Дидактика и ее основные категории

Актуальность данной работы обусловлена тем, что дидактическая категория – родовое понятие, поэтому она не может быть определена через другие дидактические понятия, но только методологически, с использованием таких философских и логических категорий, как абстракция, общее, существенное, классификация. Обобщенное понятие категории дидактики – это предельно широкая и абстрактная теоретическая система суждений родового отношения между элементами понятия обучения, состоящая из описания наиболее общих, существенных характеристик: содержания и формы, компонентов, процессов, классификаций дидактических явлений. Она служит для построения общей теории обучения как процесса социального наследования знаний, умений и навыков.

Категории дидактики составляют открытую систему фундаментальных понятий, в которых сформулированы наиболее общие существенные свойства и характеристики системы обучения. По мере развития массового обучения и дидактики одни категории теряют своё значение (акциденция), другие появляются и повышают своё значение (например, интериоризация).

Кроме того в дидактике используются категории других наук: психологии (восприятие, мышление, память и др.), философии (познание, материальное, идеальное и др.), логики (суждение, классификация и др.), культурологи (культура, духовные ценности и др.).

В настоящее время в дидактике используется достаточно большое количество различных категорий, которые необходимо упорядочить, систематизировать, изложить концептуально, в виде модели, схемы, на едином методологическом основании.

Целью данной работы является рассмотрение дидактики и ее основных категорий.

Структура данной работы состоит из введения, основной части поделенной на пункты, заключения и списка использованной литературы.

Общее понятие о дидактике

Среди педагогических наук дидактика — одна из главных, ведь обучение выполняет доминирующую функцию в воспитании и развитии личности.

Дидактические процессы возникают из общественной необходимости передать молодому поколению накопленный опыт, важный для дальнейшего развития. Каким образом это можно осуществить наиболее рационально и с наибольшей эффективностью для процесса формирования личности — основной вопрос дидактики.

Следовательно, дидактика призвана противодействовать стихийной случайности в процессе обучения и образования (в контексте учения о формировании человеческой личности) целью, содержанием и формами, условиями их осуществления. Отсюда — ее основная проблематика.

10 стр., 4916 слов

Обучение социальной работе в разных странах мира

... школ стало расти. В 1920-е годы открываются первые школы социальной работы в Бельгии, Норвегии, Швеции, Италии. Школа по обучению социальных ... первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в ... социальной работе». Профессиональное становление специалиста - сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. ... и осужденными. Эти категории попали под защиту ...

Дидактика — это теория обучения и образования, которая разрабатывает теоретические основы процесса обучения и исследует общие закономерности познавательной деятельности человека. Основным предметом исследования дидактики является сущность процесса обучения как двух взаимосвязанных видов деятельности — педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Здесь на первый план выступает система отношений: учитель — ученик, ученик — учебный материал, ученик — другие ученики. Многообразие этих отношений влияет на сущность и характер обучения.1

Дидактика изучает смысловую и процессуальную стороны обучения в их единстве. Например, знания необходимо формировать не изолированно, а в единстве с методами их передачи и усвоения.

Дидактика описывает и объясняет процесс обучения, условия его реализации, а также особенности изменения и совершенствования практики. Она разрабатывает вопрос более совершенной организации процесса обучения, новых учебных систем, новых технологий обучения.

Дидактика научно обосновывает содержание, методы и организационные формы обучения.

Выделяют две функции дидактики: теоретическую (диагностическую и прогностическую) и практическую (инструментальную).

Если первая функция связана с описанием процесса обучения, его закономерностями, сущностью и т.п., то вторая функция — с конструированием проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог — практик в соответствии с целями образования. Обе функции неразрывно связаны между собой.

Категория обучения

Обучение — необходимое условие (фактор) становления внутреннего мира личности. Отношения внутреннего мира и обучения двусторонние: не только новые знания обогащают внутренний мир, но и усвоенные ранее знания, духовные ценности, уже вошедшие в структуру внутреннего мира, влияют на качество знаний, их понимание, мотивацию, аттитюды (установки) и применение.

В современных условиях обучение многих людей продолжается всю жизнь: появляются новые духовные ценности, подлежащие усвоению, изменяются убеждения, мораль, взгляды. Возрастает значение формирования в процессе обучения навыков самообучения: возможности самостоятельного познания нового – одно из основных условий успешной и счастливой жизни. Однако личная потребность в самообучении детерминирована общественными потребностями в современных профессионально подготовленных кадрах специалистов, требования к которым перманентно возрастают.

Обучение – общественное явление, обусловленное потребностями существования. Общество задает цели обучения, которые затем формулируются в виде государственных, общественных целей. Культура – условие существования людей — снабжает обучение содержанием, системой духовных ценностей, необходимых для жизни. Предметом исследования в дидактике является один из элементов обучения – зависимости преподавания и учения. Процессуальная сторона обучения представлена субъектами, объектами и категорией управления обучением. 2

8 стр., 3986 слов

Теоретические основы оценочной деятельности учителя

... оценочной деятельности учителя в образовательном процессе, рассмотрено понятие метапредметность, сущность и виды метапредметных результатов образовательной деятельности, ... литературы по проблеме исследования оценочной деятельности педагогов Выделить основные подходы к ... целью обучения является развитие личности школьника, определяет следующие параметры оценочной деятельности учителя: качество ...

Результат обучения – усвоенные знания, умения и навыки.

Контроль результатов может осуществляться по трем направлениям:

1. Глобальный: знает – не знает.

2. По характеристикам знаний: запоминание, понимание, применение и др. В этом случае указывается уровень обученности. Каждой характеристике присваивается обозначение или наименование уровня обученности.

3. Комплексная оценка результатов с указанием уровня обученности и влияние других функций обучения (воспитывающий и развивающий): отмечается уровень воспитанности, характеристики умственного развития, сформированность способностей, накопленный опыт творческой деятельности и другие качества личности по усмотрению учителя – такую оценку принято называть компетентностью.

Цель обучения – дидактическая категория, в которой выражены интересы и требования к результатам обучения. Цель выражается глаголом: научить, объяснить, сформировать, изложить и т.д. Цель порождает образ конечного продукта работы учителя. Цель – образ определяет отбор содержания по теме, методику и технологию обучения. В организованном обучении цели всегда формулируются в явном виде в специальных предложениях, а в неорганизованном могут подразумеваться, следовать из контекста.

Субъекты обучения – это учителя и учащиеся. Учитель — тот, кто знает, что — то умеет и считает необходимым обучить другого. Учащийся — человек, который еще чего-то не знает и ничего не умеет, но хочет (или понимает, что нужно) учиться. Чаще всего учителя – старшее поколение, а учащиеся — младшее. Однако в эпоху научно-технической революции в жизнь систематически входят новые культурные ценности (технические, медицинские, нормы поведения и т.д.), такие как мода, этикет, компьютеры, гели, витамины, шампуни, йогурты, мобильники и т.д.; младшие овладевают ими быстрее, и в этом случае в порядке исключения они становятся учителями, а старшие учащимися.

Категория причинности в дидактике

Дидактические явления следуют друг за другом не хаотически, не столько по воле учителя, сколько в системе причинно-следственных отношений, Каждое явление следует из предшествующего, и в свою очередь, порождает очередное. Например, учащийся, часто получающий неудовлетворительные оценки (причина) начинает прогуливать уроки (следствие), чтобы избежать двоек.

Еще до появления экспериментальной педагогики, начиная с великого дидакта, причинно-следственные отношения пытались эмпирически, из опыта преподавания, сформулировать в форме правил, принципов обучения, позволявших улучшить качество обучения. С начала 20 века в развитых странах появляются научные, экспериментальные лаборатории в которых исследуются и формулируются причинно-следственные связи между элементами процесса обучения в форме законов и закономерностей обучения.

Некоторые экспериментальные законы формулируются вначале как психологические законы усвоения знаний, а затем экстраполируются (переносятся, переформулируются) в дидактике как законы массового обучения. В этом случае психология обучения (как наука о внутренних душевных процессах) служит научной основой для разработки дидактической концепции и технологии массового обучения.

12 стр., 5832 слов

Методы обучения и воспитания в специальном образовании

... проблема обучения и воспитания в специальном образовании важна и требует тщательного изучения в настоящее время для дальнейшего развития теории и практики. Целью нашей курсовой работы является рассмотрение и выявление наиболее эффективных методов обучения и воспитания в ...

Принципы, законы и закономерности обучения выражают причинно — следственные отношения и входят в состав основных категорий дидактики.

Законы обучения – относительно новая и недостаточно исследованная категория дидактики: в них формулируются положения о причинах и следствиях развития дидактических явлений. Кроме причинных, в обучении имеются и другие отношения, такие как логические, временные, пространственные, внешнего и внутреннего, восприятия и мышления, эмоций и интеллекта, мотива и деятельности. Причинные отношения, существующие в дидактическим явлении, складываются под влиянием цели и в реальных условиях (программа, состав класса, количество часов, формы контроля и др.) Цели обучения, заданные в определенных условиях, составляют дидактическую задачу. Субъекты обучения решают дидактическую задачу и получают результат – уровень обученности (или воспитанности).

В процессе решения дидактической задачи причинные отношения между элементами обучения систематически повторяются, воспроизводятся, существуют объективно. 3

Закон обучения – это дидактическая категория, обозначающая внутреннюю существенную объективную причинную связь между элементами дидактического явления, которая регулярно повторяется при решении однотипных дидактических задач.

Условия обучения – дидактическая категория, обозначающая часть культурной среды, в которой живет учащийся, те материальные и духовные ценности, которые используются в учебном процессе.

К ним относятся: 1) объективные внешние условия: учебники и другая литература, средства и методы обучения, взрослые, речь, питание, свежий воздух, тетради, ручки, нравственные ценности, правила поведения, домашние условия, коллектив класса, друзья, товарищи и т.д.;

2) внутренние, субъективные условия: мотивы, цели, интересы, здоровье, память и т.д. Иногда некоторые ценности противоречат друг другу. Например, речь учителя может существенно отличаться от речи родителей как по составу слов, так и по способу выражения. Соответственно у учащегося развиваются в общении два стиля: домашний и школьный.

Результат обучения — дидактическая категория, выражающая уровень обученности учащихся. В простейшем случае (и в практике обучения) он выражается числом: оценкой контрольной работы или количеством баллов, набранных учащимся при тестировании. В дидактических исследованиях и при разработке новых методик и технологий обучения качество усвоенных знаний, умений и навыков определяется по следующим характеристикам.

1) Полнота системы изучений понятий.

2) Объем – количество изученной учебной информации (страниц текста, предложений, слов, знаков).

3) Глубина – совокупность связей между понятиями .

4) Систематичность и последовательность информации.

5) Усвоенность структуры теории.

6) Оперативность – использование знаний в алгоритмической деятельности.

7) Гибкость – возможность переноса, использование знаний в творческой деятельности.

8) Конкретность – умение конкретизировать теоретические понятия.

12 стр., 5765 слов

Теория и методика обучения физике в условиях введения ФГОС общего образования

... и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану. Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал ... новым в мировой педагогике. Со временем идея метода проектов претерпела некоторые изменения. Это метод обучения, позволяющий строить ... величины. Четыре из них по какому либо признаку принадлежат к одной из категорий, а пятый – лишний. ...

9) Обобщенность знаний в теоретических рассуждениях.

Категория содержания образования

Содержание образования – составная часть содержания образования, которая включает в себя объективные духовные ценности народа, необходимые человеку для жизни, ориентировки в окружающем мире, оценки своих способностей и возможностей, выбора профессии, средств и методов поведения, адекватного условиям существования. Проблема содержания образования состоит в том, что, с одной стороны, каждое поколение в целом должно овладеть всеми культурными ценностями (материальными и духовными), функционирующими в обществе, и, соответственно, культура в полном объеме должна быть представлена в национальной системе образования; с другой стороны, возможности отдельного учащегося (и даже класса, школы) ограничены временем обучения, способностями учащихся, материально-техническим обеспечением учебного процесса, поэтому каждый человек овладевает в обучении только частью, фрагментом культуры.

Но так как материальная культура, чтобы быть усвоенной, должна быть выражена: а) в знаниях о ней, б) в способах деятельности, в) должна предполагать систему отношений и г) иметь направленность к ее развитию, то в этом случае культура представляет собой социальный опыт, накопленный обществом, который подлежит воспроизведению его в опыте новых поколений.