КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Санкт-Петербургское
образовательное учреждение среднего
«Промышленно-экономический »
Заочное отделение
КОНТРОЛЬНАЯ работа № 1
по дисциплине
психология социально-правовой деятельности
студента группы 22701
зачетная книжка №
ФИО студента
Адрес г. Санкт Петербург Новочеркасский пр. д. 54к2 кв.48
E-mail: mirzoevatatyana @ *****
телефон:
2014 год
1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ. ЧЕРТЫ И СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА
Личность — индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Темперамент, характер, ценностные ориентации личности – всё это проявления комплексов регуляционных возможностей индивида.
Совокупность психических свойств образует психический склад личности. Разрешая жизненные проблемы, человек исходит из своих психических возможностей, применяет свои способы взаимодействия со средой, осуществляет индивидуальный стиль жизнедеятельности.
Отдельные психические свойства индивида, вступая в системное взаимодействие между собой, образуют качества личности. Эти психические качества личности традиционно подразделяются на четыре группы: 1) темперамент, 2) направленность, 3) способности 4) характер.
1) Темперамент — комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности — интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности. Название темпераментов впервые ввёл древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н. э.).
Различаются четыре основных вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
Сангвинический темперамент.
Сангвиник отличается лёгкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив.
Темперамент и свойства личности
... от внешних оценок. Свойства личности В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: )Динамику ее психических процессов - темперамент; )Психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности; )Направленность личности - характерные для нее ...
Холерический темперамент.
Для холерика характерны повышенная эмоциональность, быстрый темп и резкость в движениях. Холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений.
Флегматический темперамент.
Реакции флегматика замедлены, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик доводит дело до конца.
Меланхолический темперамент.
Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонность к глубоким переживаниям. Он интровертирован – занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определённых условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость.
В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться.
Среди качеств темперамента особо выделяются ригидность и пластичность. Ригидность – это инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности. Существуют несколько видов ригидности:
- Сенсорная – пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула;
- Моторная – трудность перестройки привычных движений;
- Эмоциональная – продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия;
- Памяти – навязчивость образов памяти;
- Мышления – инерция суждений, установок, способов решения задач ;
- Качество, противоположное ригидности, — гибкость, подвижность, адекватность.
2) Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Её содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений человека, которые показывают, к чему он стремится в жизни, какие цели ставит перед собой и зачем он исполняет то или иное действие (совершает поступок).
Направленность выражает и фокусирует основной личностный смысл деятельности человека.
Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чём-то необходимом для нормального существования. По направленности потребности делятся на материальные (нужда в пище, одежде, жилище и др.) и духовные (нужда в информации, знаниях, общении и др.).
Потребности людей зависят от уровня производства и потребления, от условий жизни человека, традиций.
В отличие от животных потребности человека постоянно расширяются. Осознание потребности всегда сопровождается характерным эмоциональным состоянием (например, удовлетворения или неудовлетворения).
В потребности всегда присутствует волевой компонент, ориентированный на поиск возможных путей ее удовлетворения.
Материальные и духовные потребности человека оказывают решающее влияние на формирование цели – осознанного идеального образа результата деятельности, направленной на достижение существующей потребности. По времени существования цели бывают перспективными (недели, месяцы), оперативными (ближайшее время), долговременными (годы ) и жизненными. Цель, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, связываясь с определенным мотивом или системой мотивов.
Место характера в структуре личности. Формирование характера
... человека, направленную на удовлетворение потребностей или достижение определенной цели. 2. Понятие о характере в структуре личности Важной индивидуальной особенностью человека как личности является характер. В структуре личности характер занимает центральное место, причем это место настолько существенно, что между личностью и характером человека ...
Мотив – это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. Мотивы могут выступать в самых различных формах и сферах деятельности и представлять собой как простые (хотения, влечения, желания), так и сложные (интересы, установки, идеалы) мотивы поступков, поведения и деятельности в целом.
3) Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности.
Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех . Они подразделяются на элементарные — элементарный уровень развития, восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и сложные — способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития. В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности — графические, художественно-литературные, математические и другие. Высокая способность к конкретному виду деятельности — талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности — одаренность. Высший уровень способностей — гениальность.
4) Характер — система устойчивых мотивов и способов поведения образующих поведенческий тип личности.
Волевые особенности личности определяют основные качества характера: цельность, силу, твёрдость и уравновешенность.
Цельность характера — это устойчивость позиций в различных ситуациях, согласованность слов и поступков; сила характера — энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодоление трудностей в сложных ситуациях; твердость характера — сила характера в сочетании с личностной принципиальностью; уравновешенность характера — ровность, сдержанность поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности.
Особенно важны такие качества человека, как выдержка и самообладание — способность индивида контролировать свое поведение в конфликтных условиях, воздерживаться от ненужных действий, стойко переносить неудачи. В жизни каждого человека существенны смелость и мужество. Противостоящие отрицательные качества — трусость, малодушие-боязнь за свою жизнь и благополучие, пренебрежение моральным чувствам в опасных ситуациях.
В системе отношений человека в социальной среде выделяются 4 группы черт характера:
1)отношение человека к обществу, другим людям определяет фундаментальные качества личности и характер человека, его нравственность.
2)отношение личности к труду и другим видам деятельности обуславливает трудолюбием, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, лодырничество и др.
3) отношение к самому себе. Образ собственного «Я» состоит из ряда компонентов: когнитивного — образ внешности, нравственные качества, психические особенности; эмоционального — самоуважения самодовольства, самоуничтожения и др; притязательно – волевого –желание самоутверждения, гордость и др.
4) отношение к вещам выражается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе качеств некоторые носят криминогенный характер: корыстность, жадность, безмерное потребительство.
Человек — личность — общество
... человеческой личности как таковой. Исходным пунктом такого понимания является трактовка человека как субъекта и продукта трудовой деятельности, ... жизни из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу несчастных ... Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях, более или менее адекватно формулировалось ...
2.ТЕОРИИ СТАРЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ И СТАРОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.
В настоящее время существуют различные определения старения. Можно выделить ряд теорий, объясняющих старение.
Стохастические теории старения иногда также называют теориями изнашивания организма. Следуя этой логике, организм стареет в результате случайных повреждений.
Согласно одной из таких теорий, состарившиеся клетки хуже избавляются от продуктов метаболизма. Лишние вещества, занимая в клетках слишком много места, нарушают клеточное питание, замедляют их обновление. Однако большинство геронтологов считают, что накопление подобных веществ является не причиной, а результатом старения.
Более популярная стохастическая теория объясняет старение действием осколков молекул, называемых свободными радикалами. Свободные радикалы могут нарушать нормальное функционирование клетки, а особенно после серьезного повреждения организма, например, в результате инфаркта или воздействия радиации.
По другой стохастической теории процесс старения связывают с повреждением ДНК в генах. У старых людей процесс восстановления клеток происходит менее эффективно, и повреждения остаются. Возможно, старение — это просто снижение способности клеток к самовосстановлению.
Износу подвержены не только отдельные клетки, но также ткани и системы организма. При старении снижается и эффективность иммунной системы. У пожилых людей организм хуже сопротивляется болезням.
Стохастические теории ограниченно объясняют старение в целом. Они не объясняют, почему физическая нагрузка, которая, казалось бы, должна способствовать износу, благоприятно действует на организм.
Другой класс теории – теории генетически запрограммированного старения утверждают, что старение определяется запрограммированными действиями наследуемых генов. Считается, что средняя продолжительность жизни человека определяется примерно двумя тысячами генов. Запрограммированное старение часто связывают с ходом биологических часов. Таймер, который устанавливается на определенное время, когда должна наступить смерть содержится в каждой клетке. Некоторые виды клеток запрограммированы на строго определенное количество делений.
Возможно, биологические часы управляют иммунной системой человека, которая до 20 лет набирает силу, а затем постепенно ослабевает. Создатели этой теории считают, что именно со спадом в деятельности иммунной системы связаны многие возрастные явления, включая подверженность заболеваниям и таким инфекциям, как грипп и пневмания, или изменения стенок кровеносных сосудов, ведущие к атеросклерозу .
Биолого-медицинский подход объясняет психологические изменения, ухудшение умственных возможностей людей в поздние годы функциональными и органическими поражениями мозга. Неправомерно напрямую соотносить состояние мозга и психический статус личности.
Адаптационно-регуляторная теория развивает идею о том, что в ходе возрастного развития мобилизуются механизмы, направленные на сохранение и совершенствование жизнедеятельности организма, на поддержание его гомеостаза, на увеличение продолжительности жизни, на поддержание стабильного уровня жизнеспособности. Представителями этой теории является , определяющий этот феномен как процесс витаукта. Проявление процесса витаукта он условно делит на две группы: генетически прочно закрепленные в эволюции механизмы, определяющие жизнеспособность живых систем и текущие адаптации, возникающие по ходу развития старения.
Проблемы здоровья, одиночества и материального обеспечения людей ...
... семье, медико-социальной реабилитации, социального обслуживания и обеспечения, социального попечительства над пожилыми людьми имеет исключительно важную теоретическую и еще в большей мере практическую значимость. Старение населения ... величина в структуре населения в трех основных периодах: 1. Допроизводительный возраст (0-17лет); 2. Производительный возраст (мужчины: 18-64 лет, женщины: 18-59 ...
Итак, существует множество теорий старения, каждая из которых имеет свои достоинства, но, к сожалению, ни одна из них полностью не объясняет процесс старения.
В связи с процессами у стареющего человека постепенно ослабевает слух, зрение, деятельность всех органов чувств. В период поздней зрелости и старости сохраняется неравномерность изменений. В поздний период жизни человека наблюдается соотношения между сохранностью, психофизиологических функций, действий, мотивации и особенностями личности (1990).
Главная особенность развитие различных психологических функций в данный период состоит в усилении противоречивости и неравномерности. Это было выявлено в исследованиях зрения, вибрационной чувствительности, в громкостных порогов слуха и других функций.
Гетерохронность проявляется не только в возрастной динамике, различных психофизиологических функций, но и в показателях отдельных парных органов по одному и тому же виду чувствительности.
Важное влияние на сохранность психических функций в позднем возрасте указывает род занятий. Лица пенсионного возраста характеризуются высокой сохранностью тех функций, которые были связаны с . Например, у ученых не изменялись с возрастом запас слов и общая эрудиция; старые бухгалтеры выполняли тест на скорость и точность арифметических действий также хорошо, как и молодые.
В период поздней зрелости обычно замедляется скорость передачи. Большинство этих замедленных движений происходит благодаря перестройке в механизмах центральной нервной системы.
В позднем онтогенезе усиливается роль личности, её социального статуса и включённости в систему , осознание ею социальной значимости выполняемой деятельности как внутреннего фактора сохранения трудоспособности и структуры субъекта разных видов деятельности.
С возрастом головной и спинной мозг уменьшаются в размерах, нервные клетки погибают, а новых не образуется, но нейроны формируют новые связи друг с другом, старческие изменения физиологических процессов могут довольно долго компенсироваться.
Сильное влияние на психику стареющего человека обычно оказывает общественное мнение, которое навязывает непривлекательный образ старости.
В процессе старения происходит ослабление основных функций памяти. Первичная, или кратковременная память с возрастом снижается. Изменения во вторичной, или долговременной памяти реже наблюдаются с возрастом. Страдает механическое запечатление. Лучше всего сохраняется логическая память. Ведущим видом памяти в пожилом возрасте становится смысловая, логическая память.
Возрастные периоды развития человека
... развития человека, учитывающая анатомические, физиологические, социальные факторы, была принята на VII конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965). В ней выделяется двенадцать возрастных периодов (табл.1). Таблица 1 Период Возраст ...
У пожилых людей отмечаются трудности с абстрактным мышлением. У них имеются также связанные с возрастом изменения в пополнении, усвоении и восстановлении информации.
В пожилом возрасте появляется кристаллизованный интеллект. Он развивается на протяжении всей жизни человека.
Первым феномен мудрости поставил Э. Эриксон, но не раскрыл структуру мудрости. Выделяя основные качества личности на разных этапах, он назвал заключительную стадию развития личности интегрированностью. Исследования продолжил Балтес со своими сотрудниками.
Вера в себя, уверенность позволяет людям поздней зрелости адаптироваться к собственным возрастным изменениям. Американские психологи считают, что снижение интеллектуальных способностей связано со слабым здоровьем, изоляцией. Снижение интеллекта пожилых и старых людей происходит у тех лиц, чей интеллект был ограничен в более молодые годы.
Одним из любопытных феноменов старости являются неожиданные вспышки творческих способностей. Важной чертой творческих людей является целеустремлённость, направленность на реализацию своих творческих планов и новых идей. Творческие люди характеризуются высокой обучаемостью.
В процессе старения меняются характеристики психоэмоциональной сферы, нарастает депрессивный фон. Уменьшение жизненной энергии сказывается и на эмоциональности. В период поздней зрелости отмечается обеднение эмоциональной сферы. Хорошо известны старческая беспомощность, внушаемость и податливость. Часто в старости проявляется обидчивость. Пожилые люди реагируют не только на данное конкретное событие, но и на сумму предыдущих обид плюс данную конфликтную ситуацию, поэтому у них развивается массированная затяжная реакция. Может возникнуть невроз или развиться острое психическое состояние.
Страдания, грусть, пессимизм стареющего человека чаще всего являются следствием безжалостного и назойливого постороннего о тяжести жизни в преклонном возрасте. Постепенное ослабление контролирующей и тормозной функций головного мозга влечёт за собой проявление некоторых черт характера и темперамента, которые в молодости маскировались. К старости обостряются все недостатки характера. Старики могут быть подвержены мучительному, беспричинному беспокойству и страхам, быть мелочными.
У женщин в возрасте 60-70 лет сильнее всего проявляется опасение перед одиночеством, болезнью, смертью и будущим. У женщин в возрасте старше 70 лет чаще всего страх перед смертью и болезнью, а также плохими людьми и одиночеством.
Мужчины в возрасте от 60-70 лет проявили страх перед смертью, опасения за детей и будущее, перед собственной беспомощностью, судьбой, совершёнными ошибками.
Близким к страху состоянием является тревожность. В целом с возрастом увеличиваются эмоциональная неустойчивость, невротическая утомляемость, неуверенность в себе и внутренняя напряжённость.
Отношение к смерти является одним из основных факторов, влияющих на эмоциональную сферу в период поздней взрослости. Это могут быть: спокойное восприятие, нетерпеливое ожидание, игнорирование, агрессия или страх.
В пожилом возрасте человек иначе реагирует на стрессовые ситуации. При хроническом стрессе кровяное давление может резко подскочить и оставаться высоким. Высокое давление повышает риск атеросклероза, что создаёт предпосылки для развития инфаркта или инсульта. Организм, измученный постоянным стрессом, вырабатывает больше свободных радикалов, разрушающих клетки.
Возрастные особенности развития органов чувств у детей и подростков
... возрасте. Так, восприятие сложных зрительных стимулов становится идентичным взрослого к 11-12 годам. Особое значение для нормального физического и психического развития детей и подростков имеют органы ... корковые зоны (ассоциативные), которые созревают в течение длительного периода развития, включая подростковый возраст. Постепенность их созревания определяет особенность процесса восприятия информации ...
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Термин «организационная культура» охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем материальные ценности и моральные нормы, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты качества выпускаемого продукта. С проявлениями организационной культуры мы сталкиваемся, едва переступив порог предприятия: она обусловливает адаптацию новичков и поведение , находит отражение в определенной философии управленческого звена, прежде всего высших руководителей, реализуется в конкретной стратегии организации.
Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы, объединённой по какому–то принципу. Чтобы считаться коллективом, группа должна считать наличие общей цели у всех её членов и членам группы нужно признать друг друга и отождествлять себя с не ( совместные интересы, принципы и др.).
Специфическим видом социальной группы можно считать любую человеческую организацию. Организацию можно определить как группу с социальных ролей. Это значит, что даже несколько человек, имеющих общую цель и распределивших свои функции для достижения данной цели, представляют собой организацию.
Всё многообразие человеческих организаций можно подразделить на формальные и неформальные. Деятельность обусловлена спонтанно и постепенно складывающимися правилами и нормами. Неформальная организация может иногда полностью совпадать с организацией формальной (официальной).
Неформальная организация так же, как и формальная, выполняет определённые функции.
Главной из этих функций является удовлетворение социальных потребностей личности. Например, потребность в общении. Потребность индивида в общении удовлетворяется, как правило, на горизонтальном уровне.
В качестве другой важной функции неформальной организации следует назвать социальный контроль, позволяющий регулировать поведение членов группы в соответствии с принятыми в ней нормами. На основе таких норм регулируется трудовая деятельность членов неформальных групп, их поведение по отношению друг к другу, их отношение к тем или иным группам в данной организации. Групповые нормы порой диктуют характер отношений к руководителям, участие в различных формах совместного проведения досуга, манеры речи, стиль одежды, внешний облик в целом.
Наиболее важная функция неформальной организации – неформальное лидерство. Под лидерством в данном случае понимается эффективное влияние индивидов, не облечённых соответствующей официальной властью, на членов группы. Неформальный лидер часто лучше всех информирован по вопросам, важным для группы.
Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов. Первая стадия называется притиркой. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Вторая стадия развития коллектива — «конфликтная» — характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые. На третьей стадии — стадии экспериментирования — потенциал коллектива возрастает. На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой — творчески.
Управление конфликтами в коллективе организации на примере (Пензенской ...
... подходы к исследованию к сущности понятия конфликтов на предприятии. разработаны рекомендации руководству по управлению конфликтами в организации; определены методы сплочѐнности коллектива для разрешения конфликтных ситуации в организации. Практическая значимость исследования состоит ...
На последней — пятой — стадии внутри коллектива формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются.
ЗАДАЧА
Познакомиться с критериями периодизации психического развития по Э. Эриксону (1-с.116-120).
Периодизация психического развития – это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека.
Эриксона включает в себя восемь стадий:
Первая стадия — от рождения до года (младенчество).
У ребёнка формируются чувство доверия или недоверия.
Вторая стадия – с года до трёх лет (ранний возраст).
В это время у детей развивается чувство автономности или зависимости от окружающих.
Третья стадия – с трёх до шести лет (возраст игры).
В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. В этот период ребёнок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе.
Четвёртая стадия – с шести до 14 лет (школьный возраст).
У ребёнка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации.
Пятая стадия — с 14-20 лет (отрочество и юность).
В это время для взрослеющего человека большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения.
Шестая стадия – с 20-35 лет (молодость) связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с людьми противоположного пола.
Седьмая стадия – с 35-60 лет (взрослость).
В этот период большое значение имеет работа, его общение со своими детьми. Желание стабильности, отвержение и боязнь нового останавливают процесс саморазвития и гибель для личности.
Восьмая, последняя, стадия наступает после 60-65 лет (поздняя зрелость), когда человек пересматривает свою жизнь, подводя определённые итоги прожитым годам.
На каждом этапе формируется новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/psihologiya-sotsialno-pravovoy-deyatelnosti-2/
«Возрастная психология»: — Ростов н/Д: Феникс, 2012._591 с.
« Общая и социальная психология ».: Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М, 1999.-624 с.
«Социальная психология»: Учебник, — М.: Велби», 2003.-336с.
http://www. *****/refs/54/12534/1.html
http://www. /%DO%9E%D1%
http://www. *****/?Article=15