Сущность и особенности педагогической профессии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»

Контрольная работа

по дисциплине: Введение в педагогическую деятельность

г. Комсомольск-на-Амуре, 2015

По теме 1: В чем сущность и особенности педагогической профессии? Подберите высказывания, афоризмы, пословицы об учительской профессии.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с окружающими людьми, разрешение конфликтных ситуаций. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное её содержание составляют взаимоотношения с людьми. Если не складываются должные отношения с людьми, то нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков, в какой — либо области. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащегося, процессом развития, которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человеческой и специальной. Педагогическая специальность-вид деятельности в рамках педагогической профессии, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Педагогическая квалификация — уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

В настоящее время в обыденной и научной речи используются два термина: «учитель» и «педагог». «Педагог — общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, т.е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в других областях Понятие «педагог» является родовым по отношению к остальным (воспитатель, учитель, преподаватель).

Круг лиц, имеющих педагогическую профессию, велик: воспитатель детского сада, школьный учитель, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель группы продленного дня, педагог дополнительного образования, преподаватель колледжа, вуза, института повышения квалификации, мастер производственного обучения и другие. При всем различии педагогических специальностей у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, — приобщение человека к ценностям культуры.

15 стр., 7079 слов

Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности ...

... овладению профессией; соответствия индивидуально-психологических особенностей преподавателей и студентов и др. Личностно-воспитательная функция индивидуального стиля педагогической деятельности связана с воспитательной деятельностью ... быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем…Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым ...

В соответствии с известной классификацией профессий по предмету труда, предложенной Е.А. Климовым, профессия педагога относится к группе «человек — человек» (врач, продавец и т.п.).

Предметом труда в данной группе профессий является взаимодействие (общение) с другим человеком или его обслуживание. Цель педагогического труда — воспитание, обучение, развитие личности, а основное содержание — взаимоотношения с людьми.

Профессия педагога отличается от других профессий, входящих в группу «человек-человек» тем, что она относится одновременно и к классу преобразующих профессий, и к классу управляющих профессий. Деятельность педагога направлена не только на становление и преобразование личности, но и на управление процессом ее интеллектуального, эмоционального, духовного и физического развития. Таким образом, педагогическая профессия требует и человековедческой, и специальной подготовки. Кроме того, эта профессия осуществляется в условиях повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь людей.

В профессии педагога заключено следующее важное для понимания ее сущности противоречие: с одной стороны, эта профессия одна из самых массовых, а с другой — орудиями труда для нее являются функциональные средства организма. Поэтому человеку, претендующему на эту профессию, важно иметь не только хорошее здоровье, но и необходимые для этой профессии задатки, которые разовьются в способности, а также в соответствующие знания и умения. Подчеркнем, многое зависит от природных предпосылок, задатков, психологической готовности личности, от ее стремления хорошо выполнять социальные и профессиональные функции педагога.

Как и у всякой другой, у педагогической профессии есть свои особенности.

1. Преемственно-перспективный характер деятельности педагога. Владея опытом прошлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в современной жизни и проектировать развитие личности на перспективу, опираясь на контуры будущей жизни.

2. «Объектом» педагогической деятельности является воспитанник или группа учащихся, которые в то же время являются субъектами собственной деятельности, а значит, имеют свои потребности, цели, мотивы, интересы, ценности и т.п., которые регулируют их деятельность и поведение. Взаимодействие между педагогом и учащимися есть не субъектно-объектное, а субъектно-субъектное.

3. Педагогическая деятельность имеет групповой (коллективный) характер, так как трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи в процесс и результат образования воспитанника. В педагогике существует понятие совокупного субъекта педагогической деятельности (например, педагогический коллектив образовательного учреждения).

4. Профессиональная деятельность педагога многофакторна. Она проходит в природной и социальной среде, которая, представляет мощный, чаще всего неуправляемый фактор развития воспитанников. Педагогу приходится вести поиск благоприятных влияний среды, используя их в своей работе, и «бороться» с неблагоприятными её воздействиями.

3 стр., 1083 слов

Профессиограмма педагога-психолога. Содержание профессиональной деятельности

... к себе)? Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Педагог-психолог должен обладать выраженным интересом ...

5. Творческий характер педагогической деятельности. Эта особенность вытекает из того, что педагог постоянно изучает и оценивает возникающие педагогические ситуации, корректирует свои действия, ищет новые пути решения педагогических задач, овладевает новыми педагогическими технологиями, создает свою собственную педагогическую систему. В педагогической профессии не обойтись без таких качеств творческой личности, как инициативность, самостоятельность, стремление к познанию нового, наблюдательность, оригинальность и других.

6. Гуманистический характер профессии педагога вытекает из цели педагогической профессии — развития личности воспитанника, его неповторимой индивидуальности. Гуманистическое начало педагогической профессии находит выражение в таких качествах педагога, как уважение личности ребенка, вера в возможности ребенка, доверие к нему, любовь к людям, желание помочь им в сложных жизненных ситуациях; щедрость души педагога, высокий уровень его эмоциональной культуры.

7. Отдаленность по времени результатов педагогической деятельности. Каким стал его ученик во взрослой жизни, оправдал ли надежды, учитель узнает много лет спустя.

8. Непрерывное образование. Учитель должен постоянно учиться, пополняя свои знания и совершенствуя своё мастерство.

Афоризмы:

По ученику и об учителе судят.

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.

Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо.

По теме 2: Что приоритетно для каждого человека как педагога — качества человеческие или профессиональные?

Разрабатывая ту или иную систему обучения, методисты не задаются вопросами о том, какими личностными качествами должен обладать преподаватель, чтобы максимально эффективно её реализовать. В методике негласно принято исходить из какого-то усредненного типа преподавания. Но, как мы знаем, таких преподавателей не существует. Каждый педагог — это прежде всего человек со своими индивидуальными достоинствами. Характер отношений обучающихся и обучаемых в школе обусловлен также их личностными качествами, взглядами и привычками.

Наверное, любой взрослый, вспоминая своё детство, может рассказать какую-нибудь историю, начинающуюся словами: «Помню, был у меня учитель …». Обычно речь идет о том или ином событии из школьной жизни, оказавшем заметное воздействие на становление личности. Это могла быть ситуация, когда учитель поддержал школьника, и проявил о нём заботу или сделал ещё что-то, что помогло учащемуся возвыситься в собственных глазах. И, наоборот, как легко нанести непоправимый вред в воспитании школьника, вызвав смущение и стыд, неправильно оценив ситуацию.

Многие исследователи педагогической деятельности страдают упрощённым подходом к личности, в них заметно удивительное нежелание признать сложность человеческого поведения и его мотивации. Не возможно по-настоящему понять методы эффективности работы педагога, не принимая во внимание такие факторы, как мотивационные аспекты поведения всех участников учебного процесса, обусловленность поведения учителей и учащихся установками и ценностями, побуждениями и потребностями, которые свойственны им за пределами школы. Именно из-за множественности интерпретации взаимодействия, происходящего в ходе обучения, этот процесс нельзя рассматривать как механический, организуемый с помощью набора однозначных предписаний.

11 стр., 5470 слов

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА»

... педагогическое мастерство. Этот этап длительный, его успешность зависит от множества факторов [2, с. 56] . 3. Личностные качества педагога, их роль в профессиональной деятельности Личность участвует в системе подготовки ... учебный материал, методические указания, оценить знания, умения и поведение учащихся; способность учителя говорить и писать точно, просто (доступно), выразительно, эмоционально, ...

Отношения учащихся к учителю как к личности, которая играет не последнюю роль в успеваемости школьников, значительно обусловлено его стилем общения. Самые низкие оценки со стороны школьников получают, как правило, учителя равнодушные, чрезмерно властные или не умеющие общаться со своими воспитанниками. Таких учителей принято относить к авторитарному типу преподавателя.

Эффективность работы учителя определяется его умением создать в классе теплую, доброжелательную атмосферу, которую следует считать оптимальной в ходе учебного процесса. Более того, поведение учащихся, в конечном счете, определяется поведением учителя, ибо оно выступает в качестве одного из необходимых условий осуществления целенаправленной учебной деятельности. Данную же категорию учителя уместно будет отнести к демократическому типу.

Так, в начальной школе продуктивное поведение учащихся, то есть их внимательность, готовность к ответу и уверенность в себе, теснейшим образом связанно с пониманием, теплом и дружелюбием учителя.

Эта связь прослеживается и в средней школе, хотя здесь она не столь ярко выражена.

Одно из важнейших положений теории личности заключается в том, что люди ведут себя в соответствии со своими убеждениями. Из этого можно заключить, что убеждение учителя в правильности тех или иных методических приемов является решающим фактором эффективности его деятельности.

Учитель демократического типа, экстраверт считает себя способным справляться с различными жизненными ситуациями и проблемами, связанными с учебным процессом. Он убежден, что столкнувшись с трудностями, определит их, не теряя присутствия духа. Он чувствует, что нужен, что они испытывают потребность в общении с ним, а его профессиональные способности, действия и суждения является ценными в глазах окружающих. Иными словами он обладает высокой самооценкой.

Выяснилось, что дети, которых обучают такого рода учителя, отличающиеся гибкостью, приверженностью к демократическому стилю общения и любовью к рациональном экспериментам в обучении, обладают более гибкими и прочными знаниями, более стойким интересом к учебе, чем те ребята, учителя которых придерживаются авторитарного стиля в обучении.

Определяя личностный подход к учащимся со стороны учителя, наиболее важными являются такие качества, как; гибкое взаимодействие между вышеназванными сторонами, чуткое восприятие друг друга, умение сосредоточиться на обоюдных проблемах.

Осветив качества, так называемого «хорошего» учителя, мне хотелось бы коснуться тех сторон личности преподавателя, особенностей общения, которых ему следовало бы избегать в своей работе. Нa мой взгляд знание этих негативных сторон преподавания существенно поможет наиболее верно, особенно наставнику, делающему первые шаги, спланировать свою работу.

Итак, отрицательные моменты преподавания:

5 стр., 2037 слов

Способы познания педагогом учащихся

... и эффективностью познания педагогом личности учащихся. Механизм стереотипизации, хорошо известный нам из общей теории межличностного познания, «работает» и в процессе познания педагогом личности учащегося. Причем здесь ... педагогической работы, постоянного взаимодействия с детьми? Познавательная функция стереотипов налицо. В межличностном познании стереотипы играют негативную роль, если педагог жестко ...

  • Неодобрительно реагировать на нерадивых учащихся.
  • Использовать любую возможность, создавая для них трудности (полагаясь на то, что это не дает расслабляться).

  • Интенсивно стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за прошлые промахи.
  • Строить учебную деятельность на основе жёсткой конкурентной борьбы.
  • Стремится насаждать авторитарный метод преподавания.
  • Исходить из вероятности нечестного поведения учащихся на экзаменах.

Говоря о личности преподавателя, на мой взгляд, необходимо коснуться в нескольких сливах вопроса о профессиональной подготовке, компетентности педагога. Такое неотъемлемое качество педагога, как профессионализм, оказывает своё воздействие по типу обратной связи и на личностное проявление учителя в классе, и на стиль его педагогической работы в целом. Продолжая разговор о качествах учителя как личности обратится еще раз к выдающемуся грузинскому педагогу и психологу Алхазишвили А.А. Он выделяет следующие факторы, способствующие формированию того или иного стиля преподавания. Прежде всего ригидность — недостаточная гибкость поведения в быстро меняющейся среде, вместо качество в сочетании с тенденцией доминировать в сфере межличностных отношении приводит к развитию авторитарного стиля. Помимо индивидуальных черт существуют объективные факторы его распространения.

В данном случае интерес у учащихся не выступает в роли ведущего мотива, авторитарные приемы обучения оказываются более эффективными, чем демократические. Существует еще один фактор, способствующий развитию авторитарности, связанный с наличием у преподавателей специфического индивидуально-личностного статуса, который психологи условно называют непогрешимостью. Ведь существует мнение, что поступки, суждения преподавателя находятся вне критики. Считается, что он, учитель, не должен допускать ошибки, и если педагог уверен в себе, его уверенность имеет объективную основу- это возвышает его в собственных глазах, что порой способствует развитию в нем черт авторитарности. Многие учителя страдают от своей эмоциональной неподготовленности, незащищенности. И часто им просто невдомек, что весь успех в работе зависит от педагогического артистизма. Обучение такого рода мастерству, к сожалению, не предусмотрено ни в одной программе вузов, ни в одном учебнике педагогики или педагогической психологии. Основным составляющим педагогического мастерства является игра, игра не как развлечение, а сценическая игра, требующая от учителя овладения театральным искусством. Следует отметить отличие игры актера от участия, так скажем, в игре учителя. Его предназначение- всегда оставаться самим собой, разумно используя приемы артистического мастерства в ходе урока. Артистизм, эмоциональность преподавания, его театрализация нужны учителю для большей эффективности преподаваемого материала. Ведь, зачастую, один и тот же учитель ведет уроки одновременно в нескольких параллельных классах, где предметный материал постоянно повторяется. И так происходит из года в год. Случается, что эти годы складываются в десятилетия. Тогда и происходит самое нежелательное, и зачастую и неизбежное в работе преподавателя. Материал, представляемый им, теряет новизну, первозданную прелесть. Он уже не является для самого наставника чем-то необычным, по-настоящему интересным. Вот как раз таки именно здесь и приходит к нему на помощь актерское мастерство. Однако и в данном случае существует своего рода опасность: грань между естественным поведением преподавателя на уроке и артистизмом, им применяемым должна оставаться незаметной. Ведь если пытливый глаз учащегося заподозрит неискренность со стороны преподавателя, тогда все его усилия наладить контакт с учениками будут обречены на провал. Совсем не последнее место отведено внешней привлекательности учителя, его умению держаться в обществе. Несколько лет тому назад бытовало мнение о том, что учитель должен выглядеть скромно и неброско, следовательно, его одежда не должна отличиться яркостью, экстравагантностью, такое положение было очевидной ошибкой. На мой взгляд, для учителя важна привлекательность современным направлениям в моде в сочетании с приятной внешностью, хорошими манерами. Ведь он призван воспитывать учащихся не только определенным методическим приемам, но и собственным примером, своим поведением, стилем в одежде, прививая ребятам эстетические чувства, вырабатывая у них ощущение стиля, вкуса, наряду с аккуратностью, индивидуальностью восприятия внешнего мира, воспитывая и развивая в них мир прекрасного. Неординарность поведения учителя, изысканность, собственный стиль являются притягательными факторами для учащихся. Такому учителю, безусловно, хочется подражать, быть похожим на него. Учитель такого плана способен побудить своих воспитанников к изучению иностранного языка, к его дальнейшему совершенствованию. Однако, если учитель не может создать настроение, атмосферу живости, то у такого педагога ребята будут попросту скучать на уроке и оставаться безразличными к любым педагогическим тонкостям преподавателя, к самим экстравагантным методам, приемам. Создание ситуации успеха еще один фактор, который очень важен для преподавателя. Его следует проявлять в моменты нерешительности учащихся, смущения, колебания, замешательства или пауз при ответах на вопрос. Такие качества, как чувство юмора, контроль за собственным поведением, голосом, жестами должны стать верными союзниками педагога. Очевидно, что заинтересованность учителя, положительный настрои в общении служат повышению эффективности урока и, наоборот, нежелание вести урок, угнетенный вид педагога вызовут у учащихся только спад заинтересованности предметом. Говоря о личностных качествах преподавателя, самым важным, пожалуй, будет такое качество, как любовь к детям, чувство искреннем привязанности к ним. Это качество должно быть определяющим фактором в межличностной ориентации ученика и учителя.

12 стр., 5709 слов

Восприятие и понимание педагога учащимися

... формировании их как субъектов учебной деятельности. Однако проблема восприятия и понимания учителя современными учащимися остается малоизученной. В исследовании приняли участие 11 педагогов различного возраста и с разным стажем работы, работающих с детьми возрасте ...

Нe стоит забывать и об оптимизме, ведь для педагога-это своего рода «гражданская позиция». (Львова Ю.А.) Пессимизм, как и паника, быстро передаются учащимся. Об этом нужно помнить всегда.

Учитель, настоящий мастер своего дела, в первую очередь вселит в своего ученика уверенность в результате его труда, для такого учителя характерна следующая деталь: внутренняя, психологическая сторона дела важнее внешней. Вначале он пытается понять точку зрения другого человека, а затем уже действует на основе полученных знаний. Люди и их реакции являются для него более значимыми чем вещи и формальные ситуации, он доверяет людям и считает их способными решить свои собственные жизненные проблемы, ждет от них проявления дружелюбия, а не враждебности. Человек всегда представляет для него личность, обладающую достоинствами.

11 стр., 5227 слов

Методическая деятельность в профессиональной школе

... методы повышения педагогического мастерства. Цель данной работы – рассмотреть методическую деятельность педагогов профессиональных школ. Задачи: 1) Рассмотреть сущность деятельности педагога; 2) Рассмотреть виды методической работы; 3) Определить уровни и формы осуществления методической работы. 1. Сущность методической деятельности педагога Методическая деятельность в полной ...

И так, позитивное восприятие учителем школьников и самого себя является одним из важнейших факторов эффективности его работы и способствует повышению мотивации и интереса у школьников к изучению предмета, к учебе в целом.

Психологи считают оптимизм такой особенностью, которую можно формировать и поддерживать в себе (Львова Ю.А.).

Поэтому я считаю, что приоритетно для каждого человека как педагога — качества человеческие нежели профессиональные.

По теме 3: Оформите профессиограмму своей будущей специальности (учитель технологии и т.п.).

Составьте алфавит профессионально-значимых личностных качеств учителя.

Профессиограмма — это научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков. Высокая общая и профессиональная культура, интеллигентность, моральная чистота, гражданская ответственность в наибольшей степени важны для современного педагога. От него требуются эмоциональная устойчивость, наблюдательность, творческое воображение, требовательная доброта, душевная щедрость, справедливость, организованность и многое другое. Одна из особенностей труда педагога, работающего с детьми первых лет жизни, состоит в большой нагрузке на его психофизиологический аппарат. Поэтому к профессионально значимым качествам воспитателя дошкольного учреждения относятся работоспособность, выносливость, ловкость, уравновешенность. Педагогу важно развивать у себя способность к пониманию внутреннего мира воспитанника, умение «влезть в шкурку ребенка» (образное и удивительно меткое выражение Н.К.Крупской).

Психологи это качество называют эмпатией (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия).

У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности. Воспитателю, работающему с детьми раннего возраста, особенно важно чутко реагировать на малейшие изменения в поведении малыша, который еще не может высказывать словами свои желания, чувства.

Качества педагога дошкольного учреждения:

  • Педагогический такт (лат. tactus — прикосновение, ощущение) означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкость поведения и воспитательных воздействий -таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе. Не снижая требовательности к участникам воспитательного процесса, тактичный педагог проявляет по отношению к ним доброжелательность, теплоту, веру в их силы и возможности. Педагогический такт отличается от бестактности естественностью и простотой обращения, не допускающей фамильярности;
  • иронией и юмором без насмешливости;
  • требовательностью без мелочной придирчивости;
  • доброжелательностью без заласкивания;
  • настойчивостью без упрямства;
  • деловым тоном без раздражительности. Признаками педагогической бестактности являются формальное отношение к детям, невыдержанность, грубость, эмоциональная неустойчивость.

Педагогическая зоркость проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Показателями педагогической зоркости следует считать умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние. Зоркий педагог не прервет взволнованное высказывание ребенка репликами типа «Понятно, все ясно!», поймет мотив детского вопроса «Вы боитесь темноты (грозы, прививки и т.д.)?» как крик о помощи, об эмоциональной поддержке. Напротив, по внешним признакам в поведении ребенка педагог понимает изменения в его настроении, умеет «читать» его эмоции, переключает с одного вида деятельности на другой, предупреждая негативные формы поведения.

3 стр., 1314 слов

Особенности личностного и профессионального саморазвития педагога

... политики. Для эффективного профессионального саморазвития необходима диагностика (мониторинг) педагога: самообследование и самодиагностика, диагностика администрацией дошкольной образовательной организации. Критериями эффективности процесса саморазвития педагога являются: поэтапное целеполагание своей педагогической деятельности, ее моделирование и ...

Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы. Суть такого оптимизма сформулирована в педагогических заповедях Ш.А. Амонашвили: «Верьте в ребенка. Верьте в себя. Верьте в науку». Педагогу, любящему детей, свойственна настроенность на восприятие их положительных качеств и свойств. Зная достоинства и способности каждого воспитанника и создавая условия для их проявления, он способствует раскрытию личного потенциала у детей. Педагог подбадривает и поощряет ребенка в его стремлении быть хорошим. Столкнувшись с трудностями воспитательного процесса, он не опускает руки. Он знает, что воспитание маленького ребенка — длительный процесс, в котором бывают свои «приливы» и «отливы», но залог успеха — опора на положительное в поведении, деятельности, чувствах малыша. Педагог-оптимист не может плохо отзываться о ребенке, жаловаться родителям, призывать их «принять меры» и т. п. Педагогический оптимизм проявляется во внутренней энергии, в умении увлечь, вдохновить, повести за собой, в чувстве юмора, жизнерадостности.

Культура профессионального общения предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог — ребенок», «педагог — родители», «ребенок — ребенок», «педагог — коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата.

Педагогическая рефлексия — это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Педагог размышляет над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов. При этом следует придерживаться правила: причины неудач прежде всего искать в себе, не торопиться оправдать их внешними факторами.

В заключение следует напомнить, что в становлении профессиональных качеств очень велика роль самовоспитания. Если педагог осознает, что то или иное качество «западает», недостаточно развито, а стремление к самосовершенствованию налицо, то работа над собой приведет к успеху. Помощью и поддержкой станут психолого-педагогические, методические знания, обращение к опытным коллегам, тренинги и упражнения.

По теме 4: Почему проблема общения становится центральной для профессионально-педагогической деятельности, ее основой?

5 стр., 2098 слов

Этика и эстетика в деятельности педагога

... подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его. Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Стиль общения педагога с ...

Педагогическое общение — это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение — процесс динамичный: с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога, и детей в общении. По утверждению В. А. Кан-Калика, общение педагогов с учащимися — это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, поведением как бы задает эталон общения для воспитанников. Особо подчеркнем, что педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе. Учёные-исследователи, а в последние годы и практики, обращают внимание на чрезвычайную актуальность проблемы педагогического общения. Почему эта проблема становится центральной для профессионально-педагогической деятельности, ее основой? Прежде всего, потому, что общение — важное средство решения учебно-воспитательных задач. Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков. Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эффективности педагогического процесса. Практикой подтверждено, что новые технологии обучения и воспитания «работают» в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении. В педагогической деятельности общение оказывает существенное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знаниями и умениями. Общение, как это доказано педагогом Г. И. Щукиной, оказывает значительное влияние на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся. Доверие к воспитаннику, признание его познавательных возможностей, поддержка в самостоятельном поиске, создание «ситуаций успеха», доброжелательность оказывают стимулирующее действие на интерес.

Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.

По теме 5: Профессиональная готовность и профессиональная пригодность — раскройте сущность данных понятий, в чем их отличие.

Понятие профессиональной готовности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда.

Профессиональная пригодность всегда определяется соотношением требований профессии и индивидуальных особенностей человека. При этом соотношение должно ориентироваться на конкретного человека, вид деятельности, этап профессионализации. Если говорить о профессиональной готовности, то в современной психолого-педагогической литературе приведено множество разнообразных мнений о сущности профессиональной готовности. Ю.П. Поваренков, обобщая различные контексты использования понятия «готовность к профессиональной деятельности» в психолого-педагогической литературе, определяет ее как «сложное, целостное личностное образование, в состав которого включаются: морально-волевые качества личности, социально-значимые мотивы, практические умения и навыки, знания о профессии, общетрудовые навыки и умения, психологические функции и способности, необходимые для трудовой деятельности».

педагог личность общение

Профессиональная готовность к деятельности является более узким понятием по отношению к понятию профессиональной пригодности к деятельности.

По теме 6: Как педагогическая культура связана с профессиональным поведением педагога?

Педагогическая культура является частью обще человеческой культуры. В ней воплощены духовные ценности образования и воспитания (педагогические знания, теории, концепции, накопленный педагогический опыт, профессиональные этические нормы) и материальные (средства обучения и воспитания), а также способы творческой педагогической деятельности, которые служат социализации личности в конкретных исторических условиях. Педагогическая культура педагога является системным образованием ее главными структурными компонентами являются: педагогические ценности, творческие способы педагогической деятельности, опыт создания учителем образцов педагогической практики с позиций гуманизма.

Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда.

Показателями высокого уровня сформированности педагогической культуры следует считать:

  • гуманистическую направленность личности педагога;
  • психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление;
  • образованность в области предмета, учитель преподает, и владение педагогическими технологиями;
  • опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую);
  • культуру профессионального поведения (педагогического общения, языка, внешнего вида).

Стереотипность поведения — в ситуациях, требующих нравственного выбора, нередко выражается в унижении учащихся, попытке манипулировать ими, запугать или вызвать тревогу перед возможным наказанием.

Перенос норм поведения взрослых на взаимоотношения с воспитанниками — нарушение логики и динамики развития ребенка, чрезмерная требовательность способствует утверждению авторитарного стиля общения с ними. Осознание собственной правоты — провоцирует педагога во взаимодействии с учениками на использование приемов торможения их поведения запугивания, угрозы, осуждение и т.п.

В условиях личностно-ориентированного обучения возникает необходимость в основу критериев эффективной педагогической деятельности ввести не только оценки успехов в учебе ребенка, но и соответствующие измерения усилий учителя по мотивации этой деятельности, педагогической культуры, этической компетентности.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание возможно лишь при условии сформированности у современного педагога высокого уровня педагогической культуры и ее этики. В основе этики учителя лежат гуманистические ценности. Любовь к людям, доброта, доверие, понимание позиции другого, стремление к саморазвитию и самоактуализации, открытость к новому опыту и т.д.

Педагогическая культура в реальном педагогическом процессе проявляется в единстве с общекультурным и нравственными проявлениями личности педагога.

Культура внешнего вида идеального педагога — это его неотъемлемая часть. Она исполняющая функцию: способствует воспитанию художественно-эстетических вкусов учащихся и гармонично олицетворяет профессиональную деятельность учителя.

Еще одной важной характеристикой деятельности педагога является его речевая культура. Язык — важнейшее средство общения , главный инструмент педагогического труда. Она является средством непосредственного воздействия на сознание и поведение учащихся. Важными в речи педагога является постановка голоса, его тон. С воспитанниками нужно разговаривать так, чтобы они чувствовали в языке педагога его волю, душу и культуру.

Важнейшей характеристикой педагогической деятельности учителя является ее педагогическое целеполагание. Под ним понимается система целей и установок, определяющих педагогическое содержание деятельности, ее направленность на решение задач профессионального обучения и воспитания обучающихся. В нем находит свое выражение педагогическая направленность личности педагога и его педагогическая предрасположенность. В его основе лежат мотивы — внутренние силы, которые побуждают его к активности в учебно-воспитательном процессе. Налицо тесная взаимосвязь мотивации личности (убеждения, взгляды, чувства, интересы, желания, стремления) и характера совершаемых действий. Целеполаганием профессиональной деятельности педагога во многом обусловливается стиль его педагогической деятельности. Обычно под ним понимают способ осуществления педагогических действий, отличающийся совокупностью своеобразных элементов. В этом плане различают стиль работы, стиль поведения, стиль воспитания. Для характеристики стиля педагогической деятельности педагога наиболее приемлема первая из этих сторон. В этой составной части профессиональной педагогической деятельности специалиста высшей образовательной квалификации находят выражение такие компоненты педагогической культуры, как педагогическая эрудиция, педагогическое творчество и педагогическое мастерство.

Профессиональная деятельность осуществляется в процессе общения и поведения педагога. Эта сторона педагогической деятельности является важнейшей характеристикой профессиональной деятельности. Педагогическая направленность общения предполагает умение педагога продолжать выполнение основной задачи профессиональной деятельности, используя различные формы и методы своей работы. Ее содержание тесно связано с педагогической направленностью и мастерством. В профессиональной деятельности педагога общение занимает особое место и является его обязанностью, ибо сама природа педагогической деятельности немыслима без общения. В то же время это не просто контакты, а важная форма социально-психологического взаимодействия людей. Путем общения в профессиональной деятельности осуществляется обмен информацией, формируются установки личности, ее позиция, правила и приемы поведения и т.д. Общение выполняет важнейшую функцию обратной связи в профессиональной деятельности педагога.

Формирование педагогических отношений требует от педагога личностного самосовершенствования в процессе своей профессиональной деятельности. Этот процесс осуществляется по двум основным направлениям. Во-первых, самовоспитание. Как составная часть формирования педагогической культуры педагога в ходе его профессиональной деятельности, оно представляет собой процесс целеустремленной и систематической работы, направленной на формирование у себя положительных и устранение отрицательных качеств. Во-вторых, самообразование. В педагогическом аспекте оно является процессом целеустремленной работы педагога по расширению и углублению не только своих профессиональных, но и педагогических знаний, совершенствованию имеющихся навыков и умений учебно-воспитательной работы. Организационной формой, в которой решаются задачи самосовершенствования, выступает самостоятельная работа педагога. Ее основными видами в плане педагогической деятельности являются: самостоятельное изучение педагогической литературы; анализ педагогического опыта; самоупражнения и самотренировки во владении педагогической техникой, элементами взаимодействия с сотрудниками в процессе совместной профессиональной деятельности.

Педагогическая культура как сложное интегральное явление характеризует личность учителя, степень овладения им педагогическим опытом, накопленным в обществе, и реализации его в своей повседневной профессиональной деятельности. Анализ данного явления показывает его сложность по содержанию, включающую внутреннюю и внешнюю составляющие в виде личного педагогического опыта и индивидуального стиля педагогической деятельности. Ядром педагогической культуры педагога выступает собственно личность с ее индивидуальностью и неповторимостью, которая формирует соответствующую технику педагогической деятельности.

По теме 7: Раскройте содержание понятия «профессиональное саморазвитие личности педагога». Охарактеризуйте стадии этого процесса.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.).

Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.

Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания невысоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем сознании идеальный образ педагога.

Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и т.д.

Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога.

В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие компоненты:

1) культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности в новые условия;

2) устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;

3) рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;

4) гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога — его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.

Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны — это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой — овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия.

1) целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;

2) планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;

3) самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;

4) коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.

Овладение такими действиями требует времени и определенных умений. Поэтому исследователи выделяют 3 стадии профессионального саморазвития.

На начальной стадии овладения профессиональным самовоспитанием его цели и задачи неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вообще, которое появляется при воздействии внешних стимулов. Средства и способы самовоспитания еще не вполне освоены. Процесс самовоспитания протекает как учебная процедура, поэтому студент нуждается в помощи со стороны значимого другого преподавателя.

На второй стадии овладения саморазвитием целеполагание становится более определенным и конкретным. При этом цели и задачи, которые ставит перед собой студент, касаются конкретных качеств его личности. Многое в процедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления опыта процедуры реализации саморазвития сокращаются. Рассудительность, самоинструкция, самокритичность — существенные проявления саморазвития на этой стадии.

На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обоснованно формулирует его цели и задачи. При этом содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляются легко. Все основные действия саморазвития — целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция — осуществляются автоматически, непринужденно.