Формы и методы ознакомления детей с творчеством художников-иллюстраторов

ВВЕДЕНИЕ

С детской книгой малыш встречается уже в первые, годы своей жизни. Книга одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.

Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации).

Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е.Д. Поленова, И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, Г.Н. Нарбут, В.А. Милашевский, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, Е.Н. Чарушин, Е.М. Рачев и др. иллюстировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение [18, 20].

Художник приходит к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить, и наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине.

Е. А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости [15,20]. Но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.

Основная задача воспитания дошкольников гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Исследования Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского, С.Л. Рубинштейна и др. показывают, что решить эту задачу можно при условии правильного выбора средств, которые позволят ребенку в ходе освоения культурно исторического опыта стать субъектом собственной деятельности [17,19].

Изобразительное искусство составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике. Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А. это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй [10,15]. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М. Сокольникова).

6 стр., 2775 слов

Методика ознакомления детей с изобразительным искусством

... работы - рассмотреть методику ознакомления детей с изобразительным искусством. Задачи: выявить роль искусства в воспитании и развитии детей; рассмотреть восприятие живописи детьми; изучить задачи, метод и приемы по ознакомлению детей с искусством; перечислить формы работы с детьми; выявить требования к ...

Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире (это доказано в исследованиях В.А. Езикеевой, Р.И. Жуковской, В.Я. Кионовой, Т.А. Кондратович, И.О. Котовой, Т.А. Репиной, Е.А. Флериной, А.Ф. Яковличевой и др.) [18, 21].

Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. В понятие художественной деятельности входит создание художественных ценностей, их восприятие и приобретение необходимых знаний по искусству (М.С. Каган, Ю.Н. Петрова) [20, 23].

Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога. Исследования О.А. Абдуллиной, С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.Г. Боброва, Ф.Н. Гоноболина, Н.Н. Кузьмина, И.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, А.И. Щербакова и других доказывают, что от уровня сформированности у педагога знаний, умений и навыков зависят знания, умения и навыки учащихся, а также результативность детской деятельности и развитие детского творчества (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др.) [17, 20].

Актуальность предложенной для изучения темы обусловлена двумя факторами: во первых, в наши дни остро стоит проблема культурного и эстетического воспитания подрастающего поколения; во вторых, отмечается недостаточная разработанность методической базы по организации художественного воспитания детей в области изобразительного искусства в целом и на примере книжной иллюстрации в частности.

Цель исследования: разработать формы и методы ознакомления детей с творчеством художников иллюстраторов.

Объект исследования: процесс ознакомления детей с дошкольного возраста с произведениями художников иллюстраторов.

Предмет исследования: формы работы по ознакомлению детей с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития художественных (изобразительных) способностей детей сюжетных композиций.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы книжной графики, её выразительные средства.

2. Определить и проанализировать содержание знаний и умений дошкольников при ознакомлении с произведениями художников иллюстраторов.

3. Изучить особенности знаний и умений дошкольников в ходе ознакомления с иллюстрацией детской книги.

4. Разработать наиболее эффективный метод ознакомления дошкольников с творчеством художников иллюстраторов.

Методы исследования:

1) анализ теоретических и практических психолого педагогических источников;

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/oznakomlenie-detey-s-hudojnikami-illyustratorami/

2) наблюдение за изменениями в восприятии детьми содержательной стороны книги после ознакомления с иллюстрациями;

3) синтез, на основе полученных данных методических рекомендаций по организации воспитательной деятельности в области эстетического развития детей дошкольного возраста.

8 стр., 3705 слов

Психоанализ и искусство

... горизонты познания. Среди работ, посвященных психоанализу искусства, значительно больше исследований литературных текстов, нежели произведений, относящихся к другим видам искусства. Конечно, авторский замысел в ... славы. На этой, и только на этой стадии, для которой характерно претворение в искусство личного опыта художника, Ранк считает целесообразным использовать монографические методы. По сути ...

Теоретическая значимость направлена на достижение выразительности и цельности художественного произведения, а также поиска оригинального композиционного решения. Проблема ознакомления дошкольников с творчеством художников-иллюстраторов рассматривается в трудах О.А. Абдуллиной, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой и др.) [18, 20]. Практическая значимость состоит в разработке конспектов, методических решений.

Таким образом, курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ГЛАВА 1. КНИЖНАЯ ГРАФИКА, КАК ВИД ИСКУССТВА, ЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

1.1 Графика: понятие и разновидности

Графика (от греч. Grafo- пишу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным её графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на неё линиями, точками , штрихами и пятнами. Графика делится на два вида:

1. Рисовальная художник создает изображение непосредственно на листе бумаги;

2. Печатная гравюра.

Графика близка к живописи, но если цвет там является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчетлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством.

Графика больше, чем живописи, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве. В графике яснее, чем в живописи, подчеркнута её «сделанность».

Живопись создает убедительную иллюзию непосредственно увиденного. Обычно эта иллюзия возникает при отходе от полотна: живопись требует, чтобы на неё смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонию натуры. Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю «технику» рисунка. Она рассчитана на то, чтобы быть очевидной.

Если в живописи пространство передается с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передается обычной линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.

Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и все эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение её зримых форм, передает облик предметов и явлений объективного мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий и жизненных процессов. Изобразительное искусство передает тот или иной момент развития и движения, как бы «Останавливая мгновение», и помогает человеку увидеть связи и отношения объектов реального мира, раскрывает красоту действительности, порой скрытую от человека частностями, случайными деталями [20, 23].

Изобразительное искусство не только изображает окружающий мир, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к отображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа. Выразительные средства художественного произведения рисунок, композиция, колорит «работают» на воплощение идейно эстетического замысла художника, на создание целостной картины жизни, позволяющей выделить главное , основное, типичное, существенное в изображаемой действительности.

13 стр., 6220 слов

Иллюстрация в книге для детей

... для совершенствования работы с детьми дошкольного возраста, выявляя новый комплекс осмысления синтеза книжной иллюстрации и литературных текстов в целях эстетического развития юных читателей. 1. Книжная иллюстрация как вид изобразительного искусства ... книг, созданных специально для детей, к тому же детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Книжная графика - иллюстрация ...

Книжная графика иллюстрация (от лат. Illustrare- прояснять) это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие её декоративный строй [18,20]. Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит в том, что её образный строй опирается на данную литературную канву и подчинен определенной задаче освещению и объяснению текста. Как средство наглядности иллюстрация находится в тесной зависимости от идейно образной структуры литературного произведения.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/oznakomlenie-detey-s-hudojnikami-illyustratorami/

Книжная иллюстрация выступает в синтез со всеми элементами книги, и главное самим текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.

Книга это синтез искусств: искусства слова, графики и полиграфии.

1.2 Специфика средств художественной выразительности в работах художников иллюстраторов детской книги

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник.

Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет, спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.

Образ героя один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.

Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.

Цвет в детской книге главный помощник художника. Он играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет.

Сложность отношения детей к цвету ясно видна в их рисунках, где цвет выступает как способ различения предметов, выражения эмоции; нередко цвет выполняет и игровую функцию. Для художника, который обращается не только к цветовому восприятию, но и к «цветовому воображению» (определение С. Эйзенштейна) детей, важно, что это воображение управляется как впечатлениями зримого мира, так и эмоциональной реакцией на них, а также специфической игровой логикой ребенка. Задача художника удовлетворить потребность законов цветовой гармонии. Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности.

37 стр., 18253 слов

Влияние волшебных сказок на речь детей дошкольного возраста

... контексте воздействия на нее средств выразительности и образности волшебных сказок. Структура исследования:, ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ – неисчерпаемый источник развития ребенка, всех знаний. воспитывает, обучает развивает ребенка. влиянием языка ...

Различными способами достигали сложной цветовой гармонии В. Лебедев, В. Конашевич, Ю. Васнецов и др. [20, 23]. В. Лебедев предпочитает зрелищность, «парадный выход» цвета открытого, яркого, насыщенного. Живое взаимодействие цветов, их борьба все это происходит на глазах у зрителя. Рисунки к «Цирку» С. Маршака, выполненные в 1924г., характерный пример лебедевского умения строить виртуозные цветовые композиции. В «Цирке» торжествует интенсивность цветов; художник вскрывает динамичную структуру пятна, стремящегося к противоборству с другим локальным пятном. Этот прием и создает ту динамику, которая пронизывает всю книгу. Рисунки производят впечатление нарядных красочных, между тем единственной по настоящему «яркий» цвет красный. Но цветовая ориентация книги так тонка и умела, что остальные цвета (серый, лимонно-жёлтый, зеленый, черный) звучат рядом с красным в полную силу [14,17].

Принцип В. Конашевича принцип согласованности, сопоставления цветов. Художник обладает редчайшим умением «вселять» цвета друг в друга, заставляя во всех цветах звучать неуловимый, общий им всем, еле слышный оттенок, и добивается с помощью этого приема единства цветового решения.

В иллюстрациях Ю. Васнецова удивительно точно определены пропорции реального и фантастического цвета; этот принцип равновесия имеет большое значение для верного восприятия книги. Цвет Васнецова «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси белые, лиса рыжая. Кроме того, цвет его конкретен, прост, его легко назвать. Это цветовая азбука, помогающая ребенку осмыслить цвет и его значение [13, 18]. Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах. Рисунок это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей новая ступень в развитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является тем ограничением, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводит цвет в систему книжного построения макет.

Нельзя пройти мимо характерных признаков предмета: если в детской книжке нужно нарисовать, например, мяч, то он просто обязан быть круглым, так как это основной его признак, для всех мячей общий. Такой общий признак есть у каждой группы предметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет ещё и конкретностью существования в определенной среде.

Рисуя человека и стараясь передать характер персонажа или его душевное состояние, также следует иметь в виду и некоторые особенности детского восприятия. В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения. Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения. Особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка, что вызывается особенностями детского восприятия. Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.

14 стр., 6602 слов

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами ...

... тему исследования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности». Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач ... культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводиться работа над интонационной выразительностью, ...

В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутренне оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка. Макет книги объединяет все средства выразительности. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги. Типы макетов книжек для маленьких детей различны от книжки игрушки, книжки образа, книжки ширмы до книжки тетрадки. Особые черты имеет и оформление детской книги. Нет необходимости сохранять в книге для детей всю структуру книги для взрослых (суперобложка, переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист и т.д.).

Особый характер оформления его наглядность, стройность, занимательность — отличает книжную графику для детей.

1.3 Правила, приемы и средства выразительности

У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сюжетную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения, то есть о закономерностях построения композиции.

Рассмотрим в основном те из них, которые касаются процесса создания реалистического произведения. Реалистическое искусство не просто отражает действительность, а олицетворяет восторг художника перед удивительной красотой обычных вещей эстетическое открытие мира. Конечно, никакими правилами нельзя заменить отсутствие художественных способностей и творческой одаренности.

Талантливые художники могут интуитивно находить правильные композиционные решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и много трудиться над ее практической реализацией. Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения [2. 15].

Итак, поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции. Рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции.

14 стр., 6732 слов

Особенности формирования у детей знаний о видах изобразительного искусства

... видами искусств В старшей группе теме «Знакомство с изобразительным искусством» отводится одно занятие в месяц. Однако работа продолжается и в процессе самостоятельной художественной деятельности: в книжном уголке дети собирают художественные открытки, выкладывают книги с картинами знакомых им художников ...

Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п. Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения. Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж.

Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное, главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным [20, 23].

Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что то новое к развитию замысла автора. Знание закономерностей композиции помогает сделать рисунки более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть бывают исключения из правил.

Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность [15, 20].

Таким образом, средства композиции это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции [15,20].

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКОВ — ИЛЛЮСТРАТОРОВ

2.1 Влияние иллюстраций на понимание детьми художественного текста книги

Для того чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой как произведением искусства, педагогу следует иметь некоторое представление о том, как иллюстрация влияет на понимание детьми художественного текста книги и об особенностях восприятия детьми разных возрастных групп книжной графики.

Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве (Р.И. Жуковская, В.А. Езикеева, Р.И. Чуднова и др.) Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.

Исследования, проведенные В.А. Езикеевой и Т.А. Репиной, подтверждают, что художественная иллюстрация оказывает большое влияние на понимание текста детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Это влияние наиболее значительно проявляется в младшем дошкольном возрасте. В дальнейшем оно уменьшается и возрастает роль самого текста, что свидетельствует о существенных изменениях в соотношении сигнальных систем ребенка [10, 15].

23 стр., 11235 слов

Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного ...

... тем, чтобы собственными глазами увидеть, как «это делается». Тогда, как пишет отечественный исследователь психологии детского творчества Е. И. Игнатьев, ребенок ... и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности ... композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения, и т.п. художественным творчеством детей Таким образом, мы рассмотрели понятие детского ...

Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребенка является не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста. Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.

В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения представляет большие трудности для ребенка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.

Сказанное выше даёт основание отметить, что с книжкой ребенок знакомится с младшего дошкольного возраста и задача взрослого заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к ней, к содержащимся в ней рисункам, желание внимательно их рассматривать «читать рисунки», узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая радость и удовольствие от встречи. При рассматривании рисунка надо побуждать детей слушать текст и соотносить его с определенной картинкой; обращать внимание детей на некоторые средства выразительности форму, строение, позу, жест, фактуру поверхности (пушисты, лохматый и т.д.) цвет, положение в пространстве; подражать голосам, позам, движениям знакомых детям животных птиц.

2.2 Конспекты НОД по ознакомлению с творчеством иллюстраторов детской книги

2.2.1 Конспект познавательно-игрового занятия на тему «Музей книги»

Старшая группа.

Образовательная область: «Познание»

Цель: Познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов детских книг.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей обращать внимание на средства выразительности живописного и графического искусства, давать эстетическую оценку произведений искусства.
  • побуждать к стремлению высказывать суждения, собственное понимание художественного образа, настроение произведения.

Развивающие:

36 стр., 17564 слов

«Поликультурное образование в структуре социально-коммуникативного ...

... формы организации деятельности детей вне занятий. В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России. Вопросы поликультурного образования исследуют О.В. ... предметным миром и миром природы ( Серебрякова Т.А. Система работы по развитию коммуникативной сферы детей дошкольного возраста как условие их социального-личностного становления // ...

  • развивать устойчивый интерес к освоению искусства.
  • развивать умение всматриваться в иллюстрацию, эмоционально откликаться на произведение, размышлять, комментировать.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к посещению музея, культуру поведения, понимание необходимости соблюдения некоторых правил, стремление к бережному отношению к музейным предметам.

Словарная работа: сказочная живопись, графика, художник-иллюстратор, баталист, маринист, анималист.

Методы и приемы

Материалы и оборудование : Портреты художников иллюстраторов (В.Г. Сутеев, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, Е.М. Рачев, Ю.А. Васнецов), книги, проиллюстрированные ими, репродукции; афиша; бейджики «экскурсовод», «смотритель», «реставраторы», «билетер», «директор»; детские рисунки по литературным произведениям.

Предварительная работа : Беседы с детьми о художниках иллюстраторах детских книг; рассматривание фотографий, коллекции проспектов о музее; настольно печатная игра «Мы художники»; игровые упражнения «Войди в картину», «Что мы видим, слышим, переживаем»; обсуждение правил поведения в музее; изобразительная деятельность «Мы художники иллюстраторы книг».

Ход. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, что такое музей? (ответы детей)

Какие музеи вы знаете? (ответы детей).

Сегодня мы побываем в музее «Детской книги».

Для игры нам нужны работники музея. Какие профессии работников музея вы знаете? (ответы детей).

Дети распределяют роли, пристегивают бейджики.

Гостей встречает смотритель, напоминает правила поведения в музее.

Проведение экскурсии : Первый экскурсовод приглашает познакомиться с выставкой иллюстраций художника В.М. Конашевича к произведениям К.И. Чуковского («Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха»), А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», русской народной сказке «Гуси лебеди».

Второй экскурсовод знакомит с иллюстрациями художника Е.М. Рачева к русским народным сказкам «Петушок золотой гребешок», «Теремок», «Лисичка сестричка и серый волк».

Третий экскурсовод знакомит детей с творчеством В.Г. Сутеева. Дети рассматривают иллюстрацию «Снежная королева»

Физкультурная минутка «Снежинки».

Дети танцуют под музыку.

Дидактическая игра «Проделки Снежной королевы»

Воспитатель: Снежная королева перепутала все иллюстрации. Нам необходимо подобрать каждую иллюстрацию к художнику, который ее нарисовал.

Рассказы детей

Воспитатель: Ребята, вы все любите книги, особенно сказки. Я вас приглашаю в зал «Будущих художников-иллюстраторов». Покажите нам и расскажите о своих иллюстрированных сказках.

Итог.

Воспитатель: Что нового, необычного вы узнали, играя в игру

«Экскурсия в музей»?

Какие моменты были наиболее интересны, чем-то запомнились? Кто такие творцы книг?

Рисунки детей художников иллюстраторов сказок.

2.2.2 Конспект НОД на тему «Ю. А. Васнецов — художник иллюстратор»

Средняя группа

Цель: Знакомство с художником-иллюстратором детской книги. Воспитывать у детей художественный вкус, умение понимать картину и средства её выразительности; активизировать речь детей.

Оборудование: выставка книг с иллюстрациями Ю. Васнецова, портрет художника, компьютер, мультимедиа проектор, презентация.

Ход проведения

1.Беседа

С самого раннего возраста мы радуемся книгам (показать), их обложкам, красочным рисункам. Рисунки художников в книгах — книжная графика.

Итак, в некотором царстве, в нашем государстве жил был добрый волшебник. И как все добрые волшебники, делал только добрые дела — приносил людям радость. Был он художником. Звали его Юрий Алексеевич Васнецов .Этому удивительному художнику удалось почти невозможное — заново открыть читателю русскую сказку.

Знакомые, хорошо известные сюжеты художник представил так, что «старые-старые сказки» засияли-заиграли, удивляя яркостью и самобытностью образов. Но вы спросите: «Почему волшебник? Ведь волшебники только в сказках бывают. Верно, и не верно. Он, конечно, не мог превратить избушку в хрустальный дворец и вершить прочие чудеса, но зато мог нарисовать всё, о чём рассказывается в сказках. И нарисовать для нас так, что сказка предстаёт перед нами в зримых образах. Разве это не волшебство? Творчество Ю. А. Васнецова широко известно. Уже не одно поколение ребят смотрит книги с его иллюстрациями. Его работы наполнены сказкой, животворящей силой. Они притягивают к себе, излучая доброту и радость. А каким был сам художник?

Юрий Васнецов родился в 4 апреля 1900года в семье священника в старинном городе Вятка (сейчас Киров).

Вся вятская губерния славилась кустарными промыслами — мебельными, сундучными, кружевными, игрушечными. В памяти художника на всю жизнь остались и вышитые петухами полотенца, и расписные короба, разноцветные глиняные и деревянные кони, барашки в ярких штанишках, куклы-барыни. «От сердца, от души расписаны» — восхищался работой умельцев Васнецов. Художник не только смотрел, но и сам мастерил, красил — без дела не жил. Любил всевозможный ручной труд. Ему интересно было шить сапоги и переплетать книги, расписывать печи и дуги, кататься на коньках и пускать змея. Любимое слово Васнецова было: «Интересно». Замечательные избы рисовал Юрий Васнецов для своих любимых зверей — расписные, уютные, гостеприимные. Сразу видно, что живёт в них неплохой народец мастер на все руки. Как в русских народных песенках: Как петух в печи пироги печёт,

Кошка на окошке рубаху шьёт,

Поросёнок в ступе горох толчёт,

Конь у крыльца в три копыта бьёт,

Уточка в сапожках избу метёт.

Деревни нарисованы у Васнецова настоящие. И какие только весёлые сказочные сценки не разыгрываются на деревенских улицах! Вот две девушки — красавицы смотрят в окна из своих уютных домиков и смеются: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха! Не только драки и весёлые сказочные сценки разыгрываются на деревенских улицах. Ещё можно видеть и такое необычное: Фома едет на курице, Тимошка- на кошке. Читая народные песенки, потешки, прибаутки, он словно видел наяву своё детство, знакомые вятские игрушки.

Давайте вспомним песенки к следующим иллюстрациям; эти песни вам мама напевала, когда вы были совсем маленькие: Идёт коза рогатая, Сорока — белобока.

Физкультминутка

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом —

Чудеса увидишь в нём (лес).

Образ сказочного дремучего леса часто появляется в иллюстрациях Ю. Васнецова. Лес для художника — место действия самых страшных волшебных сказок. Вы, наверное, помните лес из сказки «Три медведя»: огромные стволы деревьев и маленькая фигурка девочки сразу вводят нас в атмосферу волшебной жути. Так и представляешь себя таким же маленьким, и затягивает в тёмные объятия этот таинственный великан, и чудятся зеленоватые мерцания волчьих глаз, неведомый леший с кикиморой, какие — то шорохи, тени лесных обитателей — ух, страшно. Но при дальнейшем рассматривании мы видим, что Маша уже не боится, свободно ведёт себя в чужом доме, раскачивается на стульчике Мишутки, держит ложку. А вот уже и медведи домой возвращаются. Смотрите, Мишутка боится отстать и потеряться, за маму держится. Медведи устали, домой торопятся с полной корзинкой. Если обратим внимание на вид из окна, то увидим лес на светлом фоне неба на одном рисунке и ночное небо на другом, и можем сделать вывод: вот как долго девочка была у медведей. Постепенно мы замечаем множество подробностей жизни медведей: рябина, грибы сушатся на зиму. У кроваток тапочки, коврик.

Художник умеет глубоко раскрыть содержание сказки, точно передать её настроение. Создавая рисунок к сказке про курочку рябу), Юрий Васнецов основным цветом выбирает тёмный , почти чёрный, остальные цвета приглушает, настраивая читателя на грустный лад. Красный цвет гребешка привлекает внимание к широко раскрытому клюву: курочка кричит о своём яичке, успокаивает деда и бабу. Голубые цветы наверху обращают внимание на ранние события: дед и баба белыми полотенцами вытирают слёзы, на скамейке золотое яичко. Сияние, идущее от него, помогает заметить и то, что яичко разбито, и силуэт мышки — виновницы происшествия. К сказке «Лиса, заяц и петух» художник показывает завязку и кульминационный момент. Увидев, как велико горе зайчика, мы сочувствуем зайчику и переживаем вместе с ним. И радуемся вместе с Васнецовым — кончилось горе, прогнали лису.

Одевает Васнецов своих героев нарядно, празднично. Козе, кошке обязательно нарисует цветную юбку в оборках да кружевах, а на зайку тёплую кофту наденет. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают, старался художник не наряжать, не заслужили они красивой одежды. Но когда приходит к героям Васнецова беда, тревожно становится на картинке. Волнуется камыш, клювы летящих гусей своим красными цветом на тревожном синем фоне будто предупреждают об опасности. Ещё бы: свирепый волк украл гуся, припустил наутёк, держа его в страшной пасти.

Гуси вы, гуси, красные лапки!

Где вы бывали, что вы видали?

  • Мы видали волка: унёс он гусёнка,

Да самого лучшего, да самого большого!

Гуси вы, гуси, красные лапки!

Щиплите вы волка — спасайте гусёнка!

книга иллюстрация эстетический воспитательный

Сказки оставались для Юрия Алексеевича Васнецова любимым чтением до старости, он их читал вслух, многие знал наизусть. Если собрать вместе все картинки, нарисованные художником за его долгую жизнь, то получится одна большая добрая сказка. О многом она рассказывает, чего и в книжке не написано.

Итог: Обобщение. Вопросы к детям. Что вы знаете и что запомнили о Юрии Васнецове? Что художник любил рисовать больше всего?

2.3 Методические рекомендации по ознакомлению детей с иллюстрациями

Рекомендации по организации занятия

(Например, книжка «И котенок, и щенок», стихи В. Берестова, художник и автор конструкции Л. Майорова).

Взрослый привлекает внимание детей к знакомым им образам, вместе с детьми рассматривает их, спрашивая: «Какие они?» (пушистые, веселые, маленькие и т.д.); если есть подписи, читает их. Перед открыванием каждой страницы взрослый говорит: «Что же еще интересного нарисовал художник?» вызывая у детей ожидание. Когда книжка рассмотрена, взрослый говорит: «Вот какая интересная книжка! Понравилась она вам?» [19, 21].

В средней группе продолжается работа по развитию у детей интереса к книжной иллюстрации. Формируется радость от общения с книгой, ожидание встречи с ней, эмоциональный отклик на её содержание, настроение героев, сопереживание им, бережное отношение к книге.

В этом возрасте детям нужно объяснить, что основным средством выразительности в книжной графике является рисунок пространственная характеристика образа, переданная через изображение внешности: формы, строения, позы, движения, жеста, мимики, раскрывающих внутреннюю сущность, характер героя, его эмоциональное состояние с помощью разнообразных выразительных точек, линий, штрихов. Дети знакомятся с цветом как средство передачи эмоционального состояния героев, настроения, сезонных и временных изменений в природе.

Внимание детей привлекается и к построению изображения на странице книге: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняя его. Дети знакомятся с ролью иллюстраций к книге, с тем, кто создает их; узнают о труде художника иллюстратора. Они высказывают свои суждения и оценки, используя эмоционально нравственные и эстетические определения. Ознакомление детей 4 5 лет с творчеством художников иллюстраторов должна проходить по определенной системе.

Так, первое занятие можно посвятить роли иллюстрации в детской книге. Следующее занятие можно посвятить творчеству одного из художников иллюстраторов. На следующем занятии можно продолжить знакомить детей с творчеством художника иллюстратора, формируя при этом у детей интерес, эмоциональную отзывчивость и сопереживание художественным образам, желание внимательно рассматривать иллюстрации, радоваться и удивляться интересным и выразительным рисункам художника, сюжету картины. На этом занятии детям предлагается побыть в роли художника иллюстратора. После выполнения работы устраивается выставка детских работ с обсуждением у кого получилось, как у художника иллюстратора. В течение учебного года детей среднего возраста можно познакомить с творчеством 2-3 художников иллюстраторов.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) продолжается формирование у детей устойчивого интереса к творчеству художников графиков, внимательно и бережного отношения к книге, желания постоянно общаться с ней. Внимание детей этого возраста следует обратить на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности почерка. Дети уже могут знать имена некоторых иллюстраторов и те произведения, которые они оформляли. Будем способствовать тому, чтобы у детей развивались сюжетные композиции. Работу в старшей группе можно начать со знакомства детей с графикой как видом изобразительного искусства. После этого занятия можно провести серию практических занятия по формированию у детей знаний и навыков использования средств выразительности рисунка, при этом познакомить детей с графическими изобразительными материалами, возможностями их использования в собственной деятельности.

Серия занятий может быть посвящена ознакомлению детей с ролью цвета в книжной графике. Можно провести ряд занятий, целью которых будет ознакомление детей с творческой манерой художника. Здесь помогут беседы по сравнению произведений, созданных на одну тему, но разными художниками иллюстраторами. 2-3 занятия могут быть посвящены знакомству детей с художниками, иллюстрирующими сказки (И. Я. Билибин, Н. М. Кочергин, В. Г. Сутеев, В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, В. А. Милашевский, Е. М. Рачев, Ю. А. Васнецов, Л. В. Владимирский и др.).

Одно два занятия можно посвятить знакомству детей с творчеством иллюстраторов анималистов, рисующих животных к рассказам, повестям (Е. и Н. Чарушины, М. Митурич, В. Курдов, Т. Капустина, Я. Манухин, С. Куприянов, В. Горячева и др.) [7, 15].

Выбор иллюстраций важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К. Чуковский сформулировал это так: «…наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность… Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности» [8,15] .

Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Детям будет полезно и интересно увидеть работы хороших и разных иллюстраторов, разнообразие стилей, игру красок, своеобразную привлекательность черно белой графики.

Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.

Необходимо продумать, в какой момент просмотра малышам потребуется помощь педагога:

сосредоточить внимание на деталях, на цвете, на особенностях изображения;

задать вопрос о внешнем виде, характере, настроении героя;

уделить особое внимание картинам природы (например, поразмыслить, какого цвета зима, и увидеть не только белые, но и голубые, розовые, фиолетовые, а порой и черные краски);

соединить наглядное и словесное изображения игрушки, зверюшки, пейзажа.

На каждом последующем занятии мы повторяем предыдущее. Задача повтора закрепить материал, дать возможность детям рассказать то, что им запомнилось, а педагогам проанализировать возможности и особенности восприятия различных детей.

Первая часть занятия литературно

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/oznakomlenie-detey-s-hudojnikami-illyustratorami/

игровая, вторая (равная по времени) рисование. Тот образ, который создали дети, слушая и рассматривая книги, изображая литературных героев, двигаясь и проигрывая ситуации, они воплощают в рисунке.

Конкретная задача второй части каждого занятия, посвященной рисованию, визуализация литературного образа, явления, персонажа, с которыми дети познакомились в первой половине занятия. Ребенок должен стать иллюстратором предложенного ему литературного материала.

Ребенок приобретает некоторые навыки и умения, постепенно совершенствуясь в них. Эти навыки помогают ему реализовать свои внутренние ощущения и представления и получать от занятий удовольствие.

Основная форма работы во второй части занятия рисование. Кроме этого, дети лепят, занимаются аппликацией и оригами. В качестве сюжетных объектов изображения выступают предметы, персонажи прочитанных книг, явления и состояния природы, времена года, продиктованные литературной частью.

Перед началом художественной части занятия можно произнести с детьми закличку:

«Раз, два, три, четыре, пять

Будем сказку рисовать».

Тем самым настраиваем детей на что то необычайное, какое то волшебство, когда на чистом листе вдруг возникает какое-то изображение. Дети садятся за столы. Перед ними альбомный лист, на котором они будут рисовать, акварельные краски, кисточка, баночка с водой и листок палитра все как у настоящих художников. Чтобы сконцентрировать внимание детей, педагог звонит в колокольчик. Затем педагог делает короткое вступление, стараясь заинтересовать детей, пробудить в них эмоциональный резонанс. Дети охотно откликаются на вопросы педагога, направляющие их к размышлению над тем, как нарисовать тот или иной персонаж или предмет. Вопросами «На что это похоже? Какого цвета? В чем отличие? В чем сходство? Какое настроение?» педагог вызывает живую реакцию детей на изображаемый предмет.

Например, при изображении цыпленка педагог спрашивает: «Из чего рождается цыпленок?» Ответ: «Из яйца». Яйцо это овал. Форма цыпленка похожа на овал. Рисуем несколько желтых овальчиков. К овалам пририсуем клювики, ножки. Получились цыплята. Цыпленок вырос — стал курицей. Курица тоже овал, только большой. Пририсуем клюв, ножки, гребешок, хвостик. При показе педагог широко пользуется словом, называя каждое движение, выбирая доступные каждому возрасту приемы, опираясь на желание детей подражать взрослому.

Роль педагога быть путеводителем. В меру своих сил ребенок повторяет за педагогом его рисунок, часто дополняя его своими деталями и меняя по своему желанию цвет и композицию. Дети совершенно свободны в своем желании самостоятельно нарисовать предлагаемый предмет или персонаж. Педагог дает только рисунок-схему, помогая ребенку в создании своего собственного образа, своего настроения. Это первая ступенька к обучению. Со стороны детей наблюдается скорее не подражание, а сотворчество, так как часто они своими рисунками подсказывают педагогу наиболее простой, обобщенный способ создания того или иного образа. Уже на первых этапах возникает творческая атмосфера радости от результатов работы [15, 18].

Метод, которым пользуется педагог, это одобрение, похвала, только позитивная оценка. Главное вдохновить, заметить достоинство в рисунке, ни в коем случае не сравнивать ни с кем, только с самим собой, со своими достижениями, создать доброжелательную атмосферу, чтобы ребенок ушел с занятий с чувством удовлетворения от сделанной работы. В процессе занятий вырабатывается ряд постепенно усложняющихся приемов, и на каждом занятии используется накопленный ранее опыт, чтобы ребенок мог без труда повторить в своей работе.

Каждая возрастная группа занимается по своей программе. Трехлетние дети знакомятся с материалом, учатся узнавать краски, различать теплые и холодные цвета, овладевают изображением линий, штрихов, простых форм (пятно, круг, овал, прямоугольники), учатся делать несложные рисунки с помощью этих форм. Дети часто дополняют свои рисунки словами, в которых еще раз проигрывают изображенные образы.

В группе четырех лет дети учатся смешивать краски, получают понятие о спектре, учатся закрывать целиком фон, воспринимать настроение цвета. Движения руки становятся более преднамеренными. При рассмотрении предмета, выполняющего роль натуры, обращаем внимание на расположение, цвет и форму его частей, выделяем общие признаки и характерные особенности. Постепенно развивается способность замечать, сравнивать, различать предметы. При этом педагог продолжает напоминать, как правильно держать кисть, как пользоваться краской. В процессе работы педагог старается подойти к каждому ребенку и индивидуально помочь, когда возникает в чем-либо затруднение. После того как рисунок закончен, устраивается выставка, на которой рассматриваются все работы. Педагог в игровой форме ведет беседу с каждым ребенком, внимательно рассматривая его рисунок, находя для каждого слова одобрения.

Знакомясь с множеством книг, проиллюстрированных лучшими художниками, ребенок начинает относиться к книге как к эстетическому объекту. Иллюстрации в книге это зачастую первые произведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся малыши. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, побуждают к творчеству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение и анализ психолого педагогической литературы, методических и практических рекомендаций в области дошкольного воспитания имеем возможность сформулировать несколько обобщающих выводов и рекомендаций.

Образы, созданные хорошим художником иллюстратором, это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.

Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.) Период дошкольного детства — один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Методами, помогающими осуществить эту задачу, являются: наблюдение, обследование, рассматривание картин и книжных иллюстраций, метод творческих заданий.

Иллюстрации к литературным произведениям разных художников дают представление о вариативности образов, расширяют круг представлений, в какой то мере стимулируют собственное творчество детей.

Знакомство детей со сказочными образами одна из важных сторон работы, направленной на развитие изобразительного творчества детей.

Необходимо знакомить детей с литературным произведением, обращать внимание детей на необычный образ, а потом, на занятии, вернуться к нему, предложив детям нарисовать сказочный сюжет. Рассматривание иллюстраций в этом случае должно предшествовать занятию. Второй, обязательной частью занятия должно стать самостоятельной творчество детей, по рассмотренным иллюстрациям или творческое задание по иллюстрации услышанного литературного произведения.

Особая роль детской книги принадлежит иллюстрации в эстетическом воспитании детей. Рисунки в книге являются одним из первых произведений изобразительного искусства, с которым встречается ребенок в дошкольном детстве. Можно по праву гордиться работами таких мастеров книжной графики, как Ю.А. Васнецов, В.В. Лебедев, Е.И. Чарушин, А.Ф. Пахомов, В.М. Конашевич, Т.А.[18,23] Маврина и др., вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. Творчество этих замечательных художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей, знание возрастных особенностей ребенка-дошкольника. Для них обращение к стилю эпохи, к формам народного искусства было средством приблизиться к литературному произведению.

Для привития детям стойкого интереса к книге и иллюстрации необходимо разработать цикл занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы и книжной графики.

Таким образом, цели и задачи курсовой работы реализованы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/oznakomlenie-detey-s-hudojnikami-illyustratorami/

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. — М., 2010., 220с;

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 2010., 99с.

3. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. — М., 2013., 115с.

4. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. — М., 2013.,187с.

5. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 2010.,206с.

6. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М., 2012.,127с. 11. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. — МП.: Педагогика, 2010., 165с.

7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. — М.: Педагогика, 2013., 326с.

8. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 2011г., 323с.

9. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010., 240с.

10. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.,185с.

11. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 2013.,208с.

12. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. — М.: Педагогика, 2010., 324с.