Предмет, задачи и методы нейропсихологии

Нейропсихология — отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга, созданная в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников, которые в течение 50 лет разрабатывали различные проблемы нейропсихологии. Как самостоятельная научная дисциплина нейропсихология оформилась в 40-50 гг., чему способствовал целый ряд причин Корсакова Н. К., Москвичюте. Клиническая нейропсихология. — М, 2006, с. 106.:

  • во-первых, новые физиологические теории (теория функциональных систем П. К. Анохина и концепция многоуровневого построения движений Н. А. Бернштейна).

    Идея системного подхода к ВПФ, предложенная П. К. Анохиным, и представление о постоянных и меняющихся компонентах движения (как психической функции), разработанное Н. А. Бернштейном, легли в основу теоретических представлений А. Р. Лурия, который использовал эти положения для построения теории системной динамической локализации высших психических функций человека;

  • во-вторых, появление концепции культурно-исторического развития ВПФ Л.

С. Выготского. Принципы, сформулированные Л. С. Выготским, послужили началом целенаправленных многолетних исследований, проводившихся А. Р. Лурия и его сотрудниками. Автор выдвинул идею о системном строении и системной мозговой организации высших форм психической деятельности, о последовательном формировании ВПФ человека и последовательном (прижизненном) изменении их мозговой организации как основной закономерности психического развития. Исследования Л. С. Выготского легли в основу научного изучения системного строения различных психических процессов, разработки возможности компенсации нарушенных психических функций при локальном поражении мозга;

— и, в-третьих, успехи неврологии, нейрохирургии и патопсихологии. В ходе Великой Отечественной войны появилось большое количество раненых с поражением головного мозга, что позволило провести клиническую проверку теоретических исследований. Огромный вклад в становление нейропсихологии внесла Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками, изучая патологию мыслительных процессов и аффективной сферы при органических поражениях мозга.

3 стр., 1355 слов

Формирование психических качеств в процессе физического воспитания

... написании работы мною была поставлена цель – рассмотреть физическую культуру как средство в формировании психологических качеств человека. ГЛАВА 1 СПОРТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ Каждый человек – частица коллектива. ... сильнее соперника. Спорт, спортивная работа, победы – средство, не цель. ГЛАВА 2 НРАВСТЕННО – ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ СОРЕВНОВАНИЙ Как известно, в любом виде ...

1. Теоретические основы и практическое значение нейропсихологии

Сформировавшись на стыке нескольких научных дисциплин, нейропсихология как самостоятельная отрасль науки сосредоточилась на изучении роли отдельных систем головного мозга в осуществлении психической деятельности.

Можно выделить основные задачи нейропсихологии Хомская Е. Д. Нейропсихология. — М., МГУ, 2006, с. 77..

1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет увидеть, с каким мозговым субстратом связан тот или иной вид психической деятельности.

2. Нейропсихологический анализ дает возможность выявить те общие структуры, которые имеются в совершенно разных психических процессах.

3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.

2. Методы нейропсихологии

Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, используемых ею как самостоятельной научной дисциплиной, их можно разделить на две группы. К первой следует отнести те методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а ко второй — методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 2007, с. 70..

сравнительно-анатомический метод исследования, метод раздражения и метод разрушения.

разрушение

Все вышеперечисленные методы позволили получить основные данные, которые и легли в основу нейропсихологии, поэтому их можно отнести скорее к научным методам исследования. В практической деятельности нейропсихологов используется предложенный А. Р. Лурия метод синдромного анализа, или, иначе, «батарея Луриевских методов». А. Р. Лурия отобрал ряд тестов, объединенных в батарею, которая позволяет оценить состояние всех основных ВПФ (по их параметрам).

Эти методики адресованы ко всем мозговым структурам, обеспечивающим эти параметры, что и позволяет определить зону поражения мозга. Изменение сложности задач и темпа их предъявления дает возможность с большой точностью выявить тонкие формы нарушения (поставить топический диагноз).

Предложенный метод основан на системном подходе к анализу нарушений функции и качественном анализе дефекта и представляет собой набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам, произвольным движениям и действиям Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 2007, с. 101..

Данные методы, являясь основным инструментом клинической нейропсихологической диагностики, направлены на изучение различных познавательных процессов и личностных характеристик больного — речи, мышления, письма и счета, памяти. Специальную область применения нейропсихологических методов составляет проблема школьной дезадаптации. С помощью метода синдромного анализа можно определить наличие или отсутствие мозговых дисфункций у детей с трудностями обучения, раскрыть механизмы, лежащие в основе этих затруднений, и понять первичный дефект, определивший их возникновение.

4 стр., 1611 слов

Методы нейропсихологического обследования

... версию Луриевских методов является нейропсихологическая батарея «Лурия - Небраска». Нейропсихология — наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов. Цель нейропсихологии — понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими ...

3. Направления нейропсихологии

Несмотря на сравнительную молодость нейропсихологии, в настоящее время появилось несколько направлений, различающихся своими задачами. Все эти направления объединены общими теоретическими представлениями и общей конечной задачей, состоящей в изучении мозговых механизмов психических процессов. Е. Д. Хомская выделяет следующие Хомская Е. Д. Нейропсихология. — М., МГУ, 2006, с. 121..

Клиническая нейропсихология, Экспериментальная нейропсихология, Реабилитационная нейропсихология., Экологическая нейропсихология, Нейропсихология развития., Психофизиологическое направление, Заключение

Нейропсихология сформировалась благодаря запросам практики, в первую очередь — необходимости диагностики локальных поражений мозга и восстановления нарушенных психических функций. По-прежнему актуальными остаются такие направления практического использования нейропсихологии, как диагностическое, реабилитационное и нейропсихологический подход.

Целью диагностического направления является практическое применение различных нейропсихологических методов исследования для определение зоны поражения мозга и оценки динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде. Эти методы были разработаны А. Р. Лурия на материале травматических и опухолевых поражений мозга, но их используют и для изучения других форм поражения мозга, в частности в клинике инсультов. За последнее время развитие технических средств диагностики локальных поражений головного мозга изменило место нейропсихологического диагностирования в системе различных диагностических мероприятий. Они все больше используются для оценки динамики состояния ВПФ в до- и послеоперационных периодах, поскольку нейропсихологические синдромы, отражающие функциональное состояние мозга, появляются раньше и исчезают позже, чем какие-либо другие симптомы. Кроме того, эти методы используют для контроля над лекарственной терапией больных, перенесших нейрохирургические операции.

Реабилитационное направление практического применения методов нейропсихологии связано с восстановлением нарушенных ВПФ, речи, интеллектуальной и мнестической деятельности.

В настоящее время все шире развивается нейропсихологический подход при изучении здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/otrasli-i-napravleniya-neyropsihologii/

1. А.Р. Лурия и современная нейропсихология /Под ред. Хомской Е.Д., Цветковой Л.С., Зейгарник Б.В. — М., 2006. — 411 с.

2. Глозман М. В. Культурно-исторический подход как основа нейропсихологии XXI века// «Вопросы психологии», 2007, N 4. С.62-68.

3. Корсакова Н. К., Москвичюте. Клиническая нейропсихология. — М, 2006. — 460 с.

4. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. — М., 2005. — 436 с.

5. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М., 2006. — 136 с.

6. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Т. 1. — М., 2005. — 522 с.

7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 2007. — 528 с.

8. Хомская Е. Д. Нейропсихология. — М., МГУ, 2006. — 677 с.

9. Цветкова Л.С. Актуальные вопросы нейропсихологии детского возраста. — Москва-Воронеж, 2007. — 304 с.

4 стр., 1657 слов

Значение нейропсихологии для общей психологии

... общей психологии и нейропсихологии о мозговых механизмах психических процессов. Это направление развивает Е.Д. Хомская со своими учениками. Реабилитационная нейропсихология. ... отделы коры головного мозга), в основном в лобных долях3. А.Р. Лурия в своих работах проанализировал ... -затылочной области) существенно нарушает условия, необходимые для приема и переработки информации, причем каждое из ...

10. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 2005. — 511 с.