Физическая подготовка юных волейболистов

Волейбол

Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности.

Характерной особенностью современного спорта является высокий уровень подготовленности команд и исключительная подготовленность спортсменов, как следствие этого всё более возрастающая плотность спортивных результатов. При высокой плотности результатов и возрастания спортивной конкуренции преимущественно имеет тот, кто моментально и правильно оценит, быстро примет целесообразное решение, а затем эффективно осуществит их в ходе спортивной борьбы. При повышении уровня спортивных результатов большее значение приобретает физическая подготовленность и тактическое мастерство спортсменов.

Физическая подготовка является необходимой основой для юных волейболистов. Игры, продолжительность которых иногда составляет 2-2,5 часа, предъявляют высокие требования к разносторонней подготовленности спортсмена, развитию его двигательных качеств и функциональных возможностей. Более того, овладеть большинством технических приемов волейбола (нападающим ударом, блокированием, быстрыми передвижениями, акробатическими бросками и перекатами) можно только при условии довольно высокого уровня развития физических качеств.

Владение опорно-двигательным аппаратом в безопорном положении при блокировании и нападающем ударе, а также при различных падениях и бросках за мячом становится возможным только после развития высокой координации движений и специальной ловкости.

Кроме того, все технические приемы волейбола обусловлены точным соразмерением усилий в пространстве и времени, что требует развития тонких мышечных дифференцировок и хорошей ориентировки в пространстве.

Наибольшее значение разносторонняя физическая подготовка имеет в начале обучения, так как здесь закладывается тот фундамент, на котором будет в дальнейшем строиться технико-тактическое мастерство волейболиста.

Задачи учебно-тренировочных занятий вытекают из основных положений спортивной подготовки юных волейболистов это:

3 стр., 1267 слов

Физическое, психомоторное развитие и состояние иммунной реактивности ...

... нами исследования, представленного ниже. Возрастная группа детей до 1 года Дети, находящиеся на искусственном вскармливании: физическое развитие - норма 60%, патология - 40%; психомоторное развитие - норма 96%, патология - 4%; ... определенное положительное влияние на уровень интеллектуального развития, как компонентами молока, так и в результате взаимного общения с матерью. Достоверно известно, ...

  • связи обучения с жизнью;

  • укрепления здоровья занимающихся;

  • воспитание патриотизма, твердой воли и сильного характера;

В

Актуальность темы.

Проблема физической подготовки юных волейболистов является актуальной в наше время и недостаточно разработанной. Прежде чем начать обучать детей технике игры в волейбол, надо физически подготовить их к выполнению тех или иных приемов, а так же выявить исходный уровень их возможностей, основных и специальных двигательных способностей.

Цель: Изучить особенности физической подготовки юных волейболистов.

Задачи:

1.

2. Рассмотреть различные аспекты физической и тактической подготовки юных волейболистов;

3.Ознакомиться с тактико-психологической подготовкой волейболистов.

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Формирование двигательных навыков и техники приемов игры неразрывно связано с развитием физических качеств. Освоение приемов игры в волейбол происходит успешнее при направленном развитии специфичных для него качеств.

Общая физическая подготовка направлена на разностороннее гармоничное развитие волейболиста, повышение уровня всех главных физических качеств, укрепления систем организма и органов, повышение функциональных возможностей и улучшение здоровья спортсмена. Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств, в которых нуждается каждый волейболист.

Физическая подготовка волейболиста тесно связана с тактической, технической и психологической подготовкой. Она способствует быстрейшему овладению и прочному закреплению тактических навыков и технических приемов.

Современный волейбол предъявляет к физическому развитию волейболиста очень высокие требования. Каждый волейболист обязан участвовать как в нападении, так и в защите, что предъявляет огромные требования к его скоростно-силовой подготовке, а многократное вариативное выполнение технических приемов и продолжительность игры требуют особой выносливости.

9 стр., 4031 слов

Особенности физического и психического развития детей с патологиями зрения

... видящие сверстники. В данном реферате рассмотрим особенности физического и психического развития детей с патологиями зрения, а также конкретные ... заболеваний у детей 2.ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в ... от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. ...

Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, направленных на воспитание физических качеств спортсменов, обучение их технике и тактике обязательно нужно учитывать периоды полового созревания и сенситивные (чувствительные) фазы развития того или иного физического качества.

Необходимо в сенситивные периоды акцентировано воздействовать на развитие соответствующих качеств. Необходимо помнить об «отстающих» качествах, их развитию также должно уделяться внимание, следует соблюдать соразмерность в развитии физических качеств имеющих в основе своей разные физиологические механизмы (общая выносливость и скоростные качества, общая выносливость и сила).

Тренерам не рекомендуется сочетать скоростно-силовые упражнения с упражнениями на растягивание, так как излишне-растянутые мышцы при резкой взрывной работе будут способствовать получению травм.

Подбор средств и объем для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия.

Этап начальной подготовки может длиться 3-4 года, в зависимости от уровня подготовленности учащихся, возраста. Каждый учебно-тренировочный год является макроциклом, внутри которого планируются несколько типов мезоциклов, продолжительностью от 15 до 45 дней. Мезоцикл в свою очередь включает от 3 до 6 микроциклов продолжительностью в среднем 6 дней. В данной разработке приведено содержание учебно-тренировочных занятий первого втягивающего мезоцикла продолжительностью 2 недели. Каждая группа учащихся имеет свои особенности в физической, технической и других видов подготовки, поэтому данная разработка может браться за основу с внесением изменений исходя из особенностей группы и опыта тренера-преподавателя.

1.1 Упражнения для развитие силы

Ни одно физическое упражнение невозможно без проявления силы мышц. В то же время сила мышц в большей степени способствует проявлению скорости, а в несколько меньшей степени — ловкости и выносливости.

Ведущую роль играют быстрота и сила в определенных сочетаниях. При этом первостепенное значение имеет скорость мышечного сокращения и регулирования скорости движений. Особое значение придается пространственной точности движений, крайне необходимой при первых и вторых передачах мяча, подачах, нападающих ударах.

Проявление силы мышц зависит от общего состояния здоровья центральной нервной системы волейболиста, биохимических процессов, степени утомления мышц, деятельности коры его головного мозга.

7 стр., 3434 слов

По физической культуре «Прыгучесть»

... длину и высоту). Необходимая амплитуда движений различных звеньев тела - также важное условие успешного выполнения прыжка. ритмичности равновесия Прыгучесть является скоростно-силовым качеством и зависит от силы, эластичности и скорости сокращения мышц. Кроме ...

Большое значение для развития силы волейболиста имеет его умение напрягать и сокращать мышцы с большой силой, что в известной степени зависит от его умения проявлять волевые усилия.

Упражнения, направленные на развитие силы волейболистов, способствуют увеличению мышечной массы, а также воспитывают способность проявлять это качество. Можно специально подбирать упражнения для улучшения умения проявлять силу или упражнения для увеличения мышечной массы.

Для развития мышечной силы в волейболе применяется метод «до отказа» и метод максимальных усилий. Выполнение упражнений методом максимальных усилий способствует развитию способности проявлять большие мышечные усилия преимущественно благодаря усовершенствованию нервных процессов и воспитания воли. Подбираются специальные упражнения, в которых необходимо проявлять большую и предельную силу. Данные упражнения должны выполняться с незначительными интервалами, с проявлением возможно большей силы. Пользуясь данным методом, мышечная сила на первом этапе нарастает быстро.

Метод «до отказа» способствует в большей степени увеличению мышечной массы и заключается в многократном и постоянном выполнении упражнений до появления признаков усталости. При этом силовая нагрузка на волейболиста может быть как средней, так и большой.

Высокий уровень прыжка дает возможность волейболисту эффективно выполнять такие технические приемы, блок, нападающий удар, и подачу в прыжке.

1.2 Развитие прыгучести у волейболистов

Прыгучесть — это комплексное качество, основу которого составляет сила и быстрота мышечных сокращений с большой амплитудой движений.

Для развивая прыгучести, следует, прежде всего, укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. Нужно ежедневно утром уделять не менее 10 минут укреплению ахиллова сухожилия и голеностопного сустава.

Прыжковое движение состоит из двух фаз: фазы амортизации и фазы активного отталкивания. Первая фаза характеризуется тем, что центр тяжести идет вниз и приближается к точке опоры. Угол сгибания в коленном суставе составляет в среднем от 112° до 125°. Для этой фазы характерна уступающая работа мышц.

В фазе активного отталкивания происходит удаление общего центра тяжести от площади опоры. Во время отрыва волейболиста от опоры наблюдается разгибание в коленном суставе. Эта фаза характеризуется преодолевающей работой мышц. Максимум усилий возникает в момент переключения от одного движения к другому, т.е. в момент перехода от уступающей к преодолевающей работе. При прыжках в волейболе время амортизации больше времени отталкивания и составляет соответственно: 188-225 и 99-117 м/с. При этом следует заметить, что у мастеров спорта время отталкивания значительно меньше, чем у спортсменов более низкой квалификации. Эффективность же отталкивания в прыжках практически и определяется реактивной способностью мышц к проявлению определенного эффекта тотчас после механической нагрузки (в данном случае вес тела волейболиста) в фазе амортизации при быстром переходе от уступающего режима работы мышц к преодолевающему. В связи с этим мастера спорта имеют большой отрыв центра тяжести от опоры, в среднем он равен 88 см (у спортсменов II разряда 59 см).

15 стр., 7105 слов

Развитие экологического движения в России и в современном мире

... политике Одним из множества существующих социальных движений, способных противостоять глобальным проблемам современности, можно выделить экологическое движение, объединяющее всю общественную активность граждан, ... движения выступают идеи Римского клуба, который выделял переход к новой ступени общественного развития в рамках концепции «постиндустриального общества». Человек рассматривается как ...

Для многих тренеров очень важно не упустить этапы наиболее выраженной динамики изменения прыгучести у юного волейболиста и путем своевременного и целенаправленного применения средств и методов развития прыгучести успешно влиять на полное проявление этого очень важного физического качества.

Основу прыгучести составляют сила и быстрота мышечных сокращений. При развитии силы и скорости сокращения мышц ног особое внимание нужно уделить разгибателям бедра, голени и сгибателям стопы. При изучении структуры прыгучести выделяются следующие факторы, определяющие уровень развития этого качества: «взрывная сила» мышц, максимальная сила, способность к быстроте двигательного акта, морфологические особенности игрока и способность к быстроте реагирования нервно-мышечного аппарата.

Особенно хочется подчеркнуть, что прыгучесть определяется способностью нервно-мышечного аппарата к быстроте проявления максимального усилия. Тренерам следует обратить внимание на такой факт. Выполнение в тренировке отталкиваний с места (т.е. обычные подскоки) мало способствует совершенствованию прыгучести, прыжки же, выполняемые после прыжков в глубину, являются намного более сильными раздражителями нервно-мышечного аппарата. В большей мере обеспечивают совершенствование его способности к быстроте проявления значительного усилия при отталкивании (в этом случае мышцы ног можно сравнить с пружиной, которая, укорачиваясь, сжимается, а потом быстро занимает исходное положение).

При выполнении упражнений с отягощениями не нужно забывать о допустимых на организм юного волейболиста нагрузках в зависимости от возраста и его физической подготовленности, а также о том, что упражнения с отягощениями должны быть скоростно-силового характера (приседание и быстрое вставание или выпрыгивание и т.д.).

Угол сгибания в коленях должен быть 95-120°.

Для развития прыгучести используются упражнения:

1.Прыжки с поворотом на 90, 360 градусов с поднятыми вверх руками

2.Прыжки в приседе (полезны не только для укрепления мышц голени, но и бедра, спины).

Можно выполнять их в парах — спиной друг к другу, руки сцеплены в локтях. Продвижение в стороны, вперед — назад

3.Прыжки в высоту

4.Тройной прыжок

5.Прыжки с запрыгивание на тумбу и спрыгивание на пол

2 стр., 939 слов

Развитие скоростно-силовых качеств

... 1980. - 103 с. 2.Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. - М.: Сфера, 2002. 3.Валик Б.В. Развитие скоростно-силовых качеств. - М: Физкультура и спорт, 1999. 4.Наталов Г.Г. Теория ... высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств -- силы, быстроты, выносливости, ...

6.Толчки боком, спиной, грудью, выполняемые 2 игроками примерно одного роста и веса

7.Прыжки через гимнастическую скамейку на одной или двух ногах с ведением мяча вперед — назад, лицом, боком

8.Прыжки с гирями, гантелями, «блинами»

9.Прыжки через обычную скакалку на 1 или 2 ногах до 5 мин.

10.Запрыгивание на препятствие высотой 50 см толчком голеностопов, не сгибая ног в коленях. Сериями по 23 — 30 прыжков подряд.

11.Серийные прыжки — «ножницы» с ведением 2 или 3 мячей. В каждом прыжке игрок выполняет мах ногами в стороны.

12.Многоскоки на одной ноге в ведением мяча. Задача — делать как можно более дальние прыжки. Упражнение проходит в виде соревнований : кто из игроков затратит меньшее количество прыжков на длину площадки.

13.Серийные прыжки с подтягиванием коленей к животу. Игрок выполняет прыжки, одновременно удерживая мяч в вытянутых над головой руках. Сериями по 30-35 с.

14.Серийные прыжки на двух ногах с доставанием определенной отметке на щите. Сериями по 25 -30 с. Высота отметок на щите зависит от ростовых данных каждого игрока.

В связи с особенностями детского организма при развитии прыгучести с волейболистами до 13 лет можно использовать только первые три и последний методы, а с 15 лет можно использовать все предложенные методы.

Обязательно надо давать упражнения на быстроту пробегания отдельных небольших отрезков, а также челночный бег 3×3, 3×4 и т.д.

В учебно-тренировочных группах можно использовать указанные упражнения, увеличивая только количество повторений (до 12-14), количество подходов (до 8-9), высоту предметов до 55-60 см, отягощение до 8-10 кг, также могут быть добавлены упражнения со штангой весом до 30-35 кг. Следует применять прыжки в длину на одной (до 5 прыжков) и двух ногах (до 15 прыжков).

При этом должно соблюдаться одно условие — выполнять столько прыжков на одной ноге, сколько и на другой, чтобы избежать нарушений при сращивании тазовых костей.

В группах спортивного совершенствования необходимо все средства и методы, применяемые с взрослыми волейболистами: прыжки в глубину (высота предмета 60-80 см) с последующим выпрыгиванием, прыжки серийные через легкоатлетические барьеры, на 5-10см превышающие максимальную высоту прыжка игрока, количество прыжков 80-100 за тренировку, преодолевания дистанции 20-30 м прыжками: с ноги на ногу, 3 на правой -3 на левой и так всю дистанцию,

Необходимо включать упражнения со штангой (60-70% от максимального), если упражнения выполняются на двух ногах, и до 40% максимального веса, если упражнения выполняются на одной ноге (имеется в виду приседание с последующим выпрыгиванием и прыжки).

15 стр., 7474 слов

Психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста

... работоспособность детей. Разнообразие базовых движений и их вариантов позволяет развивать и улучшать такие важные физические качества, как выносливость, скорость, ловкость, сила, гибкость. 1. Теоретическая часть 1.1 Психофизиологические особенности развития детей ... за минуту (количество раз) 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет 30-20 30-20 30-20 25-20 20-18 У детей дошкольного возраста в легких протекает ...

Отрезки на быстроту увеличиваются до 10-12 м.

Тесты для определения прыгучести:

Прыжок с места толчком двумя ногами (определяется высота подъема ОЦТ по прибору Абалакова в см.) из трех попыток берется лучшая.

Прыжок с разбега толчком двумя ногами с касанием рукой разметки на максимальной высоте, также из трех берется лучшая.

То же, что и предыдущий, но определяется разница между величиной доставания максимальной высоты и показателем высоты, зафиксированным у игрока, стоящего с вытянутой рукой на носках.

В волейболе, как правило, проявление скоростно-силовых способностей осуществляется в прыжках. По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. В связи с этим, такое проявление скоростно-силовых способностей волейболистов целесообразно называть прыгучестью.

Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии прыгучести сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствует улучшению лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивает прирост и скорости, и силы отталкивания. Необходимо считать, что положение о необходимости преимущественного развития силы мышц в сочетании с упражнениями на увеличение подвижности в суставах и расслаблением с целью воспитания прыгучести.

1.3 Особенности развития ловкости у волейболистов

Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей. Различие между координационными способностями и ловкостью в том, что координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемости движений.

Двигательные акты человека, как и все другие виды деятельности, являются проявлением функций целостного организма. Любое мышечное движение в той или иной мере связано с деятельностью вегетативных систем, обеспечивающих мышечную деятельность (дыхательной, сердечнососудистой, гуморальной, выделительной и др.).

Поэтому на успешность решения двигательных задач при выполнении физических упражнений координация вегетативных функций оказывает не меньшее влияние, чем координация и чисто двигательных функций.

15 стр., 7050 слов

Развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста

... программ физического воспитания для дошкольных учреждений. Развитие двигательных качеств происходит под влиянием постоянных упражнений, что улучшает вероятность проявления у детей ошибок в технике движений. Работа над их развитием расширяет диапазон двигательных возможностей ...

Координация — результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида. Мера индивидуальной выраженности координированности обнаруживается в успешности и качественном своеобразии организации и регулирования движений. При оценке индивидуальной выраженности координированности человека, целесообразно использовать целый ряд критериев (свойств), отражающих разнообразные координационные способности. На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей.

К упражнениям на развитие

Принимая во внимание, что у различных больных движения недостаточно координированы, в течение первых дней курса лечения применяются наиболее простые упражнения — отдельно упражнения для рук, ног, корпуса, головы.

В дальнейшем с целью развития согласованности координации движений упражнения усложняют.

Упражнения на развитие

В последнем случае движения рук (односторонние или разносторонние) сочетаются с ритмом ходьбы.

Для развития координации движений используют также упражнения с предметами (гимнастической палкой, булавами, мячом и др.).

Наиболее широко применяются упражнения в метании и ловле мячей и медицинболов. Подготовительными упражнениями к метанию является прокатывание мячей или медицинболов.

В процедурах лечебной физкультуры упражнения в метании мячей осуществляются различными способами: от груди обычным перебрасыванием, через голову, между ног и др.

Для развития ловкости волейболистов используются различные физические упражнения, такие как: спортивные игры (баскетбол, гандбол, футбол, хоккей), отдельные виды легкой атлетики, особенно связанные с преодолением препятствий (кроссы, бег с преодолением барьеров и др.), вольные гимнастические упражнения и упражнения на снарядах. Для развития ловкости очень полезные и акробатические упражнения, заставляющие волейболистов решать сложные координационные задачи как в безопорном, так и в опорном положении. Хорошим средством развития ловкости является упражнения на батуде. Хорошо знакомые упражнения из других видов спорта, а также волейбольные упражнения, выполняемые в непривычных условиях, из необычных начальных положений, также способствуют развитию ловкости.

При развитии ловкости в волейболе следует постепенно переходить от простых упражнений к более сложным. Выполнение сложных координационных движений требует не только больших физических усилий, но и значительных нервных напряжений. Именно поэтому упражнения, направленные на развитие ловкости, рационально выполнять в начале основной части тренировки, причем в незначительном объеме. Наибольшее внимание развитию ловкости волейболистов с помощью упражнений из иных видов спорта следует уделять в подготовительном периоде, а в соревновательном периоде она развивается средствами волейбола.

15 стр., 7066 слов

Психологическая подготовка волейболистов

... 1.2 Своеобразие психологической подготовки волейболистов Если говорить о волейболе, то психологическая подготовка «охватывает» три уровня: команды, личности и индивидуальных особенностей. Современный волейбол характеризуется высокой скоростью полета мяча, быстрым перемещением игроков, быстрой ...

1.4 Развитие быстроты у детей занимающихся волейболом

Быстрота

Быстрота реакции отражает способность игрока понять намерения и действия партнеров и соперников, а также быстро определить направление полета мяча и реагировать на них соответствующим образом. К быстроте начала движения можно отнести стартовое ускорение игрока. Быстрота выполнения технических приемов и элементов характеризуется максимальной скоростью бьющей руки при выполнении нападающего удара.

Быстрота

Одним из очень важных моментов развития быстроты является воспитание быстроты реакции. Существует простая и сложная реакция. При воспитании простой реакции наиболее распространенный метод заключается в повторном, возможно более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации, например, изменение направления движения по сигналу, выход под мяч (с последующим приемом или передачей), который бросает тренер в разных направлениях.

Особенности воспитания быстроты сложной реакции можно рассматривать на примере двух сложных реакций:

1.На движущийся объект;

2.Реакции выбора.

Быстрота перемещений — способность волейболиста предельно быстро переместиться по площадке для выхода к мячу с последующим выполнением технического приема. Проявление быстроты перемещения зависит от скорости протекания нервных процессов в работающих мышцах, от силовой подготовленности спортсмена и других факторов. Средствами развития быстроты перемещений могут быть рывки и ускорения, имитационные упражнения, упражнения с мячами, фрагменты игры и игра.

Упражнения, способствующие развитию быстроты двигательной реакции:

  • Выполнение упражнений, в парах стоя, лицом друг к другу;

  • Стоя на скамейке друг за другом, по сигналу спрыгнуть на пол ноги врозь;

  • По сигналу (рука в сторону, назад, вперед) одноименные перемещения;

  • Во время игры в футбол (баскетбол, гандбол) по сигналу выполнить кувырок и прыжок вверх с поворотом на 360′;

  • «Тренировка вратаря» — 7-8 игроков с расстояния 7-8 м поочередно бросают мячи (или ударом) в маркированные ворота — вратарь отбивает или ловит мячи;

  • Бег трусцой по площадке. По сигналу — в быстром темпе менять направление бега, делать рывки с остановками;

  • Подвижные игры;

  • Передвижение вдоль сетки приставными шагами по сигналу — имитация блока;

  • Бросок теннисного мяча в прыжке через сетку — в момент замаха назвать зону броска;

  • Метание теннисных мячей, камней;

  • В прыжке поймать мяч (набивной, баскетбольный, волейбольный), брошенный партнером, и до приземления бросить мяч обратно;

  • Зеркальное отображение действий партнера через сетку (в парах);

  • Нападающий игрок в прыжке имитирует передачу (или нападающий удар), блокировщик нападающий удар блокирует, передачу — нет;

В процессе упражнений нагрузку на организм следует регулировать по показателям частоты дыхания и пульса, а также руководствуясь возможностями занимающегося поддерживать скорость первых попыток и сохранять правильную координацию движений; перерывы для отдыха между отдельными повторениями должны быть такой длительности, чтобы частота дыхания приближалась к норме и вместе с тем не прошло возбуждение от предыдущего упражнения. Длительность перерыва для отдыха от одного повторения к другому на протяжении одного занятия должна постепенно увеличиваться.

На протяжении ряда лет тренировки, особенно юных спортсменов, уровень быстроты движений должен повышаться. Однако наблюдаются многочисленные случаи стабилизации этого качества на достигнутом уровне, что, надо думать, происходит из-за не предъявления в процессе тренировки новых, более высоких, требований к организму спортсмена, к его физическим и волевым качествам. Кроме того, вследствие множества повторений одного и того же действия с максимальной быстротой создается автоматизация движений, основанная на образовании и закреплении определенной системы нервных процессов. Это стабилизирует быстроту отталкивания, рывка, частоту движений спортсмена, препятствуя росту скорости даже тогда, когда уровень развития физических и волевых качеств повышается. Так создается «скоростной барьер», приостанавливающий прогресс в спортивных результатах. Чтобы избежать этого, следует начинать специализацию подростков и юношей в видах спорта, в которых преимущественно, проявляется быстрота (в частности, в беге на короткие дистанции), после того, как достигнут достаточно высокий уровень общей физической подготовленности путем занятий такими видами спорта, в которых движения выполняются в варьируемых условиях.

ГЛАВА 2. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Тактическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий волейболистов.

Особое место в технике волейбола игры занимают стойки и перемещения. В технике нападения существует одна стойка — основная. При этой стойке ноги располагаются на ширине плеч, согнуты в коленях, туловище в вертикальном положении, руки согнуты в локтях и находятся перед грудью.

Совершенное овладение техникой игры — одна из основных задач обучения школьников. Первое условие успешного обучения — развитие специальных физических качеств. Непосредственное же овладение техникой зависти от умелого использования подводящих упражнений. Они делают сложную технику доступной для начинающих, не искажая при этом её сущности. На последующих этапах обучения подводящие упражнения используются для исправления ошибок, а также совершенствования отдельных частей технических приемов.

В целом процесс обучения технике строится в такой последовательности:

  • Развитие специальных физических качеств, а также органов и систем организма учащихся, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого технического приема (общеразвивающие и подготовительные упражнения).

  • Овладение отдельными частями, составляющими технический прием. Например, в атакующем ударе это разбег в 3-4 шага и вертикальный взлет при отталкивании двумя ногами, замах и ударное движение по мячу в оптимальной точке прыжка.

  • Соединение частей в единый целостный акт технического приема (упражнения по технике).

    Например, атакующий удар в полной координации по мячу в держателе; атакующий удар по мячу, подброшенному учителем.

  • Овладение способами реализации технического приема (упражнения по технике и тактике).

  • Умение целесообразно применять технические приемы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки.

Передвижения включают ходьбу, бег, бег с приставными шагами в стороны, спиной вперед, остановки в шаге, двойном шаге, скачке. Некоторые передвижения органически входят в технические приемы: разбег и прыжок в атакующем ударе и блокировании, падения при приеме мяча и т.д.

Общеразвивающие упражнения составляют обычный бег и подвижные игры. Вначале упражнения должны способствовать усвоению техники бегового шага. Для этого используют: бег по прямой, бег с высоким подниманием бедер: семенящий бег, бег с прыжками с ноги на ногу, бег спиной вперед.

При выполнении упражнений следует обращать внимание на то, чтобы руки были согнуты в локтях и активно содействовали передвижению, на полное выпрямление ног при отталкивании.

По своему воздействию подготовительные упражнения подразделяются на упражнения, способствующие развитию быстроты двигательной реакции в сочетании с развитием наблюдательности и быстроты ответных действий и упражнения, способствующие развитию скорости передвижения.

Следует выделить два основных ее направления, которые имеют между собой тесную диалектическую связь.

Первое соотносится с развитием и совершенствованием деятельности мозга и выражается в способности реагирования, восприятия и переработки информации, антиципации, прогнозирования и рефлексивного управления в ходе состязания, а второе — с непосредственным применением способа действия (двигательного решения).

Развитие этих двух тактико-технических компонентов происходит в процессе всей тренировочной и соревновательной деятельности волейболиста и становится возможным благодаря текущей информации о результате деятельности.

Овладение основами индивидуальной, групповой и командной тактики осуществляется на начальных этапах обучения вначале в упрощенных, а затем в условиях, приближенных к игровой обстановке.

Совершенствование тактики происходит в специальных упражнениях, моделирующих фрагменты соревновательной деятельности.

Необходимое условие совершенствования технико-тактического мастерства — моделирование типичных ситуаций с множеством переменно-вариативных положений.

В специальных упражнениях, моделирующих фрагменты соревновательной деятельности, как правило, выполняется не одно какое-то технико-тактическое действие, а их сочетание. Например, если прием мяча с подачи, вторая передача и атакующий удар. Вместе с тем, для акцентирования внимания на решении основной задачи такие упражнения классифицируются от главного и характерного для них признака.

Групповые упражнения для взаимодействия игроков при подаче противника:

1.Задание выполняют группы в составе шести игроков: четыре волейболиста принимают мячи от ударов, выполненных способом верхних прямых или боковых подач, которые попеременно двумя мячами производят два других игрока. Спортсменам, принимающим мяч, дается задание направить его с подачи одному из своих партнеров, который должен точно послать мяч на подающего игрока и встать на место для приема второго мяча. Игрокам, выполняющим подачи, дается указание постепенно усложнять их для принимающих. Количество подгрупп зависит от числа занимающихся. Расположить группы для выполнения упражнения можно вдоль боковых линий или за пределами площадки.

2.То же, но в приеме мяча участвуют не три, а два игрока.

Методические указания. Оба упражнения рекомендуется проводить с целью разминки в передачах и подачах перед основным заданием. При этом за короткое время игроки всей группы могут многократно выполнить два игровых приема, подготовив себя к выполнению следующих заданий.

3.Выполняется через сетку двумя подгруппами, состоящими из шести человек каждая. Основная задача — совершенствование приема-передачи с подачи игроку зоны 3. Последний ловит мяч и бросает его на подачу, которую производят два игрока попеременно двумя мячами.

При выполнении нападающих ударов применяются прыжки толчком двумя ногами или одной ногой, с места или разбега. Технический прием может быть выполнен правильно только в том случае, когда игрок своевременно переместившись, принял основную стойку.

Передачи являются одним из основных технических приемов в волейболе. В зависимости от положения рук при выполнении передач различаются верхние и нижние передачи двумя и одной рукой. Основой для правильного выполнения передачи является своевременное перемещение под мяч и принятие основной стойки.

Передачи могут быть различными по расстоянию и высоте. По расстоянию различаются короткие и длинные передачи, а по высоте — низкие, средние, высокие. Особенностью выполнения длинных и высоких передач является более активная работа ног. При выполнении верхних передач следует обратить внимание на то, линия плеч игрока была перпендикулярна направлению, в котором выполняется передача.

Разновидностью выполнения верхней передачи является передача в прыжке. Она наиболее сложна, так как выполняется в безопорном положении. После перемещения под мяч игрок делает прыжок вверх и выносит согнутые руки над головой. Передача выполняется в высшей точке прыжка за счёт активного выпрямления рук локтевых и лучезапястных суставах. Передача в прыжке с имитацией нападающего удара называется «откидкой».

Подача — это способ введения мяча в игру. В современном волейболе подача используется не только для начала игры, но и как мощное средство нападения. Подачи бывают — нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая и верхняя боковая.

Все подачи выполняются в соответствии с требованиями, указанными в правилах: подающий игрок становится за пределами площадки на месте подачи, обязательно подбрасывает мяч и ударом одной руки направляет его через сетку на сторону противника.

Для правильного выполнения любой подачи требуется:

  • Занять правильное исходное положение

  • Правильно подбросить мяч

  • Ударить в нижнюю часть мяча с определенной силой

  • Удар должен производиться твердой кистью, закрепленной в лучезарном суставе.

  • После удара рука продолжает движение в направлении подачи.

Нападающий удар относится к сложным техническим приемам, сочетая временные и пространственные параметры разбега, прыжка и удара по мячу. Нападающий игрок тесно взаимодействует с партнером, выполняющим передачу, и здесь очень важна одинаковая трактовка обоими всех параметров приема и взаимное понимание условных сигналов. Умение наносить нападающие удары правой и левой руками обогащают технический арсенал игрока, заметно расширяют его тактические возможности.

Игрок должен стремиться нанести удар по мячу в высшей точке взлета, в «мертвой точке». На ней он и должен наносить удар по мячу независимо от характера подачи. Мяч всегда должен быть чуть впереди игрока. Это положение приобретает решающее значение при ударах. С низких и быстрых передач, помогает нападающему сориентироваться относительно блока. Разбег по траектории, близкой к прямому углу по отношению к сетке, создает для нападающего игрока большие тактические возможности, чем разбег вдоль сетки.

Совершенствование нападающих ударов проводится как без противодействия блока, так и при пассивном или активном сопротивлении блокирующих.

Игрокам полезно вырабатывать своеобразное мышечное чувство, прыгать как можно выше, чтобы нанести удар по мячу на «своей» высоте.

Блок — это основной защитный прием. Волейбольная техника блокирования проста: прыжок и вынос рук над верхним краем сетки. Но не последнюю роль играет и перемещение игрока к месту постановки блока.

Игрок перемещается вдоль сетки приставными или скрестными шагами, бегом или шагом, согнув руки, держа кисти на уровне лица. Во время перемещения и прыжка взгляд блокирующего направлен не нападающего игрока противника. По приему с подачи или нападающего удара, а также по начальной траектории мяча после передачи блокирующий определяет направление и характер передачи нападающему.

2.1 Психологическая подготовка

Психологическая подготовка осуществляется вместе с технической, физической, и тактической.

Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интеллектуальная насыщенность. Эмоциональное состояние волейболистов особенно влияет на их игровую деятельность. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогает волейболисту сохранять точность движений, ясность тактической мысли. Высокий эмоциональный подъем и хорошая морально- волевая подготовка нередко приводят к победе над более сильным соперником. Волевые качества волейболистов проявляются в преодолении трудностей обусловленными особенностями игры.

Психологическая подготовка волейболистов определяется характером игровых действий и особенностями соревнований. Выполнение большинства приемов игры связано со стремительностью реакции, быстрым переключением с одних форм движений на другие, с правильным ориентированием на площадке. Сложность игровых действий заключается в том, что весь арсенал приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, совершенно иных по скорости и характеру. Игра волейболиста связана с выполнением ответных действий в условиях острого дефицита времени, и поэтому от него требуется максимальная быстрота реагирования, точность и своевременность восприятий и ответных движений.

Целеустремленность и настойчивость выражается в активном и неуклонном стремлении повысить спортивное мастерство на тренировках. Выдержка, смелость и самообладание проявляется в преодолении отрицательных эмоциональных состояний, часто связаны с максимальным риском при выполнении быстрых передвижений, прыжков, бросков при приеме мяча.

Решительность и дисциплинированность выражаются в способности принимать рациональные решения, смело брать на себя ответственность в сложных игровых ситуациях, в способности волейболистов вносить в игру творчество и инициативу, в умении подчинить свои действия задачам коллектива на основе сознания необходимости выполнения своего долга. Все эти качества неразрывно связаны взаимообусловлены.

Одно из важных психологических особенностей двигательной деятельности волейболистов это умение выполнять точные и дифференцированные пространственные, временные и мышечные восприятия.

Упражнения, связанные с психологической подготовкой юных волейболистов, должны занять одно из главных мест в учебно-тренировочном процессе.

2.2 Значение технической подготовки в волейболе

Техническая подготовка — обучение основам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, и совершенствование избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков. На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания. Особенности спортивно-технической подготовки определяются тем, что она строится по закономерностям достижения мастерства в избранном виде спорта.

В процессе спортивного совершенствования техника должна приближаться к некоторому идеалу, отражающему наиболее эффективные способы выполнения спортивных действий. Поиск эталона идеальной техники привел пока к выявлению лишь некоторых биомеханических закономерностей спортивных действий. Всегда перед тренером и спортсменом всегда возникает проблема разработки и коррекции конкретных моделей спортивной техники, которые соответствовали бы его индивидуальным морфо — функциональным особенностям и намечаемым достижениям. Причем реальные формы действий, осваиваемых спортсменом в начале спортивного пути, полностью не могут совпадать с моделями техники, пригодными для последующих этапов, поскольку техника движений в решающей мере определяется степенью развития физических и психических качеств спортсмена, закономерно изменяющие в процессе спортивного совершенствования.

Самый общий критерий эффективности спортивной техники и определяется разницей между фактическим спортивным результатом и расчетным результатом, который спортсмен мог бы показать, если б полностью использовал свои физические возможности. Для количественной оценки степени совершенства техники по этому критерию разработан ряд измерительных и расчетных процедур, которые применяются в тех случаях, когда спортивный результат поддается объективному измерению.

Критериями спортивно-технического мастерства являются наряду с этим показатели максимальная надежности техники, количества и качества разнообразия освоенных технических приемов. Простейшим показателем надежности техники может служить процент удачных и неудачных попыток в общем числе попыток, использованных спортсменом в соревнованиях или в прикидках для достижения намеченного результата.

Объем и разнообразие технического фонда спортсмена имеют разные значение в различных видах спорта — наибольшее в спортивных играх, единоборствах и многоборьях, наименьшее в моноструктурных видах спорта, но в любом случае это немаловажные факторы спортивно — технической подготовленности.

Обучение технике — важнейшая и ответственная задача работы с волейболистами. Основное условие повышения уровня мастерства волейболистов — отличное владение техникой. Однако это не такая простая задача и требует большого трудолюбия и настойчивости волейболистов, а также мастерства тренера, инструктора-общественника.

Также важной задачей в волейболе является задача определения траектории и скорости полёта мяча и умение своевременно «выйти на мяч» — занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара, блокирования. Способность быстро решать такие задачи можно развивать специальными упражнениями.

Главную роль играют быстрота и сила в определенных сочетаниях. При этом первостепенное значение имеет скорость мышечного сокращения и регулирования скорости движений. Особое значение придается пространственной точности движений, крайне необходимой при первых и вторых передачах мяча, подачах, нападающих ударах.

Спортивные достижения волейболистов во многом зависят от уровня их технического мастерства, поэтому поиски путей оптимизации процесса технической подготовки — одна из важнейших проблем современного волейбола.

Ещё одна отличительная черта волейбола — сложность и быстрота движений. Волейбол должен учитывать расположение игроков на площадке, предугадать действия партнеров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это действие. При скоростной игре степень и срочность решения задач, которые зависят от быстроты действий игроков, значительно повышаются.

В волейболе технику составляют приемы и способы, необходимые для ведения игры. Для понимания техники игры как комплекса (арсенала) приемов и способов существует классификация техники.

Совершенное овладение техникой игры — одна из основных задач подготовки волейболистов. Процесс этот сложный, требует длительного времени, поэтому специализированные занятия волейболом начинают в детском возрасте, а техническая подготовка на всем протяжении многолетней подготовки занимает большое место. Чтобы техническая подготовка на начальном этапе проходила успешно, необходимо:

1.Волейболисты должны овладеть рациональной, наиболее целесообразной техникой.

2.Технику надо сделать доступной для занимающихся, т. е. привести ее в соответствие с уровнем их возможностей. Сам процесс обучения следует строить интересно.

Рациональная техника игры в волейбол доступна уже детям 9-11 лет. Первое основное условие успешного обучения — правильный отбор занимающихся, второе — развитие специальных физических качеств и способностей, от которых зависит овладение техникой. Непосредственное же овладение техникой зависит от умелого использования подводящих упражнений.

Подводящие упражнения делают сложную технику доступной для новичков, не искажая при этом ее сущности. Примером может служить блокирование, нападающий удар по мячу в держателе, стоя на подставке с ластами на кистях. Эти упражнения позволяют занимающимся сразу видеть реальный результат своих действий.

Совершенствование техники осуществляется с учетом индивидуальных особенностей волейболистов, а также той игровой функции, какую они выполняют в своей команде. В процессе совершенствования техники необходимо избегать шаблона. Технических приемов в волейболе немного, но условия, в которых они могут выполняться, бесконечно разнообразны.

Подводящие упражнения на последующих этапах обучения служат для исправления ошибок, а также совершенствования отдельных частей технических приемов. В процессе совершенствования техники добиваются прочного овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить надежность навыков выполнения технических приемов, как в обычных, так и в сложных условиях игры и соревнований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Волейбол, как спортивная игра, характеризуется очень высокой, по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Психологические особенности деятельности волейболистов определяются правилами игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы.

Волейбол — одна из наиболее распространенных игр в мире. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество.

В процессе игры в волейбол для учащихся характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.

Волейбол способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.

Физическая подготовка – один из видов подготовки, направленный на развитие организма волейболиста, совершенствование подготовительных качеств и способностей, и тем самым, на создание прочной функциональной базы для игровой деятельности.

Высокий уровень тактической подготовки создает предпосылки для максимального использования в игре технического потенциала юных волейболистов и индивидуальных особенностей каждого игрока.

Тактическая оснащенность игрока зависит от его технической подготовленности. Любое тактическое действие (индивидуальное, групповое, командное) реализуется при использовании технических приемов и их способов. Умение принимать решения, позволяющие наиболее рационально применять действия, которыми владеют спортсмены, помогает достижению победы над соперником.

Подбор рациональных средств и методов тактической подготовки юных волейболистов направлен на развитие определенных качеств и способностей. Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации.

Психологическая подготовка «охватывает» три уровня: команды, личности и индивидуальных особенностей. Эти уровни связаны с особенностями организма. Успешность деятельности отдельных игроков и команды в целом зависит от внутренних детерминант игровой деятельности (ряда психологических факторов) индивидуальных особенностей спортсмена: свойств его личности, восприятия, мышления и так далее; степени его подготовленности и состояния, в котором он находится в игровом процессе. Именно от содержательных характеристик личности спортсмена зависит успешность его выступлений на соревнованиях и уровень подготовки к ним.

Обучение технике — важнейшая и ответственная задача учебно- тренировочной работы с волейболистами. Основное условие повышения уровня мастерства волейболистов — отличное владение техникой.

Техническая подготовка — это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение техническими приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий волейболистов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/voleybol-s-detmi-ogranicheniem-v-sostoyanii-zdorovya/

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика. 1977 – 256с.

  2. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол – М.: Учебник для институтов физической культуры. 1991 – 239с.

  3. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу – М.: Физкультура и спорт. 1965 – 189с.

  4. Коробейников Н.К. и др. Физическое воспитание. – М.: 1993 – 384с.

  5. Куликов Л. М. Управление спортивной тренировкой, системность, адаптация, здоровье. – М.: Физкультура , образование, наука. 1995 – 395с.

  6. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для ин-тов и техн. физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт. 1999 – 368с.

  7. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: Учебное пособие. – Киев.: Олимпийская литература. 1998 – 35с.

  8. Мондозолевский Г.Г. Щедрость игрока. – М.: Физкультура и спорт. 1985 – 80с.

  9. Овчинникова Т.Т. Упражнения и игры с мячами. – Санкт-Петербург.: КАРО. 2010 – 248с.

  10. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества. – М.: 1999 – 220с.

  11. Под ред. Ашмарина Б.А. Теория и методики физического воспитания – М.: Просвещение. 1990 – 287с.

  12. Под ред. Загорского Б.И. Физическая культура. – М.: Высш. шк. 2000 – 383с.

  13. Под ред. Коца Я.М. Спортивная физиология. – М.: ФИС. 1986 – 240с.

  14. Под общ. ред. Матвеева Л.П. и Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ИФК – М.: ФиС. 1976 т. 1. – 32с.

  15. Под ред. Петрова Н.Я. и др. Физическое воспитание студентов и учащихся. – Мн.: Полымя. 1988 – 256с.

  16. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол – М.: Физкультура и спорт. 1983 – 144с.

  17. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта – М.: Академия. 2003 – 480с.

  18. Чехов. М Основы волейбола./ Сост. О. – М.: Физкультура и спорт. 1979 – 168с.