Вклад в теорию дошкольного образования П.П. Блонского

Краткая биография П

.П. Блонского

Среди выдающихся ученых, внесших большой вклад в строительство советской школы и развитие научной педагогики, видное место занимает Павел Петрович Блонский (1884 г.-1941 г.).

Широко и разносторонне образованный и эрудированный человек — философ, психолог, педагог, он отличался глубиной и смелостью мысли в постановке и решении актуальных научных проблем. С его именем связаны первые попытки перестройки педагогики и психологии на основе марксистско-ленинской философии.

Родился в Киеве. В 1902 г. поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, окончил его в 1907 г. с золотой медалью. Интересовался античной философией, опубликовал ряд работ по гносеологии и этике. С 1913 г. — приват-доцент. Примкнул к партии эсеров, неоднократно подвергался аресту, однако в 1917 г. порвал с ними, сблизился с большевиками. После революции испытывал нужду, занялся преподавательской деятельностью. Познакомился с Г. Н. Челпановым, при содействии которого окончательно переехал из Киева в Москву и занялся психологическими исследованиями, став аспирантом Челпанова.

блонский педагогический дошкольный возрастной

Основные теоретические положения педагога в области дошкольного образования, научные труды

П.П. Блонский оказал заметное влияние на становление отечественной педагогической науки. Его монография «Трудовая школа» (1919 г.) рассматривалась как теоретический ориентир в создании новой школы. Ему принадлежат ряд исследований по педологии («Педология», 1934 г., 1936 г.) и возрастной психологии («Очерки детской сексуальности», 1935 г.) Блонский анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребёнка в условиях обучения (« Память и мышление» , 1935 г.)

Большое значение для выяснения мировоззренческих установок П. П. Блонского имеет его дореволюционная книга «Введение в дошкольное воспитание». В ней, как пишет сам автор, он проводил две мысли: «Первая относилась к одному из ходячих “или-или”: или общественное, или семейное воспитание. Консерваторы стояли за патриархальное семейное воспитание: дети — собственность родителей, и те делают с ними что хотят. Энесовско — кадетская педагогика расшаркивалась перед общественным воспитанием. На деле это означало: дети — собственность государства (то есть царского прави-тельства), и последнее делает с ними что хочет. Я оставил читателей в недо-умении пред этим “или-или” и предполагал третье: родители — материально обеспеченные государством и ответственные перед обществом воспитатели своих детей. Все семейные конфликты решаются в соответствии с интереса- ми детей. Такая постановка вопроса не могла понравиться ни “общественни-кам”, так как взваливала на общество, государство, правительство обязанность материально обеспечивать максимально лучшее воспитание детей, ни “семейственникам”, так как родители становились под общественный контроль при общественной поддержке. Вторая основная мысль книги — взгляд на воспитание как на организацию стимулов к саморазвитию ребенка. Надо воспитать ребенка так, чтобы он мог мыслить самостоятельно» [3, — с. 129.].

13 стр., 6082 слов

Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни

... Сохранять и улучшать здоровье - огромная каждодневная работа, начиная с самого рождения. В современном обществе остро стоит вопрос о воспитании здорового ребенка. Здоровье - важнейшая ... основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей. Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья психической ...

Что же касается П. П. Блонского, то его вклад в развитие педологии был более значительным, чем просто приверженность биогенетическому направ-лению. Он считал, что задачей педологии является изучение своеобразия и закономерностей детского возраста, изучение цельного ребенка как психофи-зиологического существа, нахождение существенных взаимосвязей и взаи-мозависимостей между психическими и соматическими свойствами ребенка. Таким образом, целостность и развитие должны стать основными методоло-гическими характеристиками педологии, позволяющими выявить общие за-кономерности формирования личности ребенка, установить причины и ход становления его психических функций, раскрыть новые, специфические осо-бенности, возникающие от соединения отдельных сторон его развития — фи-зиологической, психологической и социальной — в целостный процесс. П. П. Блонский внес большой вклад в разработку научного аппарата пе-дологии, в обоснование необходимости дифференцированного обучения детей, в исследование отдельных психических свойств детей — их мышле-ния, памяти, речи. Не удивительно, что многие из его педологических пред-ставлений актуализированы современной педагогической наукой и практикой.

Трудно указать на такие вопросы в педагогике, на которые он не обратил внимание. Его интересы шли от дошкольного воспитания до вузовского преподавания. На протяжении всего своего творческого пути он энергично проводил идею связи школы с жизнью, уделял большое внимание вопросам дидактики, трудового воспитания и политического образования. Значительна роль Блонского в составлении учебных программ для школ и создании новых учебников. П.П. Блонский был не только педагогом-теоретиком, но и педагогом-практиком, сыгравшим крупную роль в подготовке новых педагогических кадров. Выступая всегда за педагогический эксперимент, он не боялся высказывать спорные положения.

Выводы

П.П. Блонский внес большой вклад в развитие педагогики. Психолого-педагогическое наследие П. П. Блонского содержит много ценных мыслей. Изучение им зависимости хода усвоения знаний школьниками от организации самоконтроля, выявление роли внутренних психических состояний в процессе воспроизведения усвоенного открыли новое направление исследований процесса учения и процесса усвоения как сложного вида деятельности, в котором находят отражение особенности личностных качеств и содержание прежнего опыта человека. Проблема возрастных особенностей умственного развития детей, разработанная Блонским — психологом, до сих пор сохраняет важное значение для педагогики. То же можно сказать и о его исследованиях, посвященных изучению психики ребенка вообще, в которых дается научно разработанная и обоснованная методика изучения детей.

14 стр., 6803 слов

Особенности и проблемы психического развития ребенка раннего ...

... возрасте от 1 до 3 лет. Целью данной работы является: охарактеризовать психическое развитие ребенка в раннем детстве. Задачами данной работы являются: Выявить социальную ситуацию развития в раннем детстве; Рассмотреть становление ведущей деятельности детей от 1 года до 3 лет; Проследить особенности психического развития, умственного развития, ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/vklad-v-teoriyu-doshkolnogo-obrazovaniya-p-p-blonskogo/

1. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения/ Редкол. Б.Л. Есипов, Ф.Ф. Королёв, С.А. Фрумов; сост. Н.И. Блонская, А.Д. Сергеева. — М. : Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 371 с.

2. Антология по истории педагогики. Уч. Пособие для студентов пед. уч. заведений./ Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков. — М. : ИЦ Академия, 2000. — 384 с.

3. Блонский П.П. Мои воспоминания/ П.П. Блонский. — М.: Педагогика, 1971. — 129 с.

4. Блонский П.П. Педология : учебник для высших педагогический уч. заведений/ П.П. Блонский. — М. : Изд. МОСКВА, 1934. — 104 с.

5. Никольская А.А. Значение П.П. Блонского в истроии психологии/ А.А. Никольская// Вопросы психологии. — 1985. — № 1. — С. 121-125.