№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция № 1. Предмет «физическая культура» и его значение в комплексной оценке качества образования. |
18 |
Лекция № 2. Факторы, понятия и термины, определяющие качество образования в сфере физической культуры. |
19 |
Лекция № 3. Методика мониторинговых исследований физического развития, физической и функциональной подготовленности как важнейших показателей здоровья учащихся. Контрольная работа № 1 |
20 |
Лекция № 4. Технология широкомасштабного тестирования показателей здоровья на уроках физической культуры и физкультурно-спортивных праздниках. |
21 |
Лекция № 5. От тестирования практических умений и навыков – к тестированию уровня знаний по предмету «физическая культура». Контрольная работа № 2 |
22 |
Лекция № 6. Различные методические подходы к оценке показателей здоровья. |
23 |
Лекция № 7. Пример мониторинговых исследований с анализом результатов учебных достижений школьников по предмету «физическая культура». |
24 |
Лекция № 8. Научно обоснованные управленческие решения, принимаемые органами системы образования по результатам мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников. Итоговая контрольная работа |
Лекция № 6
Различные методические подходы к оценке показателей здоровья
«Одна из основных задач науки – измерить то, что измеримо, сделать измеримым то, что еще не измерено».
Г. Галилей
В лекции представлены наиболее доступные из современных методов ориентировочной, качественной и количественной оценки показателей здоровья, предлагаемые известными авторами.
Определение количества здоровья по Н.М. Амосову
Понятие «количество здоровья», определяющее резервные возможности организма, ввел Н.М. Амосов. По его мнению, здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций. Количество здоровья определяется подсчетом средней арифметической величины от ряда (не менее пяти) функциональных проб, показатели которых сопоставляются с нормой (100% от должных величин для данного возраста).
Так, если у обследуемого пульс в покое лежа должен составлять в норме не более 66 уд./мин., а в день наблюдения он равнялся 72 уд./мин., то уровень этого показателя составит лишь 92% от нормы, т. е. на 8% хуже должного. После перехода в вертикальное положение пульс равнялся 86 уд./мин., т. е. возрос на 19,44% вместо 15% нормального увеличения, что составит 77,3% от нормы. Найдя таким же способом еще 4–5 подобных показателей, сложив их и разделив полученную сумму на число используемых показателей, мы и получим количество здоровья.
Проведя указанные замеры, например, перед началом физкультурноспортивных занятий как по общефизической, так и по специальной подготовке, мы можем оценить оздоровительный и тренировочный эффект, выражающийся в изменении «количества здоровья».
Оценка уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко
Концепция первичной профилактики заболеваний, основанная на количественной характеристике уровня соматического (физического) здоровья индивида, предложена Г.Л. Апанасенко. В основе этой концепции лежит биологическая закономерность, заключающаяся в том, что существует некий обусловленный эволюцией порог энергопотенциала биосистемы (резерва организма), выше которого у людей практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания. Ниже этого порога (когда исчерпаны резервные возможности) вначале действуют эндогенные факторы риска, а затем развиваются и хронические соматические заболевания. Этот порог количественно охарактеризован по показателям максимальной аэробной способности, что позволяет при соответствующих мероприятиях исключить сам риск возникновения заболеваний.
Уровень физического здоровья может быть определен по энергопотенциалу индивида с использованием метода Г.Л. Апанасенко. Для этого им предложены «Шкалы соматического здоровья» (см. табл. 1 и 2) с учетом следующих первичных данных: рост, масса тела, жизненная емкость легких, частота сердечных сокращений в покое, сила кисти, уровень систолического давления и время восстановления частоты сердечных сокращений после функциональной пробы (20 приседаний за 30 сек.).
Уровень здоровья человека оценивается в баллах независимо от того, в каком промежутке альтернативы «здоров – болен» он находится. При этом оценка уровня здоровья осуществляется в баллах по следующей градации: I – низкий, II – ниже среднего, III – средний, IV – выше среднего, V – высокий. Широкая апробация метода показала его высокую эффективность.
Таблица 1 , Шкала соматического здоровья для мужчин
Показатели |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
Масса тела / рост, г/см Баллы |
более 501 (–2) |
451–500 (–1) |
менее 450 (0) |
||
ЖЕЛ / масса тела, мл/кг баллы |
менее 50 (–1) |
51–55 (0) |
56–60 (1) |
61–65 (2) |
более 66 (3) |
Сила кисти / масса тела, % баллы |
менее 60 (–1) |
61–65 (0) |
66–70 (1) |
71–80 (2) |
более 80 (3) |
ЧСС?АДс / 100, отн. ед. баллы |
более 111 (–2) |
95–110 (–1) |
85–94 (0) |
70–84 (3) |
менее 69 (5) |
Время восст. ЧСС, мин. баллы |
более 3 (–2) |
2–3 (1) |
1,5–2,0 (3) |
1,0–1,5 (5) |
менее 1 (7) |
Общая оценка, баллы |
менее 3 |
4–6 |
7–11 |
12–15 |
16–18 |
Таблица 2 , Шкала соматического здоровья для женщин
Показатели |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
Масса тела / рост, г/см баллы |
более 451 (–2) |
351–450 (–1) |
менее 350 (0) |
||
ЖЕЛ / масса тела, мл/кг баллы |
менее 40 (–1) |
41–45 (0) |
46–50 (1) |
51–56 (2) |
более 56 (3) |
Сила кисти / масса тела, % баллы |
менее 40 (–1) |
41–50 (0) |
51–55 (1) |
56–60 (2) |
более 61 (3) |
ЧСС х АДс/100, отн. ед. баллы |
более 111 (–2) |
95–110 (–1) |
85–94 (0) |
70–84 (3) |
менее 69 (5) |
Время восст. ЧСС, мин баллы |
более 3 (–2) |
2–3 (1) |
1,5–2,0 (3) |
1,0–1,5 (5) |
менее 1 (7) |
Общая оценка, баллы |
менее 3 |
4–6 |
7–11 |
12–15 |
16–18 |
По данной системе оценок безопасный уровень здоровья (выше среднего) начинается с 14 баллов. Это наименьшая сумма баллов, которая гарантирует отсутствие клинических признаков болезни. Характерно, что IV и V уровни здоровья имеют только лица, регулярно занимающиеся оздоровительными тренировками (в основном бегом).
Безопасный уровень соматического здоровья, гарантирующий отсутствие болезней, имеют лишь люди с высоким уровнем функционального состояния.
Оценка физических кондиций и расчет двигательного возраста человека по методике Ю.Н. Вавилова
«Проверь себя» – методика профессора Ю.Н. Вавилова с соавторами по оценке физической кондиции человека. Она позволяет самостоятельно либо с участием специалистов управлять собственной физической подготовкой практически на всем протяжении жизни.
Пример анкеты, Оценка собственного уровня физической кондиции
Принятые обозначения:
Р – результат в соответствующих тестах;
НВП – норматив из табл. 5, соответствующий данному тесту, возрасту и полу:
- О – отжимание;
- П – прыжки в длину с места;
- С – поднимание туловища из положения лежа на спине;
- В – вис на перекладине;
- Н – наклон туловища вперед;
- Б – бег;
- ОУФК – общий уровень физической кондиции.
Определение возраста:
7 лет – возраст от 6,5 до 7,5 лет;
8 лет – возраст от 7,5 до 8,5 лет;
9 лет – возраст от 8,5 до 9,5 лет;
- и т. д.
Таблица 3 , Обработка результатов, Ваши результаты
Тест |
Р |
НВП |
Вычисленный показатель |
О |
|||
П |
|||
С |
|||
В |
|||
Н |
|||
Б |
Таблица 4 , Оценка ОУФК
Значение ОУФК |
Оценка |
От 0,61 и выше |
Супер |
От 0,21 до 0,60 |
Отлично |
От 0,20 до –0,20 |
Хорошо |
От –0,21 до –0,60 |
Удовлетворительно |
От –0,61 до –1,00 |
Неудовлетворительно |
От –1,01 и ниже |
Опасная зона |
Таблица 5 , Возрастные оценочные нормативы
Возраст Тест |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26–29 |
30–34 |
35–39 |
40–44 |
45–49 |
50–54 |
55–59 |
60–64 |
>65 |
Мальчики, юноши, мужчины |
||||||||||||||||||||||||||||
Отжимание в упоре лежа (раз) |
13 |
15 |
17 |
19 |
21 |
23 |
25 |
28 |
32 |
37 |
40 |
42 |
43 |
44 |
44 |
44 |
43 |
42 |
40 |
38 |
36 |
33 |
30 |
27 |
24 |
20 |
16 |
12 |
Прыжки в длину с места (см) |
112 |
127 |
140 |
152 |
163 |
174 |
185 |
196 |
206 |
216 |
225 |
233 |
238 |
241 |
242 |
241 |
238 |
233 |
227 |
219 |
209 |
196 |
183 |
166 |
150 |
137 |
127 |
119 |
Поднимание туловища (раз) |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
25 |
25 |
25 |
24 |
23 |
22 |
21 |
19 |
17 |
15 |
13 |
11 |
9 |
7 |
6 |
Вис на перекладине (сек.) |
9 |
11 |
14 |
18 |
22 |
26 |
30 |
35 |
40 |
46 |
51 |
55 |
58 |
60 |
61 |
61 |
60 |
58 |
55 |
50 |
45 |
40 |
36 |
32 |
28 |
25 |
22 |
20 |
Наклоны туловища вперед (см) |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
9 |
10 |
10 |
11 |
11 |
11 |
10 |
10 |
9 |
9 |
8 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Бег на 1000 м (сек.) |
332 |
315 |
298 |
281 |
268 |
256 |
243 |
233 |
224 |
216 |
209 |
203 |
198 |
194 |
191 |
192 |
194 |
198 |
206 |
215 |
226 |
238 |
250 |
263 |
278 |
286 |
297 |
307 |
Девочки, девушки, женщины
Отжимание в упоре лежа (раз) |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
14 |
15 |
15 |
16 |
16 |
16 |
15 |
15 |
15 |
14 |
14 |
13 |
11 |
9 |
7 |
5 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Прыжки в длину с места (см) |
104 |
120 |
132 |
142 |
152 |
160 |
167 |
173 |
177 |
180 |
180 |
178 |
176 |
172 |
167 |
161 |
155 |
149 |
143 |
137 |
131 |
125 |
120 |
115 |
110 |
105 |
100 |
95 |
Поднимание туловища (раз) |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
21 |
21 |
20 |
19 |
18 |
17 |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Вис на перекладине (сек.) |
6 |
9 |
12 |
15 |
19 |
23 |
27 |
31 |
35 |
39 |
41 |
42 |
41 |
39 |
35 |
30 |
25 |
22 |
19 |
16 |
13 |
11 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
Наклоны туловища вперед (см) |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
12 |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
12 |
12 |
11 |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Бег на 1000 м (сек.) |
374 |
357 |
340 |
325 |
311 |
298 |
288 |
279 |
271 |
265 |
262 |
262 |
265 |
269 |
274 |
280 |
287 |
294 |
302 |
310 |
318 |
327 |
336 |
345 |
355 |
365 |
375 |
385 |
Расчетные формулы
Для всех физических качеств кроме бега: О = (Р – НВП)/НВП.
Для бега: Б = (НВП – Р)/НВП
Итоговая формула: ОУФК = (О + П + С + В + Н + Б)/6
Расчет двигательного возраста
По таблице возрастных оценочных нормативов находим возраст, соответствующий вашему результату в каждом тесте, складываем все найденные значения возрастов и делим на количество тестов. Полученное число – ваш двигательный возраст.
Рис. 2. Построение индивидуального профиля физической кондиции
Методика С.И.Завьялова для оценки физического развития и двигательной подготовленности детей в возрасте от 3 до 10 лет
Для количественной оценки результатов тестов применяется универсальная формула:
где О 6 – оценка в баллах; Xj – результат, показанный ребенком в тесте; – среднестатистический результат, являющийся средней арифметической величиной, полученной на материале многих испытуемых данного возраста и пола; – показатель, характеризующий разброс показателей всех испытуемых данного возраста и пола; цифра 3 – введена, чтобы избежать оценок с отрицательным знаком. Согласно законам статистики, в интервал от 0 до 6 баллов попадают 99,9% всех детей. В динамических рядах, где изменение показателя в сторону уменьшения значения показателя оценивается как положительное явление (например, время пробегания дистанции), – формула приобретает несколько иной вид:
Качественная оценка результатов приведена в табл. 6. Такая система балльной оценки позволяет комплексно оценить не только общий уровень физического развития и двигательной подготовленности отдельно взятого ребенка, но и уровень физического состояния целой группы детей и сравнить отдельные группы детей даже разных возрастов, так как сравнение основано на уровне соответствующих возрастнополовых требований.
Таблица 6 , Качественная оценка результатов физического развития и двигательной подготовленности
Некоторые простейшие экспрессметодики (Д.В. Колесов, Р.Д. Маш)
I. Экспрессоценка уровня здоровья по заболеваемости
Количество здоровья тем больше, чем менее человек подвержен различным заболеваниям.
-
Высокий уровень здоровья – если школьник не болел в течение учебного года.
-
Средний уровень здоровья – если заболевание возникло во время эпидемии или при повышении нагрузки.
-
Низкий уровень здоровья – если школьник болеет во время обычных нагрузок.
Этот способ ориентировочный. Его главная цель – привлечь внимание школьников к состоянию своего здоровья и определению причин, приведших к снижению его уровня, связанных с личным поведением (образом жизни).
II. Экспрессоценка уровня здоровья по состоянию
По пятибалльной шкале оцениваются три критерия: самочувствие, работоспособность, настроение.
Тем, кто наберет среднюю оценку 5 баллов, рекомендуется продолжить вести прежний образ жизни. Тот, у кого она ниже 4 баллов, должен проанализировать свой образ жизни и определить степень его влияния на состояние здоровья.
Если в году школьник болел 4 раза и больше, то из результата вычитается один балл.
III. Экспрессоценка с помощью психологического теста
Этот тест, предложенный Р.Р. Кашановым, поможет ответить на вопрос, какой образ жизни надо вести.
Всего задается 11 вопросов, на каждый требуется дать один из трех предложенных ответов: а), б), в) – тот, с которым вы в большей степени согласны.
Для простоты учета выбранных ответов подготовьте заранее на листе бумаги таблицу и делайте в ней пометки точками.
Таблица 7 , Учет выбранных ответов
Ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
А |
· |
· |
|||||||||
Б |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
|||||
В |
· |
· |
· |
Вопросы:
1. Как вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше, чем вы?
Варианты ответа:
а) приложите все силы, чтобы догнать его;
- б) пропустите – будет следующий;
- в) несколько ускорите шаг – может быть, он подождет вас.
Выбрав, скажем, ответ а), поставьте в квадрате 1-А точку и таким же образом поступайте в остальных случаях.
2. Пойдете ли вы в поход в компании людей, подготовленных значительно лучше вас?
а) нет, вы вообще не ходите в походы;
- б) да, если они вам хоть немного симпатичны;
- в) неохотно, потому что это может быть утомительно.
3. Если у вас выдался более тяжелый день, чем обычно, пропадет ли у вас желание делать вечером чтолибо, обещающее быть интересным?
а) вовсе не пропадет;
- б) желание пропадет, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного;
- в) да, потому что вы можете получить удовольствие, только отдохнув.
4. Каково ваше мнение о турпоходах всей семьей?
а) вам нравится, когда это делают другие;
- б) вы бы с удовольствием к ним присоединились;
- в) нужно попробовать разок, как вы себя будете чувствовать в таком походе.
5. Что вы охотнее и быстрее всего делаете, когда устаете?
а) ложитесь спать;
- б) выпиваете чашку крепкого кофе;
- в) долго гуляете на свежем воздухе.
6. Что важнее всего для поддержания самочувствия?
а) нужно побольше есть;
- б) необходимо много двигаться;
- в) нельзя слишком переутомляться.
7. Принимаете ли вы регулярно лекарства?
а) не принимаете даже во время болезни;
- б) нет, в крайнем случае – витамины;
- в) да, принимаете.
8. Какое блюдо вы предпочитаете из перечисленных ниже?
а) гороховый суп с копченым окороком;
- б) отварное мясо с овощным салатом;
- в) пирожное с кремом или со взбитыми сливками.
9. Что для вас наиболее важно, когда вы отправляетесь на отдых?
а) чтобы были все удобства;
- б) чтобы была вкусная еда;
- в) чтобы была хотя бы минимальная возможность заниматься спортом.
10. Ощущаете ли вы перемену погоды?
а) чувствуете себя изза этого несколько дней больным;
- б) не знаете и не замечаете, что погода переменилась;
- в) да, если вы утомлены.
11. Каково ваше общее состояние, если вы не выспались?
а) скверное;
- б) одиндва раза недоспите – и все из рук валится;
- в) вы так к этому привыкли, что уже не обращаете внимания.
Для подсчета очков воспользуйтесь таблицей 8 – в клеточке на пересечении вертикали номера вопроса и горизонтали выбранного ответа найдите количество очков, полученное за конкретный ответ.
Таблица 8 , Подсчет очков
Ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
А |
10 |
2 |
10 |
1 |
6 |
1 |
6 |
4 |
0 |
0 |
0 |
Б |
5 |
10 |
6 |
10 |
4 |
9 |
9 |
10 |
2 |
10 |
7 |
В |
6 |
0 |
2 |
4 |
9 |
5 |
3 |
1 |
10 |
6 |
2 |
Теперь в табл. 7 вместо точек поставьте соответствующее количество очков и подсчитайте набранную сумму. Осталось сравнить ее с оценками, предлагаемыми авторами теста.
Свыше 80 очков:
Превосходно! У вас отличное самочувствие, здоровый организм, а главное – вы не только сторонник здорового образа жизни, но и на практике ведете его.
От 50 до 80 очков:
Ничего страшного с вашим самочувствием нет, но бывает, что вы раздражены или устали, постоянно работаете с перегрузкой. Не следует откладывать на будущий год (месяц, неделю, день) начало перехода к правилам здорового образа жизни.
Менее 50 очков:
Вы слишком перегружены, не следите за состоянием своего здоровья. Необходимо ежедневно хотя бы понемногу уделять внимание своему физическому здоровью.
С другими методиками можно ознакомиться по работам В.А. Орлова, Л.А. Хасина, Ю.П. Пузыря, С.В. Хрущева.
Фрагменты комплексной оценки показателей здоровья школьников по результатам тестирования физического развития физической и функциональной подготовленности, показывающие возможности методики
Таблица 9 , Форма карты тестирования показателей здоровья школьников
Общая часть |
Показатели физического развития (фактические измерения) |
||||||||||||
№ п/п |
Фамилия, имя |
Класс |
Литера |
Пол |
Дата рожд. |
Рост (см) |
Масса тела (кг) |
ОГК (см) |
Сила кисти (кг) |
ЖЕЛ (мл) |
|||
пауза |
вдох |
выдох |
правой |
левой |
|||||||||
1. |
|||||||||||||
2. |
|||||||||||||
3. |
|||||||||||||
Показатели физической подготовленности (фактические измерения) |
||||||||||
№ п/п |
Гибкость (± см) |
Прыжки |
Силовые |
Бег |
||||||
в длину с места (см) |
через скакалку за 1 мин. (раз) |
Отжимание (раз) |
Вис на перекладине (сек.) |
Подъем туловища за 30 сек. (раз) |
Подтягивание (раз) |
челночный 3ґ10 м (сек.) |
на 30 м (сек.) |
на 1000 м (мин., сек.) |
||
1. |
||||||||||
2. |
||||||||||
3. |
||||||||||
№ п/п |
Показатели функциональной подготовленности (фактические измерения) |
|||||
AД (мм рт. ст.) |
ЧСС (уд./мин.) |
Задержка дыхания (сек.) |
||||
СД |
ДД |
в покое |
после нагрузки |
после восстановления |
||
1. |
||||||
2. |
||||||
3. |
||||||