Симеон Полоцкий (мирское имя – Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович) (1629–1680) – деятель восточнославянской культуры XVII в., поэт, переводчик, драматург и богослов, один из идейных лидеров «латинствующих».
Уроженец Полоцка, белорус по происхождению. Учился в Киево-Могилянской коллегии и, по некоторым предположениям, в Виленской иезуитской академии. До конца жизни Симеон Полоцкий оставался тайным униатом, скрывавшим свою принадлежность к Базилианскому ордену.
После смерти многие его книги были запрещены, как «прельщающие» латинской мудростью, а рукописи изъяты и скрыты в патриаршей ризнице. Патриарх Иоаким осудил Симеона Полоцкого, как человека «мудрствоваше латинская нововы мышления». А о самих книгах, издаваемых Симеоном, патриарх Иоаким говорил: «Мы прежде печатного издания не видали и не читали тех книг, а печатать их не только благословления, но и изволения нашего не было».
Таким образом, Симеон Полоцкий стал первым в истории древнерусской религиозно-философской мысли деятелем, который стремился утвердить в древнерусском сознании совершенно иную, новую систему мышления – рационалистическую.
Среди выдающихся ученых, внесших большой вклад в строительство советской школы и развитие научной педагогики, видное место занимает Павел Петрович Блонский (1884 – 1941).
Широко и разносторонне образованный и эрудированный человек – философ, психолог, педагог, – он отличался глубиной и смелостью мысли в постановке и решении актуальных научных проблем. С его именем связаны первые попытки перестройки педагогики и психологии на основе марксистско-ленинской философии, а также первые этапы строительства советской школы.
П.П. Блонский оставил после себя богатое творческое наследие. Его перу принадлежит около 200 трудов. Среди них – капитальные монографии, экспериментальные исследования, учебники и методические рекомендации. В первые послеоктябрьские годы они оказывали помощь в разрешении острых проблем становления и развития советской педагогики, психологии, народного образования и школы. Много работ Блонского по психологии и педагогике издано на иностранных языках.
Педагогические взгляды С. Полоцкого
В трудах С.Полоцкого можно найти очень много ссылок на древнегреческих и западноевропейских философов, цитат из их произведений. Авторитет этих признанных во всем мире мудрецов, как бы позволял ему доказывать собственную правоту.
Советская школа и педагогика в 1946–1985 гг
... у видных представителей Академии педнаук. 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В 1965–1985 гг.Для нашего народного образования не ... в конце 50-х – начале 60-х гг. советская школа окрепла. Ее мировой рейтинг был высок. По международному стандарту ... продолжалось. Многое здесь делали педагоги-новаторы, представлявшие неофициальную педагогику. Их творческие судьбы были сложны, исследования и результаты ...
Симеон Полоцкий очень много сделал для развития системы образования в России. К этому стоит добавить подготовленные и изданные им буквари и другую просветительскую литературу. Множество призывов о необходимости образования разбросаны по разным его сочинениям. Здесь можно встретиться с главным обоснованием необходимости образования, – чем образованнее человек, тем ближе стоит он к постижению Бога.
Особую роль в образовании Симеон Полоцкий уделял «семи свободным наукам» – традиционному набору наук, преподаваемых в западноевропейских университетах (тривиум – грамматика, риторика, диалектика; квадриум – арифметика, геометрия, астрология, музыка).
Необходимо помнить, что в древнерусской традиции не признавалась актуальность этого набора, тем более, что в него входила астрология, запрещаемая православием. Тем не менее, Симеон Полоцкий положил много сил для того, чтобы привить эти «свободные науки» на русской почве.
Славу России он видит именно в расширении пределов знания, в развитии образования, сокрушаясь о том, что многие его современники не понимают его устремлений.
В представлении Симеона Полоцкого, «совершенный человек» – это добропорядочный, широко образованный христианин и верный сын своего государя. В ранних стихотворениях (1648-60) С. Полоцкий изложил свои взгляды на воспитание и обучение. Он призывал к тому, чтобы о человеке судили по его способностям и делам, а не по родословной и титулам. В его ранних стихах высказана оригинальная идея о делении человеческой жизни на пять 16-летних этапов. В первые 16 лет воспитание и обучение полезно строить так, чтобы оно включало «разные игры, т. к. должно приносить им удовольствие». 2-й этап (до 32 лет) предполагает, что юноша, «набравшись разума», находит любимую профессию и овладевает ею и т. д. Но воспитывать человека в уважении к старшим, в «бла-гоумии и добропорядочности» надо сызмальства, не пренебрегая при необходимости и розгой.
Главное место в педагогических воззрениях Симеона Полоцкого занимает трудовое воспитание. Он считал, что трудиться должны все, без различия возраста, общественного и сословного положения, в том числе и цари. «Люботрудие», «трудолюбие», «трудник», «трудолюбец», «люботрудник» и другие подобные слова – самые частые в его творчестве. Он считал, что трудиться надо учить человека с детства, только тогда труд станет для него привычным делом.
Гл. задачу воспитания С. П. возлагал на родителей, которые не должны губить ребёнка чрезмерным «ласканием» и «ненаказанием», обязаны изолировать его от «злого общества», с ранних лет учить рукоделию, прививая трудолюбие. Чтобы эффективней воздействовать на ученика, следует учитывать его темперамент («4 преобладающих темперамента»).
Из семи свободных искусств им особо выделялась логика (диалектика), которую вслед за «достойным Платоном» он провозглашал «матерью всех наук». Занятия логикой развивают в человеке «быстрый и острый разум» — ценнейшее, по мнению С. Полоцкого, качество, без которого невозможно успешное участие в учёном диспуте.
Он сформулировал важную мысль о педагогической функции поэзии, стихотворной речи, которые полезны тем, что облегчают запоминание сложного материала, а также «в немнозе пространстве многшая заключат могут». Есть данные, свидетельствующие о том, что С. Полоцкий был знаком с некоторыми работами Эразма Роттердамского и Я. А. Коменского. Он поддерживал прогрессивные для того времени принципы и методы обучения: наглядность, доступность, увлекательность, повторение и закрепление пройденного, учет индивидуальных особенностей учащихся, положительный пример учителя и др. В одном из произведений С. Полоцкий уподобляет душу ребёнка «скрижали ненаписанной», что близко к учению Дж. Локка, ставшего известным в России почти через 10 лет после смерти С. Полоцкого. Многое из того, что касалось вопросов развития личности, было взято им из опыта католических академий и коллегий. В России того времени он нашел благодатную почву для совершенствования и творческого применения этого опыта.
Становление и развитие системы профессионального образования в России
... профессионального образования в Советском Союзе. Объект изучения – история становления и развития системы профессионального образования в России. Предмет изучения – особенности и аспекты истории становления и развития системы профессионального образования в России. ... европейскому образцу. В частности, воспитатель детей царя Алексея Симеон Полоцкий (1629 - 1680), основал Заиконоспасское училище в ...
Симеон Полоцкий вошёл в историю культуры как педагог и воспитатель, поэт и писатель, драматург и проповедник, глубоко изучал философию, природоведение, интересовался вопросами медицины и искусства, астрологией и др. В Россию «Симеон привёз с собой плоды европейской учёности – прекрасное знание языков: латинского, польского, белорусского и украинского, а также схоластических наук (грамматики, риторики, поэтики, диалектики и др.).
М. В. Ломоносов среди книг ставших по его словам вратами его учености, называет «Псалтырь рифмотворную» Симеона Полоцкого
Симеона Полоцкого вряд ли можно отнести к самым известным и почитаемым отечественным авторам и общественным деятелям, тем не менее, именно с этого имени начинается в России, как история стихосложения, так и история драматургии. С его именем связаны первые проекты высшего образования в России. Таким образом, Симеон Полоцкий был европейски образованным человеком, обладающим энциклопедическими знаниями.
Педагогические воззрения П.П. Блонского
П.П. Блонский, сыграл значительную роль в решении ряда сложных проблем содержания образования и методов обучения.
Обращает на себя внимание программа образования, разработанная им для советской школы в период ее становления и первоначального развития. При её составлении он руководствовался учением классиков марксизма о коммунистическом воспитании нового человека, который знал бы основы.
Еще в дореволюционное время П.П. Блонский пытался рассматривать вопрос о всестороннем развитии личности, опираясь на идею К. Маркса о соединении обучения с производительным трудом. В начале 20-х годов для него марксизм был уже методом, которым следовало бы пользоваться для решения педагогических проблем. Трудно указать на такие вопросы в педагогике, на которые он не обратил внимание. Его интересы шли от дошкольного воспитания до вузовского преподавания. На протяжении всего своего творческого пути он энергично проводил идею связи школы с жизнью, уделял большое внимание вопросам дидактики, трудового воспитания и политического образования. Значительна роль Блонского в составлении учебных программ для школ и создании новых учебников.
Наряду с Н. К. Крупской ему принадлежит попытка разработки схемы программы по организации труда для школы 2-й ступени и примерного содержания курса, раскрывающего научные основы организации труда. П.П. Блонский был не только педагогом-теоретиком, но и педагогом-практиком, сыгравшим крупную роль в подготовке новых педагогических кадров. Выступая всегда за педагогический эксперимент, он не боялся высказывать спорные положения.
Школа: обучение или воспитание?
... образование. Цель: Обосновать взаимосвязь процессов воспитания и обучения в школе. Задачи: 1. Изучить теоретические основы процессов воспитания и обучения. 2. Выявить соотношение понятий воспитания и обучения. 3. Провести социологический опрос (Школа: обучение или воспитание?). Объект курсовой работы: ... трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений и навыков, ...
Его творческое наследие имеет большое значение для овладения достижениями советской школы и педагогики в период их становления и первоначального развития.
Положительно отмечались труды П.П. Блонского известными педагогами того времени (А.П. Пинкевич, И.И. Демидов, Б. Комаровский, В.Я. Струминский и др.).
Так, А.П. Пинкевич и И.И. Демидов писали: «…В основном, в существенном, П.П. Блонский является крупнейшим теоретиком именно советской педагогики». «Заслуги проф.Блонского, – указывал Б. Комаровский, – перед нашей педагогикой очень велики… Он беспрестанно и неустанно работает над собою… Он не замыкается в узкие рамки теоретических исследований, а принимает близкое участие в работах в высших государственных учреждениях по народному образованию, а также в практической работе опытных учреждений, съездов и конференций по разным вопросам просвещения». Очень высокую оценку П.П. Блонскому давал В.Я. Струминский: «Русская педагогика не много знает теоретиков, которые бы в такой степени, как Блонский, искренностью своего порыва, пониманием детства и вниманием к педагогу напоминали другого, столь порывистого и противоречивого в своих исканиях европейского педагога Песталоцци.
В дореволюционных работах он разделяет такие идеи К. Д. Ушинского, как народность как основа образования и культуры; подготовка учащихся к творческому труду; построение педагогики на научных основах; необходимость строгой рационализации всей системы школьного обучения; обязательность для учителей самой серьезной теоретической и практической подготовки к преподавательской деятельности и др.
П.П. Блонский написал ряд учебников по педагогике. В 1916 г. был опубликован его «Курс педагогики», переиздававшийся дважды. Вышедшая в свет в 1922 г. «Педагогика» Блонского выдержала семь изданий; по существу она представляла собой основной учебник для педагогических институтов. Характеризуя «Педагогику» П.П. Блонского, можно отметить её значение для того времени, что в развитии педагогического образования она была несомненным шагом вперед по сравнению с дореволюционными учебниками таких авторов, как М.И. Демков, П.Ф. Каптерев.
Отмечая связь педагогики с биологией, физиологией и психологией, П.П. Блонский ставил вопрос об открытии законов развития и воспитания детей.
Поставив целью воспитания всестороннее развитие человеческой личности, П.П. Блонский считал возможным решить ее путем соединения умственного образования с эстетическим, физическим, нравственным, трудовым воспитанием и политехническим обучением. Много ценного мы находим в его работах, где он высказывает свои взгляды на эти стороны развития подрастающего поколения, рассматривая их как составные части коммунистического воспитания.
Вклад в теорию дошкольного образования П.П. Блонского
... положения. Выводы П.П. Блонский внес большой вклад в развитие педагогики. Психолого-педагогическое наследие П. П. Блонского содержит много ... блонский педагогический дошкольный возрастной Основные теоретические положения педагога в области дошкольного образования, научные труды П.П. Блонский оказал заметное влияние на становление отечественной педагогической науки. Его монография «Трудовая школа» ...
В борьбе за новую школу П.П. Блонский находился на тех же позициях, на которых стояли Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский. Вместе с ними он отстаивал идею трудовой, политехнической и общеобразовательной школы, ее светскость, принцип совместного обучения, соединение обучения с производительным трудом. У него была правильная марксистская оценка роли школы в обществе, ее классовой природы и места в политической борьбе. Он считал, что борьба за новую школу будет долгой и упорной. Новая школа, говорил Блонский, достанется с гораздо большим трудом, чем все остальное. «Но если мы ее завоюем, тогда парод будет иметь все основания праздновать свою окончательную и самую решительную победу». Конечную цель новой школы он видел в воспитании максимально сильного и максимально общественного человека – строителя социализма.
П.П. Блонский проделал большую работу по освобождению содержания образования от словесно-догматических и религиозно-нравственных предметов, которые доминировали в старой школе. В содержании школьного образования он отводил должное место наукам о природе и обществе, формирующим материалистическое мировоззрение. Важнейшими требованиями к содержанию образования он считал научность, идейно-политическую направленность обучения, связь школы с жизнью учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Эти требования к содержанию школьного образования предъявляются и в настоящее время.