Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые в подростковом возрасте, представители сценических профессий не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей сценической карьеры.Существуют различные точки зрения на указанную выше проблему.
Высказывается мнение, что реального решения нет и быть не может: дано человеку владеть собой в экстремальных условиях сценического выступления, обращать волнение себе на пользу, а не во вред, следовательно, есть основания (разумеется, при прочих необходимых условиях) заниматься такого рода деятельностью. В противном случае целесообразнее принять решение о смене профессии.
Такова одна позиция. Другая сводится к тому, что фатализм в отношении сценического волнения и противоборства его негативным воздействиям в принципе неправомерен. Есть определенные пути и способы, если не полной нейтрализации разного рода «издержек» эстрадных стрессов, но, во всяком случае, ослабления их последствий. Умело и тщательно проведенная подготовка музыканта к публичному выступлению, владение механизмами психологической саморегуляции, сценический опыт и проч. – все это имеет достаточно большое значение в данном случае, позволяя утверждать, что попытки решить проблему сценического волнения отнюдь не бесперспективны.
1.
Вся деятельность исполнителя, вся его длительная работа, направленная на освоение музыкального произведения, предназначена слушателю. Весь смысл деятельности исполнителя – в общении со слушателем. Реальное эстетическое существование музыки осуществляется в сознании слушателя, им переживается и оценивается. Поэтому общение между исполнителем и слушателем – необходимое условие существования музыкального искусства.
Важнейшая особенность публичного выступления заключается в усилении воздействия музыки, спектакля, художественного слова при коллективном восприятии. У исполнителя встреча с
О волнении, связанном с концертным выступлением, свидетельствуют значительные вегетативные изменения: мобилизующая деятельность эндокринной системы, приводящая к биохимическим сдвигам в крови; порой значительные отклонения в деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем – учащённый пульс, аритмическое дыхание.
Музыкальная педагогика
... сохраняя сложившиеся лучшие традиции в общей педагогике и музыкальной педагогике в частности. В ХХ — ... школьника, это особый ракурс его работы, требующий использования своих, специфических форм ... степень соответствия между видами музыкального отражения: музыкальное бытие — исполнитель (слушатель) — образ; ... одну самопротиворечивую цельность сущности» [6]. По поводу отражения А. Н. Сохор высказывает ...
Нередко одна мысль о предстоящем
Психофизические проявления волнения могут
1.1.Виды
Психолог А.Ц. Пуни выявил три вида волнения:
1. Волнение – подъём (состояние «боевой готовности»), для которого характерен оптимальный уровень развития физиологических процессов. Психологические проявления: лёгкое возбуждение, напряжённое ожидание, нарастающее нетерпение и вместе с тем забота об экономии сил, мысленное продумывание своей деятельности.
2. Волнение – паника («стартовая лихорадка»), которая на физиологическом
уровне отличается перевозбуждением, резкими вегетативными сдвигами (учащение пульса, дыхания, потливостью, дрожанием конечностей).
Психологические симптомы: угнетающее волнение, неустойчивое настроение (от бурного веселья до слёз), забывчивость, рассеянность, суетливость.
3. Волнение – апатия. Для неё на физиологическом уровне характерны: заторможенность, вялость, малая подвижность и зевота. Психологические проявления: инертность, апатия, сонливость, плохое настроение, нежелание играть.
1.2. Фазы эстрадного волнения
У большинства исполнителей можно выделить 5 фаз эстрадного волнения, связанного с концертным выступлением.
1) Длительное предконцертное состояние. Она начинается, когда установлена точная дата выступления. Если это далёкая дата и соответствует намеченному сроку готовности к выступлению, то волнение наступает периодически и только слегка нарушает «душевное равновесие» играющего. Ему легко убедить себя, что он успеет подготовиться.
2) Непосредственное предконцертное состояние. По мере приближения срока выступления мысли о нём всё чаще приобретают навязчивый характер, и волнение всё больше нарастает. Ему сопутствует раздражительность, плохой сон, повышенное внимание к своим собственным переживаниям (навязчивые мысли о провале или об успехе).
Чем ближе дата концерта, тем резче проявляются симптомы волнения, которые в день концерта или на кануне его переживаются особенно болезненно.
3) Промежуток между объявлением и началом исполнения: выход из артистической к своему «рабочему месту». Это безмолвное шествие на виду у публики, остановка, поклон, рабочая поза
4) Начало исполнения и борьба со своим негативным состоянием. У начинающих артистов, или при резком повышении ответственности выступления у более опытных – нередко случаются потери или даже срывы в исполнении. Появляются темповые нарушения (чаще в сторону ускорения), технические погрешности, комкание пассажей, нечёткость фразировки, неоправданные градации звучности, иногда провалы памяти.
Психические состояния человека
... психических состояний человека зависят от его индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических состояний, ... [http://5ballov.qip.ru] Решительность − психическое состояние готовности быстро принять решение и ... психические состояния сопровождаются положительными эмоциями, характеризуются повышением жизнедеятельности (возникает состояние возбуждения, радостного волнения, ...
5) Состояние после концерта. Предконцертное волнение и волнение на самом выступлении не переходят незаметно в будничное состояние. Сильнейшее желание каждого исполнителя услышать отзыв о своём выступлении. Он необходим каждому: это разрешение той сложной – социальной, профессиональной и личностной неопределённости, которая всё время волновала исполнителя.
1.3. Причины эстрадного волнения
В чём причина эстрадного волнения? В недостаточной подготовке? Если в учебной практике, в виде исключения, и возможен такой случай, то для профессиональной концертной деятельности он едва ли закономерен. Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, обратим внимание на следующие факты, связанные с эстрадным волнением:
a) Концертное выступление не несёт в себе ничего угрожающего для жизни
исполнителя и никак не может быть приравнено к таким видам переживаний как страх, ужас, отчаяние, хоть в крайних своих проявлениях
b) Волнение связано с коммуникативной деятельностью человека и обнаруживается только там, где оно выступает как сложное взаимодействие между людьми: в концерте, публичном конкурсе, лекции, экзамене.
c) Дети, примерно до 11 – 13 лет, то есть до наступления переходного возраста, как правило, не волнуются. Так как у них ещё не достаточно сформировано самосознание, и жизненный опыт ещё не сформировал понятие престижа и собственной значимости.
d) Опрошенные выдающиеся музыканты на вопрос о том «Где вам легче играть, у себя в родном городе или на гастролях, в чужом?» — все без исключения ответили,
что в чужом городе им легче играть.
Отсюда можно сделать вывод, о том, что основная причина волнения лежит в неопределённости, непредсказуемости общественной реакции.
2.Оптимальное концертное состояние
Для того чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене или зачёте, музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. ОКС(оптимальное концертное состояние) – это единство трёх компонентов:
1) физического,
2) эмоционального
3) умственного.
При хорошем физическом самочувствии, когда возникает ощущение здоровья во всём организме, тело кажется сильным, гибким и послушным. Физическая подготовка музыканта может включать в себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол. Не рекомендуются упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области рук и плеч, так как чрезмерное напряжение мышц в таких видах спорта как гимнастика или тяжёлая атлетика могут формировать мышечные зажимы в кистях, плечах и грудных мышцах.
При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата, у музыкантов возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах, которые характеризуются особыми ощущениями клавиатуры, смычка, грифа, мундштука.
2.1.Методы овладения оптимальным концертным состоянием
Умственный и эмоциональный компоненты ОКС представляют собой собственно психологическую подготовку, основанную на хорошем физическом самочувствии музыканта. Здесь можно выделить ряд приёмов и методов, которые повышают психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления.
Убийство в состоянии аффекта
... со смягчающими обстоятельствами. Основанием для привлечения к ответственности за убийство совершенное в состоянии аффекта, является внезапно возникшее сильное душевное волнение или аффект. Аффект (от лат. «аffectus» - совершать согласно с чувством) психологи ...
Психологическая адаптация к ситуации концертного выступления(
За несколько дней до выступления, музыкант должен представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своём воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление. На первом этапе проводится погружение исполнителя в аутогенное состояние, на втором – прорабатывается образная картина концертного выступления.
Первый этап. Расслабление мышц тела. Когда человек произвольно расслабит при помощи образных представлений мышцы своего тела, то кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи называют это состояние фазовым. Его важнейшей особенностью является то, что в нём способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается. Восстановительные процессы в этом состоянии протекают в два, два с половиной раза быстрее, чем в состоянии сна.
Инструкция. Погружение в аутогеное состояние. Сядьте прямо. Дыхание должно быть совершенно спокойным. Прикрыли глаза. Сосредоточились на своих внутренних ощущениях, которые будут у вас вызывать мои слова. Сосредоточили ваше внимание на своих руках. Говорите себе: «Мои руки становятся тёплые. Мышцы рук, кистей и пальцев расслабляются….Я представляю, что погружаю их в приятную тёплую воду, и они расслабляются, становятся тёплыми и гибкими… Тепло от кистей рук поднимается к плечам. Предплечья и плечи расслабляются. Я ощущаю приятное тепло в руках и плечах. Мои плечи спокойно опущены… Теперь моё внимание переходит на ноги. … Представляю, что мышцы ног приятно расслабляются. Тепло от ног поднимается вверх….Расслабляются мышцы бёдер и живота. Чувствую приятное тепло в области солнечного сплетения… Мои живот и грудь расслабились и наполнились приятным теплом. …Теперь моё внимание переводится на лицо…. Разглаживается лоб, расслабляются мышцы лица…Нижняя челюсть легко отходит вниз.
Губы слегка приоткрыты….. Мне дышится легко и спокойно… Спокойно и ровно бьётся моё сердце.
Второй этап. Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать. Я отчётливо могу представить сцену, рояль, слушателей и комиссию, перед которой я должен буду выступить. Я спокоен, собран и сосредоточен. Уверенно и радостно я начинаю. Мне нравиться играть… Каждый звук я извлекаю с огромным удовольствием. У меня всё отлично звучит, у меня прекрасная техника…. Я выполняю всё, что задумал…. Я играю так же хорошо, как и в классе…Я могу хорошо играть… Я знаю, что я сделаю всё, что задумал. Все мои действия я чётко вижу и выполняю… Я весь отдался моему вдохновенному исполнению… Какое это наслаждение красиво и хорошо играть…Я могу быстро перестроиться с исполнения одного произведения на следующее…. Мне легко и приятно держать всю программу в голове… С каждым разом аутогенное погружение будет помогать мне всё больше и больше… Я расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления….
Основы методики регуляции эмоционального состояния человека
... других эмоциональных напряжений. Известна определенная взаимосвязь между волнениями и развитием сахарной болезни (диабета). Таким образом, отрицательные эмоции вызывают наивысшее нервное напряжение и истощение. В большинстве случаев удрученное эмоциональное состояние ...
Игра перед воображаемой аудиторией. На заключительных этапах работы, когда вещь уже готова, она проигрывается целиком от начала и до конца с представлением, что играешь перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Исполнение может быть записано на магнитофон. Вместо слушателей могут быть поставлены стулья и на них посажены куклы, игрушки. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концерте. «Пусть это исполнение будет редким, но наиважнейшим событием в процессе работы», говорил своим ученикам А.Б. Гольденвейзер.
Этот приём позволяет проверить
Медитативное погружение. Этот приём связан с осуществлением принципа «здесь и сейчас», практикуемый в буддизме и гештальт – терапии. Исполнение на основе этого приёма связано с глубоким осознанием и прочувствованием всего того, что связано с извлечением звуков из музыкального инструмента. Предельная концентрация внимания на настоящем моменте, который протекает сейчас, в данное мгновение как частица бытия, которая уже никогда не повторится. При фиксации внимания на слуховых ощущениях улавливаются все переходы звуков из одного в другой, все интонируемые смыслы, которые возникают из соединения звуков между собой. Звуки как бы пробуются на вкус, на твёрдость и мягкость, вдыхаются как аромат благовоний, воспринимаются как окрашенные в различные цвета. Необходимо суметь вокально повторить ноту за нотой, звук за звуком всё произведение до конца. Это ощущение можно сравнить с несением полной до краёв чаши, из которой не может быть пролито ни капли.