Личность в системе общественных отношений

Контрольная работа

Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам социологии. Личность происходит от слова «личина» — маска. Человек всегда и вез­де играет некоторую роль. Мы познаем друг дру­га в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. В том смысле, что маска — это образ, который мы создаем для себя, роли, которые мы играем, также являются масками нашего истинного «я» — того «я», которое мы хотим иметь. Ролевая игра становится второй натурой и неотъемлемой частью нашей личности.

Личность непрерывно связано с обществом. Социологическая интерпретация личности отражает меру социального в человеке, меру его вовлеченности в социальные отношения. Личность — существо общественное. Эта концепция позволяет выделить и подчеркнуть сверхъестественную и сверхъестественную сущность человека, привлечь научное внимание к его происхождению и социальной сущности. Личность — это результат развития личности, полное воплощение социальных качеств человека. «Человеком рождаются, а личностью становятся». Какой личностью станут те или иные люди, зависит от характера общества, в котором они живут, от той системы образования и воспитания, которая там действует.

Все социальные процессы — экономические, политические, духовные и другие — формируются деятельностью людей, которые представляют определенных людей. Возникают вопросы о движущих силах их деятельности, ее социальном содержании и направленности, ее практических результатах и ​​их значении для жизни и развития общества.

Понятие личности

Социология — наука, изучающая человека как социальный тип, как тип личности, наделенный типичными характеристиками, приобретенными в процессе функционирования социальных сообществ. При этом в поле его зрения входят и реальные личности, формирование которых обусловлено спецификой «современных социокультурных условий. Но изучаются не их индивидуальные особенности, а социально типичные в человеке, его функции и роли, а также социально значимая деятельность. Социальное в человеке — это исходное, главное в социологическом анализе личности.

В гуманитарных науках широко используются понятия «личность», «индивидуальность», «личность», «личность». Каждое из них несет специфическую нагрузку.

Понятие «человек» отражает характеристики, присущие человеческому роду, человек предстает как биологическое и социальное существо. Индивид — это отдельный человек, единица человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т.д. Понятие «индивид» отражает характеристики, признаки человека в целом на уровне отдельного человека, это своего рода атом, первый кирпич человечества, неделимый и конечный. В понятии «индивидуальность» есть особенное, оригинальное, которое отличает одну личность от другой. Это могут быть физиологические, психологические, культурные и другие характеристики.

10 стр., 4847 слов

Связь памяти с личностью человека

... Общее представление о памяти человека 1.1 Память человека Память -- это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с ...

В социологии интерпретация личности отражается как мера социального в человеке, мера его вовлеченности в социальные отношения. Личность – существо общественное. Это результат развития личности, полное воплощение социальных качеств человека.

Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становятся ясными тогда, когда обнаруживается ее соци­альное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоз­зрение, ценностные ориентации и т.д.

Личность постоянно получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях человек, основываясь на знаниях и убеждениях, вырабатывает точки зрения и мнения. Знания и убеждения — самые устойчивые черты личности, а отношения и мнения — ее черты. Качества и черты характера определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется

Важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленными жизненным опытом личности и регулирующими его поведение, являются ценностные ориентации. Совокупность установленных ценностных ориентаций обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, выраженного в направлении потребностей и интересов.

Социализация личности, Понятие социализации

Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация».

Социализация — это сложный процесс включения человека в социальные отношения, в ходе которого он изучает модели поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для правильного функционирования в данном обществе.

Первичная социализация — это социализация, в которую индивидуум вовлечен в детстве. Вторичная социализация (ресоциализация) — это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

В социогенезе реализуется определенная социальная программа ее становления и дальнейшего развития, заложенная в самой социальной действительности и, прежде всего, в предметном мире материальной и духовной культуры; языке, различных знаковых системах, воплощающих в себе духовный опыт человечества; существующих системах образования и воспитания; таких формах общественной жизнедеятельности, как труд в области материального производства; политическая, познава­тельная и иная деятельность; нравственные, эстетические и религиозные отношения, проявляющиеся в свою очередь в системе семейных и межнациональных отношений, а также в отношениях представителей разных поколений людей. Во многих из этих отношений человек буквально привязан к ним и всю оставшуюся жизнь действует в их рамках.

Люди и институты, с помощью которых осуществляется социализация индивида, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации — родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все ос­тальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тре­неры и т.д. — все люди, связанные с индивидом тесными личными от­ношениями. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями и поэтому агентами вторичной со­циализации являются, например, представители администрации шко­лы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информа­ции, партий, суда и т.д.

7 стр., 3362 слов

Контрольная работа : «Человек в социальном измерении»

... б. – «3» менее 9 б. – «2» Контрольная работа по теме: «Человек в социальном измерении». 6 класс 2 –вариант Чаcть I. (выберите один правильный ответ- 1 балл. Итого 10 ... С. Смайлса: «Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает- велик или мал в зависимости от собственной воли». – 5 б. _____________________________________________________________________________________ Критерии ...

У человека развиваются соответствующие способности, которые позволяют ему не только адаптироваться к условиям внешней среды своей жизни и работы, но и активно самоутвердиться в этой среде, проявлять творческий потенциал и изменять условия своей жизни в собственных интересах. Все это становится возможным только при постоянном приумножении знаний того или иного человека и всестороннем развитии его способностей, навыков и умений для различных видов деятельности. Решающую роль в этом играет хорошее образование, полученное в средней и университетской школах, а также последующая профессиональная и другая деятельность.

Каждая личность предстает одновременно как продукт современной ей эпохи и как результат всемирно-исторического развития человечества, опыт которого, вопло­щенный в содержании накопленных знаний, существующих видов деятельности и произведений искусства, она усваивает, живя в той или иной стране в составе определенного народа.

Любая личность выступает как довольно сложная и открытая система своих динамично проявляющихся социальных свойств: производства и экономики, политики, семьи и семьи, моральных, эстетических, религиозных и других. Открытый характер системы личностных свойств проявляется прежде всего во взаимо­действии самих личностей, выступают ли они сами по себе или в составе определенных социальных групп, в конечном счете — во взаимодействии личностей со всей внешней средой их социальной жизнедеятельности, в обмене информацией, знаниями, опытом, деятельностью с другими субъектами.

Надо сказать, что система социальных свойств индивида функционирует и развивается под прямым и косвенным влиянием всего содержания социальной жизни и всегда проявляется в конкретных социально-исторических параметрах. Он понимает систему своих социальных отношений и межличностного общения, преобладающие виды своей деятельности, систему своего духовного мира. Все функционируют и развиваются как основные подсистемы целостной системы личности — системы всех ее социальных свойств.

Социальные связи человека и социальные отношения с другими должны быть включены в его систему. Потому что она как личность существует только в системе этих связей и отношений. Вне их нет и личности. Связи и социальные отношения, в которые вступает человек, — это не только внешние условия его жизни, но и его неотъемлемые атрибуты. Он выступает как носитель этих связей и отношений, а значит, он личность. Распад этих связей и отношений его означает распад самой личности, ее социальную деградацию.

Чтобы сформировать из представителей данного общества (детей, молодежи, взрослых) полезные для него личности, необходимо сформировать соответствующие обществен­ные отношения — экономические, политические, правовые, нравст­венные, эстетические и другие, на основе которых при соответст­вующей системе воспитания и образования можно взрастить такие личности. Эти социальные отношения являются не только социальной основой деятельности человека и определяют содержание его социальной активности, но и имеют решающее влияние на развитие его духовного мира. Это означает, что формирование индивидов должно начинаться с совершенствования общества, то есть всей присущей ему системы общественных отношений.

2 стр., 925 слов

Развитие личности взрослого человека

... даёт импульс к дальнейшему совершенствованию (самосовершенствованию) личности в её развитии. Д. И. Фельдштейн А. А. Бодалёв Заключение Процесс социализации взрослых с точки зрения психологии рассматривается как важный ... не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознаёт, что, в ...

Такой подход к проблеме формирования и развития личностей миллионов людей чрезвычайно важен для современной России, за­лог ее подлинного (а не иллюзорного) возрождения.

Теории социализации

Теории социализации имеют довольно долгую историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж.Г. Мида, Р.Линтона, 3.Фрейда, Ж.Пиаже. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Кули и Мид.

По словам Кули, каждый человек конструирует свое «я» на основе реакций других людей, с которыми он вступает в контакт. Ядро личности — это результат социального взаимодействия, в ходе которого человек научился смотреть на себя как на объект глазами других людей.

У человека столько же социальных «я», сколько людей и групп, о которых его беспокоит собственное мнение. Решающая роль в социализации личности отводится первичным группам — семье, друзьям, соседям, в которых складываются неформальные и доверительные отношения.

Человеческое «Я», открывающееся через реакции других, известно как зеркальное «Я» (Кули).

По его словам, другие люди — это зеркала, в которых формируется образ человека. «Я» включает:

1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку»,

2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»,

3) вытекающее из этого специфическое чувство гордости или

унижения («самоуважение»).

Теорию зеркала «я» дополнила и развила концепция «обобщенного другого», разработанная Мидом. «Обобщенный дру­гой» обозначает у Мида анонимных «людей», «народ», «общество» как абстрактное лицо — сеть институтов (семья, религия, образование, государство).

Формирование в сознании «обобщенного другого» — решающая фаза социализации.

По мнению Мида, сознательное «Я» вырастает в социальном про­цессе. Маленький ребенок открывает свое «Я» как существо с определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребенок общается только с одним человеком, его развитие как личности будет относительно простым и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, кото­рые по-разному реагируют на мир. Кроме того, необходимо, чтобы другие, значимые для ребенка, контактировали с «обобщенным другим».

Увидев особенность человеческого сознания в умении использовать символы и жесты, Мид считал, что человек, будучи субъектом, может быть объектом и для себя. Психическую си­стему этого процесса Мид называет Я (I) и Меня (me).

Как субъект «Я» может оставаться самим собой, как объект — принимая отношение другого к себе. Посредниками этого процесса являются «значи­мые другие», т.е. мать, отец и другие близкие.

9 стр., 4103 слов

Особенности развития личности одаренного ребенка

... ребенка. Увидеть в каждом ребенке личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, а также создать систему работы с одаренными детьми, в полной мере содействующую развитию ... одаренности и более широкому использованию разнообразных способов диагностики и развития индивидуальных особенностей детей. Однако Постановление ЦК ВКП (б) 1936 г. Прервало ...

Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принад­лежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и спо­собности ребенка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (один—три года) ребенок примеряет на себя всевоз­можные роли. На второй стадии (три—четыре года), называемой ста­дией коллективной игры, ребенок вместе с другими начинает осуще­ствлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в «дочки-матери»).

Критерием формирования зрелого «Я» служит способность принять на себя роль «обобщенного другого» — с наступ­лением третьей стадии (от четырех—пяти лет и далее).

Мид подчеркнула важность взаимоотношений со сверстниками для формирования независимой и ответственной личности.

Фрейд, основатель психоанализа, был одним из первых, кто определил механизмы социализации ребенка. По Фрейду, личность состоит из трех основных компонентов: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» — примитивный компо­нент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Экземпляр «Я» осуществляет контроль над личностью с учетом особенностей внешнего мира. «Сверх-Я» — носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции. Социализация понимается Фрейдом как процесс «раскрытия» врожденных свойств человека, в результате которого происходит формирование трех конститутивных элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет пять фаз, связанных с определенными частями тела: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную.

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э.Эриксона. Согласно Эриксону, основы человеческого «я» уходят корнями в социальную организацию общества. Каждой стадии развития лич­ности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, кото­рые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

Эти идеи Эриксона легли в основу двух важных концепций его концепции: «групповая идентичность» и «идентичность эго». В связи с тем, что с первого дня жизни обучение ребенка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой идентичностью формируется идентичность эго, которая создает у субъекта ощущение стабильности и непрерывности его «Я», несмотря на изменения, происходящие в процессе роста и развития.

Эриксон выдвинул три новых и важных положения. Во-первых, он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется на­правленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, сущест­вуют и психологические стадии развития «Я», в процессе которого ин­дивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Во-вторых, Эриксон утверждал, что формирование личности продолжается на протяжении всего жизненного цикла и не заканчивается в подростковом возрасте. И в-третьих, каждый этап имеет свои параметры развития, которые могут быть как положительными, так и отрицательными.

Согласно теории Фрейда, первая стадия человеческого развития соответствует оральной стадии и охватывает первый год жизни. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительный полюс которого — доверие, а отрицательный — недоверие. Если ребенок не получит должной заботы, любви, он перенесет возникшее у него недоверие в мир на другие стадии своего развития. Вопрос о том, какое начало будет преобладать, будет возникать снова на каждой последующей стадии развития.

13 стр., 6053 слов

Особенности развития межличностных отношений детей дошкольного возраста

... создать благоприятную окружающую атмосферу для дальнейшего развития личности ребенка, и большее внимание уделять его нравственному развитию. 1.2 Структура межличностных отношений дошкольников в группе сверстников Для сверстники ... родителей. Для этого знать возрастные общения детей, ход развития общения со а также психологические различных проблем в с другими детьми. вопросом при изучении ...

Согласно Фрейду, вторая фаза, совпадающая с анальной фазой, охватывает второй и третий годы жизни. На этом этапе устанавливается связь между независимостью, с одной стороны, и застенчивостью и неуверенностью, с другой. Ребенок, вынесший из этой стадии го­раздо больше самостоятельности, чем стыда (если родители предо­ставляют ему делать то, на что он способен), окажется хорошо подго­товлен к развитию самостоятельности в дальнейшем.

Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Социальный параметр этой фазы, согласно Эриксону, развивается между предпринимательством, с одной стороны, и чувством вины, с другой. Относительно того, как на этом этапе родители реагируют на игры и развлечения ребенка, какие из этих качеств превзойдут его характер.

Возраст от шести до одиннадцати лет — это четвертая стадия, соответствующая латентной фазе психоанализа. Здесь Эриксон расширяет рамки психоанализа и указывает, что развитие ребенка в этот период зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых. У ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм, регламентированным занятиям, а социальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувством не­полноценности — с другой.

При переходе в пятую стадию (двенадцать — восемнадцать лет) па­раметр связи с окружающим колеблется между положительным по­люсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей, т.е. подросток, который приобрел способность к обобщениям, должен объединить все, что он знает о себе как о сыне, школьнике, друге, спортсмене и т.д. Все эти роли он должен собрать в одно целое, ос­мыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если моло­дой человек успешно справится с такой психосоциальной идентифи­кацией, у него появится ощущение того, кто он есть и куда идет. В отличие от предыдущих стадий, влияние родителей теперь стано­вится гораздо более косвенным.

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости. Спе­цифический для этой стадии параметр заключен между положительным полюсом близости (в браке, дружбе) и отрицательным — одиночества.

Седьмая стадия — зрелый возраст. На этой стадии появляется новый параметр личности — общечеловечность. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пре­делами семейного круга, задумываться над жизнью будущих поколений. Тот, у кого такое чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и собственном комфорте.

Восьмой, последний, параметр классификации Эриксона — пси­хосоциальный, он заключен между целостностью и безнадежностью. Таковы основные стадии жизненного цикла в классификации Эриксона. Распространяя период формирования личности на весь жизненный цикл, ученый утверждает, что каждому возрасту присущи свои эмоциональные кризисы. Эриксон считает, что у каждой стадии есть свои сильные стороны и неудача на одной стадии может быть ис­правлена в последующем удачами на других. Кроме того, теория Эриксона перекладывает часть ответственности за формирование личности с родителей на самого индивида и на общество.

4 стр., 1668 слов

Биологическое и социальное в личности человека

... быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека. 2. Соотношение биологического и социального в личности человека Как мы уже оговаривали, центральное место в психологической науке занимает проблема психического ...

Латентная и генитальная стадии для Эриксона — это периоды, когда у индивида развивается чувство идентичности либо противопо­ложное ему чувство ролевой диффузности. Для Эриксона решающая задача подросткового периода заключается в становлении чувства «Я» — идентичности, растущей уверенности, что сегодняшнее восприятие индивидом самого себя является продолжением его прошлого «Я» и со­гласуется с восприятием его другими людьми. По сравнению с людь­ми, у которых развилось чувство идентичности, человек с диффузией ролей не вполне уверен в том, кем он является на самом деле, он не знает, соответствует ли то, что думает о себе он сам, тому, что думают о нем окружающие, и он не отдает себе отчета в том, как он стал тем, кто он есть, и кем он станет в будущем. В поздний подростковый пе­риод и студенческие годы стремление решить задачу идентичности может привести к вступлению в самые разные группы и к мучитель­ным переживаниям по поводу выбора карьеры.

В своем исследовании процесса формирования идентичности аме­риканский социальный ученый Д. Марсиа выделяет четыре позиции, которые могут иметь индивиды в ходе этого процесса. Позицию до­стигнутой идентичности человек приобретает, если он устанавливает свою идентичность после поиска и изучения себя. Такие индивиды функционируют на высоком психологическом уровне, будучи спо­собны к независимому мышлению, к близости в межличностных от­ношениях, к сложным моральным рассуждениям, они с их чувством самоуважения обладают устойчивостью к групповому давлению и к групповым манипуляциям. Позицию идентификационного моратория индивид имеет, если он находится в разгаре кризиса идентичности. Такие люди способны к деятельности высокого психологического уровня, что выражается в сложных умозаключениях и моральных рас­суждениях: они также ценят близость в отношениях с другими людь­ми. Однако они все еще продолжают решать проблему, кто же они та­кие и что о них думают другие, и менее готовы к тому, чтобы сделать ответственный выбор в разных сферах жизни, чем достигшие иден­тичности. В случае неоплаченной идентичности индивид принимает определенную идентичность, минуя процесс исследования себя. Та­кие индивиды склонны к ригидности, сильно подвержены группово­му давлению и чувствительны к манипуляциям. Они склонны к со­блюдению условностей и отказываются отступать от принятых ими стандартов добра и зла. И, наконец, индивид, достигший диффузной идентичности, лишен какого-либо сильного чувства идентичности или обязательств перед кем-либо. Подобные индивиды легко уязвимы в случае ударов по их самоуважению, их мышление часто дезорга­низовано, у них есть проблемы с установлением близких отношений с людьми. Таким образом, считает Марсиа, индивиды различаются по тому, как они справляются с процессом формирования идентичности, причем данные различия проявляются в их ощущении себя, в мысли­тельных процессах и межличностных отношениях. Хотя то, как про­текает процесс формирования идентичности, и не предопределяет жестко структуру будущей жизни, этот процесс имеет, согласно взгля­дам Марсиа, большое значение для дальнейшего развития личности.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя различные стадии в развитии личности, делает акцент на интеллектуальном развитии ре­бенка и подростка в зависимости от опыта и социального взаимодей­ствия. В интеллектуальном развитии Пиаже выделяет несколько больших этапов, сменяющих друг друга в определенной последова­тельности.

4 стр., 1675 слов

Социальная политика в отношении пожилых людей

... среды и создание оптимальных условий для включенности в жизнь общества. Социальная политика в отношении пожилых людей В оказании помощи пожилым людям в решении наиболее острых проблем, обеспечения им достойной ... деятельность. Однако при этом многие сталкиваются с барьерами, в связи с возрастной дискриминацией при приеме на работу, продвижении по службе или в отношении увольнений. Им отказывают в ...

Впервые действия ребенка отражаются в форме мысли на втором году жизни. С этого возраста и примерно до двух лет ребенок проходит дооперациональную стадию мышления, которая характеризуется Пиа­же как стадия эгоцентризма. На этом этапе ребенок использует скорее образы, чем понятия, и концентрируется на настоящем моменте.

В возрасте семи лет мышление ребенка «децентрируется», проис­ходит переход на стадию конкретных операций. Ребенок начинает по­нимать, что существуют разные точки зрения — эгоцентризм уступа­ет место социоцентризму. После одиннадцати лет мышление ребенка переходит на стадию формальных операций, которая завершается к пятнадцати годам и характеризует «зрелый ум», способный к дедук­тивным умозаключениям и построению гипотез.

Социализацией Пиаже называет социальные отношения между са­мими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения).

Ребенок социален с самого рождения., но далее социализируется только постепенно, по мере формирования со­ответствующего интеллектуального аппарата и моральных принципов.

Уже несколько поколений ученых разрабатывают концепции «со­циального научения» (Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Б. Скиннер, А. Бандура и др.).

Согласно концепции социального научения, соци­ализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое мес­то в обществе в результате научения. Существуют разные концепции научения. По Скиннеру, поведение формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных вари­антов, с помощью награды или наказания. Бандура считал, что дети приобретают новое поведение благодаря имитации. Еще одна форма научения — научение через наблюдение, имитацию и идентифика­цию. В теории социального научения рассматривается удовлетворе­ние биологических потребностей ребенка матерью, имитация детьми поведения сильных личностей, подкрепление их социального поведе­ния и другие воздействия внешнего окружения.

Т. Парсонс применил понятие имитации и идентификации, вве­денные еще Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Он определял имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. Идентификация для Парсонса означает внутреннее освоение цен­ностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Согласно его взглядам, индивид вбирает в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Основным органом пер­вичной социализации Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные установки личности.

С момента рождения и на протяжении всей жизни человек контак­тирует с окружающими, включаясь в различные виды деятельности. В отечественной социологии процесс социализации принято разде­лять на три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Многие авторы подчеркивают, что социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается.

Новые шаблоны поведения развиваются, когда человек, напри­мер, мигрирует в другую страну, переходит на новую работу, вступает в религиозную секту, уходит из дома, разводится и т.д. На каждой ста­дии социализации в действие вступают определенные социальные институты: семья, группы сверстников, школа, средства массовой коммуникации, трудовые коллективы, различные ассоциации и т.д.

4 стр., 1506 слов

Стандартизация отношений социальной ответственности

... социальной ответственности 7.3 Понимание социальной ответственности организации 7.4 Практики для интеграции социальной ответственности повсеместно в организации 7.6 Повышение доверия [к организации] в отношении социальной ответственности 7.7 Анализ и совершенствование деятельности ... и дохода Проблема 6: Здоровье Проблема 7: Социальные инвестиции Примечания Данный реферат составлен на основе .

Очевидно, что наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация производна от первичной. Каждый индивид рождается в объективной со­циальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, т.е. интернализирует (усваивает) их и делает своими собственными. Усваивая социальные значения, учась пони­мать других людей, человек обретает способность жить в обществе.

На каждом этапе социализации личность обретает новую для себя социальную определенность. Особенно важны изменения, происхо­дящие в сознании личности. Усвоение новых норм поведения — это не просто внешнее изменение, происходящее с индивидом, но и вну­тренняя трансформация сознания, новый взгляд на свою идентич­ность. Объективно личность входит в новое социальное поле, субъек­тивно же она усваивает новый взгляд на мир.

С другой стороны, процесс социализации личности, каким бы он ни был индивидуализированным, происходит в широком контексте социальной структуры. Индивид всегда встречает определенную про­грамму поведения, принятую в обществе, некий социально-структур­ный порядок. Сможет человек вписаться в существующий порядок — значит, социализация прошла успешно. Бывают и такие ситуации, когда личность не только соответствует социальному порядку, но и са­ма существенно влияет на него.

Личность в системе общественных отношений, Марксистская теория

Личность предстает как целостность социальных качеств человека, «определенным обра­зом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», как «продукт исторического развития», результат включения индивида в социум через деятельность и общение.

К. Маркс осознавал, что мир человека — это исторически возникш­ая и социально заданная объективная действительность. Человек творит, преобразует ее, ставит перед собой цели и идеалы, формирует и обогащает свою сущность, раскрывающуюся в его личности. Этот предметный мир предстает в качестве «внешнего отношения полезности», «которую до сих пор рассматривали не в ее связи с сущностью человека», а, напротив, как опредмеченные сущностные силы человека. Поэтому сущность «особой личности составляет ее социальное качество». Решающими для формирования и развития личности, по Марксу, являются экономические отношения, составляющие реаль­ный базис общества, и уже над ними надстраиваются социальные, по­литические, социокультурные, семейно бытовые отношения.

Личность в марксизме деятельным образом включена в ансамбль общественных отношений. Классовая принадлежность личности де­терминирует особенности социальных взаимодействий. Значительное внимание в марксистской теории уделено изучению субъективных свойств и качеств личности. В целом в марксизме личность рассматри­вается как объект и субъект социальных отношений: с одной стороны, в процессе взаимодействий с людьми она образует структуру общест­венных отношений, с другой — сама является продуктом историческо­го развития этих отношений.

Наиболее известная теоретическая модель структуры личности также разработана в рамках марксистской социально-философской традиции. Она основана на принципе, согласно которому «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Идеи Маркса о свободе, равенстве, справедливости, всестороннем и гармоничном развитии личности нашли понимание у широкого круга общественности, в том числе и научной. Вместе с тем стремле­ние практически реализовать эти идеи путем ликвидации частной собственности и обобществления средств производства через дикта­туру пролетариата привело к обратному результату — к деформации социальных отношений.

Деятельный подход

Общественное отношение к личности всегда дифференцировано по сферам деятельности . Деятельный подход является одним из основных в исследовании личности и общества. Предметно он был развит в рам­ках культурно-исторической школы Л.С. Выготского (1896—1934).

Человек рассмат­ривается как преследующее свои цели и задачи деятельное существо, поведение и поступки которого невозможно объяснить только с пози­ций рациональности. В личности отражаются особенности связи чело­века с обществом и природой. Они проявляются в общении, когнитив­ной и предметной деятельности. В.А. Ядов, анализируя личность как объект и субъект социальных отношений, дает следующее определе­ние: «Личность — это целостность социальных свойств человека, про­дукт общественного развития и включения индивида в систему соци­альных отношений посредством активной деятельности и общения».

Е.А. Ануфриев полагает, что «социальная структура личности включает группу устойчивых объективных и субъективных социаль­ных свойств индивида, возникающих и развивающихся в процессе его разнообразной деятельности под влиянием тех общностей, в которые объективно входит человек». Он выделяет следующие элементы этой структуры: способ осуществления социальных качеств, проявляющих­ся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общест­венно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая; объективные социальные потребности; способности к творческой деятельности (врожденные), знания, навыки; степень овладения куль­турными ценностями, т.е. духовный мир личности, нравственные нор­мы и принципы, убеждения.

Любая деятельность личности структурирована. Ее структура включает в себя: 1) мотивы, цели, средства; 2) условия, факторы, дея­тельность; 3) поведение и действие личности; 4) результат деятельно­сти. Деятельность предстает как основной способ бытия человека в мире, включающий все указанные элементы ее структуры.

В социологии принято выделять экономическую, политическую, духовную и общественную, в частности досуговую, семейно-бытовую, формы деятельности личности. Каждая из них также структу­рирована и дифференцирована.

В соответствии с характером отношений личности к окружаю­щему миру социологи подразделяют деятельность на материаль­ную и духовную, практическую и теоретическую. А исходя из отно­шения к объективному ходу исторического процесса — на такие формы деятельности, как прогрессивная и реакционная, револю­ционная и контрреволюционная. До сих пор спорным остается вы­бор критерия отнесения деятельности к прогрессивной или реак­ционной. В современных условиях проблема революционной и контрреволюционной деятельности теряет актуальность, на пер­вый план выдвигается агрессивная деятельность, прежде всего тер­рористическая.

Анализируя деятельность по ее результату, социологи различают творческую (инновационную) и воспроизводящую (репродуктивную) деятельность. Первая направлена на получение нового результата, вторая — на воспроизведение имеющихся результатов или на создание базы, необходимой для инновационной деятельности.

Наиболее полно способности и таланты личности раскрываются в её основной деятельности. Гармоничной и целостной она становится о мере освоения двух форм деятельности — профессиональной и семейно-бытовой. В современных условиях личность может оптималь­но организовать свою бытовую деятельность. Это сберегает силы для профессиональной деятельности.

Социологи полагают, что при формировании, функционировании и развитии личности основными видами деятельности являются игра, образование и труд. В филогенезе человека главенствующее значение имеет труд. Виды трудовой деятельности многообразны и многогран­ны, что накладывает отпечаток на личность. Для любой деятельности важны:

  • качества личности, требуемые и проявляемые в деятельности;
  • объективные и субъективные оценки деятельности, выражаю­щиеся в общественном одобрении или порицании;
  • мотивы деятельности, стимулирующие ее определенные виды;
  • способы и механизмы деятельности, предлагаемые обществом и выбираемые личностью;
  • результаты деятельности, социально и индивидуально значи­мые.

Деятельностный подход к личности сводится к:

  • определению системообразующего звена, доминантного вида дея­тельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.);
  • выяснению принципа осуществления деятельности — вынуж­денная или свободная, отчужденная или неотчужденная;
  • изучению характера связи между различными видами деятельно­сти (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности;
  • исследованию уровня осуществления каждого из видов деятель­ности.