КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теории государства и права
г. 2011
1. Понятие социального регулирования. Правовое регулирование как разновидность социального регулирования
Социальное регулирование — целенаправленное воздействие на поведение людей. К средствам социального регулирования относятся, прежде всего, социальные нормы: правовые, моральные, корпоративные, обычаи и так далее; индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т.д. Важная роль в социальном регулировании принадлежит правовому регулированию.
Вообще термин «регулирование» (правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Без эффективного правового регулирования немыслима сама государственность.
Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами (воздействие на сознание через средства массовой информации, путём пропаганды, агитации).
Конечная цель правового регулирования — создание системы упорядоченных общественных отношений.
Классификацию правового регулирования на виды проводят по следующим основаниям:
В зависимости от наличия/отсутствия у субъектов общественных отношений, возможности определять конкретный вариант своего поведения:
1. Централизованное (императивное) правовое регулирование — отсутствие у субъекта такой возможности. Наибольшее распространение такой вид правового регулирования получил в публичном праве.
2. Децентрализованное (диспозитивное) правовое регулирование — общественные отношения предоставляют субъекту возможность самостоятельно конкретизировать своё поведение.
В зависимости от используемых юридических средств:
1. Нормативное правовое регулирование — основное средство урегулирования — юридические нормы;
2. Индивидуальное (казуальное) правовое регулирование — основное юридическое средство — индивидуальный акт.
Пределы правового регулирования
Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то возможны следующие ситуации:
Правовая сущность некоммерческих организаций
... 31, ст. 4398. Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования деятельности некоммерческих организаций. Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие правовой статус некоммерческих организаций, а также научные исследования, основанные ...
— Существует концепция «государства — ночного сторожа», такое государство регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол в нерегулируемых сферах жизни.
- Если же ситуация складывается наоборот, то есть сфера правового регулирования слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность граждан.
В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ определения пределов правового регулирования:
I. В сферу правового регулирования должны входить лишь общественные отношения, которые обладают определёнными признаками:
- а) это отношения, в которых заключены как индивидуальные интересы общества, так и интересы обще социальные;
- б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого;
- в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила, признания обязательности этих правил;
- г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
Практика показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам:
1. Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными).
2. Отношения по властному управлению обществом.
3. Отношения по обеспечению правопорядка.
II. Сфера правового регулирования определяется с позиции возможного и необходимого правового регулирования:
Определяется верхняя и нижняя граница. Верхняя граница — возможный предел правового регулирования. Нижняя граница — определяется важностью общественных отношений для государства и общества.
2. Механизм правового регулирования: понятия, элементы, стадии
Механизм правового регулирования — система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
Процесс правового регулирования состоит из следующих основных стадий:
1. Юридическая регламентация общественных отношений — обозначаются направления деятельности участников, устанавливает их правовой статус, это не индивидуализированное воздействие права.
2. Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей — (здесь возможна факультативная стадия — применение права, без которой правоотношения возникнуть не могут) на этой стадии происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей.
3. Реализация субъективных прав и обязанностей — (здесь также возможна факультативная стадия — применение права, без которой иногда невозможно осуществить реализацию прав и обязанностей) воплощение в жизнь прав и обязанностей конкретных субъектов; устранение нарушений прав и интересов субъектов.
4. Применение права — факультативная стадия, которая либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию.
Правовое регулирование отношений между родителями и детьми
... осуществления ребенком своих имущественных прав, проблема применения института ответственности родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Объект исследования – правоотношения родителей и детей. Предмет исследования – законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие правоотношения родителей и детей, теоретические ...
Стадиям соответствуют следующие элементы:
Нормы права
3. Понятие нормы права
Древнеримский поэт Овидий: «Средний путь самый безопасный». Средний путь — это устойчивая взаимозависимость между людьми, которая позволяет каждому вести свои дела не в ущерб делам других. Такая необходимая взаимосвязь называется отношением. Закономерности построения отношений выражаются формулой. В естественных науках формулы указывают на закономерности отношений между явлениями природы. В правоведении формулы отражают закономерности отношений между людьми — они называются нормами права.
Латинское значение слова norma: а) наугольник б) руководящее начало, правило, образец. Таким образом, правовая норма — это право для определённого отношения. В соответствии с нормой данное отношение должно оформиться в жизни в случае, если возникнут обстоятельства, предусмотренные нормой.
Норма права — это общеобязательное, формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путём определения прав и обязанностей их участников.
Признаки:
1. Общеобязательность.
2. Формально-определённое правило поведения — это выражается в содержании, объёме прав и обязанностей, чётких указаний на последствия её нарушения. Любая норма закреплена в нормативно-правовом акте.
3. Гарантированность государством.
4. Системность.
5. Логичность.
4. Источники (формы выражения) норм права
Существует два значения понятия источник права: 1) то, что обуславливает, детерминирует содержание норм права; 2) то, где содержатся нормы права.
Источник (форма выражения) права — это, та особая специфическая форма, в которую облекаются нормы права.
Виды:
- Нормативно-правовой акт — это юридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.
- Нормативный договор — это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права.
- Правовой прецедент (судебный, административный, юридический) — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.
- Правовой обычай — санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения
- Доктрина или юридическая наука — различные научные труды (трактаты, монографии, статьи), на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.
- Правосознание — совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.
- Правовая культура личности — это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.
- Общие принципы права — исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и нормативного договора.
- Религиозные воззрения — это правила поведения, изложенные религиозной книгой.
5. Элементы и структура норм права
Теория отечественного государства и права» «Право в системе социального ...
... и других форм реализации права первостепенное значение имеет понятие о праве как о системе норм. Правовой нормой называется рассчитанное на регулирование вида общественных отношений общее правило поведения, ... и др.) в случаях несоблюдения правовых норм. Этим правовые нормы отличаются от норм морали, норм общественных организаций и других социальных норм, а также от содержащихся в некоторых актах ...
норма право регулирование
Структура нормы права — это её смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами. Нормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула (структура нормы): «Если…, то…, иначе…».
Элементы структуры норм права:
- Гипотеза — это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения. Гипотеза определяет субъектов правоотношения.
- Диспозиция — это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
- Санкция — это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы.
Определение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинена законам логики и закономерностям отношений между лицами.
Закономерности отношений между лицами — это объективная зависимость субъектов права друг от друга в определённых жизненных ситуациях. При помощи структурных элементов нормы подмечается эта зависимость.
Законы логики — это последовательный ход рассуждений, при котором одна логическая посылка нанизывается на другую и при этом не возникает противоречия между предположением и выводом.
Соотношение нормы права и закона поливариантно:
1. Норма права и статья закона совпадают.
2. Несколько норм включаются в одну статью.
3. Одна норма расположена в нескольких статьях.
6. Классификация норм права по их гипотезам
По содержанию:
1. Простая гипотеза — описывает одно обстоятельство, с наличием которого правовая норма связывает возникновение отношения, предусмотренного диспозицией.
2. Составная гипотеза — включает в себя два и более обстоятельств, причём отсутствие хотя бы одного не позволяет ввести в действие диспозицию нормы.
3. Альтернативная гипотеза — также включает в себя два и более обстоятельств, но для введения в действие диспозиции нормы достаточно одного из них.
По степени конкретизации обстоятельств:
1. Абстрактная — в такой гипотезе перечисляются лишь обобщённые формулировки обстоятельств, с наличием которых диспозиция вводится в действие.
2. Казуистическая — перечислены конкретные условия, обстоятельства, при которых начинает действовать норма.
По наличию либо отсутствию условий:
1. Положительная — диспозиция вводится в действие при наличии указанных в гипотезе условий.
2. Отрицательная — диспозиция вводится в действие при отсутствии указанных в гипотезе условий.
7. Классификация норм права по их диспозициям
По способу изложения:
1. Прямая диспозиция — вся «информация» присутствует в самой диспозиции.
2. Ссылочная диспозиция — переадресует к другой статье этого же нормативно-правового акта, в котором содержится сама диспозиция.
Право и социальные нормы
... и роли права среди иных социальных регуляторов имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия. 2 СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Право и религия Религиозные нормы - это нормы, ... в том, что законодательные акты обладают высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормам права. Но чтобы объективно определить, в какой ...
3. Бланкетная диспозиция — не содержит точного описания, а отсылает к другим законодательным и нормативным актам.
По содержанию:
1. Простая — такая диспозиция только называет устанавливаемое отношение.
2. Описательная — подробно описывает устанавливаемое отношение.
По устанавливаемому режиму:
1. Дозволяющая — устанавливает правовое положение лица, в рамках которого оно вправе действовать по своему усмотрению.
2. Обязывающая — в таких диспозициях содержится приказ на совершение определённых действий или запрет, предостерегающий лицо от совершения конкретных действий.
8. Классификация норм права по их санкциям
По степени определённости:
1. Абсолютно определённая санкция — указывает точно вид и размер наказания (точно указанный размер штрафа).
2. Относительно определённая санкция — указывает вид наказания и его размеры, определяя нижний и верхний пределы (лишение свободы на срок от трёх до десяти лет).
3. Альтернативная санкция — такие санкции предусматривают несколько видов наказания (лишение свободы на срок до 3-х лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).
По объёму:
1. Простые — содержат одно неблагоприятное действие.
2. Сложные — содержат два и более неблагоприятных действия.
По отраслевой принадлежности:
1. Уголовно-правовые санкции.
2. Административно-правовые санкции.
3. Дисциплинарные санкции и т.д.
9. Понятие правоотношения
Правоотношение — это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных государством. В литературе представлены разносторонние взгляды на понятие правоотношения, некоторые учёные считают, что это часть общественных отношений урегулированных нормами права, другие же, придерживаются мнения, что это особое общественное отношение.
Общественные отношения это социальные связи между людьми. Любое отношение имеет ряд ограничений и масштаб свободы. Если общественное отношение затрагивает
существенные интересы государства и права, то оно переводится в разряд юридических отношений. Масштаб свободы в таком случае становится субъективным правом, а ряд ограничений — юридической обязанностью.
Признаки:
1. Правоотношение предусмотрено нормой права.
2. Правоотношения носят интеллектуальный (осознанность) и волевой (способность руководить своими действиями) характер.
3. Правовые отношения характеризуются наличием у сторон субъективны прав и юридических обязанностей.
4. Правовые отношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.
Предпосылки возникновения правоотношения:
1. Наличие норм права.
2. Юридические факты.
3. Правоспособность участников.
10. Субъекты правоотношений
Субъекты правоотношений — это обладатели прав и носители обязанностей в правоотношении. Субъектами правоотношений могут выступать физические и юридические лица.
Физические лица — это индивидуальные субъекты, т.е. граждане государства, иностранцы, апатриды, бипатриды. Характер и степень субъектов, участвующих в правоотношениях, регламентируются правосубъектностью, которая включает следующие компоненты:
Права ребёнка в семейных правоотношениях и их защита
... -правового положения ребенка и проблем реализации его семейных прав. Объект дипломной работы – права ребенка в семейных правоотношениях и их защита. Предмет исследования: нормативно-правовое регулирование прав ребенка в рамках семейных правоотношений. Целью данной работы является анализ прав ребенка в семейных правоотношениях ...
1. Правоспособность — это способность лица быть носителем прав и обязанностей.
2. Дееспособность — это способность физического лица как субъекта правоотношений своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности.
3. Деликтоспособность — это способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликт).
Юридические лица — это коллективные субъекты: государство, государственные органы и учреждения, предприятия, организации, национально-государственные образования, избирательные округа, церковь и т.д.
Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 ГК РФ).
Субъектом правоотношений является также и само государство. Государство — субъект политический, властный, суверенный. Оно не зависит от других субъектов права, само устанавливает юридический статус всех участников правовых отношений и выступает в качестве субъекта международного права. Государство в целом как субъект права выступает в международных отношениях, конституционно-правовых, гражданско-правовых и уголовно-правовых отношениях.
55. Объекты правоотношений
Объект правоотношения — это те явления, по поводу которых возникает правовое отношение.
Определение объекта правоотношений — очень трудная задача. В юридической литературе имеются различные точки зрения на понимание объекта правовых отношений:
1. Монистическая точка зрения — единый объект правоотношений это поведение человека.
2. Плюралистическая — гласит о множественности объектов правоотношений.
Права и обязанности сторон могут быть направлены на следующие объекты:
- Вещи (материальные блага),
- Личные нематериальные блага (имя, честь, достоинство),
- Продукты интеллектуального творчества,
- Действия (воздержание от действий) обязанных лиц и управленческих лиц.
11. Виды правоотношений
По отраслевому признаку:
1. Государственно-правовые.
2. Уголовно-правовые.
3. Гражданско-правовые и т.д.
В соответствии с функцией права, которая реализуется через правоотношение:
1. Регулятивные — возникают на основе правомерного поведения, направлены на развитие общественных отношений.
2. Охранительные — возникают на основе неправомерного поведения.
По взаимодействию с государством:
1. Общие — возникают непосредственно из закона, регулируют отношения между личностью и государством. Закон одновременно является и юридическим фактом (п: в связи с введением в силу уголовного закона).
На гражданина ложится обязанность соблюдать запрет, на государство — право требовать его исполнения.
2. Конкретные — возникают на основе юридических фактов (поступков, конкретных действий).
По степени определённости субъектов правоотношений:
Личность, право, государство правовое государство, права и свободы ...
... тираний и деспотий. Цель контрольной работы: исследование личности, права, государства: правовое государство, права и свободы человека и гражданина. Задачи работы: 1. Раскрыть сущность правового государства как организацию политической власти и обеспечения прав и свобод человека. 2. Охарактеризовать отличительные признаки правового государства: признание и защита прав человека и гражданина, ...
1. Абсолютные — в таких правоотношениях персонифицирована лишь одна из сторон, носитель субъективного права (право собственности).
2. Относительные — все стороны поимённо персонифицированы (правоотношение купли-продажи).
12. Понятие и классификация юридических фактов
Юридические факты — это такие жизненные факты, с которыми норма права связывает возникновение, изменение либо прекращение юридических отношений. Юридические факты предусматриваются в гипотезах норм. Наступление юридического факта вызывает предусмотренные нормой юридические последствия. Большинство юридических фактов необходимо доказать (в суде), хотя некоторые факты презумируются (презумпция знания закона, презумпция невиновности).
Классификация юридических фактов:
В зависимости от порождаемых юридических последствий:
1. Правообразующие юридические факты — такие факты влекут возникновение правоотношений.
2. Правоизменяющие юридические факты — изменяют правоотношения.
3. Правопрекращающие юридические факты — соответственно, прекращают правоотношения.
По волевому признаку юридические факты делятся на:
1. События — это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения, но порождают определённые юридические последствия (пожар от удара молнии, истечение срока и т.д.).
2. Действия — волевые акты поведения людей (действие или бездействие), внешнее выражение их воли и сознания, с которыми нормы права связывают юридические последствия. Действия делятся на:
а) Правомерные действия — такие действия, которые отвечают требованиям закона.
б) Неправомерные действия — правонарушения, т.е. совершение действий, запрещённых нормами права (преступления и проступки).
По целевой направленности:
1. Юридические акты — это правомерные действия, которые изначально преследуют целью наступление, изменение или прекращение правоотношения.
2. Юридические поступки — это действия, которые независимо от намерений лица влекут возникновение юридических последствий (опубликование автором своего произведения).
По характеру воздействия:
1. Позитивные юридические факты — это обстоятельства, влекущие возникновение правовых отношений. При вступлении в брак необходимо соблюдение определённых требований: возраст, согласие и добровольность, т.е. позитивные факты.
2. Негативные юридические факты — это обстоятельства, препятствующие возникновению правовых отношений. Если использовать пример с браком, то это: близкое родство, недееспособность, состояние в другом браке.
По характеру действия:
1. Действия однократного характера.
2. Юридические факты-состояния, которые носят как волевой (состоит в браке), так и неволевой характер (состояние в родстве).
13. Понятие и классификация юридических (фактических) составов
Юридический (фактический) состав — есть система юридических фактов, предусмотренных нормами права в качестве основания для наступления правовых последствий (возникновение, изменение, прекращение правоотношения).
Правовой статус личности: понятие, структура, виды
... правового регулирования статуса личности. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие и дать общую характеристику правового статуса личности рассмотреть виды правового статуса личности провести анализ прав и обязанностей личности рассмотреть юридическую ответственность личности. Объектом курсовой работы ...
Классификация юридических составов.
По функциям:
1. Правообразующие.
2. Правоизменяющие.
3. Правопрекращающие — см. выше.
По процессу накопления фактов:
1. Завершённые.
2. Незавершённые.
По способу накопления фактов:
1. Простые — юридические составы с независимым накоплением элементов.
2. Сложные — юридические составы с последовательным накоплением элементов.
3. Смешанные — одна часть с независимым, а другая с последовательным накоплением элементов
1. Акты реализации прав и обязанностей — определяют истинное поведение субъектов, осуществляется деятельность субъектов правоотношений по воплощению в жизнь требований предусмотренных нормой права. На этом элементе заканчивается действие механизма правового регулирования, так как обеспечивается результат, на достижение которого была направлена воля законодателя.
2. Акты применения права — властные действия компетентных органов, обеспечивающих возникновение правоотношений, проводящих требования норм права в жизнь, гарантирующих осуществления прав и обязанностей.
В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования используются, процесс регулирования будет простым или сложным.
— Простое регулирование — такой процесс, когда используется один государственно-властный акт (нормативный акт), т.е. используются стадии 1-2-3, стадия применения права не требуется, так как индивидуализация и реализация прав и обязанностей осуществляется самими субъектами.
- Сложное регулирование — такой процесс, когда используются два акта государственно-властного характера (нормативный и акт применения права), т.е. используются следующая комбинация стадий 1-4-2-3, либо 1-2-4-3.
14. Способы и отраслевые методы правового регулирования
Разнообразие общественных отношений порождает разнообразие в способах и методах правового регулирования. Принято выделять два метода правового регулирования:
1. Диспозитивный (децентрализованный) — метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях (гражданское право).
2. Императивный (централизованный) — метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. Для него характерны отношения субординации, применяется в публично-правовых отраслях, где общественные отношения приобретают общесоциальный интерес.
Именно они лежат в основе всех отраслевых методов. Однако объяснить своеобразие отраслевого регулирования только названными приёмами нельзя.
Способы правового регулирования — основные направления юридического воздействия на общественные отношения, выраженные в юридических нормах и иных правовых средствах.
Таких способов три:
1. Дозволение — предоставление участникам общественных отношений возможности действовать самостоятельно из собственных интересов.
2. Запрет — закрепление за участниками общественных отношений обязанности воздерживаться от определённых видов общественных отношений. Этот способ правового регулирования закрепляет пассивное поведение участников общественных отношений.
Социальное регулирование
... общественные группы, ассоциации, фонды, неприбыльные корпорации. Видное место в системе социального регулирования занимает система социального партнерства, позволяющая согласовывать интересы основных социальных партнеров. Субъектами социального регулирования ... то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым ...
3. Позитивная обязанность — закрепление за участниками общественных отношений обязанности действовать активно.
Сочетание данных трёх способов образует отраслевой метод правового регулирования. Каждая отрасль права имеет свой метод.
Отраслевой метод — это особый приём юридического воздействия, образуемый дозволением, запретом и позитивной обязанностью. Специфика этого сочетания и отражается в методах правового регулирования. Их четыре:
1. Взаимное правовое положение субъектов правоотношений;
2. Система юридических фактов;
3. Порядок определения прав и обязанностей участников правоотношений;
4. Система правовых санкций, применяемых к правонарушителям.
15. Типы правового регулирования
Тип правового регулирования — это особый порядок правового регулирования.
Существует два вида типов правового регулирования в зависимости от того, какой из способов правового регулирования лежит в основе правового регулирования — общее дозволение или общий запрет:
1. Общедозволительный тип правового регулирования — разрешено всё, что не запрещено в праве;
2. Общеразрешительный тип правового регулирования — запрещено всё, кроме разрешённого в законе.
Первый тип правового регулирования используется для воздействия на частноправовые отношения, он более адекватен для горизонтальных отношений (отношения между субъектами, равными по своему социальному статусу).
Второй же используется для регулирования вертикальных отношений — публично-правовых (властных).
16. Понятие и виды индивидуального правового регулирования
Индивидуальное правовое регулирование — это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободного усмотрения, но в пределах очерченных законом.
Особенности такого правового регулирования заключаются в следующем:
1. Этот вид правового регулирования основан на принятии участниками общественных отношений собственных решений, в которых они выражают свою волю и интерес.
2. Предполагается свободное усмотрение субъектов, но оно не должно противоречить действующим юридическим нормам и принципам.
3. Осуществляется в тех ситуациях, которые не определены в юридических нормах однозначно (существует выбор поведения) или вообще не урегулируются.
Основания возникновения индивидуального правового регулирования:
- Юридические нормы абстрактны, и поэтому не в состоянии учесть все общественные ситуации. Участникам общественных отношений предоставляется возможность самим урегулировать ту или иную ситуацию.
- Индивидуальное правовое регулирование побуждает людей действовать активно, что может быть полезным для общества.
- Нормативная база статична, а общественные отношения динамичны — возникают пробелы, которые и урегулирует индивидуальное правовое регулирование.
Правовое регулирование подразделяется на виды в зависимости от способа взаимосвязи субъектов:
1. Автономное правовое регулирование — при таком правовом регулировании прямо не затрагиваются интересы других лиц, и не требуется их волеизъявление (к примеру, правомерное поведение лица).
Роль государства заключается в установлении масштаба свободы.
2. Координационное (договорное) индивидуальное правовое регулирование — участники правоотношений определяют варианты своего поведения путём заключения договора.
3. Субординационное индивидуальное правовое регулирование — имеет место в процессе правоприменительной деятельности, при таком регулировании один из субъектов обладает властью.