Мы являемся свидетелями того, как психологическая наука становится все более и более необходимой для решения задач, встающих перед работниками органов внутренних дел.
Своевременное и успешное предупреждение преступлений возможно лишь тогда, когда все внимание сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. Особую важности приобретают знания в области психологии личности и деятельности, умение анализировать поступки и целостное поведение человека в криминогенной ситуации, выявлять ведущие мотивы и потребности, которые в определенных условиях могут побуждать личность к противоправным действиям. Особое внимание уделяется индивидуально-психологическим особенностям, своеобразию личности, учету социально-психологических условий ее формирования. Именно этим обусловливается актуальность данной темы.
Целью данной работы является раскрытие сущности психологии личности, значение знаний в о ней в практической деятельности ОВД, а также методов психологического изучения личности. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих важнейших задач:
- § раскрыть понятие личности, показав его дифференцирующие черты со смежными понятиями в психологии;
- § указать значение знаний о личности в практической деятельности ОВД;
- § охарактеризовать основные свойства личности;
- § раскрыть сущность методов психологического изучения личности.
1. Понятие личности и значение знаний о ней в практической деятельности ОВД
Проходя в своем развитии определенные стадии, человек постепенно становится личностью — субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. С понятием личности тесно связаны понятия «человек» и «индивид», поэтому необходимо провести их четкую дифференциацию.
Человек рождается уже будучи человеком. В понятии человек утверждается генетическая предопределенность возникновения природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств. Факт принадлежности младенца к человеческому роду фиксируется в понятии «индивид», в котором воплощена родовая принадлежность человека.
Психология личности и деятельности
... Личность – это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуально– и социально-психологическими особенностями. Субъект. Человек ... орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека в единстве ...
Появляясь на свет как индивид , человек обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность.
Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде (А.В. Петровский) Общая психология: Учеб. для студентов пед. Институтов / Под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — с. 193. .
Таким образом, если мы признаем, что личность — это качество индивида, то мы тем самым отрицаем тождество этих понятий. Следует отметить, что тождество понятий «индивид» и «личность» отрицается всеми ведущими психологами — А.Н. Леонтьевым Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1983, т. 1. — с. 385. , Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым, С.Л. Рубинштейном и др.
Значение знаний о личности в практической деятельности ОВД, бесспорно, велико. Прежде всего, такие знания вооружают всех работников ОВД и граждан, включенных в создание и совершенствование правовой системы, достоверными юридико-психологическими знаниями, позволяющими лучше понимать юридико-психологические зависимости, а также пути влияния на них. Грамотность в вопросах психологии способствует цивилизованному профессионально-психологическому развитию личности работников юридических органов и их профессионализма. Кроме того, такие знания способствуют разработке психологически обоснованных путей повышения эффективности решения профессиональных задач, стоящих перед работниками ОВД и их специалистами, а также деятельности по укреплению правопорядка другими органами, организациями и лицами.
Важно отметить, что развитие знаний о личности шло и идет на основе запросов практики и в стремлении обеспечить достижение более высоких результатов в различных видах юридической деятельности, включая деятельность ОВД.
Поэтому и ценность знаний определяется прежде всего тем, что конкретно они дают практическим работникам, какую «прибавку» в улучшении их работы дает использование данных и рекомендаций юридической психологии.
2. Характеристика основных свойств личности
Важно отметить, что личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Данные связи проявляются в конкретных свойствах и поступках людей.
Традиционно в психологии всякой личности выделяются свойства направленности, характера, способностей и темперамента. При этом для сотрудников ОВД интерес прежде всего представляет правовая психология личности и специфические свойства, составляющие ее структуру, которые выделяются в юридической психологии.
Основные требования правомерного поведения к гражданину (и его психологии) могут быть сформулированы следующим образом. Он должен: знать законы и их требования; быть убежденным в необходимости правомерного поведения; обладать желанием вести себя правомерно; уметь вести себя правомерно; быть способным постоянно и везде соблюдать правовые требования; обладать непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам. Основа структуры правовой психологии личности, отвечающей этим требованиям, показана в Приложении 1.
Основы психологии следственной деятельности
... следственной деятельности (на базе общих регуляционных возможностей личности). С другой стороны, длительная профессиональная деятельность ... дефицитом времени - торопливость, поверхностность, правовой нигилизм, проявляющийся в пренебрежении отдельными ... следственных действий (например, необходимость предварительного допроса опознающих), в этой последовательности отражается логика и психология ...
Направленность личности на правомерное поведение
гармонично развитые духовные и материальные потребности,
правосознание —
правомерные цели, задачи, планы, намерения
правовые установки,
интересы и потребности в правомерном поведении и содействии укреплению законности и правопорядка,
правовые мотивы —
Чаще всего человека побуждает не один, а несколько мотивов. Для личности с устойчивым правомерным поведением характерно присутствие мотивов, находящихся на верхних уровнях иерархии.
Подструктуре направленности принадлежит системообразующая, приоритетная роль в правовой психологии личности. Она определяет избирательность активности и отношений личности в жизни и деятельности, включая и взаимоотношения с правовой системой. Они вовлекают в этот процесс и компоненты других психологических подструктур, влияя на степень, характер и способы их действия и направляя в линию правомерных устремлений. Никакие криминологические предпосылки в других подструктурах никогда не проявятся, пока не будут санкционированы направленностью, ее слабостями или деформациями, если они есть. В принципиально важном исследовании В.В. Гульдана было установлено, что правонарушения, совершаемые даже психопатическими личностями, обусловлены не их психопатией как клиническим явлением, а только если она сочетается с криминогенной деформацией их направленности Гульдан В.В. Мотивация противоправных действий у психопатических личностей: Автореферат докт. дисс .- М., 1985. . Это говорит о том, что развитие и оценка подструктуры правовой направленности личности имеют приоритетное значение.
Любая личность отличается не только тем, что она делает, но и тем, как она делает. Операциональные компоненты психологии личности, играющие роль способов и средств достижения целей, определяемых направленностью, обеспечивают правомерное поведение. Многие криминалисты считают, что причины правонарушающего поведения личности связаны зачастую не столько с противоправными целями, сколько со способами и средствами их достижения.
Морально-правовые компоненты
правовой компетентности,
правовая осведомленность —
правовые умения и навыки,
подготовленность, снижающая личную виктимность:
Модуляционные компоненты психологии личности
Итак, структуру правовой психологии личности составляет многофункциональная (психофизиологическая) структура, куда включены гармонично развитые духовные и материальные потребности, правосознание, правомерные цели, задачи, планы, намерения в жизни при полной неприемлемости противоправных, правовые установки, интересы и потребности в правомерном поведении и содействии укреплению законности и правопорядка; реализация личности в социально-правовых отношениях, которые составляют: цивилизованное, порядочное, осмысленное отношение к жизни, уважение людей, их прав и свобод, индивидуальности, достоинства и жизни, уважение к закону и законности как одной из высших социальных ценностей и благу, серьезное отношение к своему долгу, обязанностям, ответственности и требовательности к себе, цивилизованное отношение к своим правам и свободам, правомерность в выборе средств и способов удовлетворения потребностей и достижения целей, устойчивость в выборе средств и способов удовлетворения потребностей и достижения целей, устойчивость к противоправным соблазнам, развитое чувство чести, достоинства, совести, уважительное отношение к правоохранительным органам, к выполнению своего долга сотрудниками и необходимое содействие им; а также правовая компетентность, находящая свое выражение в правовой осведомленности, правовых умениях и навыках, пониженной виктимности.
Психология профессиональной деятельности
... исследование. Наиболее распространенными методами в современной психологии являются метод наблюдения, метод эксперимента, опросные методы. В психологии профессиональной деятельности указанные методы применяются в соответствии с задачами профессиональной ... Уровень индивидуально-психологического анализа предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств. В ...
3. Методы психологического изучения личности
С точки зрения профессора, доктора педагогических наук Б. Г. Ананьева методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.
Комплексная классификация Б. Г. Ананьева получила широкую известность Ананьев Б. Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А. А. Бодалева. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — С. 12-36.. В ней представлены четыре группы методов, соответствующие этапам научного исследования (Приложение 2).
методы организации исследования
§ сравнительный,
§ лонгитюдный,
§ комплексный.
эмпирические способы добывания научных данных
§ обсервационные методы — наблюдение (регистрация фактов с дальнейшим научным объяснением причин этих психологических фактов);
- § экспериментальные методы — лабораторный, полевой, естественный, формирующий;
- § психодиагностические методы — тесты (кратковременные задания, позволяющие в наибольшей мереточно охарактеризовать некоторые качества личности), анкеты, социометрия, интервью и беседа;
- § праксиметрические методы — приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ);
- § метод моделирования — математическое, кибернетическое и др.;
- § биографические методы — анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека;
методы обработки данных:
- § методы количественного (математико-статистические) анализа (статистического обсчета, ранжирования, шкалирования и др.), которые предполагают применение математического аппарата психологии — использование различных статистических приемов и применение основных положений теории вероятностей, которые дают возможность судить о достоверности получаемых выводов, подтверждающих первоначально выдвинутую гипотезу Общая психология. — с. 61. ;
- § методы качественного анализа — систематизации, группировки, типологизации, синтеза и обобщения (позволяет прийти к обоснованных выводам в результате исследования служебных и других характеристик личности;
- К четвертой группе относятся методы интерпретации и оценки данных: § каузальный — выявление причинно-следственных связей;§ структурный;§ системный;
- § генетический;§ факторный;§ теоретически-оценочный;§ апробационный;§ сравнительно-оценочный.
Итак, широкое использование объективных методов психологического изучения обеспечивает высокий уровень исследований в современной юридической психологии.
Психология профессиональной деятельности выписка из государственного ...
... Методы исследования в психологии профессиональной деятельности. Классификации методов исследования. Генетические, праксиметрические, психометрические, экспериментальные методы. Методы математической обработки результатов. Профессиональная диагностика. Вопросы для обсуждения на семинаре: Использование диагностики в профессиональном самоопределении личности. Факторный анализ в психологии ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Задача правового развития личности, строящей свою жизнь в согласии с нормами права — одна из главных в утверждении законности и подлинного правопорядка в обществе.
Проблему профилактики и борьбы с преступностью, охраны прав и свобод граждан и построения процветающего цивилизованного общества не решить, не решив задачи формирования цивилизованной личности с развитой правовой психологией. Эта задача находится в поле внимания всех, кто занимается государственными, социальными и правовыми проблемами общества. Правомерное или правонарушающее поведение всегда детерминированы правовой психологией, в том числе и правовой психологией среды, которая может сдержать или, наоборот, стимулировать криминологические предпосылки, содержащиеся в личности.
Знания о личности имеют важнейшее значение в практической деятельности работников ОВД. Они необходимы сотрудникам, так как они помогают формировать общий подход к изучению личности преступника, отрабатывать алгоритм психологического анализа ситуаций, составлять психологические портреты преступников, находить истоки преступной деятельности в особенностях индивидуального жизненного пути человека, оказывать неоценимую помощь в раскрытии преступлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/pravovaya-psihologiya-lichnosti/
1. Ананьев Б. Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А. А. Бодалева. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — С. 12-36.
2. Гульдан В.В. Мотивация противоправных действий у психопатических личностей: Автореферат докт. дисс .- М., 1985.
3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1983, т. 1. — с. 385.
4. Общая психология: Учеб. для студентов пед. Институтов / Под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — с. 53-62, 191-225.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Макроструктура правовой психологии личности
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Система методов исследования в психологии