Личность в системе общественных отношений

Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам социологии. Личность происходит от слова «личина» — маска. Человек всегда и вез­де играет некоторую роль. Мы познаем друг дру­га в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. В том смысле, что маска — это образ, который мы создаем для себя, роли, которые мы играем, также являются масками нашего истинного «я» — того «я», которое мы хотим иметь. Ролевая игра становится второй натурой и неотъемлемой частью нашей личности.

Личность непрерывно связано с обществом. Социологическая интерпретация личности отражает меру социального в человеке, меру его вовлеченности в социальные отношения. Личность — существо общественное. Эта концепция позволяет выделить и подчеркнуть сверхъестественную и сверхъестественную сущность человека, привлечь научное внимание к его происхождению и социальной сущности. Личность — это результат развития личности, полное воплощение социальных качеств человека. «Человеком рождаются, а личностью становятся». Какой личностью станут те или иные люди, зависит от характера общества, в котором они живут, от той системы образования и воспитания, которая там действует.

Все социальные процессы — экономические, политические, духовные и другие — формируются деятельностью людей, которые представляют определенных людей. Возникают вопросы о движущих силах их деятельности, ее социальном содержании и направленности, ее практических результатах и ​​их значении для жизни и развития общества.

Понятие личности

Социология — наука, изучающая человека как социальный тип, как тип личности, наделенный типичными характеристиками, приобретенными в процессе функционирования социальных сообществ. При этом в поле его зрения входят и реальные личности, формирование которых обусловлено спецификой «современных социокультурных условий. Но изучаются не их индивидуальные особенности, а социально типичные в человеке, его функции и роли, а также социально значимая деятельность. Социальное в человеке — это исходное, главное в социологическом анализе личности.

В гуманитарных науках широко используются понятия «личность», «индивидуальность», «личность», «личность». Каждое из них несет специфическую нагрузку.

Понятие «человек» отражает характеристики, присущие человеческому роду, человек предстает как биологическое и социальное существо. Индивид — это отдельный человек, единица человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т.д. Понятие «индивид» отражает характеристики, признаки человека в целом на уровне отдельного человека, это своего рода атом, первый кирпич человечества, неделимый и конечный. В понятии «индивидуальность» есть особенное, оригинальное, которое отличает одну личность от другой. Это могут быть физиологические, психологические, культурные и другие характеристики.

10 стр., 4847 слов

Связь памяти с личностью человека

... 1. Общее представление о памяти человека 1.1 Память человека Память -- это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с ...

В социологии интерпретация личности отражается как мера социального в человеке, мера его вовлеченности в социальные отношения. Личность – существо общественное. Это результат развития личности, полное воплощение социальных качеств человека.

Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становятся ясными тогда, когда обнаруживается ее соци­альное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоз­зрение, ценностные ориентации и т.д.

Личность постоянно получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях человек, основываясь на знаниях и убеждениях, вырабатывает точки зрения и мнения. Знания и убеждения — самые устойчивые черты личности, а отношения и мнения — ее черты. Качества и черты характера определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется

Важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленными жизненным опытом личности и регулирующими его поведение, являются ценностные ориентации. Совокупность установленных ценностных ориентаций обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, выраженного в направлении потребностей и интересов.

Социализация личности, Понятие социализации

Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация».

Социализация — это сложный процесс включения человека в социальные отношения, в ходе которого он изучает модели поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для правильного функционирования в данном обществе.

Первичная социализация — это социализация, в которую индивидуум вовлечен в детстве. Вторичная социализация (ресоциализация) — это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

В социогенезе реализуется определенная социальная программа ее становления и дальнейшего развития, заложенная в самой социальной действительности и, прежде всего, в предметном мире материальной и духовной культуры; языке, различных знаковых системах, воплощающих в себе духовный опыт человечества; существующих системах образования и воспитания; таких формах общественной жизнедеятельности, как труд в области материального производства; политическая, познава­тельная и иная деятельность; нравственные, эстетические и религиозные отношения, проявляющиеся в свою очередь в системе семейных и межнациональных отношений, а также в отношениях представителей разных поколений людей. Во многих из этих отношений человек буквально привязан к ним и всю оставшуюся жизнь действует в их рамках.

Люди и институты, с помощью которых осуществляется социализация индивида, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации — родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все ос­тальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тре­неры и т.д. — все люди, связанные с индивидом тесными личными от­ношениями. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями и поэтому агентами вторичной со­циализации являются, например, представители администрации шко­лы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информа­ции, партий, суда и т.д.

4 стр., 1626 слов

Социализация личности. Основные этапы социализации

... этапы социализации личности. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а ...

У человека развиваются соответствующие способности, которые позволяют ему не только адаптироваться к условиям внешней среды своей жизни и работы, но и активно самоутвердиться в этой среде, проявлять творческий потенциал и изменять условия своей жизни в собственных интересах. Все это становится возможным только при постоянном приумножении знаний того или иного человека и всестороннем развитии его способностей, навыков и умений для различных видов деятельности. Решающую роль в этом играет хорошее образование, полученное в средней и университетской школах, а также последующая профессиональная и другая деятельность.

Каждая личность предстает одновременно как продукт современной ей эпохи и как результат всемирно-исторического развития человечества, опыт которого, вопло­щенный в содержании накопленных знаний, существующих видов деятельности и произведений искусства, она усваивает, живя в той или иной стране в составе определенного народа.

Любая личность выступает как довольно сложная и открытая система своих динамично проявляющихся социальных свойств: производства и экономики, политики, семьи и семьи, моральных, эстетических, религиозных и других. Открытый характер системы личностных свойств проявляется прежде всего во взаимо­действии самих личностей, выступают ли они сами по себе или в составе определенных социальных групп, в конечном счете — во взаимодействии личностей со всей внешней средой их социальной жизнедеятельности, в обмене информацией, знаниями, опытом, деятельностью с другими субъектами.

Надо сказать, что система социальных свойств индивида функционирует и развивается под прямым и косвенным влиянием всего содержания социальной жизни и всегда проявляется в конкретных социально-исторических параметрах. Он понимает систему своих социальных отношений и межличностного общения, преобладающие виды своей деятельности, систему своего духовного мира. Все функционируют и развиваются как основные подсистемы целостной системы личности — системы всех ее социальных свойств.

Социальные связи человека и социальные отношения с другими должны быть включены в его систему. Потому что она как личность существует только в системе этих связей и отношений. Вне их нет и личности. Связи и социальные отношения, в которые вступает человек, — это не только внешние условия его жизни, но и его неотъемлемые атрибуты. Он выступает как носитель этих связей и отношений, а значит, он личность. Распад этих связей и отношений его означает распад самой личности, ее социальную деградацию.

Чтобы сформировать из представителей данного общества (детей, молодежи, взрослых) полезные для него личности, необходимо сформировать соответствующие обществен­ные отношения — экономические, политические, правовые, нравст­венные, эстетические и другие, на основе которых при соответст­вующей системе воспитания и образования можно взрастить такие личности. Эти социальные отношения являются не только социальной основой деятельности человека и определяют содержание его социальной активности, но и имеют решающее влияние на развитие его духовного мира. Это означает, что формирование индивидов должно начинаться с совершенствования общества, то есть всей присущей ему системы общественных отношений.

2 стр., 925 слов

Развитие личности взрослого человека

... (прерывисто) по сравнению с социализацией ребенка. Все, что связано с психологией взрослого человека нечетко, неясно и противоречиво излагается, ... развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, ... жизни. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознаёт, что, в ...

Такой подход к проблеме формирования и развития личностей миллионов людей чрезвычайно важен для современной России, за­лог ее подлинного (а не иллюзорного) возрождения.

Теории социализации

Теории социализации имеют довольно долгую историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж.Г. Мида, Р.Линтона, 3.Фрейда, Ж.Пиаже. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Кули и Мид.

По словам Кули, каждый человек конструирует свое «я» на основе реакций других людей, с которыми он вступает в контакт. Ядро личности — это результат социального взаимодействия, в ходе которого человек научился смотреть на себя как на объект глазами других людей.

У человека столько же социальных «я», сколько людей и групп, о которых его беспокоит собственное мнение. Решающая роль в социализации личности отводится первичным группам — семье, друзьям, соседям, в которых складываются неформальные и доверительные отношения.

Человеческое «Я», открывающееся через реакции других, известно как зеркальное «Я» (Кули).

По его словам, другие люди — это зеркала, в которых формируется образ человека. «Я» включает:

1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку»,

2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»,

3) вытекающее из этого специфическое чувство гордости или

унижения («самоуважение»).

Теорию зеркала «я» дополнила и развила концепция «обобщенного другого», разработанная Мидом. «Обобщенный дру­гой» обозначает у Мида анонимных «людей», «народ», «общество» как абстрактное лицо — сеть институтов (семья, религия, образование, государство).

Формирование в сознании «обобщенного другого» — решающая фаза социализации.

По мнению Мида, сознательное «Я» вырастает в социальном про­цессе. Маленький ребенок открывает свое «Я» как существо с определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребенок общается только с одним человеком, его развитие как личности будет относительно простым и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, кото­рые по-разному реагируют на мир. Кроме того, необходимо, чтобы другие, значимые для ребенка, контактировали с «обобщенным другим».

Увидев особенность человеческого сознания в умении использовать символы и жесты, Мид считал, что человек, будучи субъектом, может быть объектом и для себя. Психическую си­стему этого процесса Мид называет Я (I) и Меня (me).

Как субъект «Я» может оставаться самим собой, как объект — принимая отношение другого к себе. Посредниками этого процесса являются «значи­мые другие», т.е. мать, отец и другие близкие.

Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принад­лежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и спо­собности ребенка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (один—три года) ребенок примеряет на себя всевоз­можные роли. На второй стадии (три—четыре года), называемой ста­дией коллективной игры, ребенок вместе с другими начинает осуще­ствлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в «дочки-матери»).

4 стр., 1608 слов

Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки

... на уроках музыки есть по сути реальное взаимоотношение Музыки как искусства и Искусства проведения урока музыки. Современный опыт ведения урока ... творческого развития детей и юношества. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на ... тем самым отказываются. Понятие о развитии личности. Формирование личности человека - это последовательное ...

Критерием формирования зрелого «Я» служит способность принять на себя роль «обобщенного другого» — с наступ­лением третьей стадии (от четырех—пяти лет и далее).

Мид подчеркнула важность взаимоотношений со сверстниками для формирования независимой и ответственной личности.

Фрейд, основатель психоанализа, был одним из первых, кто определил механизмы социализации ребенка. По Фрейду, личность состоит из трех основных компонентов: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» — примитивный компо­нент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Экземпляр «Я» осуществляет контроль над личностью с учетом особенностей внешнего мира. «Сверх-Я» — носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции. Социализация понимается Фрейдом как процесс «раскрытия» врожденных свойств человека, в результате которого происходит формирование трех конститутивных элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет пять фаз, связанных с определенными частями тела: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную.

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э.Эриксона. Согласно Эриксону, основы человеческого «я» уходят корнями в социальную организацию общества. Каждой стадии развития лич­ности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, кото­рые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

Эти идеи Эриксона легли в основу двух важных концепций его концепции: «групповая идентичность» и «идентичность эго». В связи с тем, что с первого дня жизни обучение ребенка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой идентичностью формируется идентичность эго, которая создает у субъекта ощущение стабильности и непрерывности его «Я», несмотря на изменения, происходящие в процессе роста и развития.

Эриксон выдвинул три новых и важных положения. Во-первых, он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется на­правленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, сущест­вуют и психологические стадии развития «Я», в процессе которого ин­дивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Во-вторых, Эриксон утверждал, что формирование личности продолжается на протяжении всего жизненного цикла и не заканчивается в подростковом возрасте. И в-третьих, каждый этап имеет свои параметры развития, которые могут быть как положительными, так и отрицательными.

Согласно теории Фрейда, первая стадия человеческого развития соответствует оральной стадии и охватывает первый год жизни. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительный полюс которого — доверие, а отрицательный — недоверие. Если ребенок не получит должной заботы, любви, он перенесет возникшее у него недоверие в мир на другие стадии своего развития. Вопрос о том, какое начало будет преобладать, будет возникать снова на каждой последующей стадии развития.

3 стр., 1071 слов

Формирование классической модели экономической науки Предтеоретическая ...

... на замечания и вопросы преподавателей по тексту реферата. Оценка «зачтено» выставляется при получении не менее, чем 6 баллов. ПРОГРАММА КУРСА ТЕМА 1. Формирование классической модели экономической науки Предтеоретическая стадия развития экономической мысли ...

Согласно Фрейду, вторая фаза, совпадающая с анальной фазой, охватывает второй и третий годы жизни. На этом этапе устанавливается связь между независимостью, с одной стороны, и застенчивостью и неуверенностью, с другой. Ребенок, вынесший из этой стадии го­раздо больше самостоятельности, чем стыда (если родители предо­ставляют ему делать то, на что он способен), окажется хорошо подго­товлен к развитию самостоятельности в дальнейшем.

Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Социальный параметр этой фазы, согласно Эриксону, развивается между предпринимательством, с одной стороны, и чувством вины, с другой. Относительно того, как на этом этапе родители реагируют на игры и развлечения ребенка, какие из этих качеств превзойдут его характер.

Возраст от шести до одиннадцати лет — это четвертая стадия, соответствующая латентной фазе психоанализа. Здесь Эриксон расширяет рамки психоанализа и указывает, что развитие ребенка в этот период зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых. У ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм, регламентированным занятиям, а социальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувством не­полноценности — с другой.

При переходе в пятую стадию (двенадцать — восемнадцать лет) па­раметр связи с окружающим колеблется между положительным по­люсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей, т.е. подросток, который приобрел способность к обобщениям, должен объединить все, что он знает о себе как о сыне, школьнике, друге, спортсмене и т.д. Все эти роли он должен собрать в одно целое, ос­мыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если моло­дой человек успешно справится с такой психосоциальной идентифи­кацией, у него появится ощущение того, кто он есть и куда идет. В отличие от предыдущих стадий, влияние родителей теперь стано­вится гораздо более косвенным.

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости. Спе­цифический для этой стадии параметр заключен между положительным полюсом близости (в браке, дружбе) и отрицательным — одиночества.

Седьмая стадия — зрелый возраст. На этой стадии появляется новый параметр личности — общечеловечность. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пре­делами семейного круга, задумываться над жизнью будущих поколений. Тот, у кого такое чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и собственном комфорте.

Восьмой, последний, параметр классификации Эриксона — пси­хосоциальный, он заключен между целостностью и безнадежностью. Таковы основные стадии жизненного цикла в классификации Эриксона. Распространяя период формирования личности на весь жизненный цикл, ученый утверждает, что каждому возрасту присущи свои эмоциональные кризисы. Эриксон считает, что у каждой стадии есть свои сильные стороны и неудача на одной стадии может быть ис­правлена в последующем удачами на других. Кроме того, теория Эриксона перекладывает часть ответственности за формирование личности с родителей на самого индивида и на общество.

Латентная и генитальная стадии для Эриксона — это периоды, когда у индивида развивается чувство идентичности либо противопо­ложное ему чувство ролевой диффузности. Для Эриксона решающая задача подросткового периода заключается в становлении чувства «Я» — идентичности, растущей уверенности, что сегодняшнее восприятие индивидом самого себя является продолжением его прошлого «Я» и со­гласуется с восприятием его другими людьми. По сравнению с людь­ми, у которых развилось чувство идентичности, человек с диффузией ролей не вполне уверен в том, кем он является на самом деле, он не знает, соответствует ли то, что думает о себе он сам, тому, что думают о нем окружающие, и он не отдает себе отчета в том, как он стал тем, кто он есть, и кем он станет в будущем. В поздний подростковый пе­риод и студенческие годы стремление решить задачу идентичности может привести к вступлению в самые разные группы и к мучитель­ным переживаниям по поводу выбора карьеры.

4 стр., 1668 слов

Биологическое и социальное в личности человека

... быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека. 2. Соотношение биологического и социального в личности человека Как мы уже оговаривали, центральное место в психологической науке занимает проблема психического ...

В своем исследовании процесса формирования идентичности аме­риканский социальный ученый Д. Марсиа выделяет четыре позиции, которые могут иметь индивиды в ходе этого процесса. Позицию до­стигнутой идентичности человек приобретает, если он устанавливает свою идентичность после поиска и изучения себя. Такие индивиды функционируют на высоком психологическом уровне, будучи спо­собны к независимому мышлению, к близости в межличностных от­ношениях, к сложным моральным рассуждениям, они с их чувством самоуважения обладают устойчивостью к групповому давлению и к групповым манипуляциям. Позицию идентификационного моратория индивид имеет, если он находится в разгаре кризиса идентичности. Такие люди способны к деятельности высокого психологического уровня, что выражается в сложных умозаключениях и моральных рас­суждениях: они также ценят близость в отношениях с другими людь­ми. Однако они все еще продолжают решать проблему, кто же они та­кие и что о них думают другие, и менее готовы к тому, чтобы сделать ответственный выбор в разных сферах жизни, чем достигшие иден­тичности. В случае неоплаченной идентичности индивид принимает определенную идентичность, минуя процесс исследования себя. Та­кие индивиды склонны к ригидности, сильно подвержены группово­му давлению и чувствительны к манипуляциям. Они склонны к со­блюдению условностей и отказываются отступать от принятых ими стандартов добра и зла. И, наконец, индивид, достигший диффузной идентичности, лишен какого-либо сильного чувства идентичности или обязательств перед кем-либо. Подобные индивиды легко уязвимы в случае ударов по их самоуважению, их мышление часто дезорга­низовано, у них есть проблемы с установлением близких отношений с людьми. Таким образом, считает Марсиа, индивиды различаются по тому, как они справляются с процессом формирования идентичности, причем данные различия проявляются в их ощущении себя, в мысли­тельных процессах и межличностных отношениях. Хотя то, как про­текает процесс формирования идентичности, и не предопределяет жестко структуру будущей жизни, этот процесс имеет, согласно взгля­дам Марсиа, большое значение для дальнейшего развития личности.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя различные стадии в развитии личности, делает акцент на интеллектуальном развитии ре­бенка и подростка в зависимости от опыта и социального взаимодей­ствия. В интеллектуальном развитии Пиаже выделяет несколько больших этапов, сменяющих друг друга в определенной последова­тельности.

Впервые действия ребенка отражаются в форме мысли на втором году жизни. С этого возраста и примерно до двух лет ребенок проходит дооперациональную стадию мышления, которая характеризуется Пиа­же как стадия эгоцентризма. На этом этапе ребенок использует скорее образы, чем понятия, и концентрируется на настоящем моменте.

14 стр., 6608 слов

Формирование и развитие социальной идентичности личности

... анализ литературы по проблеме формирования и развития социальной идентичности личности Личность - одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, ... значимости этого членства. Иными словами, социальная идентичность характеризует то, членом каких социальных групп и общностей индивид ощущает себя, по отношению к каким группам он ...

В возрасте семи лет мышление ребенка «децентрируется», проис­ходит переход на стадию конкретных операций. Ребенок начинает по­нимать, что существуют разные точки зрения — эгоцентризм уступа­ет место социоцентризму. После одиннадцати лет мышление ребенка переходит на стадию формальных операций, которая завершается к пятнадцати годам и характеризует «зрелый ум», способный к дедук­тивным умозаключениям и построению гипотез.

Социализацией Пиаже называет социальные отношения между са­мими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения).

Ребенок социален с самого рождения., но далее социализируется только постепенно, по мере формирования со­ответствующего интеллектуального аппарата и моральных принципов.

Уже несколько поколений ученых разрабатывают концепции «со­циального научения» (Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Б. Скиннер, А. Бандура и др.).

Согласно концепции социального научения, соци­ализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое мес­то в обществе в результате научения. Существуют разные концепции научения. По Скиннеру, поведение формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных вари­антов, с помощью награды или наказания. Бандура считал, что дети приобретают новое поведение благодаря имитации. Еще одна форма научения — научение через наблюдение, имитацию и идентифика­цию. В теории социального научения рассматривается удовлетворе­ние биологических потребностей ребенка матерью, имитация детьми поведения сильных личностей, подкрепление их социального поведе­ния и другие воздействия внешнего окружения.

Т. Парсонс применил понятие имитации и идентификации, вве­денные еще Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Он определял имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. Идентификация для Парсонса означает внутреннее освоение цен­ностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Согласно его взглядам, индивид вбирает в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Основным органом пер­вичной социализации Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные установки личности.

С момента рождения и на протяжении всей жизни человек контак­тирует с окружающими, включаясь в различные виды деятельности. В отечественной социологии процесс социализации принято разде­лять на три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Многие авторы подчеркивают, что социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается.

Новые шаблоны поведения развиваются, когда человек, напри­мер, мигрирует в другую страну, переходит на новую работу, вступает в религиозную секту, уходит из дома, разводится и т.д. На каждой ста­дии социализации в действие вступают определенные социальные институты: семья, группы сверстников, школа, средства массовой коммуникации, трудовые коллективы, различные ассоциации и т.д.

6 стр., 2570 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... человека как личности, но и о признании социальных норм и правил - главнейшими для человека в процессе его взаимодействия с другими индивидами. Вместе с этим, безработные ... других организациях. Общественные работы, это полезнонаправленная социальная и трудовая деятельность, которая организуется для целей дополнительной социальной поддержки безработных граждан. Участие в общественных работах является ...

Очевидно, что наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация производна от первичной. Каждый индивид рождается в объективной со­циальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, т.е. интернализирует (усваивает) их и делает своими собственными. Усваивая социальные значения, учась пони­мать других людей, человек обретает способность жить в обществе.

На каждом этапе социализации личность обретает новую для себя социальную определенность. Особенно важны изменения, происхо­дящие в сознании личности. Усвоение новых норм поведения — это не просто внешнее изменение, происходящее с индивидом, но и вну­тренняя трансформация сознания, новый взгляд на свою идентич­ность. Объективно личность входит в новое социальное поле, субъек­тивно же она усваивает новый взгляд на мир.

С другой стороны, процесс социализации личности, каким бы он ни был индивидуализированным, происходит в широком контексте социальной структуры. Индивид всегда встречает определенную про­грамму поведения, принятую в обществе, некий социально-структур­ный порядок. Сможет человек вписаться в существующий порядок — значит, социализация прошла успешно. Бывают и такие ситуации, когда личность не только соответствует социальному порядку, но и са­ма существенно влияет на него.

Личность в системе общественных отношений, Марксистская теория

Личность предстает как целостность социальных качеств человека, «определенным обра­зом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», как «продукт исторического развития», результат включения индивида в социум через деятельность и общение.

К. Маркс осознавал, что мир человека — это исторически возникш­ая и социально заданная объективная действительность. Человек творит, преобразует ее, ставит перед собой цели и идеалы, формирует и обогащает свою сущность, раскрывающуюся в его личности. Этот предметный мир предстает в качестве «внешнего отношения полезности», «которую до сих пор рассматривали не в ее связи с сущностью человека», а, напротив, как опредмеченные сущностные силы человека. Поэтому сущность «особой личности составляет ее социальное качество». Решающими для формирования и развития личности, по Марксу, являются экономические отношения, составляющие реаль­ный базис общества, и уже над ними надстраиваются социальные, по­литические, социокультурные, семейно бытовые отношения.

Личность в марксизме деятельным образом включена в ансамбль общественных отношений. Классовая принадлежность личности де­терминирует особенности социальных взаимодействий. Значительное внимание в марксистской теории уделено изучению субъективных свойств и качеств личности. В целом в марксизме личность рассматри­вается как объект и субъект социальных отношений: с одной стороны, в процессе взаимодействий с людьми она образует структуру общест­венных отношений, с другой — сама является продуктом историческо­го развития этих отношений.

Наиболее известная теоретическая модель структуры личности также разработана в рамках марксистской социально-философской традиции. Она основана на принципе, согласно которому «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Идеи Маркса о свободе, равенстве, справедливости, всестороннем и гармоничном развитии личности нашли понимание у широкого круга общественности, в том числе и научной. Вместе с тем стремле­ние практически реализовать эти идеи путем ликвидации частной собственности и обобществления средств производства через дикта­туру пролетариата привело к обратному результату — к деформации социальных отношений.

Деятельный подход

Общественное отношение к личности всегда дифференцировано по сферам деятельности . Деятельный подход является одним из основных в исследовании личности и общества. Предметно он был развит в рам­ках культурно-исторической школы Л.С. Выготского (1896—1934).

Человек рассмат­ривается как преследующее свои цели и задачи деятельное существо, поведение и поступки которого невозможно объяснить только с пози­ций рациональности. В личности отражаются особенности связи чело­века с обществом и природой. Они проявляются в общении, когнитив­ной и предметной деятельности. В.А. Ядов, анализируя личность как объект и субъект социальных отношений, дает следующее определе­ние: «Личность — это целостность социальных свойств человека, про­дукт общественного развития и включения индивида в систему соци­альных отношений посредством активной деятельности и общения».

Е.А. Ануфриев полагает, что «социальная структура личности включает группу устойчивых объективных и субъективных социаль­ных свойств индивида, возникающих и развивающихся в процессе его разнообразной деятельности под влиянием тех общностей, в которые объективно входит человек». Он выделяет следующие элементы этой структуры: способ осуществления социальных качеств, проявляющих­ся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общест­венно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая; объективные социальные потребности; способности к творческой деятельности (врожденные), знания, навыки; степень овладения куль­турными ценностями, т.е. духовный мир личности, нравственные нор­мы и принципы, убеждения.

Любая деятельность личности структурирована. Ее структура включает в себя: 1) мотивы, цели, средства; 2) условия, факторы, дея­тельность; 3) поведение и действие личности; 4) результат деятельно­сти. Деятельность предстает как основной способ бытия человека в мире, включающий все указанные элементы ее структуры.

В социологии принято выделять экономическую, политическую, духовную и общественную, в частности досуговую, семейно-бытовую, формы деятельности личности. Каждая из них также структу­рирована и дифференцирована.

В соответствии с характером отношений личности к окружаю­щему миру социологи подразделяют деятельность на материаль­ную и духовную, практическую и теоретическую. А исходя из отно­шения к объективному ходу исторического процесса — на такие формы деятельности, как прогрессивная и реакционная, револю­ционная и контрреволюционная. До сих пор спорным остается вы­бор критерия отнесения деятельности к прогрессивной или реак­ционной. В современных условиях проблема революционной и контрреволюционной деятельности теряет актуальность, на пер­вый план выдвигается агрессивная деятельность, прежде всего тер­рористическая.

Анализируя деятельность по ее результату, социологи различают творческую (инновационную) и воспроизводящую (репродуктивную) деятельность. Первая направлена на получение нового результата, вторая — на воспроизведение имеющихся результатов или на создание базы, необходимой для инновационной деятельности.

Наиболее полно способности и таланты личности раскрываются в её основной деятельности. Гармоничной и целостной она становится о мере освоения двух форм деятельности — профессиональной и семейно-бытовой. В современных условиях личность может оптималь­но организовать свою бытовую деятельность. Это сберегает силы для профессиональной деятельности.

Социологи полагают, что при формировании, функционировании и развитии личности основными видами деятельности являются игра, образование и труд. В филогенезе человека главенствующее значение имеет труд. Виды трудовой деятельности многообразны и многогран­ны, что накладывает отпечаток на личность. Для любой деятельности важны:

  • качества личности, требуемые и проявляемые в деятельности;
  • объективные и субъективные оценки деятельности, выражаю­щиеся в общественном одобрении или порицании;
  • мотивы деятельности, стимулирующие ее определенные виды;
  • способы и механизмы деятельности, предлагаемые обществом и выбираемые личностью;
  • результаты деятельности, социально и индивидуально значи­мые.

Деятельностный подход к личности сводится к:

  • определению системообразующего звена, доминантного вида дея­тельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.);
  • выяснению принципа осуществления деятельности — вынуж­денная или свободная, отчужденная или неотчужденная;
  • изучению характера связи между различными видами деятельно­сти (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности;
  • исследованию уровня осуществления каждого из видов деятель­ности.