быстрой сменой эмоциональных состояний, неустойчивостью внимания, несобранностью, ошибками, обусловленными ослаблением процессов памяти (запоминания, узнавания, сохранения, воспроизведения, забывания).

Чаще всего такое состояние наблюдается у лиц с преобладанием в нервной системе возбудительных процессов над тормозными. Как правило, стартовая лихорадка сопровождается снижением контролирующих функций коры головного мозга над подкоркой. Наблюдается учащение сердцебиения и дыхания, поверхностность дыхания, излишняя потливость, снижение температуры конечностей, повышенный тремор, повышенная частота мочеиспускания. Все это приводит к тому, что спортсмен не в состоянии использовать наработанные возможности, допускает ошибки даже в хорошо освоенных действиях, ведет себя импульсивно, непоследовательно.

Стартовая апатия обусловлена течением нервных процессов, противоположным тому, которое вызывает стартовую лихорадку: тормозные процессы в нервной системе усиливаются, чаше всего под воздействием сильного утомления или перетренировки. Наблюдается некоторая сонливость, вялость движений, снижаются общая активность и желание соревноваться, притупляются восприятие, внимание. Однако у ряда спортсменов через некоторое время (час или два), постепенно, по мере приближения времени старта, состояние апатии переходит в оптимальное соревновательное состояние. Такое явление чаще всего обусловливается наличием некоторых нежелательных (или неизвестных) моментов в предстоящем соревновании.

У стартовой апатии есть особая разновидность — самоуспокоенность, которая возникает в тех случаях, когда спортсмен заранее уверен в своей победе, низко расценивает возможности своих соперников. Опасность этого состояния заключается в пониженном внимании, неспособности к мобилизации при неожиданных изменениях ситуации. Способом предотвращения нежелательных и непродуктивных предстартовых психических состояний у спортсменов является психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям вообще и к конкретному соревнованию, в частности. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели и субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию. Психическая подготовка направлена на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений, что позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т. е. в свойство личности. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

25 стр., 12484 слов

«Совершенствование психологической подготовки

... технической, тактической, физической, волевой подготовкой полной психологической готовности спортсмена к выступлению на соревнованиях. Другими словами, о некотором психическом состоянии, значение которого входит в ... тренер (учитель физической культуры) не имеет специальной подготовки и опыта работы в методическом обеспечении психологической подготовки своих воспитанников к соревнованию как тренер ( ...

Психическая подготовка в виде последовательных воздействий представляет собой один из вариантов управления совершенствованием спортсмена, в случае же применения воздействий самим спортсменом она является процессом самовоспитания и саморегуляции. На первых этапах, до периода непосредственной предсоревновательной подготовки, проводится целенаправленное и систематическое формирование навыков решения оперативных задач, волевых и психических качеств, определяемых способностями к решению этих задач, и регуляция психических состояний, сопутствующих решению задач. Такая подготовка включается в тренировочную деятельность спортсмена или проводится в виде специально организованных мероприятий.

В процессе общей психической подготовки совершенствуются и корректируются свойства личности (мотивационная направленность, психическая устойчивость), оптимизируются психические состояния. В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), т. к. любое тренировочное средство в той или иной мере способствует достижению основной цели психической подготовки — реализации потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность. Данная цель достигается путем формирования мотивационных установок, волевых качеств, совершенствования двигательных навыков, интеллекта, достижения психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам. Специальные методы психической подготовки используют в тех случаях, когда необходимо предупредить или снизить психическое перенапряжение вследствие чрезмерных тренировочных нагрузок. Психическая подготовка в период, непосредственно предшествующий соревнованию, направлена на формирование готовности к высокоэффективной деятельности в нужный момент (формирование у спортсмена психических «внутренних опор», преодоление «барьеров», психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация «сильных» сторон психической подготовленности, установка и программа действий и т. д.).

Заключение

Проведенный анализ научной литературы по проблеме психических состояний спортсменов и методов их оптимизации путем психологической подготовки спортсмена показал, что особенности спортивной деятельности (специфика ее предмета, необходимость постоянного совершенствования спортивных достижений, состязательно-соревновательная направленность, нагрузки на уровне предельных возможностей человеческого организма) обусловливают определенный уровень психического напряжения у спортсменов, который с приближением стартов усиливается, приводя к возникновению предстартового психического состояния «боевой готовности» (если уровень напряжения оптимален), свидетельствующего об оптимальном уровне подготовленности спортсмена к психофизическим нагрузкам спортивно-соревновательной деятельности и достижению результата в соревнованиях (А. Ц. Пуни, 1949; Ф. Генов, 1966; П. А. Рудик, 1976 и др.).

23 стр., 11447 слов

Предстартовое эмоциональное состояние спортсменов легкоатлетов

... эмоциональных состояний спортсменов легкоатлетов Выделяют три вида эмоциональных состояний спортсменов: боевая готовность, предстартовая лихорадка и предстартовая апатия. Состояние ... в системе подготовки квалифицированных легкоатлетов- ... состояний, возникающих перед деятельностью, включают помимо условно-рефлекторной и психическую составляющую (эмоциональные и волевые процессы). Поэтому состояния, ...

Отклонения уровня психического напряжения от оптимального приводит либо к «предстартовой лихорадки» (если уровень напряжения чрезмерно высокий), либо к «предстартовой апатии» (если он недостаточен).

Преодоление неоптимальных психических состояний, по мнению многих исследователей, (О. А. Черникова, 1937; А. Ц. Пуни, 1949; Ю. Ю. Палайма, 1965 и др.), является условием эффективной и продуктивной деятельности, психической надежности, критерием «готовности» спортсмена к достижению максимального для себя результата. Состояние психической готовности спортсмена формируется в процессе его психической подготовки, под которой понимают систему психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/psihologiya-sportivnogo-sorevnovaniya/

1. Алексеев А. В. Преодолей себя : психическая подготовка в спорте / А. В. Алесеев. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. — 352 с..

2 .Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288 с.

3. Джамалудинов Х. И., Кузнецов И. А. Психические состояния в спорте, их диагностика и саморегуляция // Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 5. — С. 98-99.

4. Ловягина А. Е. Психологическая подготовка спортсменов : методические рекомендации. — СПб.: СПбГУ, 2002.

5. Неверкович С. Д., Сундетова У. Ш. Спортивная деятельность: психические состояния, диагностика, отбор // Теория и практика физической культуры, 2003, № 5.

6. Психические состояния : хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2001. — 512 с.

7. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. — СПб. : Речь, 2004. — 480 с.

8. Психология спорта высших достижений / Под ред. А. В. Родионова. — М.: ФиС, 1979. — 144 с.

9. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пунин. — М.: ФиС, 1979. — 143 с.

10. Психология: Учебник для студентов институтов физической культуры / Под ред. П. А. Рудика. — М.: ФиС, 1974. — 510 с.

11. Смаглий Е. И. Проблема формирования психического состояния уверенности в действиях спортсменов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2009, №10. — 214-218 с.