Педагогический контроль занимающихся физической культурой и спортом

13

Введение

Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений. Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.

Задача преподавателей физического воспитания и тренеров — разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей.

Наблюдая на протяжении ряда лет за формированием организма, мы обычно интересуемся состоянием их здоровья, физического развития и физической подготовленности, фиксируя это соответствующими показателями. Комплекс этих показателей создает полное представление об организме детей.

Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.

Таким образом, педагогический контроль за физической подготовлен-ностью школьников является неотъемлемым компонентом педагогического процесса и каждой технологии обучения и приобретает в свете вышеобозначенного особую значимость.

Цель работы: содержание, виды и особенности педагогического контроля.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования.

Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества:

  • они должны быть «валидными», т.е. четко соответствовать программам преподавания;
  • жестко объективными и стабильными, т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего;
  • «доступными», т.е.

время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству.

5 стр., 2364 слов

Врачебный контроль в процессе физического воспитания

... 9. Спортивная медицина /Под редакцией Чоговадзе А.В., Бутченко Л.А. – М.: «Медицина», 1984. – 383с. 10. Физическая ... Врачебный контроль и обеспечивает соблюдение таких условий. цель реферата ... оценку состояния спортсмена и вытекающие из этого рекомендации. Заключение Оценка состояния здоровья, Оценка физического развития, Оценка ... от его задачи, возраста, пола, спортивной специализации, квалификации ...

В большинстве стран переход из одного класса в другой сегодня основывается на системе постоянного контроля, осуществляемого классными руководителями или преподавателями той или иной дисциплины. Классических экзаменов по окончании учебного года практически больше не существует, они рассматриваются как определенные дополнения к постоянному контролю за деятельностью учащихся. Во многих случаях постоянный контроль также дополняется такими формами, как тесты, зачеты, организуемые вне учебного заведения регулярно и в течение всего учебного года.

Закон Российской федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса.

2. Педагогический контроль

контроль образование спорт физический

Один из «китов», на которых держится здоровье человека, — физическая подготовка. В физическом воспитании всегда измерялся и оценивался уровень физической подготовленности. Для этого необходим постоянный педагогический контроль за процессом физического воспитания и процессом физического развития ребенка, который является неотъемлемой и обязательной составляющей любой программы по физическому воспитанию, одним из критериев оценки результативности процесса физического воспитания.

Под педагогическим контролем в физическом воспитании понимается система показателей, дающая объективную информацию о происходящих изменениях в физическом развитии, физической подготовленности и состоянии здоровья занимающихся физической культурой и спортом.

Педагогический контроль проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий. Это говорит о том, что лишь в процессе жизнедеятельности в определенной последовательности, получая объективные показатели о состоянии физических параметров учащихся, можно получать динамику, по которой можно судить не только о состоянии, но и о перспективах роста и развития.

В педагогический контроль принято включать комплексные способы получения информации, главным образом, о качественном состоянии работы, о ее содержании, организации, формах и средствах.

В систему контроля включаются наблюдения и проверки соответствия педагогического труда ранее принятому плану, нормам, правилам, с выявлением результатов воздействия субъекта на объект (одновременно являющийся и субъектом педагогической деятельности), допущенных отклонений от педагогических требований и принципов организации.

Контроль, как и учет, имеет воспитывающее, развивающее и организующее значение. Контроль за процессом и результатом труда — это контроль педагога-тренера как за своей деятельностью, так и за деятельностью учащихся, за их взаимодействиями.

Таким образом, педагогический контроль выполняет, как минимум две функции :

13 стр., 6202 слов

Особенности педагогического контроля в физическом воспитании

... поведения занимающихся. Несоответствие реальных отношений планируемым целевым результатам определяет необходимость уточнения направленности и параметров педагогических воздействий и внесение соответствующих корректив в предварительно намеченный план. 1.3 Виды педагогического контроля В практике физического воспитания ...

  • с одной стороны, результаты контроля дают объективную картину состояния изучаемого объекта;
  • с другой — позволяют выбрать наиболее рациональные пути, формы, методы и средства для достижения хороших результатов в будущем.

Эта — вторая функция педагогического контроля в физическом воспитании чрезвычайно существенна, ибо имеющиеся огрехи в физическом воспитании зачастую являются следствием управленческих решений, принятых без учета его конкретных данных.

Задачи педагогического контроля:

  • оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;
  • выполнить план тренировки;
  • установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;
  • выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;
  • отобрать талантливых спортсменов.

Таким образом, педагогический контроль решает задачу правильной организации и методики тренировки и обучения на основе принципов дидактики и строгой индивидуализации нагрузки.

Содержание

  • контроль за посещаемостью занятий;
  • контроль за тренировочными нагрузками;
  • контроль за состоянием занимающихся;
  • контроль за техникой упражнений;
  • учет спортивных результатов;
  • контроль за поведением во время соревнований.

Виды педагогического контроля:

1. Поэтапный

2. Текущий

3. Оперативный

Главное в педагогическом контроле — оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой.

Специалисты различают три типа состояний:

1. Перманентные

2. Текущие

3. Оперативные

Полноценный контроль требует от педагога специальных знаний и умений, обеспечивающих правильное наблюдение, анализ и оценку действий занимающихся, выявление недочетов в собственных действиях, определение степени пригодности и эффективности средств, методов и организационных форм работы в конкретных условиях и учебных ситуациях.

При педагогическом контроле могут быть использованы различные методы исследования. К основным методам педагогического контроля относятся:

  • анкетирование занимающихся и тренеров-преподавателей;
  • анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;
  • педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях;
  • тестирование различных сторон подготовленности;
  • обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.

Современный педагогический контроль

С этой целью определяются показатели, которые характеризуют физиологические параметры, обеспечивающие высокую работоспособность при нагрузке, факторы преодоления утомления, для чего исследуют: размеры, формы, пропорции тела, объем сердца, жизненную емкость легких, дыхательный объем.

К числу самых простейших по доступности, но имеющих достаточную информативность относятся: анализ и результаты наблюдения (опрос о субъективных ощущениях в ходе занятия и наблюдения за внешними признаками утомления), измерение веса тела, определение ЧСС, измерение АД, определение частоты дыхания и др.

3 стр., 1464 слов

Контроль и оценка педагогического труда

... контроль контроль как проявление общего недоверия контроль «по случаю» скрытый контроль контроль-проформа поверхностный контроль отсутствие информирования сотрудников о результатах контро­ля поиск «козла отпущения» проблема оценки педагогического труда, ... другое проявление антикультуры общения, при­чем очень близкое маргинальности и по форме, и по сути. Наси­лие в общении проявляется в неприятии ...

Результаты, полученные в процессе тестирования, могут быть полезны, если только придерживаться определенных правил при измерениях или испытаниях детей.

Во-первых, следует помнить, что в качестве тестов могут быть взяты лишь те, которые отвечают целевому назначению.

Во-вторых, тестирование должно носить систематический характер, что дает возможность сравнивать значение показателей на разных этапах подготовки детей, и, в зависимости от темпов прироста, дозировать последующую нагрузку.

В-третьих, при тестировании должна соблюдаться точность регистрации показателей.

В-четвертых, тестирование должно проводиться в одинаковых, стандартных условиях, что уменьшит ошибку в результатах и позволит получить объективную информацию за исследуемый период.

Исследование уровня физической подготовленности дошкольников происходит через проведение у них контрольных упражнений, направленных на выявление у них уровня развития основных физических качеств.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями.

Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности.

при тренировке

Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятельности, решительности, целеустремленности, способности мобилизовать себя на проявление максимальных усилий в соревновании, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упорство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.

С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости — выполнение относительно сложных в координационном отношении упражнений для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть необходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтому их оценка должна даваться в процессе тренировки, соревнований, а также в лабораторных условиях.

10 стр., 4703 слов

Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма

... к физическим нагрузкам и резервные возможности организма Адаптация - это приспособительный процесс, возникающий в ходе индивидуальной жизни человека, в результате которого приобретается способность жить ... физиологического переходит в патологический. Такой переход целесообразно называть стрессом или общим адаптационным синдромом . В своем развитии стресс проходит три стадии: тревога, резистентность, ...

психодиагностики

Личность занимающегося физическими упражнениями и спортом диагностируется по трём аспектам: личностные процессы, состояния и свойства личности.

Спортивная деятельность рассматривается со стороны обучения навыкам и умениям. Взаимодействие изучается в межличностном плане. По форме применения это может быть наблюдение, опросники и анкеты, социометрические методики, бланковые тесты, аппаратные тесты, обследования на тренажерах и тренажерных устройствах, специальные контрольные физические упражнения (для исследования быстроты, внимания, оперативной памяти, координации и точности движений и др.).

Социологические обследования

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей.

Особая важность комплексного подхода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).

Таким образом, педагогический контроль за развитием физических способностей учащихся является обязательным условием оптимального функционирования системы физической подготовки, позволяющий вносить коррективы в учебный и тренировочный процесс.

Заключение

Итак, педагогический контроль представляет систему наблюдений и проверок, в ходе которых выясняется, насколько организация образовательного процесса и полученные результаты соответствуют установленным нормам, образцам, показателям образовательных программ.

В системе физической подготовки, педагогический контроль — это планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом.

Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.

Реализуется за счет наблюдения, анкетирования, тестирования и других методов контроля.

Наиболее эффективным методом контроля физической подготовленности учащихся является тестирование физических способностей, которое предполагает, прежде всего определение информационной значимости теста, его валидности.

Таким образом, педагогический контроль позволяет получить информацию об уровне развития физических способностей, реакции организма на педагогическое воздействие, что является основанием для коррекции учебного процесса, направленного на повышение уровня физической подготовленности учащихся.

4 стр., 1897 слов

Педагогический контроль в процессе физического воспитания школьника

... текущего контроля для характеристики общих черт и параметров этапов и циклов педагогического процесса (подсчет суммарных затрат времени на разделы и решение различных задач физического воспитания; суммарных величин физической нагрузки в спорте и ...

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/pedagogicheskiy-kontroldlya-sportsmena/

1. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник / Г.А. Макарова. — М.: Советский спорт, 2003. — 480 с.

2. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры / Г.И. Погадаев. — М.: ФиС, 2000. — 496 с.

3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. — М.: Академия, 2004. — 480 с.