Среди многообразия проблем современной психологии, общения является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Целью работы является теоретическое изучение общительности как условия развития личности. В связи с реализацией цели решаются следующие задачи: понятия общительности, характеристика общительности, качество приятного собеседника, приёмы приятного собеседника, взаимосвязь деятельности и общения.
Понятие общительности.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.
Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
Особенности общения в коллективе
... нам изучить на местной выборке особенности общения в коллективе на примере фирмы “OVICO” города Кишинёва. Глава 1. Теоретические исследования по проблеме общения 1.1 Психологические определения понятия общения, как категории в психологии Общение изучается различными ...
Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения, важности его изучения связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило отдельными людьми.
Таким образом, общение – сложный процесс выступающий, как: взаимодействие людей; вид самостоятельной человеческой деятельности; атрибут других видов человеческой деятельности; информационный процесс; отношение людей друг к другу; взаимовлияние людей; взаимное переживание; взаимное понимание. Функции общения: контактная; информационная; побудительная – стимуляция активности партнера для выполнения определенных функций; координационная – согласование действий при организации совместной деятельности; понимание – адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений установок переживаний психических состояний и прочее; эмотивная – возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний; функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и других связей с социумом; функция управления – изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений решений, представлений, потребностей.
Характеристика общительности.
Общительность характеризуется: содержанием, функциями и средствами.
Содержание общения может быть различным:
- передача информации
- восприятие друг друга
- взаимооценка партнерами друг друга
- взаимовлияние партнеров
- взаимодействие партнеров
- управление деятельностью и т.д.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.
Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:
- коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
- информационная (обмен информацией между людьми)
- когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
- эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
- конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
- креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)
В других источниках выделяют четыре основные функции общения:
инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
- самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
- трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)
И дополнительные:
- экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
- социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
- социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.
Общая характеристика общения: виды, функции. Общение и общительность
... управление деятельностью и т.д. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Имеется несколько классификацией функций общения. В.Н. ... человека постоянно колеблется, поэтому, изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику ... общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В психологии ...
Качества приятного собеседника.
Каждый из нас выступает в роли собеседника и не один раз в день. С кем-то приятно вести разговор, человек притягивает к себе, беседа доставляет радость и удовольствие. Не всем это дано от природы. Но, если такие умения есть у других людей, значит их можно приобрести, научиться, освоить.
10 качеств хорошего собеседника для всех. Что нужно знать и использовать, чтобы стать хорошим собеседником?
1. Умение слушать и слышать.
Это значит не только воспринимать звуки слуховым аппаратом, но и настраиваться на одну эмоциональную волну с собеседником, задавать вопросы, чтобы понять, какие чувства стоят за его словами, что он хочет передать вам.
Быть хорошим собеседником не значит доказывать свою правоту, быть хорошим собеседником означает разобраться в том, что транслирует партнер по общению.
2. Привлекательный внешний вид.
Наша психика устроена так, что мы — люди тянемся к красоте, поэтому красивый аккуратный ухоженный человек воспринимается как наиболее авторитетный. Нам приятно слушать и смотреть на такого человека. Привлекательный внешний вид – это дополнительный козырь в общении, используйте его.
3. Язык тела.
Мимика, осанка, взгляд, улыбка, жесты – это элементы невербальной коммуникации или язык тела. С помощью них человек сигнализирует и передает не меньше, а иногда и больше информации собеседнику, чем словами. А бывает и так: «Все рассказывает гладко и правильно, но не верю я ему. Не верю!»
Вырабатывайте признаки уверенного человека: ровная спина, развернутые плечи, плавные движения, улыбка, прямой взгляд.